Весьма сложная задача организации многоплановой деятельности компании, разработка системного видения деятельности компании «как надо» требуют от ее менеджеров и специалистов системно построенной работы по развитию, интеграции, гармонизации и описанию применяемых методов организации и управления. Удобным способом интегрированного описания деятельности является структурирование компании в форме корпоративной архитектуры.
Корпоративная архитектура — это описание целей организации, способов достижения этих целей с помощью бизнес-процессов и методик повышения эффективности обслуживания бизнес-процессов с применением различных технологий. Компоненты корпоративной архитектуры • бизнес-архитектура, основой которой являются миссия, стратегия компании, описание требующихся для реализации этой стратегии бизнес-процессов и проектов, как существующих, так и потенциально необходимых, описание организационной модели, отражающей организацию основных подразделений и центров компетенции в привязке к бизнес-процессам и проектам; • архитектура системы управления, структурированная как по уровням и функциональным сферам, так и по функциям управления в привязке к основным бизнес-процессам; • архитектура информационных технологий, основой которой являются программные решения и вся технологическая инфраструктура, необходимая для реализации бизнес-архитектуры и архитектуры системы управления. Все эти компоненты должны рассматриваться как единое целое, и вместе они составляют так называемую корпоративную архитектуру компании и при документарном представлении могут играть роль методологического руководства верхнего уровня по организации ее деятельности (см. рис.5. 1). Рис. 4. 1 Сферы детализации описания корпоративной архитектуры
Составляющие корпоративной архитектуры
Рис. 4.2. Составляющие корпоративной архитектуры Корпоративное управление (corporate government) – контролирующая и управляющая система акционерного общества, которая устанавливает права и обязанности различных участников организации (членов Советов директоров, менеджеров и акционеров), а также содержит основные правила и процедуры, обеспечивающие принятие управленческих решений. Стратегическое управление – формирование целей и методов их реализации, установление правил и регламентов деятельности Операционное управление – обеспечение (при заданных правилах и регламентах) операционных результатов, соответствующих поставленным целям обеспечивающих реализацию целей. Информационная архитектура занимается принципами систематизации информации и навигации по ней с целью помочь людям более успешно находить и обрабатывать нужные им данные
Происхождение понятия
Понятие «корпоративная архитектура» в последнее время все чаще стало востребовано для описания новых реалий в информатизации бизнеса. Оно все прочнее утверждается в сфере взаимодействия информационных технологий и бизнеса: ИТ-службы современной компании перестают быть простыми поставщиками технологических компонентов, приложений и сервисов для бизнес-подразделений. На первый план выходит синхронизация развития бизнеса и ИТ. У наиболее продвинутых компаний целью информационной стратегии сегодня становится построение глобальной информационной инфраструктуры, так называемого «адаптивного предприятия» (Adaptive Enterprise). Происходит очередная смена парадигмы компьютеризации бизнеса: как в свое время процессы (ERP, CRM, SCM и т.п.) пришли на смену функциям (АРМ), так теперь их место занимает развивающаяся бизнес-система (Adaptive Enterprise). Новый объект информатизации требует новых методов и средств описания, а именно систем моделирования, охватывающих не отдельные процессы, а эту самую «корпоративную архитектуру», организацию деятельности всего предприятия в целом (см. Рис. 5.3). Рис. 4.3. Парадигмы информатизации управления в бизнесеКонтрольные вопросы
- Что такое корпоративная архитектура?
- Компоненты корпоративной архитектуры?
- Составляющие корпоративной архитектуры?
- Происхождение корпоративной архитектуры?
Источник: studfile.net
ВЗАИМОСВЯЗИ БИЗНЕС-СТРАТЕГИИ, АРХИТЕКТУРЫ ИТ И ИТ-СТРАТЕГИИ
При внедрении ИТ, организация прежде всего руководствуется принципом Преимущества взамен на инвестированные средства» (Value-for-Money). В этом случае необходимо помнить, что дополнительная ценность и преимущества получаются на стыке «Бизнес — Архитектура ИТ» и, прежде всего, в области прикладных систем. В то же время это требует затрат, связанных с созданием и развитием этой архитектуры ИТ, что является результатом реализации ИТ-стратегии.
На рис. 3.1 отражена взаимосвязь между уровнями автоматизации и степенью влияния ИТ на бизнес. На рисунке показано, как последовательно изменяются цели и результаты применения ИТ.
Рис. 3.1. Взаимосвязь уровня автоматизации и степени влияния ИТ на бизнес [12.8]
Подход состоит в том, чтобы сосредоточиться на одной, объединяющей концепции -архитектуре предприятия, которая включает составной частью архитектуру информационных технологий. При этом отправной точкой для разработки архитектуры бизнеса всегда должно быть ясное понимание основного источника конкурентных преимуществ организации либо главных функций и процессов для государственных ведомств.
На рис. 3.2. представлено взаимодействие между бизнес- стратегией, архитектурой ИТ и ИТ стратегией.
Рис. 3.2. Взаимосвязи бизнес-стратегии, архитектуры ИТ и ИТ-стратегии [12.8]
Для анализа и обобщения источников преимуществ при внедрении различных типов приложений, обычно используют понятие Портфель приложений. Управление этим портфелем основано на анализе ключевых факторов успех, т.е. на сравнении расходов на создание системы и её ценности для организации. Помимо вычисляемых материальных выгод, это сравнение может быть основано на нематериальных факторах, таких как уровень зрелости организации, уровень ознакомления пользователей с новыми приложениями и инфраструктурой, а также внешних сил, таких как появление новых технологий и отмирание старых.
В этом случае, инвестиции в приложения классифицируются по четырем категориям:
- • стратегические приложения и системы, которые критически важны для будущей бизнес-стратегии;
- • высокопотенциальные, которые могут быть важны для достижения успеха в будущем;
- • ключевые операционные, от которых в настоящее время зависит успех организации;
- • обеспечивающие, которые важны, но не являются критическими для успеха.
В процессе анализа ключевых факторов успехов в бизнесе необходимо учитывать, какая стратегия предполагается к использованию: рассматриваются ли вопросы выживания организации, достижения успеха или процветания, для этого можно использовать различные инструменты. При этом также важно понимать, какого рода изменений планируется достичь, т.е. какая стратегия применяется:
- • «бизнес, как обычно» — управление в условиях стабильной ситуации;
- • точечные последовательные улучшения — улучшения в рамках существующих ресурсов и концепций управления;
- • радикальные изменения — улучшения вследствие того, что определенные вещи делаются абсолютно новым способом;
- • устранение — улучшения за счет отказа от лишних процедур, действий и пр.
Но стратегии достижения успешных бизнес-результатов могут быть основаны на способах создания добавочной стоимости (valuediscipline):
- • обеспечение тесных отношений со своими заказчиками;
- • высочайшая операционная эффективность;
- • лидерство в продуктах и услугах
Gartner предлагает к этим трем составляющим предлагает добавить еще одно: сила брендов, или торговых марок, которыми владеет организация.
Стратегия поддержания тесных отношений с клиентами предполагает получение глубоких знаний о заказчиках и эффективное использование этих знаний для построения долгосрочных отношений, которые выгодны для организации. Это требует повышенного внимания к хранению, анализу и доступности значительных объемов информации о клиентах, как правило больших, чем требуется просто для того, чтобы выполнить какую-то транзакцию. Требуются более обширные базы данных о клиентах, содержащие как структурированную информацию, так и неструктурированную (документы, графические образы писем, и т.д.). Для анализа данных также требуются соответствующие аналитические средства, а также существенные усилия по интеграции различных точек контактов и взаимодействия с клиентами.
Операционная эффективность означает, например, отлаженные процессы работы с поставщиками, эффективное управление складскими запасами и пр. Это требует быстрых, надежных базовых транзакционных систем, которые автоматизируют повседневные операции и минимизируют затраты на такие операции. В свою очередь, реализация этих возможностей предполагает использование не столько систем выполнения транзакций, сколько технологий, обеспечивающих контекст и коммуникации — таких, как системы коллективной работы ит.д.
Лидерство в продуктах и услугах предполагает вывод на рынок каких-либо уникальных продуктов, либо продуктов, обладающих высокими качественными характеристиками. Для этого нужно создать возможности для свободного обмена идеями между самыми различными подразделениями организации (отделы исследований и разработок, проектирования, информационных технологий, маркетинга), как правило, в территориально распределенной среде.
Ценность информационных технологий для организации реализуется через создание и использование трех независимых видов ресурсов:
- • человеческий капитал (компетентный, высоко мотивированный персонал службы ИТ, сфокусированный на обеспечении потребностей бизнеса организации);
- • технологии (совместно используемые данные и платформы);
- • взаимосвязи между ИТ и бизнесом (взаимное понимание, совместное принятие на себя рисков и ответственности).
- • Эти три ресурса одновременно создаются и используются за счет реализации трех ключевых ИТ-процессов:
- • инновации в области ИТ — идентификация и планирование создания соответствующих прикладных систем;
- • процесс создания систем — проектирование, покупка, разработка, конфигурирование и внедрение;
- • услуги по сопровождению и эксплуатации — операционное сопровождение и поддержка систем в период после внедрения.
В любом случае, эффективность приложений и систем из соответствующего портфеля приложений определяется либо через добавленную стоимость, либо через снижение затрат (рис. 3.3).
При формировании портфеля приложений необходимо учитывать также и основные тенденции в области в области управления ИТ. К ним относятся стандартизация технологий, дисциплинированное управление проектами и четкая оценка результатов (valueclarification).
При стандартизации технологий используются практики: разработка технологической архитектуры, создание набора корпоративных прикладных систем, построение совместно используемой в рамках организации ИТ-инфраструктуры и услуг.
Для дисциплинированного управления проектами характерны различные практики управление проектами на основе PMbok или PMI, включая создание групп управления проектами, использование стандартных методик, таких как модель уровня зрелости (Capability Maturity Model — СММ).
Рис. 3.3. Информационные технологии и эффективность [12.8]
При четкой оценке результатов (valueclarification) применяется анализ результатов внедрения систем, оценка деятельности департамента ИТ, наличие соглашений об уровне обслуживания бизнес- подразделений службой ИТ (SLA — Service Level Agreement), использование четких правил обоснования новых проектов.
Источник: studref.com