Что стимулирует развитие малого инновационного бизнеса

В данной статье дана характеристика малых инновационных предприятий (МИП) в России, раскрыта их роль в экономике страны, выявлены проблемы, с которыми сталкивается инновационная деятельность в наши дни. Так же отмечена особая роль Роспатента в функционировании МИП в России.

Ключевые слова

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА, ТЕХНОЛОГИИ, МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, РОСПАТЕНТ

Текст научной работы

В современном информационном мире экономика не может обходиться без основных проводников новых технологий и инноваций. Особое место в инновационном экономическом развитии занимают малые инновационные предприятия. Следует отметить, что многие новейшие направления НТП в частном секторе развиваются именно за счет малого бизнеса [1].

Малое инновационное предприятие (МИП) — это предприятие, у которого доля продукции старше трех лет в общем объеме выпускаемой продукции составляет не более 10%. Свое начало в России МИП положили в начале 90-х годов, но постепенно их количество сокращалось из-за низкого спроса и сложностей выхода на рынок с новой продукцией. Однако с конца 90-х годов стали появляться новые МИП, которые создавались в форме предприятий, ведущих исследовательские разработки для крупных компаний, таких как Лукойл и Газпром [2].

МИП представляют собой небольшие мобильные коллективы профессионалов, действующих самостоятельно или в составе крупной компании в таких сферах, где неизбежны постоянные изменения. Основателями малого инновационного бизнеса являются ученые, инженеры, изобретатели, целью которых является воплощение в жизнь новейших достижений науки и техники. В качестве первоначального капитала таких предприятий могут личные сбережения учредителей, но их обычно не хватает для реализации имеющихся идей [3]. В таких ситуациях приходится обращаться в специализированные финансовые организации, готовые предоставить рисковый капитал.

Сферы деятельности малых инновационных предприятий в России разнообразны, но все они направлены на модернизацию и тестирование продукции, производимой крупными предприятиями, введение новинок и новых технологий в линейку продукции или услуг. К таким сферам можем отнести: сферы разработки программных продуктов, лазерной техники, маркетинговых исследований, области «улучшающих» нововведений и др.

МИП, как и любые другие формы предпринимательства, нуждаются в финансовой поддержке. На сегодняшний день существуют следующие организации, финансирующие и способствующие развитию малых инновационных предприятий: Российский фонд фундаментальных исследований, Российский фонд технологического развития (РФТР), Фонд содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия), Венчурный инновационный фонд (ВИФ) [4, 5].

Так, например, Российский фонд технологического развития поддерживает проекты в области прикладных исследований и разработок, а главными получателями его средств являются научно-исследовательские организации и малые предприятия. Фонд содействия занимается поддержкой малых предприятий, а также финансированием начинающих инновационных компаний (start-ups) через программу «СТАРТ», в рамках реализации которой осуществляется так называемое «посевное» финансирование инновационных проектов, находящихся на ранней стадии развития [6].

Несмотря на действующие фонды финансовой поддержки малых инновационных предприятий в России, масштабы помощи явно не достаточны [4, 5]. Так РФТР за десять лет поддержал 840 межотраслевых научно-технических проектов, а Фонд содействия за этот же срок профинансировал более 2 тысяч малых предприятий (для сравнения: в рамках американской программы SBIR «Инновационные исследования малого бизнеса» за аналогичный временной интервал было поддержано более 35 тысяч малых фирм) [7].

Согласно закону «О создании малых предприятий при вузах и научных учреждениях» от 24 июля 2009 года, государственные вузы также могут сами создавать предприятия, деятельность которых заключается в практическом применении результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат данным образовательным учреждениям. Иными словами вузы имеют полное право заниматься научными разработками, которые в дальнейшем могут быть внедрены в производство крупных корпораций. Существование при НИИ малого инновационного предприятия дает им ряд преимуществ: позволяет отсрочивать платежи за аренду и коммунальные услуги; пользоваться опытно-экспериментальной базой, наработанными связями института с партнерами и заказчиками, его научным потенциалом, брендом и, наконец, получать через материнскую организацию часть госзаказа. Каждое из этих предприятий, так или иначе, использует инновации и способствует развитию инновационной деятельности в стране.

Однако малый инновационный бизнес в настоящее время сталкивается с рядом трудностей, например: отсутствие эффективной правовой базы; кадровая проблема; финансовые механизмы поддержки инновационной деятельности находятся в стадии формирования; нестабильная экономическая ситуация; проблема информационного обеспечения и т.д. Например, принятие важнейших решений, касающихся производства и сбыта, в зарубежных фирмах происходит только после экономической конкурентной разведки, проводимой с использованием патентной информации. Однако в России весь накопленный в патентном ведомстве опыт по определению наиболее перспективных технологий, их правовой охраны и возможностей использования даже без приобретения лицензий пока остается невостребованным [12, 13].

Читайте также:  Лизинг оборудования для малого бизнеса что это такое

Для информационного обеспечения малых предприятий деятельность Роспатента может оказаться особенно полезной. На основе уже сложившейся в Роспатенте системы оказания услуг информационного характера, специально для малых предприятий инновационной сферы могут проводиться мероприятия, ориентированные на повышение уровня, качества и конкурентоспособности отечественных инновационных идей и разработок. Помощь Роспатента может оказаться чрезвычайно полезной в части анализа и отбора для реализации инвестиционных проектов и программ, а также при создании новых инновационных предприятий и производств [15].

В заключении хотелось бы отметить, что инновационный бизнес одновременно является уникальным и сложным, перспективным, но, в то же время, и высоко рискованным. Конечно создание технопарков, бизнес-инкубаторов и прочих элементов инновационной инфраструктуры решает часть проблем, с которым сталкивается малый инновационный бизнес в своей деятельности, особенно в период становления. Однако дальнейшее развитие МИП невозможно без совершенствования системы государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности малого предпринимательства. С учетом положительного опыта развития малого инновационного бизнеса за рубежом, с уверенностью можно сказать, что процветание этого сектора малого предпринимательства будет способствовать эффективному и стабильному экономическому развитию и росту нашей страны в будущем.

Институциональные изменения российской экономики

  1. Ткачева Д.Б.
  2. Сычева А.В.

Семь правил успешного бизнеса

  1. Жуликова О.В.
  2. Жуликов П.П.

Анализ рентабельности деятельности ОАО АНК «Югранефть»

  1. Константинова Е.А.

Факторный анализ прибыли и рентабельности предприятия (на примере АО «Югорская региональная электросетевая компания» (АО «ЮРЭСК»)

  1. Харисова Е.В.

Особенности финансового менеджмента в транспортной организации (управление затратами)

  1. Янахметова Р.Р.

Список литературы

  1. Лескина О.Н. Экономика: учебное пособие для школьников старших классов, абитуриентов высших учебных заведений, поступающих на экономические специальности. – Саратов: Вузовское образование, 2014.
  2. Томаева Е.В., Лескина О.Н. Проблемы поддержки и развития малого бизнеса в России// Управление реформированием социально-экономическим развитием предприятий, отраслей, регионов: сборник трудов IV Международной научно-практической конференции. – Пенза: Пензенский филиал Финуниверситета, ИП Тугушев С.Ю., 2013.
  3. Малое инновационное предприятие: шаг за шагом — http://www.bstu.ru/research/innovations/mip
  4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017), ст. 103 https://www.consultant.ru/law/podborki/maloe_innovacionnoe_predpriyatie/
  5. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О науке и государственной научно-технической политике» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) https://www.consultant.ru/law/podborki/maloe
  6. Лескина О.Н. Обзор основных направлений государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России// NovaInfo.Ru. 2016. Т.2. № 48. С.130-139
  7. Лескина О.Н. Основы государственного регулирования и государственной поддержки развития малого бизнеса в России// NovaInfo.Ru. 2016. Т.2. № 48. С.125-130
  8. Прохода И.А. Государственное стимулирование и поддержка малых инновационных предприятий// Материалы и доклады РАНХиГС (Орловский филиал). – 2016. — С.290-292.
  9. Лескина О.Н. Приоритеты молодежной политики в современной России// NovaInfo.Ru. 2015. Т.2. № 30. С.49-52
  10. Фонд содействия инновациям — http://www.fasie.ru
  11. Лескина О.Н. Внедрение инновационных механизмов стимулирования развития малого бизнеса (на примере муниципальных образований Пензенской области)// Развитие производственной и социальной инфраструктуры муниципального образования: сборник научных статей. – Нижний Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2014
  12. О расширении мер поддержки малых инновационных предприятий — http://government.ru/docs/17477/
  13. Льготы для малого бизнеса в 2017 г. -https://www.regberry.ru/malyy-biznes/lgoty-dlya-malogo-biznesa-v-2016-godu
  14. Гончаренко Л.П., Ордов К.В., Сыбачин С.А., Хачатуров Г.А. Механизм создания инновационной структуры на примере малого инновационного предприятия// Аудитор. 2016. N 7
  15. Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) — http://www.rupto.ru

Цитировать

Абузяров, А.Х. Развитие малых инновационных предприятий в России / А.Х. Абузяров. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 62. — С. 251-255. — URL: https://novainfo.ru/article/12185 (дата обращения: 22.05.2023).

Поделиться

Настоящий ресурс содержит материалы 16+

Источник: novainfo.ru

Стимулирование инновационной деятельности малых предприятий как основного ресурса инновационного развития России

Показана необходимость развития и поддержки инновационной деятельности малого бизнеса в России. Представлены основные элементы обеспечения инновационного развития малых предприятий. Предложен механизм принятия решения об оказании государственной поддержки малому предприятию на основе комплексной оценки его инновационного потенциала.

инновации, менеджмент, инновационное развитие, инвестиции, государственная поддержка, ресурсный потенциал, малое предприятие, внешняя среда предпринимательства

Цитировать публикацию:

Колосова Т.В., Парадеева И.Н. Стимулирование инновационной деятельности малых предприятий как основного ресурса инновационного развития России // Креативная экономика. – 2013. – Том 7. – № 1. – С. 43-50.
Kolosova, T.V., https://creativeconomy.ru/lib/4874″ target=»_blank»]creativeconomy.ru[/mask_link]

Читайте также:  Outlook для бизнеса настройка

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019

Введение. Одним из основных направлений для Российской Федерации (РФ) в инновационной политике является оказание системной поддержки только созданным и уже развивающимся малым инновационным предприятиям (МИП), а также формирование благоприятного климата, способствующего повышению их инновационной активности и эффективности.

Малый бизнес является необходимым оживлением и стабилизацией отечественной экономики и играет ведущую роль в реализации результатов научных исследований в реальный сектор, сотворение интеллектуальной элиты страны, привлечение молодых ученых в бизнес. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определяет цели экономики, основанной на реальных знаниях. Конкретные результаты сформированной экономики к 2020 году — увеличение доли высокотехнологичных и интеллектуальных услуг до уровня 5-10 %, увеличение доли высокотехнологичного сектора экономики в 2 раза с 10,9 до 17-20 %, увеличение в 5 – 6 раз доли инновационной продукции в промышленности, 4 – 5 раз – количество инновационно активных предприятий (с 9,4 до 40-50 %) [1].

С ростом малого бизнеса можно решить насущные проблемы в экономике, такие как активация инновационных процессов, снижение количества безработных, развитие конкуренции, то есть как своего рода механизм, использование которого зависит от большого количества объективных факторов [2].

Цель исследования: изучить этапы становления и развития малых инновационных предприятий в России.

