Теории менеджмента – это основополагающие принципы управления, которые характеризуют взгляды управляющих на отношение работников к труду, образуют философию управления.
Модели и теории менеджмента образуют течения и школы. Если отдельную теорию может разработать один автор или небольшой научный коллектив, то школы и течения складываются из достижений достаточно большого количества исследователей, которые могут проводить свои изыскания независимо, работая в разных точках мира, но при этом приходя к сходным выводам, имея общность воззрений.
Менеджмент (теория управления) развивается, эволюционирует. Общество в целом, в том числе трудовые отношения в нем, претерпевают изменения. Кроме того, в разных странах действуют национальные особенности. Все это приводит к отсутствию единой теории – порождает разнообразие теорий менеджмента.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Существуют разные подходы к выделению теорий из всего многообразия идей, возникших в рамках менеджмента как науки. Одной из самых популярных классификаций является предполагающая выделение трех групп теорий:
История и принципы регулярного менеджмента
- классические,
- человеческих отношений и поведенческие,
- количественных методов.
Встречается и деление в соответствии с моделью менеджмента, присущей той или иной стране:
- американская,
- японская,
- немецкая (европейская).
Классическая теория менеджмента
Развитие классической теории менеджмента начинается еще в 1820-х. Интерес к систематизированному управлению организацией возник под действием промышленной революции. Принципиально новой стала идея о том, что управление как таковое способно вносить существенный вклад в успех организации, а не просто служить одним из множества инструментов достижения целей компании.
Становление классической теории связано с трудом Фредерика У. Тейлора «Принципы научного управления». Именно с него ведется отсчет существования науки управления как самостоятельной области исследований.
«Разнообразие теорий в менеджменте»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Управление как область научных исследований сформировалось в Соединенных Штатах Америки. В качестве способствовавших этому факторов можно указать:
- ответ на потребности крупного бизнеса,
- попытка максимально использовать преимущества появившейся техники и технологий,
- желание множества людей разработать максимально эффективные методы выполнения работ.
Заслуги Ф.У. Тейлора состоят в следующем:
- формирование фундамента научно организации труда,
- разработка принципов управленческого рационализма,
- создание рациональных приемов, которые позволяют работнику не утомляться в течение рабочего дня.
Анри Файоль, разделивший все функции управления на общие (характерные для любой сферы деятельности) и специфические (касающиеся непосредственно управления предприятием), стал основателем административной школы управления. Он же провозгласил принцип соответствия работников структуре организации.
Менеджмент и маркетинг
Другими авторами, внесшими значительный вклад в классическую теорию, были М. Вебер, Г. Форд, Г. Эмерсон.
Теория человеческих отношений и поведенческая теория
Основоположником теории является Элтон Мейо. Он утверждал, что организация имеет единую социальную структуру, а цель менеджмента – развитие плодотворных неформальных связей.
Принципиально новым (по сравнению с классическими теориями) стало выдвижение на первый план человеческого фактора. В центр внимания помещаются такие аспекты, как:
- взаимоотношения в организации,
- психологическое влияние в группах,
- мотивация к труду,
- роль малых групп и отдельных сотрудников.
Основным подходом к исследованию становится социально-психологический.
Развитие эта теория получила в поведенческой теории, видными представителями которой были Д. Макгрегор («Теория Х» и «Теория Y»), Р. Лайкерт, А. Маслоу (пирамида потребностей), Ф. Херцберг (теория мотивационной гигиены).
Основные достижения поведенческой теории:
- предложено использовать приемы управления отношениями между людьми в целях повышения производительности труда и удовлетворения от работы,
- наука о поведении людей начинает использоваться для построения структуры организации так, чтобы можно было максимально использовать потенциал всех работников,
- признана необходимость изучения управления поведением людей как членов организации для достижения эффективности управления.
Теории количественных методов
Количественные подходы сформировались в результате развития математики, статистики и кибернетики. Школа количественных методов представлена такими учеными, как лауреат Нобелевской премии Л.В. Канторович, Л. Берталанфи, В.В. Новожилов, А. Гольдберг и другими.
Ключевая идея состоит в том, что бизнес-процессы и связи между ними могут быть описаны с помощью математических методов и моделей. Поэтому для решения возникающих в рамках бизнес-процессов проблем целесообразно решать с помощью математических моделей и исследования операций.
Определение 2
Под исследованием операций понимают применение к операционным проблемам организации методов научного исследования.
Основные этапы процесса исследования операций:
- Уточнение проблемы.
- Разработка ситуационной модели.
- Задание количественных значений переменным модели.
- Поиск оптимального решения.
Главным отличием этой группы теорий от всех существовавших ранее является переход от словесных рассуждений к математическим моделям и количественным параметрам.
Благодаря тезису «наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой» эти теории получили еще одно название – «школа науки управления».
Вклад школы количественных методов в эволюцию менеджмента как науки:
- применение моделей позволило углубить понимание сложных управленческих проблем,
- получили развитие количественные методы, экономико-математические модели для принятия решений в сложных ситуациях,
- заложена основа использования в управлении информационных технологий,
- была разработана общая теория управления.
Источник: spravochnick.ru
Зачем надо изучать теорию?
Время, в которое мы живем — эпоха перемен. Наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную перестройку. В социально-политическом смысле это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике — от административно-командной системы к рынку, в жизни отдельного человека — превращение его из «винтика» в самостоятельного субъекта во всех сферах жизнедеятельности, в том числе в культуре и искусстве. Поэтому сейчас появилась необходимость овладеть новыми знаниями, умениями и навыками, научиться пользоваться ими на практике. Важная часть этих знаний, как показывает мировой опыт, — постижение науки и искусства менеджмента в различных областях жизни, в частности в шоу-бизнесе.
Немного теории
Следует отметить, что в настоящее время менеджмент как профессия, как область знания становится поистине интернациональным. Освоение управления в каждой из стран, передача опыта становятся очень ценными и полезными, поскольку это позволяет понять, как вести бизнес в собственной стране и за границей, избегать ошибок в ситуациях, которые встречались в прошлом и настоящем, но вполне возможны и в будущем.
Что такое менеджмент вообще
В одних работах этот термин трактуется в широком смысле и упрощенном понимании как УМЕНИЕ ДОБИВАТЬСЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ, используя ТРУД, ИНТЕЛЛЕКТ, МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ. МЕНЕДЖМЕНТ — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации, используя знания и умения других людей.
Что такое менеджмент шоу-бизнеса?
ЭТО ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ, ПОМОГАЮЩАЯ ОСУЩЕСТВИТЬ ФУНКЦИЮ РУКОВОДСТВА 56 ПРОЦЕССОМ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (МАТЕРИАЛЬНЫХ И ДУХОВНЫХ) И ПРОДВИЖЕНИЯ НА РЫНОК КУЛЬТУРНЫХ УСЛУГ РЕЗУЛЬТАТОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВТОРОВ, РЕЖИССЕРОВ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ И Т.Д., РАБОТАЮЩИХ В ШОУ-БИЗНЕСЕ. Однако бизнесмен и менеджер не одно и то же.
Бизнесмен — это человек, который занимается чистой коммерцией, «делает деньги», владелец капитала, находящегося в обороте, приносящего доход. Разновидностью бизнеса является предпринимательство. Это вид деятельности еще более связывается с личностью человека, который осуществляет бизнес. Затевая новое дело, он вкладывает собственные средства в новое предприятие, новый проект и принимает на себя личный риск.
Организация
«ОРГАНИЗАЦИЯ» — этот термин является одним из ведущих понятий в теории менеджмента. ОРГАНИЗАЦИЯ (ФИРМА, АССОЦИАЦИЯ, КОНЦЕРН, ОБЪЕДИНЕНИЕ И Т.Д.) РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК ГРУППА ЛЮДЕЙ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОТОРЫХ СОЗНАТЕЛЬНО КООРДИНИРУЕТСЯ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ОБЩЕЙ ЦЕЛИ ИЛИ ЦЕЛЕЙ.
Виды организаций
В настоящее время в практике выделяют два вида организации — формальные и неформальные. Последние, как правило, возникают спонтанно, однако все члены вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организации нередко существуют в формальных организациях, за исключением небольших. Различие их заключается в том, что в неформальных организациях нет руководителей, а есть лидеры, а также в общепринятой практике в неформальной организации имеется одна общая цель, разделяемая и принимаемая всеми ее членами, а формальные имеют набор взаимосвязанных целей.
Источник: studfile.net
Теория менеджмента
Менеджмент – это профессиональная деятельность, направленная на достижение намеченных целей с помощью оптимального использования трудовых и материальных ресурсов на основе принципов, методов и функций экономического механизма теории менеджмента.
По своей сути этот термин является синонимом слова «управление». Однако «менеджмент» является более узким понятием и применяется только к управлению различными социальными и экономическими процессами в масштабах предприятия или организации. Это понятие включает в себя:
- маркетинг и прогнозирование рыночной конъюнктуры;
- изготовление товаров с минимальными затратами и получение максимальной прибыли от их реализации;
- анализ информации и составление плана достижения намеченной цели;
- управление персоналом, что подразумевает знание основ психологии и социологии.
Главное умение прирожденного менеджера состоит в способности успешно решать задачи. В небольшой фирме функции менеджера обычно выполняет сам директор. Но если фирма достигает средних и крупных размеров, то ему на помощь приходит менеджер (управляющий, организатор, руководитель). И нередко бывает, что именно благодаря своим профессиональным навыкам менеджер решает многие проблемы даже лучше, чем директор.
Теория менеджмента – это наука о методах и принципах такого управления. Для лучшего понимания этой научной дисциплины полезно рассмотреть ее историческое развитие. Эволюция теории менеджмента началась более сотни лет назад. Можно выделить 5 основных сформировавшихся школ управленческой мысли:
• Школа, акцентирующая внимание на научных методах менеджмента (с 1885г. по 1920 г.).
• Классическая школа (1920 – 1950 гг.).
• Школа, изучавшая влияние человеческих отношений (с 1930г. по 1950 г.).
• Бихевиористская школа, которую также называют школой поведенческих наук (с 1950г. по сегодняшний день).
• Математическая школа или количественный подход (с 1950г. по настоящее время).
В основе школы научного управления лежат принципы и идеи Фредерика Тейлора. Эта теория менеджмента уделяет большое внимание научному изучению каждого вида трудовой деятельности, специализации труда и внедрению дифференциальной системы оплаты. Тейлор считал, что, используя наблюдение, замеры, логику, можно существенно усовершенствовать операции ручного труда. Другими известными представителями этого направления являются Генри Гантт, супруги Лилиан и Фрэнк Гилбреты.
Основоположником классической школы стал Анри Файоль. Ее представители впервые отделили управление от производства, выделив его в самостоятельный вид деятельности. Эта теория менеджмента делала акцент на совершенствовании и разработке принципов процесса управления предприятием в целом. А. Файоль разработал 14 универсальных принципов управления, а М. Вебер сформулировал основы бюрократического подхода к управлению.
Доктрина «человеческих отношений» стала краеугольным камнем следующей школы менеджмента – школы, которая рассматривала организацию как конкретную «социальную систему». Основатели этой школы (Элтон Мейо, Абрахам Маслоу, Фриц Ротлисбергер) заметили, что на производительность труда оказывают влияние потребности человека. Согласно их мнению, менеджер должен стремиться к неформальному лидерству и завоевывать «благосклонность людей».
В отличие от сторонников школы человеческих отношений, которые делали акцент на потребностях отдельного человека, представители бихевиористской школы (Ф. Герцберг, К. Арджирис , Д. Мак-Грегор, Р. Лайнкерт) рассматривали и изучали поведение людей в группе как формальной, так и неформальной. В этих двух школах разрабатываются теории мотивации в менеджменте.
В математической школе управление является конкретным логическим процессом, который можно описать соответствующей математической моделью. Поэтому внимание направлено на экономико-математические методы, использование статистики и компьютеризацию управления организацией. Среди основателей этой школы наиболее известны Г. Смои, Д. Вудворд, Д. Марч, Г. Акофф, Н. Лоуре, Д. Томпсон.
Взаимосвязь вышеперечисленных школ приводит к созданию высокоэффективного менеджмента. Каждое направление подобно нити каната управления, которые, переплетаясь между собой, создают наивысшую прочность. Современная теория менеджмента вобрала в себя и продолжает углублять и развивать все лучшие достижения и идеи каждой школы.
Источник: fb.ru