В топливе нуждаются все автовладельцы. Поэтому заправка является отличной идеей для бизнеса. При правильном подходе первоначальные расходы обеспечат большую прибыль в дальнейшем.
Перед открытием АЗС необходимо ознакомиться с особенностями такого бизнеса. Бензоколонка имеет повышенную пожароопасность, из-за чего понадобится получить множество документов.
В отношении финансов бизнес считается затратным. Для открытия заправки придется приобрести или арендовать подходящий участок земли. Строить АЗС надо в рамках действующего законодательства. Его нормы предписывают порядок размещения и проектирования заправки. Дополнительно существуют санитарно-гигиенические и природоохранные условия, которые нельзя нарушать.
Когда завершится строительство автозаправки, придется посетить различные инстанции и получить одобрения на работу бензоколонки. Затем надо позаботиться об ее надлежащей охране и безопасности. Все вышеперечисленные действия предполагают большие расходы.
Как открыть автозаправку?
Бизнес по производству топливных гранул: частная компания процветает, государственная — простаивает
Новички в предпринимательстве и бизнесе сталкиваются с массой трудностей при открытии автозаправки. Чтобы упростить задачу, можно воспользоваться пошаговой инструкцией. Как происходит открытие АЗС:
1. составление бизнес-плана АЗС, подбор места и подписание договора аренды с владельцем участка земли;
2. прохождение процедуры госрегистрации;
3. получение кодов ОКВЭД, разработка проекта бензоколонки и его согласование в Роспотребнадзоре;
4. организация строительных работ;
5. составление и согласование ППК, заключение договоров на дератизацию и вывоз отходов.
6. получение разрешения в Санитарно-эпидемиологической и экологической службах;
7. оформление лицензии на хранение и продажу бензина в Минэнерго;
8. проведение аттестации мест работников;
9. подписание договора с поставщиками топлива.
Каждый шаг требует отдельного внимания. Только основательный подход к ведению бизнеса станет гарантом его доходности.
Регистрация бизнеса
Можно остановиться на ИП, но лучшим вариантом считается ООО. Юридическое лицо вправе выбрать налогообложение с НДС. Большая часть поставщиков стараются сотрудничать с такими автозаправками. Особенно это относится к крупным компаниям. Оформлять дополнительные бумаги не нужно.
Например, лицензии или письменные разрешения.
Выбор места для автозаправки
Лучшим местом для строительства АЗС станет участок возле дороги с активным движением или хорошей проходимостью людей. Важным условием является удобный проезд для транспортных средств.
После выбора места, оформления документов на аренду можно приступать к строительству. Приобретение франшизы облегчит весь процесс, т.к. помогут партнеры. При открытии собственного дела стоит обратиться в специальные строительные фирмы. Дополнительно они занимаются введением бензоколонки в эксплуатацию.
Специалисты осуществят весь комплекс работ и оформят необходимые бумаги. Процесс займет от 6 до 12 месяцев, но все будет выполнено в соответствии с законодательством РФ.
Топливный бизнес. Минизаправка, как это выглядит и как работает. #5
Требования к заправке
Стоит открыть заправку или нет? Для получения разрешительных документов понадобится оказать соответствие многим условиям, предъявляемым к ведению топливного бизнеса. Чтобы ознакомиться с требованиями, придется посетить все вышеперечисленные инстанции.
Некоторые хотели бы узнать, как открыть заправку с газом. К АЗС предъявляются такие же требования, как и к бензоколонке. Однако стоит уделить отдельное особое внимание оснащению для автозаправки. Новейшее оборудование должно быть сертифицированным. Его обязаны проверить работники МЧС для подтверждения его безопасности.
Перед началом строительных работ нужно обсудить все детали с пожарной инспекцией, касающиеся планировки АЗС. Бензин и газ представляют собой серьезные источники опасности. Выбор участка земли нужно согласовать с местной администрацией.
Существует минимальный набор оснащения для открытия бензоколонки. В него должны входить:
4 резервуара для хранения и розлива бензина, имеющие объем 15 кубометров;
1 емкость для экстренной перекачки топлива с аналогичным объемом;
1 ливневый резервуар объемом 10 м;
4 колонки для раздачи бензина.
Представленный список является общим. Иногда он вызывает споры, но без оборудования открыть АЗС не получится. На него стоит ориентироваться при закупке оснащения для бензоколонки.
Потребуется программное обеспечение и само стационарное устройство. Оно позволит автоматизировать отпуск бензина. Применение специального ПО позволит оперативно заправлять автомобили, принимать топливо из бензовоза и составлять ежедневные отчеты. Исключение общеизвестного “человеческого фактора” требуется для избежания нежелательных ошибок.
Не обойтись без помещения для оператора и иных дополнительных построек. Они необходимы для мастерской, шиномонтажной, мойки и магазина. Для всех объектов понадобится мебель, оснащение и инструменты.
Для слаженной работы АЗС потребуется правильно подобранный персонал. Прежде всего понадобятся:
работники для заправки автомобилей, подкачки колес и осуществления ремонта;
операторы для приема денежных средств, отпуска ГСМ и наблюдения за порядком на автозаправке;
продавцы при наличии магазина на АЗС;
Точный список сотрудников зависит от присутствия дополнительных услуг. Могут потребоваться электрики или ремонтники, продавцы и буфетчицы. На многих бензоколонках есть магазины, позволяющие увеличить прибыльность бизнеса.
Основные затраты и предполагаемая прибыль
Многих начинающих предпринимателей интересует стоимость открытия АЗС и срок оформления документов. Для получения нужных бумаг, понадобится ждать 3-6 месяцев. Строительство длится примерно такой же срок. Сумма вложений составит около 12-13,5 млн руб. На нее влияют разные факторы: регион технического оснащения, уровня АЗС и дополнительных услуг.
Через сколько окупятся инвестиции, если открыть бензоколонку с нуля? Срок составляет около 5 лет. Однако он может меняться в большую или меньшую сторону. Перед вложением денег в АЗС необходимо учитывать, что это долгосрочный проект. При верной стратегии можно рассчитывать на безбедное существование через 3 года.
Сумма ожидаемой прибыли зависит от различных факторов.
АЗС по франчайзингу
Начинающим бизнесменам рекомендуется приобретение франшизы для открытия автозаправки. Организовать собственное дело легче при поддержке опытного партнера. Франчайзинг часто встречается в топливном бизнесе. Приобретение франшизы позволяет получить нужные документы, наработки и готовый вариант оформления АЗС. Его придется строго придерживаться после заключения договора.
Представители крупной компании помогут в решении организационных проблем. Качество топлива окажется высочайшим. Хозяева бренда дорожат своей репутацией. Они не станут рисковать, поставляя низкосортную продукцию.
Многие автовладельцы стараются заправляться на бензоколонках нефтяных компаний. На таких заправках заливают только качественный бензин. Присутствие на вывеске знаменитого бренда гарантирует прибыльность бизнеса.
Если открывать бизнес самостоятельно, можно столкнуться с множеством трудностей. Например, придется заботиться о качестве топлива и стиле оформления. Выбор поставщиков также будет на совести предпринимателя. Бензин может оказаться как отличного, так и откровенно плохого качества.
Компания ООО «МОСНЕФТЕГАЗ» поставляет высококачественные нефтепродукты со всей необходимой документацией.
Источник: dzen.ru
Бизнес плана по продаже топлива

Бизнес, связанный с нефтью, не всегда требует огромных финансовых инвестиций и наличия серьезных связей в соответствующей области. Начинать свое дело в направлении продажи нефтепродуктов лучше с оптовой торговли, что позволит в короткие сроки добиться высокой рентабельности.
Как открыть бизнес: оптовая продажа нефтепродуктов. Основные особенности
Перед тем как приступать к открытию оптовых продаж, в том числе нефтепродуктов, учредителю следует ознакомиться с соответствующими нормативными актами, определяющие понятия и основные особенности оптовой торговли. К таким нормативным документам относится актуальный сегодня закон
«Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Перед открытием собственной компании следует изучить перспективы продажи нефтепродуктов, чтобы определить все преимущества и недостатки выбранного направления. Так, бензин, дизельное топливо, керосин, смазочные материалы, растворители и прочие разновидности нефтепродуктов однозначно востребованы большинством современных людей, поэтому как розничная, так и оптовая торговля этим товаром всегда будет иметь своего покупателя. Следующий аспект, который нужно изучить – перспективность оптовых продаж.
Как утверждают опытные участники рынка, для начинающего предпринимателя продажи любого товара оптом могут быть более выгодными в сравнении с розничной торговлей. Объяснить это можно несколькими факторами. Во-первых, оптовая торговля предполагает заключение длительных договоров с покупателями и исключает постоянный поиск путей сбыта продукции. Во-вторых, занимаясь оптовой продажей нефтепродуктов, можно стать официальным дилером определенных компаний, тем самым заняв на рынке перспективное положение.
Оптовые продажи топлива, смазочных материалов и прочих нефтепродуктов не предусматривают обязательное открытие торговой точки и заправки. Благодаря этому можно сэкономить не менее 100 тысяч рублей только на этапе создания предприятия.
Планирование должно предварять открытие бизнеса по продажам любых товаров. Составляя бизнес-план, необходимо предусмотреть уровень конкуренции, изучив существующие на рынке предложения, а также проанализировав уровень спроса. На этом этапе следует продумать, какой будет целевая аудитория, поскольку эта особенность во многом определяет общую концепцию компании.
Обязательно в бизнес-план должны быть включены расчеты относительно затрат на создание бизнеса, его дальнейшее развитие и окупаемость новой компании. На основании проведенных расчетов определяют общую сумму инвестиций для открытия предприятия, сделав вывод о будущих источниках финансирования нового бизнес-проекта. К примеру, если собственных средств предпринимателя недостаточно, он может прибегнуть к банковскому кредитованию.
Одна из наибольших сложностей, которые ожидают основателей предприятие по оптовым продажам – резкие колебания цен на нефтепродукты, что существенно влияет не только на прибыль, но и уровень спроса. В связи с этим для того чтобы предотвратить убытки, вызванные такими тенденциями, необходимо следить за основными событиями в выбранном сегменте рынка и уметь использовать полученные данные на пользу компании.
Этапы основания бизнеса по оптовой продаже нефтепродуктов
Одним из первых этапов открытия бизнеса по оптовой продаже нефтепродуктов будет аренда или приобретение помещения. Сразу необходимо определить, будет ли сразу необходимо хранилище для нефтепродуктов или в этом не будет потребности.
В частности, оптовые поставщики нередко используют возможность хранения закупленных партий товара на нефтеперерабатывающем заводе, после чего продукция может сразу отправляться покупателю. При такой организации работы достаточно будет аренды небольшого офиса для руководителя и других сотрудников, важно также позаботиться об обеспечении бесперебойной доставки продукции покупателю. В дальнейшем, для того чтобы сократить расходы на размещение нефтепродуктов на нефтеперерабатывающем заводе, можно открыть собственное помещение для их хранения. Это потребует немалых вложений, однако при активных оптовых продажах все затраты быстро окупятся.

Что касается транспортных расходов, для оптовых продаж и доставки нефтепродуктов понадобится специальная транспортная техника – бензовозы. Поскольку такие машины имеют немалую стоимость и их приобретение может стать слишком затратным для начинающего предпринимателя, есть возможность в первое время арендовать транспорт вместе с водителем. Кроме автомобилей, продажа и доставка топлива потребует закупки специального оборудования, в том числе насосов, шлангов и счетчиков.
Персонал для предприятия, занимающегося оптовыми продажами нефтепродуктов, может быть небольшим: при отсутствии собственного нефтехранилища можно ограничиться наймом в штат одного или двух менеджеров по связям с поставщиками и поиску клиентов. Бухгалтера, водителя и некоторых других сотрудников на этапе открытия компании можно привлекать по необходимости на основе аутсорсинга. Правда, все сотрудники, непосредственно контактирующие с товаром, должны иметь опыт работы с нефтепродуктами и быть должным образом обучены во избежание возникновения опасности для окружающей среды и людей. Рассчитав необходимое для работы предприятия количество сотрудников, следует выяснить, какой уровень заработной платыбудет актуален в этой области. Как правило, в среднем квалифицированным сотрудникам по доставке топлива, а также опытным менеджерам по продажам следует предложить достаточный уровень зарплаты – от 15 тысяч рублей и выше, что позволит наполнить штат грамотными и опытными специалистами.
Закупка бензина и других видов топлива, а также прочих товаров, относящихся к категории нефтепродуктов, должна проводиться с учетом существующих тенденций и требований к качеству продукции. Так, очень важно выбрать надежного производителя, продукция которого будет удовлетворять требованиям будущих покупателей.

Продвижение компании при оптовой продаже нефтепродуктов будет более простым по сравнению с розничной торговлей. Так, для бензина, топлива, смазочных материалов и другой подобной продукции основными покупателями будут небольшие автозаправки и специализированные магазины. Конкретная целевая аудитория компании будет зависеть преимущественно от изначального направления деятельности.
Так, если предприятие будет заниматься мелким или средним оптом, основными покупателями продукции могут стать обычные потребители и малые специализированные компании. В этом случае лучшими методами продвижения будут размещение рекламы в интернете, вывеска, баннеры и другие виды наружной рекламы. Чтобы рассчитывать на контракты с крупными сетевыми заправками и специализированными магазинами, продающими смазочные материалы и другие сопутствующие товары, следует вначале заработать определенный имидж в выбранной области, заняв преимущественное положение в выбранной деятельности.
Официальная регистрация компании

Для того чтобы открыть предприятие по оптовой продаже нефтепродуктов, обязательно необходимо оформление одной из существующих организационных форм. Выбор конкретной из них будет зависеть от особенностей деятельности компании, в частности от того, будет ли она предлагать малый, средний или крупный опт. Поскольку торговля нефтепродуктами относится к серьезной деятельности, открывая предприятие такого рода, предпочтительнее зарегистрировать юридическое лицо. Таким образом, оформив статус ООО, можно рассчитывать на сотрудничество с крупными предприятиями, в том числе международными, что в будущем даст значительно большие перспективы. Кроме того, фирмам, имеющим форму юридического лица, представляется больше возможностей стать официальными дилерами известных в своей отрасли компаний – производителей нефтепродуктов.
Получение статуса ООО требует выполнение ряда обязательных условий:
- заполнение специальной формы заявления по установленной форме с указанием направления деятельности и личной информации обо всех учредителях. В заявлении обязательно указывают вид деятельности по действующему классификатору ОКВЭД;
- внесение уставного капитала в размере от 10 тысяч рублей;
- предоставление определенного нормами ФНС пакета документов, среди которых паспорта и ИНН всех учредителей, решение о создании ООО и назначении руководителя, протокол собрания учредителей при наличии нескольких владельцев и некоторые другие;
- уплата государственной пошлины, размер которой составляет 4 тысячи рублей, в любом отделении банка;
- подача заявления и установленного пакета документов и ожидание подтверждения от специалистов на протяжении 14 дней.
Если, открывая бизнес по оптовой продаже нефтепродуктов, его учредитель планирует организовать незначительную предпринимательскую деятельность, он может сразу перейти на упрощенную форму налогообложения, заполнив соответствующее заявление.

В отличие от формы ИП для ООО обязательным будет оформление расчетного счета, который будет содержать платежные реквизиты компании. Благодаря наличию расчетного счета возможно осуществление финансовых операций безналичным способом. Для того чтобы получить его, обращаются в банк, предоставив подтверждение регистрации ООО и подав все учредительные документы, а также договор об аренде или получении в собственность помещения, бухгалтерскую отчетность за последний период и прочие документы, которые может запросить банк.
Обязательным для ООО будет и заказ печати предприятия, что отличает эту форму от индивидуального предпринимательства.
Таким образом, оптовая продажа нефтепродуктов перспективна и интересна, в особенности для опытных бизнесменов. Начинающим предпринимателям рекомендуют начинать эту деятельность с мелкооптовой торговли, характеризующейся меньшими рисками и не столь значительными финансовыми вложениями.
Июн 8, 2017Сергей
Уважаемые посетители ниже представлен пример бизнес-плана автозаправки с экономическими расчетами. Расчеты сделаны специалистами с большим опытом работы в файле Excel, благодаря чему могут быть адаптированы к любому бизнес-плану другой автозаправки. Ознакомившись с документом вы можете скачать файл с расчетами внизу. Если возникнут вопросы — задавайте их прямо в комментариях, группе вконтакте, либо написав нам на почту.
Резюме
О том, что должен содержать резюме читайте статью Структура резюме бизнес-плана.
Цель: «Открытие автозаправочной станции в городе Пенза»
Задачи: «Снабжение автолюбителей близлежащих районов горюче-смазочными материалами»
Инициатор проекта
Инициатором строительства новой автозаправочной станции является индивидуальный предприниматель – владелец сети заправок (3 штуки) в Пензе и Пензенской области. Предприниматель имеет большой опыт работы в данном бизнесе, владеет тремя прибыльными объектами и имеет налаженные отношения с поставщиками ГСМ.
Инвестиционные расходы
Для открытия автозаправочной станции потребуются инвестиционные вложения в размере 3 949 тыс. руб., которые делятся на приобретение земельного участка, разработку проекта, строительство, приобретение оборудования и продукции.
Распределение инвестиций по направлениям представлено в таблице ниже:
Приобретение земельного участка
Источник: oroalbero.ru
Автозаправочное партнёрство. Часть I
Достаточно широкое, хотя и неоднозначное развитие получил франчайзинг на автозаправочном рынке. Предлагаем вашему вниманию подробный обзор в двух частях этого значительного по оборотам, но малоисследованного направления партнерского бизнеса.

Константин Баскаев, обозреватель журнала «Нефть России» специально для BUYBRANDInform
Достаточно широкое, хотя и неоднозначное развитие получил франчайзинг на автозаправочном рынке. Предлагаем вашему вниманию подробный обзор в двух частях этого значительного по оборотам, но малоисследованного направления партнерского бизнеса.
Франшиза на топливном рынке. Расцвет позади?
По приблизительным оценкам Российского топливного союза, в нашей стране около 30 тысяч АЗС и АЗК. Почти половина принадлежит крупным нефтяным компаниям, большинство из которых развивают или собираются развивать сети АЗС с помощью франчайзинга. Однако ситуация в этой области неоднозначна, у части нефтяных гигантов имеет место регресс числа франчайзинговых точек, вплоть до полного отказа от этой формы бизнеса.
Между тем розничный топливный рынок привлекателен для предпринимателей, поскольку в России на одну АЗС приходится гораздо больше клиентов, чем в Европе, её маржинальный доход достигает 15-20%. Этот рынок интересен и тем, что, помимо вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), на нём есть место и независимым АЗС.
Малые и средние предприниматели, продающие автомобильное топливо, нередко идут на приобретение франшизы у крупной компании. А для некоторых регионов, где основную часть рынка занимает одна из крупных ВИНК, франчайзинг становится едва ли не единственным способом выживания для независимых АЗС. Главное преимущество АЗС-франчайзинга состоит в том, что ВИНК гарантируют франчайзи поставку качественных нефтепродуктов по более-менее устойчивым ценам. Для России с её сезонными колебаниями спроса и предложения и, соответственно, периодическими провалами в обеспечении розничного рынка нефтепродуктами, гарантированные поставки топлива имеют определяющее значение. Второе преимущество универсально для любых франчайзинговых отношений: возможность использовать известный брэнд.
Почти все ВИНК до недавнего времени достаточно активно развивали АЗС-франчайзинг, приняв на рубеже XXI века решения развивать розничную продажу нефтепродуктов через джобберов[1]. Например, «Лукойл» имел до 2007 года франчайзинговые договоры с более чем 300 компаниями. Были франчайзи и у «Славнефти», ЮКОСа, «Сибнефти» и ТНК-ВР.
Для большинства ВИНК развитие франчайзинговых сетей – одна из форм агрессивной конкурентной борьбы. Это подтверждают слова вице-президента ОАО «Лукойл» Вагита Шарифова на Московском международном нефтяном форуме: «В ходе конкурентной борьбы рано или поздно большинство независимых АЗС либо будут приобретены нефтяными компаниями, либо станут работать под их торговыми марками на условиях франчайзинга». Отмечу, однако, что после 2007 года «Лукойл» постепенно серьёзно сократил число франчайзинговых АЗС. Особенно в центральном регионе.
К кандидатам, желающим стать франчайзи крупных нефтяных компаний, предъявляются специфические для этого рынка требования. Решающее условие – большой опыт работы в данной сфере. Потенциальный франчайзи обязан иметь в собственности или долгосрочной аренде земельные участки, на которых стоят уже действующие независимые АЗК. Это означает, что «неофитов» нефтяные гиганты в партнёры не берут. Предпочтение топливные франчайзеры отдают владельцам нескольких АЗС, особенно если их не менее пяти.
Не каждая автозаправка может быть пригодной для переоборудования в фирменную станцию. Многие ВИНК требуют от франчайзи, чтобы АЗС располагалась в месте, обеспечивающем большой объём реализации нефтепродуктов. Если исследование компании подтверждает обратное, предпринимателю обычно отказывают во франшизе. Кроме того, рядом не должно быть заправок головной компании, так как это вызовет внутреннюю конкуренцию.
Партнёры обязаны приобретать нефтепродукты для реализации исключительно у головной нефтяной компании или через её дочерние фирмы. Закупки топлива у сторонних производителей считаются серьёзным нарушением договора. Франчайзеры регулируют ценовую политику партнёров. Некоторые ВИНК позволяют им поднимать цены на АЗС, но продавать бензин дешевле, чем на АЗС головной компании, возбраняется.
