Деятельность команды продукта, направленная разработку, отладку, тестирование и доставку продукта/решения до клиента. Основой Delivery-процесса может быть, например, Scrum или Kanban.
Больше по теме «Общие понятия»:
Change-деятельность (Discovery-активность на уровне компании)
Любая деятельность компании, направленная на создание нового или на значимое изменение текущего. В фокусе Change-деятельности могут быть: продукты, функциональность, решения, процессы, бизнес-модели, модели монетизации, каналы сбыта, клиентские сегменты, дистрибуция и т.д.
Change обычно противопоставляется Run-деятельности.
Discovery-процесс
Деятельность продуктовой команды, направленная развитие и рост продукта. Включает в себя анализ трендов и данных, изучение текущих и будущих клиентов, исследование технологии, анализ рынка и конкурентов, генерацию гипотез и проведение экспериментов. Основой Discovery-процесса может быть HADI-цикл или, например, Scrum.
Run-деятельность (Delivery-активность на уровне компании)
Любая деятельность компании, направленная на поддержание стабильной работы текущих продуктов и сервисов. Ее главная цель — обеспечение требуемого уровня сервиса и качества предоставляемых продуктов. Как правило, Run-деятельность четко регламентируется.
Деливери и Яндекс еда убийцы бизнеса? | Бизнес на доставке еды
Бизнес
Частенько можно слышать такие фразы: «Бизнес сказал «надо»!».
- Обычно под бизнесом имеют ввиду людей, которые владеют сундуками с золотом и обеспечивают выплату заработной платы. Другими словами, это люди, которые отвечают за PL (Profits https://scrumtrek.ru/blog/product-management/product-glossary/5948/delivery-process/» target=»_blank»]scrumtrek.ru[/mask_link]
Что выбрать: Деливери Клаб, Яндекс.Еда или своя служба доставки
Как устроен рынок доставки еды в России? Кто доставляет готовую еду и сколько на этом зарабатывает? Какой способ доставки тебе выбрать: агрегатор или своя служба доставки? Разберем и ответим на эти вопросы.
А также, специально для тебя взяли интервью у Владимира Седова, учредителя компании “Империя Пиццы”, который точно уже ответил на твои вопросы. Читай в статье ниже.
Что такое агрегаторы доставки еды и какие плюсы и минусы у них есть
Итак, вы решили выйти в онлайн и запустить доставку еды. Какие есть варианты❓
Вы можете организовать свою собственную доставку еды, а можете подключиться к одному или нескольким агрегаторам.
Сейчас в России существуют два главных агрегатора доставки еды: Деливери Клаб и Яндекс.Еда. Все эти сервисы относятся к российскому фудтеху — так называют производство и доставку еды с использованием IT-решений.
Delivery Club — самый опытный игрок на рынке доставки еды в России. Сервис был основан в 2009 году, в него вкладывались разные венчурные фонды. А в марте 2018-го «Яндекс.Такси» представила сервис доставки еды «Яндекс.Еда». В 2020 году Деливери Клаб обрабатывал миллион заказов в неделю, а его выручка выросла в 2,3 раза по сравнению с 2019 годом и составила 10 миллиардов рублей.
Секреты и лайфхаки работы с агрегаторами Яндекс.Еда и Delivery.Club для владельцев |Личный опыт 2022
Доход от продуктового направления Яндекса, в который входит Яндекс.Еда, в 2020 году составил 24 миллиарда рублей. Отдельно данные по Яндекс.Еде компания не разглашает.
Ниже расскажем о том, как проходит процедура подключения, какую комиссию придется заплатить и какие существуют плюсы и минусы работы с агрегаторами. Поехали!
Деливери Клаб
Зона охвата: 56 регионов России
Количество подключенных ресторанов: к Деливери Клаб подключены свыше 35 000 ресторанов
Среднее время доставки: 37 минут
Подключение: Чтобы начать работать с Деливери Клаб, для начала тебе нужно оставить заявку. Потребуется указать своё имя, электронную почту, номер мобильного телефона и город. Обязательно нужно указать название ресторана и адрес, чтобы сервис рассмотрел предложение. Менеджер рассмотрит заявку и, если твоя компания подходит, свяжется и расскажет, что делать дальше.
Размер комиссии: Комиссия у Деливери Клаб фиксированная 35% от стоимости заказа на доставку и 20% — на самовывоз. Если вы работаете через этот агрегатор, но доставку еды осуществляете через своих курьеров, то комиссия будет составлять — 20-25% от суммы заказа. Подробнее про условия сотрудничества и возможности интеграции на сайт можно узнать на странице для партнёров.
