3.Принадлежащий нанайцам.
Большой современный толковый словарь русского языка
нанайский
прил.
1) Относящийся к нанайцам, связанный с ними.
2) Свойственный нанайцам, характерный для них.
3) Принадлежащий нанайцам.Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
нанайский
нан`айский
Словарь русского языка Лопатина
нанайский
нанайский прил.
1) Относящийся к нанайцам, связанный с ними.
2) Свойственный нанайцам, характерный для них.
3) Принадлежащий нанайцам.Толковый словарь Ефремовой
нанайский
и нанейский, нанайская, нанайское. Прил. к нанайцы.
Толковый словарь русского языка Ушакова
нанайский
нанайский
Полный орфографический словарь русского языка
Примеры употребления слова нанайский в тексте
Почему нельзя подобным образом отнестись к русскоязычной нанайской литературе и исследовать, в какой форме существует она сейчас в виде творчества Петра Киле, который 23 года благополучно пробыл писателем нанайским и 23 года не очень благополучно существует как «не нанайский » писатель?
Нанайская община Хабаровска. Сикачи́-Аля́н
«Петербургский» («ленинградский») по самоопределению писатель вошел в литературу как писатель нанайский .
Источник: xn--b1advjcbct.xn--p1ai
Межнациональное согласие: как привлечь достаток в дом по-нанайски
В майских указах президента Владимира Путина содержится шесть поручений, касающихся обеспечения межнационального согласия. По их выполнению, межнациональные конфликты должны сойти на нет, культуры народов должны получить новый виток развития. Но на практике, не всегда все получается так гладко. Зато в нанайском культурном центре, который открыли представители краевого «Объединения по защите культуры прав и свобод коренных малочисленных народов Приамурья», кажется, нашли самый вкусный путь к «межнациональному согласию».
Без повода
Как рассказывает Леонид Сунгоркин, председатель краевого «Объединения по защите культуры прав и свобод коренных малочисленных народов Приамурья», традиционно нанайские пельмени бианси готовили на Новый год.
— У нанайцев на новый год считалось, что нужно до самого утра что-то есть и ни в коем случае не спать, иначе проспишь и упустишь свое счастье. Поэтому обычно всей семьей лепили много пельменей, чтобы до самого утра хватило, — поделился Леонид Сунгоркин.
Но не только простота и «экономичность» привлекали нанайцев. Форма этого блюда – полумесяц. Именно такой формой делали слитки золота и серебра китайцы. Потому и считалось, что пельмени в Новый год обязательно принесут богатство в дом.
Однако то, что Новый год давно прошел, не смутило хабаровских пятиклашек из школы № 10 и третьеклашек из начальной школы «Первые шаги». Больше 30 ребят пришли в нанайский центр, чтобы научиться лепить такие пельмешки, а затем и попробовать их.
В мастер-классе смогли поучаствовать все, а особенно увлеклись лепкой мальчишки. И пусть не у всех получались идеальные полумесяцы, азарта это не убавило. Пришлось даже замешивать дополнительную порцию теста. Те, кто уставал от лепки, вырезали традиционные нанайские орнаменты или пробовали себя в роли шамана: желающих постучать в бубен оказалось много. А были и те, кто просто отдыхал на традиционных нанайских лежанках.
Как продолжает Леонид Сунгоркин, прошедшая встреча была совсем не случайной.
— Несколько школ будут участвовать в нашем театральном фестивале, который пройдет 28 марта. Сейчас дети готовят постановки по мотивам сказок коренных народов. И мы решили собрать здесь ребят, чтобы они пообщались в неформальной обстановке, познакомились друг с другом. Конечно, можно было бы сделать с ними какие-то сувениры, обереги. Но пельмени-то лучше и вкуснее, — подытожил Леонид Сунгоркин.
Помогали организовать мастер-класс молодые актеры из театра «Бури». Правда, признавались потом помощники, они не ожидали, что справиться с 30-ю детьми будет так тяжело: за всеми нужно уследить, всех привлечь. Да и помещение, где теперь размещается нанайский культурный центр и репетирует постановку новый состав театра «Бури», не совсем приспособлено для таких больших групп. Тем не менее, не смотря на трудности, мастер-класс получился. И педагоги, сопровождавшие школьников, еще в середине мероприятия начали спрашивать – а нельзя ли повторить?
Рецепт нанайских пельменей бианси
Ингредиенты
- 2 яйца
- 450 г муки
- 250 г воды
- Для начинки:
- 400 г свиного фарша
- 300 г капусты
- 1-2 луковицы
- Соль по вкусу
В миску с мукой добавляем яйца и начинаем замешивать тесто. По мере того, как яйца «расходятся» в муке, добавляем воду. В итоге должно получиться обычное «крутон» тесто для пельменей. Солить тесто не обязательно, можно подсолить только фарш.
Даем тесту немного полежать и начинаем готовить начинку. В свиной фарш добавляем мелко нарезанные лук и капусту, подсаливаем. Чаще всего капусту нарезают также, как и лук – кубиками, а не соломкой. Лучше взять молодую капусту, чтобы не пришлось долго варить готовые пельмешки.
Помимо этого, можно добавить в фарш черный перец или другие приправы по вкусу.
Когда все готово можно приступать к лепке. «Колбаску» из теста нарезаем на небольшие кусочки, из которых раскатываем лепешки. В середину кладем фарш и начинаем залеплять будущий пельмень. Чтобы получились нанайские пельмени, придется немного потренироваться. С одного конца делаем две «защипки», одну из них плашмя слепляем с другими краями лепешки.
Затем снова на одном крае прищипываем тесто так, чтобы оно немного собралось, и соединяем «прищипку» снова с другим краем лепешки. Так до самого конца. Соединять края, как в обычных пельменях не нужно: в итоге должен получиться похожий на вареник полумесяц, но твердо «стоящий» на столе.
- Если вас интересует кухня других нардов мира, заходите в нашу новую рубрику «Кухня народов в Хабаровске».
Люблю следить за темами долгое время. Особенное внимание уделяю правам человека, животных, проблемам инвалидов и их реабилитации.
Источник: habinfo.ru
Нанайцы — коренной народ Дальнего Востока
Нанайцы являются коренным малочисленным народом Дальнего Востока. Народность принадлежит к носителям антропологического байкальского типа, с небольшой примесью китайского северного антропологического компонента. Всего в мире около 16 000 нанайцев.
Где живут
Нанайцы проживают на территории Китая и России вдоль берегов реки Амур и ее притоков Сунгари и Уссури, в Сахалинской области, в Приморском и Хабаровском крае.
Название
Этноним «нанай» состоит из двух частей: «на» переводится как земля, и «най», что означает человек. Вместе название народности означает земляной человек или человек земли. Ранее русские и европейцы называли нанайцев гольдами, тазами и ходзенами. В Китае народ называют хэчже и хэцзен.
Внешность
Одежда
Обувь и одежду нанайцы изготавливали из волокон крапивы и конопли, рыбьей кожи, шкур животных. Для нарядной одежды использовали шелк и парчу. Повседневные вещи шили из простых тканей.
Традиционная одежда этого народа состоит из штанов, халата кимонообразной формы с запахом на правую сторону, невысокой обуви и наговиц. Повседневная одежда состоит из нижнего и верхнего белья: рубашка энгэрэдэ, штаны пэру, наговицы гаро, обуви и головного убора. В качестве верхней одежды носили халат с подкладкой и без, зимний халат с ватной подкладкой.
Мужской халат шили выше колен, чтобы не мешал при ходьбе. В летнее время вместо халата надевали короткую безрукавку кандял. В качестве головного убора мужчины носили берестяную шляпу конической формы из пропаренного куска бересты. Крепился убор на голове с помощью двух тесемок. Зимой носили меховую шапку элдумэпсэ.
Пошитая из рыбьей кожи обувь очень теплая и называется согбома ота. Обувь из обработанных шкур животных носит название нантама ота. По покрою обувь нанайцев делилась на тунгусскую и амурскую.
Повседневная одежда нанайских женщин отличается некоторыми особенностями. Халат был длиннее мужского. Штаны носили двух типов: для незамужних они выкраивались с нагрудником, закрывающим грудь, который стягивался на поясе шнурком. Штаны для замужних тоже были с нагрудником, но он закрывал только нижнюю часть груди, чтобы женщине было удобно кормить грудью детей. Для работы у нанайцев была отдельная одежда, которая отличалась практичностью и прочностью.
Одежда праздничная отличается отделкой и украшениями. Обязательный элемент праздничного наряда мужчины — пояс омол, ширина которого 10-15 см, а длина до 4 метров. Им оборачивали талию 2 или 3 раза, а концы с орнаментом оставляли свободно свисать.
Жизнь
Из всех хозяйственных занятий самым важным было рыболовство. У нанайцев были высокоспециализированные орудия для этого промысла. Охота раньше занимала одно из основных мест в хозяйстве, но к 19 веку уже не была столь значительной. Охотились ради мяса и меха. На копытных охотились с помощью ямы-ловушки и засек, использовали самострелы.
Для охоты на медведя делали петли из толстой шкуры лося и применяли копье гиду.
Нанайцы держали ездовых собак, передвигались на берестяных, дощатых и долбленых лодках, лыжах и санях нартах. Развито было у народа кузнечное ремесло. Мужчины занимались обработкой кости, металла и дерева, женщины вышивали, шили одежду и обувь, плели циновки и корзины.
Жилище
У нанайцев существует 2 типа поселений: сезонные и постоянные. При постройке жилища было важно расположить его неподалеку от источника воды: реки или озера. Самый древний вид жилища этого народа — землянка серома и полуземлянка хурбу. Землянки строили на откосе берега и обрывах террас.
Наземное распространенное жилище — дом хагдун. Стены для него изготавливали из жердей, камышовых плетеных фашин и тальника. Их обмазывали смесью из глины с шерстью или травой. Основная конструкция дома — это отопительная лежанка накан. Именно по ней определялись размеры жилища.
Накан был основным местом, где жили люди. Там они работали, ели и спали.
Еда
Кухня нанайцев довольно специфичная, но сытная. Для приготовления блюд используется мясо, рыба, крупы, бобовые и картофель, который начали выращивать в конце 19 века. Из ягод в пищу употребляют голубику, клюкву и бруснику, делают из них напитки и добавляют в салаты. Из дрожжевого теста и теста, приготовленного из ягод черемухи, пекут лепешки.
Нанайцы готовят холодец, мясные супы, заправленные травами, свежие салаты из диких растений. Раньше они выменивали у русских муку и крупу в обмен на пушнину.
Рыбу сушат, вялят, жарят, варят, замораживают и едят в сыром виде. В 19 веке нанайцы научились коптить и засаливать рыбу. В сыром виде едят головы некоторых видов рыб, основную часть тушек сазанов, почки, печень, костный мозг крупных животных.
Религия
Издавна традиционным верованием нанайцев был шаманизм. Они одухотворяли и одушевляли силы природы, верили в гармонию отношений между природой и человеком. Основой верования нанайцев были анимистические представления, которые сочетались с магией, фетишизмом и тотемизмом. Они верили, что в тайге, на небе, земле и в воде живут духи, влияющие на судьбы и жизни людей. Нанайцы изготавливали фигурки духов, которые играли важную роль в религиозных обрядах.
Мировоззрение нанайцев делилось на три сферы:
- верхняя — небесный мир
- средняя — земной мир
- нижняя — подземный мир.
Связующим между духом и людьми был шаман. Он лечил больных, предсказывал будущее и доставлял умерших в мир мертвых. Шаманы делились на категории:
- сиуринку саман занимался врачеванием;
- нигмантэй саман лечил и проводил обряды при первых поминках;
- касса саман доставлял души умерших в загробный мир.
Первыми двумя категориями шаманов могли быть женщины и мужчины. Шаманом третьей категории мог быть только мужчина.
Во второй половине 19 века народ был обращен в православие, но продолжал сохранять традиционные верования и обряды.
Язык
Нанайский язык принадлежит к группе тунгусо-маньчжурских языков. Проживающие на территории России нанайцы используют письменность на основе кириллицы. В Китае этот язык практически бесписьменный. В отдельных изданиях, в которых обсуждается нанайский язык, используют для транскрипции пиньинь — систему романизации для путунхуа.
В нанайском есть два наречия и три диалекта:
- бикинский
- горинский
- кур-урмийский
Культура
У нанайцев богатое и разнообразное устное народное творчество. Основные фольклорные жанры:
- тэлунгу — мифологический рассказ или миф, легенда, предание;
- сиохор — сказка, заимствованная у других народов;
- нингман — волшебная сказка, сказка-миф;
- деуруэн — приговорки, скороговорки;
- намбокан — загадки, шаманские песнопения, плачи, песни дярин.
Очень развито у народа песенно-танцевальное искусство. У нанайцев существует много ансамблей, проводятся различные фестивали песни и танца.
Традиции
Хозяйственный календарь нанайцев включает в себя 5 месяцев с названиями рыб, что говорит о важности рыбного промысла в жизни этого народа.
Нанайцы пользовались различными амулетами, чтобы уберечь себя от злых духов. Особенное внимание уделялось беременным женщинам и новорожденным. Они носили специальные обереги.
Существовал у народа культ огня. Дома каждый день «кормили» огонь очага, в тайге — огонь костра. В каждом жилище была фигурка духа покровителя дома и семейства диулин. Нанайцы верили, что он оберегал здоровье всей семьи и помогал при охоте на пушного зверя.
По умершему проводили ряд поминок. Первые — сразу после смерти, затем на седьмой день. Считалось, что в эти дни душа умершего возвращается после обхода всех мест, где он был при жизни. Все родственники умершего принимали участие в похоронном обряде. Хоронили человека на 2 или 3 день после смерти.
Дальние родственники и соседи клали в гроб умершего нож, топор, котелок, нож, блюдце и тарелку. Женщинам кроме этого клали ее ножницы.
Нанайцы считали, что душа умершего человека после смерти в течение года находится в маленькой куколке из дерева, которая называется «пане». Каждый день эту куколку кормили, а через год шаман отправлял душу в загробный мир. До конца 19 века умерших хоронили в больших наземных «домах».
Существуют у нанайцев также и свадебные обряды и традиции. Родители заранее выбирали детям невесту и жениха, заключали с их родственниками соглашение. Жених должен был отдать отцу невесты большой выкуп в виде денег или дорогих тканей, драгоценных металлов. На разницу в возрасте между будущими супругами не обращали внимания, нередко она могла достигать и 25 лет, причем старше иногда был не только жених, но и невеста.
У народа была традиция, согласно которой девочку в малолетнем возрасте забирали в семью будущего мужа и растили до половозрелого возраста, приучали к традициям своей семьи.
Свадьба состояла из сватовства, выкупа, получения приданого, праздничного застолья и переезда жены в дом мужа. Между договором и сватаньем мог пройти год и больше, так как для мужчины законным брачным возрастом было 17-19 лет, для женщины — 16-17 лет. Согласие на свадьбу давала мать невесты, но сразу ответ давать было неприлично.
Во время свадьбы нанайцы проводили обряды с жертвоприношениями божествам. Проводились свадебные обряды, которые приносят в дом молодых достаток и благополучие. Например, невеста должна два раза ногой ступить в котел, первый раз у себя дома, второй — в доме мужа. После свадьбы невеста не могла уйти сразу жить в дом мужа.
Еще 3 дня или даже год после свадьбы она жила с родителями, потом уходила в новый дом навсегда. У представителей нанайской знати могло быть много жен.
Рождение ребенка всегда считается у нанайцев большим праздником. А если женщина рожала двойню, это было еще более радостным событием. С древних времен у нанайцев существует культ «адау» в честь близнецов. Всю жизнь их считают священными людьми и верят, что один из них обладает властью над животными, второй является покровителем духов воды.
- Стоит ли ехать на озёра в Кировской области
- Адыгейцы — законодатели мод и лучшие воины
- Искусство и гуманитарные науки в Гвинее
- Топ 5 отелей для снорклинга в Египте
- Окурджалар всё включено в Мае
Источник: travelask.ru