Что такое аморальный бизнес

Миф об аморальности бизнеса отражает популярный, широко распространенный взгляд на бизнес. Подобно большинству мифов, он выступает в нескольких вариантах. Многие люди верят в него или отчасти верят. Он отражает лишь долю истины и в то же время значительную долю реальной действительности скрывает.

Этот миф показывает, как многие предприятия и многие бизнесмены воспринимают сами себя и как они воспринимаются другими. Бизнес заинтересован главным образом в извлечении прибыли. Чтобы получать прибыль, он производит товары или предоставляет услуги, занимается куплей и продажей.

Однако, согласно названному мифу, предприятия и люди в мире бизнеса не демонстрируют явной приверженности проблемам морали. Они не являются неэтичными или безнравственными; они, скорее, аморальны в той мере, в какой считают, что моральные соображения в бизнесе неуместны. В конце концов, бизнес — это бизнес. Они против морализирования.

Они не хотят, чтобы моралисты читали им проповеди, и они изо всех сил избегают осуждать даже своих самых лютых конкурентов. Язык этики просто не является языком бизнеса.

«Прокурорская проверка» — «Аморальный бизнес» [18+]

Большинство участников бизнеса не поступают безнравственно или злонамеренно. И в своей частной жизни, и в деловой они считают себя людьми нравственными. Они просто полагают, что не дело бизнеса заботиться о морали. Даже в тех случаях, когда фирма руководствуется в своей деятельности нравственными принципами, она редко хвастает своей приверженностью моральным ценностям или публично изображает свою деятельность как нравственную.

Один из интересных вариантов названного мифа заключается в том, что, поскольку многие фирмы не демонстрируют явной приверженности нравственным принципам, некоторые из них действуют безнравственно. К примеру многие грязные скандалы, о которых кричат газетные заголовки, — репортажи о подкупе, о предоставлении ложных сведений, о незаконной практике выплаты «благодарностей», о не гарантирующих безопасность изделиях, о практикуемых «инсайдерами», располагающими внутрифирменной информацией, манипуляциях рынками. 80-е годы изобилуют подобными примерами, как, например, с фирмами Майкла Милкена и Айвена Боски [11. p. 61], которые продемонстрировали, как не следует действовать, в отличие от «Джонсон энд Джонсон», наглядно доказавшей, как надо правильно поступать. Бизнес не заботится о сохранности окружающей среды, о расположенных на принадлежащей предприятиям территории поселках, когда местный завод закрывается, и вообще о благе населения в целом. Согласно указанному мифу, фирмы действуют безнравственно не из желания совершать зло, а просто в силу того, что они стремятся извлекать прибыль и поэтому игнорируют какие-то последствия своей деятельности.

О крушении мифа об аморальности бизнеса свидетельствуют три очевидных явления: репортажи о скандалах и реакция публики на эти сообщения; формирование массовых движений вроде движений защитников окружающей среды и интересов потребителей; тревога самого бизнеса, проявившаяся на конференциях его представителей, в журнальных и газетных статьях, в возникновении множества кодексов этического поведения и учебных программ по этике.

АМОРАЛЬНЫЕ, но законные способы заработка

Если верно, что бизнес считают аморальным, что никто не требует от него поведения, основанного на нравственных принципах, что все полагают, будто он может делать все, что угодно, для увеличения своей прибыли, то в таком случае не было бы никакого переполоха, никакого шока или бурного возмущения по поводу того, что бизнес действует безнравственно. Раскрытие подкупа и взяточничества не представляло бы собой сенсации. Разоблачения, касающиеся выпуска в продажу опасных для потребителей изделий и злоупотреблений «белых воротничков», выглядели бы рутинным делом — ожидаемым и безобидным. Тот факт, что такие явления действительно становятся сенсацией, что они действительно вызывают общественную реакцию, что они действительно наносят ущерб имиджу компании и что они действительно порождают скандалы, служит свидетельством того, что миф об аморальности бизнеса отнюдь не признается всеми беспрекословно.

Предание гласности скрывавшихся прежде фактов говорит о том, что неправда, будто ничего не меняется. В наше время все больше людей требует от компаний, чтобы они в своей деятельности придерживались правил морали, по крайней мере в определенных случаях и в определенных пределах.

Современные реакции людей на поведение бизнеса дают основания полагать, что хотя миф о его аморальности отражает действительное положение вещей, но многие все же считают, что практика бизнеса должна быть иной, т. е. что поведение бизнеса должно быть нравственным. По меньшей мере две группы людей — защитники окружающей среды и консьюмеристы — четко излагают свои требования и пытаются заставить предприятия признать существование иных ценностей, помимо тех, которые сводятся к объему продаж и к статьям балансового отчета. Эти требования содержат совершенно новые нравственные основания, которые заставляют фирмы, даже отрицательно реагирующие на движения защитников окружающей среды и интересов потребителей, внимательно относиться к требованиям, выдвигаемым этими и другими группами. Если бы все дело сводилось к мифу об аморальности бизнеса, движения «зеленых» и консьюмеристов не имели бы смысла, и бизнес не стал бы на них реагировать. Именно потому, что эти движения имеют значение, и потому, что бизнес на них реагирует, рассматриваемый нами миф представляет собой лишь часть проблемы.

Читайте также:  Как управлять бизнесом в регионах

Реакция бизнеса на указанные массовые движения была весьма энергичной. В одних случаях она принимала форму выражения недовольства и растерянности.

Некоторые фирмы пытались игнорировать требования, выдвигавшиеся от имени сторонников защиты окружающей среды и защитников интересов потребителей, от имени поборников нравственных принципов в бизнесе, и действовали в соответствии с мифом об аморальности бизнеса. Другие фирмы сочли, что игнорирование этих требований ни к чему не приведет.

Еще одна форма реакции заключалась в том, чтобы организовать совет представителей бизнеса, обменяться мнениями относительно необычайных трудностей, связанных с тем, как реагировать на все возрастающие требования публики. Результатом явилось поразительное множество конференций, собраний, которые организовывались самими бизнесменами или в которых они участвовали.

Темой этих встреч чаще всего служили проблемы ценностей, проблемы этики бизнеса, способов осуществления того, что получило название социальное аудиторство, под которым понимается инспектирование социального поведения фирм. Структуры бизнеса не приспособлены к тому, чтобы иметь дело с проблемами ценностей и нравственности, а менеджеров этому обычно не учили в школах бизнеса.

Опыт хозяйствования еще меньше настраивал их заниматься такими проблемами. Вот почему многие фирмы столкнулись с новой дилеммой. Они теперь начинают понимать, что необходимо реагировать на требования, связанные с социальными ценностями, что необходимо в своих расчетах учитывать также и нравственные принципы, но они не знают, как это делать. Тем не менее все эти конференции, собрания, новые кодексы этики бизнеса и появление так называемых уполномоченных по корпоративной этике свидетельствуют о том, что миф об аморальности бизнеса медленно рассеивается.

Источник: studentopedia.ru

Вернер и нордлингенские ткачи

Вернер и нордлингенские ткачи.
Напоминаю, что кейс мы изучали в рамках темы становление капиталистических встроенных институтов, а именно – моральное единство и аморальный бизнес. Моральное единство – господство в обществе единой универсальной системы моральных принципов, имеющих коммунитативную направленность. Аморальный бизнес – господство в бизнесе моральных принципов, имеющих собственную рационально-индивидуальстическую направленность (это не неэтичный бизнес!).
Действие происходит в середине XVII в городе Нордлинген (Германия). Изготовление шерстяных тканей в Нордлингене находилось в руках независимых и формально равных между собой цеховых мастеров. Методы ведения «бизнеса» Вернера разительно отличальсь от существующих.

За свои действия он был обвинён городским магистратом с подачи местных ткачей в ведении нечестного бухгалтерского учёта, в продаже ткачам некачественно продукции, в отдании предпочтения богатым ткачам перед бедными и т.д. В дальнейшем все действия, предпринемаемые Советом, были направлены на поддержку именно ткачей. Заметим, что семья Вернеров стала важнейшей частью экономической жизни Нордлингена. Они обеспечивали рынок производимым тканям, предоставляли кредиты нуждающейся в деньгах казне. То есть в общем и целом действия их не унижали ткачей, не заставляли их «плакать кровавыми слезами».

Отсюда делаем вывод,что деловая этика Вернера и новый стиль лидерства резко контрастировала с традициями средневекового города, и все его дейтсвия, имеющие рационально-индивидуальстическую направленность вне зависимости от того были они вынуждеными, положительными или отрицательными, воспринимались практически, как преступление. В данном случае как система встроенных институтов, так и институциональная среда отдавали предпочтение коммунитативным отношениям, общему единству. А бизнес Вернера фактически признавался не этичным по отношению к другим ткачам.
Что касается Георга Христьян фон Трольша,он вел своё дело несколько позже уже в конце XVIII в. И, хотя и его деятельность также вызывала ненависть нордлингенских ткачей, городской Совет, на этот раз, поддерживал именно предпринемателя. То есть произошла смена в институциональной среде: прямая связь между Советом и ремеслениками была утрачена. Что касается встроенных институтов, их смена произошла ещё позже – в начале XIX. Примерно в этот период независимые производители превратились в наёмных рабочих, обслуживающих капитал.

http://cs138.vkontakte.ru/u802120/c_42662b62.jpg

Мария Хмелёва 22 янв 2008 в 9:54

Зарание извиняюсь, могут быть орфографические ошибки,ибо Word английский и не проверяет, а я не машина.

С консультации: фон Трольш вел бизнес в благоприятной среде, поскольку со времен Вернера произошли изменения в институциональной среде и во встроенных институтах — общество перешло к другому пониманию бизнеса (бизнес = аморальный бизнес) => Совет поддерживает Трольша.

Похожие материалы

  • Наступательные и оборонительные стратегии роста «современного предприятия»: история развития в XIX-XX вв
  • Вторая промышленная революция и управленческий капитализм
  • Аккумуляторные батареи компании AFA (краткая заметка)

Источник: vunivere.ru

«Парадигма о том, что бизнес аморален, – одно из наших заблуждений»

«Парадигма о том, что бизнес аморален, – одно из наших заблуждений»

Если религия современного человека – деньги, то возможно ли вести бизнес в соответствии с библейскими принципами? И как это сделать? И нужно ли? О том, чем библейская мудрость может помочь современному предпринимателю, рассказывает председатель совета директоров «Плюс Банк», писатель Александр Конопасевич.

Классическая теория искусства управления насчитывает не одно столетие. В попытке выработать максимально эффективную стратегию управления, человечество сформулировало немало закономерностей, которые легли в основу эпохальных трудов. Из более ранних работ – это «Государь» Макиавелли или «Сунь Цзы: искусство войны», из более поздних, дающих современную трактовку менеджмента, – работы Тэйлора и Форда. Однако многочисленные идеи, актуальные и полезные современным менеджерам, были описаны еще несколько тысячелетий назад в Библии. Делегирование полномочий, ведение переговоров, создание эффективной команды, бизнес‑планирование – Священное Писание описывает эти и другие аспекты управленческой деятельности и подсказывает эффективные способы решения насущных задач.

Читайте также:  Капитал фактор развития бизнеса

О том, как современной практике управления могут применяться идеи, описанные за века до появления самого понятия «менеджер», рассказывает новая книга «Библейские советы современному менеджеру», вышедшая в свет в марте 2012 года. Ее автор Александр Конопасевич в течение многих лет изучает Священное Писание и в своей книге с использованием многочисленных примеров и цитат показывает, как правильно вести предпринимательскую деятельность в современных условиях.

О том, что такое современный бизнес, автор знает не понаслышке. Александр Конопасевич более десяти лет работает в банковском бизнесе и имеет опыт руководящей работы в банках России и СНГ. В настоящее время он является председателем совета директоров «Плюс Банк» — банка с двадцатилетней историей успешной работы на российском финансовом рынке.

В интервью для Executive.ru автор отмечает, что не рассматривает свою книгу как классическое произведение о менеджерской науке. Речь идет, прежде всего, о здравом смысле, актуальном во все времена и в различных сферах деятельности, в том числе и в бизнесе. Итак, как Библия может быть полезна бизнесменам?

Executive.ru: Как появилась идея рассмотреть Библию в качестве источника классических принципов менеджмента?

А.К.: Я занимаюсь менеджментом и читаю Библию уже много лет. Оказалось, что библейская мудрость во многом может помочь в этой профессии. Поэтому у меня и родилась идея совместить два этих опыта в книге. Кроме этого, меня всегда удивлял тот факт, что даже образованные люди имеют очень слабое представление о Библии.

Мне нравится задавать вопрос тем, кто утверждает, что строят свою жизнь по библейским заповедям, какие заповеди им известны. Ведь оказывается, мало кто может перечислить хотя бы десять ветхозаветных заповедей. Между тем Библия – это, как минимум, фундаментальный труд человеческой культуры, который следовало бы знать.

Executive.ru: Но почему из всех великих религиозных источников вы выбрали именно Библию? Другие основополагающие религиозные труды в этом плане могут быть полезны?

А.К.: Библия в большей степени, чем остальные религиозные источники, несет в себе знания об истории развития человеческого общества на примере израильского народа. Она описывает конкретные вехи его развития, детально изображает конкретные события и конкретных людей, в них участвовавших. Что касается других трудов, то, безусловно, любой опыт человеческой культуры может быть полезен. И в этом плане тоже.

Executive.ru: Для того, чтобы пользоваться библейскими принципами ведения бизнеса, нужно обязательно быть верующим человеком или речь идет о том, чтобы рассматривать Библию как исторический источник?

А.К.: В своей книге я особенно подчеркнул, что Библию можно рассматривать с разных ракурсов, в том числе и как исторический документ, как источник вековой человеческой мудрости, что полезно и для неверующего человека. В целом же вокруг Библии существует множество стереотипов.

Многие воспринимают ее как церковный документ, игнорируя человеческое авторство библейских книг – то есть путают богодухновенность Библии с богодиктованностью. Часто она является даже источником суеверий. Фактически это плод человеческой истории, гений человеческой мысли, в основе которого лежит боговдохновленное богоискательство человека. Поэтому основная мысль Писания остается доступна только верующему.

Executive.ru: О каких классических принципах идет речь? Перечислите, пожалуйста, основные.

А.К.: Я не рассматриваю свою книгу как классическое произведение о менеджерской науке. Для этого достаточно учебников. Я лишь хотел подчеркнуть, что ошибки, допускаемые в управлении, противоречат не только этим учебникам, но и здравому смыслу, который, как известно, актуален во все времена.

Особо хотелось отметить знания о делегировании полномочий, создании эффективной команды, о бизнес‑планировании, видении стратегической цели и многое другое.

Executive.ru: Кто из библейских персонажей является образцом предпринимательской мудрости?

А.К.: Авраам, Иаков, Соломон. Между тем Моисей представляет собой, скорее, менеджера, чем предпринимателя. Библейские тексты очень важны с точки зрения не только сюжетов, но и просто мудрых изречений тех или иных героев Писания. А библейские заповеди необходимы для того, чтобы человек мог разумно себя вести в разного рода жизненных ситуациях. При этом деловая сфера его жизни не является исключением.

Executive.ru: Согласитесь, что жить в современном обществе и не вступить в противоречие с библейскими установками (например, заповедями) достаточно проблематично. Вести бизнес в соответствии с библейскими принципами, о которых вы говорите в книге, сложно?

Читайте также:  Финансовые методы стимулирования развития малого бизнеса это

А.К.: Жить в соответствии с библейскими установками было трудно всегда. В этом плане человечество не поменялось. Однако стоит знать о том, что Библия – это не уголовный кодекс, наполненный четкими указаниями о том, что можно делать, а что нельзя. Она больше направлена на развитие человеческой души, а не на ограничение нашей плоти. Это еще один стереотип, вклад в преодоление которого могла бы внести моя книга.

А что касается бизнеса, то библейская мудрость делает предпринимателя конкурентнее, поэтому бизнес – наоборот – становится вести легче. И мнение о том, что Библия как источник морали мешает ведению предпринимательской деятельности (поскольку та аморальна), крайне неверно, так как любой здравомыслящий предприниматель понимает, что вести бизнес нечестно весьма невыгодно.

Рисковать своей репутацией опаснее, чем рисковать деньгами. Это общеизвестный факт. А парадигма о том, что бизнес аморален, сидит головах представителей русского общества с советских времен. Это одно из наших величайших заблуждений, во многом мешающее нам строить современное общество.

Executive.ru: Современные предприниматели обладают мудростью? У кого они могут ей научиться?

А.К.: Безусловно обладают. Основным источником мудрости всегда остается собственный опыт, метод проб и ошибок. Апостол Павел рекомендовал в послании Тимофею, вникать в себя и в учение и заниматься этим постоянно. Он говорил, что, поступая так, тот сможет спасти и себя, и слушающих его. Я думаю, что симбиоз внешних источников и внутреннего опыта и самоощущения есть наиболее верный путь для любого человека во всех сферах его деятельности.

Executive.ru: Вы рассматриваете успех и неуспех как благословение и проклятие. Кто играет роль высшей инстанции (бога) в менеджменте?

А.К.: Рынок.

Executive.ru: Какие категории бизнеса вы считаете святыми и неприкосновенными? Личность руководителя? Цели компании и миссию компании?

А.К.: Ничего из перечисленного таковым не считаю. Все может поменяться: руководитель, цель, миссия – а незыблемой должна оставаться компания. В конце концов, очевидно, что компания принадлежит тому, кто инвестировал в нее деньги, и поэтому интересы акционеров здесь превыше всего. Именно акционер является инициатором жизни компании, он рискует своими вложениями, создавая ее. Этот основной принцип существования капиталистического рынка можно выразить в поговорке, которая гласит, что музыку заказывает тот, кто за нее платит.

Executive.ru: Бизнес являет собой стремление к деньгам. Зачем, на ваш взгляд, они нужны человеку? Что говорит о стремлении к деньгам Библия?

А.К.: Деньги нужны человеку для того, чтобы реализовать себя. Это один из инструментов влияния на мир и способ улучшить его. Стремление к материальным благам может быть как порочным, так и высокодуховным, а сами деньги – как проклятием, так и благословением. Все зависит от человека и цели, которую он перед собой ставит.

Еще один стереотип, пока не изжитый в нашем обществе, навязывает нам мнение о том, что деньги – это безусловное зло, что все материальное является антиподом духовного. Эта точка зрения не находит своего подтверждения в Библии. Когда фарисеи спросили Иисуса, нужно ли платить римские налоги, он/Он гениально ответил, что надо отдавать «кесарево кесарю, а Божие Богу».

Как видим, в Писании эти две сферы не противоречат друг другу. Приведу в пример еще две фразы о том, что «трудящийся достоин пропитания», и что нельзя заграждать рта у вола молотящего. Очевидно, что Библия поощряет труд и материальное за него вознаграждение. В Библии нет классового противопоставления, как бы ни хотелось многим в ней это видеть.

Executive.ru: В основе успеха любого бизнеса лежит правильное построение стратегии. Какие библейские сюжеты могут помочь предпринимателю правильно выстроить эффективную бизнес-стратегию?

А.К.: Ярким примером выстраивания бизнес-стратегии является путь Авраама. Он ясно видел цель, не замечал препятствий и верил в свое предназначение. В Библии Авраам назван «отцом веры» именно потому, что уверовал в дарованную ему свыше цель.

Хотелось бы заметить, что библейское понимание веры говорит не о том, что кто-то решил верить в существование Бога, а о том, что он доверяет Ему. Речь идет о вере в Его Волю. Поэтому истинный стратег должен стремиться к видению будущего и твердо верить в него.

Executive.ru: Почему основной религией современного общества стала не вера в людей и высшие ценности, а вера в деньги?

А.К.: Не считаю, что религией современного общества являются деньги. Думаю, высшие ценности незыблемы. Одной из них по-прежнему остается Человек. Он живет в обществе, он ценит и любит родных, близких, желает им счастья. Согласитесь, что вряд ли кто стал бы жить с кучей денег на необитаемом острове.

Скажу больше, если в бизнесе деньги, а не личный успех становятся самоцелью, то она оказывается, как правило, недостижимой.

Как получить полный бесплатный доступ к публикации?

  1. Авторизоваться или зарегистрироваться на сайте

Источник: www.e-xecutive.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин