В проекте Dig(IT)al рассказываем о технологиях, которые помогут вам заработать. Переходите на цифровую сторону бизнеса.
«Аджилизация» любого бизнеса представляет собой огромный организационный вызов, который потребует вложений большого количества сил и времени, борьбы с сопротивлением и принятия сложных решений. Прежде чем вступать на этот путь, надо точно определить, в какой точке вы находитесь сейчас и куда вы хотите попасть в итоге.
Факторов, влияющих на то, как компания пройдёт через трансформационный период, множество. Бизнес-контекст, размер компании и ее возраст, текущая организационная структура, коллектив и сложившаяся культура взаимоотношений между сотрудниками – всё это оказывает сильнейшее влияние. Вы не найдете двух похожих историй трансформации. У каждой компании своя дорога в agile.
RB рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке
Четыре шага на пути к agile
Однако существуют шаги, сделать которые придется каждому, кто встал на путь изменений.
Agile трансформация бизнеса от LeadStartup
1. Понять оптимизационную цель, которую компания хочет достичь, и выбрать соответствующий набор изменений.
Именно здесь возникает больше всего проблем. Если компания хочет достичь адаптивности и скорости реакции (уменьшение time2market, поиск новых продуктов и рыночных ниш, внедрение инновационных подходов), то этого невозможно добиться, сохранив старый организационный дизайн, поддерживающий достижение других целей.
Речь не идет о том, что старые цели плохи. Наоборот, как правило, они ориентированы на стабильность, поддержание деятельности компании и сохранение статус-кво. Тем не менее работа на эти метрики не приведет компанию к встраиванию в цифровой мир высоких скоростей.
Поэтому критически важно, чтобы именно топ-менеджмент заявил цели трансформации, обозначил новый организационный дизайн, который поможет их достичь, а также донес свое видение до всех сотрудников компании.
Например, целью могут стать лидерство на рынке по выданным кредитам или онлайн-продажам в конкретном сегменте, выход в новые сегменты или разработка инновационного продукта, который способен изменить индустрию.
2. Сформулировать видение продукта или услуги, которое должно помочь реализовать бизнес-цели компании.
Сначала формируется понимание текущего состояния продукта: его значимость для потребителя, конкурентные преимущества и недостатки. Затем оценивается потенциал продукта: кто его вероятные потребители, сколько их, какого охвата мы сможем достичь и в какие сроки, какую основную ценность мы хотим предложить. В идеале уникальное предложение продукта должно быть сформировано максимально коротко и ёмко и задавать вектор развития для бизнеса.
Люди и технологии – главные аспекты Agile-трансформации
Что такое Agile-трансформация : ее этапы и значение
Agile-трансформацию бизнеса можно разделить на два основных направления изменений: люди и технологии. Если про технологии уже известно довольно много, то адаптация людей остается неизведанной и проблемной областью для многих компаний. Попытки внедрения методологии agile сегодня встречаются в бизнесе повсеместно, однако реализация запланированных перемен зачастую не доводится до логического конца по причине недопонимания природы изменений.
Вам будет интересно: Лазером по врагу
Разбираемся, как правильно внедрять эти перемены в жизнь.
Для чего agile бизнесу?
Уровень конкуренции в современной экономике угрожает традиционным лидерам рынка. Предприятия должны внедрять инновации и предоставлять более эффективные решения, чем конкуренты, их бизнес должен быть гибким и быстрым. Как этого добиться?
Важными составляющими по-настоящему гибкого бизнеса являются несколько аспектов:
· Организационная гибкость. В эпоху растущей нестабильности, неопределенности и сложности прогнозирования развития рынков организации не могут успешно конкурировать, если они остаются неизменными. Процессы, структуры, культура и даже модели управления должны постоянно развиваться.
Вам будет интересно: От защиты ПК к защите пользователя
Здесь можно выделить три показателя организационной гибкости: это способность изменять модели управления, бережливая оптимизация внутренних процессов в целях обеспечения максимальной полезности для клиента, а также соответствие структуры и ролей стимулам и задачам сотрудников.
· Постоянное развитие продуктов. В современном динамичном мире процветают только предприятия, способные экспериментировать с новыми продуктами, быстро проверять бизнес-модели, находить и создавать новые сегменты клиентов. Правильный продуктовый подход сегодня определяется способностью слышать клиента и решать его проблемы, быстрой адаптацией новых бизнес-моделей и способностью находить и создавать новые рынки.
· Активная поддержка и участие со стороны лидеров. В гибком бизнесе менеджеры – это лидеры, проектирующие среду, в которой, благодаря их увлеченному участию, продукты развиваются и регулярно обновляется их функционал. Для этого лидеры должны адаптироваться и внедрять инновации так же быстро, как и продукты, которые они контролируют. Иногда старые, укоренившиеся управленческие привычки необходимо отбросить, чтобы расти и развиваться в условиях постоянно меняющихся рынков.
Деньгами agile не построить
Вам будет интересно: ESET NOD32 Smart Security Family: с защитой UEFI
На фоне растущего интереса к agile распространенным сценарием в этой области остается ситуация, когда компании инвестируют в создание agile-команд и развитие scrum-процессов, однако не подкрепляют эти шаги фундаментальной трансформацией работы бизнес- и ИТ-департаментов по всей вертикали. Отличие настоящей agile-ориентированной организации сегодня заключается в том, что каждый аспект бизнес-операций тесно связан с непрерывным циклом поиска, оценки, анализа и развития новых видов практической пользы для бизнеса через ИТ.
В этом свете развитие agile-стратегии оптимально осуществлять как итеративный процесс, который отражает все основные принципы собственно agile-разработки продуктов и сервисов. Стратегическое планирование трансформации требует тесной связи между ИТ и бизнесом, а недостаток необходимой координации может сорвать весь проект. Недостаточная координация, смещение приоритетов, различия в толковании терминов и конечных целей – любой подобный сбой либо замедлит, либо полностью сорвет проект.
Еще одно тонкое место – точечные agile-эксперименты: компании нередко проводят трансформацию, удовлетворяясь одной agile-командой, не масштабируя подход на всю структуру своей организации. При таком подходе велик риск не рассчитать ресурсы и потерять синхронность действий внутри компании, особенно если одна команда глубоко занимается agile-проектами, а другая увлекается waterfall-методиками. Наконец, самое важное: адаптация agile требует глубокого культурного сдвига и проявления лидерских качеств ответственными сотрудниками.
Все необходимые навыки и технологии нужно как развивать внутри компании, так и привлекать по возможности извне. Если пренебречь «человеческим фактором» agile-трансформации, проект обречен на пробуксовку или полный провал.
Agile делают люди
В первую очередь полноценная agile-трансформация должна поддерживаться и сопровождаться высшим руководством компании. При этом, даже когда лидеры всецело поддерживают новый подход к работе, среднее звено вполне может на своем уровне влияния (иногда неосознанно) создавать помехи для команд, пытающихся работать в новом формате. Еще один участок для конфликта интересов может появиться на уровне взаимодействия людей, отвечающих за бизнес-процессы и техническую сторону бизнеса.
Здесь обе стороны должны быть готовы работать по новым правилам. Например, необходимо донести до людей мысль о том, что специалисты от бизнеса временами должны набираться терпения и глубже разбираться в реальных потребностях клиента, а технические специалисты в какой-то момент должны уметь поменять направление работы или вовсе отказаться от устаревших планов и наработок. Кроме того, если трансформация прошла в ограниченной части компании, люди из других подразделений должны быть готовы к новому формату взаимодействия с коллегами.
Для органичной трансформации в рамках проекта или компании могут понадобиться изменения KPI, подхода к мотивации и подбору персонала, потому что новый формат взаимодействия и распределения ответственности может не вписываться в привычные для компании способы работы со своими сотрудниками.
Получается, что большинству людей в компании придется быть готовыми к самым серьезным изменениям, которые неизбежно коснутся формата труда, способов его оценки, взаимодействия с коллегами, принятия новых решений, отношения к ошибкам. В результате трансформации потребуют не только планы, задачи и формальные процесcы взаимодействия между людьми в рамках компании, но и подход каждого к своей работе.
Итогом слепого следования новым методологиям и правилам могут стать неосознанные ошибки и саботирование нововведений, что приведет к потере веры в любые изменения и достижение реальных целей трансформации. Именно поэтому для успешной agile-трансформации нужно не только понимание, но и осознанное принятие нового подхода каждым сотрудником.
Технологии: дополняя человека
В ситуации, когда компаниям нужно быстро проверять гипотезы, получать обратную связь, создавать новые продукты, находить новые потребности и потребителей, успешная agile-трансформация не может обойтись без частых и гибких обновлений функциональности продуктов и инструментов. Это становится возможным только благодаря технологической поддержке людей – прежде всего автоматизации максимального количества процессов. Например, автоматизации проверки функционала, тестирования, проверок безопасности кода и других этапов разработки. Это помогает максимально сократить количество ошибок и уязвимостей из-за человеческого фактора, добиться высокого качества и быстрого выпуска продуктов.
Для того чтобы этого добиться, технологические процессы в компании должны также претерпеть несколько изменений:
· DevOps-трансформация – оптимизация и автоматизация максимального количества процессов разработки, конфигурирования и развертывания, поставленная на поток.
· Agile-трансформация – инкрементная и итеративная поставка функционала, удовлетворяющего динамический спрос, которая реализуется с помощью самостоятельных команд.
· Digital-трансформация – использование и постоянное развитие новейших технологий и гибких систем для реализации функционала, с опорой только на данные и эксперименты.
