Аудит информационных систем и бизнес-процессов — это реализация экспертной оценки состояния всей информационной инфраструктуры организации и отдельных ее составляющих.
Введение
Под термином «аудит информационных систем» следует понимать процедуру сбора и оценки объективной информации о текущем положении дел в конкретной информационной системе, операциях и событиях, выполняемых в ней, об уровне их соответствия определенным критериям.
Сегодня актуальность проблемы аудита значительно возросла, и это сопряжено с возрастанием зависимости компаний от информации и информационных систем. Рынок Российской Федерации в достаточной мере представлен аппаратным и программным обеспечением. Но многие компании по ряду причин, из которых следует выделить моральное устаревание оборудования и программных продуктов, ощущают неэффективность ранее приобретенных информационных систем и пытаются найти способы решения данной проблемы.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Бизнес-процессы. 12 вопросов для аудита
Известны следующие пути еерешения:
- осуществление полной замены информационной системы, которое может привести к значительным новым капиталовложениям;
- модернизация имеющейся информационной системы.
Второй вариант решения данной проблемы является не таким дорогостоящим, но он может открыть новые проблемы. К примеру, нужно будет решить, что останется из уже имеющихся аппаратных и программных средств, как может быть обеспечена совместимость старых и новых компонентов информационной системы.
Аудит информационных систем и бизнес-процессов
Главной причиной осуществления аудита является тот факт, что при выполнении модернизации и внедрении новых технологий их потенциальные возможности не могут быть полностью реализованы. Аудит информационной системы может позволить достичь наибольшей отдачи от средств, которые будут инвестированы в формирование и обслуживание информационной системы.
Также следует отметить, что повысился уровень уязвимости информационных систем по причине увеличения сложности компонентов информационных систем, а также увеличения количества строк кода программного обеспечения, новых технологий трансляции и сохранения информационных данных.
«Аудит информационных систем и бизнес-процессов»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Кроме того, существенно расширился спектр вероятных угроз. Это вызвано следующими набором причин:
- информация может передаваться по сетям общего пользования,
- наличие «информационной войны» между конкурирующими организациями,
- наличие высокой текучки кадров, обладающих низким уровнем порядочности.
По информации от определенных западных аналитиков до 95% попыток несанкционированного доступа к секретной информации осуществляется по инициативе бывших сотрудников компании.
Выполнение аудита может позволить дать оценку текущей безопасности работы информационной системы, определить риски, прогнозировать и управлять их воздействием на бизнес-процессы компании. А также корректно и обоснованно осуществить подход к вопросам обеспечения безопасности информационных данных компании, главными из которых являются следующие:
Реестр бизнес-процессов. Аудит бизнес-процессов
- информация об имеющихся идеях,
- информация об имеющихся знаниях,
- информация по реализуемым проектам,
- информация о результатах внутренних обследований.
Сегодня большинство системных интеграторов на Российском рынке телекоммуникаций предлагают установить полное, законченное решение. К сожалению, в большинстве случаев, это может сводиться к проектированию и поставкам оборудования и программного обеспечения. Формирование информационной инфраструктуры почти не затрагивается и к решению не прилагается. Необходимо подчеркнуть, что в нашем случае под информационной инфраструктурой следует понимать отлаженную систему, выполняющую функции обслуживания, контроля, учета, анализа, документирования всех процессов, которые происходят в информационной системе.
Лишь при рассмотрении всех проблем в целом, взаимосвязей между ними, при учете всех нюансов и недостатков можно получить достоверную, обоснованную информацию. Для этого в консалтинговых компаниях создана определенная специальная услуга, которая называется «аудит информационной системы».
Подход к осуществлению аудита информационных систем, как отдельно оказываемой услуги, со временем был упорядочен и стандартизован. Крупные и средние аудиторские организации создали ассоциации, являющиеся союзами профессионалов в сфере аудита информационных систем, которые осуществляют создание и сопровождение стандартов аудиторской работы в области информационных технологий. Обычно, они являются закрытым стандартами, представляющими собой тщательно охраняемое «ноу-хау».
Тем не менее есть ассоциация ISACA, которая занимается открытой стандартизацией аудита информационных систем. Ассоциация ISACA была основана еще в 1969-ом году и в настоящее время имеет в своем составе примерно двадцать тысяч членов из более чем ста государств, включая и Россию. Ассоциация выполняет координацию деятельности более чем двенадцати тысяч аудиторов информационных систем.
Главной декларируемой целью ассоциации является исследование, разработка, публикация и продвижение стандартизованной совокупности документации по управлению информационными технологиями для ежедневного применения администраторами и аудиторами информационных систем.
Для помощи профессиональным аудиторам, руководителям, администраторам и заинтересованным пользователям, ассоциация ISACA с помощью привлеченных специалистов из ведущих мировых консалтинговых компаний разработала стандарт CoBiT, то есть, контрольные объекты информационных технологий. CoBiT является открытым стандартом, первое издание которого вышло в 1996-ом году. Его приобрели различные организации в девяноста восьми странах по всему миру, что позволило облегчить работу профессиональных аудиторов в области информационных технологий.
