Что такое регуляция в бизнесе

Цели, задачи, направления и методы государственного регулирования бизнеса

правовой конкуренция контроль бизнес

Государственное регулирование бизнеса — это комплекс мероприятий форм и методов государственного влияния на деятельность субъектов предпринимательства с целью создания нормальных условий их функционирования и развития, ослабления отрицательных тенденций, вызываемых коммерческой деятельностью осуществляемых предприятиями в условиях рыночных отношений. Комплекс форм и методов государственного регулирования, либо влияния на малый и средний бизнес.

Содержание государственного регулирования малого и среднего бизнеса определяется целями государственного регулирования экономики, среди которых следует выделить следующие:

устойчивый экономический рост;

высокий уровень занятости;

низкий уровень инфляции;

устойчивое финансовое положение;

справедливое распределение доходов;

стабильность внешнеэкономической деятельности.

Реализация целей государственного регулирования малого и среднего бизнеса осуществляется постановкой и решением конкретных задач:

Регуляция цен

создание правовых основ функционирования рыночного хозяйства;

обеспечение развития предпринимательской инфраструктуры;

обеспечение соблюдения правил конкуренции;

оказание содействия предпринимательской деятельности.

Исходя из целей и задач государственного регулирования малого и среднего бизнеса можно предложить следующую классификацию его направлений:

1) формирование правовой базы предпринимательской деятельности;

2) защита конкуренции и ограничение монополистической деятельности;

3) защита прав потребителей;

4) регламентирование трудовых отношений и поддержание социального партнерства;

5) формирование налоговой системы и перераспределение доходов;

6) перераспределение ресурсов;

7) регулирование цен и тарифов;

8) государственная поддержка отдельных видов бизнеса;

9) государственное регламентирование внешнеторговой деятельности;

10) регулирование валютного курса.

Методы государственного регулирования бизнеса разделяются на косвенные (экономические) и прямые (административные).

К косвенным методам регулирования относятся денежно-кредитная, бюджетная, налоговая и внешнеэкономическая политика.

1. Денежно-кредитная политика основывается на регулировании реального предложения денег в экономике, т.е. денежной массы. Основными инструментами, которыми оперирует Центральный банк, являются учетная ставка, норма обязательных резервов и операции по покупке-продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке.

2. Проведение бюджетной политики позволяет реализовать три основные функции — фискальную, регулирующую и распределительную. Фискальная функция позволяет государству создавать денежную базу функционирования государственного аппарата; функция регулирования предусматривает проведение определенной политики в экономической сфере; распределительная функция несет в себе возможность активного государственного регулирования в социальной сфере.

Регуляция. Биткоин будет стоить 0$ или миллион долларов?

3. Налоговая политика является важнейшей составляющей в системе методов государственного регулирования и определяет возможности бюджетной политики. Экономическая и фискальная функции налогов связывают воедино обязанности предпринимателей и государства. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством:

получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;

проверки данных учета и отчетности;

осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

других форм, предусмотренных НК РФ.

В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств.

Важнейшим инструментом воздействия налоговой системы на развитие экономики являются льготы, которые могут быть региональными, селективными, общефедеральными. Формы налоговых льгот — налоговые кредиты, пониженные ставки, отсрочка уплаты, особенности определения налоговой базы.

4. Внешнеэкономическая политика как косвенный метод государственного регулирования малого и среднего бизнеса включает в себя три основные группы инструментов: общие, направленные на усиление позиций в мировой экономике; специальные, направленные на развитие определенных видов деятельности; стимулирующие, направленные на прямую поддержку государством экспорта.

Косвенные (экономические) методы воздействуют на субъекты малого и среднего бизнеса не прямо, а посредством влияния на их экономические интересы. Эти методы прямо не запрещают, не ограничивают деятельность, но позволяют предпринимателям принимать решение о целесообразности расширения, сохранения или прекращения своего бизнеса в изменяющихся под воздействием государства экономических условиях.

К прямым методам регулирования относятся правовые методы, система ценообразования, режим квотирования, политика доходов, лицензирования.

1. Правовые методы распространяются на государственное регулирование организационно-правовых форм малого и среднего бизнеса. В соответствии с Конституцией РФ организации в зависимости от форм собственности могут быть государственными, муниципальными, частными, общественными или организациями со смешанной формой собственности. Юридические лица подлежат государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 №129-ФЗ. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Для регламентации отношений организаций со своими контрагентами, гражданами и государством законодательством предусмотрены организационно-правовые формы, определяющие вид и способ построения организации в зависимости от формы собственности, способа формирования капитала, масштабов организации. Основополагающим документом, регламентирующим организационно-правовые формы, является ГК РФ, содержащий подробно разработанную систему норм о юридических лицах и следующие организационно-правовые формы организаций:

1. Хозяйственные товарищества и общества. В свою очередь, хозяйственные товарищества подразделяются на:

— товарищество на вере (коммандитное товарищество);

Хозяйственные общества имеют следующие разновидности:

— акционерное общество открытого типа;

— акционерное общество закрытого типа;

— общество с ограниченной ответственностью;

— общество с дополнительной ответственностью

2. Производственные кооперативы;

3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия;

4. Некоммерческие организации.

2. Система ценообразования используется наиболее часто, особенно в области регулирования монополистических рынков. В настоящее время в системе государственного регулирования ценообразования действуют следующие нормативные акты:

Указ Президента РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» от 28.02.1995 №221;

Постановление Правительства РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» от 07.03.1995 №239;

Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» от 14.04.1995 №41-ФЗ;

Постановление Правительства РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства» от 15.04.1995 №332;

Постановление Правительства РФ «Вопросы Федеральной службы по тарифам» от 09.04.2004 №204;

Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о Федеральной службе по тарифам» от 30.06.2004 №332;

Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения об основах государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте и правил предоставления исключительных тарифов на железнодорожном транспорте» от 15.12.2004 №787;

* Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30.12.2004 №210-ФЗ. Основной блок принятых документов относится к сфере регулирования цен на товары организаций-монополистов, — это свидетельствует о том, что на подавляющем большинстве товарных рынков действует режим конкуренции.

3. Применение режима квотирования характерно для внешнеторговой деятельности и реализации некоторых товаров на внутреннем рынке.

4. Политика доходов находит свое выражение в установлении минимального уровня оплаты труда, прожиточного минимума, уровня оплаты нетрудоспособности работника и других выплат социального характера.

5. Лицензирование относится к наиболее действенным методам поддержки и регулирования государством отдельных видов деятельности, связанных с потенциальной угрозой жизни, здоровью населения и безопасности государства. Процесс лицензирования в Российской Федерации регулируется в настоящее время: Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 №128-ФЗ, в котором предусмотрено лицензирование более 100 видов деятельности; Гражданским Кодексом РФ (часть первая, ст. 49); федеральными законами, регулирующими отраслевые виды деятельности; постановлением Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 11.02.2002 №135 и другими постановлениями Правительства РФ, которыми утверждены положения о лицензировании отдельных видов деятельности.

Лицензирование определяется как целый комплекс мероприятий:

Читайте также:  Какого бизнеса нет в Севастополе

переоформление документов, подтверждающих наличие лицензии;

приостановление действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов в связи с нарушением лицензионных требований и условий;

возобновление или прекращение действия лицензий;

контроль лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;

ведение реестров лицензий;

предоставление в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

Суть прямых административных методов состоит в том, что через комплекс обязательных для исполнения субъектами хозяйственной деятельности требований и распоряжений государство проводит необходимую для него политику в той или иной области экономики. Субъекты экономики принимают решения не на основании самостоятельного экономического выбора, а под воздействием предписаний органов власти.

Таким образом, в данном параграфе рассмотрены сущность, цели и методы государственного регулирования бизнеса.

Источник: studbooks.net

Регулирование бизнес-деятельности

Регулирование бизнес-деятельности

Регулирование бизнес-деятельности – это комплекс законодательных мер и правил, разрабатываемых государственными органами каждой страны и даже штата/провинции/кантона. Представляют собой воздействие государства на деятельность компании путем принятия нормативно-правовых актов, организации контроля за соблюдением законодательства предпринимателями и применения мер стимулирования и ответственности в случае нарушения. Регулируемый бизнес означает организацию, которая должна быть сертифицирована, зарегистрирована или лицензирована.

Запуск стартапа в иностранной юрисдикции — сложная задача с точки зрения понимания юридических формальностей, требований для получения разрешений от различных ведомств как на этапе старта проекта, так и непосредственно в процессе его ведения.

Прежде чем планировать бизнес-деятельность необходимо хорошо изучить рынок и понимать первоначальные затраты на открытие компании в Европе, Азии и прочих континентах. Если проект уже запущен в одной стране, обратите внимание, что это не значит, что с такой же простотой он может быть запущен и в другой. Именно поэтому может быть целесообразно запросить консультацию для выбора правовой формы и определения выигрышной инвестиционной стратегии.

Правовое регулирование бизнес-деятельности

Государства предъявляют разные законодательные и таможенные нормы/правила, а частая смена законодательства (например, различные поправки и нововведения) является одним из ключевых факторов, который может влиять на развитие и рост. Особенно это сказывается на тех, кто осуществляет международную деятельность. Независимо от того, начинающий вы предприниматель или уже опытный, желающий провести расширение на глобальном уровне, разумно заказать комплексное юридическое сопровождение бизнес-деятельности, в ходе которого вы можете получить компетентные решения поставленных задач.

Запуск стартапа в США, Азии, Африке, Австралии, Европе требует проведения согласований с местными регуляторами. Именно по этой причине разработкой корпоративной документации должны заниматься профильные специалисты.

Также лица, заинтересованные, например, в создании инвестиционного проекта в Африке, должны знать, что каждый регион может иметь свои особенности менталитета и культурные различия. Это стоит учитывать, во время проведения переговоров и в проведении согласований с регуляторами.

Юридическое сопровождение хозяйственной деятельности – это также важная составляющая процесса регистрации (или расширения) как для начинающих, малых или средних предпринимательств, так и для крупных проектов, поскольку приходится работать с большим количеством деловой документации. Помощь в разработке эффективных типовых договоров и проведение правовой экспертизы договоров, предоставленных контрагентами, повышают эффективность бизнеса, что, в свою очередь, снижает юридические риски, свидетельствует об актуальности тех или иных документов нормам законодательства, повышает уровень защиты в суде в случае возникновения спора.

регулирование бизнес-деятельности

Выбор юрисдикции и правовой формы

Подбор юрисдикции для инкорпорации требует понимания всех тонкостей ведения предпринимательства в той стране, которую вы выбрали для начала стартапа или расширения, понимания основных способов взаимодействия с контролирующими и надзорными органами, знания налоговой системы. В этом случае как начинающим предпринимателям, так и опытным бизнесменам не обойтись без квалифицированных экспертов, которые помогут в подборе подходящей организационно-правовой формы.

Кроме того, прежде чем вы определитесь со структурой бизнеса, следует оценить его жизнеспособность, что влечет за собой подготовку бюджетов, прогнозов и денежных потоков. Это может означать определение наилучших и наихудших сценариев и, возможно, отказ от идеи или доработку продукта/услуг. Еще одним нюансом при росте и расширении предпринимательской деятельности является то, что для каждой ОПФ характерны свои особенности (это и юр. статус, и разрешенные сферы, и внутренняя корпоративная структуру, т.п.). Бизнес-консультанты предоставляют помощь в подготовке необходимых корпоративных документов при оформлении и окажут сопроводительные услуги на всех этапах оформления.

ОПФ влияет на личную ответственность, что также понадобится учитывать при инкорпорации в Европе, Азии, других частях мира. Так, партнерства имеют двойной статус как индивидуальные предприятия или товарищества с ограниченной ответственностью. При регистрации LLC в Европе участники защищены от личной ответственности по долгам бизнеса. В случае создания корпорации в США такие бизнес-структуры могут продавать акции, чтобы обеспечить привлечение дополнительного финансирования, в то время как ИП могут получать средства только при помощи личных счетов. Для этого они могут использовать личный кредит или нанимать и привлекать партнеров.

Подбор правильной структуры начинается с анализа целей предприятия и учета местных, государственных и федеральных законов. Определив цели, вы можете выбрать юридическую структуру, которая лучше всего соответствует культуре компании. По мере роста вы можете изменить структуру в соответствии с новыми потребностями.

Выбор юрисдикции

Создание юридического лица в различных юрисдикциях

Правительственные нормативные акты требуют соблюдения федеральных, государственных, местных статутов, контролируемых законодательными органами. Некоторые нормативные акты влияют на то, каким образом предприятия отчитываются о доходах и уплачивают налоги, другие регулируют ликвидацию компаний. Для любого вида сделок есть правила, разобраться с которыми помогут квалифицированные специалисты.

Хотя юридическое лицо всегда будет определяться как компания или организация, имеющая юридические права и обязанности, его окончательная форма может отличаться. Значение юрлица технически не меняется в разных юрисдикциях, но форма и типы могут выглядеть по-разному. Именно поэтому предпринимателям требуется правовое сопровождение бизнес-деятельности.

Факторы, которые следует учитывать перед определением бизнес-структуры

Новым предприятиям не всегда легко решить, какую структуру выбрать, так как нужно учитывать финансовые потребности, риски и возможности для роста и расширения. Более того, после регистрации на азиатском континенте или других частях мира может быть сложно изменить юрструктуру, поэтому необходим тщательный анализ на ранних этапах, который может быть проведен в рамках due diligence фирмы и ее активов.

Среди факторов, которые следует принимать во внимание: ответственность учредителей, возможность налоговых льгот, необходимость оформления лицензий и разрешений. Что касается последнего, то могут потребоваться специальные лицензии и разрешения.

специальные лицензии

Деятельность, требующая регулирования и лицензирования

Если рассматривать конкретные направления, то можно заметить, что в разных юрисдикциях требования к одним и тем же бизнес-направлениям могут отличаться. Например, если рассматривать криптодеятельность в Европе, то в одних государствах правительство дружественно относится к виртуальным валютами, в других – подобная деятельность может быть нерегулируемой или слаборегулируемой.

Например, дружественные страны для запуска криптопроекта в Европе:

То же самое касается надежной юрисдикции для регистрации и получения лицензии для платежной системы. В этом случае наиболее прогрессивны в вопросах законодательства — азиатские страны. Поэтому может быть выгодно зарегистрировать фирму для предоставления платежных услуг в Сингапуре или в Гонконге.

Регистрация логистической компании в Европе, Азии, США на сегодня один из наиболее популярных запросов. Таким предприятиям также необходима лицензия.

Регистрация IT-компании в Азии, Европе или США открывает возможность выхода на международный уровень. Мы осведомлены в вопросах требований и норм, применимых к IT-деятельности, и оказываем сопровождение в:

Читайте также:  Фито подушки как бизнес

Интересным направлением является регистрация компании для разведки полезных ископаемых в Африке. Разработка месторождений полезных ископаемых в Африке, а особенно таких ее городах, как ЮАР, Кения, Джибути, Гамбия, Нигерия, Сенегал, Руанда, Кот-д’Ивуар, Конго, Гана ежегодно привлекает тысячи предпринимателей со всех уголков мира. Однако для разных африканских регионов характерны свои отличия как в законодательном поле, так и в культурном восприятии, к примеру, в контексте проведения переговоров.
Получить медицинскую лицензию – очень сложно, ведь такое лицензирование гарантирует, что услуги будут предоставляться с максимальным соблюдением стандартов компетенции. Контроль медицинской отрасли осуществляется множеством национальных органов, наделенными разнообразными полномочиями.

Еще одним не менее сложный и трудоемкий процесс — получение банковской лицензии. Для этого необходимо знать и понимать законодательные нюансы той или иной юрисдикции. Рекомендуется заручиться поддержкой профессионалов, которые, например, имеют налаженные связи в UK и могут оказать сопровождение при регистрации банковского учреждения в Великобритании.

Услуги специалиста

Команда IQ Decision UK предлагает клиентам и следующее:

  • Консультации по подбору юрисдикции оптимальной организационно-правовой формы с учетом особенностей вашего бизнеса.
  • Помощь в выборе оптимальной корпоративной структуры для управления бизнесом.
  • Консалтинг по вопросам соответствия деятельности лицензионным требованиям.
  • Сопровождение в подготовке корпоративной документации и консультирование по внесению изменений в уставные документы.
  • Due diligence договоров.
  • Правовую экспертизу договоров.
  • Консалтинг по вариантам привлечения финансирования стартапов.
  • Консультации по организации работы с платежными системами.
  • Сопровождение договорных отношений с партнерами, соучредителями, представительство в госорганах.

FAQ

Что такое регулирование бизнеса?

Регулирование бизнес-деятельности – нормативные акты, законы и различные меры, принятые государственными надзорными органами, для воздействия на предприятия и их деятельность. Комплекс таких правил обеспечивает поддержание порядка на внутреннем рынке страны и помогает предотвращать и бороться с преступной деятельностью и мошенничеством.

Какие существуют сферы государственного регулирования предпринимательской деятельности?

Правительство регулирует деятельность предприятий в таких основных областях как реклама, трудовые вопросы, воздействие на окружающую среду, конфиденциальность, безопасность и т.д. Регулирование необходимо для надлежащего функционирования экономики и общества, поддержания рынков, а также защиты прав и безопасности граждан.

Какие правила регулирования существуют?

Каждая страна устанавливает свои нормы и правила в сфере регулирования бизнеса. Если вы планируете зарегистрировать компанию за границей, важно заранее изучить данный вопрос. Вы можете обратиться в IQ Decision UK и записаться на консультацию по регулированию деятельности в интересующей вас юрисдикции.

Источник: iqdecision.com

О регистрации и регуляции

  • 22.10.15
  • 0 комментариев
  • 2157

регистрация и регуляция

По теме мировых регуляторов я делал общий обзор здесь. Тем не менее, тема довольно обширная и я решил сделать по ней отдельную дополнительную статью.

Начнем с того, что вообще под западную (европейскую и американскую) финансовую регуляцию может попадать большое число финансовых инструментов — от относительно небольших компаний, занимающихся доверительным управлением средствами, до крупнейших хеджевых фондов. К примеру, швейцарское FINMA является по сути «государством в государстве», регулируя все институты в стране, которые касаются денег. Однако инвесторам при этом большей частью известны лишь крупные банки и брокеры.

Почему так? Открытая реклама доверительного управления фондов в западных юрисдикциях законодательно не разрешена, поскольку может стать причиной возникновения финансовой пирамиды. Поэтому поясняющие семинары западных фондов по управлению капиталом большей частью проводятся в полузакрытом режиме и ориентированы на крупных, квалифицированных инвесторов. Результатом таких действий стало очень небольшое число случаев мошенничества и высокой репутации европейской лицензии.

Такое положение дел не осталось без внимания мошенников, которые решили сыграть (и до сих пор успешно играют) на финансовой грамотности инвесторов. Дело в том, что в бизнесе следует строго разграничивать понятие простой регистрации (прописки) фирмы и ее регуляции, касающейся контроля за деятельностью компании.

Прописка вместо европейской регуляции

Рассмотрим теперь различия регистрации и регуляции более подробно. Брокер, предоставляющий на территории Европы брокерские услуги, не может на законных основаниях предоставлять их, не будучи в списках местного финансового регулятора — но при этом регулятор может лишь предупредить, что такой-то фонд не находится в его списках.

Простая прописка не дает компании финансовой лицензии на управление средствами. К примеру, в Британии есть сайт регулятора https://register.fca.org.uk/ и реестр юридических лиц http://wck2.companieshouse.gov.uk , причем последний представляет из себя разновидность российского ЕГРЮЛ (единого государственного реестра юридических лиц).

Что это означает на практике? Юридическое лицо, находящееся в списке по второй ссылке, действительно имеет официальную регистрацию, но для инвестора это не дает ровным счетом никаких преимуществ — да и сама регистрация такого типа как правило занимает не более получаса времени. Стоимость вполне доступная — на территории Англии можно прописаться примерно за 150 фунтов.

Что должен сделать инвестор, если хочет проверить компанию? Посмотреть на сайте компании, кто является ее регулятором (именно регулятором, а не где зарегистрирована компания). Иначе задать этот вопрос в поддержке. Затем зайти на сайт регулятора и проверить, действительно ли компания находится в его списке. И тщательно прочитать на сайте регулятора раздел, касающийся страхования средств.

дисконт

Юридическое лицо может находится в реестре сколь угодно долго, пока его акционер вовремя сдает отчет в налоговую (в принципе, там просто стоять цифра «ноль»). Напомню, что по российским законам компания из списка ЕГРЮЛ в случае банкротства отвечает своим имуществом и уставным капиталом, который как правило равен 10.000 рублей. Т.е. брать фактически нечего — и это не считая судебных издержек. Ниже список отдельных известных мне компаний, которые используют подобную схему деятельности — некоторые действующие, некоторые уже нет:

  • Helix Capital , который позиционирует себя в качестве британского фонда, хотя зарегистрирован лишь как обычное ООО;
  • MIG International — зарегистрирован в американском штате Невада, являющийся локальным офшором; сотрудничает с крупными брокерами (в том числе якобы с Interactive Brokers) и утверждает, что само это сотрудничество равносильно получению лицензии. На сайте регуляторов FINRA или NFA отсутствует, напрямую открыть счет в IB инвестор не может;
  • Фонд Магута — несколько месяцев назад прекратил существование, имел швейцарскую прописку и анонсировал связь с Саксобанком;
  • Xartimo Investment — компания, заявлявшая о сотрудничестве с известным клиринговым домом LEK Securities, однако по факту имела лишь офшорного регулятора в Белизе. Темная история побега директора с деньгами инвесторов

Частным случаем можно считать попытку некоторых компаний подделать название под известный бренд и открыть сайт с очень похожим названием, раскручиваясь в поисковиках. Подобные компании также либо открывают ООО в Европе, либо даже просто получают лицензию у офшорного регулятора вроде Белиза. Итог для инвестора будет скорее всего печальным.

Особенности статуса у регулятора

Несмотря на сказанное выше, даже нахождение искомой компании в списках качественного регулятора еще не означает автоматическое исчезновение неторговых рисков. Дело в том, что компания может иметь у регулятора различные статусы — но только полное лицензирование означает выплату регулятором из компенсационного фонда при возникновении форс-мажора. Возможные статусы на примере регулятора FCA:

Authorized

Компания, которая имеет официальную лицензию на предоставление услуг на валютном и других рынках под полным надзором FCA.

Читайте также:  Как правильно бизнес школа или бизнес школа

Authorized – in liquidation

Компания, находящаяся в статусе ликвидации. Как правило, это обанкротившиеся или мошеннические структуры.

Authorized – suspended

Права компании приостановлены, но она продолжает находиться под надзором FCA. Однако она уже не может осуществлять свою деятельность до момента решения регулятора.

No longer authorized

Компания с таким статусом больше не является поднадзорной FCA и находится в статусе полного закрытия или ликвидации.

EEA Authorised

Это наиболее важный статус, с которым может произойти путаница. Значение на английском — a firm regulated in another European Economic Area (EEA). Компании получают такой статус на основе Директивы Совета 93/22/EEC от 10 мая 1993, которая обязывает всех участников ЕС автоматически авторизовать местные компании. Однако сам FCA не регулирует их деятельность, хотя может предоставлять клиентам таких компаний услуги Financial Ombudsman Service.

Это означает, что в случае банкротства таких компаний регулятор в лучшем случае предоставит консультационную информацию, хотя на практике по таким запросам работает авто-робот. Такой статус могут иметь, например, компании, лицензированные на Кипре.

европейский банк

Кроме авторизации, существует еще понятие аккредитации компаний. Аккредитация — это лишь выдаваемое иностранной компании разрешение на прием граждан из страны регулятора, и обязанность (не во всех юрисдикциях, законодательство разное) регулятора решать проблемы, возникающие только у своих граждан (т.е. в случае FCA регулятор будет решать проблемы граждан Великобритании, которые были клиентами иностранной аккредитованной компании). Иначе говоря, аккредитация — это право иностранной компании работать на территории другого регулятора.

Офшорная Европа: Кипр и Мальта

К сожалению, на краях Европы европейское законодательство несколько слабеет, в результате чего данные юрисдикции с их регуляторами могут использоваться для регистрации сомнительных компаний. Особенно это относится к Мальте, регулятор которой, в отличие от кипрского Cysec, не имеет страховой компенсации в 20 000 евро. Разгоревшийся в августе скандал с российским брокером «Exante», который находится под подозрением о причастности к грандиозной мошеннической схеме по похищению инсайдерской информации украинскими трейдерами, подтвердил, что Мальту стоит рассматривать скорее как офшор, чем как часть Европы.

Относительно кипрского Cysec можно привести разбирательство с брокером IronFX, которое я описывал здесь и которое подтвердило формальность проверки компании (если не сказать хуже — вполне можно подозревать покрывательство). В данный момент остается только посмотреть, будет ли дело доведено до банкротства и хватит ли у регулятора средств для выплаты всем пострадавшим в рамках страховой суммы.

Регуляторы ESMA и MiFiD

Наряду со службами финансового контроля отдельных стран Европы и регуляторов деятельности на европейских финансовых рынках, существует общий орган Евросоюза, объединивший в себе действия всех европейских регуляторов — с 2011 года в Европе действует европейское управление по надзору за рынком ценных бумаг, называемое ESMA. В компетенции ESMA значится «защита и поддержка европейской финансовой системы, координация совместных мероприятий с другими европейскими регуляторами».

Другим регулятором европейского рынка ценных бумаг является MiFID, действующий на основании европейской директивы «О рынках финансовых инструментов». Директива на сегодняшний день считается основной частью плана стран Евросоюза по созданию единого рынка финансовых инструментов и услуг на европейском континенте.

Что можно сказать о ESMA с точки зрения защиты инвестора? Обычно эта структура действует через национальных регуляторов и никак не может влиять на процесс регуляции — т.е. сама ESMA не может гарантировать возмещение никаких сумм вкладчикам в случае банкротства или скама любых компаний (так как у них просто нет соответствующего инструмента). Вот раздел регулятора, касающийся защиты инвестора http://www.esma.europa.eu/page/Check-if-firm-regulated , где помимо прочего стоят такие пункты:

1) Firms can only provide investment services in the European Union (EU) if they are authorised to do so by an EU regulator

2) Authorised firms must appear in the public register of the regulator of the country in which they provide investment services

Итого не очень ясно, чем вообще может ESMA помочь инвестору — видимо, это просто способ дополнительного контроля внутри Европы, чтобы отдельные европейские регуляторы не пытались играть с огнем. Все только что сказанное равным образом можно отнести и к MiFiD.

Статус AR и выписки с бэк-офиса

Что можно отметить еще? Если существует команда классных управляющих, которым на данный момент юридически или финансово тяжело получить лицензию FCA, то она может обращаться к некоторым британским фондам для предоставления статуса AR (Appointed Representative). Т.е. в этих условиях британский фонд фактически предоставляет управляющим «зонт», а компания прописывается в реестре FCA — правда, в управлении компании должна быть сумма не менее 1 млн. долларов.

Другой важный момент касается Asset Manager — так называется фонд, который управляет деньгами инвесторов, но не принимает их на свой счет. Хотя прямое воровство в этом случае невозможно, фонд без должного контроля может просто сливать средства инвесторов по системе B-book, т.е. без вывода на рынок. Поэтому сам факт наличия Asset Manager является недостаточным — фонд также обязан иметь качественного регулятора, а вывод всех сделок должен подтверждаться в бэк-офисе поставщика ликвидности. Вот пример такой выписки от известного поставщика ликвидности LMAX (в Account Details при этом должно стоять название брокера):

LMAX

Аудит компании членами «Большой четверки»

Так называемая «Большая четверка» представлена четырьмя крупнейшими аудиторскими компаниями с оборотами 20-30 млрд. долларов в год.

Deloitte

PricewaterhouseCoopers

Ernst Whitaker (TBW), обанкротившегося в 2009 году.

PwC подтвердила существование активов Colonial Bank более чем на $1 млрд, которых в действительности никогда не было — в результате чего была осуществлена крупнейшая мошенническая сделка между Colonial Bank и TBW. Кроме того, недавно федеральный судья США отклонил заявку PricewaterhouseCoopers об отмене иска на сумму 1 млрд долларов по делу о банкротстве MF Global.

В декабре 2006 года крупная американская ипотечная компания «Fannie Mae» подала в суд на аудиторскую компанию «KPMG» обвинив её в проведении некачественного аудита — а тремя годами ранее стало известно о том, что представители компании KPMG заплатили 200 миллионов долларов, чтобы уладить судебный процесс, который расследует дело о фиктивной ревизии двух компаний.

История существования компаний, кстати, тоже не показатель — в 2001 году обанкротился один из аудиторов (Arthur Andersen, после чего «Большая пятерка» превратилась в четверку), основанный аж в 1913 году. Так что к аудиту «Большой четвертки» нужно все же относиться с известной долей скептицизма. Аудитор, как бы хорош он ни был — не замена регулятору с финансовой ответственностью.

Выводы?

Они довольно простые — надежными выглядят европейские регуляторы в центральной зоне, в первую очередь FINMA, BafiN, FCA — однако нужно обращать внимание на статус компании. Сильны американские регуляторы — NFA и FINRA , однако у них нет функции страхования вклада, которая переложена на отдельное ведомство — SIPC. В азиатско-тихоокеанском регионе самые известные регуляторы это австралийская ASIC и японская FSA — по надежности они лежат примерно между офшорами вроде Белиза и Новой Зеландии и регуляторами Европы. Страхования средств у них нет — а значит, вряд ли компании под их регуляцией это хороший выбор для долгосрочного инвестирования.

Источник: investprofit.info

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин