Малый бизнес является неотъемлемой частью крупного производства. Он позволяет более эффективно использовать местные ресурсы и отходы крупных предприятий, создавать новые дополнительные рабочие места, осуществлять перераспределение затрат производства в значительно коротком инвестиционном цикле, стал надежным источником поступления денежных средств в государственные внебюджетные фонды и бюджеты всех уровней. Он способствует формированию среднего класса, выступающего в современном обществе гарантом политической стабильности.
Вместе с тем, его развитие в стране сильно отстает от возможностей и потребностей нашей экономики. Этот процесс протекает трудно и медленно, поэтому показатели развития малого бизнеса пока остаются низкими.
Подавляющее большинство малых предприятий функционирует сегодня в сфере торговли и услуг общественного питания. Численность субъектов малого бизнеса в реальном секторе экономики минимальна, в сфере высокотехнологичных производств — крайне незначительна. Развитие малого предпринимательства в России сдерживается наличием многих нерешенных проблем, связанных с нестабильностью общих экономических и правовых условий, трудностями в привлечении инвестиций и кредитных ресурсов, не отлаженностью и бессистемностью механизма государственной и муниципальной поддержки и т.д. Это придает актуальность научному анализу данной проблематики.
О малом бизнесе, нагрузке и проблемах
Многим малым предприятиям не хватает внешнего финансирования, причем главным препятствием к получению кредита являются условия, выдвигаемые банками. Одной из проблем, тормозящей развитие малого бизнеса, руководители многих предприятий и индивидуальные предприниматели называют недостаток кредитно — финансовых ресурсов. Банковский сектор сегодня больше интересуют крупные проекты с быстрой окупаемостью, и ставка рефинансирования, несмотря на то, что с 2006 г. снизилась, для малого бизнеса остается малопривлекательной.
Многие банки переполнены деньгами, декларируют возможность кредитования малого бизнеса, но практически этого не происходит. Заставить свободные финансовые средства работать для становления малого бизнеса крайне сложно по следующим причинам:
- — это отсутствие у малых предприятий достойного обеспечения кредита. Известно, что малый бизнес создавался в результате частной инициативы граждан;
- — дороговизна кредитных ресурсов. В условиях, когда реальный уровень инфляции измеряется двухзначной цифрой, производство не может выдержать 25 — 30% годовых по кредитным ресурсам. Такая процентная ставка даже для окрепших предприятий высока (в 10 раз выше европейской ставки ипотечного кредита, которая колеблется около уровня в 2-3% в год);
- — залоговое обеспечение кредита, который вернуть в настоящее время согласно действующей законодательной базе и условиям прохождения дел в арбитражных судах достаточно сложно.
Однако, несмотря на риски, малые предприятия должны со временем стать и уже становятся желанными клиентами для банков. Они одни из самых дисциплинированных заемщиков.
Кто сможет не замещать евробонды, облигации «Газпрома» вместо акций и ОФЗ под инфляцию
Настораживает другое: российские предприниматели не торопятся обращаться за заемными деньгами. Многие из них сетуют не только на высокие проценты, даже на небольшие суммы, плюс сложности с залоговым обеспечением. Личное имущество — автомобили и квартиры — предприниматели не рискуют отдавать в залог, объясняя это непредсказуемостью жизни.
Индивидуальные предприниматели, которые периодически берут кредиты, также жалуются на трудности. Их доводы просты: бизнесмен в России может заработать в среднем от 5 до 15% годовых в валюте, а процентные ставки по кредитам в валюте не ниже 14 — 15% плюс налоги, аренда. К тому же кредиты в российских банках выдают на короткий срок, за который сложно успеть что-либо сделать, приходится перекредитовываться.
Большинство предпринимателей нередко обходится своими средствами, кредит выгодно брать, когда много инвестиционных планов и возможностей. Кроме того, банки дают деньги предприятиям, которые имеют постоянный стабильный оборот, и его нужно продемонстрировать. Банку нужны хорошие показатели, а малые предприятия, нередко вынуждены скрывать доходы, и по этой причине банк не торопится с предоставлением кредита. Многочисленные налоги и поборы, нередко оставляют предпринимателям 5-10% прибыли. В результате малые предприятия становятся на грань банкротства независимо от их народнохозяйственной значимости.
Следующей из проблем является несовершенство нормативно-правовой базы, и как следствие, «бумажная волокита», связанная как с регистрацией нового предприятия, так и с предоставление отчетности. Многочисленные проверки и проблемы согласования со всеми государственными инстанциями требуют от предпринимателей большого количества средств и времени. В итоге получаемый продукт по себестоимости получается «золотым». Для сравнения, если в 2006 году «непроизводственные издержки» бизнесменов составляли 8,8% среди прочих расходов, то теперь — 9,6%, причем 70% от этой суммы — взятки.