Источник: spravochnick.ru
Аудит бизнес-процессов
Результатом аудита бизнес-процессов является установление всех сфер текущей деятельности компании и видение эффективности работы подразделений компании и корректности всех коммуникаций. Необходимость в аудите бизнес-процессов возникает каждый раз, когда на предприятии внедряются изменения.
Под аудитом бизнес-процессов понимают полное исследование каждого бизнес-процесса и их сопряжения, выявлении возможностей оптимизации деятельности компании в целом и каждого подразделения в частности.
Точная постановка целей и определение узких мест в бизнесе. Стратегическое планирование и система необходимых конкретных шагов для оптимизации всех процессов Вашего бизнеса.
Для выживания в сложной конкурентной среде, бизнесу жизненно важно своевременно перестраивать и рационально имеющиеся ресурсы. В меняющемся потоке бизнес процессов одни методы устаревают, теряют актуальность, замедляя все другие системные процессы компании. Поэтому аудит бизнес-процессов не заменим в настоящих реалиях. Зная узкие места компании, руководители компаний смогут оптимизировать «тормозящие» направления и вывести бизнес на нужный уровень.
Источник: consaltal.ru
Блог
Аудит бизнес-процессов может показаться сложным и пугающим, но современный бизнес должен рассматривать его как союзника в поисках большей эффективности и результативности в процессах цепочки создания стоимости организации.
А иногда аудит бизнес-процессов это вопрос выживания компании.
Аудит бизнес-процессов поможет вам сконцентрироваться на основных бизнес-процессах компании и грамотно развивать свой бизнес. Полная, задокументированная картина вашего процесса «как есть» (as is) – это первый шаг к улучшению. Затем разрабатывается процесс «как быть»(to be) – шаги и задачи в рамках бизнес-процесса настраиваются, автоматизируются, тем самым создаются новые методы работы, позволяющие сократить объем работы, устранить дублирование, сократить затраты и, в конечном итоге, защитить Вашу прибыль и повысить рентабельность инвестиций.
Зачем нужен аудит бизнес-процессов?
В сегодняшней конкурентной среде, цифровой трансформации бизнеса, компании должны постоянно улучшать методы ведения бизнеса, чтобы оставаться конкурентоспособными. Если Вы этого не сделаете, Вы рискуете получить более высокие затраты, меньшие доходы по сравнению с конкурентами. А это грозит потерей лояльности имеющихся клиентов, потерей потенциальных клиентов, снижение заинтересованности и мотивации сотрудников.
Прежде чем Вы сможете обратиться к какому-либо конкретному бизнес-процессу, необходимо целостное представление о Вашей компании. Затем уже определяются масштабы проектов, стратегические цели и расставляются приоритеты.
Все начинается с понимания вашего процесса «как есть»
Чтобы определить возможности для улучшения, начните с понимания того, что у Вас есть.
Вот хороший список вопросов, которые нужно задать, чтобы определить, нужен ли Вам аудит бизнес-процессов:
- Каков текущий жизненный цикл предоставления продукта / услуги?
- Какие основные бизнес-процессы компании, какие вспомогательные, их взаимосвязь?
- Какие бизнес-процессы, задачи в рамках бизнес-процесса, являются лишними и не создают никакой ценности?
- Задокументированы ли Ваши текущие бизнес-процессы?
- Определены ли владельцы бизнес-процессов, которые несут ответственность за их выполнение?
- Сотрудники работают по бизнес-процессам и имеют оперативный доступ к их моделям, регламентам, инструкциям?
- Вы понимаете сколько времени занимает каждая фаза/стадия создания продукта / услуги?
- Где происходит потеря качества и ресурсов?
- Какие потенциальные риски есть в операционной деятельности компании?
- Что оказывает/может оказывать существенное влияние на эффективность и своевременность выполнения бизнес-процессов?
Если программное обеспечение является частью бизнес-процесса, следует рассмотреть дополнительные вопросы:.
- Сколько сотрудников умеют пользоваться этим программным обеспечением?
- Задокументирована ли работа с программным обеспечением?
- Программное обеспечение поддерживает бизнес-процесс или нет?
Отвечая на эти вопросы в рамках ЧЕСТНОЙ оценки Ваших текущих бизнес-процессов, вы узнаете, нужен ли аудит бизнес-процессов Вашей компании. Если на большинство вопросов у Вас нет ответа, или Вы затрудняетесь с ответом – необходимо проводить аудит бизнес-процессов в компании.
Ключевые шаги для понимания, оценки и улучшения бизнес-процессов
В аудит бизнес-процессов обязательно необходимо включить операционные цели и риски компании, связанные с затратами, качеством, скоростью, производительностью и производительностью. Мы также должны изучить структуру бизнес-процесса и то, как он выполняется.
На что следует обратить особое внимание при проведении аудита бизнес-процессов?
- Организационная структура
Аудиторы должны изучить должностные инструкции, организационную структура компании, а также документы о политиках и процедурах.
Каковы риски, если этого не сделать? Те, кто участвует в бизнес-процессах, не будут знать, кто и кому подчиняется, соответственно затягивание в вопросах принятия решения.
Какое программное и аппаратное обеспечение, какие информационные системы поддерживают сотрудников и бизнес-процессы? Понимание сильных и слабых сторон соответствующих систем поможет определить факторы, способствующие успеху, или препятствия на пути к нему.
Какие риски? Те, кто участвует в бизнес-процессах, не будут знать, где что-то должно произойти и что предпринимать. Кроме того, возможны более высокие затраты, ошибки и задержки в принятии решений.
Компетентны ли участники бизнес-процесса выполнять свою работу? Аудиторы должны искать доказательства того, что практика приема на работу является разумной, а обучение техническим и социальным навыкам является надлежащим и своевременным.
Какие риски? Те, кто участвует в бизнес-процессах, не будут знать, как делать свою работу.
Какие ключевые показатели эффективности оценивают эффективность бизнес-процесса с течением времени? Аудиторы должны понимать цели проверяемого процесса и то, как руководство контролирует его выполнение.
Какие риски? Те, кто участвует в бизнес-процессе, не будут знать, почему от них чего-то ждут, к чему стремиться. Кроме того, сбои в бизнес-процессе будут происходить без их обнаружения.
Есть ли хотя бы одно лицо, ответственное за результаты выполнения бизнес-процесса? Кто владелец бизнес-процесса? Кто-то должен нести ответственность и иметь полномочия, чтобы гарантировать соблюдение процедур, решение проблем и достижение результатов.
Каковы риски? Замешательство, заблуждения и апатия сотрудников, потеря управляемости бизнес-процессов.
Ниже приведены некоторые полезные вопросы, связанные с аудитом бизнес-процессов, чтобы понять, как построен и работает бизнес-процесс:
- Кто что делает, где, в какой последовательности и почему?
- Кто вносит вклад в этот процесс и все ли необходимое доставляется вовремя, где это необходимо и в каком состоянии?
- Существуют ли исключения, разные пути, аварийные положения и ситуации срочного заказа, и как они соотносятся со стандартными методами работы?
- Обладают ли сотрудники необходимыми знаниями, имеют ли мотивацию для выполнения работы?
- Принимаются ли решения в нужное время, в нужном месте и нужным сотрудником?
- Сосредоточены ли механизмы оценки эффективности и вознаграждения на процессе и результатах?
- Платим ли мы справедливую цену за вклад в процесс?
- Соответствуем ли мы ожиданиям наших клиентов?
- Содержат ли операционные отчеты необходимые показатели (например, стоимость, ошибки, задержки), чтобы обеспечить сбалансированное представление о результатах выполнения бизнес-процессов?
- Когда возникает ошибка или задержка, можем ли мы её своевременно определить, определить причины появления, оперативно устранить?
- Ориентируется ли организационная структура, корпоративная культура компании на клиентов, командную работу, этичное поведение и подотчетность?
Аудит бизнес-процессов потребует некоторых или всех, в зависимости от задач аудита, следующих действий:
- проведение интервью
- определение инструментов для коллективного взаимодействия
- проверка организационное-распорядительной, регламентирующей документации
- наблюдение за выполняемой работой
- расчет некоторых показателей для подтверждения их точности
- аналитические процедуры для выявления аномалий
- организации встреч для совместной работы с сотрудниками
Во время планирования и проведения работ по аудиту бизнес-процессов, информацию можно собирать и анализировать с помощью многих инструментов, в том числе:
- Рассказы
- Блок-схемы / карты потока создания ценности
- Контрольные/чек листы
По мере появления проблем в выполнении бизнес-процессов, дальнейший анализ для понимания их первопричин может быть выполнен с использованием:
- 5 почему
- Диаграмма Парето
- Диаграммы причин и следствий
- Аналитика данных
- Корреляционная диаграмма
При разработке рекомендаций учитывайте:
- Мозговой штурм с клиентами, владельцами бизнес-процессов
- Не сосредотачивайтесь исключительно на неудачных элементах управления – необходимо связать проблему с бизнес-целями и рисками
Есть вопросы, предложения, необходима консультация или помощь в настройках ? Обращайтесь!
Вам также может понравиться
Секрет успешных компаний – сильные оригинальные решения
30.01.2021
Микроменеджмент в бизнесе
Недавно
- Продуктовая команда. Не бежим за продуктами, а создаём приложение. 20.04.2023
- Нейросеть – зло или нет? 28.03.2023
- Портфель проектов – ключи эффективного управления 12.03.2023
Источник: xn——6kccdevacbtidf7a1aggvfohpvfa5a8h.xn--p1ai