Каждые 5 лет Росстат объявляет о проведении переписи представителей российского малого и среднего бизнеса. Проводилась она и в 2021 году, с 1 января по 1 апреля.
Наш сайт решил разобраться, с какими целями проводятся такие переписи, участие в которых обязательно для всех определенных форм бизнеса — не предоставление сведений грозит штрафом. Выясним, какие сведения и в какой форме предоставляет бизнес Росстату.
Что такое экономическая перепись бизнеса
Экономическую перепись проводят, чтобы собрать данные обо всех представителях среднего и малого бизнеса, для ведения точной статистики, анализа видов деятельности, масштаба предприятий, наличия основных средств и так далее. Государство хочет точно знать, сколько предпринимателей, небольших и средних предприятий работает в стране.
Обязаны принимать участие в экономической переписи следующие представители бизнеса в РФ:
- Все индивидуальные предприниматели (ИП).
- Микропредприятия. К таковым относятся фирмы, в которых не более 15 сотрудников и обороты дохода не превышают 120 миллионов рублей.
- Просто малые предприятия. Это компании с количеством сотрудников не больше 100 человек, зарабатывающие менее 800 миллионов рублей.
- Средний бизнес. В эту категорию входят предприятия, на которых работают до 250 человек, а сумма дохода не превышает 2 миллиардов рублей.
Всем перечисленным категориям бизнеса нужно было до 1 апреля направить в органы статистики специальные формы. Сделать это можно было лично в органах статистик или через Почту России на бумажном носителе, а также в электронной форме через портал Госуслуг, сайт Росстата или электронный документооборот.
Экономическая перепись малого бизнеса — Абакан 24
Если формы статистики не были предоставлены вовремя, то должностным лицам предприятия грозят штрафы от 10 до 20 тысяч рублей, юридических лиц могут оштрафовать на сумму от 20 до 70 тысяч рублей. При этом вынесение и оплата штрафа не избавит от обязанности предоставить статистическую отчетность! Если она вновь не будет предоставлена, штраф назначат второй раз, причем в уже куда более крупном размере. Так что это не добровольное участие в переписи, а обязанность всех ИП и владельцев малого и среднего бизнеса.
Какие формы статистической отчетности подаются
Для того, чтобы правильно заполнить любую из существующих форм статистической отчетности, необходимо указать:
- ФИО предпринимателя для ИП. ФИО генерального директора и название компании для малого и среднего предприятия.
- Адрес.
- Телефоны.
- Сумму полученного дохода.
- Стоимость имеющихся основных средств.
- Ведется ли деятельность.
- Другие сведения.
На бумажном документе ставится подпись и печать (если она есть). На электронном документе проставляется электронная цифровая подпись.
Существуют следующие 3 формы отчетности для разных представителей бизнеса.
Форма №1-предприниматель
Предназначается ИП. На титульном листе указываются ИНН, ОКПО, ФИО, адрес, то есть регистрационные сведения предпринимателя и контактные данные. Если деятельность не велась в прошлом году, ставится соответствующая галочка и больше, собственно, предпринимателю ничего заполнять не нужно.
Зачем нужна экономическая перепись малого бизнеса
Если деятельность проводилась, то придется описать ее подробней. В частности, указать ОКВЭД, количество сотрудников, режим налогообложения, адрес оказания платных услуг населению, размеры выручки.
В третьем разделе данной формы для ИП указываются данные об основных средствах с учетом их износа за минувший год. Следует указать, есть ли арендованное имущество, сколько было потрачено на ремонт и модернизацию основных средств, сколько стоили такие покупки (если они осуществлялись).
Форма МП-СП
Это уже статистическая форма для малого бизнеса и микропредприятий. На титульном листе тоже указываются все сведения о фирме, а второй раздел предназначен для подробного описания деятельности. В частности, заполняется таблица с данными о среднесписочной численности сотрудников, фонду зарплаты, объемам выручки и так далее.
В третьем разделе так же, как и у ИП, идет речь об основных средствах, которые есть у предприятия в наличии. Отдельная строка предназначена для перечисления имеющихся грузовых транспортных средств.
Формы для среднего бизнеса
Их две! Форма №1-предприятие имеет 9 разделов, в которых описываются виды деятельность компании, общая информация о доходах, налогах, инвестициях, расходах, подразделениях, взносах в Уставный капитал со стороны иностранных инвесторов, дочерних предприятиях и так далее.
Форма №12-Ф для среднего бизнеса предназначена для более подробной расшифровки сведений об использовании денежных средств в минувшем отчетном году. Средний бизнес в этом документе указывает долгосрочные инвестиции, выплаты сотрудникам, которые носят социальный характер, например, при выходе на пенсию, траты на санаторно-курортное лечение, благотворительность, представительские и так далее. В конце указывается общая сумма расходов.
Как уже было сказано, все формы статистической отчетности заверяются печатями и подписями ИП или руководства предприятия, на электронном документе проставляется ЭПЦ.
Заключение
Росстат в преддверии экономической переписи населения проводил разъяснительную работу, рассказывал, кто, как и в какие сроки обязан предоставить статистическую отчетность. Уверены, что вы не пренебрегли этой обязанностью, предоставив все нужные сведения. За правдивость данных, конечно, несет ответственность сам предприниматель или руководство предприятия.
В целом, заполнить формы статистической отчетности не так уж сложно, у бизнеса было 4 месяца на это. Результаты переписи Росстат прокомментирует позже, после проведения анализа собранных данных.
Источник: finach.ru
Что думают предприниматели о переписи малого бизнеса?
—>
Цель у такой экономической переписи предприятий малого бизнеса — благородная. На сайте Росстата говорится, что из полученных данных «будут приниматься государственные решения и программы поддержки». 75% предприятий и более 15 млн человек в России — это малый бизнес, пишет ведомство. Поэтому Росстат и хочет узнать, как такой бизнес живет, и проводит раз в пять лет подобный сбор данных.
От малого и микробизнеса Росстату нужно три вещи: это общие сведения (адрес, ИНН, форма налогообложения), показатели выручки по каждому виду деятельности и основные средства и инвестиции в основной капитал (об имуществе, зданиях, оборудовании, которые использует бизнес). Надо указать стоимость имущества, перечислять его не надо.
Индивидуальные предприниматели заполняют отчет по форме «1-предприниматель», компании — по форме «МП-сп». Здесь и начинаются сложности, говорит бизнесмен из Нижнего Новгорода Никита.
«Да, действительно, такой отчет за 2020 год, вел ты деятельность или нет — все равно подай. Кому-то просто не хочется данные обобщать из разных источников — сделали такую штуку. Сделана она очень-очень неудобно. Даже сами консультанты, сидящие на «Госуслугах», когда говоришь «Мне надо сдать отчет, помогите», они тоже сразу плывут, говорят, подождите, мы уточним, перезвоним.
С третьей попытки мне прислали ссылку. И когда через ссылку, которую они присылают, заходишь, это получается. А когда напрямую на сайте пытаешься найти, ты не можешь перейти. Я не знаю, почему так сделано. Там сумму надо поставить в тысячах, то есть, например, если это миллион, не надо писать «миллион», надо писать «1 тысяча», потому что там еще есть приписка «тысяча».
Есть тонкости, где поставить запятую, где поставить точку».
Хоть цель помочь бизнесу у Росстата и благородная, данные он требует под угрозой штрафов с того же бизнеса. Если подавать данные в ведомство напрямую, то срок до 1 апреля, если через «Госуслуги» — до 30 апреля. Не успеешь — штраф: для ИП — 20 тысяч рублей, для компаний — 70 тысяч. Есть и санкции за повторные нарушения: для ИП — 50 тысяч, для юрлиц — 150 тысяч.
Почти все опрошенные Business FM бизнесмены были не в курсе, что Росстат собирает какие-то данные. Например, индивидуальный предприниматель Дмитрий — у него небольшое производство пластика и резины.
«Поскольку являюсь иностранным гражданином, у нас ИП зарегистрировано на друга, то есть мы проводим это все через его ИП. Если бы товарищ это знал, он бы мне сообщил — я, к сожалению, не в курсе. В нашем деле немного сложно будет посчитать, потому что очень большое количество инструментов работы. Я даже, честно, не представляю, как это сделать.
Мне кажется, все то, что связано с нововведениями от Росстата, налоговой и так далее, это очень хлопотно. В любом случае найдется очень много недочетов, кто-то что-то не учтет, начнутся проверки. Как же, это пополнение нашего бюджета».
Чтобы отправить отчет через Росстат, понадобится электронная подпись. Если через «Госуслуги», то ИП нужна будет утвержденная учетная запись, а компаниям — и запись, и электронная подпись. Можно и по старинке — на бумаге и почтой, по месту регистрации в отделение Росстата. Ну, и чтобы проверить категорию своего бизнеса — на всякий случай — нужно лезть в реестр субъектов малого и среднего бизнеса и указать там ИНН или ОГРН.
Средний бизнес, кстати, в переписи не участвует, и вся эта затея кажется вообще ненужной, считает предприниматель Петр Кондауров. Он тоже узнал о переписи от нашей радиостанции:
Петр Кондауров предприниматель «Меня больше удивляет в негативном смысле слова тот факт, что до сих пор это делается такими средствами, что нужно всех обязать идти куда-то писать — иначе штраф. То есть в целях помочь бизнесу и придумать какие-то средства помощи заставили его отчитаться, если не отчитается — оштрафуем.
Но самый странный момент, на мой взгляд, — а почему они сами эти данные не возьмут в той же налоговой? Системы межведомственного документооборота появились 15-20 лет назад, и на них потратили уже сотни миллионов. Вместо того чтобы Росстату посадить программиста, который из соседних ведомств эти данные соберет, зачем-то нужно опрашивать, заставлять сдавать отчетность.
Причем есть штраф за непредоставление отчетности, но нет штрафа за недостоверные данные. А как они проверяют, что человек правду написал, сколько у него там этого всего. А если они проверяют, значит, у них есть источник более достоверной информации? Значит, тогда зачем спрашивать? То есть поражает бессмысленность всего этого процесса».
В своем обращении бизнесу Росстат гарантирует конфиденциальность всех собранных сведений. Все данные потому «будут использоваться в обобщенном виде», что бы это ни значило.
Источник: www.bfm.ru
Перепись малого бизнеса 2021
В апреле предпринимателям на почту приходят уведомления с портала Госуслуг о необходимости участия в переписи Росстата. Отказаться нельзя. В противном случае грозит штраф до 20 тыс. рублей для ИП и до 70 тыс. рублей для юридических лиц.
Новости бизнеса и подборка кейсов — в вашей почте:
var PS_ErrPref = ‘Поля не заполнены или заполнены неверно: n’;
Проверяйте почтовые ящики и личный кабинет Госуслуг!
Росстат проводит перепись субъектов МСП – 2021. Ведомство рассылает уведомления с помощью портала «Госуслуги». Поучаствовать в переписи необходимо до 1 мая. Времени осталось не так много.
Экономическая перепись малого бизнеса проводится раз в пять лет (п. 2 ст. 5 ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ). Это делается для получения данных о состоянии малого бизнеса в России и разработки государством мер поддержки предпринимателей.
Необходимо предоставить данные о системе налогообложения, видах деятельности, о численности сотрудников, выручке от реализации товаров и услуг, об основных фондах и инвестициях. Все данные — за 2020 год.
Кто участвует в переписи
Отчитаться должны ИП, малые и микропредприятия (ст.5 № 209-ФЗ от 24.07.2007, ст. 8 № 282-ФЗ от 29.11.2007 ).
Определить статус компании можно в реестре малого и среднего предпринимательства. Если по состоянию на конец 2020 года вашей компании нет в реестре, то участвовать в переписи не нужно.
Подробнее об участии в переписи — на сайте Гослуг. Для участия в переписи у вас должна быть учётная запись предпринимателя.
Опыт и мнение Бизнесолога
Статистика государству нужна. Другое дело, что всю необходимую информацию можно получить из данных ФНС. Будем надеяться на то, что перепись — это не просто сто первый способ отъёма денег у населения, а действительно обусловлено необходимостью. Остаётся только посочувствовать предпринимателям, не имеющим учётной записи на Госуслугах и не получивших соответствующего уведомления.
Бизнесолог прошёл весь путь участника экономической переписи.
Создание отдельной учётной записи предпринимателя не самая приятная процедура. Кроме того, проверка данных занимает время, поэтому до 1 мая всё-таки следует поторопиться. Особенно если у вас вообще нет учётной записи даже на физлицо.
Также возникают сомнения в точности и объективности получаемой статистики. Например, даже если вы осуществляли предпринимательскую деятельность только один день, государство будет считать, что вы работали целый месяц:
В вопросе про сотрудников также необходимо учитывать людей, работающих с вами в том числе по устной договорённости, то есть без трудового договора. При этом помогающие родственники тоже считаются:
Прочие пункты анкеты также вызывают вопросы.
Подтверждением участия в переписи, а следовательно, гарантом избегания штрафа, служит письмо, которое приходит на электронную почту:
Поторопитесь. Особенно если у вас ещё нет подтверждённой учётной записи на Госуслугах.
Источник: businessolog.ru