Управленческий учет – отрасль знаний, охватывающая вопросы расчета себестоимости продукции, товаров и услуг, выявления финансового результата отдельного подразделения, определения перспективности работы с клиентами компании и т.д.; создающая комплексную систему поддержки принятия управленческих решений. При этом управленческий учет не являются частью бухгалтерского учета, он является самостоятельным научным направлением, использующим в равной мере методы и принципы стратегического и оперативного менеджмента, реинжиниринга бизнес-процессов, бухгалтерского учета.
Задача управленческого учета – полное отражение всех хозяйственных операций предприятия, включая и те, которые не отражаются в бухгалтерском учете, и предоставление руководству предприятия оперативного доступа к этой информации. Основными пользователями управленческого учета являются учредители, высшее руководство и финансовые службы.
В управленческом учете, как правило, содержатся дополнительные (по сравнению с бухгалтерским учетом) данные обо всех операциях, необходимые для эффективного управления предприятием. Это позволяет быстро анализировать отдельные аспекты деятельности предприятия для принятия управленческих решений. Управленческий учет не регламентирован никакими правовыми актами и преследует только внутренние цели предприятия. Как следствие, учетная политика и план счетов управленческого учета формируются предприятием таким образом, чтобы при минимуме затрат на ведение учета получить все данные, необходимые учредителям и руководству. Тем не менее, при ведении управленческого учета целесообразно основывать учетную политику на МСФО или другом хорошо описанном и удобном для предприятия стандарте учета.
ЖИЗНЬ В БАЛАНСЕ I КАК ЖИТЬ ЖИЗНЬ, КОГДА У ТЕБЯ ЕСТЬ БИЗНЕС?
Цель и задачи уу
- планирование;
- определение затрат и контроль;
- принятие решений.
Планирование – процесс определенных действий, которые должны быть выполнены в будущем. В основе планирования лежит анализ прошлой финансовой и нефинансовой информации. Финансовая информация собирается и обрабатывается в системе бухгалтерского учета. Планирование в рамках управленческого учета называется бюджетным планированием – самое детализированное планирование.
Определение затрат (учет затрат и калькулирование себестоимости продукции) представляет собой процесс, начинающийся со сбора всей информации, относящейся к затратам, возникающим при покупке или производстве готовой продукции, услуг предприятием. Большое значение для правильной организации учета затрат имеет научно обоснованная классификация затрат.
Система контроля, как установление обратной связи, должна обеспечивать, с одной стороны, планирование затрат, взаимосвязанное с реальной деятельностью, прошлыми и будущими событиями в организации. С другой стороны, система контроля обеспечивает четкое отслеживание исполнения планов, учет отклонений фактических показателей от запланированных ранее, а также анализ данных отклонений.
Принятие решений является конечной, итоговой задачей ведения управленческого учета. Именно на обеспечение возможности принимать верные решения направлен управленческий учет.
ИДЕАЛЬНЫЙ БИЗНЕС что это такое?
Источник: studfile.net
Управленческий учет. Что это такое и с чем его едят? И есть ли у Вас этот зверь?
Дорогие коллеги. С началом нового рабочего года! Праздники подошли к концу. У многих предпринимателей настроение еще совсем нерабочее. А многие уже рвутся в бой и думают о начавшемся очень непростом периоде в бизнесе. Все средства массовой информации только и говорят, что год будет очень нелегким, особенно для представителей малого и среднего бизнеса…
Ну, а пока… Годовые отчеты. И вы скажете, так это, конечно, более актуально для бухгалтерских служб, которые, уже не дожидаясь окончания новогодних каникул, готовят налоговую и бухгалтерскую отчетность. А руководство, в основном, прочитав по диагонали, подмахивает финансовую отчетность, ту, которая сдается…
А что же с той отчетностью, согласно которой принимаются решения?
Если финансовый и налоговый учета на сегодняшний день регулируется законодательством, для управленческого учета нет установленной на законодательном уровне нормативной базы, и он, (если вообще ведется) ведется согласно запросам каждого конкретного предприятия. На практике я достаточно часто сталкивалась с неверным представлением об управленческом учете. Почему-то многие, сегодня уже мои хорошие деловые партнеры после нашей совместной работы, до проведения анализа состояния учета на предприятии, считали, что управленческий учет, управленческая отчетность и бухгалтерская, финансовая отчетность это вообще одно и то же… Или вообще считали, что нет необходимости в учете…
Итак, что же такое управленческий учет (УУ).
Есть достаточно много широко используемых определений.
УУ — регламентированная система сбора, фиксирования, подготовки и предоставления информации для принятия управленческих решений. Для внутреннего использования руководителями, работниками финансовых служб.
УУ – это система для управления бизнесом, дающая ответы на вопросы в каком состоянии предприятие, как максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы и управлять бизнесом.
УУ нельзя рассматривать просто как учет. В него необходимо включать планирование, контроль, анализ и рассматривать как систему:
• плановых показателей деятельности предприятия;
• финансирования деятельности;
• распределения денежных средств согласно бюджетам;
• учета полученных доходов и понесенных расходов и сопоставление с плановыми показателями;
• формирования отчетности для внутренних и внешних пользователей;
• контроль над бизнес процессами.
УУ — это система планирования, финансирования, расходования и контроля над этими процессами с помощью инструментов учета и отчетности.
Практически во всех определениях используется слово «система». Это действительно система, разработанная индивидуально для каждого предприятия. С минимальным, я бы даже сказала, минимально оптимальным набором управленческой отчетности. И когда эта система налажена на предприятии, только тогда можно говорить о нормальном функционировании бизнеса, о принятии взвешенных обоснованных решений. А не метания из стороны в сторону с вопросом: «Что делать?»
А у вас есть такая система?
Она работает и позволяет вам четко видеть завтрашний день вашего бизнеса в период кризиса? Если, да. Поздравляю! А если иначе, задумайтесь! Может пора наводить порядок в учете? Или просто взглянуть на свой учет со стороны.
И если там все в порядке, просто убедиться в этом, успокоиться и продолжать увеличивать прибыль!
Буду рада помочь разобраться в тонкостях управленческого учета!
Обращайтесь. Я открыта для общения. Новой удачи Вам в Новом году!
Источник: nataliapolapa.ru
Что такое управленческий учет — полный обзор понятия и этапов организации системы учета + профессиональная помощь в постановке учета
Что такое управленческий учет и чем он отличается от финансового? Каковы принципы управленческого учета? В чем особенности различных методов организации управленческого учета на предприятии?
Здравствуйте, постоянные читатели бизнес-журнала «ХитёрБобёр» и все, кто впервые заглянул на наш ресурс! С вами эксперт — Анна Медведева.
Все, что касается финансов и отчетности, всегда непростое и ответственное. Сегодня мы разберемся с темой управленческого учета, а также посмотрим, чем он принципиально отличается от учета финансового.
В конце статьи я подготовила для вас обзор компаний, которые помогут вам наладить управленческий учет на профессиональном уровне.
Цели каждого типа учета
Бухгалтерский учет фиксирует сделки и операции, финансовые результаты и движение денежных средств. Он дает приблизительное представление о том, что происходит в бизнесе.
Главная цель бухгалтера — верно рассчитать налоги и вовремя отчитаться о финансовом положении организации. Бухучет ориентирован на прошлое, так как бухгалтерия работает только с тем, что уже случилось или происходит сейчас. Вряд ли ваш бухгалтер предскажет выручку хотя бы на следующий месяц. У бухучета нет такой возможности, поэтому он не подходит для управления.
Управленческий учет нацелен на оперативный анализ, понимание о состоянии дел и планирование дальнейшей работы.
Для управления важен сбор информации для принятия решений, которые помогут получить выгоду в будущем. Анализ прошлых периодов помогает увидеть факторы, влияющие на организацию, и спрогнозировать уровень прибыли и убытков в будущем. Динамику отслеживают три базовых управленческих отчета:
- о движении денежных средств;
- о финансовых результатах;
- прогнозный баланс.
Методологические подходы
Инструменты управленческого учета может классифицироваться по различным признакам, в зависимости от методологических подходов.
1. В зависимости от объемов обрабатываемой информации формирование управленческого учета может быть:
2. В зависимости от целей и задач менеджмента формирование управленческого учета может быть:
- Стратегическим. Ориентируется на определение перспектив развития компании и обеспечение информацией высшего управления.
- Оперативным. Обеспечивает достижение целей в краткосрочном периоде
- Производственным. Задача обстоит в обеспечении информацией о себестоимости продукции, величине прибыли, стоимости запасов.
3.В зависимости от методологических подходов к организации управленческого учета могут использоваться:
- Интегрированная (монистическая) система. Управленческая система взаимосвязана с финансовой. План счетов в управленческой системе имеет привязку к счетам финансовой.
- Автономная (дуалистическая) система Предполагается обособленное создание управленческой и финансовых систем. План счетов управленческой системы не привязан к финансовой. Процесс ориентируется только на потребности управления.
4. По охвату видов деятельности и организационной структуры предприятий управленческая система может представлять собой:
- Полную систему. Такой вид распространяется на деятельность предприятия в целом и его отдельные структурные подразделения
- Достаточную систему (с ограниченным набором показателей). Сущность такого вида, заключается в том, что он ведется только по индивидуальным объектам или их группе.
5. По оперативности и контролю данных может применяться учет:
- Фактических данных. Используется метод отнесения на затраты фактически потребленных ресурсов, расчета фактической себестоимости и финансовых результатов от реализации продукции.
- Нормативных данных. В этом случае предполагается разработка определенных норм затрат и учет ведется также по нормам (стандартам) с выделением отклонений.
6. По полноте затрат могут выделяться виды:
- Полных затрат. Себестоимость исчисляется с отнесением всех затрат
- Маржинальных. Исчисляется сокращенная себестоимость.
Открытые данные и коммерческая тайна при учете
Бухгалтерский учет нужен налоговым органам, службе статистики, поставщикам и другим внешним пользователям. Бухгалтерские данные — не секрет. Их даже публикуют в открытом доступе на сайте статистики.
Управленческий учет ведется для внутреннего использования руководителем, менеджером или собственником. Его данные часто становятся коммерческой тайной, поэтому даже внутри организации не все имеют к нему доступ.
Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе
Фиксированная и свободная формы учета
Требования к бухучету подробно определены: его регулируют законы, положения, стандарты, пояснения налоговой и другие документы. Строго определены сроки составления и форма отчетности. Бухучет обязателен для всех организаций, у вас просто нет выбора, вести его или нет.
Управленческий учет — просто ваше право. На него не распространяются правила свыше, его можно вести так, как удобно вам, с опорой на особенности деятельности и собственные цели. Главное, чтобы вы сами понимали отчеты и показатели. Периодичность составления может быть любой: неделя, квартал или даже год.
Как происходит постановка управленческого учета — 5 основных этапов
Теперь распишем детально, как организовать управленческий учет.
Для наглядности я составила поэтапный алгоритм действий.
Этап 1. Определение основных потребителей данных управленческого учета
Основные заказчики и получатели сведений управленческого учета — руководители компании и члены совета директоров, менеджеры разных уровней, поскольку они принимают главные бизнес-решения.
Если необходимо изложить людям, принимающим решения суть проблемы или какой-либо план действий, то лучший способ — подготовить презентацию чтобы наглядно и структурировано преподнести информацию.
Этап 2. Формирование перечня необходимой отчетности
Далее необходимо сформировать и согласовать со всеми заинтересованными лицами перечень документов управленческой отчетности — то есть непосредственно отчетов, которые предстоит оформлять. Для каждого отчета определяется, в какой срок и с какой периодичностью он будет сдаваться — делается четкое и подробное описание.
Этап 3. Подготовка эскиза методологии
Составлением системы управленческого учета занимаются специалисты, вникающие во все тонкости деятельности компании. Иначе есть риск, что система управленческой отчетности не оправдает своих целей внедрения и не принесет желаемых результатов.
Что необходимо сделать на данном этапе:
- определить блоки отчетности и сферы учета;
- разработать документы промежуточных отчетов и методы расчетов;
- определить методы внесения в систему и обработки информации;
- обеспечить эффективный контроль данных;
- распределить обязанности между специалистами, которые выполняют подготовку данных;
- подготовить тестовую версию методологии и сделать пробные расчеты;
- оценить целесообразность разработанного проекта методологии.
Затем подготовленная модель утверждается руководством компании.
Этап 4. Внедрение методологии управленческого учета
Если все предыдущие мероприятия увенчались успехом, систему управленческого учета запускают в действие.
Внедрение проекта управленческого учета выявит недоработки, допущенные при составлении методологии. Возможно это окажется неоднородный подход различных подразделений к обработке данных, либо противоречивость информации, пересекающейся в разных отчетах, либо несовершенное программное обеспечение и т. д.
Могут случаться и другие накладки при взаимодействии подразделений.
Пример
На предприятии «ЧелябинскСтройМотаж» возникли проблемы с достоверностью информации о реализации товара.
В ходе проверки выяснилось, что бухгалтерия несвоевременно внесла в базу сведения о поступивших средствах. Из-за этого затянулось закрытие бухгалтерского баланса по учреждению.
Этап 5. Организация контроля за внедрением системы управленческого учета
Принципиальная часть контроля — оценить, насколько экономически эффективна выбранная система управленческого учета. Но сначала необходимо убедиться что все исполнители обучены, цели понятны, в методологии отсутствуют ошибки.
В продолжение темы предлагаем несколько дельных советов от эксперта.