Что такое кассовый разрыв простыми словами в бизнесе

Кассовый разрыв — это временная нехватка денег на погашение обязательных расходов. Возникает, когда не совпадают сроки поступления денег и платежей.

Проще говоря, кассовый разрыв — это момент, когда предприниматель должен заплатить денег больше, чем у него есть в наличии (в кассе). Деньги у него будут, но позже. Ситуацию отлично описывает крылатая цитата предпринимателя Бориса Березовского: «Деньги были, деньги будут, сейчас денег нет!»

Во время кассового разрыва предпринимателю приходится вести переговоры — просить отсрочку у поставщиков, договариваться с персоналом об отсрочке выплаты зарплаты, привлекать кредиты для пополнения оборотных средств и т. д.

Чтобы не допустить кассового разрыва, следует планировать все поступления, фиксировать, когда и сколько денег придёт, и планировать будущие расходы на несколько месяцев.

Пример употребления на «Секрете»

«Кассовые разрывы — это уже само по себе плохо. Но ещё хуже, если вы не понимаете, почему у вас постоянно заканчиваются деньги».

(Основатель сети «100ловка» Александр Руденко — о 7 признаках смертельной болезни бизнеса.)

Ошибки в употреблении

Не путайте кассовый разрыв с бюджетным дефицитом, когда расходы систематически превышают доходы. В таком случае организация может находиться на грани банкротства и, чтобы изменить положение, следует существенно пересмотреть все бизнес-процессы. Кассовый разрыв же может возникнуть и у финансово благополучного предприятия — как правило, это временная трудность.

Нюансы

Причины кассового разрыва:

  • Ошибки при планировании бюджета. Кассовый разрыв может возникнуть, если предприниматель неверно составил график доходов и расходов фирмы и не составил график обязательных платежей.
  • Ошибки в закупках. Например, компания заказала слишком большую партию товара, не изучив на него спрос аудитории. Как итог — товар не распродан, прибыли, на которую рассчитывала компания, нет.
  • Сезонность бизнеса. Кассовый разрыв может случиться, если товары и услуги компании актуальны в определённый сезон, но аренда помещения и заработная плата сотрудников регулярны.
  • Дебиторская задолженность. Компания рискует столкнуться с дебиторской задолженностью, если постоянно будете давать отсрочки и рассрочки своим контрагентам. Дебиторская задолженность — это деньги, которые вам задолжали другие предприятия за уже поставленные товары или оказанные услуги.

Практика

Основатель Calltouch Михаил Федоринин рассказывал «Секрету», что делать, если кассового разрыва избежать не удалось:

  • Если есть финансовая подушка, самое время её использовать. Вы сможете продержаться какое-то время, пока будете исправлять ситуацию.
  • Оцените размер дебиторской задолженности. Если увидите, что собранных денег может хватить, сразу действуйте. Клиенты, как правило, идут навстречу, если им всё объяснить. Однако это быстрое решение на короткое время. Чтобы закрыть вопрос, необходимо оптимизировать структуру расходов.
  • Если все долги собраны, запасы потрачены, а денег на исправление ситуации по-прежнему не хватает, сокращать расходы уже поздно. Это поможет в лучшем случае через месяц, а действовать нужно сейчас.
Читайте также:  Бизнес своими руками Уфа

Единственный вариант — договориться об отсрочке по всем платежам, по которым это возможно. Нужно детально проанализировать все плановые платежи подрядчикам и другие расходы, чтобы перенести их или отказаться. Главное — получить несколько месяцев отсрочки, чтобы успеть решить финансовую проблему.

  • Когда тактическая задача решена и у вас уже есть несколько месяцев, не расслабляйтесь. Вы всё ещё в болоте, которое опять начнёт вас засасывать, если не поменять стратегию. Детально рассмотрите все ежемесячные расходы. PL-отчёт покажет убытки, которые тянут вас вниз. Отказывайтесь от всех расходов, которые не являются жизненно необходимыми.

Источник: secretmag.ru

Что такое кассовый разрыв простыми словами в бизнесе

Формула расчёта кассового разрыва выглядит так:
ДС + П − Р = ОДС

ДС — остаток денежных средств на начало периода (дня, недели или месяца);
П — поступления в течение периода;
Р — расходы;
ОДС — остаток денежных средств.

Чтобы вовремя увидеть кассовый разрыв, внесите формулу в Excel и обновляйте все три значения хотя бы раз в месяц.

Причины кассового разрыва

Ошибки при планировании бюджета

Кассовый разрыв возникает, когда предприниматель не только неверно посчитал сумму расходов и доходов, но и не составил график платежей. По итогам периода компания может быть в плюсе, но фактические даты платежей и зачисления денег на счёт приведут к кассовому разрыву.

Ошибки в закупках

Из-за ошибок в закупках компания может «заморозить» часть денег. Когда спрос изменится, может настигнуть кассовый разрыв.

Например, такое бывает, если заказать большую партию нового товара, не изучив на него спрос среди вашей аудитории. О том, как правильно пополнять запасы, читайте в нашей инструкции.

Сезонность бизнеса

Кассовый разрыв случается, если товары или услуги компании востребованы только в конкретный сезон, а расходы на зарплаты и аренду постоянны. Например, школа плавания работает в плюс осенью, зимой и весной. Летом большая часть клиентов уезжает в отпуск и выручка снижается на 80—90%. Но поскольку часть учеников продолжает заниматься, владельцу нужно платить зарплату тренерам и арендовать бассейн. Если предприниматель заранее не подготовился к падению доходов, его ждёт кассовый разрыв.

Дебиторская задолженность

Это сумма, которую вам задолжали другие компании или физлица за уже проданные товары или оказанные услуги. Вы рискуете столкнуться с дебиторкой, если постоянно даёте клиентам рассрочки и отсрочки платежей.

Читайте также:  Разведение лошадей как бизнес выгодно

Как избежать кассового разрыва

1

Создайте финансовую подушку — регулярно откладывайте процент от прибыли. В идеале накопите сумму, которая позволит компании работать полгода без выручки.

2

Составляйте с заказчиками и подрядчиками графики платежей и подписывайте их вместе с договором.

3

Фиксируйте даты поступлений и расходов. Этот процесс можно автоматизировать, например, с помощью сервиса «Бизнес-аналитика» от СберБизнеса . В нём можно анализировать финансовые операции предприятия и прогнозировать вероятность кассового разрыва.

4

Установите в договоре с клиентами размер неустойки — суммы, которую контрагенту придётся выплатить за каждый день просрочки.

Что делать в преддверии кассового разрыва

  • Откажитесь от необязательных трат, например, расходов на корпоратив или курсы повышения квалификации.
  • Заблаговременно возьмите кредит. Особенно это касается сезонного бизнеса, когда падения выручки предсказуемы. Если кассовый разрыв случается регулярно, оформите кредитную бизнес-карту , чтобы не задерживать обязательные платежи и зарплаты.
  • Попробуйте договориться с клиентами о скорейшей оплате, если со своей стороны вы выполнили все обязательства.
  • Предупредите сотрудников, арендодателей и других контрагентов о возможных задержках оплаты и предложите им пересмотреть график платежей. Подготовьте гарантийные письма, которые помогут избежать неустоек.

Что не надо делать

Повышать цены

Так вы можете отпугнуть покупателей и остаться вообще без продаж. Лучше взять краткосрочный кредит или оформить рассрочку платежа.

Продавать имущество компании: оборудование, технику, транспорт

Это поможет устранить кассовый разрыв, но есть риск продать имущество по заниженной цене и ослабить производство. Например, избавившись от временно незагруженного оборудования в швейном цеху, вы можете не справиться с потоком заказов.

Снижать цены, чтобы увеличить продажи

Разработанная в спешке ценовая политика может разрушить бизнес-модель.

Статью актуализировали 18 октября 2022

Источник: www.sberbank.ru

Кассовый разрыв: чем грозит бизнесу и как его победить

Кассовые разрывы могут случиться в любом бизнесе. Они возникают тогда, когда сроки появления денег в компании и платежей не совпадают. Разберем, как избежать кассового разрыва и что делать, если он все-таки случился.

Если простыми словами, кассовый разрыв — это временная нехватка денег в компании. То есть компания должна что-то оплатить, но средств на это у нее сейчас нет: ни на счетах, ни в кассе. Такая ситуация может возникнуть, например, когда клиент затягивает с оплатой, а компания планировала этими деньгами рассчитаться с поставщиком или выдать зарплату. Тогда предпринимателю приходится со всеми договариваться: просить отсрочку у поставщиков или предупреждать сотрудников о задержке зарплаты.

Читайте также:  Как называется подбор исполнителей шоу бизнеса

Почему возникает кассовый разрыв

Причин может быть много, вот некоторые из них:

  • Предоставили отсрочку клиенту. Допустим, вы подготовили заказ и вложили в него свои деньги, а клиент по договору оплатит заказ только через один-два месяца.
  • Неправильно запланировали денежный поток. Не составили график платежей или не дождались поступления от клиента и провели необязательные траты и т. д.
  • Ошиблись в объемах закупок или не учли сезонность. Например, заказали новый товар, но не изучили спрос на него среди вашей аудитории.
  • Продаж оказалось недостаточно, чтобы покрыть расходы компании. Если кассовые разрывы возникают постоянно, то дело может быть в убыточной модели бизнеса.

Как понять, наступит ли кассовый разрыв

Для этого есть простая формула:

ОДС = ДС + П — В

ОДС — остаток денежных средств;
ДС — остаток денег на начало этого дня;
П — поступления;
В — выплаты.

Поступления можно найти в плане продаж, а выплаты — в прогнозируемых бюджетах.

Что делать, если кассовый разрыв неизбежен

Часто кассовый разрыв возникает внезапно. Это ситуация штатная, но она заставляет предпринимать серьезные шаги, например:

  • Замораживать новый проект или направление, которые могли бы принести прибыль.
  • Просить отсрочку у контрагентов, сотрудников, арендодателей. Лучше предупредить о задержке оплаты заранее и предложить контрагентам пересмотреть график платежей. Напишите гарантийные письма, чтобы избежать неустоек.
  • Взять взаймы у физлица или кредит в банке. Придется собрать пакет документов для банка и доказать ему, что скоро будут поступления, которые покроют кредит.
  • Сокращать расходы, чтобы покрыть кассовый разрыв. Это могут быть как необязательные траты — курсы для сотрудников или корпоратив — так и важные, например бюджет на рекламу и маркетинг.

Эти варианты лучше использовать в крайних случаях: они уменьшают прибыль и влияют на репутацию компании. Расскажем, что делать, чтобы такие ситуации предотвратить.

Как действовать в будущем

  1. Распланируйте бюджет заранее: составьте платежный календарь, чтобы отслеживать поступления, а также динамику и приоритеты платежей.
  2. Начните формировать подушку безопасности.
  3. Продумайте платежную политику. Начните работать с клиентами по предоплате, а с контрагентами — по постоплате. Например, у нас в eLama можно оплачивать рекламу с отсрочкой.
  4. Контролируйте запасы, чтобы на складах не копилось много непроданных товаров и неликвида. Например, можно устраивать распродажи в конце сезона.

Платите за рекламу с отсрочкой

Постоплата eLama поможет увеличить рекламный бюджет и избежать кассовых разрывов. Без комиссии и сборов

eLama , контент-маркетолог

Источник: elama.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин