Сущность налогообложения малого и среднего предпринимательства. Общепринятая и упрощенная система налогообложения малого предпринимательства в Российской Федерации. Анализ систем налогообложения деятельности предприятия. Преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Учебные цели
В рамках данной темы у обучаемых формируется: знание основ налогообложения малого и среднего бизнеса; понимание преимуществ и недостатков различных систем налогообложения; знание нормативно-правовых основ налогообложения.
СУЩНОСТЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В большинстве европейских стран налоговые льготы для малых предприятий предоставляются в форме специальных (пониженных) ставок. Льготные налоговые ставки чаще всего применяются в рамках прогрессивной шкалы налогообложения. При этом абсолютно отдельная, специально для субъектов малого предпринимательства, система правил определения налогооблагаемой прибыли — явление достаточно редкое.
Налоговые льготы для субъектов малого бизнеса. Как не платить налоги?
В ряде стран субъектам малого предпринимательства разрешается единовременное списание (в определенных пределах) инвестиций в основные фонды. В других применяется ускоренная амортизация. В США предоставляются специальные налоговые льготы на венчурные инвестиции в малые предприятия отдельных категорий, а также действуют льготные ставки налога на прирост капитальной стоимости в части реализации акций малых предприятий.
В некоторых странах для субъектов малого предпринимательства установлен более высокий максимальный уровень вычитаемых в целях налогообложения расходов на НИОКР. Итальянские предприниматели используют упрощенную и ускоренную систему возврата НДС. В Австралии к субъектам малого предпринимательства применяется упрощенная система налогообложения, направленная на снижение административного бремени соблюдения налогового законодательства.
Главные задачи, стоящие в настоящее время перед налоговой системой, включают в себя две, на первый взгляд, противоречивые проблемы: повышение собираемости налогов и ослабление налогового бремени. К числу актуальных и конъюнктурных проблем можно отнести упрощение изъятия налога: техники исчисления, учета сокращения количества инструктивного и методологического материала. Очевидно, что, несмотря на постоянно изменяющееся законодательство, налоговая система не успевает за бурно развивающимися рыночными отношениями.
Российская система налогообложения существенно дифферен- цированна по отраслям и сферам деятельности предприятий. Так, схема расчета налогов для предприятий финансового сектора (например, для банков) отличается от налогообложения промышленных предприятий; сфера развлекательных услуг (казино, игровые автоматы и т.д.) имеет собственную специфику налогообложения. Это же касается и предприятий малого бизнеса.
Отличительной особенностью системы налогообложения российского бизнеса является ее относительная сложность и многовариантность. Поэтому при обосновании стратегии развития малого предприятия необходимо обоснованно выбрать наиболее приемлемую схему налогообложения.
Новый налоговый режим для малого бизнеса
Специальные налоговые режимы используются государством в целях:
- 1) поддержки субъектов малого предпринимательства и развития малого бизнеса;
- 2) поддержки сельскохозяйственного производителя и стимулирования отрасли сельского хозяйства;
- 3) привлечения инвестиций в разработку недр и стимулирования добывающих и связанных с ними отраслей.
Суть специальных налоговых режимов сводится к замене для определенной категории малых предприятий большинства федеральных и региональных налогов единым налогом, который исчисляется за отчетные и налоговый периоды.
Таким образом, установление специальных налоговых режимов в конечном итоге служит целям укрепления и дальнейшего развития экономики Российской Федерации и является реализацией регулирующей функции налога (ее стимулирующей подфункции).
В настоящее время налоговый вклад малого предпринимательства в бюджетную систему России формируется с учетом четырех режимов налогообложения: классического (налога на прибыль и прочих налоговых платежей), двух специальных: упрощенной и системы налогообложения в виде ЕНВД, а также налога на доходы физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства была введена с 1 января 1996 г., и первоначально этот льготный налоговый режим применялся наряду с налоговыми льготами для малых предприятий по налогам на прибыль и добавленную стоимость. Однако с введением в действие части второй Налогового кодекса РФ, в том числе гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» и гл. 25 «Налог на прибыль организаций», налоговые льготы для малых предприятий по налогам на прибыль и добавленную стоимость были отменены.
