Что такое фасилитация в бизнесе

В бизнес-сообществе все чаще звучат слова «фасилитация» и «фасилитатор». Что же такое «фасилитация», и кто такой «фасилитатор»? Как они могут помочь руководителям повысить эффективность групповых дискуссий? Как оценить результат групповой работы? И какими методами руководителям можно воспользоваться уже сегодня?

Довольно частая некорректная ситуация — заказчик планирует использовать фасилитацию для того, чтобы подвести участников к конкретному плану или идее, которые ему нравятся. Если прямо сказать об этом сотрудникам, они могут воспринять план или идею как навязывание и воспротивиться этому. Поэтому для реализации задуманного заказчик просит помочь фасилитатора.

Здесь начинается самое интересное. Ведь профессиональный фасилитатор на подобное никогда не пойдет, так как это уже не фасилитация, а манипуляция или фасипуляция. А такой подход противоречит этике фасилитатора, поскольку фасилитация — это про организацию процесса совместного поиска и совместного выбора, а не про то, как подвести участников к «правильному» ответу руководителя.

Что касается организации фасилитатором процесса групповой работы, то делать это можно по-разному: можно просто готовить дома, а можно быть признанным шеф-поваром. Так и с фасилитацией.

Лучше всего профессионализм фасилитатора раскрывают компетенции и этика, разработанные Международной ассоциацией фасилитаторов. Профессиональный фасилитатор обязан знать множество разнообразных методов работы с группой и уметь с группой работать. Проводить фасилитацию он может только в том случае, если заказчик понимает, зачем ему нужна сессия и какова ее цель.

Фасилитатор должен применять такие методы и задавать такие вопросы, чтобы обсуждения были глубокими, и участники докапывались до сути. При этом он не имеет право влезать в контент обсуждения, высказывать свое мнение или предлагать идеи по содержанию, фасилитатор беспристрастен и нейтрален. Он всегда работает с группой (пусть это будет даже 2 человека), а не с личностью, и ориентирован на решение конкретной бизнес-задачи, которую может решить именно группа.

Фасилитатор-руководитель?

Очень распространенный вопрос:

Может ли руководитель сам проводить фасилитацию со своими сотрудниками?

Эксперты по фасилитации PowerLexis считают, что это возможно, но рекомендуют прибегать к такому варианту только в определенных случаях.

И вот почему — дело в том, что в идеале фасилитатор должен уделять максимальное внимание процессу проведения сессии и быть нейтральным по отношению к контенту обсуждения. С участниками всё наоборот: в идеале они должны быть максимально погружены в контент обсуждения и не вмешиваться в процесс проведения сессии. Если каждый будет выполнять свою роль и делать это профессионально, результат сессии получится максимально качественным.

В случае, когда руководитель, например, обладает развитыми навыками фасилитатора, то на время сессии он будет стараться быть нейтральным по отношению к обсуждаемым вопросам, и тогда группа потеряет сильного эксперта, который мог бы привнести крайне полезный контент.

Еще одна проблема, которая может возникнуть в такой ситуации, — руководитель/фасилитатор не сможет быть беспристрастным и безэмоциональным к обсуждению группы, особенно если будет с чем-то не согласен, и тогда эффективность командной работы серьезно снижается.

Проводить сессию самостоятельно эксперты рекомендуют тем руководителям, которые смогут четко разделить 2, а иногда 3 роли во время сессии:

  1. Классический фасилитатор: управляет процессом.
  2. Эксперт/участник сессии: участвует в сессии наравне со всеми.
  3. Руководитель: уполномочен применять право вето или, наоборот, взять на себя ответственность за то или иное решение (эту роль стоит вводить очень осторожно, так как участники могут почувствовать недоверие и перестать выкладываться на сессии).

Четко разделять роли — значит внимательно наблюдать за собой и развивать осознанность своих действий. Важно:

  • До начала фасилитационной сессии рассказать участникам о своих ролях и об условных обозначениях. Например, «когда на мне белая шляпа — я фасилитатор. Когда зеле ная — я обычный участник наравне со всеми. Когда красная — я руководитель». Вместо шляп могут быть любые другие заметные предметы.
  • Во время сессии четко удерживать позиции роли, которая соответствует выбранному предмету/цвету несмотря на то, что это бывает очень непросто. Участники сессии в каждый момент времени должны четко понимать, из какой роли с ними говорят.

Как подготовиться к групповой работе и оценить ее результат?

Для руководителей, которые решили самостоятельно проводить групповые дискуссии, эксперты PowerLexis подготовили несколько рекомендаций. Они позволят значительно повысить эффективность любых совещаний и групповых дискуссий.

3 главных вопроса для подготовки групповых дискуссий

Для любой групповой дискуссии важно очень четко сформулировать ответы как минимум на 3 вопроса:

  1. Какой вопрос обсуждаем?
  2. Какие рамки обсуждения?
  3. Какой образ результата хотим достичь?

При этом ответы нужно не просто сформулировать устно, а зафиксировать письменно. После нужно удостовериться, что все участники одинаково понимают суть этих ответов. На протяжении всей дискуссии каждый участник должен видеть ответы.

3 главных критерия для оценки результата групповой дискуссии

Если спросить руководителей, зачем они проводят совещания и другие групповые обсуждения, то большинство из них ответит: «для того, чтобы получить определенный результат». Но как оценить результат?

Критериев оценки групповой работы существует много, поскольку они зависят от разных факторов, в особенности от целей и задач сессии. Эксперты по фасилитации PowerLexis выделили топ-3 критерия:

  1. Удалось ли получить тот образ результата, о котором шла речь при обсуждении и планировании сессии? Крайне важно, чтобы фасилитатор вместе с заказчиком этот образ результата очень четко прописали на начальном этапе.
  2. Вовлечены ли в процесс групповых обсуждений и принятие решений большинство участников сессии? Этот критерий зависит одновременно и от фасилитатора, и от заказчика сессии (руководителя). Насколько заказчик смог показать ценность сессии для участников и насколько правильно смог оценить необходимость присутствия тех или иных сотрудников на сессии.
  3. Произошли ли изменения через 1−2 месяца после завершения сессии?Как бы это парадоксально не звучало, но сессия не заканчивается после сессии. Важно не только продуктивно провести 1−2−10−20 часов, но и сделать так, чтобы полученные результаты внедрялись после сессии. Этот критерий одновременно зависит от фасилитатора, заказчика и участников.

3 метода как сделать групповую работу эффективнее

В настоящее время существует огромное количество методов для групповой работы. Например, на сайте Международной ассоциации фасилитаторов IAF описано более 600 методов.

Читайте также:  Рейтинг по сетевому бизнесу

В этой статье остановимся на 3-х методах, которые в некоторой степени отвечают на 3 самых популярных вопроса, возникающих у руководителей при подготовке мероприятия:

  1. Как вовлечь аудиторию во время выступления спикера? — Метод ОРИП
  2. Как креативно подойти к поиску решений? — Инверсионный метод анализа
  3. Как оперативно принять решение? — Метод 5 пальцев

Вопрос 1. Вовлечение аудитории во время выступления спикера.

Метод ОРИП

Один из множества способов включения аудитории во время выступления спикеров — вопросы к аудитории.

Суть метода: до начала выступления спикера озвучить от 1 до 4 вопросов и попросить слушателей во время выступления фиксировать ответы.

Для этого можно использовать структуру из метода ОРИП:

  • Объективный уровень: факты/данные (используем только органы чувств без включения сердца и головы). Пример: «Какую информацию вы услышали?»
  • Рефлексивный уровень: эмоции/чувства/ощущения (отвечаем сердцем, не головой). Пример: «Какие идеи спикера у вас вызвали наиболее сильные эмоции?»
  • Уровень интерпретации (отвечаем головой, не сердцем). Пример: «Что из сказанного спикером вам показалось наиболее актуальным?»
  • Уровень решений/действий (принимаем решения и составляем план действий). Пример: «Какие советы спикера вы примените в течение недели после мероприятия?»

Сколько вопросов задавать и какие уровни вопросов задействовать зависит от многих параметров мероприятия: целей, задач, формата, аудитории и т.д.

Вопрос 2. Креативный подход к поиску решений.

Инверсионный метод анализа

Очень важно во время дискуссий выйти за пределы стандартного мышления и расширить количество и глубину идей.

Часто используемый вариант обсуждения чего-либо — просто задать прямой вопрос и начать высказывать идеи. Например:

  1. Как можно добиться того, чтобы женщины занимали больше лидерских позиций в обществе?
  2. Как можно прекратить автомобильные пробки в городах?
  3. Как можно зависимую от гаджетов молодежь приобщить к живому общению?
  4. Как можно сподвигнуть государственных должностных лиц работать эффективнее?

4 шага для получения большего числа качественных идей:

  1. Формулируем нужный вопрос.
  2. Переворачиваем вопрос.
  3. Генерируем «вредные» советы.
  4. На основе «вредных» советов генерируем идеи для ответа на нужный вопрос, что и позволяет расширить восприятие.
  1. Как можно гарантировать, чтобы женщины не занимали лидерские позиции в обществе?
  2. Как можно создать хаос на дорогах?
  3. Как можно сделать так, чтобы гаджеты привели к ещё большей социальной изоляции молодежи?

Вопрос 3. Оперативное принятие решений.

Метод 5 пальцев

Достаточно типичная ситуация на совещании: кто-то озвучивает вопрос, и все начинают его обсуждать, обсуждать и обсуждать… И лишь спустя длительное время вопрос выносится на голосование, и решение, наконец, принимается.

Чтобы не тратить столько времени и принимать решения более оперативно, воспользуйтесь отличным для этого методом — «Метод 5 пальцев» от Майкла Вилкинсона, одного из авторитетнейших специалистов по фасилитации в мире.

Идея метода в том, что для принятия решений по многим вопросам обсуждение не требуется. Участники и так с ним согласны, просто им хочется поговорить.

Поэтому, сначала проводится голосование и только потом, если решение не принято, проводится обсуждение вопроса и прояснение спорных моментов. Затем еще раз голосование. Эта процедура может повторяться несколько раз.

Вы спросите, при чем тут пальцы. Это условное обозначение, с помощью которого участники совещаний выражают свое согласие или несогласие с обсуждаемым вопросом:

5 пальцев — полностью согласен
4 — согласен
3 — соглашусь с мнением группы
2 — не согласен
1 — сильно не согласен

В первом раунде решение принимается, если все участники подняли 4 или 5 пальцев. Во втором раунде, после некоторого обсуждения, — 5, 4 или 3 пальца. В третьем, после еще одного обсуждения, простым большинством голосов. Этот метод прекрасно работает и при онлайн-обсуждении (если нет видео, можно загрузить картинку с нужным количеством пальцев).

Источник: powerlexis.org

Принципы и правила фасилитации

Принципы и правила фасилитации

Легко ли вам вести процесс обсуждения рабочих вопросов? Пленарные заседания, конференции, совещания — любой тип встреч, на которых люди высказываются в строго определенном порядке, неизбежно выключаются из процесса обсуждения в ожидании своей очереди. В результате многие идеи оказываются не озвучены, не все возможности рассмотрены. В лучшем случае люди начинают скучать, а в худшем появляется раздражение и неудовлетворенность результатом. На помощь придет метод фасилитации .

Это инструмент, которым можно пользоваться при проведении совещаний, сессий стратегического планирования, семинаров и воркшопов. Разбираемся в тонкостях инструмента ниже.

Что такое фасилитация

Фасилитация (от англ. facilitate – помогать, направлять, облегчать) – одновременно процесс, группа навыков и набор инструментов, позволяющих эффективно организовать групповое обсуждение.

Цель фасилитации: нахождение верного метода, который позволит группе работать созидательно и результативно. Иными словами, это специальные действия, направленные на организацию групповой работы.

