FMCG — это продукты повседневного спроса. Термин расшифровывается как fast-moving consumer goods, то есть «быстро реализуемые потребительские товары». В категорию FMCG входят молочные продукты, хлебобулочные изделия, шоколад и конфеты, бытовая химия, батарейки и прочие товары, которые требуются людям на ежедневной основе, быстро реализуются и отличаются сравнительно невысокой стоимостью.
В эпоху Советского Союза этот вид продукции называли «ширпотреб» — «товары широкого потребления». У FMCG короткий срок годности из-за высокого потребительского спроса — например, безалкогольные напитки и кондитерские изделия, или из-за того, что они являются скоропортящимися — например, мясо, молочные продукты и выпечка. Рынок FMCG динамичен. Эти товары часто покупают, их быстро потребляют, они имеют низкую цену и продаются в больших количествах.
В чём суть потребительских товаров
- Товары долговременного пользования;
- Товары кратковременного пользования;
- Услуги.
Срок годности товаров долговременного пользования составляет три года или более, в то время как срок годности товаров кратковременного пользования составляет менее одного года.
FMCG-товары являются крупнейшим сегментом потребительских товаров. Они попадают в кратковременную категорию, так как потребляются сразу и имеют короткий срок годности.
Почти каждый человек в мире ежедневно использует товары повседневного спроса. Это мелкие потребительские покупки, которые мы совершаем в продуктовых магазинах. Например, жевательная резинка, фрукты и овощи, напитки, препараты без рецепта, такие как аспирин.
На рынок FMCG приходится более половины всех потребительских расходов, но это, как правило, покупки с низким уровнем вовлечённости. Потребители, скорее всего, будут демонстрировать товары длительного пользования, такие как новый автомобиль или смартфон, чем новый энергетик, который они купили за 100 рублей.
Типы потребительских товаров
Как упомянуто выше, потребительские товары — это товары кратковременного пользования или с коротким сроком годности, которые потребляются быстро.
FMCG можно разделить на несколько различных категорий, включая:
- Полуфабрикаты: сырные продукты, крупы и макароны.
- Готовые блюда.
- Напитки: вода в бутылках, соки.
- Хлебобулочные изделия: печенье, выпечка.
- Свежие, замороженные продукты и сухофрукты: фрукты, овощи, сушёные фрукты и орехи.
- Лекарства: аспирин, обезболивающие и другие средства, которые можно приобрести без рецепта.
- Чистящие средства.
- Косметика и туалетные принадлежности.
- Канцелярские товары.
Бизнес
Простые советы из жизни: как распределить время и делать дела
Простые советы из жизни: как распределить время и делать дела
Индустрия потребительских товаров — FMCG продажи
Поскольку потребительские товары имеют высокий уровень оборота, рынок не только очень большой, но и очень конкурентный. Крупнейшие мировые компании борются за долю рынка в этой отрасли, включая Coca-Cola, Unilever, Procter https://www.calltouch.ru/blog/chto-takoe-fmcg-ponyatie-primery-tovarov-v-sfere-fmcg/» target=»_blank»]www.calltouch.ru[/mask_link]
Что такое потребительские товары (FMCG)?
Fast Moving Consumer Goods (FMCG) — товары повседневного спроса, которые продаются в больших объемах, быстро оборачиваются и имеют относительно невысокую стоимость. Их также называют товарами народного потребления, приобретаемыми на регулярной основе.
В качестве примера посмотрите на свой чек из супермаркета: напитки, кофе, молочная продукция, консервы, шоколад, средства личной гигиены, бытовая химия. Все это относится к потребительским товарам.
Рассмотрим ключевые признаки сегмента FMCG, структуру рынка и маркетинговые решения на примерах известных брендов.
Классификация
В сегменте FMCG выделяют несколько категорий товаров:
- кратковременного пользования (повседневные) — скоропортящиеся продукты питания;
- долговременного пользования (на запас) — бакалея, бытовая химия, фармацевтические товары, косметика;
- для торжеств и приема гостей — одноразовая посуда, салфетки, трубочки;
- сезонные — школьные принадлежности, елочные игрушки, мороженое.
На покупки товаров FMCG приходится почти половина всех потребительских расходов россиян. Согласно исследованию «Ромир», среднее значение FMCG индекса в 2020 г. выросло до 47 % против 43,7% в 2019 г.
Структура рынка
Рынок потребительских товаров — среда, в которой много конкурентов. Она представлена всемирно известными брендами (Nestle, Procter
FMCG! Бизнес-план производства и продажи товаров повседневного спроса. Fast Moving Consumer Goods!
Как Решать Кейсы на Примере Кейс-интервью в FMCG
Производитель
Как правило, производитель является владельцем торговой марки. Именно он работает над созданием новых идей и их реализацией, разработкой рекламной стратегии. Производитель имеет максимальную маржу.
Дистрибьютор
На следующем этапе партии товаров отправляются к дистрибьюторам или оптовым покупателям на склад. В первом случае компания занимается наращиванием клиентской базы, реализацией рекламных компаний в сотрудничестве с производителем.
Наценка дистрибьютора находится в диапазоне 15-20%, в некоторых категориях товаров она может быть больше.
Магазины
На третьем этапе товары поступают в торговые точки:
- сетевые магазины — «Лента», «Магнит», «Пятерочка», «ВкусВилл», «Перекресток» (наценка 5-100%);
- обычные магазины — единичные торговые точки (наценка до 30%);
- HoReCa — отели, кафетерии, рестораны (наценка до 500%).
Покупатель
Последним звеном становится покупатель. Именно на него работают три предыдущих звена. От того, насколько эффективно они сработают, зависит конечный результат.
Маркетинговые решения для FMCG с примерами
Эмоции вместо уникального торгового предложения
Если при покупке смартфона потребитель читает отзывы, спрашивает рекомендации друзей, сравнивает характеристики товаров, то с FMCG это не работает. Как правило, в этой нише невозможно выделиться с помощью уникального торгового предложения.
В данном случае прорабатываются эмоции, которые может вызывать продукт и сам бренд у потребителя.
Пример: бренд Jacobs четко доносит основной посыл — «Кофе как из кофейни у вас дома». Это подкрепляется постами в социальных сетях с рецептами приготовления кофе, привлечением известных личностей в рекламные кампании и созданием новых линеек кофе.
ООО «Якобс Дау Эгбертс Рус» заняла вторую строчку в рейтинге крупнейших кофейных компаний России.
Привлечение внимания к упаковке
Решение о покупке конкретного товара повседневного спроса принимается за считанные секунды.
В данном случае важно выделить продукт на полке среди всего многообразия схожих товаров, чтобы покупатель импульсивно выбрал именно его.
Пример: Coca-Cola запустила новый дизайн бутылок с популярными именами и словами «друзья», «семья», «лучший друг на все времена». Благодаря этому продажи выросли на 2,5% после долгих лет падения.
В России на полках появлялись бутылки популярной безалкогольной газировки с уменьшительно-ласкательными именами и милыми прозвищами.
При разработке упаковки особое внимание отводится деталям:
- самая важная информация бросается в глаза;
- используемые шрифты легко читаются;
- дизайн и цвет выделяются среди конкурентов;
- товар легко транспортируется, хранится и выкладывается на полках;
- экологичные материалы становятся популярнее среди потребителей.
Повышение лояльности к бренду
Ключевая роль отводится запуску конкурсов, розыгрышей, коллаборации с лидерами мнений и другими торговыми марками.
Пример: чайный бренд Tess проводит регулярные розыгрыши в социальных сетях.
Бренду важно не просто продавать товары, но и быть полезным потребителю. Это в разы повышает его экспертность в глазах потенциальных покупателей, как результат, доверие к товарам и желание совершить покупку.
Пример: «ФрутоНяня» регулярно запускает прямые эфиры в социальных сетях с участием экспертов. Торговая марка создает долгосрочные отношения со своими клиентами.
Правила создания успешного FMCG-бренда
Над созданием брендов работает множество специалистов. Причина — высокая конкуренция в сегменте FMCG.
Но можно выделить несколько общих правил, которые используют практически все компании.
- Красивая картинка — сочная и реалистичная, которая сформирует у потребителя желание визуализировать процесс пользования или потребления товара.
- Понятный и запоминающийся посыл — «Ты — не ты, когда голоден» (Snickers), «Защита дольше, уверенность больше!» (Always).
- Выбор своей аудитории — ни одна рекламная кампания не может охватить всех потребителей, поэтому важно четко определить своего клиента, вокруг которого выстраивается стратегия продвижения.
Вывод
Продажи FCMG-товаров происходят в больших объемах, поэтому считаются предсказуемым источником дохода. В отличие от других сегментов, они демонстрируют стабильность продаж вне зависимости от экономической ситуации в стране.
При этом важно учитывать конкурентность рынка FCMG. Его игроки должны постоянно задействовать новые маркетинговые решения, расширять товарные линейки, вести работу с аудиторией, налаживая тесный контакт.
В 2020 г. спрос на потребительские товары постепенно стал переходить в онлайн. Это достигается благодаря сокращению сроков доставки. Тенденция сохранится и в этом году, что важно учитывать при разработке стратегии продвижения.
Источник: quokka.media
FMCG рынок: характеристики и особенности
Прежде, чем приступить к рассмотрению особенностей, характеристик и трендов 2018 года на рынке FMCG, необходимо разобраться с тем, что он собой представляет и какие основные категории принято относить к данному понятию.
Что такое FMCG рынок и его ключевые особенности
Понятие маркетинга FMCG расшифровывается как маркетинг индивидуально предназначенных товаров для быстрого потребления. На данный вид товаров наблюдается наибольший спрос, что приводит к необходимости частого и регулярного пополнения магазинных полок.
Товары повседневного спроса включают в себя сразу несколько основных традиционных категорий:
- продукты питания;
- определенный перечень товаров хозяйственного назначения;
- алкогольные напитки;
- косметические средства;
- парфюмерные изделия;