Относительно роялти единого подхода топливные франчайзеры не имеют. Например, франчайзи «Лукойла» ежемесячно выплачивают головной организации сумму около $1 тыс.
Большинство младших партнеров завязывают юридические отношения с нефтяными компаниями на год, с правом пролонгации договора. К соглашению обычно прилагаются заявки на поквартальный график поставок топлива со стороны франчайзера.
Работа по переоборудованию обычно включает в себя перекраску строений на территории АЗС в соответствии с утвержденной цветовой гаммой, обязательное размещение логотипа ВИНК, техническую доработку, а то и полное переоборудование АЗС. Франчайзи должен обеспечить работников фирменной спецодеждой от франчайзера. Объём затрат, которые придется вложить франчайзи, варьируется довольно широко, в зависимости от исходного состояния АЗС, материалов, используемых для переоборудования, а также цен подрядчиков, которых привлекает владелец. Если АЗС, которой владеет франчайзи, в хорошем состоянии, можно уложиться и в $10 тыс. Если потребуется привлекать строителей, затраты могут вырасти до $50 тыс.
Нефтяные компании строго контролируют выполнение договоров концессии с независимыми АЗС. За серьёзные нарушения франчайзер может накладывать на партнёра штрафы в размере нескольких сотен тысяч рублей либо вообще расторгнуть договор. Последнее стало весьма распространенной практикой: специалисты ВИНК сходятся на том, что контроль за соблюдением обязательств джобберов стал крайне обременительным, нередко репутации общего бренда наносится ущерб. В связи с этим к франчайзингу прибегают в тех случаях и регионах, где иметь собственные АЗС невыгодно.
Такого расцвета франчайзинга для АЗС, как в конце 90-х – начале 2000-х, уже не будет, считает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. Несмотря на имеющиеся в большинстве компаний программы развития джобберских сетей, за последние пять лет явно прослеживается сокращение числа партнерских АЗС. Но это вина не только франчайзи. Сами ВИНК зачастую не выполняют условия поставок топлива.
Франчайзинговые особенности гигантов
«ГАЗПРОМНЕФТЬ». С середины 2012 года компания, никогда не использовавшая франчайзинговую схему при расширении топливного бизнеса, начала «обкатку» принадлежащих ей брендов на условиях франчайзинга.
Причем первую такую АЗС ОАО «Газпромнефть» открыло 25 мая 2012 года не в РФ, а на территории Украины. Компания подписала соответствующий договор с одним из местных топливных ритейлеров, входящего в украинско-иорданское ООО «Катрин».
Первая украинская франчайзинговая АЗС «Газпромнефти» расположена на 34-м километре трассы Киев-Одесса и имеет общую площадь 240 м² (половина отведена под магазин и кафе). В течение лета на этой трассе были открыты ещё три АЗС под брендом «Газпромнефти». Поставки топлива на них осуществляются с Мозырского НПЗ (Беларусь). Специалисты российской компании намерены регулярно осуществлять аудит автозаправочных станций, работающих в Украине по франчайзингу, проверяя качество топлива и уровень обслуживания, соответствие фирменным стандартам.
«Первый франчайзинговый проект позволит оценить перспективы развития розничной сети «Газпромнефти» на территории Украины и принять решение о дальнейших шагах, направленных на расширение сбытового бизнеса компании в этой стране», – отметил на открытии первой франчайзинговой АЗС председатель правления «Газпромнефти» Александр Дюков.
Интересно, что из большой четверки ВИНК, которые рассматриваются в данном обзоре, только у «Газпромнефти» на территории РФ все заправки входят в собственную сбытовую сеть. Правда, и она готовится разбавить бизнес джобберскими АЗС не только в Украине. В процессе реализации находится пилотный проект по развитию такого направления в одном из регионов России. «От успеха этого проекта в дальнейшем будут зависеть планы компании по развитию этого направления», – рассказали мне в компании, умолчав, о каком именно регионе идет речь.
После того, как первые франчайзинговые АЗС под торговой маркой «Газпромнефть» появились в Украине, эта нефтяная компания объявила о том, что к ним добавятся фирменные кафе. В начале сентября «Газпромнефть» сделала заявку на регистрацию двух наименований «Кафе Драйв» и Drive Cafe в качестве товарных знаков.
В связи с этим директор по региональным продажам ОАО «Газпромнефть» Александр Крылов дал комментарии СМИ, пояснив, что платформа для развития бизнеса по франшизе формировалась в течение пяти лет. За это время станции приобрели узнаваемый унифицированный фирменный стиль, был разработан «золотой стандарт» качества обслуживания. Оставалось лишь по примеру других производителей нефтепродуктов открыть кафе на заправках. Это, по мнению руководства компании, должно привлечь новых клиентов и увеличить на 30% выручку каждой АЗС.
Отметим, что все российские продавцы нефтепродуктов имеют кафе на АЗС, но ни один из них не имеет собственного бренда. Таким образом, «Газпромнефть» станет вторым крупным нефтяным игроком со своим брендом кафе, вкупе с британской BP (торговая марка Wild Bean Cafe). Если «Газпром нефть» пойдет по следам BP, которая расширяет сеть своих кафе и за пределы АЗС, то газпромовская компания может стать владельцем и совершенно нового бизнеса.
«ЛУКОЙЛ». Топливный сбыт на 1 января 2012 года охватывал 26 стран (Россия, государства СНГ и Европы, США). Он включает в себя 183 нефтебазы с общей резервуарной ёмкостью 2,7 млн м 3 и 5 994 автозаправочные станции в разных странах, в том числе франчайзинговые.
В России сбытовой комплекс «Лукойла» на 1 января 2012 года включал 2336 АЗС (в том числе франчайзинговые) и 109 нефтебаз ёмкостью 1,12 млн м 3 . Операторами АЗС и нефтебаз являются семь организаций нефтепродуктообеспечения, осуществляющие деятельность в 62 субъектах РФ. Объём розничной реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке в 2011 году достиг 8,3 млн т, что на 18,3% выше уровня 2010 года.
Среднесуточная реализация на одну АЗС в России выросла с 10,2 до 11,7 т/сутки (+14,7%). Инвестиции в развитие российского сектора розничной торговли топливом в 2011 году составили $216 млн. Ожидается, что под вывеской «Лукойла» откроется сеть франчайзинговых заправок в Омской, Томской и Новосибирской областях.
Для того чтобы перекрасить в цвета «Лукойла» АЗС в городе с населением более 500 тыс. человек франчайзи придётся в среднем заплатить 357 тыс. руб. плюс НДС. Если заправка находится на автотрассе федерального значения, цена составит 398 тыс. руб. В других, менее оживленных, местах – 217 тыс. руб.
Упомянутый выше процесс активного сокращения франчайзинговой сети отражают следующие цифры. По данным компании, в 2011 году под товарным знаком «Лукойла» работало 112 АЗС различных фирм, тогда как в 2007 году их было 300. В Москве компания предпочитает обходиться своими силами – здесь нет ни одной джобберской заправки.
Как видим, после начала кампании по борьбе за качество топлива за последние четыре года «Лукойл» снял больше половины своих вывесок с АЗС-франчайзи. И процесс сокращений продолжается, несмотря на автозаправочную экспансию в сибирские регионы. Вообще с начала франчайзинговой деятельности «Лукойлом» было расторгнуто или не пролонгировано на новый срок большинство договоров. Связано это, как утверждают в компании, в первую очередь, с невыполнением коммерсантами требования привести АЗС в соответствие с фирменным стилем компании. Часто причиной расторжения договора франчайзинга является реализация некачественного топлива, приобретенного на стороне.
«ТАТНЕФТЬ». Эта компания на сегодня франчайзинговых АЗС не имеет. Почему же «Татнефть» отказалась от джобберских соглашений? Всё та же причина: франчайзи нарушали договоренности – играли ценой, могли продавать под видом топлива производства «Татнефти» иной, некачественный товар. Все это ударяло по имиджу, и был принято решение вообще закрыть это направление.
Но совсем от франчайзинга в компании не отказались – переориентировались на другой сегмент. В январе 2012 года «Татнефть» приняла решение собственными силами и по франчайзингу развивать сеть центров по восстановлению шин для грузовиков. Созданием сети и её управлением займется одно из дочерних предприятий – «Татнефть-нефтехим». Реализация проекта обойдется в 2 млрд рублей.
Срок реализации – 2-3 года. Сеть объединит 150 сервисных шинных центров в РФ, СНГ, Средней Азии и Европе. Часть из них откроется по франшизе. Идея возникла в 2009 году, когда «Татнефть» запустила завод цельнометаллокордных шин для автобусов и грузовиков.
ТНК-ВР. Эта компания даёт ещё одно яркое подтверждение регресса топливного франчайзинга. Ещё в конце 2011 года из 1089 АЗК джобберам принадлежали 446. Сейчас – в декабре 2012 года – ТНК-ВР имеет около 800 АЗС и среди них ни одной франчайзинговой.
«БАШНЕФТЬ». С марта 2009 года владельцем контрольных пакетов «Башнефти» и её аффилированных активов стало ОАО «АФК «Система», которое создает на этой базе вертикально интегрированный холдинг «БашТЭК». На розничный рынок «Башнефть» вышла ещё в 2004 году, начав создавать собственную сеть АЗС. Сбыт нефтепродуктов в розницу в компании осуществлялся через сбытовую сеть ОАО «Башкирнефтепродукт», которая располагает 320 АЗС на территории Башкортостана. «Башнефти» принадлежат три НПЗ мощностью 24,07 млн т в год («Уфанефтехим», Уфимский НПЗ и «Новойл»), нефтехимический комбинат «Уфаоргсинтез». До 2016 года инвестиции в развитие нефтепереработки, как ожидается, составят более 35 млрд рублей.
За сбыт продукции компании ныне ответственны собственные нефтебазы, расположенные на территории Башкортостана, Удмуртии и Оренбургской области, 460 собственных АЗС (принадлежат дочерним компаниям: «Башкирнефтепродукт», «Башнефть-Удмуртия» и «Оренбургнефтепродукт») и сторонние АЗС, работающие на условиях франчайзинга и аренды.
Реализация нефтепродуктов мелким оптом осуществляется через дочернее сбытовое подразделение ЗАО «Башнефть-Регион», управляющее сетью региональных сбытовых предприятий, осуществляющих поставки с уфимских НПЗ. В 2011 году объём поставок мелким оптом увеличился. Но до 2010 года розничное направление было развито крайне слабо. Однако в апреле 2010 года в ОАО «Башнефть» стартовала франчайзинговая программа, предусматривающая заключение партнёрских соглашений с владельцами независимых сетей в приоритетных для компании регионах. В результате «Башнефть» в 2011 году имела 225 партнёрских АЗС (всего вместе с собственными – 710 АЗС).
В 2012 году «Башнефть» планирует нарастить своё присутствие на топливном рынке Самарской области через развитие франчайзинговой сети при одновременном увеличении собственных заправок за счёт их приобретения на вторичном рынке. В Самарской области «Башнефть» присутствовала с 1991 года через ООО «Башнефть-Волга». Впоследствии компания была ликвидирована, а на её базе был создан самарский филиал АНК «Башнефть». По данным ОАО «Самаранефтепродукт», во II квартале 2010 года на долю «Башнефти» приходилось лишь около 1% областного рынка, что существенно меньше чем у федеральных игроков («Роснефть», «Лукойл» и ТНК-BP) и меньше, чем у региональных операторов (ЗАО «ВИС-Сервис», ООО «Тольяттинефтепродуктсервис», «ДиОйл» и другие). Теперь для «Башнефти» Самарская область фигурирует в числе приоритетных направлений для её автозаправочной экспансии.
По неофициальным данным, на ноябрь 2012 года у компании насчитывается уже более 400 автозаправочных франчайзи. «Башнефть» планирует расширять розничную сеть в Приволжском, Центральном, Уральском, Южном и Северо-Западном федеральных округах – почти в 30 субъектах федерации. Особый интерес для неё представляют регионы, граничащие с Башкортостаном, как потребители топлива, производимого уфимскими НПЗ. Стратегия компании предполагает к 2016 году увеличение количества АЗС до 1200, доля розничных продаж автомобильных бензинов через собственные и партнёрские АЗС поднимется до 80% от общего объёма производства на собственных НПЗ.
Во франшизном пакете этой компании размер фиксированной выплаты за пользование товарным знаком составляет 150 тыс. рублей на одну АЗС. Возможны скидки до 10% – в зависимости от числа открываемых под этим брендом точек. Договор франчайзинга заключается на пять лет. Паушальный взнос в «Башнефти» носит, судя по всему, плавающий характер и зависит от региона и личных договоренностей. Кроме слов о том, что паушальный взнос «не выше среднерыночного», другой информации в компании получить не удалось.
В продолжении обзора будет рассмотрена ситуация с франчайзингом в малых и средних нефтяных компаниях, которые предъявляют более мягкие требования к франчайзи.
[1] Организации, занимающиеся приобретением нефтепродуктов и ее перепродажей. По статистике, до 40 % всего бензина в мире продается через посредников.
Источник: buybrand.ru
