Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Веревкин Леонид Прокофьевич
Leonid Verevkin in his commentary «Obstacles to the Small Business Development: Opinion of the Businessmen» states, «To assess the prospects for the development of small business in Russia, the Center for Social Forecasts held the all-Russia study in February-March 2003 in Moscow, St. Petersburg, Northern, Central, Central Chernozemny, Volgo-Vyatsky, North Caucasus, Urals, Western Siberian and Eastern Siberian territorial economic districts. The polls covered 1,200 experts — heads of small businesses of 14 sectors (industry and commerce). The selection of leaders was based on quota sample and statistics on the number of small enterprises in Russia (according to profiles of their activities).»
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Веревкин Леонид Прокофьевич
Правовое регулирование малого предпринимательства: политика, ограничения, федеральный и региональный аспекты
Крым.Россия.Кто и что мешает развитию малого бизнеса?
Развитие малого предпринимательства в России и Нижегородской области: состояние и перспективы
Некоторые проблемы малого бизнеса
Анализ развития малого бизнеса в отдаленных районах Камчатки
Становление малого бизнеса в России
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Obstacles to the Small Business Development: Opinion of the Businessmen
Leonid Verevkin in his commentary «Obstacles to the Small Business Development: Opinion of the Businessmen» states, «To assess the prospects for the development of small business in Russia, the Center for Social Forecasts held the all-Russia study in February-March 2003 in Moscow, St. Petersburg, Northern, Central, Central Chernozemny, Volgo-Vyatsky, North Caucasus, Urals, Western Siberian and Eastern Siberian territorial economic districts. The polls covered 1,200 experts — heads of small businesses of 14 sectors (industry and commerce). The selection of leaders was based on quota sample and statistics on the number of small enterprises in Russia (according to profiles of their activities).»
Текст научной работы на тему «Что мешает развитию малого бизнеса: мнения предпринимателей»
ЧТО МЕШАЕТ РАЗВИТИЮ МАЛОГО БИЗНЕСА: МНЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
В последнее время проблемы малого бизнеса служат предметом обсуждения на самом высоком уровне. Выступая перед предпринимателями, В.В. Путин неоднократно подчеркивал, что до сих пор этот сектор экономики развивался стихийно и не благодаря, а вопреки усилиям государства. Между тем, по его словам, без малого бизнеса «не удастся выйти из чрезмерной зависимости от энергетического комплекса», что, в свою очередь, требует создания «понятной и прозрачной среды. когда произвол чиновника будет сведен на нет».
Какие существуют главные проблемы развития российского бизнеса? Что препятствует развитию бизнеса?
Благих обещаний со стороны правительства было немало. Оно, дескать, либе-рализирует налоговую систему, снижает налоговое бремя, и все — ради развития производства и привлечения инвестиций. Для этого и введен самый низкий в мире единый подоходный налог — 13%, предусмотрены и другие изменения Налогового кодекса.
С особой гордостью сообщается о беспрецедентно резком — с 35% до 24%, снижении налога на прибыль. Правда, с одновременной отменой каких бы то ни было льгот. В ответ на «широкий жест» чиновников не слышно восторгов. По мнению экономистов, не все так радужно в нашей налоговой системе и небольшие послабления касаются лишь узкого круга бизнесменов. Скептики вообще полагают, что некоторые налоговые изменения «протолкнули» с выгодой для себя лоббисты крупных компаний через подконтрольных им законодателей.
А вот к малому и среднему бизнесу эти изменения не относятся. Такого мнения придерживается и ряд депутатов Госдумы РФ. Более того, они подчеркивают, что подобное положение дел противоречит принципам демократии.
ВЕРЕВКИН Леонид Прокофьевич — кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института социологии РАН, зав. Отделом Центра социального прогнозирования.
Действительно, именно развитие предпринимательства среди широких слоев населения отвечает главным задачам рыночных реформ. Участие в малом и среднем бизнесе позволяет раскрыть творческий потенциал, реализовать активность и трудоспособность миллионам граждан, наполнить отечественный рынок товарами и услугами.
Выступая два года назад на III Всероссийской конференции представителей малых предприятий, Ю.М. Лужков отметил, что в Москве число работающих в сфере малого предпринимательства приближается к 2 млн. человек. Иными словами примерно две трети московских семей так или иначе зависят от малого бизнеса. В столице, по оценке мэра, сосредоточено 20% всех малых предприятий (МП) страны.
На одну тысячу жителей в Москве приходится 25 МП, столько же, сколько в Нью-Йорке или Париже. В целом же по России их в 8 раз меньше, чем в Германии, и в 13 раз меньше, чем в США. К сожалению, забота о малом бизнесе ограничивается, как правило, лишь благими пожеланиями. А в реальной жизни масса ведомственных барьеров, вкупе с несовершенством российского налогового законодательства, привели к тому, что число малых предприятий по всей Российской Федерации сократилось с 1 млн. 200 тыс. в 1996 г. до 700 тыс. в 2002 г В Москве аналогичный показатель уменьшился с 240 до 170 тыс., но благодаря мерам, принятым городскими властями, количество МП вновь стало расти.
Сегодня не нужно быть ни аналитиком, ни политтехнологом высокого класса, чтобы понять простую истину — если в самые сжатые сроки не произойдет существенных сдвигов в развитии малого предпринимательства, весь наш экономический рост за последние 2-3 года, связанный в основном с ценами на энергоресурсы, очень быстро прекратится.
Для оценки перспектив развития малого бизнеса в стране Центр социального про-
гнозирования провел в феврале-марте 2003 г. общероссийское исследование в Москве, Санкт-Петербурге, Северном, Центральном, Центрально-Черноземном, Волго-Вятском, Северо-Кавказском, Уральском, Западно-Сибирском и Восточно-Сибирском территориально-экономических районах. При помощи анкеты эксперта опрошено 1200 руководителей малых предприятий 14 отраслей производственной и коммерческой деятельности. Отбор руководителей осуществлялся по квотной выборке, на основании статистических данных о количестве малых предприятий России по профилям деятельности.
Сразу же стоит отметить, что для российских МП характерен профильный динамизм: 31,5% из них намерены изменить специализацию. И еще одно предварительное замечание. В регионах России развитие малого предпринимательства происходит неравномерно. По данным Госкомстата РФ, треть общего количества МП сосредоточена в Центральном районе (рис.
1), при этом в Москве — 20,6%, Санкт-Петербурге — 11,6%. По-прежнему самая высокая доля МП в торговле и общественном питании (43,5%), но за последние годы отраслевая структура претерпевает некоторые изменения, в частности, увеличивается число малых промышленных предприятий (рис. 2).
Распределение численности малых предприятий по территориально-экономическим районам Российской Федерации
Распределение числа малых предприятий по отраслям экономики
Перспективы развития малого бизнеса в стране опрошенные оценивают как неблагоприятные или неопределенные. Прогнозные оценки по ряду показателей имеют явно выраженную тенденцию к снижению занятости, объемов и качества производимой продукции, конкурентности МП и др. Сегодня процесс развития малого предпринимательства видится успешным лишь отдельным руководителям.
Свыше 80% из них указывают на неэффективную инфраструктуру поддержки малого бизнеса, более 40% отмечают, что на нынешнем этапе он практически остановился в своем развитии. Положительно оценили работу Минэкономразвития 17%, Минфина — 6%, МНС — 6% респондентов.
В связи с неудовлетворительной оценкой работы министерств в рассматриваемой сфере все большую поддержку получает идея создания самостоятельного Министерства малого бизнеса РФ. За реализацию этой идеи высказались 54% опрошенных. Большинство участников опроса недовольны сложившейся практикой ведения диалога власти и бизнеса, почти половина считает, что их проблемы не находят никакого отражения в правительственных решениях. По-прежнему для многих остается неясным, какой экономический курс проводится в стране. Значительная часть опрошенных (21%) убеждена, что декларируемой либе-
рализации экономики в России не происходит, около 35% полагают, что либеральные преобразования идут, но крайне медленно, каждый десятый придерживается противоположной точки зрения и утверждает, что Россия спешит с либерализацией. Наконец, 25% респондентов не считают либеральные идеи продуктивными и предлагают идти своим путем.
Единственным субъектом РФ, где предприниматели чувствуют себя заметно комфортнее, чем в целом по стране, является Москва. Это констатируют не только столичные предприниматели, но и представители регионов. Отвечая на вопрос, где в России для МП созданы относительно хорошие условия, Москве отдают предпочтение 62% москвичей и 34% иногородних респондентов. На втором месте по этому показателю с большим отрывом (8%) стоит Санкт-Петербург.
Налоговая реформа в целом не вносит никаких изменений для малого и среднего бизнеса, хотя очевидно, что без уменьшения налогового пресса предпринимательство в России развиваться не сможет. Как отмечалось выше, снижение налогов сопровождается отменой всяческих льгот малым предприятиям, а это имеет для них принципиальное значение.
Индивидуальные предприниматели, например, не платили налог на добавленную стоимость, теперь они его платят. Для МП ликвидируется даже льготный порядок уплаты НДС. Наконец, ликвидирована последняя льгота, существовавшая для вновь образованных малых предприятий, когда в начале деятельности они освобождались от налога на прибыль.
Правительство объясняет снятие этой льготы стремлением создать равные условия для всех, на деле же малый и средний бизнес не в состоянии воспользоваться теми возможностями, которые законными путями или с помощью лазеек в законодательстве получают крупные объединения. Только у них есть аффилированная рекламная фирма, свои центры подготовки кадров, страховые компании. Фактически они получают возможность вывести из-под налогообложения значительную часть своих расходов. У этих корпораций
большие основные фонды, естественно, и большая амортизация, за ее счет вполне можно осуществлять новые инвестиции. Они могут также минимизировать налогообложение, закладывая резерв под обесценивание ценных бумаг, которые имеют в активе. Это, так сказать, законные пути ухода от налогов. Но всем известно, что в нашем законодательстве всегда можно отыскать лазейки.
Для этого достаточно пригласить квалифицированного налогового юриста, вести квалифицированное налоговое планирование. Затраты на такого юриста могут быть сравнимы с выручкой малого предприятия. Если суммировать сказанное, становится очевидно, что ни о каком равенстве условий не может быть и речи.
Что же касается правительства, выступающего главной движущей силой в формировании нашей налоговой политики, то у него и к крупному бизнесу неодинаковое отношение. Есть отрасли, которым оно покровительствует, и это видно по налогам. Как неоднократно отмечалось на парламентских слушаниях, иногда налогами душится определенная отрасль или определенные предприятия, они становятся неплательщиками, после чего следуют банкротство и передел собственности. Такой способ расправы с конкурентами используется в тех случаях, если в правительстве есть представители заинтересованной стороны или влиятельное лобби в парламенте.
По свидетельству владельцев малых предприятий, наибольшую помощь они получают от местных властей и отечественных фирм-партнеров. Федеральные инстанции практически не оказывают никакой поддержки (табл. 1).
Объем оказываемой поддержки в несколько раз отстает от запросов МП (табл. 2).
Особенно плохо удовлетворяется потребность в налоговой поддержке и в обеспечении благоприятных рамочных условий деятельности. Кроме того, по признанию 25-30% респондентов, к числу наиболее сложных проблем в их повседневной работе относятся нехватка знаний и навыков ведения бизнеса, трудности с бухгалтерским учетом и отчетностью.
Таблица 1 Источники помощи для МП, %
Кто оказывает помощь
Федеральное правительство 1,6
Региональная администрация 6,6
Местные власти 45,6
Фонды поддержки малого
Агентства поддержки малого
Международные организации 3,8
Отечественные фирмы-партнеры 43,4
Зарубежные партнеры 10,4
Отечественные организации 4,9
Необходимость государственной поддержки в области налогообложения отмечают большинство респондентов. С их точки зрения, снижение налогов является главным условием «выхода из тени», куда налоговая политика загнала преобладающую часть малого бизнеса.
Масштабы «теневой» финансовой деятельности малого бизнеса можно оценить на основании четырех критериев:
1) официально не учитываемая численность работников, составляющая примерно 25-30% от общей численности занятых на МП, в связи с чем вне официального учета остается примерно треть фонда оплаты труда;
2) реальная заработная плата работников МП, превышающая официально учтенную в среднем на 35-40%, что также ведет к «уполовиниванию» налогооблагаемой базы фонда оплаты труда;
3) реальный товарооборот МП, превышающий номинальный на 35-40%, что является одной из форм ухода от налогов;
4) реальная численность МП в сравнении с их номинальной (официально зарегистрированной) численностью, превышающая последнюю в среднем на 20-25%. Это означает, что до четверти малых предприятий вообще не находятся в поле налогообложения. Функционируя нелегально, они, естественно, не могут официально обращаться в банки за кредитом.
Степень удовлетворения потребностей МП в государственной поддержке, %
1. Налоговая поддержка, в том числе: Общее снижение налоговых ставок 89,3 11,6
Упрощение налогообложения 87,3
2. Правовая защита, в том числе: Защита прав собственности, улучшение работы суда 5 0 12,7
Обеспечение безопасности бизнеса и личной безопасности 51,9
Отмена лицензирования 28,1
3. Финансовая поддержка, в том числе: Прямая помощь 37,3 19,6
Привлечение к выполнению госзаказа 35,6
Гарантии по кредитам коммерческих банков 28,6
Содействие в получении оборудования по лизингу 20,0
4. Информационная поддержка 33,8 29,6
5. Аренда помещений 33,7 28,0
6. Повышение квалификации персонала 18,9 11,6
«Теневая» сторона деятельности малых предприятий различного профиля представлена в табл. 3. Как видно, даже среди организаций, занимающихся финансовыми услугами, каждое пятое не зарегистрировано. Чтобы «выйти из тени», по мнению 56,5% опрошенных, необходимо снизить налоги до разумного уровня — примерно на 25%. Кроме того, необходимо создать
Доля «теневой» части различных видов деятельности малых предприятий, %
Профиль малых предприятий
Виды «теневой» деятельности
Источник: cyberleninka.ru
Что препятствует развитию бизнеса?
Ассоциация менеджеров России провела ежеквартальное исследования «Что препятствует развитию российского бизнеса?».
Основной вывод: произошло четкое разделение препятствий на те, которые особенно сильно мешают развитию бизнеса, и, условно говоря, все остальные. Причем те, что входят в первую группу, связаны с действиями (или бездействием) властей.
В рамках исследования были опрошены 168 представителей российского бизнеса. Как обычно, им предложили оценить по 10-балльной шкале наиболее значимые факторы, тормозящие развитие бизнеса. Затем была рассчитана важность каждого фактора — усредненная оценка, выраженная в процентах к ее максимуму (то есть к 10).
Первое, что бросается в глаза в результатах нашего очередного исследования,— появление двух четко очерченных групп факторов, препятствующих развитию российского бизнеса. В первую входят занявшие в нашем рейтинге места с первого по четвертое; важность каждого из них превысила 50%. Во вторую, идущую с большим отрывом, вошли еще пять факторов, значимость которых лежит в узком диапазоне 37-40%.
Подобное расслоение наблюдается впервые. В цифрах оно описывается следующим образом. Средняя значимость фигурирующих в нашей таблице факторов сейчас составляет 44,59%. Если же брать только четверку лидеров, для них усредненная важность составит 56,67%. Таким образом, значимость представителя четверки по значимости опережает средний уровень на 27,09%.
По итогам же прошлого квартала данный разрыв составлял 22,32%, по итогам четвертого квартала прошлого года — 21,14%. Так что налицо резкий уход группы лидеров в отрыв.
Подобная тенденция весьма опасна, особенно если учесть, что все факторы, вошедшие в лидирующую группу, связаны не с экономическими причинами, а с активностью государства. Очень похоже, что именно действия власти предержащей окончательно признаны бизнесменами главной помехой их деятельности. Впрочем, рассмотрим результаты опроса предпринимателей подробнее.
Возвращение нестабильности Согласно данным нашего исследования, во втором квартале 2007 года произошли некоторые изменения в первой тройке факторов, которые предприниматели считают самыми болезненными для их бизнеса. Лидер, правда, остался прежним, это «коррупция». Его уровень значимости, впрочем, несколько понизился — до 62,62% (с 63,15% тремя месяцами ранее). Отметим, что данный фактор не сдает своих лидерских позиций с третьего квартала 2006 года, меняется (как правило, не очень заметно) лишь уровень его значимости. Также уже традиционно он занял первую позицию по количеству первых мест в ответах респондентов: 21,43% участников опроса сочли его главной и самой разрушительной бедой российской экономики.
На второе место с третьего в первом квартале переместился фактор «административные барьеры», увеличив свою значимость с 51,3 до 57,62%. Таким образом, после некоторого спада активности в начале этого года бюрократия вернула себе прошлогодние достижения: значение данного фактора в третьем и четвертом кварталах прошлого года составляло 56,3 и 54,35% соответственно. По количеству первых мест этот фактор также не в первый раз занял второе место (разделив его с фактором «общая политическая и экономическая нестабильность») с результатом 16,67%.
Главным же изменением этого квартала стало возвращение в тройку лидеров фактора «общая политическая и экономическая нестабильность». Он занял третье место с результатом 53,33%, поднявшись с шестого места в прошлом квартале и разделив вторую-третью позиции в рейтинге первых мест в ответах респондентов. Подобный прорыв тоже наблюдается не впервые: в четвертом квартале 2006 года «общая политическая и экономическая нестабильность» резко увеличила свою значимость, поднявшись с восьмой позиции на вторую.
К лидерам стоит отнести и фактор «налогообложение», хотя по сравнению с предыдущим кварталом он и потерял две позиции в нашем рейтинге, заняв четвертое место. Однако при этом его значимость осталась на весьма высоком уровне и понизилась не сильно — с 54,81% в первом квартале до 53,1% в нынешнем. Вклад двух составляющих фактора «налогообложение» (напомним, что по данному вопросу мы просим респондентов детализировать свою позицию) также изменился: «высокий уровень налогов» потерял в весе, набрав 24,53% против 30,71% в первом квартале, а вклад «низкого уровня налогового администрирования», напротив, прибавил, набрав 28,57% в этом квартале против 24,04% в предыдущем. Что, очевидно, говорит о том, что бизнес в нынешней экономической ситуации больше волнует организация процесса сбора налогов, нежели их уровень.
Заметим, что столь длительное нахождение в первой тройке фактора «коррупция», пусть и с некоторым снижением уровня значимости, а также подъем на одну позицию и рост значимости фактора «административные барьеры» свидетельствуют, к сожалению, о патовой ситуации в российской экономике и отсутствии политической воли к ее разрешению. Значительный же рост значимости фактора «общая политическая и экономическая нестабильность» говорит об увеличении активности политического «рысканья» по мере приближения выборов, а значит, о том, что до этих самых выборов власть едва ли решится на резкие шаги для изменения сложившейся ситуации по предыдущим двум пунктам.
Фактор «неразвитость и изношенность инфраструктуры» совершил стремительный взлет, поднявшись на три позиции — с восьмого места в прошлом квартале до пятого в этом. При этом уровень его значимости, напротив, несколько снизился и составил 39,76% (41,11% в первом квартале 2007 года). По количеству первых мест он с рядом других факторов («налогообложение», «недостаток инвестиционных ресурсов» и «дополнительные издержки, связанные с ростом цен на энергоносители») разделил четвертое-седьмое места, набрав 9,52%, что лишний раз свидетельствует об актуальности этого препятствия для бизнеса.
Столь резкий рост фактора «неразвитость и изношенность инфраструктуры» можно считать знаковым. Его динамика лишь подтверждает, что государство и бизнес мало и недостаточно масштабно и долгосрочно инвестируют в развитие инфраструктуры. Существует недостаток политической воли и гарантий для вложенных инвестиций со стороны государства и недоверие со стороны бизнеса. Вследствие этого не в полной мере используются возможности механизмов частно-государственного партнерства для модернизации и развития инфраструктуры. Это приводит к тому, что рост бизнеса рано или поздно упирается в инфраструктурный тупик и замедляется, а то и вовсе прекращается.
Фактор «нехватка квалифицированных кадров», лидер роста в прошлом квартале (тогда он поднялся на четыре позиции — с восьмого на четвертое место), напротив, потерял два места и набрал 39,43% против 50,74% три месяца назад. Вместе с тем на протяжении практически всего 2006 года (за исключением четвертого квартала) данный фактор входил в первую пятерку. Так что, видимо, пока рано говорить о том, что проблема нехватки квалифицированных кадров сходит на нет. Возможно, она попросту померкла на фоне остальных.
Фактор «недостаток инвестиционных ресурсов» — один из немногих, который остался на прежнем (седьмом) месте, пусть и несколько потеряв свою значимость: 37,62% в этом квартале против 42,59% в прошлом.
Фактор «неразвитость судебной системы» продолжил терять позиции и опустился с пятого места на восьмое (напомним, в прошлом квартале он опустился на одну позицию) с результатом 37,38% (43,89% в прошлом квартале). И в данном случае рост значимости других лидирующих факторов привел к проседанию этого, то есть это вовсе не означает, что недостатки судебной системы были успешно решены.
Уже третий квартал подряд на девятом и десятом местах находятся фактор «изношенность основных фондов предприятий» и традиционный обитатель последнего места «дополнительные издержки, связанные с ростом цен на энергоносители». Хотя их уровень значимости несколько вырос: «изношенность основных фондов предприятий» набрала в этом квартале 37,14% (34,63% в прошлом), а «дополнительные издержки, связанные с ростом цен на энергоносители» — 27,86% (24,26% в прошлом). Однако, несмотря на некоторую корректировку, можно утверждать, что столь долгое нахождение их в хвосте рейтинга свидетельствует о том, что негативное влияние данных факторов на развитие бизнеса не особенно заметно
Источник: bishelp.ru
Что препятствует развитию малого бизнеса?
Вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП РФ) Елена Дыбова в ходе пленарного заседания III Форума малого бизнеса регионов стран-участниц ШОС и БРИКС назвала главными препятствиями развитию малого предпринимательства в РФ бюрократию, высокие налоги и слабую информированность бизнеса, сообщил пресс-офис форума. На пленарке обсуждались особенности, роль и место малого бизнеса в экономиках регионов стран-участниц ШОС и БРИКС.
В своем выступлении Елена Дыбова отметила, что в России около 20–30 млн предпринимателей находятся в тени, и перечислила основные причины сложившейся ситуации: «Прежде всего это бюрократия: в 2016 году количество отчетов для малого бизнеса удвоилось. Также мешают высокие налоги, бесконечные контролирующие мероприятия. У меня есть подозрение, что введение должности замгубернатора по малому бизнесу не спасет ситуацию, потому что основные обременения для нашего предпринимательства — это проблема не регионального, а федерального уровня. В связи с этим предложение ТПП простое — один отчет, одно окно, один платеж раз в год. Освободите микро- и малый бизнес от бесконечной нагрузки, потому что 90% времени люди тратят на то, чтобы отбиться от государства, а нужно еще бизнес развивать».
По мнению вице-президента ТПП РФ, еще одна проблема развития малого бизнеса связана с недостаточной информированностью МСП: «Сейчас в России около 6 млн субъектов малого и среднего бизнеса, из них 95% — это микробизнес. И хотя в России существует немало институтов поддержки, люди не могут оставить бизнес даже ненадолго, чтобы пройти обучение.
Для решения этой проблемы ТПП РФ разработала специальную электронную информационную платформу «Навигатор успеха», где можно без отрыва от работы получать всю важную информацию о налогах, маркетинге и других аспектах. Сейчас мы планируем развиваться дальше и будем на связи 24 часа, потому что понимаем, что у предпринимателя все случается срочно. Этот проект бесплатный, ТПП РФ ведет его за счет собственных средств. Задача бизнеса — зайти на сайт и войти в команду людей, которые будут помогать», — пояснила Елена Дыбова.
Выступая на пленарном заседании, Елена Дыбова также обратила внимание на глобальные вызовы, к которым необходимо как можно быстрей подготовить малый бизнес. «Мы провели опрос, готов ли наш бизнес к цифровой экономике. То, что 40% готовы, — это хорошо, но более 50% не знают, что это такое. И наша задача сейчас — обеспечить технологическую поддержку, чтобы предприниматели находили новые специальности и ниши, потому что 64% людей работают в торговле, которая меняется, и они не выдержат конкуренции. Мы должны научить, переучить, сопроводить, чтобы оставить их в сфере бизнеса. Это вызовы экономики каждой страны, и сотрудничество, технологическое объединение пространств — это как раз тот путь, который позволит малому бизнесу развиваться совсем другими темпами», — сказала Елена Дыбова.
III Форум малого бизнеса регионов стран-участниц ШОС и БРИКС проходил в Уфе 28-29 сентября и собрал более 1 тыс. делегатов из 47 регионов РФ и 13 стран (Белоруссии, Бразилии, Германии, Индии, Ирана, Казахстана, Кыргызстана, Китая, Латвии, Таджикистана, Турции и ЮАР). Организаторами выступили правительство Республики Башкортостан, Госкомитет республики по предпринимательству и туризму, ТПП Республики Башкортостан. Поддержку форуму оказали ТПП РФ и Деловой совет ШОС. Спонсором выступило АО «БЭСК» (https://www.eastrussia.ru)
Оглавление
- Блог (7 602)
- Бухучет (491)
- бухучет в учреждениях (8)
- МСФО (84)
- договорное право (115)
- новости гражданского права (365)
- общая часть (59)
- особенная часть (4)
- международные правовые новости (980)
- формы документов (338)
- — декларации (47)
- — налоговые споры (133)
- — формы налоговых документов (436)
- виды налогов (46)
- налоговая проверка (550)
- налоговое планирование (763)
- новости налогообложения (3 124)
- ошибки налогоплательщика (196)
- перечни документов (6)
- расчет налоговой базы (17)
- судебные налоговые решения (640)
- унифицированные формы документов (20)
Источник: lawedication.com