Под стратегической бизнес-единицей (СБЕ)понимается любая организационная единица, имеющая свою стратегию бизнеса и менеджера, отвечающего за обеспечение продаж и получение прибыли. Таким образом, организация может иметь множество бизнес-единиц, которые связаны друг с другом горизонтально и вертикально. Например, компания HPдолжна определять стратегические направления для многочисленных товарных рынков, на которых она конкурирует, и каждый из них, как правило, требует своей собственной бизнес-стратегии. Так, может существовать отдельная бизнес-стратегия для товарной линии «LaserJet», но в ее рамках можно говорить о стратегиях для ассортиментных линий, представляющих вспомогательные материалы для «LaserJet», для самостоятельных сегментов, таких как крупные компании в Соединенных Штатах, или для таких географических регионов, как Южная Америка.
Выбор того, с каким количеством бизнес-единиц следует работать, требует компромиссов как в организационном, так и стратегическом плане. С одной стороны, непреодолимо хочется иметь большое количество бизнес-единиц, поскольку каждая из них имеет возможность разрабатывать оптимальную для ее рынка стратегию. Следовательно, стратегия для каждой страны, каждого региона или каждого крупного сегмента может обладать своими выгодами. С другой стороны, наличие слишком большого количества бизнес-единиц может привести к снижению эффективности программ, отсутствию масштабности и неспособности использовать стратегические навыки лучших менеджеров. Эти рассуждения подводят к мысли о необходимости объединения бизнес-единиц в более крупные организации.
Бизнес-единицы могут быть агрегированы для создания критической массы, координации стратегий и управления присущими рынкам и стратегиям сходствами. Те бизнес-единицы, которые слишком малы для того, чтобы соответствовать стратегии, должны быть объединены с це-
Глава 1. Стратегия бизнеса: концепция и тенденции
лью оказания поддержки структуре менеджмента. Более крупные бизнес-единицы обладают соответствующим штатом и программами, повышающими шансы на успех. Конечно, ради экономии издержек у двух бизнес-единиц могут быть общие элементы, например общий торговый персонал или оборудование.
Еще одним преимуществом крупных бизнес-единиц является синергизм, при котором происходит более тесное стратегическое взаимодействие между субединицами. Так, корпорация Procter Shoulders», «Pert» и «Pantene» в категорию товаров по уходу за волосами, с тем чтобы упростить стимулирование сбыта, оптимизировать применение товарных инноваций и обеспечить розничных торговцев указаниями по размещению данного товара на полках магазинов.
Компания HPможет упростить семейство принтеров «LaserJet», потому что часть из них, предназначенная для дома и для офиса, имеет схожие функции. Это дает ей возможность сократить издержки за счет частичного совпадения компонентов товара и покупательской базы. Корпорация Mobilобъединяет страны в регионы, другие компании делят мир на глобальные СБЕ. Здесь стоит отметить, что выбор между ведением операций в некоей стране, регионе и глобальной агрегацией является одним из важнейших стратегических решений, которые должны принимать многие компании.
Последним аргументом в пользу агрегации является использование сходства рынков и стратегий. Так, на рынке Восточной Европы компания Coca-Colaможет рассматривать вариант объединения таких своих марок, как «Соке» и «Diet Соке», но не «Fanta» и «Sprite». A HPможет в некоторых странах провести агрегирование своих принтеров «LaserJet» и «InkJet», так как они имеют дело с очень сходными рыночными условиями, что ведет к частичному совпадению стратегий этих торговых марок.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Бизнес-единица
отдельно управляемое подразделение комплекса, юридически самостоятельное или несамостоятельное, полностью или частично экономически обособленное, ответственное за всю свою деятельность, необходимую для осуществления функций, возложенных на него в комплексе.
Поделиться
- Telegram
- Вконтакте
- Одноклассники
Научные статьи на тему «Бизнес-единица»
Целесообразность формирования стратегических бизнес-единиц в маркетинге
Понятие стратегических бизнес-единицв маркетинге и основы их выделения Замечание 1 Понятие стратегических.
бизнес-единиц(СБЕ) было введено в маркетинг около полувека назад.
Замечание 2 Считается, что деятельность каждой отдельно взятой стратегической бизнес-единицынеобходимо.
На основе этой и иной стратегической информации выделяются стратегические бизнес-единицыи обеспечивается.
Предназначение стратегических бизнес-единицв маркетинге СБЕ в маркетинге служат центральными звеньям
Автор Людмила Юрьевна Ананьева
Источник Справочник
Категория Маркетинг
Статья от экспертов
Экологическая деятельность бизнес — единиц
Раскрыты особенности функционирования бизнес единиц в условиях утилизации интеллектуальных носителей. Показано, что если компания не имеет высокотехнологичного производства, то утилизация собственными средствами не является экономически эффективной. Выявлена возможность внедрения других экологических программ.
Автор(ы) Суходоева Людмила Федоровна
Иванова Василиса Андреевна
Гринева Ольга Михайловна
Источник Символ науки
Научный журнал
Управление стратегическими бизнес-единицами в маркетинге
Понятие стратегических бизнес-единицв маркетинге Определение 1 Под стратегической бизнес-единицей.
Стратегические бизнес-единицысчитаются сферами бизнеса, занимающими особое место в стратегическом планировании.
Продукты, входящие в одну стратегическую бизнес-единицу, могут быть заменены друг на друга.
Критерии выделения стратегических бизнес-единиц.
Сам по себе процесс формирования стратегической бизнес-единицыдовольно гибок.
Автор Людмила Юрьевна Ананьева
Источник Справочник
Категория Маркетинг
Статья от экспертов
Управление бизнес-единицами организации
В статье рассматривается организация хозяйственных бизнес-единиц на основе инновационного подхода к ее деятельности. Инновационный подход к функционированию бизнес-единиц в организации заключается в формировании «центров создания и использования инноваций», ориентированных на получение долгосрочной прибыли за счет внедрения внутренних и внешних инновационных разработок. Предлагается модель инновационной стратегии, основанная на принципах маркетинга, которая максимально полно соответствует цели бизнес-единицы, базирующейся на ориентации на конечного потребителя.
Источник: spravochnick.ru
Бизнес-единица

Би́знес-едини́ца(англ. business unit, BU), отдельная, относительно независимая подструктура организации , обладающая экономической самостоятельностью и несущая ответственность за принятые ею решения. Формирование внутри одной компании нескольких бизнес-единиц представляет собой установление между ними связей « продавец — покупатель », которое не только уравнивает внешних и внутренних контрагентов (поставщиков и покупателей), но и позволяет бизнес-единице самостоятельно принимать финансовые решения, касающиеся её хозяйственной деятельности , – данное право закрепляется за каждой бизнес-единицей юридически. Обратная сторона свободы в распоряжении ресурсами – ответственность перед материнской компанией . В частности, бизнес-единицы обязаны реализовывать стратегические цели и задачи, достигать операционных целей , а также выполнять определённые требования генерального бизнес-плана всей компании, включая выполнение определённых финансовых показателей .
Термин «бизнес-единица» заимствован из западной теории менеджмента , в которой распространены понятия business unit (BU) и strategic business unit (SBU), т. е. стратегическая бизнес-единица. «Бизнес-единица» – перевод выражения business unit, однако в русском языке в аналогичном значении также применяются термины «стратегическая хозяйственная единица», «стратегическая единица бизнеса», «стратегическая зона хозяйствования» и «стратегический хозяйственный центр».
Впервые концепция бизнес-единиц была представлена главой General Motors А. Слоуном (1875–1966) в 1920-х гг., когда тот, будучи президентом и генеральным директором корпорации, разделил всё производство на 8 отдельных подразделений: 5 – по производству автомобилей, а 3 – по созданию комплектующих. Таким образом, компания смогла расширить круг своих клиентов, которые теперь могли покупать непосредственно запчасти, а не только готовые автомобили, и повысить общую валовую прибыль , став на тот момент лидером автомобилестроения. Решение, предложенное Слоуном, получило название «федеральной децентрализации», что отражает основную идею выделения бизнес-единиц в организации – передачу большего числа полномочий и ответственности отдельным подструктурам в обмен на лучшее понимание локального рынка и более оперативное реагирование на изменения спроса .
Создание отдельных бизнес-единиц внутри одной компании обусловлено постепенным развитием и усложнением организаций в ответ на повышающуюся сложность и изменчивость внешней среды . Так, с количественным и качественным ростом компании управлять всеми действиями из штабного центра становится всё сложнее, что делает неактуальными наиболее ранние организационные структуры управления, например, линейно-функциональную . В результате закономерное развитие получает дивизиональная структура – выделение в организации отдельных бизнес-единиц, функционально друг от друга независимых, однако связанных единой системой административных отделов (например, управление персоналом обычно ведётся централизованно из штаб-квартиры компании).
Формирование полноценных бизнес-единиц внутри компании является следующим этапом в делегировании подструктурам самостоятельности и дополнительной ответственности. Такой подход к проектированию организации имеет ряд преимуществ, среди которых:
- повышение манёвренности фирмы в условиях быстроменяющейся внешней среды (решения на местах и в условиях локальных рынков принимаются быстрее, чем при прохождении всего процесса через главный штаб);
- увеличение скорости внедрения инноваций ;
- улучшение технологичности процессов;
- создание синергетического эффекта от взаимодействия разных бизнес-единиц между собой;
- повышение конкурентоспособности организации в целом.
Для выделения определённого подразделения в самостоятельную бизнес-единицу должны быть выполнены следующие условия:
1) рыночная необходимость (т. е. потребность рынка в данной бизнес-единице);
2) доход от создания бизнес-единицы должен быть больше, чем затраты на её формирование и дальнейшее управление ею;
3) наличие подготовленного управленческого аппарата для руководства новой бизнес-единицей;
4) готовность высшего руководства делегировать свободу действий руководителям и сотрудникам новой бизнес-единицы.
Опыт General Motors также позволяет выделить следующие критерии, необходимые для образования новой бизнес-единицы: 1) фиксированный круг заказчиков и клиентов; 2) способность к самостоятельному планированию и осуществлению операционной деятельности ; 3) возможность финансово-экономической оценки эффективности деятельности.
В условиях стратегического менеджмента компании, выделяющей бизнес-единицы, необходимо сформулировать множество вариантов миссии и видения (отдельные для каждой бизнес-единицы и общие, объединяющие разные подструктуры внутри предприятия), а также определить стратегическое соответствие между бизнес-единицами и скоординировать их усилия таким образом, чтобы добиться синергетического эффекта в их совместной деятельности, тем самым создав ещё более сложную организационную структуру. При этом из-за разнообразия видов деятельности фирмы (рынков, географического положения, выпускаемой продукции и др.), сложность системы управления резко увеличивается, как и цена ошибки при принятии управленческого решения . Для минимизации вероятности ошибки проводится стратегический анализ , который учитывает положение каждой бизнес-единицы, а именно соответствие её поведения общей политике компании, привлекательность занимаемой бизнес-единицей ниши рынка и её конкурентоспособности, состояние ресурсной базы и производительности бизнес-единицы.
Тем не менее в процессе формирования новой бизнес-единицы или перехода компании к такой организационной модели может возникнуть ряд проблем. Например, бизнес-единицы, будучи самостоятельными подсистемами, стремящимися выполнить поставленный общим руководством финансовый план , могут в определённый момент начать конкурировать за рынки и ресурсы (как внутренние, так и внешние), чтобы обеспечить себе свободу действий. В дополнение к этому могут возникнуть следующие проблемы в управлении предприятием с выделенными бизнес-единицами:
- неравномерность спроса на продукцию различных бизнес-единиц;
- дублирование функций между бизнес-единицами и, как следствие, увеличение расходов на административно-управленческий персонал ;
- превышение нормы управляемости , в случае если бизнес-единица возрастает, а количество управляющих в ней недостаточно;
- усложнение процесса отчётности из-за отсутствия единой нормативной базы в условиях повышенной свободы каждой отдельной бизнес-единицы;
- сопротивление членов организации и нежелание сотрудничать с представителями другой бизнес-единицы, психологическое разделение по признаку «свой-чужой».
Кочеткова Александра Игоревна
в 21:20 (GMT+3) Нашли ошибку?
- Бизнес
- Система организации производства
- Стратегическое управление
- Управление организацией
- Управленческие решения
- Экономика предприятия
Источник: bigenc.ru