Материал и методы исследования. Материалом для теоретического исследования выступает научная литература по данной теме, работы отечественных и зарубежных ученых. Также в ходе написания работы использовались материалы Национального института системных исследований проблем предпринимательства, результаты в Сети, Федеральной службы государственной статистики.

Методология исследования представлена современным процессным и системным подходами.

Объектом исследования являются малые инновационные предприятия, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации.

Предмет исследования: изучение этапов становления и развития малых инновационных предприятий, а также роль государственных механизмов их стимуляции.

Результаты исследований и их обсуждение.

Малый бизнес в России создавался, формировался и развивался в ходе длительного процесса формирования товарной продукции, которая выступала материальной основой бизнеса, на которой произошло развитие деловых отношений.

Первый этап приходится на период с 1987 — 1999 год и называется «романтик».

Второй этап начинается в 1992 году и заканчивается через два года – «шок».

Третья охватывает период с 1995 по 1998 год и называется «стадией несбывшихся надежд», а стадия «зрелости» называется периодом с 1999 года по настоящее время [3].

На современном этапе своего развития этому способствует решение следующих задач: развитие экономической инициативы, повышения конкурентоспособности товаров и услуг, сокращение безработицы в стране и увеличения занятости в сфере производства и торговли, повышению качества товаров и услуг, освоение новых технологий, формирование конкурентной среды, что так же ведет к развитию рыночной экономики в государстве и рост ее основных экономических показателей.

Получается, становление и развитие малого бизнеса в России проходило в 4 этапа: первый этап «романтический», он приходится на период с 1987 по 1999 год, второй этап «шоковый», с 1992 по 1994 год, третий этап «несбывшихся надежд» с 1995 по 1998 год и четвертый этап называется этапом «зрелости» с 1999 года по сей день [2].

Сегодня в России наблюдается тенденция, которая заключается в том, что экономическая политика ориентирована на поддержку крупных государственных экономических структур. Государство направляет свои усилия на макроэкономические реформы, снимая тем самым ответственность за судьбу социально-экономически продвинутых граждан, работающих в сфере малого бизнеса, так как считает, что это не является определяющим фактором в реализации экономических реформ.

Иными словами, точка зрения мелких предпринимателей, их нужды и проблемы не учитываются государством. Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня малый бизнес в самой сложной ситуации. Отсутствие регулирования экономических отношений не позволяет малому бизнесу использовать залоговые и гарантийные права, привлекать инвестиции и кредиты в полном объеме. Этот фактор часто приводит к сворачиванию малого бизнеса, банкротству.

Малый бизнес является неотъемлемой частью рыночной системы, без этого экономика не может полноценно существовать. Малые предприниматели — самая многочисленная прослойка частных собственников, укрепляющих рыночные отношения.

Исходя из вышеизложенного, необходимо сделать вывод, что на современном этапе в России вопросы государственной поддержки предпринимательства должны быть учтены и выдвинуты в центр государственной экономической политики. За годы реформ малый бизнес стал единственным растущим сектором экономики, обеспечивающим возврат средств, а также как эффективное использование материальных ресурсов.

Читайте также:  Массажный бизнес выгодно ли

Она поглощает большую часть экономически активного населения, тем самым устраняя острые социальные проблемы, такие как безработица. Следует отметить, что малый бизнес играет важную роль в развитии экономики, это фактор социально-политической стабильности в стране.

Сегодня развитие российского малого бизнеса значительно отстает от потребностей российской экономики. При государственной поддержке рост малого и среднего бизнеса может стать существенным фактором экономического роста. Следует отметить, что Россия по показателю доли инновационного продукта в ВВП страны уступает многим странам с развитой рыночной экономикой, несмотря на то, что за последние годы были реализованы и запущены национальные программы развития малого бизнеса.

По результатам анализа Национального института системных исследований предпринимательства, количество официально зарегистрированных малых предприятий по состоянию на 1 января 2017 года составляет 241,8 тыс., что является довольно небольшим показателем для Российской Федерации. В малом бизнесе занято около 6192 тыс. человек, что составляет 13.86% от общего числа всех занятых в российской экономике. В большей степени, это посредническая деятельность, а также поддержание рыночной инфраструктуры [4].

По данным Федеральной службы государственной статистики от 12 октября 2016 года, около 38,7% субъектов малого и среднего предпринимательства занимаются оптовой и розничной торговлей, 20,3% — операциями с недвижимостью, арендой и оказанием услуг, а 10,4% — промышленным производством [5].

На сегодняшний день в таких отраслях, как промышленность, сельское хозяйство, бытовое обслуживание, значительно сокращается количество субъектов малого предпринимательства. Спад более выражен в научных службах и науке. По статистическим отчетам зарубежных развитых стран, малые и средние предприятия превышают почти 80% от общего числа предприятий этих стран.

Только государственная поддержка малого бизнеса в силу масштабности способна противостоять конкуренции крупного капитала, а также отстаивать свои социальные, экономические и политические интересы. В качестве мер по развитию малых инновационных предприятий предлагается:

1. Осуществление действий, связанных с решением нужд предпринимателей.

2. Обеспечение справедливых конкурсных отборов заявок при получении государственной поддержки малого предпринимательства.

3. Постепенная передача муниципальных полномочий при поддержке малого предпринимательства на уровень территорий.

4. Удовлетворение потребностей предпринимателей на разных этапах развития малого бизнеса.

5. Региональные проекты развития малого бизнеса в первую очередь реализуются с целью получение максимального синергетического эффекта.

6. Исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные организации и объединений предпринимателей обязаны действовать совместно для поддержки малого бизнеса [6].

Выводы. В статье проанализированы проблемы и перспективы развития малых инновационных предприятий в России. В статье показаны основные этапы формирования, становления и развития малых инновационных предприятий в России. Установлены перспективные направления развития малого бизнеса в России: о существление действий, связанных с решением нужд предпринимателей; обеспечение справедливых конкурсных отборов заявок при получении государственной поддержки малого предпринимательства; постепенная передача муниципальных полномочий при поддержке малого предпринимательства на территориальный уровень; поэтапное удовлетворение возникающих потребностей представителей малого бизнеса; реализация различного уровня проектов развития малого бизнеса; совместные действия органов исполнительный государственной власти, местного самоуправления, общественных организации и объединений предпринимателей для стимулирования малого бизнеса.

В заключении хотелось бы отметить, что нужды и проблемы мелких предпринимателей не учитываются государством. Сегодня малый бизнес в самой сложной ситуации. Отсутствие регулирования экономических отношений не позволяет малому бизнесу использовать залоговые и гарантийные права, привлекать инвестиции и кредиты в полном объеме. Этот фактор часто приводит к сворачиванию малого бизнеса и банкротству.

Список литературы

2. Абзалилов С.Н. Малое предпринимательство в промышленности как фактор социальной и политической стабильности в обществе //Вестник БИСТ. 2016. №4. С. 65-69.

3. Толмачев Д.Е., Ульянова Е.А., Плинер Л.М. Развитие малого и среднего бизнеса в регионе: формирование приоритетных направлений на примере Свердловской области //Экономика региона. 2015. №1. С.115-116.

4. Романович М.А. Совершенствование механизма стимулирования инновационной деятельности малых предприятий на базе вузов: дис. … канд. экон. наук. Белград, 2014. 200 с.

5. Аббасова О.М. К вопросу о государственном регулировании малых промышленных предприятий в РФ //Методы науки. 2017. №1. С.20-22.

6. Калачева Д.Г. Необходимость осуществления государственной поддержки малых форм хозяйствования в АПК //Методы науки. 2017. №1. С.16-18.

Источник: scienceforum.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин