Что в бизнесе харам

Руководствуясь словами Пророка, мусульманские богословы объясняют единоверцам, можно ли работать на таможне, покупать облигации, давать взятки, скачивать книги из торрентов и заниматься сетевым маркетингом.
Перевод — Андрей Бабицкий. Фотограф — Серкан Тайкан (Serkan Taycan).

Редакция сайта
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Mожно ли продавать товар пьяному покупателю?

Мой отец держит зеленную лавку, и время от времени к нему заходят пьяные посетители. Можно ли иметь с ними дело? Иногда от них сильно пахнет алкоголем, или они держат в руках банки с пивом.

Хвала Аллаху.
Мы адресовали ваш вопрос шейху Мухаммаду ибн Салиху аль-Усаймину. Он ответил, да сохранит его Аллах:
— Можно, если они христиане.
— Почему?
— Потому что христиане верят, что им позволено пить алкоголь.
— А что, если один из участников сделки не находится в здравом рассудке?
— Но ведь он знает, как совершить покупку?
— Пьяный человек может осознавать или не осознавать, что он покупает.

Вопрос: Можно ли заниматься сетевым маркетингом? | Шейх Саад аль-Хаслян


— Если он не знает, что творит, с ним нельзя иметь дела.
— А если он знает, чего хочет?
— В таком случае ничего запретного тут нет, ибо сказано в аяте: «Не приступайте к молитве, когда вы пьяны, до тех пор, пока не поймете смысл того, что произносите» (Сура «ан-Ниса», аят 43).
Аллаху ведомо лучше.

Mожно ли брать кредит, чтобы расплатиться с долгами?

У меня был маленький бизнес, но он прогорел. В результате образовался долг в $25 тыс., которые я не могу выплатить. Банк предложил мне взять кредит на три года под 30%. Братья по вере советуют не связываться с рибой (процентной ссудой. — Правила жизни), потому что это неподчинение Аллаху. Но другие люди, осведомленные в учении, сказали: если это совершенно необходимо, то дозволено.

Сейчас мне грозит тюремный срок, и я не знаю, что делать: взять кредит или провести 9 лет за решеткой. Приговор вступит в силу через месяц. Посоветуйте, что мне делать.

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хвала Аллаху. Во-первых, случившаяся с вами неприятность — это испытание от Всевышнего. Будьте терпеливы, поскольку вы следуете истине, и не сходите с пути благочестия, так как Аллах сказал (интерпретация значения): «И кто боится Аллаха и верен ему, тому он даст выход (из любой сложности)» (Сура «Ат-Талак», аят 2).

Во-вторых, вы должны понимать, что риба явным образом запрещена шариатом и является серьезным грехом. В-третьих, мусульманину дозволено делать запретные вещи, если на то его вынуждают обстоятельства. Аллах сказал (интерпретация значения): «Если же кто-либо вынужден пойти на это, не домогаясь запретного и не преступая пределы необходимого, то нет на нем греха.

Воистину Аллах — Прощающий, Милосердный» (Сура «аль-Бакара», аят 173). Основанием для должника, который берет процентный кредит, может быть необходимость, но не простая нужда. Необходимость затрагивает преданность религии, физическое здоровье, рассудок, честь или состояние. Например, если вы рискуете умереть, или потерять конечность, или надолго сесть в тюрьму.

«Начинай бизнес правильно» | Абдуллахаджи Хидирбеков | FATHUL ISLAM

Многие люди позволяют себе брать процентные кредиты, полагая необходимыми покупку дома, машины или мобильного телефона. Что касается вашего случая, то если у вас есть возможность добыть деньги дозволительным способом, то нет оправдания для кредита. Если вы можете договориться о рассрочке, у вас тоже нет оправдания.

Но если других вариантов нет, а невыплата долга приведет вас в тюрьму, мы надеемся, вы будете одним из тех, кто будет прощен в силу необходимости, и на вас не будет греха. Грех будет на тех, кто дал вам в долг, желая получить рибу, — и на тех, кто, зная о вашем бедственном положении, отказался вам помочь. Аллаху ведомо лучше.

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Mожно ли покупать облигации с фиксированной доходностью?

Что говорит закон про облигации с фиксированной доходностью?

Совет по фетвам изучил этот вопрос и сделал следующее заявление: «Облигации, которые представляют из себя обязательство выплатить номинальную стоимость с процентами, — это харам (запрещено. — Правила жизни), вне зависимости от того, покупают ли их, продают или создают, поскольку они расцениваются как процентная ссуда. Это относится равно к частным компаниям и государственным организациям. Запрет нельзя обойти, называя облигации другими именами, такими, как «сертификаты», «инвестиционные инструменты» или «сбережения», а также выдавая процент за «прибыль», «комиссию» или «возврат на инвестиции».

Читайте также:  Основные принципы инновационного бизнес моделирования

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Mожно ли завышать или занижать цену товара?

Брат по вере работает в мусульманском обувном магазине, хозяева которого часто меняют цены. Например, для одного человека пара ботинок будет стоить $50, а для другого — $90, хотя на ценнике написано «$60». Позволяется ли так торговать?

Продавец должен торговать по тем ценам, которые приняты на рынке. Поступать иначе можно в двух случаях:

1. Если он продает что-то дешевле рыночной стоимости, желая, например, сделать одолжение своему другу. В этом нет ничего плохого, и продавцу нельзя запретить делать это, если он не пытается таким образом навредить другим торговцам, поскольку Пророк (да будет с ним мир и благословение Аллаха) сказал: «Не должно ни причинять вреда, ни отвечать вредом на вред» (Ибн Маджа, хадис 2340).

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

2. Если он продает что-то дороже рыночной стоимости, но ненамного, например, не за 20, а за 22. Такая торговля допустима, потому что все так делают, и люди терпимо относятся к этому. Но если цена сильно завышена, а покупатель не знает обычной цены — как в вашем вопросе, — в таком случае это недопустимо и является обманом. У покупателя должна быть возможность вернуть товар. И Аллаху ведомо лучше.

Источник: www.pravilamag.ru

Вид заработка, который Пророк ﷺ приравнял к самым ужасным грехам

Одним из важнейших вопросов в жизни верующего является добывание дозволенного заработка. Всё, что человек приобретает дозволенным с точки зрения Ислама путём, считается разрешённым (халяльным) заработком.

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

يَا أَيُّهَا النَّاسُ كُلُوا مِمَّا فِي الْأَرْضِ حَلَالًا طَيِّبًا

(смысл): «О люди! Питайтесь тем из удела на земле, дарованного Аллахом, что является дозволенным (чистым от скверны), благим (полезным, а не вредным)». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Бакара: 168)

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что однажды Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

أَيُّهَا النَّاسُ، إِنَّ اللهَ طَيِّبٌ لَا يَقْبَلُ إِلَّا طَيِّبًا، وَإِنَّ اللهَ أَمَرَ الْمُؤْمِنِينَ بِمَا أَمَرَ بِهِ الْمُرْسَلِينَ

«О люди, поистине, Аллах чист от всех недостатков, и Он не приемлет ничего, кроме чистого (благого). И поистине, Аллах повелел верующим то же самое, что повелел и посланникам (мир им)». (Муслим, 1015)

От дозволенного заработка зависит многое в жизни человека. Но множество людей, особенно в последнее время, крайне беспечно относятся к своему заработку. Многие не обращают внимания, дозволенным путём они зарабатывают себе на пропитание или запретным.

Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) предсказал эту беспечность людей в хадисе, переданном от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), в котором сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

يَأْتِي عَلَى النَّاسِ زَمَانٌ، لَا يُبَالِي المَرْءُ مَا أَخَذَ مِنْهُ، ‌أَمِنَ ‌الحَلَالِ ‌أَمْ ‌مِنَ ‌الحَرَامِ

«Настанет для людей такое время, когда человек перестанет заботиться о том, дозволенным или запретным является то имущество, которое он станет приобретать». (Бухари, 2059)

Одним из самых распространённых в современном обществе запретных заработков, в отношении которого люди больше всего беспечны, является лихва (риба), которая чаще всего выражена займом денег под проценты или продажей товаров в кредит.

Больше всего риба распространена в сфере торговли. В каждом крупном магазине сидят представители кредитных организаций, которые предлагают приобрести любой товар – от самого дешёвого до самого дорогого – в кредит на разные сроки и под любой процент. С витрин магазинов на покупателей смотрят рекламные постеры с предложением взять «такие необходимые» товары в рассрочку под «небольшой» процент.

У покупателей от разнообразия товаров на прилавках магазинов разбегаются глаза, но сумма денег, имеющаяся в остатке семейного бюджета, не позволяет им приобрести понравившийся товар.

Читайте также:  Что такое бизнес режим на планшете

В большинстве случаев люди хотят купить вещь, без которой можно спокойно жить. Тем не менее, желание приобрести её берёт верх над разумом, и они покупают эту вещь в кредит, даже зная, что это харам.

Беспечностью людей пользуются недобросовестные владельцы торговых и кредитных организаций. Они не обращают внимания на дозволенность такого заработка и на то, что люди платят им последние гроши.

Такое же распространение в последнее время получили помимо банков организации, предоставляющие микрозаймы. Таких контор в последнее время стало очень много, это обусловлено высоким спросом.

К сожалению, многие мусульмане, соблюдающие и не соблюдающие, не могут удержаться и берут потребительские кредиты, ссуды и так далее. Многие не могут устоять, когда периодически из банков названивают молодые парни и девушки и вежливо предлагают аппетитные суммы на разные нужды.

От Аль-Бары ибн ‘Азиба (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

الرِّبَا اثْنَانِ وَسَبْعُونَ بَابًا، أَدْنَاهَا مِثْلُ إِتْيَانِ الرَّجُلِ أُمَّهُ

«Существует семьдесят два вида ростовщичества, самый безобидный из которых по тяжести греха подобен совокуплению человека с собственной матерью». ) Табарани, «Аль-Му’джам аль-Аусат», 7151)

От ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) также передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

دِرْهَمُ ‌رَبًا أَشَدُّ عَلَى اللهِ مِنْ سِتٍّ وَثَلَاثِينَ زَنْيَةً

«Один дирхам, полученный от ростовщичества и потраченный человеком, перевешивает собой тяжесть греха того, кто совершил прелюбодеяние тридцать шесть раз». ) Байхаки, «Шу’аб аль-Иман», 5130)

Представьте себе, на такой ужасный грех многие мусульмане не обращают внимания и втягиваются в разные виды ростовщичества. Ведь дозволенное пропитание и заработок напрямую связаны с поклонением верующего, в том числе и с принятием его мольбы.

От ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:

فَقَامَ سَعْدُ بْنُ أَبِي وَقَّاصٍ، فَقَالَ: يَا رَسُولَ اللَّهِ، ادْعُ اللَّهَ أَنْ يَجْعَلَنِي مُسْتَجَابَ الدَّعْوَةِ، فَقَالَ لَهُ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: يَا سَعْدُ أَطِبْ مَطْعَمَكَ تَكُنْ مُسْتَجَابَ الدَّعْوَةِ، وَالَّذِي نَفْسُ مُحَمَّدٍ بِيَدِهِ، إِنَّ الْعَبْدَ لَيَقْذِفُ اللُّقْمَةَ الْحَرَامَ فِي جَوْفِهِ مَا يُتَقَبَّلُ مِنْهُ عَمَلَ أَرْبَعِينَ يَوْمًا، وَأَيُّمَا عَبْدٍ نَبَتَ لَحْمُهُ مِنَ السُّحْتِ وَالرِّبَا فَالنَّارُ أَوْلَى بِهِ

«Однажды на одном из собраний Са‘д ибн Абу Ваккас (да будет доволен им Аллах) встал и сказал: «О Посланник Аллаха, попроси Всевышнего Аллаха сделать меня человеком, которому отвечают на мольбы». Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) в ответ ему сказал: «О Са’д, ешь только благое и дозволенное, и ты будешь тем, на чью мольбу будет дан ответ. Клянусь тем, в чьей власти душа Мух’аммада, воистину, если человек забросит в чрево своё один кусочек запретного, не будут приниматься его деяния в течение сорока дней. Плоть любого человека, взращённая на запретном и ростовщичестве, достойна лишь адского огня»». (Табарани, «Му’джам аль-аусат», 6495)

В этом хадисе Пророк поведал нам, что условием принятия мольбы является дозволенное пропитание, а потребление запретного является главной причиной непринятия наших дуа. Он также указал на то, что человек, потребляющий запретное и плоды ростовщичества, заслуживает попадания в адское пламя.

Нам необходимо изменить своё отношение к порицаемым явлениям и не искать причин «необходимости» преступать границы Всевышнего. Никогда не стоит забывать, что распространённость определённых запретных поступков не будет ни для кого оправданием в День суда.

Будем благодарны за репост!

Муслим Абдулаев

Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».

Источник: islamdag.ru

Несколько вопросов о торговых отношениях в Исламе

Вопрос №108:
Какие виды предоплаты разрешены в Исламе?
Можно ли брать в рассрочку еще не построенную или недостроенную квартиру?
Можно ли заказывать товары по интернету, при этом сразу оплачивая их, тогда как получение их через месяц? И может ли прораб брать у заказчика деньги на покупку материалов и т. п.?

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

Читайте также:  Переработка пластика и резины как бизнес

Этот вопрос включает в себя следующие темы по фикъху:

  1. «салям» — это предоплата с задержкой получения проданной вещи;
  2. «иджара» — это аренда чего-либо или найм услуги кого-либо в обмен на определенную плату;
  3. «аль-истина’» — это договор о каком-либо ремесленном деле, когда заказывают нечто;

Для рассмотрения каждой темы в отдельности нам потребуется несколько уроков. Например, на разъяснение определения «салям» и восьми ее условий, упоминаемых правоведами-факъихами, потребуется два-три урока. Совсем недавно я разъяснял эту тему своим студентам в течение двух уроков, учитывая, что старался сокращать, разъясняя по одному мазхабу и без обсуждения разногласий среди ученых. Темы, касающиеся глубоких торговых отношений, разбираются в частном порядке на научных уроках.

Важно напомнить, что ‘Умар Ибн Аль-Хаттаб E отправил своим наместникам послание, в котором сказал, чтобы никто из мусульман не занимался торговлей на рынках, пока не изучит законоположения торговли[1]: как именно торговать, что является разрешенным, а что запрещено в торговле. Это был мазхаб ‘Умара.

Было бы замечательно для исламской Уммы, если мы сегодня возродим мазхаб ‘Умара E в вопросах торговли. Среди мусульман возникает огромное количество проблем из-за денежных отношений, фирм и компаний, которые они открывают, где впоследствии возникают разногласия из-за договоров, содержащих в себе запретные и сомнительные вещи.

Все возвращается к тому, что люди не знают, что такое халяль и харам в вопросах бизнеса. И по мнению ‘Умара E, которое является более сильным, этим людям запрещено заниматься бизнесом. Будь у получающих знания власть, то они сделали бы это обязательным для всех, дабы не имел человек права заниматься бизнесом, кроме как если он не узнает все основные законоположения торговых отношений в Исламе и только после этого перейдет к практической деятельности.

Также известно, что именно практика правильных торговых отношений стала причиной открытия некоторых на сегодняшний день исламских стран. Известно, что Индонезия была открыта торговцами, и на ее территории не вылетело ни одной пули, не был убит ни один человек и не происходило никаких сражений. Эта страна пришла в Ислам по причине приезжавших из Йемена торговцев.

В то время в Йемене обучались правовым нормам торговых отношений, и никто не имел права заниматься торговлей, кроме тех, кто обучился и узнал о том, что относится к халялю и хараму в купле-продаже. И когда эти люди приехали в Индонезию, они начали продавать финики, сказав местным жителям: «Эти финики дешевле, а эти дороже». Те спросили: «А какая между ними разница?

Все финики для нас одинаковы». И тогда йеменцы им объяснили, что дорогие финики требовали больше времени, воды и усилий, а на те, что дешевле, было затрачено меньше усилий. Тогда индонезийцы сказали: «Как удивительна ваша религия! Если бы вы нам сказали, что они стоят одинаково, то мы бы не различили их».

Эта искренность, правдивость и знание правил торговых отношений привели к тому, что они начали узнавать про эту религию все больше и больше, что в конечном счете привело их к Исламу. На сегодняшний день Индонезия — самая большая мусульманская страна в мире.

Торговля — это не просто заработок, это призыв и показатель твоей праведности, поведения с людьми во время купли-продажи, твоего отношения к деньгам, имуществу и к своим компаньонам. При совершении торговли с немусульманами ты должен заботиться о том, как представишь Ислам перед ними и что они от тебя увидят: обман, хитрость, скрытие чего-то или, наоборот, правдивость в твоих словах, выполнение обещаний, правильность, солидность и грамотность в действиях, подобающие мусульманину. Несомненно, это является для тебя призывом.

Исходя из вышесказанного, по мнению ‘Умара Ибн Аль-Хаттаба E, запрещено осуществлять торговые отношения занимающимся бизнесом братьям до тех пор, пока они не узнают все вопросы халяля и харама в торговых отношениях.

А Аллаху ведомо лучше.

Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
18 Раби́’у ль-аууаль 1440 г. (26.11.2018)

[1] Сунан Ат-Тирмизи, асар № 487, т. 1, с. 496.

Источник: abu-islam.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин