В бизнес-сообществе все чаще звучат слова «фасилитация» и «фасилитатор». Что же такое «фасилитация», и кто такой «фасилитатор»? Как они могут помочь руководителям повысить эффективность групповых дискуссий? Как оценить результат групповой работы? И какими методами руководителям можно воспользоваться уже сегодня?
Довольно частая некорректная ситуация — заказчик планирует использовать фасилитацию для того, чтобы подвести участников к конкретному плану или идее, которые ему нравятся. Если прямо сказать об этом сотрудникам, они могут воспринять план или идею как навязывание и воспротивиться этому. Поэтому для реализации задуманного заказчик просит помочь фасилитатора.
Здесь начинается самое интересное. Ведь профессиональный фасилитатор на подобное никогда не пойдет, так как это уже не фасилитация, а манипуляция или фасипуляция. А такой подход противоречит этике фасилитатора, поскольку фасилитация — это про организацию процесса совместного поиска и совместного выбора, а не про то, как подвести участников к «правильному» ответу руководителя.
Что касается организации фасилитатором процесса групповой работы, то делать это можно по-разному: можно просто готовить дома, а можно быть признанным шеф-поваром. Так и с фасилитацией.
Лучше всего профессионализм фасилитатора раскрывают компетенции и этика, разработанные Международной ассоциацией фасилитаторов. Профессиональный фасилитатор обязан знать множество разнообразных методов работы с группой и уметь с группой работать. Проводить фасилитацию он может только в том случае, если заказчик понимает, зачем ему нужна сессия и какова ее цель.
Фасилитатор должен применять такие методы и задавать такие вопросы, чтобы обсуждения были глубокими, и участники докапывались до сути. При этом он не имеет право влезать в контент обсуждения, высказывать свое мнение или предлагать идеи по содержанию, фасилитатор беспристрастен и нейтрален. Он всегда работает с группой (пусть это будет даже 2 человека), а не с личностью, и ориентирован на решение конкретной бизнес-задачи, которую может решить именно группа.
Фасилитатор-руководитель?
Очень распространенный вопрос:
Может ли руководитель сам проводить фасилитацию со своими сотрудниками?
Эксперты по фасилитации PowerLexis считают, что это возможно, но рекомендуют прибегать к такому варианту только в определенных случаях.
И вот почему — дело в том, что в идеале фасилитатор должен уделять максимальное внимание процессу проведения сессии и быть нейтральным по отношению к контенту обсуждения. С участниками всё наоборот: в идеале они должны быть максимально погружены в контент обсуждения и не вмешиваться в процесс проведения сессии. Если каждый будет выполнять свою роль и делать это профессионально, результат сессии получится максимально качественным.
В случае, когда руководитель, например, обладает развитыми навыками фасилитатора, то на время сессии он будет стараться быть нейтральным по отношению к обсуждаемым вопросам, и тогда группа потеряет сильного эксперта, который мог бы привнести крайне полезный контент.
Еще одна проблема, которая может возникнуть в такой ситуации, — руководитель/фасилитатор не сможет быть беспристрастным и безэмоциональным к обсуждению группы, особенно если будет с чем-то не согласен, и тогда эффективность командной работы серьезно снижается.
Проводить сессию самостоятельно эксперты рекомендуют тем руководителям, которые смогут четко разделить 2, а иногда 3 роли во время сессии:
- Классический фасилитатор: управляет процессом.
- Эксперт/участник сессии: участвует в сессии наравне со всеми.
- Руководитель: уполномочен применять право вето или, наоборот, взять на себя ответственность за то или иное решение (эту роль стоит вводить очень осторожно, так как участники могут почувствовать недоверие и перестать выкладываться на сессии).
