Об эксперте : Евгений Колбин, генеральный директор SberCloud.
Планирование непрерывности бизнеса (Business Continuity Planning) — обязательная практика во всех крупных зарубежных компаниях. Но, согласно опросу Gartner, только 12% из них заявили, что были готовы к кризису во время пандемии. BCP учит ожидать неожиданного, но кто мог предвидеть сложности такого масштаба: внезапно закрыть все офисы и отправить по домам тысячи сотрудников, в том числе и тех, кому нужен постоянный доступ ко всей ИТ-инфраструктуре компании. Коронавирус выявил слабые места в программах Business Continuity по всему миру.
Для российских компаний нынешний кризис, возможно, стал первым важным поводом серьезно задуматься о BCP, особенно в сегменте IT-инфраструктуры. Пострадавшие отрасли — из-за необходимости экономить и сохранить бизнес в условиях падения спроса, взлетевшие — из-за возросших нагрузок на процессы. Компании, в свое время начавшие использовать облако, быстро адаптировались и выиграли в ситуации локдауна, остальные — наверстывают упущенное.
Непрерывность бизнеса
С какими вызовами столкнулся бизнес в пандемию
Онлайн-продажи одной из сетей спортивных магазинов выросли в семь раз и полностью заменили офлайн. Для многих компаний в сфере ретейла такая динамика означала, что они смогут выжить во время кризиса. Но, так как онлайн стал практически единственным источником дохода многих компаний, цена сбоя в ИТ-системах выросла . Положение обостряется высокой конкуренцией в онлайне: покупателю ничего не стоит уйти к другому ретейлеру, если что-то идет не так хотя бы две секунды. Упомяну и репутационные риски: если оператор call-центра не может загрузить информацию о заказе во время разговора с клиентом, последний оставит отрицательный отзыв. А что, если в интернете появляются десятки таких отзывов в день?
Важным фактором в контексте пандемии стало планирование бюджетов в крупных компаниях . Когда происходит нештатная ситуация или резко возрастает нагрузка на ИТ-системы, корпорации в силу внутренних регламентов не могут оперативно выделить средства на закупку и развертывание собственных физических серверов.
Как облака поддерживают непрерывность бизнеса
1. Высокая гибкость
Недавно я говорил с руководителями компаний, которые сказали, что во время пандемии испытали эквивалент трех Черных пятниц за неделю. А на подготовку инфраструктуры к одному такому дню бизнес может тратить до полугода. Если вы попытаетесь справиться с аналогичным ростом спроса с устаревшим хостингом или на голом «железе», то столкнетесь с большими проблемами, которые приведут к потере клиентов. Благодаря облачной инфраструктуре предприятия любого размера могут быстро разворачивать дополнительные ресурсы, учитывая новые требования.

При резком возрастании спроса, бизнес-активности и, соответственно, — нагрузки, увеличение мощности облачной ИТ-системы занимает минуты . Во время менее интенсивной работы можно также быстро снизить потребление вычислительных ресурсов. Особенно повезло тем компаниям, которые до пандемии успели не просто мигрировать в облако, но перейти на модель Cloud Native : им вообще не пришлось тратить время и ресурсы на то, чтобы отслеживать резкие колебания нагрузок — вычислительные мощности масштабировались автоматически.
Что такое непрерывность бизнеса
2. Хранение данных
Объем данных компаний растет в геометрической прогрессии, в том числе из-за цифровизации: оборудование на многих заводах сейчас оснащено датчиками, которые постоянно передают данные. Интернет- и телеком-компании также получают и хранят невероятное количество данных. Эту информацию необходимо где-то хранить для будущего анализа, при этом обеспечив резервные копии. Учитывая сокращения бюджетов, облака становятся оптимальным решением для бэкапа , и нередко это — первые пробы компаний перед дальнейшим использованием облачных технологий. В этом плане крупные предприятия быстро находят общий язык со SberCloud, потому что у них идентичные требования к безопасности и защите персональных данных в рамках федерального законодательства.
В производственных сферах непрерывность бизнеса поддерживают технологии IoT и Digital Twin . Например, исправность оборудования в нефтяной отрасли контролируют тысячи датчиков, которые в режиме реального времени передают данные для анализа. Их нужно оперативно обрабатывать и хранить. Для этого необходимы огромные мощности, а разворачивать ЦОДы самостоятельно очень дорого. К тому же средний срок жизни ЦОДов — около пяти лет, а облачные провайдеры избавляют от необходимости регулярно реинвестировать в инфраструктуру.
3. Резервное копирование и быстрое восстановление
Стоимость отказа ИТ-систем в постковидной экономике стала заметно выше, так что бизнес начал чаще думать о резервном копировании и восстановлении данных. Это опции, которые логичнее и безопаснее реализовать в облаке, даже если вы используете классический On-Prem. Хотя и рекомендуется поддерживать определенный уровень аппаратной избыточности, аварийное восстановление как услуга (DRaaS) использует аппаратно-независимые возможности виртуализации облака . Это обеспечивает беспроблемное, безопасное резервное копирование системы и данных в сочетании с почти мгновенным переключением при сбое и более эффективным восстановлением.
4. Адаптация к новым условиям
Весной этого года на удаленку ушли, по оценкам, до 80% работающих россиян. Притом количество коммуникаций выросло в несколько раз : в кризис компаниям приходится чаще принимать сложные оперативные решения. На помощь пришли облачные сервисы коллективной работы — Zoom, Slack или Microsoft Teams.
Гигантский объем удаленных коммуникаций невозможно было бы обеспечить без адаптирующейся сетевой инфраструктуры . Компания Zoom, чтобы справиться с 30-кратным ростом количества видеозвонков, оперативно перенесла все свои данные и вычисления в облако, а сервис Microsoft Teams изначально размещался в облаке Azure.
5. Безопасность
Облака помогли и тем компаниям, для которых вопросы ИТ-безопасности стоят в приоритете. Современная облачная инфраструктура означает возможность гранулярного доступа для сотрудников : ИТ-менеджмент может контролировать, кто, когда и какими ресурсами воспользовался. Безопасно делиться частью инфраструктуры можно не только с сотрудниками, но и с внешними подрядчиками и партнерами, чтобы не тормозить развитие проектов.
Кроме того, облачные провайдеры берут на себя значительную часть усилий по обеспечению безопасности информационных систем клиентов . Согласно отчету Cloudflare, в марте 2020 года, с началом пандемии, количество онлайн-угроз выросло в шесть раз по сравнению с обычным уровнем. Облачные провайдеры максимально снижают такие риски, так как регулярно и много инвестируют в самые современные решения в области кибербезопасности.
Неизвестно, сколько на самом деле продлится пандемия и сколько «волн самоизоляции» нас еще ждет: прямо сейчас весь бизнес работает в условиях неопределенности. Согласно опросу Gartner, только 2% компаний верят в то, что их бизнес будет работать как раньше. Готовимся и не прерываем начатое.
Запросите бесплатную консультацию по вашему проекту
Источник: cloud.ru
Политика непрерывности бизнеса
В политике в области непрерывности бизнеса установлена структура, в соответствии с которой ANCOR удовлетворяет требования в области обеспечения непрерывности бизнеса со стороны своих потребителей и партнеров. Основой выполнения этих требований является внедрение системы менеджмента непрерывности бизнеса (СМНБ). Менеджмент непрерывности бизнеса внедряется в организации для обеспечения стабильности поставок ключевых услуг в случае любых нарушений или разрушений своей деятельности.
Цели
Политика в области непрерывности бизнеса организации обеспечивает непрерывность бизнеса путем:
- установления и поддержания в рабочем состояний СМНБ;
- идентификации ключевых услуг и соответствующих критических видов деятельности, процессов и ресурсов;
- оценки риска и анализа воздействий на ключевые услуги, соответствующие им критические виды деятельности, процессы и ресурсы;
- определения и внедрения стратегий снижения риска, позволяющих уменьшить воздействия нарушений и разрушений на ключевые услуги;
- разработки и внедрения планов, направленных на обеспечение непрерывности поставки ключевых услуг на минимально приемлемом уровне после нарушения и/или разрушения бизнеса;
- управления активацией планов обеспечения непрерывности бизнеса;
- регулярного пересмотра и проверки планов в области непрерывности бизнеса на учениях и при необходимости их актуализации;
- обеспечения уверенности руководства в том, что СМНБ ANCOR функционирует с учетом передового опыта и современных разработок в области непрерывности бизнеса.
Преимущества внедрения СМНБ
Политика в области непрерывности бизнеса обеспечивает внедрение в ANCOR СМНБ, которая позволит:
Источник: ancor.ru
Обеспечение непрерывности бизнеса
В самом общем понимании обеспечение непрерывности бизнеса — это комплекс мер, предназначенный для снижения неблагоприятных последствий для бизнеса в случае возникновения чрезвычайной ситуации (стихийное бедствие, пожар, отключение электричества и пр.), позволяющий в сложившейся ситуации восстановить технологические и бизнес-процессы в организации за приемлемое время.
Исследования показывают, что отсутствие в организации отработанных мер по обеспечению непрерывности бизнеса приводит к значительному увеличению финансовых потерь, связанных с возникновением чрезвычайной ситуации, а в ряде случаев может даже привести к долгосрочному финансовому кризису в организации, серьезно навредить ее репутации и бизнесу в целом. Кроме желания минимизировать финансовые риски, дополнительным стимулом к обеспечению непрерывности бизнеса для некоторых организаций также являются требования законодательства и рекомендации отраслевых регуляторов.
С развитием информационных технологий успешное выполнение бизнес-процессов в большинстве организаций оказалось зависимым от используемых в ней ИТ-систем и ИТ-инфраструктуры. Следовательно, создание ИТ-инфраструктуры, гарантирующей высокую доступность и минимальное время восстановления приложений и данных, является одним из краеугольных камней при построении систем обеспечения непрерывности бизнеса.
Компания Открытые Технологии оказывает полный спектр услуг в области обеспечения непрерывности бизнеса организации.
- Аудит существующих планов и процедур обеспечения непрерывности бизнеса (при их наличии)
- Анализ бизнес-процессов, аудит рисков, оценка возможных последствий реализации угроз; определение приемлемых для бизнеса сроков восстановления (RTO/RPO)
- Составление плана мероприятий по обеспечению непрерывности бизнеса — плана аварийного восстановления (DRP)
- Проведение обучения персонала обеспечению непрерывности бизнеса в организации
- Помощь в подготовке к сертификации на соответствие британскому стандарту BS 25999
Услуги системной интеграции:
- Внедрение комплексных ИТ-решений, требуемых для реализации плана аварийного восстановления и непрерывности бизнеса, таких как:
- географически разнесённые катастрофоустойчивые ЦОД;
- кластерные системы высокой доступности для критически важных приложений;
- отказоустойчивые системы хранения данных;
- системы резервного копирования данных;
- виртуальные рабочие места пользователей (для возможности полноценной работы из дома в случае недоступности офиса).
Воспользовавшись нашими услугами, Вы сможете:
- минимизировать финансовые убытки организации, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций, обеспечив тем самым сохранность вложенных владельцами и акционерами средств;
- обеспечить соответствие требованиям регуляторов в данной области;
- укрепить имидж компании и создать основу для ее долгосрочного развития.
Все организационные и технические решения BCP будут разработаны с учетом индивидуальных особенностей бизнеса и ИТ организации, а также будут отвечать действующим российским и мировом стандартам.
Источник: www.ot.ru
