Что с малым бизнесом в Китае

Автор(ы): Багирова Лейла Ильгизовна, Коваленко Светлана Владимировна, Попченко Ангелина Сергеевна
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2015» (декабрь 2015)
Количество просмотров статьи: 8955
Показать PDF версию Особенности развития малого предпринимательства в России и Китае.

Коваленко Светлана Владимировна,
кандидат экономических наук, доцент;
Багирова Лейла Ильгизовна,
студент
Попченко Ангелина Сергеевна,
студент
Набережночелнинский институт (филиал)
«Казанский (Приволжский) Федеральный Университет»

Предпринимательство играет важную роль в экономике любой страны. В Китае малое предпринимательство является важным звеном в развитии экономики. Благодаря малому предпринимательству появляется больше рабочих мест. Но, как и в любой другой стране, малое предпринимательство является уязвимым, ему необходима поддержка государства. Правительство Китая осознает это и пытается помочь развитию малого предпринимательства.

Малый бизнес в Китае: Поддержка бизнеса государством через налоговые льготы

Основным проводником государственной экономической политики в стране является «Национальная комиссия по развитию и реформированию» (NDRC). Одним из важнейших направлений ее деятельности является формирование условий для динамичного развития малого бизнеса. Для этого в ее состав входит «Департамент малого и среднего предпринимательства» и образованный «Китайский центр координации и кооперации бизнеса» (ССВСС). ССВСС является специальным агентством по обслуживанию малого предпринимательства и одновременно обеспечивает экономическую и технологическую кооперацию между национальными и зарубежными организациями поддержки и развития предпринимательства. [1]

В целях обеспечения всестороннего и своевременного информационного обслуживания населения страны и всех государственных органов по всем вопросам деятельности МСП, по решению Правительства в 2001 г. была создана государственная некоммерческая информационная служба (CSMEO). Деятельность CSMEO поддерживается «Департаментом развития МСП» в NDRC.

Сайт CSMEO представляет 58 основных рубрик и 180 тематических разделов, содержащих до 1000 различных сообщений, что ежедневно привлекает более 200 тыс. посещений. В работе CSMEO принимают участие более 10 тыс. различных агентств и посреднических компаний, которые способствуют развитию деловых отношений между предприятиями, инициируют проведение ярмарок и информируют о важнейших инициативах Правительства и органов власти всех уровней, касающихся деятельности МСП. Информационная сеть обслуживает все регионы страны, охватывая города и большинство сельских поселений. Это позволяет своевременно сообщать об изменении действующих и введении новых правовых актов, о тенденциях социально-экономического развития страны, а также информирует о состоянии и путях развития МСП в стране и за рубежом. CSMEO предоставляет данные о поставках и потребностях местных и зарубежных рынков, характеризует наиболее качественную продукцию, производимую на малых и средних предприятиях.

Бизнес идеи из Китая, которых нет в России | Бизнес идеи | Бизнес 2022

На сегодняшний день малое предпринимательство в Китае регулируется законом от 2002 года «О стимулировании развития малых и средних предприятий». Этот закон обеспечивает поддержку малому предпринимательству в правовой и финансовой сфере, в конкурентной борьбе с крупными компаниями. Однако, малое предпринимательство этой страны сталкивается с рядом проблем:

  • действия чиновников бюрократического аппарата среднего звена;
  • проблемы с получением кредитов;
  • произвол со стороны местных чиновников;
  • необоснованные штрафы.

Для решения назревших проблем в Китае приняты меры, направленные на улучшение предпринимательского климата в стране:

  • совершенствование законодательства в части защиты частной собственности, а также трудовых взаимоотношений и социальных гарантий;
  • реализация всех действующих положений в отношении малого бизнеса и создание благоприятных общественных и экономических условий для эффективного хозяйствования в рамках закона;
  • создание для малого бизнеса равных условий с предприятиями государственной, коллективной, иностранной и другими формами собственности в части налогообложения, кредитования, экспорта, импорта и т.п.;
  • закрепление прав частных предприятий на участие в создании городских и сельских кооперативов и народных банков на акционерной основе. [2]

В целях расширения информационной сети и для координации деятельности CSMEO в части создания высококачественной 3-х уровневой общенациональной системы информационного обслуживания МСП в 2003 г. было создано главное информационное агентство «Бейджунг МСП онлайн компании» (Beijing SME Online Co., Ltd.). Их основной вебсайт в Бейджунге (Пекине). [3]

По последним данным Государственного торгово-промышленного административного управления Китая, в конце 2013 г. в стране насчитывалось 15 млн. 278 тыс. зарегистрированных малых и средних торгово-промышленных предприятий (не включая индивидуальные хозяйства). Рост по сравнению с 2012 г. составил 11,8%. Уставной капитал этих предприятий увеличился на 17,4% до 96,8 трлн. долл.

Доля малых и микропредприятий среди иностранных предприятий составляет 53,94%, среди государственных и коллективных предприятий — 61,39%, среди частных предприятий — 80,72%.

Отметим, что к концу 2013 г. в стране уже насчитывалось 44 млн. 362,9 тыс. индивидуальных промышленных и торговых предприятий (+9,3%). По сравнению с 2012 г. их уставной капитал вырос на 23,1% до 2 трлн. 430 млрд. юаней. Число специализированных крестьянских кооперативов увеличилось до 982,4 тыс. (+42,6%) с уставным капиталом в 1 трлн.

890 млрд. юаней (+71,8%).

Таким образом, с учетом индивидуальных хозяйств количество средних, мелких и микропредприятий выросло до 59, 6 млн. (+19,2%).

В этой категории бизнеса занято до 80% населения крупных и малых городов. Среднегодовой прирост количества занятых в малом и среднем бизнесе за последние 5 лет составил 17,3%, в то время как общий прирост количества занятых в среднем по стране составил только 10,3%. На 1 тыс. жителей страны приходилось 28 человек, занятых в малом и среднем бизнесе. По этому показателю Китай пока уступает развитым странам (45 человек на 1 тыс. жителей), но опережает развивающиеся страны (25 человек на 1 тыс. жителей).

Согласно статистике, на долю МСП пришлось 74,7% совокупной добавленной стоимости промышленного производства, 58,9% от общих объемов потребительского рынка, 62,3% от общего объема экспорта. Важно отметить, что на долю малых и средних предприятий пришлось 65% зарегистрированных патентов, 75% инновационных внедрений, ими было освоено более 80% видов новой продукции. Более 70% предприятий, расположенных в парках высоких технологий, относятся к разряду МСП, на их долю приходится более 82,6% высокотехнологичного производства в стране. [4]

В России же, по данным Росстата, на 1 января 2014 года зарегистрировано 5,6 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства. На них приходится около 25% от общего объема оборота продукции и услуг, производимых предприятиями страны, численность работающих составляет 25% занятых в экономике. Причем — 62,8% субъектов малого и среднего предпринимательства – индивидуальные предприниматели, 37,2% – юридические лица (из них 32,7% – микропредприятия,4,2% – малые предприятия и 0,3% – средние предприятия).

В 2014 году общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства сократилось на 7,5% (индивидуальных предпринимателей – на 12,7%, малых предприятий – юридических лиц – на 3,5%). Количество микро- и средних предприятий – юридических лиц в 2014 году, напротив, выросло на 3,9% и 15,4% соответственно.

Основными видами деятельности малых и средних предприятий являются торговля (более 39,6%) и предоставление услуг (35,4%).

Отметим, что льготами и другими мерами поддержки за последний год не пользовалось 73% представителей малого, среднего и микробизнеса Москвы, опрошенных РАНХиГС, еще 15% не помнят, обращались ли за помощью. Опрос 2000 руководителей и заместителей руководителей малых и средних предприятий по всем отраслям проводился в июне – июле 2015 г. по инициативе департамента экономической политики и развития Москвы.

Об информационной поддержке просили 5% опрошенных, о льготах по аренде – 4%, консультациях – 3%. За большинством мер поддержки, например компенсацией ставки или поручительством по кредитам, налоговым каникулам и т. д., обращалось лишь по 1% опрошенных. Господдержка не пользуется спросом вне зависимости от вида или размера бизнеса по причине бюрократической волокиты и коррупции, отмечают авторы исследования. [5]

Не востребована и патентная система налогообложения, которая при ее введении рассматривалась властями как мера стимулирования бизнеса. В результате 65% респондентов не знают о ее существовании, удобной и выгодной — считает лишь 12%.

Читайте также:  Этап комплексного достижения цели отсутствующий в бизнес модели инновационного проекта модернизация

Патентная система была введена с 2013 г. Перейти на нее могут индивидуальные предприниматели, нанимающие не более 15 человек. В Москве купить патент можно на 65 видов бизнеса, его годовой доход не должен превышать 60 млн. руб. Стоимость – 6% от потенциально возможного дохода (зависит от вида деятельности).

Патент на розничную торговлю в ЦАО – 20 000 руб. в месяц, в пределах МКАД – 10 000, за МКАД – 7000. Патент освобождает от НДФЛ, НДС, налога на имущество физических лиц, которое используется в бизнесе. Популярность патентов в Москве растет: по данным департамента экономической политики, в январе – июне было куплено 22 300 патентов, что на 22% больше, чем за весь 2014 год. Стоимость купленных патентов выросла с 1,4 млрд. до 1,8 млрд. Число самих индивидуальных предпринимателей увеличилось за это время на 11500 человек до 227000. В 2015 г. федеральный бюджет выделил 17 млрд. руб. на государственную поддержку подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства», из них Москве – 878 млн. [6]

И так, можно сделать вывод о том, что предпринимательство играет важную роль в становлении цивилизованной рыночной экономики любой страны. Как в Китае, так и в России малое предпринимательство является важным звеном в развитии экономики, но оно очень уязвимо, ему необходима поддержка государства.

В России большинство людей не осведомлены о программах господдержки, а другие просто не верят в ее доступность и боятся идти на риск. Поэтому стоит больше уделять внимания широкой информированности предпринимателей и населения об успехах, возможностях и изменениях в предпринимательской среде, а так же оказывать реальную поддержку малому бизнесу на всех уровнях хозяйствования.

Источник: journalpro.ru

Влияние цифровизации на развитие малого и среднего бизнеса в КНР

Китай — признанный лидер в сфере цифровых технологий, ориентированных на потребителя. И хотя в целом он менее цифровизирован, чем большинство развитых государств, в отдельно взятых регионах и сферах по уровню цифровизации КНР удалось обогнать весь мир. В частности — в электронной торговле, основу которой представляет именно малый и средний бизнес, Китай по праву считается мировым лидером.

Правительство КНР на государственном и региональном уровнях многие годы занимается развитием технологий, внедрением инноваций и продвижением digital-сферы в стране. Власти готовы поддерживать компании, стремящиеся к цифровой трансформации.

Бизнес в Китае активно использует цифровые платежи, большие данные, облачные технологии и Интернет вещей для решения своих повседневных задач и повышения эффективности взаимодействия с пользователями, что положительно влияет на объемы продаж. При этом пользоваться этими благами могут не только крупные компании, создающие полноценные цифровые отделы, но и МСП, которые могут купить готовые решения, позволяющие им идти в ногу со временем. Исследования показывают, что прибыль компаний в наиболее цифровизированных секторах значительно выше за счет более высокой производительности.

Цифровизация решила сразу несколько проблем, в течение долгого времени бывших препятствием на пути развития малого и среднего бизнеса. Раньше на создание дистрибьюторской сети и поиска покупателей уходили годы, сейчас же крупные платформы, например, в сфере электронной коммерции, предоставляют МСП прямой доступ к необходимой инфраструктуре и огромному пулу потребителей.

Цифровизация постепенно снимает и проблему ограниченного доступа к финансированию, предоставляя кредиторам новые инструменты для оценки кредитного риска и снижения транзакционных издержек, что повышает шансы МСП на получение кредита. Более того, цифровая трансформация значительно снизила барьеры входа во многие секторы, особенно в сферу потребительских товаров и услуг, что привело к увлечению числа мелких игроков на рынке. Это ведет к переходу рынка от доминирования крупных компаний к росту влияния мелких фирм. Технологии также помогают МСП расширять рынки сбыта и повышать экспортный потенциал, превращая их в «микротранснациональные компании».

Учитывая высокую скорость принятия решений и гибкость системы управления в МСП, внедрение инноваций и цифровых технологий для них представляется особенно перспективным направлением развития, которое незамедлительно принесет свои плоды. Отказ от цифровизации или ее отсрочка могут привести к угрозе потери конкурентоспособности и отставанию. В ряде секторов уже ощущается усиление конкуренции со стороны стартапов, использующих цифровые технологии.

Роль малого и среднего предпринимательства (МСП) в Китае сложно переоценить. За последние 30 лет малый и средний бизнес стал неотъемлемой частью экономики страны, обеспечивая около 75% населения рабочими местами, развивая и внедряя инновационные технологии. Сегодня 65% патентов КНР принадлежат именно предприятиям малого и среднего бизнеса. В 2017 г. вклад МСП в ВВП Китая составил 70%, они обеспечивают до 50% налоговых поступлений. Однако сектор МСП Китая мог бы демонстрировать еще более впечатляющие показатели за счет малых и микропредприятий, которые сегодня вносят лишь 35–40% в ВВП, по сравнению с 52% в Германии, 54% в Мексике и 67% в Италии, что свидетельствует о значительном потенциале роста, который может быть достигнут благодаря современным технологиям.

Одним из факторов, способствующих стремительному развитию бизнеса в КНР, является цифровая трансформация, которая активно происходит в последние годы. И хотя Китай в целом менее цифровизирован, чем большинство развитых государств, в отдельно взятых регионах и сферах по уровню цифровизации КНР удалось обогнать весь мир.

В частности — в электронной торговле, основу которой представляет именно малый и средний бизнес, Китай по праву считается мировым лидером. Страна шесть лет подряд удерживает мировое первенство по объему электронной розничной торговли. Доля электронной коммерции в общем объеме розничных продаж в Китае составляет 23,9% по сравнению с 14,3% в США и 5,3% в РФ.

За «День холостяка» в 2019 г. компания «Alibaba Group» продала больше, чем вся российская электронная коммерция за год (38 млрд долл. и 26 млрд долл. соответственно). Еще 15 лет назад на долю Китая в глобальных транзакциях приходилось около 1%, сегодня этот показатель вырос до впечатляющих 40%. Более того, Китай является признанным лидером в сфере цифровых технологий, ориентированных на потребителя. Если говорить о географическом аспекте, то цифровая экономика в Пекине и Шанхае близка к 45% ВВП, что аналогично уровню Японии. Хотя в Китае по-прежнему существует множество менее развитых и в экономическом, и в цифровом плане провинций.

Что стало причиной стремительной цифровизации китайской экономики и бизнеса?

Прежде всего, это солидная база интернет-пользователей — в 2018 г. в Китае их число достигало 802 млн человек. Это больше, чем в ЕС и США вместе взятых. Из них 788 млн человек использовали именно мобильный Интернет (98% от общего числа пользователей Интернета), что также больше, чем в ЕС (79%) и США (91%).

В 2016 г. 90% домохозяйств в Шанхае и Пекине имели доступ к Интернету, по стране этот показатель составляет 57%. За последние 10 лет правительство приложило немало усилий, чтобы увеличить покрытие в деревнях и отдаленных регионах страны. Появление Интернета в небольших городах и деревнях открывает населению доступ к ряду онлайн-платформ, которые могут быть использованы для развлечений, шоппинга, образования и открытия своего дела.

Во-вторых, в Китае проживает значительное число молодых интернет-пользователей — около 280 млн человек моложе 25 лет. Это эквивалентно общему числу пользователей всемирной сети в США. Это важно, поскольку именно молодые люди больше других открыты новым технологиям и готовы применять их в повседневной жизни.

В-третьих, в Китае развиты мобильные платежи. На мобильные платежи в продажах электронной коммерции приходится около 70% транзакций в Китае (в Соединенных Штатах этот показатель достигает только 30%). Мобильные платежи играют ключевую роль в развитии интернет-бизнеса, поскольку они позволяют совершать покупки в любом месте и в любое время. Еще одна крайне развитая в Китае технология, которая упрощает процесс оплаты, — QR-код. Он позволяет продавцам сэкономить на эквайринге и терминалах оплаты, а пользователям — проводить транзакции без комиссии.

Читайте также:  Сколько приносит бизнес в Америке

Кроме того, важно использование современных технологий в бизнесе. Бизнес в Китае активно применяет цифровые платежи, большие данные, облачные технологии и Интернет вещей для решения своих повседневных задач и повышения эффективности взаимодействия с пользователями, что положительно сказывается на объемах продаж. Искусственный интеллект рекомендует покупателю не просто аналогичные, а комплементарные товары, которые могут пригодиться пользователю. Анализ больших данных позволяет предоставить клиенту персонализированный сервис на основе данных о его предпочтениях, а также понять заинтересован ли клиент в приобретении товара и нужно ли стимулировать его к покупке с помощью бонусов и скидок. При этом пользоваться этими благами могут не только крупные компании, создающие полноценные цифровые отделы, но и МСП, способные купить готовые цифровые решения, которые позволят им идти в ногу со временем. Выручка от китайского интернет-бизнеса, который наиболее активно внедряет технологии, растет высокими темпами — в 2018 г. доходы от интернет-услуг составили 956 млрд юаней (136 млрд долл.), увеличившись на 20% за год; а выручка платформ электронной коммерции составила 366,7 млрд юаней (47 млрд долл.), что на 13% больше, чем в 2017 г.

Наконец, нельзя не упомянуть и активную государственную поддержку. Правительство КНР на государственном и провинциальном уровнях многие годы занимается развитием технологий, развитием инноваций и продвижением digital-сферы в стране.

Например, в 2015 г. была выдвинута Стратегия «Интернет плюс», направленная на развитие электронной торговли, промышленных сетей и финтеха с помощью интернет-технологий. А в 2017 г. был создан фонд поддержки индустрии искусственного интеллекта размером в 5 млрд долл. В том же году Госсовет опубликовал «Проект разработки искусственного интеллекта нового поколения». Мировое лидерство в области ИИ считается частью «китайской мечты», а цифровизация — ключевым направлением развития страны.

Леонид Ковачич:
Китай упустил промышленную революцию — не пропустит цифровую

Что дал процесс цифровизации МСП?

Раньше на создание дистрибьюторской сети и поиск покупателей уходили годы, но сейчас крупные платформы, например, в сфере электронной коммерции, предоставляют МСП прямой доступ к необходимой инфраструктуре. Экосистема, созданная технологическими гигантами в Китае, обеспечивает мгновенный доступ к большому пулу потребителей мелким поставщикам, снижая затраты на рекламу и продвижение. Анализ больших данных помогает выявить предпочтения потребителей и ориентироваться на предоставление необходимых услуг.

Еще одна проблема, с которой МСП сталкивались в прошлом, — ограниченный доступ к финансированию; особую сложность это представляло для малых и микропредприятий. Анализ оценки рисков проводился сотрудниками финансовых учреждений, что вело к субъективным выводам и отклонению заявки на кредит в случае отсутствия большого залога.

Цифровизация постепенно решает и эту проблему, предоставляя кредиторам новые инструменты для оценки кредитного риска и снижения транзакционных издержек, что повышает шансы МСП на получение кредита. Более того, благодаря развитию финтеха и появлению новых игроков на рынке, происходит рост конкуренции в секторе финансовых услуг.

Например, Alibaba предоставляет микрозаймы своим электронным продавцам. Помимо этого у Alibaba, как у площадки электронной коммерции, есть данные о закупках и продажах малых и средних компаний, которые торгуют на ней, поэтому существует практика предоставления беззалогового кредита для компаний с хорошими экономическими и финансовыми показателями банком-партнером Alibaba. Чем больше компания экспортирует, тем выше ее рейтинг доверия. По состоянию на 2016 г., Alibaba Group выдала кредиты 2 млн МСП в Китае.

Цифровизация также способствовала расширению доступа населения к финансовым услугам в Китае, обеспечивая легкий мобильный доступ к кредитам и займам для сельских жителей, что укрепило их покупательную способность.

Технологии помогают МСП расширять рынки сбыта и повышать экспортный потенциал, превращая их в «микротранснациональные компании». Ряд глобальных оптовых платформ электронной коммерции, таких как Alibaba с более чем 755 млн активных покупателей, предоставляют МСП доступ к зарубежным рынкам. Alibaba превратилась в глобальную платформу, на которой работают, по оценкам на 2017 г., 11 млн малых и средних предприятий.

Цифровизация значительно снизила барьеры входа во многие секторы, особенно в сфере потребительских товаров и услуг, что привело к росту числа мелких игроков на рынке. Это ведет к переходу рынка от доминирования крупных компаний к росту влияния мелких фирм.

Сергей Карелов:
Каким будет место России в мире реализованных ИИ-стратегий?

По оценкам McKinsey Global Institute, прибыль компаний в наиболее цифровизированных секторах значительно выше благодаря более высокой производительности. Существует прямая зависимость между ростом цифровизации бизнеса и ростом его прибыли. Компании по всему миру понимают это и продвигают цифровые технологии. Так, например, к 2020 г. 30% компаний Global 2000 — The World’s Largest Public выделят бюджет для финансирования своей цифровой стратегии, эквивалентный по меньшей мере 10% доходов. По той же траектории идут и МСП в Китае.

Сегодня разворачивается новая волна цифровизации, все больше компаний закладывают цифровые технологии в основу своей деятельности. По мере усиления этой тенденции будут происходить значительные преобразования цепочек создания стоимости, которые приведут к повышению эффективности и производительности.

Все больше китайских компаний смогут стать конкурентоспособными на мировом рынке и даже экспортировать свои цифровые бизнес модели. Тем не менее многие предприятия в Китае все еще опираются на устаревшие модели, сталкиваются с асимметрией информации и непрозрачностью. Отказ от цифровизации или ее отсрочка могут привести к угрозе потери конкурентоспособности и отставанию. В ряде секторов уже ощущается усиление конкуренции со стороны стартапов, задействующих цифровые технологии, и небольших предприятий, которые используют современные подходы к ведению бизнеса. Учитывая высокую скорость принятия решений и гибкость системы управления в МСП, внедрение инноваций и цифровых технологий представляется им особенно перспективным направлением развития, которое незамедлительно принесет свои плоды.

Правительство КНР дало понять, что цифровизация экономики и бизнеса является основным приоритетом в среднесрочной перспективе. Очевидно, что власти готовы финансировать и поощрять компании, стремящиеся к цифровой трансформации. В интересах компаний отслеживать все политические и нормативные изменения, чтобы понимать, какое влияние они могут оказать на бизнес.

Источник: russiancouncil.ru

Как поддерживают малый бизнес в Китае

В 2003 г. на XVI съезде КПК (Коммунистической партии Китая) была утверждена программа социально-экономического развития страны до 2020 ., нацеленная на создание базы, обеспечивающей к 2050 г. коренную модернизацию экономики Китая, превращение его в богатое, демократическое и цивилизованное государство.

К 2010 году по сравнению с 2001 годом предполагается увеличить ВВП в 2 раза, в том числе путем расширения участия КНР в мировой экономике. Для дальнейшего обеспечения высокого жизненного уровня в Китае на основе совершенствования структуры народного хозяйства и повышения его эффективности поставлена задача к 2020 году увеличить уже в 4 раза уровень ВВП по сравнению с 2000 годом и значительно укрепить экономическую мощь и конкурентоспособность продукции.

Малый бизнес — ключевой сектор

Национальная программа экономического развития предусматривает в предстоящие 15 лет (2006-2020 гг.) уделять основное внимание развитию 11 ключевых секторов, включая телекоммуникационную и ИТ-отрасль. В последние годы индустрия услуг Китая развивалась быстрыми темпами. Новый период индустриализации должен стать поворотом от ресурсоемкого производства к высокотехнологичному и наукоемкому ресурсосберегающему способу производства, при существенном улучшении экологической ситуации в стране.

К 2020 году удельный вес индустрии услуг в общем объеме ВВП страны должен повыситься с нынешних 33% до 50-60%. В намеченные сроки ВВП превысит $4 трлн и ежегодный доход на душу населения достигнет примерно $3 тыс., что будет соответствовать уровню государств со средним уровнем доходов населения.

Читайте также:  Код ошибки 141 скайп для бизнеса

В настоящее время китайские экономисты предусматривают реализацию достижений научно-технической революции до 2050 г. и выдвигают концепцию создания «современного общества», находящегося на одном научно-техническом, информационном и интеллектуальном уровне с развитыми странами.

Китайское правительство считает малые и средние предприятия важнейшим стимулятором экономического роста, оживления рынка и расширения возможностей трудоустройства. За последние 20 лет сектор МСП стал неотъемлемой частью китайской экономики и ныне энергично создает огромное количество рабочих мест и осваивает новые инновационные технологии. Однако этот сектор испытывает трудности в привлечении капиталов, в заимствовании технологий и в приобретении информации.

Правительство постоянно предпринимает различные меры по созданию более благоприятных условий для дальнейшего развития МСП, совершенствования правовой системы регулирования его деятельности и оказания услуг этому сектору экономики. Намечен ряд мер по улучшению работы государственных фондов развития малых и средних предприятий и способов управления кредитными гарантиями для них.

Правительство совершенствует систему размещения государственных закупок в этом секторе, занимается подготовкой квалифицированных и предприимчивых специалистов, оказывает помощь в освоении зарубежных рынков. В 2002 г. был принят «Закон о стимулировании развития малых и средних предприятий», который призван максимально уравнять эти предприятия в правах с крупными компаниями, особенно в вопросах доступа к современной технике, рыночной информации и к финансированию.

Особое практическое значение имеют положения об учреждении «Государственного фонда развития малых и средних предприятий» (финансируемого за счет центрального бюджета), о защите государством законных доходов малых предприятий и их инвесторов от посягательств любых лиц и организаций, о налоговых льготах предприятиям, предоставляющим значительное количество рабочих мест безработным и инвалидам. Закон предусматривает допуск сектора МСП во многие доходные отрасли, а под контролем государства останутся лишь некоторые ключевые секторы экономики.

В 2005 г. было отмечено быстрое развитие малого бизнеса, повысилась его прибыльность, в стране насчитывалось более 4,3 млн малых и средних предприятий и 27,9 млн индивидуальных предприятий, на которых работает свыше 75% занятого городского населения. Это составило 99,6 % от общего количества предприятий в стране, на которые приходилось почти 60% ВВП и 74,7% добавленной стоимости промышленной продукции.

Сектору малого и среднего бизнеса принадлежит 65% патентов, 75% технических новшеств и более 80% новой продукции Китая. На его долю приходится 46,2% налоговых поступлений всей страны и 62,3% общего объема экспорта Китая. При этом в категорию малых предприятий с числом занятых до 100 человек относится почти 99% предприятий и только 0,6% относятся к средним предприятиям с количеством занятых от 101 до 999 человек.

В 2005 году объем экспорта и импорта продукции новых и высоких технологий Китая составил $218,25 млрд и $197,71 млрд, увеличившись на 31,8 и 22,5% соответственно, при этом основной рост обеспечивал сектор МСП.

Национальная комиссия по развитию и реформированию

Основным проводником государственной экономической политики в стране является «Национальная комиссия по развитию и реформированию» (the National Development and Reform Commission — NDRC), одним из важнейших направлений ее деятельности является формирование условий для динамичного развития МСП. Для этого в составе NDRC создан «Департамент малого и среднего предпринимательства» и образован «Китайский центр координации и кооперации бизнеса» (The China Center for Business Cooperation сбор информации и формулировка предложения для выработки политики, способствующей его развитию; содействие в создании комплексной системы оказания услуг для малого и среднего бизнеса; организация торговых ярмарок, выставок и помощь в проведении деловых переговоров; обучение, информационное обслуживание, консультирование и диагностирование бизнеса. CCBCC разработал ряд постоянно действующих государственных программ поддержки МСП.

В целях быстрейшего развития этого сектора организуется множество конференций по обмену информацией и опытом наиболее успешных предприятий с участием различных стран и международных организаций. CCBCC регулярно проводит международные выставки, на которых только за период с 1990 по 2001 г. было подписано 950 международных проектов по развитию МСП в Китае на общую сумму $6,2 млрд. Ныне CCBCC создает национальную сеть агентств по всесторонней поддержке и обслуживанию малых предприятий.

В целях обеспечения всестороннего и своевременного информационного обслуживания населения страны и всех государственных органов по всем вопросам деятельности МСП, по решению Правительства в 2001 г. была создана государственная некоммерческая информационная служба (CSMEO). Деятельность CSMEO поддерживается «Департаментом развития МСП» в NDRC. Сайт CSMEO представляет 58 основных рубрик и 180 тематических разделов, содержащих до 1000 различных сообщений, что ежедневно привлекает более 200 тыс. посещений.

В работе CSMEO принимают участие более 10 тыс. различных агентств и посреднических компаний, которые способствуют развитию деловых отношений между предприятиями, инициируют проведение ярмарок и информируют о важнейших инициативах Правительства и органов власти всех уровней, касающихся деятельности МСП.

Информационная сеть обслуживает все регионы страны, охватывая города и большинство сельских поселений. Это позволяет своевременно сообщать об изменении действующих и введении новых правовых актов, о тенденциях социально-экономического развития страны, а также информирует о состоянии и путях развития МСП в стране и за рубежом. CSMEO предоставляет данные о поставках и потребностях местных и зарубежных рынков, характеризует наиболее качественную продукцию, производимую на малых и средних предприятиях.

В целях дальнейшего расширения информационной сети и для координации деятельности CSMEO в части создания высококачественной 3-х уровневой общенациональной системы информационного обслуживания МСП в 2003 г. было создано главное информационное агентство «Бейджунг МСП онлайн компании» (Beijing SME Online Co., Ltd.). На первом уровне находится основной вебсайт в Бейджунге (Пекине), который имеет вспомогательные сайты второго уровня в каждом регионе, а к третьему уровню относятся информационные сети во всех городах, экономических зонах и муниципалитетах.

Новые технологии

Наряду с общей информацией о состоянии рынка малого бизнеса CSMEO публикует сведения о выдающихся научно-технических достижениях, о патентах и о новых технологиях. Публикует данные об агентствах, оказывающих услуги МСП, информирует о порядке создания предприятия, консультирует начинающих предпринимателей и предоставляет сведения о деятельности кредитно-финансовых институтов.

Сообщает о потребностях в трудовых ресурсах для МСП в различных регионах и городах страны, а также дает информацию о специалистах, ищущих работу. Кроме того, CSMEO характеризует особенности развития местных и международных групп промышленных предприятий, а также предоставляет технологические и коммерческие сведения о членах различных союзов предпринимателей.

Для удобства пользователей осуществляются онлайновые юридические консультации по регулированию деятельности малых предприятий и консультирование предпринимателей по вопросам аттестации систем управления качеством и менеджментом, а также оказывается помощь в разработке планов компьютеризации предприятий.

CSMEO обслуживает и государственные учреждения, осуществляя распространение информации по всем государственным службам, связанным с деятельностью МСП. Производит анализ статистических данных о состоянии и деятельности предпринимателей, дает прогнозы дальнейшего их развития. Проводит сбор сведений о деятельности агентств и институтов поддержки МСП с целью оценки их эффективности. Распространяет информацию об опыте работы наиболее успешных предприятий, оказывает помощь в развитии электронного бизнеса.

Помогает предпринимателям в онлайновом режиме оформить заявки в фонды поддержки МСП на оказание помощи. Разрабатывает проекты программ обучения и помощи стартующим предпринимателям в налаживании бизнеса, а также координирует деятельность учебных курсов и программ. Анализирует практику деятельности системы гарантирования кредитов с целью минимизации рисков. Одновременно CSMEO оказывает всем желающим широкий спектр технических услуг, в их числе: электронная почта, поисковые машины, подбор тематической информации, оперативные исследования, видео-конференции, создание веб-сайтов, бесплатное информационное обслуживание; дистанционное обучение, создание электронных библиотек и баз данных для малых и средних предприятий.

По материалам издания «Деловая пресса».

Источник: bishelp.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин