Сафаров Э. Биль А. Лисанова А. М.
Развитие малого и среднего бизнеса в Украине
Сафаров Э. Биль А. Лисанова А. М.
Проблема становления и развития предпринимательства в экономике любой страны, в том числе и Украины, принадлежит к категориям особенно актуальным, поскольку она напрямую связана с уровнем социальной комфортности населения. Развитие предпринимательства обеспечивает не только материальную стабильность населения, но и развивает интеллектуальные, нравственные, культурные и другие качества человека.
Актуальной является проблема государственной поддержки бизнеса, поскольку в условиях последствий финансового и экономического кризиса встает вопрос о «выживании» малых и средних фирм.
Целью данной роботы есть показать проблемы развития малого и среднего бизнеса в Украине и предложить их решение.
В Украине средний и малый бизнес все еще находится в стадии раннего развития, тогда как в Европе этот показатель находится в пределах 40%.
Почему малый и средний бизнес страдают в Украине? Подробно про контарабанду
Исследованию проблем развития малого предпринимательства посвящены работы известных ученых: Билоуса Г.М., Варналия З.С., Демченко С.М., Кредисова В.А., Кужель О.В., Кузнецовой И.С., Ляпина Д.В., Микитюка О.И., Павлюка А.П., Сизоненка В.О., Хмелевской Л.П. и др.
Малые предприятия имеют много преимуществ, которые активно влияют на экономические и социальные преобразования в государстве:
· Во-вторых, это развитие конкуренции, поскольку в некоторых сферах мелкие предприниматели могут соперничать с крупными компаниями, корректируя тем самым цены на товары.
· В-третьих, развитие малого и среднего бизнеса очень важно с точки зрения диверсификации структуры экономики и формирования среднего класса общества.
В 2009 году показатели деятельности малого бизнеса ухудшились из-за экономического кризиса. Стоимость реализованной малыми предприятиями Донецкой области продукции (работ, услуг) составила 35 млрд. грн. против 41,3 млрд. грн. в 2008 году. Численность занятых в сфере малого предпринимательства по сравнению с 2008 годом уменьшилась на 5,7%.
Продолжает расти доля малых предприятий, занимающихся операциями с недвижимостью, арендой и предоставлением услуг предпринимателям, за 2009 год она составила 23,7%, что больше удельного веса вместе взятых малых предприятий промышленности (12%) и строительства (11,2%).
В целом по области малые предприятия обеспечили десятую часть годового объема продукции, реализованной всеми предприятиями. При этом в областном объеме реализации промышленной продукции доля малого бизнеса составила 2,3%, а в торговле – 17,5%. О проблемах малых предприятий свидетельствует отрицательный финансовый результат их работы.
За прошлый год 62% предприятий получили прибыль в сумме 2301,6 млн. грн., а 38% – понесли убытки в сумме 2541,2 млн. грн., что больше прибыли на 239,6 млн. грн.
На данном этапе актуальной является проблема государственной поддержки бизнеса, поскольку в условиях последствий финансового и экономического кризиса встает вопрос о «выживании» малых и средних фирм.
Стоит ли начинать малый и средний бизнес в Украине?
Сектор малого и среднего бизнеса охватывает 28% (по данным Госкомстата Украины за 2008 год) от всего объема зарегистрированных на территории Украины предприятий, и насчитывает более 340 тыс. субъектов хозяйствования, более 35% из которых заняты в торговле, 24% в сфере недвижимости, 15% в промышленности, 12% в строительной сфере. Это как раз те отрасли , которые в наибольшей мере пострадали от экономического кризиса.
Проблема формирования малого бизнеса в Украине связана с обеспечением механизмов политической стабильности, валютной, налоговой, таможенной политики, экономических преобразований, широкой приватизацией, демократизации общества.
К причинам, которые препятствуют развитию МСБ в Украине, можно отнести:
Ø Чрезмерное государственное регулирование экономики. Развитие предпринимательства тормозит призрачная необходимость соблюдения многочисленных правил и процедур, предусмотренных законодательными и нормативными актами органов власти различного уровня.
Ø Трудности регистрации и лицензирования. Большинство малых предприятий не проходят всех этапов процедуры регистрации и не получают лицензии самостоятельно, предпочитая услугам посредников, юристов или юридических фирм.
Ø Фискальные проблемы. Самое серьезное развитию предпринимательства мешает неудовлетворительная система налогообложения. В частности, высокие налоговые ставки, большая численность различных налогов, частые изменения налоговой отчетности.
Ø Недоступность привлечения финансовых средств, в частности банковских кредитов. Основным источником инвестиций до сих пор остаются недостаточные собственные финансовые ресурсы субъектов предпринимательства. Банковские кредиты используются ограниченно через большие процентные ставки банковской системы и отсутствия гарантий для банков.
Ø Недобросовестная конкуренция. Более 80% предприятий малого бизнеса столкнулись с недобросовестной конкуренцией.
Основными методами недобросовестной конкуренции зачастую являются: коррупция; фальсификации информации о товарах конкурента, клевета, подрыв репутации конкурента; технологический и промышленный шпионаж, интеллектуальное мошенничество, копирование идей, технологий, инноваций, использование торговых марок и упаковки конкурента; умышленное снижение цен; физические угрозы, рэкет.
В экономике Украины МСБ выполняет следующие функции:
ü Формирование конкурентной среды;
ü Предоставление гибкости переходной экономике;
ü Решение проблемы занятости. Полноценное развитие МСБ приводит к созданию дополнительных рабочих мест;
ü Содействие возникновению так называемого «среднего класса». МСБ уменьшает социальную дифференциацию, в той или иной степени присущая любой экономике.
Для развития малого и среднего бизнеса правительство должно выполнить требования представителей этой сферы:
· Преодолеть налоговую коррупцию. Для этого необходимо: пересмотреть законодательство, автоматизировать процессы учета, проверить сомнительные операции.
· Отменить все налоги для малого бизнеса. Ввести налоговые каникулы для предпринимателей на 2-3 года, что позволит вывести малый и средний бизнес из тени. Доля малого бизнеса в ВВП составляет 4,4%. Эту сумму можно компенсировать, сократив штат налоговой администрации, штаты бюрократических министерств. Отмена налогов для малого бизнеса обеспечит детенизацию экономики в стране, развитие бизнеса и сохранение рабочих мест.
· Защитить и развить внутренний рынок и украинских производителей: нужно принять меры по ликвидации отрицательного сальдо внешней торговли товарами, сдерживанию роста импорта и поддержки экспорта. С этой целью предприниматели предлагают пересмотреть ставки таможенных сборов на импортируемые товары в сторону увеличения и ввести систему квот на ввоз в Украину товаров, аналоги которых производятся в Украине, а также запретить кредитование любых импортных закупок, исключая продовольственные товары, при их дефиците в Украине.
· Сделать процесс формирования бюджета прозрачным и прогнозируемым.Предприниматели должны знать, на что рассчитывать, планируя развитие своего бизнеса.
· Заложить в бюджете 2010 года средства для возвращения невозмещенного НДС. Налог на добавленную стоимость (НДС) сегодня считается главным коррупционным налогом. И его необходимо отменить.
Существует ли перспектива развития бизнеса в Украине в ближайшем будущем? Однозначно, да. Однако очень многое зависит не от самих предпринимателей, а от правительства страны. Их задача заключается в том, чтобы использовать рыночные, а не силовые методы контроля над деятельностью малых предприятий, сделать прозрачным налоговое законодательство, полностью искоренить коррупционные проявления.
Только в этом случае малый и средний бизнес сможет стать надежной и прочной опорой экономики страны.
Список используемой литературы:
1. Иванова Н.Г., Александров Н.А. Малый и средний бизнес в Украине. Киев: Дом науки, 2002, — 224 с.
2. Крот В.И. Анализ надежности бизнеса в Украине. Донецк: Деловая литература, 2010, — 320 с.
Источник: be5.biz
В Луганске дали четкое определение, что такое малый и средний бизнес
В Луганске определили условия отнесения физических лиц-предпринимателей (ФЛП) и юрлиц к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно документу, к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные юридические лица и физические лица-предприниматели и соответствующие следующим условиям:
- средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
— до 100 человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек);
— от 101 до 250 человек для средних предприятий;
- доход юридических лиц, ФЛП, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, которые определяется в соответствии с законодательством и налогообложением, суммируемый по всем осуществленным видам деятельности и применяемый по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
— микропредприятия — 120 млн руб.;
— малые предприятия — 800 млн руб.;
— средние предприятия — 2 млрд руб.
В документе уточняется, что ФЛП, применяющие только патентную систему налогообложения, относятся к микропредприятиям.
Экономика — 02 октября 2021 10855
Будем весьма признательны, если поделитесь этой новостью в социальных сетях
Какой бизнес открыть в 2023 году: советы украинцам
Надоело работать на кого-то или сидеть дома? Каким бизнесом можно заняться с минимальными вложениями.
Пришлось уволить миллион людей. Как малый бизнес видит свое будущее в Украине
Прямые потери малого бизнеса в Украине достигли $85 млрд.
Все проверки предпринимателей запрещены до 1 июля 2022 года
До 01 июля 2022 года приостановить проведение проверок всех предприятий, учреждений и организаций.
Луганская таможня в 2021 году собрала денег на 14% больше, чем планировали
В Луганске считают, что увеличили поступления в бюджет, при этом создали благоприятные условия здоровой конкуренции для местных производителей.
Луганские предприятия не будут платить за выход на российский рынок
Выход на российский рынок сбыта не влечет дополнительной нагрузки на луганских товаропроизводителей.
В Луганске увеличили производства пива на 27%
В Луганске заявили, что производство солодового пива за январь-ноябрь 2021 года выросло на 27,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого.
Как правильно буксировать автомобиль с АКПП, не повредив коробку передач
Даже самый крутой и надежный автомобиль не застрахован от поломок. Каждый водитель должен быть готовым к тому, что однажды его придется буксировать. Делать это надо правильно, особенно если машина на автоматике. Иначе можно очень серьезно навредить коробке.
Кто и зачем покупает в США пистолеты, если вокруг закон и порядок
Очень часто приходится слышать о том, что население Соединенных Штатов Америки самое вооруженное на планете. Но так ли это на самом деле? Каков показатель оружия на душу населения, и сколько у американцев конкретно пистолетов?
Размер тарелки и надрезанный торт: 6 уловок кафе и ресторанов, которые приносят им большой доход
Каждый вид деятельности человека имеет собственный набор секретов эффективности и успеха, и ресторанный бизнес в этом отношении исключением уж точно не является. Более того, за многие столетия существования заведений общественного питания было создано множество способов
Источник: cxid.info
Презентация, доклад Малый и средний бизнес: приоритеты и инструменты развития в Украине
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Малый и средний бизнес: приоритеты и инструменты развития в Украине. Презентация на заданную тему содержит 19 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Презентации » Экономика » Малый и средний бизнес: приоритеты и инструменты развития в Украине
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Слайд 2
Описание слайда:
Малый и средний бизнес локомотив устойчивого регионального развития МСБ обеспечивает: прирост общего ВВП и занятость населения новые рабочие места новые продукты и рынки, инновационное развитие территории обеспечение потребительского спроса, повышение уровня жизни снижение социальных проблем формирование среднего класса самодостаточность и устойчивость регионального развития
Слайд 3
Описание слайда:
Сферы деятельности МСБ Реакреация и туризм С/Х производство и переработка Строительство Малые перевозки и логистика Торговля и складское хранение Бытовые услуги населению Кооперация с большим бизнесом по производству комплектующих Инновационное развитие новых рынков на стадии бизнес-ангелов Зеленая экономика
Слайд 4
Описание слайда:
Малый и средний бизнес: проблемы устойчивого развития Отсутствие достаточного собственного капитала Отсутствие кредитной истории для привлечения заемного капитала Слабый проектный и стратегический менеджмент Практическое отсутствие инфраструктуры для поддержки развития МСБ Слабое развитие механизмов государственно-частного партнерства Слабое развитие механизмов социального партнерства практическое отсутствие организаций гражданского общества Слабое развитие кооперации Отсутствие стимулов и достаточных рамочных условий в государственной политике
Слайд 5
Описание слайда:
Малый и средний бизнес: опыт поддержки в мире Государственные программы поддержки развития МСБ Кредитные союзы и банки микрокредитования Государственный банк развития и региональные (земельные банки и фонды Программы подготовки и переподготовки кадров по проектному и стратегическому менеджменту, бизнес-планированию Активное юридически подкрепленное функционирование механизмов государственно-частного партнерства Равноправное социальное партнерство государства и организаций гражданского общества Стимулируемое государством развитие кооперации Полная институциональная поддержка развития инновационных рынков как приоритета государственной стратегии Стимулирование «зеленой» реструктуризации экономики на основе энергоэффективности и импортозамещения Налоговые стимулы и льготы по приоритетам развития
Слайд 6
Описание слайда:
Кабинетом министров Украины одобрена Концепция общегосударственной программы развития малого и среднего предпринимательства на 2014-2024 гг. Уполномоченные органы государственной власти должны разработать и подать до 10 октября 2013 в Кабмин проект Общегосударственной программы развития малого и среднего предпринимательства на 2014-2024 годы. Целью Программы является создание благоприятных условий для осуществления деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства, поддержки и развития такого предпринимательства путем: — внедрения инновационных технологий; упрощения порядка создания и прекращения предпринимательской деятельности; совершенствования процедур лицензирования и получения документов разрешительного характера – составления; предоставление поддержки инновационно-ориентированным субъектам малого и среднего предпринимательства. Программу планируется выполнить за период 2014-2024 г.
Слайд 7
Описание слайда:
Одобрен проект распоряжения 28 августа 2013 на заседании Правительства одобрен проект распоряжения «Об одобрении Концепции Общегосударственной программы развития малого и среднего предпринимательства на 2014-2024 гг.». Вышеупомянутая Концепция разработана с учетом практики реализации направлений и мер поддержки, определенных Национальной программой содействия развитию малого предпринимательства, а также необходимостью урегулирования и решения проблем, сдерживающих развитие предпринимательства. Среди причин, препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства, являются: ограниченность финансовых ресурсов субъектов МСП на развитие; наличие административных барьеров, особенно это касается прохождения разрешительных (согласительных) процедур, сертификации и стандартизации товаров и услуг, осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности; отсутствие должной поддержки субъектов МСП в части информационного, консультативного и методического обеспечения предпринимательской деятельности.
Слайд 8
Описание слайда:
Параметры развития МСБ В странах ЕС на данный момент малые и средние предприятия создают 50-70% всего ВВП. В Германии, Италии, Франции около 95% предприятий это малые и средние предприятия. На малых и средних предприятиях ЕС работает около 50% всех работающих в стране. В Украине на данный момент на малых и средних предприятиях работает всего 25% всех трудовых ресурсов Украины. А вот доля ВВП, приходящаяся на малый и средний бизнес в Украине сегодня не превышает 7%. В соответствии Концепцией до 2024 года доля украинского малого и среднего бизнеса в ВВП должна увеличиться до 62%
Слайд 9
Описание слайда:
Проблемы регионального инновационного развития Отсутствие единой методологии формирования инновационно-инвестиционных стратегий развития регионов. Распыленность государственной помощи, предоставляемой различными министерствами и ведомствами. Распыленность технической помощи от различных доноров. Отсутствие механизмов государственно-частного партнерства в реализации программ развития территорий
Слайд 10
Описание слайда:
Государственно-частное партнерство Осуществляется по приоритетам развития территории и реализуется через программы реформирования секторов Предполагает участие государства через финансовые трансферты и государственную собственность Предполагает участие бизнеса в корпоративном капитале и организационных структурах Предполагает эффективное финансовое партнерство, привлечение частного капитала и инвестиций ( В Германии каждое евро государственного финансирования привлекает 6-7 евро приватного капитала) предполагает развитие необходимой инфраструктуры , юридической и законодательной базы
Слайд 11
Описание слайда:
Организационная структура инновационно-инвестиционной системы государственно-частного партнерства муниципального уровня
Слайд 12
Описание слайда:
Цели Программы инновационно-инвестиционного развития территорий Повышение конкурентоспособности товаров и услуг, производимых в регионе Развитие инновационно-инвестиционной модели стратегического развития территории Ускоренная модернизация основных фондов и развитие новых рынков, обеспечение занятости
Слайд 13
Описание слайда:
Направления работы по реализации инновационно- инвестиционной стратегии Определение приоритетов развития Усиление контроля за качеством Экологизация производства/зеленая реструктуризация Энергосбережение
Слайд 14
Описание слайда:
Источники финансирования Основные инвесторы на разных стадиях развития инновационной компании
Слайд 15
Описание слайда:
Источники зеленого роста Законодательная норма по инвестированию 2% ВВП в развитие зеленых технологий, ресурсоэффективность, возобновляемые источники энергии, экологически чистый транспорт, енергоеффективное строительство и термосанацию старого жилого фонда, сохранение и восстановление экосистем Государственные и частные инвестиции в мероприятия и проекты, направленые на уменьшение выбросов СО2 и повышение эффективности использования энергии, развитие государственно-частного партнерства Стимулы — целевые государственные программы, субсидии, направленные на стимулирование развития зеленых секторов экономики, улучшение регуляторной политики и потоков финансовой помощи, введение понятия зеленых государсивеных закупок
Слайд 16
Источник: myslide.ru