- Понятие бизнес-цикла. Реализации функции планирования и контроля деятельности организации посредством выделения бизнес-циклов и подциклов в них.
- Виды и характеристика бизнес-циклов (циклов хозяйственных операций)
- Выявление типичных недостатков внутреннего контроля в бизнес-циклах и сопутствующих им рисков
1.В настоящее время в теории и практике управления организацией широко применяется процессный подход к менеджменту. Согласно данному подходу, основным объектом управления становится процесс. Процесс для целей менеджмента организации – это: А) любая деятельность, которая получает что-то «на входе» и превращает это в нечто «на выходе»; Б) добавляющее стоимость преобразование, включающее людские и другие ресурсы. Понятие «процесс» может служить аналогом понятиям «операция», «функция», «вид деятельности». Процессы объединяют набор взаимосвязанных ресурсов и работ, которые образуют собой бизнес-циклы (БЦ). Этап процесса (субпроцесс) – это составная часть процесса, характеризующаяся наличием некоторого промежуточного результата и представляющая собой совокупность работ и операций. Любой процесс состоит из ряда этапов (последовательных или параллельных). В свою очередь, каждый этап может быть подвергнут дальнейшему делению, и внутри этапа можно выделить отдельные работы, операции, переходы. Аналогично, для целей внутреннего контроля каждый вид деятельности может подразделяться на более мелкие операции. Преимущество процессного подхода (с выделением бизнес-циклов) состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии. В аудите существуют два основных подхода к проведению аудита: 1) пообъектный подход. При этом выделяемые объекты аудит совпадают с разделами бухгалтерского учета. Например, направлениями проверки при этом подходе будет аудит учетной политики, аудит кассовых операций, аудит основных средств, аудит расчетов и т.д. Соответственно, обязанности по проверке каждого раздела учета будут распределены между отдельными аудиторами. 2) циклический подход. В качестве сегментов проверки выделяют циклы хозяйственных операций (БЦ). При этом БЦ, выделяемые для целей аудита конкретной организации, будет отражать организационную структуру и особенности технологической цепочки этого конкретного предприятия. В этом случае циклы для целей аудита могут совпадать с фактически существующими на предприятии БЦ, выделенными для целей управления. Такой подход позволяет избежать дублирования работ в аудите, так как отражение в учете любой хозяйственной операции методом двойной записи затрагивает два счета и, соответственно, может относиться к двум разным разделам учета. При пообъектном подходе к аудиту операция проверяется как минимум дважды – по разу в каждом разделе учета. А при циклическом подходе – один раз – при проверке соответствующего бизнес-цикла. 2.Циклы хозяйственных операций тесно связаны между собой и в совокупности составляют хозяйственную систему организации. Эти циклы характеризуют кругооборот средств организации и заканчиваются только с при прекращении ее деятельности. Выделение бизнес-циклов в аудите позволяет исследовать учет и отчетность в разрезе видов деятельности предприятия. Существует несколько классификаций циклов, отличающихся степенью детализации. Вместе с тем, в наиболее общем виде выделяются следующие виды хозяйственных циклов: 1) цикл приобретения и расходования (цикл снабжения) – он включает закупку материалов, организацию документального оформления приобретения, приемки и отпуска сырья в производство, хранение и перемещение запасов, учет кредиторской задолженности, контроль качества и сохранности материалов, организацию материальной ответственности; 2) цикл производства, который объединяет хозяйственные операции по планированию и контролю производства, производственному потреблению ресурсов и выпуску готовой продукции, исчислению себестоимости готовой продукции, выявлению потерь и резервов производства. Часто циклы снабжения и производства объединяют в цикл затрат; 3) цикл продажи (получения доходов), он включает операции, связанные с реализацией продукции, возникновением и погашением дебиторской задолженности, исчислением расходов на продажу, контролем над объемом, ассортиментом и прибыльностью продаваемой продукции или товаров, поступлением денежных средств в наличной и безналичной формах; 4) финансово-инвестиционный цикл, который охватывает кратко- и долгосрочное прогнозирование, инвестирование временно свободных средств, получение кредитов, займов, финансирования от собственников организации и др. В зависимости от интенсивности и объема хозяйственных операций в каждом цикле, циклы могут объединяться или разделяться. Фактически применяемая классификация циклов определяется потребностями управления компанией. В дополнение к рассмотренным циклам для целей аудита иногда выделяется цикл учета и подготовки финансовой отчетности. Это производится для обособленного контроля систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля организации (как части системы администрирования организации). 3.Бизнес-циклы выделяются в рамках внутреннего аудита с целью оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Взаимосвязь циклов хозяйственных операций и последовательность их тестирования представлены следующими этапами: Выделение основных циклов
Проверка оборотов и сальдо по счетам, входящим в каждый цикл Выявление ложной и неточной информации Взаимный контроль операций и искажений, выявленных в рамках отдельных циклов (сверка между циклами) Обобщение результатов проверки и разработка рекомендаций При тестировании циклов хозяйственных операций аудиторские процедуры должны быть направлены на проверку соответствия данных учета и отчетности критериям подготовки финансовой информации. В качестве таких критериев могут использоваться предпосылки подготовки финансовой отчетности. Предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности – это сделанные руководством аудируемого лица в явной или неявной форме утверждения, отраженные в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Данные предпосылки включают в себя следующие элементы: 1) существование — наличие по состоянию на определенную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой (бухгалтерской) отчетности; 2) права и обязанности — принадлежность аудируемому лицу по состоянию на определенную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой (бухгалтерской) отчетности; 3) возникновение — относящиеся к деятельности аудируемого лица хозяйственная операция или событие, имевшие место в течение соответствующего периода; 4) полнота — отсутствие не отраженных в бухгалтерском учете активов, обязательств, хозяйственных операций или событий либо нераскрытых статей учета; 5) стоимостная оценка — отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности надлежащей балансовой стоимости актива или обязательства; 6) точное измерение — точность отражения суммы хозяйственной операции или события с отнесением доходов или расходов к соответствующему периоду времени; 7) представление и раскрытие — объяснение, классификация и описание актива или обязательства в соответствии с правилами его отражения в финансовой (бухгалтерской) отчетности.Источник: studfile.net
Жизненный цикл управления бизнес-процессами
Управление бизнес-процессами подчиняется тем же законам, что и управление другими сложными системами. Обратимся к классическому циклу управления, который в общем виде состоит из следующих этапов (рис. 2.13):
- 1) планирование;
- 2) действие;
- 3) учет;
- 4) анализ и выработка корректирующих воздействий.
Рис. 2.13. Классический цикл управления
Иными словами, мы сначала планируем, затем работаем по плану, ведя учет того, что нарабатываем, после этого проводим анализ учтенных данных. По результатам анализа вырабатываем корректирующие воздействия и переходим опять к планированию с учетом корректировок, т.е. цикл начинается снова. Последние два этапа (третий — учет и четвертый — анализ и выработка корректирующих воздействий) в цикле управления часто объединяют и называют контроллингом.
В контексте цикла управления процессами мы будем рассматривать такие же этапы:
- 1) планирование;
- 2) действие;
- 3) контроллинг.
Управление процессами в соответствии с этим циклом дословно означает: планировать попроцессно (а не по подразделениям!), выполнять действия в рамках процессов согласно плану и осуществлять контроллинг процесса. Контроллинг процессов предполагает попроцессный учет, анализ учтенной информации, связанной с работой данного процесса, и выработку корректирующих воздействий, направленных на улучшение показателей данного процесса.
Важно отметить, что и планирование, и действия, и контроллинг процессов базируются на стратегических положениях, определенных для данного процесса. Мы хотим, чтобы процесс протекал как можно быстрее, или нам важнее его качество? Или гораздо важнее уменьшить операционные риски?
Какими ресурсами мы располагаем, на каких рынках и для каких клиентов мы работаем? — ответы на эти вопросы являются составными частями стратегии процессов (о ней мы будем говорить в гл. 3). Графически цикл управления бизнес-процессами представлен на рис. 2.14.
Рис. 2.14. Цикл управления процессами
Этапы жизненного цикла управления процессами можно также представить в виде последовательности (цепочки) работ, т.е. в виде процесса (рис. 2.15). Процесс управления процессами можно рассматривать как некоторый метапроцесс, который включает последовательность действий по управлению бизнес-процессами компании. Об этом речь пойдет ниже.
Рис. 2.15. Процесс управления процессами — это тоже процесс
Что еще важно при внедрении управления процессами? Важен человеческий фактор, т.е. то, насколько сотрудники компании принимают (или не принимают) новые формы управления и кооперации в рамках процесса, новые роли и связанные с ними новые обязанности. Поэтому жизненно необходимо в ходе внедрения новых («как должно быть») процессов использовать технологии и выполнять действия, которые мы относим к «управлению изменениями», и уделять им повышенное внимание.
Суммируя, можно сказать, что наиболее важными аспектами управления процессами являются: бб
- • стратегия бизнес-процессов;
- • планирование (или проектирование) бизнес-процессов (моделирование, анализ и совершенствование);
- • внедрение бизнес-процессов;
- • контроллинг бизнес-процессов;
- • управление изменениями в рамках процессов.
Далее представлен краткий обзор всех этапов цикла управления процессами, а в последующих главах книги даны детальные описания каждого из этапов.
Источник: studme.org
Бизнес цикл
Череда расширений и сокращений экономической активности называется бизнес цикл.
Что такое бизнес цикл?
Бизнес цикл — это цикл колебаний валового внутреннего продукта (ВВП) вокруг его долгосрочного естественного темпа роста. Он объясняет расширение и сокращение экономической активности, которые экономика испытывает с течением времени.
Бизнес цикл завершается, когда он последовательно проходит через один подъем и один спад. Период времени для завершения этой последовательности называется продолжительностью бизнес цикла. Бум характеризуется периодом быстрого экономического роста, в то время как период относительно застойного экономического роста является спадом. Эти показатели измеряются ростом реального ВВП с поправкой на инфляцию.
Стадии бизнес цикла
На приведенной выше диаграмме прямая линия в середине — это линия устойчивого роста. Бизнес цикл движется вокруг этой линии. Ниже приводится более подробное описание каждой стадии бизнес цикла:
1. Расширение
Первая стадия бизнес цикла — расширение. На этой стадии происходит увеличение положительных экономических показателей, таких как занятость, доход, объем производства, заработная плата, прибыль, спрос и предложение товаров и услуг. Должники, как правило, вовремя выплачивают свои долги, скорость денежной массы высока, а инвестиции высоки. Этот процесс продолжается до тех пор, пока экономические условия благоприятны для расширения.
2. Пик
Затем экономика достигает точки насыщения, или пика, который является второй стадией бизнес цикла. Достигается максимальный предел роста. Экономические показатели не растут дальше и находятся на максимуме. Цены достигают своего пика. Эта стадия знаменует собой точку разворота в тенденции экономического роста.
На этом этапе потребители склонны перестраивать свои бюджеты.
3. Рецессия (спад)
Рецессия — это стадия, которая следует за фазой пика. На этой стадии спрос на товары и услуги начинает быстро и неуклонно снижаться. Производители не замечают мгновенного снижения спроса и продолжают производство, что создает ситуацию избыточного предложения на рынке. Цены имеют тенденцию к снижению. Вследствие этого начинают падать все положительные экономические показатели, такие как доход, объем производства, заработная плата и т.д.
4. Депрессия
Соответственно растет безработица. Рост экономики продолжает снижаться и когда он опускается ниже линии устойчивого роста, стадия называется депрессией.
5. Впадина
На стадии депрессии темпы роста экономики становятся отрицательными. Происходит дальнейший спад, пока цены на факторы, а также спрос и предложение товаров и услуг не достигнут своей низшей точки. В итоге экономика достигает впадины. Это точка негативного насыщения экономики. Происходит экстенсивное сокращение национального дохода и расходов.
6. Восстановление
После впадины экономика переходит на стадию восстановления. На этой стадии происходит поворот в экономике и она начинает восстанавливаться после отрицательных темпов роста. Из-за низких цен начинает расти спрос и, соответственно, предложение. У населения формируется позитивное отношение к инвестициям и занятости, а производство начинает расти.
Занятость начинает расти, а благодаря накопленным денежным остаткам у банкиров, кредитование также показывает положительные сигналы. На этой фазе происходит замена амортизированного капитала, что приводит к новым инвестициям в производственный процесс. Восстановление продолжается до тех пор, пока экономика не вернется к устойчивому уровню роста.
Таким образом, завершается один полный бизнес цикл, состоящий из бумов и спадов. Крайние точки — это пик и впадина.
Пояснения экономистов
Джон Кейнс объясняет возникновение бизнес-циклов как результат колебаний совокупного спроса, которые приводят экономику к краткосрочному равновесию, отличному от равновесия полной занятости.
Кейнсианские модели не обязательно указывают на периодические бизнес-циклы, но подразумевают циклическую реакцию на шоки через мультипликаторы. Степень этих колебаний зависит от уровня инвестиций, поскольку именно они определяют уровень совокупного выпуска.
В отличие от них, такие экономисты, как Финн Э. Кайдланд и Эдвард К. Прескотт, относящиеся к Чикагской школе экономики, оспаривают кейнсианские теории. Они считают, что колебания в росте экономики являются не результатом монетарных шоков, а результатом технологических шоков, таких как инновации.
Дополнительные ресурсы:
Спасибо, что ознакомились с руководством Finansistem по бизнес-циклу. Чтобы узнать больше, ознакомьтесь с этими дополнительными ресурсами Finansistem:
- Спрос и предложение
- Командная экономика
- Неэластичный спрос
- Рыночный цикл
Источник: finansistem.com