Источник: studref.com
Краткий гид по «предпринимательским» налогам
Вы только зарегистрировали бизнес и теперь хотите выбрать выгодный налоговый режим. Или другая ситуация – вы предприниматель с опытом, но имеете о налогах относительно смутное представление, так как всё рабочее время тратили на развитие бизнеса, полностью делегировав налоговые вопросы бухгалтеру. В этой статье эксперт «БУХ.1С» Юлия Батрульян в экспресс-формате даёт общее представление обо всех налогах, объясняет, чем отличается вменёнка от упрощёнки, показывает риски общего режима налогообложения, подсказывает, как сэкономить если не деньги, то хотя бы время.
Общий режим налогообложения
Если в положенный срок (например, сразу после регистрации), вы не успели заявить, что хотите платить упрощенный или сельхозналог, то по умолчанию включается общий режим налогообложения – ОСНО. Сразу скажем, для бухгалтера это самая трудоёмкая система – нужно вести бухучет в полном объёме, сдавать балансы, считать доходы и расходы, выставлять счета-фактуры, собирать и хранить все накладные и чеки. Для владельца бизнеса ОСНО – это максимальное количество налогов . Разберемся в них.
В первую очередь, это НДС. Обязанность платить все остальные налоги зависит от наличия или отсутствия прибыли, недвижимости, транспорта и прочего. НДС же вы должны заплатить сразу, как только осуществите свою первую продажу, окажете услугу или выполните работу. Причем правило работает даже в случае, когда сделка убыточна.
У налога есть несколько ставок – 18, 10 и 0 процентов. Обычно применяется первая, вторая – распространяется на некоторые социально важные товары (такие как хлеб, молоко, детские вещи, лекарства). А случаи, когда можно использовать ставку 0%, ограничены (в первую очередь, это торговля на экспорт).
Схема расчета НДС, пожалуй, самая сложная: налогом облагается добавленная стоимость, то есть та, которая «накручивается» на товар в процессе производства или перепродажи. Определить сумму к уплате в бюджет можно по следующей схеме: вы «извлекаете» НДС из своей выручки, ваш поставщик – из своей. Затем из первой суммы вы вычитаете вторую (эта операция так и называется – вычет НДС). Получившуюся разницу вы платите в бюджет.
Приведем простой пример. Вы продали в розницу один кирпич за 118 рублей. Налог в стоимости кирпича – 18 рублей (118/118*18). Предварительно вы этот кирпич купили на оптовом рынке за 11,8 рубля, в том числе заплатили продавцу НДС – 1,8 рубля (11,8/118*18). В бюджет вы должны 16,2 рубля (18-1,8).
Если разницу между ценой продажи и покупки умножить на 18%, то получится тот же результат: (100-10)*18%=16,2 рубля.
Правда, вычесть НДС можно при условии, что продавец выставил вам счет-фактуру на кирпич и перечислил в бюджет эти самые 1,8 рублей. Дело в том, что с 2015 года заработал тотальный контроль плательщиков НДС: все продавцы и все покупатели должны отчитаться о каждой совершенной сделке! Возместить налог от поставщика, который не скрывает информацию о сделках и не платит налоги, не получится. Поэтому тщательно проверяйте своих партнеров. Сделать это можно, например, с помощью встроенного в «1С:Бухгалтерию 8» сервиса .
Налог на прибыль
Второй по важности налог – налог на прибыль. Его платят только организации. Совокупная ставка налога равна 20%, из них 18% уходит в региональный бюджет. Власти на местах вправе снизить свою долю до 13,5%. Уже из названия налога понятно, что рассчитывается он с прибыли.
Прибыль – это превышение доходов над расходами. Определяется показатель по итогам квартала, полугодия, девяти месяцев и года – так называемым нарастающим итогом. То есть, если в I квартале вы сработали в убыток, а во II – получили прибыль, то ее часть пойдет на покрытие предыдущих финансовых неудач. Со всего, что останется после, нужно заплатить налог.
В отличие от НДС налог на прибыль можно «оптимизировать» – Налоговый кодекс оставляет некоторую свободу действий. Размер доходов (выручки) при этом коррекции практически не подлежит. А вот величина расходов зависит от правильного использования Налогового кодекса и грамотно оформленных документов.
Законодательство предъявляет к расходам два требования. Первое – они должны быть обоснованными или экономически оправданными. Это означает, что налоговики посчитают расходами не все затраты компании, а лишь те, что понесены в рамках предпринимательской деятельности. К примеру, заработная плата или стоимость материалов – это обоснованные расходы.
А вот стоимость путевки директора в Таиланд однозначно вызовет у инспектора вопросы. Второе требование – расходы должны быть документально подтверждены. Это значит, что на каждое приобретение у вас должна быть бумага – накладная, акт, товарный кассовый чеки, договор.
Предприниматели на общем режиме вместо налога на прибыль платят НДФЛ. Доход определяется аналогично прибыли предприятия, то есть доходы минус расходы. Ставка налога для проживающих в России больше половины времени в год – 13%.
Налог на имущество
В нашей стране есть два налога на имущество и регулируются они разными главами Налогового кодекса. Один – для «физиков», другой – для организаций.
Ставка налога для компаний – 2,2% в год от стоимости недвижимости (регионы вправе снижать ставку этого налога). Не облагается налогом земля, водоемы и некоторые другие объекты. Для части недвижимости, прошедшей кадастровую оценку (офисы, торговые центры, точки общепита), ставка с 2016 года – не более 2%. В Москве она равна 1,3% – в 2016 году. Годовая сумма разбивается на четыре поквартальных платежа.
ИП платят налог на имущество физических лиц, в том числе и за недвижимость, которую используют в бизнесе. Это значит, что рассчитывать вам налог самостоятельно не придётся, это по-прежнему будет делать налоговая инспекция. Вы лишь получите уведомление со сроком уплаты налога до 1 декабря следующего года. Ставка налога зависит от типа имущества. Так, за дачу предприниматель, как и обычный гражданин, заплатит 0,1% от инвентарной стоимости, а за точку в торговом центре – 2% от кадастровой оценки (если местные власти не снизили тариф).
Транспортный налог
Если за организацией или предпринимателем числится транспорт, то за него нужно платить транспортный налог. Его размер зависит от количества лошадиных сил и ставки, установленной в регионе. Предприниматели, как и обычные граждане, сами налог не рассчитывают, за них это делает налоговая инспекция и высылает уведомление об уплате.
Земельный налог
Платить налог нужно в том случае, если у вас есть земля в собственности, постоянном пользовании или наследуемом владении. Налоговые ставки устанавливают местные власти, но делают это в пределах, ограниченных Налоговым кодексом. Ставки зависят от типа земли. Например, за сельхозугодья придется платить 0,3% от кадастра.
Торговый сбор
Торговый сбор появился только в 2015 году и уже успел всех напугать. Пока его платят только москвичи. В действительности сбор не так уж страшен – уплаченные суммы уменьшают основной налог компании или предпринимателя. Так, если компания на ОСНО, то сумму торгового сбора можно учесть при расчёте налога на прибыль.
Специальные налоговые режимы
Помимо общего режима есть и специальные. Их законодатели придумали, чтобы облегчить жизнь малому и среднему бизнесу. Все специальные режимы выбираются добровольно и при наличии определенных показателей. Еще один важный момент – спецрежимы можно сочетать между собой, а некоторые еще и с общим.
Упрощёнка
Упрощенная система налогообложения (УСН), она же – упрощёнка. Единый налог на упрощёнке заменяет НДС, налог на прибыль (или НДФЛ у индивидуального предпринимателя) и частично налог на имущество. Чтобы перейти на упрощёнку, нужно написать заявление в налоговую инспекцию. Сделать это можно в течение 30 дней с момента регистрации бизнеса, или до 31 декабря (в последнем случае применять УСН можно с 1 января следующего года). Если не понравится, то закон позволяет уже со следующего года вернуться на общий режим.
Упрощёнку можно совмещать с ЕНВД. К примеру, компания на УСН может в дополнение к оптовой торговле открыть небольшой магазин и перевести его на ЕНВД. Предприниматель может сочетать УСН не только с вмененкой, но и с патентом.
Ставка налога и сложность учёта зависит от выбранного объекта налогообложения. Их два: «доходы» и «доходы минус расходы». В первом случае умножайте все доходы (деньги, полученные от покупателей или потребителей ваших услуг) на 6%. Второй вариант подходит для кропотливых и дисциплинированных. Он, как правило, выгоднее, но требует контроля над всеми расходами и документами.
Ставка в этом случае 15%, а в качестве базы берётся разница между доходами и расходами.
Рассчитать, какой из вариантов выгоднее можно и самостоятельно. Но задача эта непростая, поэтому лучше воспользоваться специальными калькуляторами. К примеру, в «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0) есть сервис для сравнения режимов.
Более подробно о нюансах применения упрощёнки можно прочитать в информационной системе 1С:ИТС .
Сельхозналог
ЕСХН (единый сельхозналог) очень похож на УСН, но перейти на его уплату могут только сельхозпроизводители. Форма организации бизнеса не важна: это может быть и крестьянское фермерское хозяйство, и кооператив. Платить нужно 6% с разницы между доходами и расходами, перейти так же просто, как и на УСН, – достаточно сообщить о своем желании в инспекцию до 31 декабря или в течение месяца после регистрации.
Вменёнка
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) заменяет налог на прибыль и НДФЛ у предпринимателей, НДС и налог на имущество. Раньше он был обязательным. Это означало, что если региональные власти отнесли грузоперевозки к ЕНВД, то все перевозчики обязаны платить исключительно этот налог. С 2013 года вменёнка стала добровольной.
Перевести на единый налог весь бизнес нельзя, этот режим дополнительный и всегда сочетается с основным – общим, упрощёнкой или сельхозналогом. Пример: производитель валенок платит НДС, налог на прибыль и налог на имущество с оптовых поставок. Розничная торговля валенками облагается ЕНВД.
Платить единый налог можно только по 14 видам деятельности. И этот небольшой список, как правило, ограничивают регионы. К примеру, многие москвичи до сих пор не знают о существовании ЕНВД, поскольку в Москве он разрешен только в рекламном бизнесе. Обычные для вменёнки виды бизнеса — это небольшие магазинчики, рестораны и кафе, бытовые услуги, перевозки пассажиров или грузов.
Рассчитывается налог по формуле: вменённый доход х15процентов. Вменённый – это потенциальный доход предпринимателя в конкретной отрасли, который ежегодно индексируются на величину инфляции.
Более подробно о нюансах применения ЕНВД можно узнать здесь.
Патент
Купить патент могут только совсем небольшие ИП, численность наемных сотрудников у которых не превышает 15 человек. Сочетать патент можно с любым налоговым режимом. К примеру, предприниматель, владеющий сразу рестораном, ремонтом обуви и компанией по продаже шин, может за первый платить ЕНВД, в отношении второго – купить патент, а с оптовых продаж шинами платить единый упрощенный налог. Обратите внимание, на каждый вид деятельности нужно покупать отдельный патент.
Рассчитывается налог на патенте аналогично вменёнке – возможный доход, определенный государством, умножается на ставку 6%. Размер потенциального дохода определяют регионы с учетом своей специфики, но установить его больше 1 000 000 рублей в год они не могут. Патент заменяет традиционные налоги – НДС, НДФЛ и налог на имущество.
«Зарплатные налоги», которые ничем не заменишь
Если у вас есть наёмные сотрудники, то по отношению к ним вы, во-первых, налоговый агент, во-вторых, страхователь. Первое означает, что вы обязаны перечислить в бюджет НДФЛ (13%) с выплаченной зарплаты. Это касается не только штатных сотрудников, но и людей, работающих по договорам подряда, оказания услуг и т.д. Заметьте, налог вы должны именно перечислить!
То есть сначала его нужно удержать у сотрудника из зарплаты, а затем отправить в бюджет. Сделать это за счёт денег компании нельзя, поскольку вы лишь агент по уплате.
Как быть, если вы договорились с людьми о сумме «чистыми»? В этом случае сумму «на руки» нужно поделить на 87 и умножить на 100. Так вы узнаете вознаграждание, которое нужно указать в договоре. К примеру, пообещав выдать сотруднику 100 рублей, в договоре вы укажете 114,94 рублей (14,94 из них пойдет в бюджет).
А вот быть страхователем придется за собственный счет. Каждый раз, выплачивая деньги сотрудникам, вы должны перечислять страховые взносы в фонды – пенсионный, медицинский и соцстрах. Общая ставка – 30% (ещё есть страхование от несчастных случаев, там ставка зависит от отрасли, в среднем – 1%). Единственный бонус для компании от этих трат – соцстрах компенсирует оплату больничных и декретных пособий сотрудникам.
Важный момент: ни один налоговый режим не освобождает вас от обязанностей налогового агента и страхователя.
Источник: biz360.ru
Повышены три налога: на самых крупных и на самых малых
Анна Королева
корреспондент Expert.ru
16 октября 2020, 13:44
Президент подписал законы, повышающие налоговую нагрузку на бизнес. Изменения коснутся практически всех.
Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Индивидуальных предпринимателей с 2022 года ждет повышение страховых взносов
Плюс три
Владимир Путин окончательно утвердил повышение налогов и сборов для крупного и малого бизнеса. Изменения затронули: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), формулу налога на добавленный доход нефтяных компаний, а также — взносы индивидуальных предпринимателей на обязательное пенсионное страхование (ОПС) и обязательное медицинское страхование (ОМС).
Так, для производителей удобрений и для металлургов налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) увеличивается в 3,5 раза. Рентный коэффициент 3,5 к ставке НДПИ будет применяться при добыче калийных и природных солей, чистого хлористого натрия, апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд, бокситов, нефелинов, горнорудного неметаллического сырья, кондиционных руд цветных металлов, а также железной руды.
Это, по оценке Минфина, принесет бюджету 56 млрд рублей уже в 2021 году. Еще 218 млрд рублей принесет властям изменение формулы налога на добавленный доход для нефтяных компаний.
Кроме того, у них отменяются льготы по НДПИ и экспортной пошлине для сверхвязкой нефти, а также — для нефти с истощенных месторождений (выработка ресурсов более 80%).
И, пожалуй, самое неприятное с точки зрения обычных предпринимателей – повышение тарифов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) и обязательное медицинское страхование (ОМС) для индивидуальных предпринимателей. Хотя изменения будут введены только в 2022 и 2023 годы, радовать ИП они не могут.
СПРАВКА. Сейчас размер страховых взносов на ОПС определяется доходами ИП: если доход не превышает 300 тысяч рублей за расчетный период, то плательщик уплачивает страховой взнос только в фиксированном размере (в 2020 году 32448 рублей). Если доход превышает 300 тысяч рублей, то фиксированному размеру добавляется 1% от суммы дохода свыше 300 тысяч рублей.
В 2021 году фиксированный размер взносов не изменится. В 2022 году он вырастет с 32448 до 34445 руб., а в 2023 году — до 36723 рублей.
Размер взносов на ОМС для ИП также начнет повышаться с 2022 года: с текущих 8246 рублей до 8766 рублей. В 2023 он вырастет до 9119 рублей.
Бизнес-омбудсмен Борис Титов как раз накануне представил результаты опроса предпринимателей об эффективности мер государственной поддержки. Он показал, что бизнес и так е ждет в ближайшем будущем ничего хорошего.
Если в августе положение своей компании как «кризис» или «катастрофа» оценивали 26,19% респондентов (и это было на 7 % меньше, чем в июле), то в октябре показатель увеличился до 29,87%. 50% опрошенных пожаловались на снижение финансовых показателей компании (с августа показатель вырос на 5%). В общей сложности доля предпринимателей, негативно оценивающих положение компании («снижение», «кризис» или «катастрофа» выросла на 8% и достигла 80%). Почти две трети опрошенных оценивают шансы своего бизнеса выжить фифти-фифти, а то и ниже, а 17% из них просто уверены, что не переживут повторные ограничения.
У предпринимателей уже возникли проблемы с уплатой действующих налогов: 26% заявляют о невозможность платить заработную плату и налоги с ФОТ, многие не могут заплатить налог на имущество.
И надо отметить, что как показал представленный бизнес-омбудсменом мониторинг, именно снижение налоговой нагрузки предприниматели считают самой необходимой мерой поддержки от государства — об этом в ходе опроса говорили 70% его участников. Так что ее повышение — это просто удар под дых.
Резоны для повышения
Ранее сами власти страны выступали с инициативами по ограничению роста налогов на бизнес. Таковы объявленный еще премьер-министром Дмитрием Медведевым в марте 2019 года мораторий на изменение налогов на ближайшие шесть лет, президентские инициативы, в том числе прозвучавшие в рамках ПМЭФ, законодательные инициативы Госдумы о недопустимости введения новых налогов для МСП.
Причиной того, что власти все же пошли на такие меры, является поиск дополнительных источников финансирования бюджета на 2021-2023 годы, констатирует преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами Валерий Корнейчук. Кстати, добавляет он, в рамках этой же линии с 1 января 2021 года будет повышен НДФЛ для граждан, имеющих годовой доход свыше 5 млн рублей.
Это вызвано сокращением налоговых и неналоговых поступлений в бюджет государства, кризисом, связанным с пандемией, снижением экспортных доходов и санкционной политикой США и стран ЕС, направленной против РФ, указывает эксперт. По мнению руководителя государства, это «оправданный и назревший шаг», сделанный для роста эффективности и справедливости фискальной системы страны. При этом, несмотря на сложную ситуацию с доходами бюджета, удалось найти гибкие решения и сохранить стимулирующую роль фискальной системы для качественного структурного обновления экономики, полагает Корнейчук.
Это реализовано, в том числе, за счет снижения налогов для IT-отрасли (c 14% до 7,6%), а также понижения налога на прибыль (с 20 до 3%). Все эти меры приведут к структурным изменениям в экономике, уверен аналитик.
Малому бизнесу придется труднее
Но вообще, повышение трёх налогов на фоне сегодняшней эпидемиологической ситуации выглядит неоднозначно, отмечает, в свою очередь, управляющий партнёр бюро United Partners Андрей Андреев. Во-первых, объясняет он, если говорить об ИП, то увеличение выплат станет сильным обременением. Сфера МСП понесла очень серьёзные потери весной, во время самоизоляции, и восстановиться к 2022 году успеет едва ли. Даже если полагаться на недавно утверждённый план по восстановлению экономики, перспектива достаточно спорная. Да, субъектам малого бизнеса сейчас оказывается помощь, но в конце 2021 года все льготы действовать перестанут.
Также, продолжает эксперт, согласно «плану восстановления», с октября начинается второй этап, цель которого: «обеспечить восстановительный рост экономики и рост доходов граждан и не допустить осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки». Но в тоже время, в Москве и области вводятся ограничения на посещения массовых мероприятий, часть школьников переводится на домашнее обучение, а работодатели обязаны перевести 30% офисных сотрудников на удалённую работу. Всё больше фактов говорит о возможном повторении сценария первой волны, а в этом случае о подъёме экономики и дальнейшем «безболезненном» повышении налогов не может быть и речи.
Если же удастся избежать ещё большего спада или хотя бы его минимизировать, с точки зрения предпринимателей, увеличение выплат в казну с 2022 года всё равно выглядит неприятно, говорит Андрей Андреев. Безусловно, пополнение государственного бюджета необходимо и играет важную роль в выходе из кризиса, вызванного пандемией, но сроки введения новых требований видятся поспешными. Даже если к концу следующего года компании восстановятся до показателей 2019 года, у них будет всего лишь около года до отчётного периода, чтобы нарастить ещё большие мощности, а этого может быть недостаточно.
Источник: expert.ru