Помимо автоматизации, особого внимания требуют грамотный сбор и использование данных о клиентах, например, для последующей приоритизации развития продуктов. Для этого понадобятся технологические решения с целью достоверной интерпретации собранных данных.
Характеристики эффективного agile-лидерства:
1. Способность создавать видение и вовлекать других в его формирование и реализацию.
2. Способность развивать гибкость и возможности компании.
3. Способность направлять компанию к постоянному обучению и развитию.
30/100/365
Еще одно подспорье при реализации agile-проекта – авторские методологии, которые уже прошли проверку на многих успешных проектах трансформации. В частности, в практике Accenture применяется так называемый «Подход 30/100/365».
30 дней выделяются на первый этап agile-трансформации, когда определяются все ключевые исполнительные фигуры в процессах запланированных перемен.
Следующий этап состоит в проведении оценки готовности и зрелости различных участков корпоративной структуры для agile: устанавливаются наиболее благоприятные точки начала трансформации, создается план действий с привлечением всех ключевых игроков. Этот этап занимает около 100 дней. Здесь же выявляются все потенциальные точки сопротивления и тонкие места проекта.
Наконец, в следующие 365 дней работы в новой парадигме происходит масштабирование agile-методик на всю компанию. Здесь также ключевую роль играет работа с людьми: наибольшее внимание уделяется обучению и переменам организационного плана.
Именно совокупность всего вышеперечисленного и правильное использование комбинации «люди +т ехнологии» позволят считать бизнес действительно гибким, а agile-трансформацию – успешной.
Ключевые слова: Agile-трансформация
[ Подписка на журнал ]
Об авторах
Антон Херувимов
Лидер практики высокотехнологичной разработки и проектирования ПО московского офиса компании Accenture.
Источник: 1ku.ru
Основы Agile-трансформации
Хочу поделиться переводом краткой, но достаточно толковой шпаргалки по Agile-трансформации.
Чтобы достичь успеха в сегодняшней рыночной ситуации, компании должны быстро поставлять клиентам качественный инкремент продукта (product increment – «ощутимый результат работы одного спринта» (например, новая функция продукта, прототип приложения и т.д.) — te-st.ru/2017/07/04/12-terms-of-scrum).
Не менее важно быть гибкими и уметь реагировать на обратную связь, полученную от клиентов. Это означает переход к гибкой стратегии от преобладающего сейчас традиционного подхода к организации, управлению и финансированию работы.
У маленьких компаний Agile-трансформация, скорее всего, не вызовет затруднений, так как внедрение этой стратегии можно осуществить, просто собрав всех в одной комнате и договорившись между собой.
Однако в больших организациях со сложной структурой и тяжелой «наследственностью» в виде устаревшей технологической архитектуры трансформацию нужно тщательно спланировать и организовать, чтобы быть уверенными в том, что усилия и инвестиции, вложенные в процесс изменения, создадут ценность для бизнеса и действительно приведут к тому, что компания станет гибкой и легко адаптирующейся к изменениям.
Agile-трансформация – это работа по реорганизации компании, в результате которой она сможет работать по принципам Agile.
О чем эта статья:
- В чем смысл Agile-трансформации?
- Стратегия трансформации
- 10 шагов к успешной Agile-трансформации
- Дорожная карта Agile-трансформации
В чем смысл Agile-трансформации?
По большому счету, Agile-трансформация – это история о том, как создавать команды, формировать бэклог и регулярно поставлять инкременты протестированного и работоспособного программного обеспечения. В масштабе более крупной организации – это создание сети слабосвязанных команд, координация зависимостей, работа с негативными последствиями, быстрый вывод продукта на рынок, а также измерение пропускной способности команд, а не их производительности.
Смысл Agile-трансформации – как раз в устранении препятствий, которые мешают выполнению всех этих действий.
Стратегия трансформации
Отправной пункт Agile-трансформации – это понимание, где ваша компания находится в данный момент и куда вам нужно двигаться. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться с двумя понятиями.
Во-первых, следует учитывать ценностные установки вашей компании в контексте планирования. Что для вас более ценно – предсказуемость поставки или способность адаптироваться к изменениям? Для большинства компаний ценным является и то, и другое, и это приводит к негативным последствиям.
Чем более вы настраиваете систему на предсказуемость, тем сложнее ее изменить. И, наоборот, чем больше вы придаете системе адаптивности, тем она менее предсказуема.
Второе, о чем стоит серьезно подумать, — это в чем заключается ценность вашего продукта для клиента с точки зрения планирования. Стараетесь ли вы понять, что нужно вашему клиенту (мы называем это открытой экосистемой – emergent ecosystem), или же вы сосредоточены только на выполнении взятых на себя обязательств (мы называем это замкнутой экосистемой — convergent ecosystem)?