Тема открытия своего дела сегодня не просто актуальна. Это уже рыночный тренд. Раз есть желающие открыть свое дело, значит, есть спрос на идеи и знания, как это сделать. И вроде информации, платной и бесплатной, по теме много: тренинги, блоги, статьи, пособия… Но главные вопросы и начинающих, и бывалых предпринимателей остаются теми же, что и пять лет назад:
1. Как выбрать нишу для бизнеса?
2. Как понять, что ниша будет эффективна?
3. Какие ошибки можно сделать и как их избежать?
В сегодняшней подборке предлагаем вам ответы ведущих бизнес-тренеров России. Это не цитаты из конкретных изданий с указанием страницы и источника. Это общие выжимки из их тренингов, книжек, статей. С нашими собственными комментариями и добавлениями по смыслу. Подробности и детали — на тренингах и в изданиях
То есть, не новичкам.
Предупреждаю, статья большая.
Если вы уже что-то понимаете о том бизнесе, которым занимаетесь, и хотите разививать свой предпринимательский потенциал далее, то внимательно прочитайте то, что написано ниже.
Выбор ниши Бизнес Молодость. Как определиться с выбором ниши? Петр Осипов
Как правило, любое расширение бизнеса (открытие новых направлений) или просто новый стартап предваряются размышлением о том, что начинать и в какой области.
И тут, как ни что другое, отлично работает понимание принципов нишевания.
Поэтому начнем с азов.
Кого ищет ваш потенциальный заказчик и как это связано с нишей
Если фактически ваша компания занимается всем подряд, формально ваша целевая аудитория не должна об этом знать.
Потому что потенциальный клиент ищет не многостаночников, а специалистов.
Поэтому правильным ходом будет разделять направления деятельности вашей компании для приходящих клиентов.
Притча о нишевании
«Однажды животные решили совершить что-то грандиозное в духе «нового времени» и открыли школу. Они решили, что в число предметов войдут бег, лазанье по деревьям, плавание и полеты.
Для простоты организации все животные занимались по общей программе.
Утка превосходно – даже лучше преподавателя – плавала и получала отличные оценки за полеты, но здорово отставала в беге. Из-за этого ей пришлось часто оставаться в школе после уроков и даже бросить плавание для того, чтобы практиковаться в беге. Так продолжалось до тех пор, пока уткины перепончатые лапки не износились до такой степени, что даже по плаванию она скатилась на уровень посредственных отметок.
Но школа допускала такие отметки, и по этому поводу никто, кроме самой утки, не переживал.
Сначала кролик был отличником по бегу, но затем с ним случился нервный срыв от перевозбуждения, связанного с обучением плаванию.
Белка отлично лазала по деревьям, до тех пор пока ее не постигло жестокое разочарование, когда преподаватель полетов потребовал от нее взлететь с земли вверх, в то время как она привыкла летать с верхушки дерева вниз. Кроме того, от переутомления у нее начались судороги и она схватила тройку по лазанью и двойку по бегу.
КАКИМ БИЗНЕСОМ ЗАНЯТЬСЯ?! ПОШАГОВЫЙ ПЛАН: ВЫБОР НИШИ! | Бизнес Молодость
Орел оказался трудным студентом и нуждался в соответствующем строгом обращении. На занятиях по лазанью он быстрее всех достигал вершины дерева, отстаивая при этом право пользоваться собственным методом.
В конце года какой-то ненормальный угорь, великолепно плававший, а также бегающий, лазающий по деревьям и немного летающий, оказался лучшим учеником – и именно ему поручили выступить с прощальной речью на выпускном вечере.
Луговые собачки от обучения в школе воздержались и потребовали возврата уплаченных ими налогов, так как администрация школы не включила в программу прорывания нор и подземных ходов. Они отдали своих детишек на обучение к барсуку, а затем вместе с хомяками и сусликами открыли преуспевающую частную школу.»
Автор мне, к сожалению, неизвестен.
Классики о нишевании
В «Записных книжках Ильи Ильфа», и наткнулся на отличную запись:
«Экстракт против мышей, бородавок и пота ног. Капля этого же экстракта, налитая в стакан воды, превращает его в водку, а две капли — в коньяк «Три звездочки». Этот же экстракт излечивает от облысения и тайных пороков. Он же лучшее средство для чистки столовых ножей.»
Если бы вы прочитали такое описание бизнеса, товара или услуги, вы бы поверили?
Я — нет. И, почему-то, мне кажется, что клиенты тоже.
А теперь еще раз перечитайте это описание и внимательно посмотрите на свой бизнес. Похоже? Значит, надо срочно что-то менять.
Пример из моего бизнеса
В самом начале нашей деятельности у нас был сайт компании. Там было все: ремонт офисов, ремонт квартир, строительство загородных домов, монтаж сайдинга, монтаж кровли, проектирование, консалтинг, инженерные расчеты.
Человек, приходящий на сайт с проблемой, должен был потратить время на то, чтобы понять, решаем мы эту проблему или нет. Времени сейчас нет ни у кого.
Поэтому любое сообщение целевой аудитории должно содержать информацию о том, какие проблемы решает ваш бизнес. А если это много проблем, то на каждую должно быть свое сообщение: отдельная реклама каждого направления, отдельный сайт для каждого направления и т.д.
Большинство наших с вами коллег с этим не согласится из банальной лени: ничего себе, еще и сайты делать отдельные… и так сойдет!
Конечно, сойдет. У конкурентов ведь все так же… зачем выделяться, когда все так делают?
Поскольку я уже очень давно отдаю себе отчет, что большинство всегда ошибается, после посещения одного из тренингов в Москве я разделил направления деятельности компании по разным сайтам.
Эффект меня порадовал, тем более, что так проще управлять входящими потоками: на каком-то направлении слишком много заказов, значит, можно отключить рекламу именно этого сайта.
Но не это главное.
Основной плюс такого разделения в том, что человек, у которого есть проблема, приходит прямо туда, где мы рассказываем ему, как его проблему решаем.
Это уже потом, после того, как мы решили самую острую проблему, мы допродаем ему все, что можно еще.
Потому что это работает.
Три схемы нишевания для фирмы по строительству или ремонту помещений
Но это работает, когда у вас и так есть несколько направлений деятельности, которые работают и приносят деньги.
А как быть, если вы только планируете открывать такие направления?
Тут все должно идти прямо противоположным путем.
И вот тут-то нам и пригодятся знания о нишевании.
Есть три пути. Рассмотрим каждый из них.
Создание ниши.
Например, вы узнали о проблемах целевой аудитории, провели исследование, и пришли к выводу, что эта проблема есть у многих, но ее никто не может решить. А вы волшебным образом нашли решение.
Неважно, как. Ваш сосед — сумасшедший профессор, он нашел формулу, но не знает, что с ней делать.
Вы берете это решение и начинаете его продавать.
У вас нет конкурентов, потому что вы создаете новую нишу.
Так никто еще не делал, вы — первооткрыватель.
Такой способ требует огромного напряжения всех средств для того, чтобы продвинуть вашу идею. Потому что, прежде чем у вас начнут покупать, вам придется:
а) познакомить вашу ЦА с тем, что у вас есть;
б) обучить ЦА всем выгодам от покупки вашего решения;
в) сформировать бренд;
г) заполучить доверие вашей ЦА.
И только после этого вы сможете рассчитывать на какие-то продажи.
Поэтому такой подход для малого и среднего бизнеса, практически, неприменим: слишком много затрат, слишком долго ждать выхлопа.
Поиск ниши.
Это то, чем занимается каждый более или менее разумный предприниматель.