Что такое логистика на транспорте и в бизнесе

Под логистикой понимают методологию эффективного управ­ления материальными и, связанными с ними информационными и фи­нансовыми потоками для полного удовлетворения требований по­требителей с оптимальными затратами всех ресурсов.

Проще говоря, для того, чтобы произвести, а затем выгодно продать какой-либо продукт, нужно с оптимальными затратами и в заданные сроки доставить к месту производства все необхо­димые ресурсы (сырье, материалы, энергию и др.). После этого необходимо также с оптимальными затратами по хранению, пе­ремещению и расходованию всех ресурсов произвести в установ­ленные сроки готовый продукт (товар), который пользуется спро­сом потребителей. И, наконец, нужно через систему распределения доставить товар потребителям, используя транспорт и склады в рамках оптимальных затрат и сроков. Таким образом, материаль­ный поток сначала в виде необходимых ресурсов, затем предметов труда и, наконец, товара проходит несколько этапов (их называ­ют звеньями) логистического процесса.

Бизнес-план транспортной компании. Бизнес на грузоперевозках. Транспорт, логистика, как бизнес-идея!

10% общих расходов связаны с операциями в сфере сбыта. Фак­тор времени, наряду с ценой и качеством продукции, определяет успех предприятия в рыночной экономике.

Указанные выше затраты, а также временной потенциал распре­деляют между транспортными, производственными, оптовыми, сбы­товыми предприятиями. Они связаны между собой финансовыми и информационными потоками. Эти потоки и их звенья образуют ло­гистические системы, которые делятся на две большие группы — микрологистические и макрологистические системы. Первые пред­назначены для интегрированного управления материальными и связанными с ними финансовыми и информационными потоками внут­ри предприятия, а также вне его в бизнес-кооперациях снабжения и сбыта.

Макрологистические системы образуются для управления упомя­нутыми потоками в рамках внутрирайонных, межрайонных, регио­нальных, межрегиональных, отраслевых и межотраслевых связей при участии различных видов транспорта.

На рис. 40 представлена общая структурная схема макрологистической системы. В зарубежной практике создаются глобальные макрологические системы, к которым относятся государственные (транснацио­нальные) логистические системы, формируемые на уровне страны в целом, а также межгосударственные (международные) ло­гистические системы, охватывающие несколько стран и транскон­тинентальные, создаваемые в пределах нескольких континентов.

Цели и задачи логистики во многом зависят от масшта­бов логистических систем. Существует несколько функциональ­ных областей логистики: допроизводственная, производственная, постпроизводственная, транспортная, складская, информацион­ная, финансовая.

Применение логистических методов породило новый подход к транспорту как составному звену логистической системы. Оно включает в себя перевозки в тесной органической взаимосвязи с закупками, поставками, сбытом, складированием, хранением сы­рья и продукции.

Такие базисные требования логистики, как приоритет потре­бителя, высокий уровень сервиса, сокращение длительности вы­полнения заказа в полной мере относятся как к производственным предприятиям, снабженческо-сбытовым организациям, так и к транспорту, задействованному в логистических системах Основной экономический эффект от применения логистичес­кой методологии достигается за счет сокращения транспортно-складских издержек, оптимизации запасов материальных ресур­сов и сокращения времени их доставки.

ЧТО ТАКОЕ ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА

Этот эффект определяют на основе сравнительной технико-эко­номической оценки различных вариантов доставки и хране­ния грузов с учетом размеров грузопотоков, дальности перево­зок, величин транспортных, складских, страховых тарифов, таможенных пошлин и сборов, а также условий, задаваемых гру­зополучателями и грузовладельцами. По каждому варианту логи­стической цепи рассчитывают совокупные затраты и выбирают вариант с наименьшими затратами.