Зона охвата: 38 регионов России и 2 региона в Казахстане
Количество подключенных ресторанов: к Яндекс.Еда подключено более 33 000 ресторанов
Среднее время доставки: от 30 минут
Подключение: Чтобы начать доставлять заказы через Яндекс.Еду, заполни анкету, сделай тестовый платёж с расчётного счёта компании, зайди в личный кабинет, загрузи меню и фото блюд, а после активируй страницу ресторана. Яндекс.Еда предлагает ресторанам самостоятельно подключаться к сервису и все заполнять самостоятельно. В среднем на это требуется от нескольких дней.
Размер комиссии: Комиссия у Яндекс. Еды фиксированная, как и у Деливери Клаб 35% от стоимости заказа на доставку и 20% — на самовывоз. Если вы работаете через этот агрегатор, но доставку еды осуществляете через своих курьеров, то комиссия будет составлять — 20-25% от суммы заказа. Подключиться к Яндекс.Еде можно на странице для ресторанов.
Иногда, сервисы доставки еды могут отказать в работе с вами, есть условия. Например:
- местоположение. Если твоё заведение находится в зоне, где мало курьеров, там ограничено передвижение из-за железной дороги и стоит три дома, сервису будет сложно отправить и забрать курьера из этого места. Поэтому с таким фуд-заведением вряд ли будут работать.
- рейтинги на сторонних ресурсах. Смотрят отзывы на Трипэдвайзере, Гугл-картах, Яндекс-картах. Если там много негативных отзывов, с таким фуд-заведением вряд ли будут связываться.
Все условия работы с партнёрами лучше уточнить на сайте или у менеджера выбранного вами агрегатора.
Плюсы и минусы работы с агрегаторами
Сотрудничество с агрегаторами позволяет кафе и ресторанам в разных городах России работать с огромной аудиторией, готовой заказывать еду с доставкой. Но как и у всего, при работе с агрегаторами существуют свои и плюсы, и минусы. Расскажем про них:
Основные преимущества работы с агрегаторами — выход на новую аудиторию и локальный маркетинг, расширение зоны доставки, загрузка кухни ресторана в часы простоя.
➕ Маркетинг. Основной плюс — это локальный маркетинг. Для нового бренда, о котором пока никто не знает, агрегаторы помогут бесплатно разместиться на популярных площадках с многотысячной аудиторией.
Кафе и ресторанам, которые начинают сотрудничать с Яндекс.Едой и Деливери Клаб, агрегаторы помогают в продвижении. Например, баннер нового ресторана неделю крутится в верхней карусели «Новинки» на сайте и в приложении, а также автоматически показывается пользователю в результатах поиска. Есть и другие доступные инструменты продвижения: акции «1+1», «Подарок за покупку», «Счастливые часы». Всё это увеличивает количество заказов.
➕ Расширение зоны доставки. При положительном рейтинге ресторан может рассчитывать на подключение к расширенной зоне доставки. То есть ваши заказы будут доставлять в отдалённые районы силами Яндекс.Такси. Это даёт ощутимый прирост к обороту.
➕ Не нужно заниматься логистикой и курьерами. А собственных курьеров нужно обучать, обеспечиваться униформой и техникой, выплачивать зарплату даже при отсутствии заказов, иначе можно растерять штат и начинать всё сначала.
➕ Загрузка кухни в часы простоя. Агрегаторы обеспечивают постоянный поток заказов и позволяют хорошо загрузить кухню, когда прямых заказов не очень много и сотрудники простаивают без работы.
В работе с агрегаторами есть и недостатки. Главные из них — отсутствие возможности собирать клиентскую базу, высокая комиссия и зависимость от форс-мажоров.
➖ Нельзя собирать клиентскую базу. Основной минус работы с агрегаторами — это отсутствие прямого взаимодействия с клиентом. Вы не получаете контактных данных клиента и не можете пополнять клиентскую базу. На практике это означает, что не получится дальше работать с клиентами, которые оформили доставку через агрегатор. Например, отправить им рассылку или позвонить, чтобы рассказать о специальном предложении.
➖ Высокая комиссия. Ресторан платит агрегатору до 35% комиссии с каждого заказа.
➖ Зависимость от форс-мажоров. Система доставки агрегаторов научилась приспосабливаться к форс-мажорам за счёт ресторанов. Например, когда в городе дождь или снегопад, количество заказов резко возрастает, ведь люди не хотят выходить из дома. В этот момент агрегатор резко сужает зону доставки ресторана, чтобы снизить нагрузку на своих курьеров. Из-за этого ресторан недополучает даже стандартное количество заказов.
➖ «Неравное» соседство с конкурентами на одной площадке. Переводя всех существующих клиентов на сервис доставки, вы рискуете потерять часть из них, особенно если они увидят в списке агрегатора конкурирующее заведение, которые ближе к ним территориально или выгоднее по бюджету, а также начинаете конкурировать с заведениями, работающими формате dark kitchen (ресторан, который готовит блюда только на доставку).
➖ Невозможно влиять на скорость доставки и качество курьерского сервиса. Вы не сможете полностью контролировать, что происходит после того, как курьер агрегатора заберёт у вас заказ. В случае конфликтной ситуации решать проблему, возникшую у курьера или заказчика, труднее и дольше
➖ Агрегаторы работают не во всех городах и районах.
Собственная доставка еды: что нужно знать?
Казалось бы, зачем развивать свою службу доставки еды, если есть агрегаторы, которые за проценты возьмут все хлопоты на себя?
Но нет, многие рестораны, кафе и даже небольшие фуд-точки имеют свою доставку еды. Рассмотрим все плюсы и минусы:
✅ Плюсы своей доставки: ✅
➕Без комиссии. Больше прибыли, не нужно платить комиссию. Всё, что вы заработали, идёт в ваш доход.
➕ Собственная база клиентов. Есть контакты клиентов, а значит, можно влиять на их лояльность. Если правильно оформить сайт доставки, у вас появится не только инструмент для обработки заказов и приема оплаты, но и собственная база данных клиентов и их предпочтениях. На сайте можно подключить собственную программу лояльности. Через сайт можно напрямую общаться с посетителями и быстрее решать их вопросы.
➕ Уровень сервиса в собственных руках. А здесь всё зависит от вас!
⛔ Минусы своей доставки: ⛔
➖ Нужны время и средства на запуск своей онлайн-витрины
➖ Логистика и курьеры на собственных плечах
➖ Сам работаешь над привлечением клиентов с помощью рекламы и соцсетей
Организовать все процессы придётся самостоятельно. Это значит, что вам нужно внести в список обязательных трат логистику доставки, контроль и зарплаты курьеров (или оплату курьерской службы), а также самостоятельное продвижение доставки и техподдержку сайта.
Узнали у Владимира Седова, учредителя компании “Империя Пиццы”, кому больше подходит собственная доставка, на что нужно будет потратиться и как контролировать курьеров:
— Владимир, подскажите, для какой модели бизнеса больше подходит собственная доставка еды?
— Собственная служба доставки еды подходит для сетевых компаний, которые имеют несколько производственных филиалов. Как правило одной производственной точке дешевле пользоваться сторонними подрядчиками.
— Какие существуют затраты на запуск собственной службы доставки? Сколько в среднем требуется вложить в запуск своей службы доставки?
— К сожалению, точные затраты на организацию службы доставки сейчас сложно назвать, но они включают оплату труда (руководитель и курьеры), форма, термосумки, программное обеспечение + сайт. Сейчас все цены сильно меняются и разброс в стоимости программного обеспечения на сайт огромный. В “Империя пиццы” самописный сайт и программа учета заказов, что влечет необходимость привлечения программистов в штат.
☑ Постарались и привели вам список обязательных затрат на организацию своей доставки:
- брендированная форма курьера: кепка, футболка, куртка — примерно 5 000 рублей;
- термосумка — от 2 500 рублей;
- заработная плата курьерам: от 50 000 рублей на одного курьера
- реклама: контент-план — от 15 000 рублей, бюджет на рекламу — 30 000 − 50 000 рублей в месяц;
- разработка сайта с возможностью онлайн-заказа: с нуля — от 3 000 000 рублей, с помощью готовых конструкторов — от 10 000 рублей.
Итого: от 3 117 500 рублей
— Если работать через агрегаторы, то маркетинг сервис берет на себя. Если же у вас собственная доставка еды, то как тогда настраивать маркетинг-рекламу доставки и как привлекать клиентов?
— По моему мнению, работа с агрегаторами утопична в длинной перспективе и нужно стремиться работать самостоятельно. Как привлекать клиентов? Острый вопрос для всех. Ответ на этот вопрос пытаются дать на многочисленных семинарах и форумах. Я не смогу дать развернутого ответа, а лишь перечислю способы привлечения: онлайн реклама, офлайн реклама, сарафанное радио.
— Как происходит контроль работы курьеров при собственной службе доставки? Можно ли это как-то автоматизировать?
— Контроль происходит в ручную или с помощью программного обеспечения. В ручную — администратор отмечает поездку курьера и в конце дня заносит данные в программу excel. Но проще купить готовый продукт, который сделает контроль курьеров автоматизированным.
— У «Империя пиццы» есть и собственная доставка еды, и доставка через агрегаторы. В каком процентном соотношении поступают заказы?
— Агрегаторы занимают 15-20% доли в заказах, остальную часть берет на себя собственная доставка еды.
Что же выбрать: доставку еды через агрегаторы или организовать собственную доставку❓
Здесь нужно понять, что конкуренция между агрегаторами и собственной доставкой будет всегда, и агрегаторы будут лидировать, поскольку у них большие рекламные кампании, их лучше знают, и они в целом удобнее: на одной платформе можно выбрать блюда из самых разных ресторанов. В этом деле не нужно соревноваться, тут нужно выбрать наиболее выгодный и удобный вариант доставки для вас.
Если вам важнее быстро стартовать и заявить о своём заведении, то первое время можно работать с агрегатором. Однако в перспективе прибыльнее и интереснее налаживать собственную доставку. Своя доставка позволяет как настроить общение с клиентом, так и сохранить приток посетителей на своих ресурсах. А если бренд вашего заведения или сети уже раскрученный, узнаваемый, смысла отдавать комиссию и весь свой поток клиентов сторонней компании мало.
Иногда к агрегатору просто нет возможности подключиться, потому что он не представлен в регионе. Тогда своя доставка становится единственным вариантом действий.
Оставляем вам небольшую памятку:
Источник: vc.ru
Discovery и Delivery портфеля инициатив
После того, как вы производите стратегический анализ, фиксируете страт. приоритет, вы переходите к генерации инициатив, Ideation.
Ideation, Discovery, Design – это три первоначальных этапа по наполнению портфеля.
- Ideation — это придумывание идей
- Discovery — это исследование этих идей, когда они подтверждаются данными.
- Design — это проектирование идей, защита на ресурсном комитете, когда уже нужно распределить конкретные команды, разработчиков и т.д.
Все эти три этапа вместе формально называются Discovery портфеля. Т.е. есть это три этапа во фреймворке для управления инициативами.
Discovery и Delivery портфеля инициатив
- Что такое Discovery?
На Discovery надо наполнить портфель инициативами
На Delivery надо исполнить портфель, т.е. сдвинуть идеи до конкретного бизнес-эффекта.
Как правило, этими составляющими занимаются разные функции.
- Discovery портфеля обычно занимаются проектные офисы, функция PMO, функция портфельного управляющего или контроллинг, какие-то финансовые институты в вашей компании.
Так или иначе, есть даже «продакты», которые фокусируются на придумывании инициатив.
- Delivery — это уже функция исполнения .
Там тоже появляется либо «продакт», либо обычные PM-щики, либо ответственные лица по исполнению данных инициатив, данных продуктов или данных проектов.
Но естественно, мы не можем что-то исполнять, пока мы это не придумаем.
Почему эти две функции выделены отдельно?
Потому что теперь они не всегда будут идти внахлест друг другу.
- Т.е. тот, кто единожды зашел в портфельное управление, уже функцию Discovery никогда не остановит.
Т.е. он будет каждый год дискаверить, дискаверить, придумывать, придумывать с какой-то конверсией 10% в виде хорошего портфеля.
- Функция Delivery тоже уже никогда не остановится.
Это реализация намеченных планов.
В принципе, эта Change-функция рано или поздно заменит операционку.
В операционке тоже есть так называемое исполнительное делопроизводство, это операционная модель,.
Но ошибка — все, что мы надискаверили для портфеля на Ideation, исполнять операционной моделью, т.е. execution моделью, обычными функциями, обычными исполнителями. Это большая ошибка, потому что это старая модель управления, которая не направлена на Delivery каких-то новых гипотез, продуктов или новых способов заработка.
- Поэтому нам в бизнесе придется, во-первых, научиться выстраивать функцию Discovery — т.е. бесконечное наполнение портфеля.
- Во-вторых, нам нужно выстраивать новую функцию Delivery — это и есть «продакты», которые исполняют эти инициативы.
Как правило, все-таки в Discovery «продакты» более дорогие, в Delivery можно брать junior и middle и по фреймворку, по инструкциям запускать. Если есть фреймворк, делать это намного проще.
Нужна помощь в обучении портфельному управлению? Обращайтесь !
Источник: dzen.ru