Обсуждение рабочих вопросов обычно происходит в одной или нескольких группах. Групповая фасилитация – процесс, в рамках которого лидер группы занимает нейтральную позицию и не берет на себя принятие решения, а лишь помогает участникам идентифицировать проблемы и принять решение с помощью конструктивного обсуждения. Этим лидером и будет фасилитатор.

Пересборка бизнеса

Кто такой фасилитатор

Личность фасилитатора – уже мощный инструмент влияния сам по себе. Это тренер, который обучен технологиям эффективной коммуникации. По мнению Тони Манна (автор нескольких книг по фасилитации), фасилитатор должен уметь:

    • направлять и структурировать дискуссию в нужное русло;
    • отбирать действительно удачные решения группы;
    • брать на себя риск, выходить самому и выводить участников фасилитации из зоны комфорта;
    • работать с разного рода группами;
    • ориентироваться во всех форматах бесед и встреч;
    • сочетать разные инструменты и техники в процессе работы с группой;
    • быстро реагировать на изменение обстановки, затруднения участников – и, соответственно, быстро их преодолевать;
    • противостоять стрессу;
    • открываться людям, мотивировать их на личностные изменения.

    Профессионал превыше всего ставит интересы группы, отказываясь от собственной экспертизы, не позволяет участникам увязать в обсуждении, но в то же время и не форсирует события и не оказывает давления на участников. Он несет ответственность за организацию обсуждения, позволяющую участникам всецело сфокусироваться на содержании объекта дискуссии.

    Важно! Фасилитатор поддерживает конструктивный диалог и оказывает одинаковое внимание всем участникам обсуждения, эффективно управляя дискуссией, но не вступая в нее. Результатом такой встречи является принятие группой лучшего из возможных решений.

    Читайте также:  Выращивание Черри как бизнес
    Отличие фасилитации от модерации

    Существуют разные взгляды на то, что такое фасилитация и модерация. Одними экспертами они признаются как одинаковые процессы, а различие в терминах объясняются разным языковым происхождением (модерация – немецкое, фасилитация – английское). Другие специалисты находят эти процессы смежными, но имеющими различия:

      1. Фасилитация буквально означает “облегчение”, модерация – “обуздывание”. Модерация – более жесткая технология. У нее определен формат – беседа, в ходе которой нет возможности отвлечься на другую тему.
      2. Фасилитация – гибкая технология. В процессе применяются множество различных техник и инструментов: зарисовки, коллажи, даже конструкторы Лего. Участники не ограничены одной темой.
      3. Модерация используется в формате встречи: “обсуждение проблемы”, совещание у руководителя.
      4. Фасилитация подходит для решения конфликтных ситуаций, при принятии сложных решений и внедрении новых технологий.
      Пять правил фасилитации

      Проведение фасилитации подразумевает использование принципов, которые исходят из поставленных целей и задач.
      Существуют 5 правил фасилитации:

        • исследование процесса в противовес всеведению;
        • открытость и искренность к людям;
        • все участники процесса равны;
        • каждое мнение важно;
        • все люди умны и могут эффективно решать задачи.
        Техники фасилитации

        Инструментов фасилитации много, но существует несколько базовых техник:

          1. Future Search (“Поиск будущего”). Технология используется, когда различным заинтересованным подразделениям компании необходимы общая основа для сотрудничества и создание будущего всей организации.
          2. Work Out (“Выход за рамки”). Метод используется для разработки инновационных способов взаимодействия, преодоления бюрократизации компании, усовершенствования бизнес-процессов и способности достигать результатов, необходимых компании.
          3. Brainstorming (“Мозговой штурм“). Метод применяется, когда необходимо суммировать имеющуюся информацию и найти новые, свежие идеи.
          4. Polarization of opinion (“Поляризация мнений”). Метод применяется, когда необходимо уменьшить/«вылить» негативное отношение к теме, которая будет обсуждаться дальше; необходимо определить пессимистичный и оптимистичный прогноз развития ситуации.
          5. Open Space (“Открытое пространство”). Метод используется, когда большой группе сотрудников необходимо ответить на много частных вопросов или найти решения проблем в рамках одной темы. Шаги техники вытекают один из другого, как на схеме ниже:

          Фасилитация в бизнесе

          Фасилитация активно используется при проведении совещаний, круглых столов в компаниях и корпорациях. Что фасилитация дает в этом случае?

            1. Повышение эффективности деятельности сотрудников.
            2. Увеличение мотивации персонала.
            3. Развитие интеллектуального потенциала сотрудника.
            4. Создание безопасного психологического пространства.
            5. Внедрение новых технологий в бизнес.

            Успешная фасилитация — это совместная качественная работа как участников, обсуждающих по-настоящему важные для них вопросы, так и фасилитатора, принимающего темп и уровень, на котором находится группа и использующего тщательно подобранные инструменты. Именно это позволяет получить максимальный результат.

              • Модерация и фасилитация стратегических сессий
              • Как эффективно принимать решения в одиночку?
              • Как рассортировать идеи и не прогадать
              • Правила игры: как играть в корпоративные игры
              • Алгоритм достижения цели

              Статьи

              • Выступления и презентации (10)
              • Идеи и решения (52)
              • Книги месяца (47)
              • Лидерство и эффективность (54)
              • Менеджмент (50)
              • Мотивация (20)
              • Наставничество (31)
              • Новости компании (44)
              • Продажи и переговоры (50)
              • Развитие персонала (68)
              • Сервис (10)
              • Социальные сети (15)

              Источник: donskih.ru

              Фасилитация — зачем она нужна бизнесу и почему вам стоит познакомиться с этой технологией

              Необходимость развития культуры диалога, курс на человекоцентричность кадровой политики продолжают завоевывать российский бизнес даже несмотря на высокую нестабильность и непредсказумость как макрофакторов, так и сохраняющуюся турбулентность внутренней среды. Расхожая фраза «Наша главная ценность – коллектив» сегодня приобретает новые краски – компании стремятся раскрыть потенциал своих сотрудников и создают необходимые условия для того, чтобы сотрудники делали это сообща – в обсуждениях и групповой работе. О фасилитации – технологии, которая помогает слышать и слушать друг друга, быстро находить идеи и согласовывать решения рассказывает мастер фасилитации, бизнес-тренер, специалист дизайн-мышления, Президент российской Ассоциации фасилитаторов.заведующая кафедрой «Фасилитация и модерация» Ассоциации социальных технологий Людмила Дудорова.

              Что такое фасилитация и кто такой фасилитатор

              Фасилитация – это философия диалогов, умения слушать друг друга и совместного поиска консенсуса. Это демократический инструмент: заставить людей думать, находить и принимать решения вместе, вовлекаться в обсуждение, да так, чтобы это еще и привело к результату – невозможно.

              Вместе с тем, фасилитация – это выверенная технология, располагающая богатым спектром инструментов, облегчающих, ускоряющих и структурирующих обсуждения. Диалог без участия фасилитатора рискует закончиться, не начавшись: участники придут не подготовленными, без ясной повестки и понимания цели, в итоге – отвлекутся на другие темы, не придут к согласованному решению. Фасилитатор же управляет этим процессом, делая его продуктивным, но вместе с тем увлекательным и творческим для участников.

              Фасилитация помогает командам синхронизироваться по целям, задачам, действиям, которые требуется совершить, чтобы преуспеть.

              Как Россия познакомилась с фасилитацией

              Устройство группы, вопросы формирования эффективных команд обосновались среди моих профессиональных интересов еще во времена студенчества. Тогда я много работала с подростковыми и студенческими группами, неформальными объединениями, в том числе опираясь на опыт наших соотечественников – кандидата психологических наук А.Н.Лутошкина, советского педагога и писателя А.С.Макаренко.

              В начале 2000-х на тренинге по корпоративной культуре, который мы проводили совместно с доктором Бианкой Енеке из Германии в рамках программы подготовки менеджеров, впервые столкнулась с технологией фасилитации. В ходе работы над кейсом Бианка достала стикеры, которые, кстати, тогда еще не применялись в России, и предложила командам написать на них идеи. Помню собственное изумление: эти разноцветные листочки волшебным образом упростили и оживили совместную работу, анализ, обсуждение, голосование.

              На следующий год на выставке TФасилитация же та технология, которая помогает поднять групповые обсуждения на качественно иной уровень – решение обнаруживается за минимальное количество встреч.»

              А с учетом того, что включение в ежедневный поток обсуждений внешних консультатов – задача ресурсоемкая, компании пришли к подготовке внутренних фасилитаторов, в том числе и обучению руководителей, что гарантировало бы подготовленность встреч, отлаженность процессов и ожидаемые результаты.

              Изменилась наша сфера и с приходом онлайн-фасилитации, вызванной пандемией 2020 года. Несмотря на то, что впервые мы столкнулись с проведением сессий онлайн еще в 2016 году, широкое распространение эта форма работы получила только в последние годы. Конечно, это настолько обогатило инструментарий, что заслуживает отдельного материала и более подробного экскурса в вопрос.

              Читайте также:  Какие аспекты бизнес стратегии оказывают влияние на стратегию вознаграждения это

              Отличие фасилитации от модерации

              Фасилитация создает процесс группового обсуждения, помогающий участникам совместно найти решения стоящих задач. Необходимость применения этой технологии растет с увеличением количества участников обсуждения и, как следствие, взглядов, позиций и интересов.

              Модерация же больше связана с экспертной позицией, которая востребована при проведении мероприятий, например, круглых столов или конференций. Для управления обсуждением модератор руководствуется четким регламентом и правилами, структурой: предоставляет слово, завершает и открывает обмен мнениями и так далее. Кроме того, модератор вправе высказать собственную точку зрения, характеризовать сказанное другими с позиции «правильно» или «неправильно», в то время как одно из принципов и правил фасилитации – сохранение нейтральности к обсуждениям.

              Взять хотя бы пример социальных сетей, Интернет-групп и форумов, модератор в этом контексте фигура властная, в полномочия которой входит и блокировка участников за нарушения, и приветствие новых пользователей, и участие в разрешении спорных вопросов. Как правило, к таким людям, признавая авторитет, прислушиваются во время дискуссий.

              Фасилитатор же – это помощник группы, стимулирующий обсуждение и помогающий людям думать, говорить. Добавлю, что в идеале участники самостоятельно приходят к результату, а фасилитатор только направляет этот процесс.

              С чем еще путают фасилитацию

              Часто люди, прежде не сталкивавшиеся с фасилитаторами, рассчитывают на экспертную оценку озвученных в ходе обсуждения решений. Однако, наша задача – сохранять нейтральность по отношению контентной части, а вот договориться, как правильно поступать, должны сами участники.

              «Случается, что заказчик считает, что фасилитация манипулятивная технология, которая подведет участников к раннее спланированному решению. Признаюсь, за такие задачи мы не беремся! Наоборот, предлагаем клиенту переформулировать или переформатировать задачу, например, не «прийти к ожидаемому результату», а произвести силами группы оценку идей и представить их на суд руководителя. Другой вариант: озвучить группе решение и предложить выработать план действий по исполнению. Дело в том, что для фасилитатора важно быть честным с группой: скрытые намерения и манипуляции очевидны для участников, в итоге сессия не только не приносит позитивного отклика, но и бьет по репутации руководителя.»

              Основные навыки фасилитатора

              1. Сотрудничество и управление отношениями. Задача фасилитатора – поддерживать атмосферу сотрудничества и совместной работы, как с заказчиком, так и с группой. Это требует развитого навыка сопровождения к результату, а также умения спрашивать и слушать.
              2. Создание безопасной и безоценочной среды. Фасилитатор не только не оценивает сам, но и не дает, например, руководителям оценивать сотрудников, нивелирует риски возможной критики. В опасной обстановке участники будут отмалчиваться, не вкладываясь в разговор, тогда как задача фасилитатора – вовлечь каждого в обсуждение. Для этого требуется побуждать людей к активности и поддерживать интерес, задавая вопросы, организуя процесс, меняя методы. Кроме того, иногда приходится провоцировать участников, выводя дискуссию на новый виток развития.
              3. Проектирование оптимального группового процесса. Я верю в мудрость группы, в то, что участники могут выдать нужный результат – тот, на который они способны. Но чтобы это произошло, важно простроить процесс, спланировать структуру сессии, продумать инструменты и методы, которые подойдут для решения той или иной задачи. Кроме того, фасилитатору требуются гибкость, способность импровизировать и жонглировать техниками во время сессии. Не менее важна и фасилитационная насмотренность – применение одной и той же методики для всего и вся к результату не приведет.
              4. Управление процессом групповой работы. Группа – живой организм с конфликтами и недопониманиями, скоростью восприятия новой информации, неоднородным уровнем подготовки участников, что требует умения управлять групповой динамикой и фокусировки собравшихся. Кроме того, фасилитатору стоит владеть техниками поддержки энергии и ресурсного состояния участников – запас сил во время размышлений и дискуссий иссекает быстро.
              5. Желательно, чтобы фасилитатор владел знаниями из смежных отраслей: менеджмента, маркетинга и, конечно, не останавливался в развитии. Например, если эксперт не слишком опытен в проведении продуктовых сессий стоит изучать, как это делается, искать новые эффективные инструменты. Чтобы успевать за постоянно изменяющимися запросами заказчиков, фасилитатору предстоит быстро учиться и осваивать новое.
              6. Умение управлять собой и саморегуляция. Фасилитатор работает с живыми людьми, поэтому конфликты, провокации и даже пренебрежение не исключены. Хороший эксперт умеет спокойно выдохнуть и вдохнуть, вернуться к сессии, сохранив рациональное состояние и равновесие. Это нарабатывается с опытом: в начале карьеры слишком много требующих внимания факторов – процесс, методы, результат, взаимодействие с заказчиком и группой, да и просто мандраж.

              Личные качества идеального фасилитатора

              Начну с того, что фасилитатор по умолчанию должен любить людей, быть терпимым. Да, и в целом, позитивное отношение к миру, людям и группам, вера в способность участников найти решение – критерии профпригодности. Подчеркну значение веры для успеха сессии. За годы практики заметила, что она стимулирует людей, зажигает их на результат.

              Далее – важны коммуникационные навыки, умение слушать и делать это активно, задавать вопросы, вступать в общение. Кроме того, фасилитатору требуется гибкость мышления: не подходит один метод, пробуешь другое.

              И, наконец, сложно представить агрессивного фасилитатора-звезду с безапелляционной позицией: «Слушайте меня! Я знаю, как правильно» – это воспринимается негативно. Такого ведущего слишком много, а ведь задача фасилитатора – минимизировать собственную проявленность в процессе, который за счет технологической отстройки на этапе подготовки, движется и развивается энергией группы.

              Зачем осваивать фасилитацию

              • Руководителю требуется фасилитация, чтобы меньше самому работать, поддерживать вовлеченность команды, мотивацию участников к работе и рождению новых идей. В коллективе, у руля которого стоит человек, обладающий навыками фасилитации, сотрудники самостоятельно находят и реализуют решения. Звучит непривычно, понимаю! Но конечная цель такого подхода: повысить продуктивность команды, достигнуть громких результатов.
              • Практикам развивающих профессий, а также Thttps://personalimage.ru/articles/facilitation/fasilitatsiya-zachem-ona-nuzhna-biznesu-i-pochemu-vam-stoit-poznakomitsya-s-etoy-tekhnologiey/» target=»_blank»]personalimage.ru[/mask_link]
              Рейтинг
              ( Пока оценок нет )
              Загрузка ...
              Бизнес для женщин