Транспортные компании, принимающие участие в логистичес­ких системах, стараются расширить спектр своих услуг. Опыт мно­гих транспортных компаний, принявших на вооружение эту логи­стическую концепцию, показывает, что политика предоставления дополнительных услуг повышает их возможности в привлечении новых объемов работ, увеличивает прибыль, способствует ускорен­ному внедрению прогрессивных технологий, укрепляет имидж ком­паний. В свою очередь, фирмы, доверившие часть функций транс­портным компаниям, могут уделить больше внимания своей основной деятельности. Транспортная компания, как логистичес­кий партнер предприятия, стремится представить ему весь необходи­мый объем информации о продвижении грузопотока, о доставке его товаров грузополучателю.

Предложению набора услуг обычно предшествует изучение конк­ретных потребностей предприятия. Эти функции взяли на себя транспортные логистические центры. Во Франции, например, такие центры были созданы на железных дорогах еще в 80-е годы. Они про­водят анализ грузопотоков и распределение их по сети железных дорог. На основе аналитических данных центры вносят предложения по оп­тимизации грузопотоков не только с использованием железнодорожно­го, но и других видов транспорта.

Со спектром услуг, предоставляемых компаниями, интегриру­ются услуги, оказываемые экспедиторскими фирмами. Некото­рые из них строят складские терминалы с системами техническо­го обслуживания и ремонта прибывающего на терминалы авто­мобильного подвижного состава, принимают на себя функции по выполнению таможенных формальностей для грузоотправителей и грузополучателей В структурах экспедиторских фирм появляются подразделения, закупающие товары для обслуживаемых ими предприятий, а так­же реализующие товары, изготовленные этими предприятиями.

Читайте также:  Кто построил бизнес с орифлейм

В основе такого подхода, который иногда называют корпоративной логистикой, заложено следующее. Каждому предприятию целесооб­разно освободиться от несвойственных ему функций логистики, передав их осуществление специализированным транспортным, экспедиторским, складским и упаковочным фирмам. Именно эти специализированные фирмы должны взять на себя закупку и транспортировку сырья, материалов, энергоносителей, хранение, упаковывание, вывоз готовой продукции, принять участие в ее распределении, складировании, а также утилизации и ликвида­ции производственных отходов. В ходе решения таких логистических задач упомянутые фирмы иногда принимают на себя и часть производственных функций. Примером может служить созданный экспедиторами на одном из складских терминалов цех по раскрою завозимого сюда листово­го металла в соответствии с размерами, заданными покупателями этого металла.

Важная проблема транспортной логистики — управление взаи­мосвязанными звеньями «транспорт — складское хозяйство — то­варные запасы». На расположение складов и уровень товарных запа­сов влияет фактор времени, который, в свою очередь, зависит от скорости и эффективности выполнения транспортных операций.

Общая структурная схема макрологистической системы материало- и товародвижения (МТ — магистральный транспорт; ПТ — промышленный транспорт) представлена далее

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Транспортная логистика – определение ее сущности, целей, задачей и функций.

Начало бизнеса – идеи, способы заработка и советы по первым шагам в коммерции

chto-takoe-transportnaya-logistika

Начало бизнеса

На чтение 15 мин Просмотров 2.4к. Опубликовано 14.06.2021 Обновлено 04.08.2021

Чтобы конечный потребитель вовремя и в достаточном объёме получил товар или продукт, он должен быть доставлен в срок, в количестве, удовлетворяющем спрос. Производители и продавцы ищут логистические решения товародвижения. Один из способов – перевозка товаров на транспорте. Основные цели и задачи транспортной логистики – перемещение материальных потоков в географическом пространстве, в заданных временных рамках.

Транспортная логистика

Логистика как наука – это самодостаточная отрасль, которая затрагивает важные процессы бизнеса, ставит конкретные цели. В её рамках решаются задачи организации, планирования, контроля, практического управления ТМЦ запасами, потоками материальных ценностей.

Транспортная логистика

Один из сегментов науки – транспортная логистика. Впервые этот термин был озвучен в ходе заседания Европейского саммита Европейских конгрессменов в 1974 году. Но впервые эта отрасль заработала в Соединенных Штатах Америки. Основной рынок услуг сформировался только в 1990 году – стали востребованными доставка, перевозка продукции и грузов.

Что такое транспортная логистика?

Отрасль, как одно из направлений общей науки, – комплекс организационно-управленческих процессов. Их цели направлены на обеспечение конечного потребителя товарно-материальными ресурсами, с помощью перевозок различными видами транспорта. Транспортная логистика – это системный подход к задачам планирования, распределения, контроля доставки товаров из одного пункта в другой с наименьшими тратами.

К направлению можно отнести частную подвозку товаров из ближайшего супермаркета или ресторана, доставку больших партий сухопутным, морским, воздушным транспортом. Даже трубопроводные магистрали, цели которых транспортировать различные жидкие или газообразные продукты, сырьё, также относятся к сфере транспортной логистики. В целом перемещение товаров транспортом – широкое понятие. Оно включает не только средства и процесс перевозки. Направление общей науки охватывает также пути сообщения, инфраструктуру, обеспечивающую товароперевозку между точкой отправки и пунктом назначения.

Внимание! Сущность транспортной логистики кратко – это выбор методов, средств. Цели – эффективное обеспечение, соблюдение необходимых условий доставки продукта из пункта А в пункт Б без затруднений. Деятельность менеджера-логиста ориентирована на цели и задачи по снабжению потребителей.

Задачи транспортной логистики

Анализ пунктов доставки и свойств груза

Важные цели и задачи транспортной логистики – планирование. Проводится мониторинг пунктов отправки, назначения, исследуются возможные пути сообщения между ними, намечается предварительный маршрут. Учитываются особенности местности, наличие рек, скоростных трасс, железнодорожных путей, инфраструктура по пути следования, пути подвозки на конечном предприятии. Этот этап позволяет решить следующие задачи – определить расстояние, какие средства перемещения нужно задействовать, будет это один тип средств или несколько. Также рассматривается необходимость использования промежуточных пунктов, дополнительного оборудования, спецтехники для разгрузки, других сбытовых операций.

Анализ груза и пунктов доставки

На этом этапе менеджер анализирует свойства перевозимых продуктов – каковы вес, габариты, агрегатное состояние, хрупкость и т.д. С учётом этих факторов определяются особенности упаковки, погрузки-разгрузки товара, варианты складирования, намечаются цели планирования. Характеристики груза влияют на выбор маршрута, а также подбор типа средства перевозки. Например, некоторые вещества с высоким уровнем опасности рекомендовано перевозить вдали от оживленных трасс, населенных пунктов.

Выбор вида транспорта

Для перевозки важно достичь цели транспортной логистики – своевременная поставка. Нужно учитывать скорость, стоимость доставки. Поэтому подбираются оптимальные типы транспорта, способные обеспечить снабжение необходимым товаром в заданных условиях географической местности, сроков поставок.

Читайте также:  Посещение для бизнеса как выбрать

Классификаций транспорта, по которым подбирается способ доставки, несколько:

  • По назначению – общественный, специальный, личный.
  • По используемой энергии – на силе двигателя, ветра или мускульной (задействована энергия человека или животного, например, гужевые перевозки).
  • По среде перемещения – наземный, водный (морской, речной), воздушный.

В зависимости от расстояния, специфики местности, свойств груза, условий поставки решаются задачи и цели транспортной логистики – выбирается один или несколько видов средств транспортировки.

Тарифы за транспортировку

Важный компонент в образовании цены продукта. Решаются задачи и цели транспортной логистики по минимизации финансовых вложений на снабжение. Конечная цена продукта включает себестоимость, расходы на транспортировку, другие траты. Однако доля издержек на перевозку продукции может достигать 60-70%. Задачи логиста подобрать оптимальные тарифы за транспортировку товарных ценностей, чтобы достичь главной цели – снизить расходы на перевозку. Различают следующие типы тарифных ставок:

  • Сдельные – оплата по факту доставки.
  • За тонно/километр – вычисляется по формуле, зависит от веса, расстояния.
  • Повременная оплата – зависит от времени использования средства перевозки.
  • По километражу – тариф устанавливается за 1 км, суммируется с учетом маршрута;
  • За выезд – ставка определяется с учётом времени выезда (ночное, дневное), типом средств транспортировки (грузовой, специальный, пассажирский) и т.д.

Выбор перевозчика и логистической организации

Этот этап важен для опытных, а особенно для начинающих бизнесменов. Компании, которые впервые выводят на рынок свой продукт, должны подойти с ответственностью к выбору перевозчика. Основные цели – найти логистическую организацию, которая решит задачи по транспортировке максимально эффективно. От логистических решений зависит популярность товара, его время нахождения на рынке, капиталоёмкость вложений.

Выбор логистического перевозчика

Не все перевозчики одинаковы, не каждый подходит для решения именно вашей задачи. Некоторые компании используют собственные автосредства, другие предлагают арендную технику. Часто логистические организации предлагают заказчикам дополнительные услуги – страхование грузов от повреждения во время транспортировки, таможенное оформление на границах государств. Чтобы выбрать оптимального перевозчика, нужно обращать внимание на такие критерии, как:

  • Опыт – надежные компании существуют на рынке подобных услуг длительное время. За период работы перевозчики приобретают практический опыт, знают все нюансы, решения. Лучше обратиться к авторитетному подрядчику, который дорожит репутацией.
  • Квалификация персонала – сотрудники компаний с профильным образованием могут быстро ориентироваться в случае нештатной ситуации, опираясь на знания и опыт.
  • Специализация – многие компании имеют узкий профиль. Например, одни занимаются только перевозкой продуктов питания, могут доставлять их в любой регион, соблюдая сроки, условия хранения. Другие работают только со строительными материалами, имеют спецтехнику для погрузки-разгрузки габаритных тяжелых ТМЦ.

Построение маршрута

На этом этапе решается задачи планирования. Когда проработаны предыдущие пункты, выстраивается точный маршрут транспортировки, где учитывается пропускная способность путей следования. В маршрутном листе прописывают время, пункт отправления-назначения, расстояния, номера трасс, тип транспорта, точки временного хранения. Как правило, просчитывается несколько вариантов маршрута. В итоге выбирается тот, который требует минимум вложений на транспортировку.

Контроль груза при транспортировке

С учётом параметров маршрута, характеристик перевозимых материальных ценностей, во время транспортировки обеспечивается контроль за состоянием транспорта, груза. На помощь логистическим компаниям пришли спутниковые технологии – системы управления транспортом. С помощью таких комплексов отслеживается весь процесс поставок, решаются задачи контроля снабжения.

Оптимизация транспортной логистики

По итогам разработки логистического решения добиваются большей эффективности поставок. Для этого следует увеличить скорость, объёмы поставок, уменьшить себестоимость, издержки – трудозатраты, простои транспорта и т.д.

Виды транспортной логистики

Логистические операции разделяют на внутренние и внешние. К внутренним относятся материальные потоки в рамках одного предприятия – транспортировка товаров, продукции между филиалами, подразделениями организации. Внешние подразумевает транспортировку грузов от компании-производителя или продавца к конечному потребителю. Чтобы цели и задачи транспортной логистики были решены максимально эффективно, используют различные модуляции решений.

Читайте также:  Кто такие Атырау бизнес

Источник: proaktivy.ru

Роль транспортной логистики на предприятии

В условиях рыночной экономики существует большое количество предприятий желающих производить организованную доставку и транспортировку своей продукции, услуг. Исходя из этого транспортные предприятия (как и другие участники процесса товародвижения) нацелены на получение единого экономического результата в логистической цепи. Этому способствует множество факторов, среди которых можно отметить следующие: сформировавшийся рынок транспортных услуг, конкуренция между предприятиями и различными видами транспорта, ужесточение требований к тарифам и качеству транспортных услуг со стороны потребителей и пр.

Благодаря транспорту, логистический процесс товародвижения (начиная от поставщиков сырья и материалов, охватывая различного рода посредников, и заканчивая потребителями готовой продукции) трансформируется в единую технологическую цепь, а транспорт становится неотъемлемой частью единого транспортно-производственного процесса. В этой цепи основные функции транспорта заключаются в перемещении грузов и их хранении. Исходя из этого можно определить цель данной работы — определение сущности и роли транспортной логистики на предприятии.

Логистика — часть экономической науки, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения.

Транспортная логистика- это деятельность, которая организовывает процесс транспортировки товара с места производства через определенные маршруты к месту назначения. Учёные выделяют две основные функции транспортной логистики: 1) перемещение грузов и 2) хранение грузов.

Перемещение грузов — это изменение их местонахождения при соблюдении принципа экономичности (сокращении стоимостных и временных затрат). Этот процесс должен быть экономически оправдан, так как при перемещении грузов расходуются время, деньги и экологические ресурсы. Значимость фактора времени возрастает в связи с появлением логистических концепций, требующих сокращения запасов (в том числе и запасов, находящихся в пути), которые существенно ограничивают использование материальных и товарных ресурсов, т. е. «связывают» капитал. Транспортировка требует и финансовых ресурсов — в форме внутренних расходов для перевозки грузов собственным подвижным составом, и внешних расходов для использования с этой целью коммерческого или общественного транспорта.

Функция транспортировки определяет ее главную цель — доставку товаров в место назначения как можно быстрее, дешевле и с наименьшим ущербом для окружающей среды.

Хранение грузов как функция транспортировки происходит в случаях целесообразности экономии средств на повторной перегрузке и выгрузке (когда расходы на эти операции превышают потери от простоя загруженного подвижного состава), недостаточности складских мощностей и необходимости изменения маршрутов следования грузов. При этом увеличивается время нахождения грузов в пути. В общем, использование транспортных средств для временного хранения грузов обходится дорого, но вполне оправдано с точки зрения общих издержек, если перевалка груза более накладна, если нет иных возможностей для хранения, либо если допустимо удлинение сроков доставки.

Главным принципом транспортной логистики, как и логистики в целом, является оптимизация расходов. На транспорте она достигается при соблюдении экономии за счет масштабов грузоперевозки и дальности маршрутов. Экономия за счет масштабов грузоперевозки связана с тем, что, чем крупнее груз, тем меньше транспортные расходы на единицу веса. Экономия за счет дальности маршрута связана с тем, что чем длиннее маршрут, тем меньше транспортные расходы в расчете на единицу расстояния. Эти принципы необходимо учитывать при оценке альтернативных стратегий транспортного обслуживания.

Для определения роли транспортной логистики на предприятии целесообразно будет отобразить деятельность самих логистов и их роль. В штат крупных фирм грузоперевозчиков входят опытные логисты. Основная сфера их деятельности состоит в организации четкой работы с грузоперевозчиками, разработкой краткого и оптимального маршрута, выбора транспортного средства, который больше всего подходит к конкретному случаю. Так же логисты занимаются организацией хранения груза, его сопровождения и охраны.

В сферу деятельности логистов входят погрузочно-разгрузочные работы, упаковка и маркировка груза, а также фрахт транспортного средства, подготовка сопроводительных документов, страхование груза.

Таким образом, система транспортной логистики является базой для эффективного и целесообразного бизнеса в целом, давая толчок к развитию и всем остальным логистическим службам компании. Умелая транспортная логистика, способствуя улучшению качества обслуживания клиентов, делает предприятие намного конкурентоспособней.

4. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь.-М.: ИНФРА-М,2007.

Источник: be5.biz

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин