Ильясов, М. М. Развитие малого и среднего предпринимательства в Чеченской Республике / М. М. Ильясов, У. С. Вараев, М. М. Бакаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 366-369. — URL: https://moluch.ru/archive/105/24714/ (дата обращения: 03.06.2023).
Развитие малого и среднего предпринимательства имеет большое значение в экономике Чеченской Республики. Средний и малый бизнес является главным источником новых рабочих мест в нашей экономике. Малое предпринимательство содействует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, увеличению налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней.
Путем создания новых предприятий и рабочих мест малое предпринимательство понижает остроту безработицы, гарантирует занятость населения, насыщает рынок разнообразными товарами и предложениями. Проблема безработицы становится с каждым днем острее. При растущей напряженности на рынке труда малый бизнес остается главной возможностью для создания новых рабочих мест, и поэтому проблема развития малого и среднего предпринимательства являются очень актуальной.
Малый бизнес в Чеченской Республике
Решая проблемы развития малого и среднегопредпринимательства осуществляются общенародные задачи: реализуется конституционное право каждого гражданина Чеченской Республики право на труд. Поэтому необходимо обозначить круг проблем, которые препятствуют эффективному функционированию малого и среднего предпринимательства на территории Чеченской Республики.
В предпринимательском секторе сосредоточены значительные резервы наращивания экономического потенциала республики. Именно малое предпринимательство, не требуя крупных стартовых инвестиций, гарантирует быстрый оборот ресурсов, помогает экономно и оперативно решать проблемы реструктуризации экономики, гибко реагирует на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике дополнительную стабильность и позитивную динамику роста. Недостаточно высокие темпы развития малого предпринимательства препятствуют формированию среднего класса основного гаранта социальной и политической стабильности общества; созданию новых рабочих мест, в том числе для молодежи и незащищенных слоев общества, снижению уровня безработицы. В Чеченской Республике созданы необходимые условия для реализации эффективной государственной политики поддержки малого предпринимательства, условия для ускоренного его развития и превращения в стратегический фактор социально-финансового становления республики. К этим условиям относятся:
конституционные гарантии возможности осуществления предпринимательской деятельности,
законодательное закрепление статуса малого предпринимательства, в отношении которого действуют специальные меры государственной поддержки,
сложившаяся система поддержки малого предпринимательства,
достигнутый уровень и существующие тенденции развития малого предпринимательства, способные стать базой для устойчивого развития этого сектора экономики.
Указанные предпосылки в настоящее время дезавуированы отдельными негативными явлениями, в числе которых выделяются избыточные административные барьеры, осторожное восприятие гражданами государственной политики в сфере предпринимательства и как следствие консервация сбережений, теневая предпринимательская деятельность и т. д. На 10000 человек в Чеченской Республике приходится 39 малых предприятий, тогда как в соседних регионах (РСО-Алания 55), а в среднем по Северо-Кавказскому федеральному округу -37, по РФ 113. В Москве эта цифра около 200, в странах Европы 350–400 малых предприятий на 10000 жителей.
Бизнес в Чеченской Республике имеет огромный потенциал
Удовлетворительным соотношением для нашей республики было бы 100 малых предприятий на 10000 жителей. Разрушенные войной муниципальные промышленные и сельскохозяйственные фирмы не восстановлены. 52 % населения не имеют возможности трудиться из-за отсутствия рабочих мест.
Малые предприятия также подвергались разрушению, но они показали свою жизнеспособность, эластичность, выдержали испытание войной и смогли выжить и даже развиваться. Отраслевая структура малого бизнеса и структура выручки от реализации за два последних года резко изменилась.
Если раньше наблюдалось развитие преимущественно в сфере торговли и общественного питания, то сегодня наблюдается позитивный крен в сторону производственного бизнеса: на первое место выступает строительный бизнес около 27 %, далее идут торговля и общественное питание 11 %. Сохраняется ориентация малого предпринимательства на госзаказ и быстро окупаемые сферы бизнеса, не требующие при этом больших объемов первоначальных вложений. Приоритетные отрасли реального сектора экономики и инновационная деятельность развиваются пока не в достаточной мере.
Особое беспокойство вызывает традиционная отрасль сельское хозяйство, пришедшее в упадок. Продовольственные рынки Чеченской Республики заполнены плодоовощной продукцией из соседних регионов. Наши фермеры, из-за скудности денежных средств и невысокой технической оснащенности, заняты производством сена и зерна, большей частью фуражного зерна.
Фермеры нуждаются в целевой Программе и долгосрочных льготных кредитах (займах). Комитетом Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству разработана такая Программа, но инвестиционных средств на ее реализацию 60 млн долларов сроком на пять лет бюджет Чеченской Республики сегодня, в силу известных причин, не может выделить. Фонду ПМП Чеченской Республики поручено организовать международные форумы по привлечению иностранных инвестиций для реализации пятилетней Программы. Значительный потенциал для обеспечения динамичного роста экономики республики силами малого бизнеса сосредоточен в отраслях производства и переработки сельхозпродукции, в стройиндустрии и строительстве, а также в сфере бытовых услуг в городах и сельских населенных пунктах.
Программой по развитию малого бизнеса и предпринимательства приоритетными в Чеченской Республике определены:
производство, переработка, реализация товаров народного потребления,
строительные и ремонтные работы,
создание объектов инфраструктуры,
поддержка малого предпринимательства,
оказание медицинских услуг населению,
торговля и общественное питание,
грузовые и пассажирские перевозки,
техническое обслуживание автомобилей,
ремонт сельскохозяйственной техники и машин,
наукоемкие технологии и инновационная (внедренческая) деятельность, связанная с реализацией достижений науки и техники,
бизнес, ориентированный на экспорт своей продукции,
обучение предпринимательской деятельности, повышение квалификации предпринимателей.
Программа предусматривает оказание содействия малому бизнесу в производственной, инновационной сферах, как наиболее перспективных и динамичных с целью изменения структуры бизнеса в сторону прогрессивных его форм, с целью увеличения продукции, ориентированной на экспорт. Это особенно важно, когда страна вступила в ВТО.
Необходимо срочно переориентировать все предприятия на производство конкурентной продукции, иначе производственная сфера республики станет нерентабельной. Мы должны подготовиться к новым экономическим условиям, условиям жизни в ВТО. С учетом традиционной аграрной ориентации экономики Чеченской Республики важнейшей задачей, которую предстоит решить, является упорядочение сферы земельных отношений, выработка механизма и четкая регламентация процедуры передачи земель сельскохозяйственного назначения в аренду субъектам малого предпринимательства (малым предприятиям, индивидуальным предпринимателям, фермерам). Реализация указанной задачи позволит легализовать и рационализировать процессы землепользования, урегулировать правоотношения субъектов малого предпринимательства и органов государственной власти, обеспечить поступление в доходы бюджетов всех уровней средств от сдачи в аренду земельных угодий. Совершенствование правовой и экономической базы в сфере земельных отношений станет серьезным стимулом для привлечения на легальной основе инвестиционных и трудовых ресурсов в аграрный сектор экономики республики.
Отличительной особенностью малого предпринимательства продолжает оставаться высокая доля теневого бизнеса. По разным оценкам, она составляет до 50 процентов реального оборота субъектов малого предпринимательства, что делает недостаточно эффективной их деятельность с точки зрения формирования доходов в бюджеты всех уровней.
Сложившаяся в последние годы ситуация в данном секторе экономики требует значительной активизации государственной политики по поддержке предпринимательства. С целью вывода большей части малых предприятий из теневого оборота усилия государства в этой области должны быть направлены на формирование социальной ответственности предпринимателей, благоприятного имиджа предпринимательства с одновременным улучшением предпринимательской среды, снижением административных барьеров.
Легализация теневого бизнеса громадный резерв поступления денежных средств в бюджет республики. Отраслевая структура малого предпринимательства свидетельствует о том, что производственная сфера остается более благоприятной для развития бизнеса.
Это объясняется тем, что в Чеченской Республике отмечается вслед за восстановлением объектов социального значения бурный процесс восстановления разрушенных в ходе войны объектов производственной инфраструктуры. Вместе с тем, в торговле и общественном питании значительный удельный вес в общем объеме продаж составляет теневой сектор экономики.
Интенсивное развитие малых предприятий происходит в отраслях, не требующих значительных капиталовложений, например, торговля. По сравнению с 2000 г. структура бизнеса изменилась незначительно, причем стоит отметить, что большинство малых предприятий являются многопрофильными, что существенно повышает их устойчивость.
На развитие малого предпринимательства в районах республики влияет наличие поддержки предпринимательства. В Чеченской Республике действуют свыше 20 общественных организаций предпринимателей, создано 10 центров развития предпринимательства и домов малого бизнеса, 3 бизнес-инкубатора, действует фонд поддержки малого предпринимательства.
Основной задачей создаваемой поддержки малого предпринимательства является обеспечение предпринимателей квалифицированными услугами по различным аспектам ведения бизнеса. Сложившаяся отраслевая структура малого предпринимательства свидетельствует о преимущественном развитии его в сфере торговли и общественного питания, что объясняется быстрой окупаемостью вложенных средств и наиболее стабильным потребительским спросом.
Приоритетными товарами, выпускаемыми малыми предприятиями республики являются хлебобулочные изделия, мебель, швейные изделия, безалкогольные напитки, пиломатериалы, мясные полуфабрикаты, кирпич строительный. Развитию малого предпринимательства в Чеченской Республике, в первую очередь, способствовало принятие в 2003 г. на правительственном уровне Программы «От выживания к процветанию». Целью Программы являлось обеспечение благоприятных условий для развития предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на республиканском уровне. Реализация Программы развития малого предпринимательства позволила обеспечить дальнейшее увеличение числа занятых в предпринимательском секторе экономики, деловой активности и снижению социально-политической напряженности на территории Чеченской Республики.
Для успешного развития малого и среднего предпринимательства необходимо сформировать стратегическое видение развития Республики на ближайшие 15–20 лет. Бизнесу необходимо понимать, какие отрасли экономики будут востребованы в Республике, найти свое место в экономических отношениях. То есть необходима разработка Стратегии развития Чеченской Республики с обязательным условием привлечения к этой работе наших, республиканских, профессионалов — представителей власти, бизнеса, науки. Тенденция привлечения специалистов, не знакомых с этническими особенностями, менталитетом населения приводит к негативным последствиям для социально-экономического развития.
- Бочарова О. Н. Совершенствование системы государственной поддержки предпринимательской деятельности
- Фатхутдинов Р.А Управление конкурентоспособностью организации.
- Развитие предпринимательства в системе местного самоуправления: учебное пособие / под. ред. Э. Маркварта.
- Теория организации: учебник / под. ред. В. Г. Алиева Экономика, 2003.
- Лысаковская Е. В. Проблемы и перспективы государственной поддержки малого и среднего бизнеса.
Основные термины (генерируются автоматически): малое предпринимательство, Чеченская Республика, малый бизнес, общественное питание, государственная поддержка, государственная политика, отраслевая структура, предпринимательская деятельность, проблема развития малого, теневой бизнес.
Источник: moluch.ru
Корпорация МСП и правительство Чеченской Республики подписали соглашение о развитии малого и среднего бизнеса региона
Планируется увеличить охват мерами поддержки предпринимателей Чеченской Республики. Соглашение о развитии малого и среднего предпринимательства в регионе на полях Кавказской инвестиционной выставки подписали генеральный директор Корпорации МСП, председатель Наблюдательного совета МСП Банка Александр Исаевич и председатель правительства Чеченской Республики Муслим Хучиев.
«Важно предоставить малому и среднему бизнесу возможность привлечь необходимое финансирование. Сейчас реализуется четыре программы льготного кредитования, по которым предприниматели могут получить кредиты на различные цели, а при нехватке залога или его недостаточности воспользоваться поручительством участников Национальной гарантийной системы», – отметил Александр Исаевич. Он также добавил, что соглашением особая роль отводится Цифровой платформе МСП.РФ, которая создана в соответствии с национальным проектом «Малое и среднее предпринимательство». С ее помощью планируется повысить доступность мер поддержки.
«Подписание соглашения с институтом поддержки бизнеса – это очередной важный шаг для нас, который позволит расширить наше взаимодействие и сотрудничество в рамках совершенствования системы мер поддержки субъектов МСП и самозанятых граждан. Чеченская Республика последние годы демонстрирует устойчивый рост ряда показателей развития МСП.
Так, по итогам 2022 г. количество субъектов МСП выросло на 12,2% по сравнению с 2021 г., а численность самозанятых – на 132%. Это выше, чем в среднем по России и СКФО. Такая динамика – это не просто хорошая новость, но и призыв к расширению мер поддержки и дальнейшей работы властей по созданию благоприятных условий развития бизнеса, – отметил председатель правительства Чеченской Республики Муслим Хучиев. – Уверен, что сотрудничество республики и Корпорации и в дальнейшем будет эффективно развиваться. Нам, в частности, интересны такие продукты и услуги Корпорации, как обеспечение гарантиями и поручительствами участников Национальной гарантийной системы, обеспечение доступа субъектов МСП к закупкам крупнейших заказчиков».
По данным на 20 апреля 2023 года в Чеченской Республике зарегистрировано более 19,2 тысяч индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а также более 100 тысяч самозанятых. Количество занятых в сфере МСП с учетом самозанятых составляет более 140 тысяч человек.
Малый и средний бизнес Чеченской Республики получил в 2022 году финансирование при помощи поручительств участников Национальной гарантийной системы (НГС), оператором которой является Корпорация МСП, на общую сумму более 3,3 млрд рублей. По данным на 20 апреля в текущем году при помощи НГС финансовую поддержку уже получили 35 компаний на сумму 582 млн руб. Прирост относительно аналогичного периода прошлого года составил 18%.
Предприниматели также могут стать поставщиками крупных компаний с госучастием, которые обязаны совершать у малого и среднего бизнеса не менее 25% закупок от общего объема. Так, в 2022 году 339 малых и средних компаний Чеченской Республики стали поставщиками крупнейших заказчиков, с которыми были заключены договоры по результатам закупок по 223-ФЗ на общую сумму 9,91 млрд рублей.
Источник: xn--l1agf.xn--p1ai
Предпринимательство в ЧР: состояние и перспективы
Малое и среднее предпринимательство является стабилизирующим фактором для экономики — это гибкость и приспособляемость к конъюнктуре рынка, способность быстро изменять структуру производства, оперативно создавать и применять новые технологии и научные разработки.
Развитие малого и среднего предпринимательства способствует решению не только социальных проблем, но и служит основой для экономического развития Чеченской Республики.
Формирование среднего класса общества становится стратегической задачей повышения экономической, политической и социальной стабильности в Чеченской Республике. Решение этой задачи требует создания благоприятных правовых и экономических условий для интенсивного развития малого предпринимательства.
Малое предпринимательство способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, увеличению налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней. Путем создания новых предприятий и рабочих мест малое предпринимательство снижает остроту безработицы, обеспечивает занятость населения, насыщает рынок разнообразными товарами и услугами.
Необходимо отметить, что за последний год в Чеченской Республике наблюдается тенденция роста числа малых предприятий и предпринимателей без образования юридического лица. Комитетом Правительства по малому бизнесу и предпринимательству проводится большая работа как с начинающими, так и функционирующими предпринимателями по вопросам создания бизнеса, консультирование и юридическая помощь по всем вопросам предпринимательского права, финансово-кредитных отношений, налогообложения хозяйственной деятельности.
Но достигнутых результатов недостаточно для перспективного развития малого бизнеса в республике. С учетом большой армии безработных, для Чеченской Республики главнейшей задачей является создание дееспособных малых предприятий в приоритетных сферах. Количество малых предприятий не должно быть ниже 5000 единиц. Оптимальной цифрой является 15000-20000 малых предприятий в Чеченской Республике.
За последний год отраслевая структура малых предприятий претерпела определенные изменения: непроизводственная сфера деятельности, прежде всего торговля и общественное питание, стала более привлекательной, чем производственная.
Сохраняется ориентация малого предпринимательства на Госзаказ и быстроокупаемые сферы бизнеса, не требующие при этом больших объемов первоначальных вложений. Приоритетные отрасли реального сектора экономики и инновационная деятельность развиваются пока не в достаточной мере. Особое беспокойство вызывает традиционная отрасль – сельское хозяйство, пришедшее в упадок.
Продовольственные рынки Чеченской Республики заполнены продукцией из соседних регионов. Фермеры Чечни из-за скудности финансовых средств и низкой технической оснащенности заняты производством сена и зерна. Фермеры нуждаются в целевой программе и долгосрочных льготных займах.
Необходимо признать, что в малом предпринимательстве до сих пор наблюдается тенденция ухода в «теневой» сектор. По независимым оценкам теневым сектором частично или полностью охвачено более 50 % малого предпринимательства. Кроме того, значительная часть зарегистрированных предприятий так и не приступает к хозяйственной деятельности из-за недоступности финансовых (кредитных) ресурсов. В этих условиях особо остро стоит вопрос о более эффективной политике государства по отношению к малому предпринимательству.
Несмотря на то, что по данным налоговых служб возросла численность субъектов малого предпринимательства, налоговые поступления в бюджеты от субъектов малого предпринимательства (юридических лиц) сравнительно понизились, а от предпринимателей без образования юридического лица значительно возросли.
Экономическое состояние Чеченской Республики в определенной степени зависит от работы крестьянско-фермерских хозяйств. В настоящее время сельское хозяйство не способно обеспечить население республики своей продукцией. Ежегодно в Чеченскую Республику ввозится из соседних и дальних регионов (Республика Дагестан, Ставропольский край, Краснодарский край, Республика Башкортостан, Республика Ингушетия и др.) десятки тысяч тонн овощей (капуста, картофель, морковь, перец, томаты, лук и др.) и фруктов на сумму около 1 млрд. рублей. Такое положение совершенно недопустимо, если учесть почвенно-климатические условия Чеченской Республики, плюс избыток трудовых ресурсов.
Ранее Чеченская Республика полностью удовлетворяла свои потребности в овощах и фруктах, вывозила тысячи тонн витаминной продукции в промышленные центры России. В таких районах, как Шелковской, Наурский, Грозненский, Гудермесский, Курчалоевский, Шалинский, Урус-Мартановский, Ачхой-Мартановский, Сунженский, Веденский выращивались сотни гектаров плодов и овощей.
Были созданы специализированные плодоовощные хозяйства, овощные отделения, овощные бригады. Практически во всех равнинных районах республики функционировали консервные заводы и пищекомбинаты. У производителей не было риска потерь продукции – ее можно было реализовать на рынках республики, рынках Российских регионов, переработать на местных предприятиях. В отдельные годы посевы овощных вместе с бахчевыми культурами в Чеченской Республике превышали 10000 га и урожаи витаминной продукции достигали уровня 200-250 тыс. тонн.
Чеченская Республика обладает значительными возможностями для развития малого предпринимательства сфере овощеводства: низкий уровень занятости экономически активного населения, богатые традиции овощеводства, огромный нереализованный потенциал плодородной пашни, представленной черноземами. Развитие специализированных фермерских хозяйств и малых предприятий решит проблемы занятости, роста благосостояния населения, увеличения производства сельскохозяйственной, и, прежде всего, овощной продукции.
Необходимо учитывать, что по сравнению с зерновыми культурами овощи имеют высокие урожаи (зерновые – 2-3 т/га; овощи — 30-100 т/га) и цены на овощную продукцию на порядок выше, чем у зерновых культур. Из-за того, что производство овощей сопряжено с высокими затратами, и в связи с тем, что большинство фермеров республики не имеют достаточных финансовых и технических возможностей, фермеры вынуждены заниматься производством зерновых и кормовых культур, не требующих финансовых и трудовых затрат и, как правило, нерентабельных. Кроме того, овощи являются скоропортящимися продуктами, а в республике нет специализированных перерабатывающих предприятий, и фермеры не рискуют увеличивать площади под овощные.
Принятие неотложных мер по реальной поддержке фермеров-овощеводов в течение пяти последних лет довели посевы (посадки) овощных культур до 4-5 тыс. гектаров и валовую урожайность до 100 тыс. тонн в год. Наряду с возрождением отрасли овощеводства фермерам республики предстоит восстановить довоенное поголовье скота и птицы, наладить производство прудовой рыбы.
Проблема безработицы становится с каждым днем острее. При возрастающей напряженности на рынке труда малый бизнес остается основной возможностью для создания новых рабочих мест. Такой бизнес, как известно, довольствуется небольшими кредитами, аккумулирует рабочую силу, ищет платежеспособные рынки, наращивает производственный оборот.
Сегодня можно выделить основные причины, препятствующие созданию и развитию предпринимательских структур: существующая система налогообложения; отсутствие первоначального капитала и высокая стоимость кредитов, аренды помещений и оборудования; нестабильность российской законодательной базы и слабое развитие местной; недостаток информации о состоянии рынков и потенциальных партнеров; отсутствие системы в работе по формированию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; крайняя недостаточность финансирования республиканских программ поддержки малого предпринимательства.
Дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства в Чеченской Республике, на наш взгляд, требует решения следующих приоритетных задач:
— преодоление административных барьеров, предотвращение ухода малых предприятий в «теневую экономику», максимальная легализация деятельности малого предпринимательства;
— ускоренное освоение новых кредитно-инвестиционных механизмов, в том числе предоставление микрозаймов, проведение инвестиционных конкурсов, улучшение условий, облегчающих доступ малого предпринимательства к финансовым, информационным, производственным и другим ресурсам;
— внедрение новых программ подготовки менеджеров и предпринимателей;
— создание базы данных субъектов малого предпринимательства.
Развитие малого предпринимательства в разрезе районов республики происходит неравномерно. Это происходит по разным причинам:
— сильные разрушения и большой материальный ущерб, причиненный субъектам малого предпринимательства в отдельных районах республики;
— нестабильная обстановка в горных районах республики;
— слабая инфраструктура поддержки малого предпринимательства в отдельных районах;
— чрезмерная «опека» малого предпринимательства со стороны отдельных глав администраций.
Важно отметить, что на развитие предпринимательства в Чеченской Республике в 2011 было предусмотрено свыше 600 миллионов рублей. Об этом сообщил министр финансов Чеченской Республики Эли Исаев в одном из своих выступлений. «Из местного бюджета на эти цели будет направлено 170 млн. рублей, из федерального — около 500 млн. рублей. Это значительно превышает сумму 2010 года. В 2010 году на развитие предпринимательства из республиканской казны было выделено 160 млн. рублей, из федерального бюджета — 140 млн. рублей», — сказал он.
Активная работа по поддержке малого и среднего бизнеса ведется и Фондом поддержки малого и среднего предпринимательства Чеченской Республики. На конец 2011 г. выданы средства в качестве займов 73 предпринимателям.
Из них примерно 30 % задействованы в торговле, общественном питании и сфере услуг, 13 % — на производстве товаров народного потребления, стройматериалов, остальные гранты (57 %) пошли на развитие предпринимательства в сфере сельского хозяйства. Получить займы может любой желающий сроком на 1 год. Для этого необходимо представить бизнес-план, который нужно защитить.
Помимо подготовки проекта бизнеса, необходимо обосновать, что именно этот план выгоден. В случае необходимости специалисты Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства ЧР консультируют, помогают в доработке бизнес-плана. Если проект будет одобрен, соискатель должен обеспечить его залогом. Для займов, полученных на реализацию проекта в сфере сельского хозяйства, установлено 7 % годовых, для торгового предпринимательства – 10 %. Сумма, которую фонд выдает предпринимателям, составляет от 50 до 500 тысяч рублей.
Развитие предпринимательства требует формирование уровня мышления, базирующегося на знаниях действующего законодательства и нормативных актов, теоретических основ экономики, комплекса знаний в области менеджмента и маркетинга.
Регулярные проверки и посещения индивидуальных предпринимателей представителями органов власти, особенно муниципальной, мешают развитию малого бизнеса в ЧР.
Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ФЗ № 294 от 26.12.2008 г. действует с 1 июля 2009 года, за исключением нескольких положений, вступивших в силу позже — 1 января 2010 г.) установлен новый порядок организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей уполномоченными органами. Теперь плановые проверки предприятий могут осуществляться лишь раз в три года, при этом не в любое время, а в соответствии с планом, утверждаемым в предшествующем проведению проверки году. Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует этот план по предложению проверяющих органов и до 31 декабря размещает его на своем официальном Интернет-сайте.
Предположим, что гражданин, житель г. Грозного, накопив стартовый капитал открыл магазин, зарегистрировался в налоговой инспекции. Затем ему придется взять разрешение на деятельность в мэрии, заключить договор с энергетиками как предприниматель (стоимость электричества удваивается), далее — пожарная сигнализация с пожарным щитом, договора на воду, вывозку мусора, аренду помещения, разрешение на рекламу, перевод площади в нежилую. Причем, проблема в том, что там, где выдаются разрешения на что-либо, всегда коррупция в том или ином виде и объеме.
Даже если весь список документов предприниматель собрал, то он все равно не застрахован от частых посещений представителей различных органов власти. В этих условиях, как показывает опыт, вероятность того, что он «выплывет», — только 10 %.
Для эффективного развития малого бизнеса нужно упростить процедуру выдачи необходимых лицензий, справок, разрешений и т. д. и сократить список необходимых документов при осуществлении предпринимательской деятельности. Ну а если предприниматель создал несколько рабочих мест, то в данном случае можно было бы его освободить от налогов на определенный период, а если же он предоставил рабочее место для инвалида, то его стоило бы полностью освободить от налогообложения.
Комитету Правительства ЧР по малому бизнесу и предпринимательству предлагаю провести акцию по распространению листовок для предпринимателей с инструкцией по проведению плановых и внеплановых проверок, разъясняя права и обязанности предпринимателя и что делать при незаконном вымогательстве денежных средств тем или иным органом, и консультирование для повышения уровня борьбы с коррупцией и для успешного развития малого бизнеса в ЧР. Эта мера необходима, учитывая наш характер и менталитет, ведь обычно никто не рискует жаловаться в правоохранительные органы, т. к. это у местного населения считается недопустимым в плане морально-этическом. В то же время нельзя забывать, что мы живем в законодательном поле РФ.
Комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в ЧР должен, по нашему мнению, осуществляться в следующих направлениях: в нормативно-правовом; в финансово-кредитном; в обеспечении безопасности; в информационно-техническом; в организационном; в кадровом и консультационном обеспечении; во внешнеэкономической деятельности.
Также в государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.
Предприниматель – это особый тип личности. Для него, прежде всего, ценны не столько деньги, сколько самореализация. Вторая черта – это независимость. В общем-то, они не любят субординацию, не любят дисциплину, поэтому у них часто возникают проблемы с властью. Это люди действия – активные, коммуникабельные, очень общительные. Они желают изменить мир.
Мне очень нравится выражение Стива Джобса, который во многом является олицетворением современного бизнеса: «Мы можем всю жизнь продавать газировку, а можем изменить мир». И Стив Джобс создает Apple, создает бизнес нового типа. Вот это как раз типичный пример современного предпринимателя, у которого есть желание что-то вокруг себя поменять. Так давайте ему поможем. Всем обществом.
И изменим свой мир.
Якуб Дадаев
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Источник: www.grozny-inform.ru