В статье, исходя из имеющихся в словарных и научных изданиях дефиниций бизнеса , нравственности и морали, предложено авторское определение нравственного бизнеса . При помощи методологии модерна и постмодерна системы морально-нравственных ценностей дифференцированы на традиционную, модернистскую и постмодернистскую. Проанализированы данные экспертных опросов на предмет становления в Республиках Татарстан и Марий Эл предпринимательства , основанного на том или ином типе нравственности .
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тюленев Александр Иванович
Социальный капитал современного российского предпринимательства
Предпринимательство в структуре среднего класса региональных сообществ: к постановке проблемы
Нравственно-этические и институциональные аспекты российского бизнеса
Этика и бизнес: апология практического разума
Региональное предпринимательство в зеркале мнений экспертов по бизнесу (на материалах республики Татарстан и республики Марий Эл)
Амортизация простыми словами за 3 минуты
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ethical Business as a Problem of Sociological Science and Social Practice
Based on definitions of the notions of “business”, “ethics” and “morality” given in reference and scholar books, the paper presents the definition of “ethical business”. The systems of moral and ethical values are divided into modernist and postmodernist ones in the framework of modern and postmodern methodology. The author analyzes data of expert polls concerning formation of Tatartstan and Mari El entrepreneurship based on different types of ethics.
Текст научной работы на тему «Нравственный бизнес как проблема социологической науки и социальной практики»
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 1
Нравственный бизнес как проблема социологической науки и социальной практики
Кандидат социологических наук, доцент кафедры социальных наук и технологий Поволжского государственного технологического университета, г. Йошкар-Ола
В статье, исходя из имеющихся в словарных и научных изданиях дефиниций бизнеса, нравственности и морали, предложено авторское определение нравственного бизнеса. При помощи методологии модерна и постмодерна системы морально-нравственных ценностей дифференцированы на традиционную, модернистскую и постмодернистскую. Проанализированы данные экспертных опросов на предмет становления в Республиках Татарстан и Марий Эл предпринимательства, основанного на том или ином типе нравственности.
Ключевые слова: бизнес, предпринимательство, мораль, нравственность, нравственный бизнес.
С некоторых пор на фронтоне известного университета появился девиз, гласящий: «Стань успешным!». К сожалению, до сего момента к нему не приложено никаких объяснений на предмет, как и за счет чего в нынешней России можно добиться успеха? Впрочем, девиз в силу предельной краткости чаще всего допускает и даже провоцирует различные толкования своего значения. Однако есть и более определенные по смыслу лаконичные изречения. Например, девиз, авторство которого приписывают Чингисхану: «Мало стать первым, нужно, чтобы все остальные сдохли!» [см.: 1].
Что такое Бизнес? | 7 шагов для запуска малого и среднего бизнеса с нуля | Максим Бурлай
Не думаем, что в случае с «успешным» лозунгом дело обстоит так мрачно и безысходно аморально, как с девизом великого покорителя народов, но поразмышлять над его нравственной начинкой не помешает. Поразмышлять, принимая в расчет особенности конкретных сфер, видов и форм человеческой деятельности. В частности, специфику бизнеса, занятие которым в условиях реставрации капитализма как проявления дальнейшей модернизации индустриального российского социума, по убеждению многих, способно вознести энергичного, делового человека на гребень успеха. При этом убежденные в успехе всякого предпринимательского начинания назойливо долдонят о необходимости бизнеса нравственного, ориентированного не столько на личное обогащение, сколько на достижение общественной пользы.
Точных и конкретных дефиниций понятию «нравственный бизнес», правда, поборники такого бизнеса не дают, ограничиваясь пустыми витиеватыми и вычурными фразами. Вот пример такой абстрактной дефиниции. «Нравственный бизнес — это бизнес, который строится по очень высоким нравственным стандартам и ради высокой цели. Нравственный бизнес — это не просто бизнес, который ведут по-честному. Это гораздо больше. Это — бизнес, который строится не для личного обогащения владельца, а для большой цели, для пользы общества» [см.: 2].
Бизнес в Словаре иностранных слов Н.Г. Комлева определяется как коммерческая деятельность, дающая прибыль; предпринимательство, дело [см.: 3, с. 55]. В Словаре русского языка С.И. Ожегова уточняется, что бизнес является источником личного обогащения [см.: 4, с. 47]. Нравственность
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 1
Словарь С.И. Ожегова дефинирует как правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также как подчиненное правилам поведение [см.: 4, с. 384].
Синтезируя смыслы понятий бизнеса и нравственности, определим «нравственный бизнес» как хозяйственную деятельность, нацеленную на получение выгоды в рамках некоторых правил и предполагающую наличие у ее субъектов комплекса духовных и душевных качеств, этим правилам адекватных или, по меньшей мере, не противоречащих.
Вне связи с нравственностью, бизнес синоним предпринимательства, выражает собой три ипостаси и три проявления сущностных сторон деловой активности. 1. Бизнес — это форма или разновидность хозяйственной практики, имеющая целью извлечение прибыли из предпринимаемых начинаний.
2. Бизнес — это личностная черта, определяемая понятием «предприимчивость». 3. Бизнес — это особая группа лиц, реализующих имеющуюся склонность к предприимчивости в хозяйственной деятельности.
В классической социологии М. Вебера нравственность ассоциируется с нравами, под которыми понимается фактически существующая возможность единообразия в установках социального поведения [см.: 5, с. 634].
В современной социологии нравственность обычно сопрягается с понятием морали. При этом мораль и нравственность рассматривают как близкие по смыслу понятия. Конкретизируя различие между нравственностью и моралью, дефиниции последней сводят в две основные группы. В первом случае мораль определяется как совокупность личностных черт, таких как правдивость, честность, доброта, вежливость, бережливость и т.п. Во втором — под моралью понимается комплекс таких нравственных требований, как «не лги», «не кради», «не убий», и т.д. [см.: 6, с. 11-12].
Нетрудно заметить, что в приведенных дефинициях мораль и нравственность предстают не как сумма абстрактных благостных пожеланий, а как система конкретных, родственных личностных качеств и социальных норм, обладающих свойством категорического императива И. Канта.
Помимо конкретности и принудительности личностные качества и социальные нормы, согласно модернистской и постмодернистской парадигмам, обладают способностью эволюционировать по мере движения социума от традиции к модерну и от модерна к постмодерну. Типичным примером традиционных моральных кодексов являются феодальные системы нравственных норм христианства и ислама, обернутые в оболочку религиозных представлений. Абстрагируясь от изложения христианской и исламской морали, отметим только, что главной направленностью этики христианства и ислама выступает
почитание и прославление Бога как источника и воплощения нравственных ценностей.
Образцом модернистской морали служит комплекс нравственных добродетелей Б. Франклина, представленный афоризмом: «Вставай пораньше — и за работу: отоспишься в могиле» [см.: 7]. Модернистская мораль, как и мораль традиционная, теологична, покоится на догмах и принципах религии. Только религии осовремененной, подвергшейся буржуазной реформации, вроде протестантизма, старообрядчества или джадидизма.
Наконец, мораль постмодернистского типа, определяющая в числе прочего и предпринимательскую активность, в самом общем виде представляет собой комплекс моральных требований, соблюдение которых обеспечивает нравственное здоровье человека и общества. Содержание постмодернистской морали эксплицируется и конкретизируется, в частности, в коммунитарной парадигме (communitarian paradigm) А. Этциони.
Коммунитарная парадигма американского социолога базируется на универсальном характере прав человека, таких ценностях, как независимость и добровольность действий, основанных на взаимном согласии. Она подвергает ревизии старое золотое правило нравственности: «Веди себя по отношению к людям так, как они, по твоему мнению, должны вести себя по отношению к тебе!» Формула постмодернистской нравственности гласит: «Уважай и поддерживай нравственный порядок в обществе, если хочешь, чтобы общество уважало и поддерживало твою независимость!» В конечном счете, коммуни-тарная парадигма А. Этциони сводится к утверждению, что современное здоровое общество должно обеспечивать баланс между независимостью личности и социальным порядком; причем порядок этот доброволен и ограничен основными ценностями, а не навязан и не имеет всепроникающего характера [см.: 8, с. 316-334].
Таким образом, в отличие от современных отечественных радетелей нравственного бизнеса, нарочито склоняющихся к приоритету «общественной пользы», американский социолог не пытается вырыть пропасть между частным интересом и общественным благом. Напротив, он проповедует необходимость соблюдения разумного баланса между «общественным благом и индивидуальным выбором».
К числу особенностей постмодернистской морали отнесем также отказ от жесткой установки на потусторонний, трансцендентный характер нравственных ценностей. Так, в частности, один из столпов постмодернистской парадигмы Р. Инглегарт утверждает, что важным проявлением культурного сдвига в зрелом индустриальном обществе выступает распространение нерелигиозных, постматериалистических ориентаций, ведущее к снижению прежней значимости норм религиозной морали, по-
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 1
скольку последние неизбежно вступают в конфликт со свободой индивидуального самовыражения [см.:
Важнейшим индикатором современного нравственно здорового социума, с точки зрения Ф. Фукуямы, следует считать степень доверия в обществе, отдельных его сферах и средах. Доверие, по мнению американского социолога, выступает объединяющим началом социального капитала, или комплекса общепринятых норм и ценностей, позволяющих индивидам и группам сотрудничать друг с другом [см.:
Итак, исходя из анализа представленных концепций нравственности, выскажем предположение, что нравственный бизнес есть фикция или идеологема, созданная методом гипостазирования для достижения определенных идеологических целей. В частности, для придания «человеческого» лица нынешнему российскому бизнесу, одержимому стремлением к извлечению прибыли любой ценой, игнорируя какие-либо нравственные скрепы: традиционные, модернистские или постмодернистские. Такое положение вещей естественно для общества, вернувшегося на «столбовую дорогу» развития человечества к рубежу «дикого капитализма» и делающего лишь первые робкие шаги на пути к цивилизации социальных действий и взаимодействий, в частности, ведения рациональной предпринимательской деятельности.
Верифицируем сделанное предположение данными экспертных опросов, проведенных в 2009 и 2013 гг. в Республиках Татарстан и Марий Эл, в которых приняло участие по 50 экспертов, теоретиков предпринимательства и успешно практикующих бизнесменов. Принимая в расчет небольшой объем статьи, возьмем только один показатель, уровень доверия в региональных сообществах и трудовой сфере, где в основном реализуется предпринимательский капитал представителей деловых кругов РТ и РМЭ.
Результаты экспертных опросов представим в виде диаграмм.
Содержащиеся в диаграмме 1 данные свидетельствуют, что за прошедшие с момента проведения первого опроса годы произошел существенный рост «средних» показателей уровня доверия. Особенно заметен этот рост в РТ, где в 2013 г.
«средний» рейтинг доверия оказал-232
ся на первом месте, едва ли не в три раза превысив «низкий».
Диаграмма 2 иллюстрирует два разных процесса. В РТ сохраняются стабильно высокие показатели «средних» оценок степени доверия в трудовой сфере при заметном падении рейтинга «низких». Тогда как в РМЭ уровень «средних» оценок уровня доверия в сфере труда падает, а планка «низких» индикаторов, наоборот, поднимается.
РТ (2009) РТ (2013) РМЭ (2009) РМЭ (2013)
Диаграмма 1. Уровень доверия в региональном сообществе в целом
РТ (2009) РТ (2013) РМЭ (2009) РМЭ (2013)
Диаграмма 2. Уровень доверия в трудовой сфере
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 1
способен эволюционировать, в частности, по линии «традиция — модерн — постмодерн». Результаты экспертных опросов позволяют зримо представить изменения, происходящие в такой интегральной компоненте морально-нравственных систем РТ и РМЭ, как уровень доверия в трудовой сфере и региональном сообществе в целом. Опросные данные указывают на некоторые тенденции к улучшению морального климата в обследованных регионах, что, очевидно, должно привнести в татарстанский и мариэловский бизнес живительную струю нравственности. Вместе с тем, рассмотренный в статье пласт экспертных оценок не дает оснований для утверждений, какой именно тип морали, традиционный, модернистский или постмодернистский преобладает в РТ и РМЭ и, соответственно, становлению какого типа нравственного бизнеса он способствует.
Исходя из ориентации части российского общества и правящей элиты на постмодернистский путь развития, главная задача социологической науки и социальной практики видится в том, чтобы выявить факторы и создать предпосылки, способствующие институционализации постмодернистской модели нравственного бизнеса в условиях «догоняющей модернизации».
1. Девизы. — URL: http://insigenov74.ucoz.ru/publ/ devizy/1-1-0-2 (дата обращения: 11.01.2015 г.).
2. Что такое нравственный бизнес? — URL: http:// delozadelo.ru/post/chto-takoe-nravstvennyy-biznes-97.html (дата обращения: 12.01.2015 г.).
3. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. — М.: Эксмо, 2006. — 672 с.
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М.: «Сов. Энциклопедия», 1973. — 846 с.
5. Вебер М. Основные понятия социологии. Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990. -808 с.
6. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. — М.: Гарда-рики, 1998. — 472 с.
7. Бенджамин Ф. — URL: http://provizorii.ru/index. php (дата обращения: 12.01.2015 г.).
8. Этциони А. Новое золотое правило, Сообщество и нравственность в демократическом обществе // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. — М.: Academia, 1999. — С. 316-334.
9. Инглегарт Р. Культурный сдвиг в зрелом индустриальном обществе // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. — М.: Academia, 1999. — С. 245-260.
10. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию: [пер. с англ.]. — М.: АСТ Москва: Хранитель, 2006. — 730 с.
Ethical Business as a Problem of Sociological Science and Social Practice
Volga State University of Technology
Based on definitions of the notions of “business ”, “ethics ” and “morality ” given in reference and scholar books, the paper presents the definition of “ethical business”. The systems of moral and ethical values are divided into modernist and postmodernist ones in the framework of modern and postmodern methodology. The author analyzes data of expert polls concerning formation of Tatartstan and Mari El entrepreneurship based on different types of ethics.
Key words: business, entrepreneurship, morals, morality, ethical business.
Источник: cyberleninka.ru
Важность этики и морали
Рецензент: Элиза Шенбергер, MBA. Южное_агентство / E + / GettyImages
Помимо значимости вашей работы, ведение бизнеса в соответствии с этическими и моральными принципами имеет финансовый смысл. Когда ваши клиенты доверяют и уважают вас, они с большей вероятностью обратятся к вам снова. Когда вы привносите добросовестность в продукты и услуги, которые вы предоставляете, у вас будет прочный фундамент, который позволит вам с убеждением поддерживать эти предложения и строить прочные отношения с людьми, которые их покупают.
Что такое мораль?
Этика — это общая система убеждений, определяющая ваши убеждения о добре и зле. Мораль — это конкретные принципы, посредством которых проявляется ваша система этических убеждений. В традиционной философии этические идеи обычно выражаются в терминах мотивации или последствий.
Этическая система, основанная на мотивации, будет учитывать более крупную идею, лежащую в основе действия, например, хорошо ли вы относитесь к своим клиентам, потому что все люди заслуживают хорошего отношения. Этический принцип, основанный на последствиях, будет определять, считают ли ваши клиенты, что к ним относятся с уважением, независимо от того, уважаете ли вы их на самом деле или нет. Моральный поступок, связанный с уважением к клиентам, может казаться покупателю одинаковым, независимо от того, делаете ли вы это, потому что это правильно или потому, что это целесообразно.
Этика и мораль в бизнесе
Владельцы бизнеса — это люди с различными системами убеждений и кодексами поведения, а этика и мораль очень по-разному действуют в разных компаниях. Для некоторых предпринимателей этика и мораль лежат в основе того, почему они вообще ведут бизнес. Это особенно верно в отношении предприятий, которые основаны с определенной целью, например, для разработки экологически чистых технологий или для импорта товаров справедливой торговли. Другие владельцы бизнеса управляют своими компаниями как продолжение своих личных ценностей, например, доброжелательно относясь к клиентам и сотрудникам. Справедливые транзакции также являются моральными, и владелец бизнеса может применять этические и моральные принципы к таким практикам, как предоставление качественных продуктов и услуг, своевременная оплата счетов и предоставление точных сдач.
Кодексы этики
Многие компании публикуют свои этические кодексы, в которых подробно излагаются руководящие принципы и приверженность морально здоровой деятельности. Но недостаточно просто написать и опубликовать этический кодекс: вы и ваши сотрудники также должны использовать этот кодекс во всех аспектах своей повседневной деятельности. В лучшем случае кодексы деловой этики — это инструменты, которые напоминают руководству и сотрудникам о более глубокой цели деятельности компании. Четко сформулированный этический кодекс также может дать сотрудникам возможность вести себя в соответствии с указанным кодексом.
Размещение ваших конкретных этических принципов поможет избежать путаницы, когда дело касается обслуживания клиентов и деловой практики. В бизнесе существует множество различных этических рамок; до прихода в вашу организацию новые сотрудники могли работать у совершенно разных сотрудников.
Источник: ru1.financieremedia.com
Первые шаги в бизнесе для человека с высокими моральными принципами.
Деловые отношения с партнерами, включая денежные, можно вести на принципах доверия, или на принципах жесткой юридической регламентации сделок на основе договоров, четко разделяя между собой моральные нормы и истинные бизнес-интересы. Первое применимо к межличностными отношениям (отношениям между людьми), построенным на принципах доверия. Второе понятие применимо к межсубъектным отношениям, построенным сугубо на юридической основе — подписантами договоров, стенографирование всех переговоров, оформление всех заказов и предварительных договоренностей в виде документов.
Деловые отношения, построенные на доверии, как правило, осуществляются между близкими людьми и строятся на принципах морали и высокой нравственности. По определению «Мораль, это особая форма отношений, принадлежащих к числу основных нормативно-регуляционных типов, таких как обычаи, традиции, представления о порядочности ….». То есть, мораль в бизнесе – безапелляционная уверенность, что партнер никогда не обманет вас, заставляющая вас отказаться от какой-либо юридической защиты ваших контрастов или договоренностей.
В силу этого криминальная ответственность за нарушения моральных принципов не предусмотрена. Потому, если ваш партнер оказался нечестным человеком и кинул вас, жаловаться можно только господу Богу. А раз так, то насколько близким другом или заслуживающим доверия родственником вы не считали бы своего партнера, во избежание любых коммерческих неприятностей все сделки должны оформляться юридическими договорами в интересах обеих сторон, так как серьезный, а главное – безопасный бизнес, придерживаясь только моральных норм построить нельзя.
Ведение бизнеса очень похоже на игру в шахматы, с той лишь разницей, что правила игры в шахматы существуют давно и не изменяются на протяжении столетий, а правила ведения бизнеса прописываются сторонами каждый раз заново при подписании нового договора. Если один из подписантов обнаружив в тексте договора, какую-то лазейку, сумел использовать ее в своих интересах, а затем сумел отразить все претензии другой стороны, при необходимости даже в судах, то это не просто не повредит его имиджу. В реалиях нашего полукриминального бизнеса, где обман налоговой, клиентов и партнеров считается подвигом, даже улучшит его.
Потому не стоит рассчитывать, что кто-либо из тех, кто ведет с вами бизнес, будет морально-щепетильным по отношению к вам. А более 90-та %-тов наших бизнесменов сталкиваются с попытками обмана, подлога или мошенничества минимум 7 раз в год.
Хотя следует помнить, что априори не все обманщики и «кидалы». Мало того, в современном бизнесе существует два понятия о честности — стерильная, т.е. постоянная честность и честность, подчиненная бизнес-интересам. Поборники стерильной честности исповедуют моральные принципы, даже поступаясь где-то выгодой. Поборники честности, построенной на принципах бизнес-интересов, полагают, что, если поступать честно, много не заработаешь, потому и руководствуются исключительно собственными интересами, а не моралью.
Таким образом, принципы бизнеса и чистой морали вступают в противоречие. Ведь в современном бизнесе каждый вправе поступать исключительно так, как ему диктуют его жадность и совесть, о чем всегда нужно помнить, чтобы не дать себя обмануть, обокрасть или подставить.
А чтобы подобного не произошло, всегда следует помнить о 7-ми главных правилах безопасного бизнес-сотрудничества, позволяющих заставить любого нечестного партнера или компаньона придерживаться именно тех моральных принципов, которые вы не хотели бы нарушать:
1. Всегда помните, что кристально-честных людей в бизнесе нет. И если сегодня ваш партнер готов работать на вашу идею, или в желании помочь вам, то завтра он может изменить свое представление о количестве денег, необходимым ему для счастья, или о том, насколько далеко он может пойти, дабы получить их.
2. Никогда не работайте с партнером на принципах безусловного доверия. Соблазн денег велик, а человек слаб. Оформляйте все свои отношения официальными договорами, обязательно дублируя их, чтобы одна заверенная и подписанная копия всегда была и в вашем сейфе, и у вашего бизнес-партнера.
3. Готовя договор, не поленитесь вписать в раздел «Другие условия» несколько пунктов, которые в будущем, если партнер окажется не совсем добросовестным, защитят ваши интересы,
4. Перед подписанием договора, во избежание ошибок, проконсультируйтесь с грамотным юристом. Поверьте, деньги, потраченные на консультации, окупятся.
5. Всегда готовьтесь к худшему даже при самых доброжелательных и взаимовыгодных отношениях с партнером:
а) никогда не расслабляйтесь, помня, что вас могут попытаться обмануть;
б) всегда ищите слабые стороны в ваших партнерских отношениях, дабы выявлять возможности, которые может использовать ваш партнер, чтобы обмануть вас;
в) всегда просчитывайте ваши действия на случай обмана.
6. Настаивайте на изменении договора или отдельных пунктов его, если вы нашли в нем ошибку, способную привести к вашим денежным потерям. Саму возможность изменять договор по требованию любой из сторон при согласии второй, обязательно прописывайте в первоначальной и в последующей версии договора. Точно так же документально оставьте за собой возможность одностороннего разрыва договора на случай нечестности вашего партнера.
7. Помните, что вы являетесь единственным человеком на земле, которого действительно интересует ваша успешность, безопасность и материальное благополучие. А потому научитесь не только доверять любым своим негативным предчувствиям, но и заставлять себя делать все, чтобы ваш бизнес всегда был успешным, безопасным и выгодным, т.к. кроме вас этого не сделает никто.
Источник: bank-of-ideas.ru