Четко разделять роли — значит внимательно наблюдать за собой и развивать осознанность своих действий. Важно:
- До начала фасилитационной сессии рассказать участникам о своих ролях и об условных обозначениях. Например, «когда на мне белая шляпа — я фасилитатор. Когда зеле ная — я обычный участник наравне со всеми. Когда красная — я руководитель». Вместо шляп могут быть любые другие заметные предметы.
- Во время сессии четко удерживать позиции роли, которая соответствует выбранному предмету/цвету несмотря на то, что это бывает очень непросто. Участники сессии в каждый момент времени должны четко понимать, из какой роли с ними говорят.
Как подготовиться к групповой работе и оценить ее результат?
Для руководителей, которые решили самостоятельно проводить групповые дискуссии, эксперты PowerLexis подготовили несколько рекомендаций. Они позволят значительно повысить эффективность любых совещаний и групповых дискуссий.
3 главных вопроса для подготовки групповых дискуссий
Для любой групповой дискуссии важно очень четко сформулировать ответы как минимум на 3 вопроса:
- Какой вопрос обсуждаем?
- Какие рамки обсуждения?
- Какой образ результата хотим достичь?
При этом ответы нужно не просто сформулировать устно, а зафиксировать письменно. После нужно удостовериться, что все участники одинаково понимают суть этих ответов. На протяжении всей дискуссии каждый участник должен видеть ответы.
3 главных критерия для оценки результата групповой дискуссии
Если спросить руководителей, зачем они проводят совещания и другие групповые обсуждения, то большинство из них ответит: «для того, чтобы получить определенный результат». Но как оценить результат?
Критериев оценки групповой работы существует много, поскольку они зависят от разных факторов, в особенности от целей и задач сессии. Эксперты по фасилитации PowerLexis выделили топ-3 критерия:
- Удалось ли получить тот образ результата, о котором шла речь при обсуждении и планировании сессии? Крайне важно, чтобы фасилитатор вместе с заказчиком этот образ результата очень четко прописали на начальном этапе.
- Вовлечены ли в процесс групповых обсуждений и принятие решений большинство участников сессии? Этот критерий зависит одновременно и от фасилитатора, и от заказчика сессии (руководителя). Насколько заказчик смог показать ценность сессии для участников и насколько правильно смог оценить необходимость присутствия тех или иных сотрудников на сессии.
- Произошли ли изменения через 1−2 месяца после завершения сессии?Как бы это парадоксально не звучало, но сессия не заканчивается после сессии. Важно не только продуктивно провести 1−2−10−20 часов, но и сделать так, чтобы полученные результаты внедрялись после сессии. Этот критерий одновременно зависит от фасилитатора, заказчика и участников.
3 метода как сделать групповую работу эффективнее
В настоящее время существует огромное количество методов для групповой работы. Например, на сайте Международной ассоциации фасилитаторов IAF описано более 600 методов.
В этой статье остановимся на 3-х методах, которые в некоторой степени отвечают на 3 самых популярных вопроса, возникающих у руководителей при подготовке мероприятия:
- Как вовлечь аудиторию во время выступления спикера? — Метод ОРИП
- Как креативно подойти к поиску решений? — Инверсионный метод анализа
- Как оперативно принять решение? — Метод 5 пальцев
Вопрос 1. Вовлечение аудитории во время выступления спикера.
Метод ОРИП
Один из множества способов включения аудитории во время выступления спикеров — вопросы к аудитории.
Суть метода: до начала выступления спикера озвучить от 1 до 4 вопросов и попросить слушателей во время выступления фиксировать ответы.
Для этого можно использовать структуру из метода ОРИП:
- Объективный уровень: факты/данные (используем только органы чувств без включения сердца и головы). Пример: «Какую информацию вы услышали?»
- Рефлексивный уровень: эмоции/чувства/ощущения (отвечаем сердцем, не головой). Пример: «Какие идеи спикера у вас вызвали наиболее сильные эмоции?»
- Уровень интерпретации (отвечаем головой, не сердцем). Пример: «Что из сказанного спикером вам показалось наиболее актуальным?»
- Уровень решений/действий (принимаем решения и составляем план действий). Пример: «Какие советы спикера вы примените в течение недели после мероприятия?»
Сколько вопросов задавать и какие уровни вопросов задействовать зависит от многих параметров мероприятия: целей, задач, формата, аудитории и т.д.
Вопрос 2. Креативный подход к поиску решений.
Инверсионный метод анализа
Очень важно во время дискуссий выйти за пределы стандартного мышления и расширить количество и глубину идей.
Часто используемый вариант обсуждения чего-либо — просто задать прямой вопрос и начать высказывать идеи. Например:
- Как можно добиться того, чтобы женщины занимали больше лидерских позиций в обществе?
- Как можно прекратить автомобильные пробки в городах?
- Как можно зависимую от гаджетов молодежь приобщить к живому общению?
- Как можно сподвигнуть государственных должностных лиц работать эффективнее?
4 шага для получения большего числа качественных идей:
- Формулируем нужный вопрос.
- Переворачиваем вопрос.
- Генерируем «вредные» советы.
- На основе «вредных» советов генерируем идеи для ответа на нужный вопрос, что и позволяет расширить восприятие.
- Как можно гарантировать, чтобы женщины не занимали лидерские позиции в обществе?
- Как можно создать хаос на дорогах?
- Как можно сделать так, чтобы гаджеты привели к ещё большей социальной изоляции молодежи?
Вопрос 3. Оперативное принятие решений.
Метод 5 пальцев
Достаточно типичная ситуация на совещании: кто-то озвучивает вопрос, и все начинают его обсуждать, обсуждать и обсуждать… И лишь спустя длительное время вопрос выносится на голосование, и решение, наконец, принимается.
Чтобы не тратить столько времени и принимать решения более оперативно, воспользуйтесь отличным для этого методом — «Метод 5 пальцев» от Майкла Вилкинсона, одного из авторитетнейших специалистов по фасилитации в мире.
Идея метода в том, что для принятия решений по многим вопросам обсуждение не требуется. Участники и так с ним согласны, просто им хочется поговорить.
Поэтому, сначала проводится голосование и только потом, если решение не принято, проводится обсуждение вопроса и прояснение спорных моментов. Затем еще раз голосование. Эта процедура может повторяться несколько раз.
Вы спросите, при чем тут пальцы. Это условное обозначение, с помощью которого участники совещаний выражают свое согласие или несогласие с обсуждаемым вопросом:
5 пальцев — полностью согласен
4 — согласен
3 — соглашусь с мнением группы
2 — не согласен
1 — сильно не согласен
В первом раунде решение принимается, если все участники подняли 4 или 5 пальцев. Во втором раунде, после некоторого обсуждения, — 5, 4 или 3 пальца. В третьем, после еще одного обсуждения, простым большинством голосов. Этот метод прекрасно работает и при онлайн-обсуждении (если нет видео, можно загрузить картинку с нужным количеством пальцев).
Источник: powerlexis.org
Принципы и правила фасилитации
Легко ли вам вести процесс обсуждения рабочих вопросов? Пленарные заседания, конференции, совещания — любой тип встреч, на которых люди высказываются в строго определенном порядке, неизбежно выключаются из процесса обсуждения в ожидании своей очереди. В результате многие идеи оказываются не озвучены, не все возможности рассмотрены. В лучшем случае люди начинают скучать, а в худшем появляется раздражение и неудовлетворенность результатом. На помощь придет метод фасилитации .
Это инструмент, которым можно пользоваться при проведении совещаний, сессий стратегического планирования, семинаров и воркшопов. Разбираемся в тонкостях инструмента ниже.
Что такое фасилитация
Фасилитация (от англ. facilitate – помогать, направлять, облегчать) – одновременно процесс, группа навыков и набор инструментов, позволяющих эффективно организовать групповое обсуждение.
Цель фасилитации: нахождение верного метода, который позволит группе работать созидательно и результативно. Иными словами, это специальные действия, направленные на организацию групповой работы.
Обсуждение рабочих вопросов обычно происходит в одной или нескольких группах. Групповая фасилитация – процесс, в рамках которого лидер группы занимает нейтральную позицию и не берет на себя принятие решения, а лишь помогает участникам идентифицировать проблемы и принять решение с помощью конструктивного обсуждения. Этим лидером и будет фасилитатор.
Кто такой фасилитатор
Личность фасилитатора – уже мощный инструмент влияния сам по себе. Это тренер, который обучен технологиям эффективной коммуникации. По мнению Тони Манна (автор нескольких книг по фасилитации), фасилитатор должен уметь:
- направлять и структурировать дискуссию в нужное русло;
- отбирать действительно удачные решения группы;
- брать на себя риск, выходить самому и выводить участников фасилитации из зоны комфорта;
- работать с разного рода группами;
- ориентироваться во всех форматах бесед и встреч;
- сочетать разные инструменты и техники в процессе работы с группой;
- быстро реагировать на изменение обстановки, затруднения участников – и, соответственно, быстро их преодолевать;
- противостоять стрессу;
- открываться людям, мотивировать их на личностные изменения.
Профессионал превыше всего ставит интересы группы, отказываясь от собственной экспертизы, не позволяет участникам увязать в обсуждении, но в то же время и не форсирует события и не оказывает давления на участников. Он несет ответственность за организацию обсуждения, позволяющую участникам всецело сфокусироваться на содержании объекта дискуссии.
Важно! Фасилитатор поддерживает конструктивный диалог и оказывает одинаковое внимание всем участникам обсуждения, эффективно управляя дискуссией, но не вступая в нее. Результатом такой встречи является принятие группой лучшего из возможных решений.
Отличие фасилитации от модерации
Существуют разные взгляды на то, что такое фасилитация и модерация. Одними экспертами они признаются как одинаковые процессы, а различие в терминах объясняются разным языковым происхождением (модерация – немецкое, фасилитация – английское). Другие специалисты находят эти процессы смежными, но имеющими различия:
- Фасилитация буквально означает “облегчение”, модерация – “обуздывание”. Модерация – более жесткая технология. У нее определен формат – беседа, в ходе которой нет возможности отвлечься на другую тему.
- Фасилитация – гибкая технология. В процессе применяются множество различных техник и инструментов: зарисовки, коллажи, даже конструкторы Лего. Участники не ограничены одной темой.
- Модерация используется в формате встречи: “обсуждение проблемы”, совещание у руководителя.
- Фасилитация подходит для решения конфликтных ситуаций, при принятии сложных решений и внедрении новых технологий.
Пять правил фасилитации
Проведение фасилитации подразумевает использование принципов, которые исходят из поставленных целей и задач.
Существуют 5 правил фасилитации:
- исследование процесса в противовес всеведению;
- открытость и искренность к людям;
- все участники процесса равны;
- каждое мнение важно;
- все люди умны и могут эффективно решать задачи.
Техники фасилитации
Инструментов фасилитации много, но существует несколько базовых техник:
- Future Search (“Поиск будущего”). Технология используется, когда различным заинтересованным подразделениям компании необходимы общая основа для сотрудничества и создание будущего всей организации.
- Work Out (“Выход за рамки”). Метод используется для разработки инновационных способов взаимодействия, преодоления бюрократизации компании, усовершенствования бизнес-процессов и способности достигать результатов, необходимых компании.
- Brainstorming (“Мозговой штурм“). Метод применяется, когда необходимо суммировать имеющуюся информацию и найти новые, свежие идеи.
- Polarization of opinion (“Поляризация мнений”). Метод применяется, когда необходимо уменьшить/«вылить» негативное отношение к теме, которая будет обсуждаться дальше; необходимо определить пессимистичный и оптимистичный прогноз развития ситуации.
- Open Space (“Открытое пространство”). Метод используется, когда большой группе сотрудников необходимо ответить на много частных вопросов или найти решения проблем в рамках одной темы. Шаги техники вытекают один из другого, как на схеме ниже:
Фасилитация в бизнесе
Фасилитация активно используется при проведении совещаний, круглых столов в компаниях и корпорациях. Что фасилитация дает в этом случае?
- Повышение эффективности деятельности сотрудников.
- Увеличение мотивации персонала.
- Развитие интеллектуального потенциала сотрудника.
- Создание безопасного психологического пространства.
- Внедрение новых технологий в бизнес.
Успешная фасилитация — это совместная качественная работа как участников, обсуждающих по-настоящему важные для них вопросы, так и фасилитатора, принимающего темп и уровень, на котором находится группа и использующего тщательно подобранные инструменты. Именно это позволяет получить максимальный результат.
- Модерация и фасилитация стратегических сессий
- Как эффективно принимать решения в одиночку?
- Как рассортировать идеи и не прогадать
- Правила игры: как играть в корпоративные игры
- Алгоритм достижения цели
Статьи
- Выступления и презентации (10)
- Идеи и решения (52)
- Книги месяца (47)
- Лидерство и эффективность (54)
- Менеджмент (50)
- Мотивация (20)
- Наставничество (31)
- Новости компании (44)
- Продажи и переговоры (50)
- Развитие персонала (68)
- Сервис (10)
- Социальные сети (15)
Источник: donskih.ru
Фасилитация — зачем она нужна бизнесу и почему вам стоит познакомиться с этой технологией
Необходимость развития культуры диалога, курс на человекоцентричность кадровой политики продолжают завоевывать российский бизнес даже несмотря на высокую нестабильность и непредсказумость как макрофакторов, так и сохраняющуюся турбулентность внутренней среды. Расхожая фраза «Наша главная ценность – коллектив» сегодня приобретает новые краски – компании стремятся раскрыть потенциал своих сотрудников и создают необходимые условия для того, чтобы сотрудники делали это сообща – в обсуждениях и групповой работе. О фасилитации – технологии, которая помогает слышать и слушать друг друга, быстро находить идеи и согласовывать решения рассказывает мастер фасилитации, бизнес-тренер, специалист дизайн-мышления, Президент российской Ассоциации фасилитаторов.заведующая кафедрой «Фасилитация и модерация» Ассоциации социальных технологий Людмила Дудорова.
Что такое фасилитация и кто такой фасилитатор
Фасилитация – это философия диалогов, умения слушать друг друга и совместного поиска консенсуса. Это демократический инструмент: заставить людей думать, находить и принимать решения вместе, вовлекаться в обсуждение, да так, чтобы это еще и привело к результату – невозможно.
Вместе с тем, фасилитация – это выверенная технология, располагающая богатым спектром инструментов, облегчающих, ускоряющих и структурирующих обсуждения. Диалог без участия фасилитатора рискует закончиться, не начавшись: участники придут не подготовленными, без ясной повестки и понимания цели, в итоге – отвлекутся на другие темы, не придут к согласованному решению. Фасилитатор же управляет этим процессом, делая его продуктивным, но вместе с тем увлекательным и творческим для участников.
Фасилитация помогает командам синхронизироваться по целям, задачам, действиям, которые требуется совершить, чтобы преуспеть.
Как Россия познакомилась с фасилитацией
Устройство группы, вопросы формирования эффективных команд обосновались среди моих профессиональных интересов еще во времена студенчества. Тогда я много работала с подростковыми и студенческими группами, неформальными объединениями, в том числе опираясь на опыт наших соотечественников – кандидата психологических наук А.Н.Лутошкина, советского педагога и писателя А.С.Макаренко.
В начале 2000-х на тренинге по корпоративной культуре, который мы проводили совместно с доктором Бианкой Енеке из Германии в рамках программы подготовки менеджеров, впервые столкнулась с технологией фасилитации. В ходе работы над кейсом Бианка достала стикеры, которые, кстати, тогда еще не применялись в России, и предложила командам написать на них идеи. Помню собственное изумление: эти разноцветные листочки волшебным образом упростили и оживили совместную работу, анализ, обсуждение, голосование.
На следующий год на выставке TФасилитация же та технология, которая помогает поднять групповые обсуждения на качественно иной уровень – решение обнаруживается за минимальное количество встреч.»
А с учетом того, что включение в ежедневный поток обсуждений внешних консультатов – задача ресурсоемкая, компании пришли к подготовке внутренних фасилитаторов, в том числе и обучению руководителей, что гарантировало бы подготовленность встреч, отлаженность процессов и ожидаемые результаты.
Изменилась наша сфера и с приходом онлайн-фасилитации, вызванной пандемией 2020 года. Несмотря на то, что впервые мы столкнулись с проведением сессий онлайн еще в 2016 году, широкое распространение эта форма работы получила только в последние годы. Конечно, это настолько обогатило инструментарий, что заслуживает отдельного материала и более подробного экскурса в вопрос.
Отличие фасилитации от модерации
Фасилитация создает процесс группового обсуждения, помогающий участникам совместно найти решения стоящих задач. Необходимость применения этой технологии растет с увеличением количества участников обсуждения и, как следствие, взглядов, позиций и интересов.
Модерация же больше связана с экспертной позицией, которая востребована при проведении мероприятий, например, круглых столов или конференций. Для управления обсуждением модератор руководствуется четким регламентом и правилами, структурой: предоставляет слово, завершает и открывает обмен мнениями и так далее. Кроме того, модератор вправе высказать собственную точку зрения, характеризовать сказанное другими с позиции «правильно» или «неправильно», в то время как одно из принципов и правил фасилитации – сохранение нейтральности к обсуждениям.
Взять хотя бы пример социальных сетей, Интернет-групп и форумов, модератор в этом контексте фигура властная, в полномочия которой входит и блокировка участников за нарушения, и приветствие новых пользователей, и участие в разрешении спорных вопросов. Как правило, к таким людям, признавая авторитет, прислушиваются во время дискуссий.
Фасилитатор же – это помощник группы, стимулирующий обсуждение и помогающий людям думать, говорить. Добавлю, что в идеале участники самостоятельно приходят к результату, а фасилитатор только направляет этот процесс.
С чем еще путают фасилитацию
Часто люди, прежде не сталкивавшиеся с фасилитаторами, рассчитывают на экспертную оценку озвученных в ходе обсуждения решений. Однако, наша задача – сохранять нейтральность по отношению контентной части, а вот договориться, как правильно поступать, должны сами участники.
«Случается, что заказчик считает, что фасилитация манипулятивная технология, которая подведет участников к раннее спланированному решению. Признаюсь, за такие задачи мы не беремся! Наоборот, предлагаем клиенту переформулировать или переформатировать задачу, например, не «прийти к ожидаемому результату», а произвести силами группы оценку идей и представить их на суд руководителя. Другой вариант: озвучить группе решение и предложить выработать план действий по исполнению. Дело в том, что для фасилитатора важно быть честным с группой: скрытые намерения и манипуляции очевидны для участников, в итоге сессия не только не приносит позитивного отклика, но и бьет по репутации руководителя.»
Основные навыки фасилитатора
- Сотрудничество и управление отношениями. Задача фасилитатора – поддерживать атмосферу сотрудничества и совместной работы, как с заказчиком, так и с группой. Это требует развитого навыка сопровождения к результату, а также умения спрашивать и слушать.
- Создание безопасной и безоценочной среды. Фасилитатор не только не оценивает сам, но и не дает, например, руководителям оценивать сотрудников, нивелирует риски возможной критики. В опасной обстановке участники будут отмалчиваться, не вкладываясь в разговор, тогда как задача фасилитатора – вовлечь каждого в обсуждение. Для этого требуется побуждать людей к активности и поддерживать интерес, задавая вопросы, организуя процесс, меняя методы. Кроме того, иногда приходится провоцировать участников, выводя дискуссию на новый виток развития.
- Проектирование оптимального группового процесса. Я верю в мудрость группы, в то, что участники могут выдать нужный результат – тот, на который они способны. Но чтобы это произошло, важно простроить процесс, спланировать структуру сессии, продумать инструменты и методы, которые подойдут для решения той или иной задачи. Кроме того, фасилитатору требуются гибкость, способность импровизировать и жонглировать техниками во время сессии. Не менее важна и фасилитационная насмотренность – применение одной и той же методики для всего и вся к результату не приведет.
- Управление процессом групповой работы. Группа – живой организм с конфликтами и недопониманиями, скоростью восприятия новой информации, неоднородным уровнем подготовки участников, что требует умения управлять групповой динамикой и фокусировки собравшихся. Кроме того, фасилитатору стоит владеть техниками поддержки энергии и ресурсного состояния участников – запас сил во время размышлений и дискуссий иссекает быстро.
- Желательно, чтобы фасилитатор владел знаниями из смежных отраслей: менеджмента, маркетинга и, конечно, не останавливался в развитии. Например, если эксперт не слишком опытен в проведении продуктовых сессий стоит изучать, как это делается, искать новые эффективные инструменты. Чтобы успевать за постоянно изменяющимися запросами заказчиков, фасилитатору предстоит быстро учиться и осваивать новое.
- Умение управлять собой и саморегуляция. Фасилитатор работает с живыми людьми, поэтому конфликты, провокации и даже пренебрежение не исключены. Хороший эксперт умеет спокойно выдохнуть и вдохнуть, вернуться к сессии, сохранив рациональное состояние и равновесие. Это нарабатывается с опытом: в начале карьеры слишком много требующих внимания факторов – процесс, методы, результат, взаимодействие с заказчиком и группой, да и просто мандраж.
Личные качества идеального фасилитатора
Начну с того, что фасилитатор по умолчанию должен любить людей, быть терпимым. Да, и в целом, позитивное отношение к миру, людям и группам, вера в способность участников найти решение – критерии профпригодности. Подчеркну значение веры для успеха сессии. За годы практики заметила, что она стимулирует людей, зажигает их на результат.
Далее – важны коммуникационные навыки, умение слушать и делать это активно, задавать вопросы, вступать в общение. Кроме того, фасилитатору требуется гибкость мышления: не подходит один метод, пробуешь другое.
И, наконец, сложно представить агрессивного фасилитатора-звезду с безапелляционной позицией: «Слушайте меня! Я знаю, как правильно» – это воспринимается негативно. Такого ведущего слишком много, а ведь задача фасилитатора – минимизировать собственную проявленность в процессе, который за счет технологической отстройки на этапе подготовки, движется и развивается энергией группы.
Зачем осваивать фасилитацию
- Руководителю требуется фасилитация, чтобы меньше самому работать, поддерживать вовлеченность команды, мотивацию участников к работе и рождению новых идей. В коллективе, у руля которого стоит человек, обладающий навыками фасилитации, сотрудники самостоятельно находят и реализуют решения. Звучит непривычно, понимаю! Но конечная цель такого подхода: повысить продуктивность команды, достигнуть громких результатов.
- Практикам развивающих профессий, а также Thttps://personalimage.ru/articles/facilitation/fasilitatsiya-zachem-ona-nuzhna-biznesu-i-pochemu-vam-stoit-poznakomitsya-s-etoy-tekhnologiey/» target=»_blank»]personalimage.ru[/mask_link]