Наибольшее негативное влияние на малый бизнес в России в наступившем году оказало повышение страховых взносов до 34% (для некоторых категорий предприятий — до 26%). Повышение страховых взносов может привести к увеличению в несколько раз нагрузки на фонд оплаты труда на предприятиях с более высокой долей оплаты труда в структуре издержек, прежде всего, на предприятиях в более «продвинутых» технологичных отраслях, — и, как следствие, к уходу многих предприятий с рынка.
Кроме того, предложенная реформа налогообложения подразумевает возникновение дополнительных контрольных органов — внебюджетных фондов. Эти органы будут наделены полномочиями налоговых органов: осуществление проверок, приостановление операций по банковским счетам, внесудебное взыскание платежей и ряд других. Право проверять предприятия помимо налоговых инспекций получат органы Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования и фондов — федерального и территориального — медицинского страхования, что выглядит крайне противоречивым в контексте неоднократных заявлений о необходимости ограничения вмешательства в предпринимательскую деятельность. На фоне заявлений о необходимости снижения числа контролирующих ведомств предлагается реформа, предусматривающая увеличение их количества в несколько раз.
Заметим, что под категорию предприятий, уплачивающих страховые взносы в размере 26% от фонда оплаты труда, подпадает лишь около 15-17% субъектов малого и среднего предпринимательства.
Следующая проблема — административные барьеры, количество которых постепенно снижается, но их система остается нестабильной и поэтому отнимает много сил и времени (так треть предпринимателей по-прежнему оценивает уровень административных барьеров как достаточно высокий). Пример: чтобы организовать выезд представителя СЭС для получения согласования на создание производства в Московской области уходит до 1,5 месяцев. Причем это при условии, что вы сами уже подготовили все необходимые проекты документов, а подобных контролирующих организаций десятки.
Много недовольства высказывается при оценке таможенных процедур. Негативная оценка налоговых органов снижается. Треть предпринимателей все еще страдают от проверок санитарных и пожарных служб. Интересно, что бизнес в регионах чаще страдает от правоохранительных органов, чем от криминальных структур.
Затраты на преодоление административных барьеров зачастую превышают многие расходы, связанные с деятельностью фирмы. В качестве примера можно привести одно малое московское предприятие, действующее уже в течение десяти лет. Для того, чтобы складировать все бухгалтерские архивы необходима площадь не менее двадцати квадратных метров, а, так как минимальная арендная плата составляет не менее 200-300 долл. за квадратный метр офисных помещений в год, то затраты составят соответственно от 4 до 6 тыс. долл. в год. Хранить эти данные в электронной форме невозможно.
С другой стороны, предприниматели признаются, что доля взяток в выручке компаний сейчас значительно снизилась и не превышает 5%, это существенное сокращение: в 2007 году показатель составлял 9,6%. Чаще всего приходится давать взятки для доступа к госзаказу, при проверках, выделении земли, получении господдержки, подключении к инфраструктуре и получении сертификатов и лицензий.
Также одной из проблем является недостаточная подготовка руководителей. Значительная часть новых МП создается людьми, не имеющими опыта ведения своего бизнеса или поменявшими его направление, например, от торговли к производству.
Часто эта причина ведет предприятия к разорению из-за отсутствия даже общего, на уровне научно-популярных изданий, понимания бухгалтерского и управленческого учета. Кроме того, рынок труда не способен удовлетворить потребности компаний ни в квалифицированных инженерах, ни в квалифицированных рабочих. Более половины руководителей говорят, что найти технических специалистов либо сложно, либо практически невозможно. И число компаний, испытывающих сложности с набором персонала, увеличивается.
Часто препятствием для развития МП становится отсутствие необходимой инфраструктуры, например в городах и городских районах, имеющих блочную застройку 60-80х гг. очень мало приемлемых помещений под общепит или мелкие производства вне зданий бывших универсамов и торговых центров. МП неспособны, даже частично, освоить тысячеметровые цеха закрытых заводов, а небольших промышленно-складских помещений нет. При этом в 2008 году трудности с подбором производственных помещений испытывали 37% компаний, сейчас 33% — ситуация, не смотря на усилия властей, почти не меняется. То же самое касается земельных участков. Раньше негативно оценивали возможность получения участков 40% предпринимателей, сейчас 39%.
Также очень часто МП предприятия создаются на базе старых государственных предприятий. Например, в Москве 60% кооперативных кафе преобразовано вместо государственных предприятий общепита. В итоге, количество кафе не увеличилось, а цены поднялись достаточно высоко. Такая форма кооперации приводит не к ослаблению государственной монополии, а к новым формам его проявления.
Государственные научно-исследовательские и проектные учреждения — монополисты в своей области. Сотрудники этих организаций, объединившись в предприятия, сами решают какие заказы делать как государственной предприятие, а какие как фирма, по более высоким ценам.
Инвестирование в малый бизнес всегда затруднено. Местные власти отнюдь не обеспокоены тем, чтобы снизить уровень отчислений малых предприятий в местные бюджеты. Власти не желают связывать перспективы развития собственного района с малым бизнесом. Они не всегда бывают заинтересованы в развитии наукоемких производств, так как они не приносят районам прямой выгоды.
Местные власти охотней регистрируют предприятия, способствующие в благоустройстве района. Как бы ни поддерживало государство его развитие, какие бы программы ни принимались, структуры, которые имеют средства, скорее, станут их вкладывать в лидеров рынка. Кстати, криминализация малого бизнеса отчасти связана именно с отсутствием интереса к малому бизнесу со стороны серьезных инвесторов.
Для процветания малого предприятия, ему необходимо выйти на общероссийский рынок, что в нашей стране весьма затруднительно. Эти трудности часто связаны с тем, что компании, имеющие малые оборотные средства, зачастую неспособны отпускать продукцию с отсрочкой платежа, что при растущей конкуренции является почти обязательным требованием к новичку на рынке.
В тех случаях, когда требуется аренда торговых площадей и оплата выкладки (в большом магазине поставщик платит за качество места, где выложен товар), средств малых предприятий обычно хватает ненадолго.
Неудовлетворительным остается распределение малых предприятий по регионам страны. Более половины сосредоточенно в 8 ми субъектах Российской Федерации, в частности на долю Москвы и Санкт-Петербурга приходится одна треть всех зарегистрированных малых предприятий. Они занимаются главным образом торговлей и общественным питанием. Отсюда очень важна проблема подъема малого бизнеса для малых и средних городов России, которые объективно нуждаются в государственной поддержке для своего возрождения и развития.
Государственные дотации крупным, особенно убыточным предприятиям, не только не улучшают их финансовое состояние, но и являются предпосылкой проявления иждивенчества, свертывания инициативы, отражают непрофессионализм руководителей. В итоге при увеличении государственных вложений в крупные предприятия объем реального валового продукта падает, что свидетельствует о неэффективности подхода к управлению экономикой, а доля продукции малых предприятий в объеме внутреннего валового продукта увеличивается в основном за счет собственных вложений.
Следующей важно отметить проблему ограниченного сбыта продукции ввиду существования в России низкого платежеспособного спроса населения. Практически все производства отечественных предприятий являются узконаправленными, спрос на продукцию невысок, а конкуренция со стороны импорта с каждым годом становится все более жесткой. А пока российский рынок товаров массового спроса удовлетворяет потребности покупателей в значительной степени за счет импорта. Поэтому ключевая проблема импортозамещения заключается в обновлении технологических процессов, то есть в осуществлении инноваций, способствующих повышению качества изделий при обеспечении ресурсосбережения.
Еще одна проблема — это сложность получения информации о деловой среде. Чаще всего, получить информацию о потенциальном конкуренте или деловом партнере, очень тяжело или зачастую невозможно. В России не существует специальных изданий, которые бы ежегодно или ежеквартально публиковали бухгалтерскую отчетность именно предприятий малого и среднего бизнеса.
Крайне низок показатель инновационной активности малых предприятий. Это во многом связано с инертностью ряда крупных и средних предприятий в реализации инноваций, которая накладывает отпечаток и на инновационную деятельность самих малых предприятий.
Малый бизнес чрезвычайно мобилен, а потому постоянно заинтересован в аккумулировании прогрессивных технологий, но, к сожалению, он не располагает для этого солидной лабораторно-исследовательской базой и научным персоналом, а расходы на закупку новых технологий часто оказываются непосильными. В этом случае посредниками в их передаче могли бы стать инновационные фирмы или ассоциации, объединяющие малое предпринимательство. В известной мере малые предприятия могут оказывать инвестиционную поддержку исследованиям и разработкам, направленных на создание новых технологий, способствующих наращиванию производства импортозамещающей продукции.
Острой проблемой остается ограничение возможности подключения к инженерным коммуникациям, в первую очередь — источникам электроэнергии. Это относится прежде всего, к высокой стоимости получения разрешения на подключение или использование дополнительных мощностей. Снижение стоимости подключения к сетям для предприятий МБ ослабило финансовую нагрузку на малых предпринимателей. Однако проблема получения согласования технических условий подключения к сетям остается.
Как видим, проблем и препятствий для развития малого предпринимательства в нашей стране огромное множество, и это очевидно. А вот каким образом решать приведенные выше проблемы, есть ли у малого бизнеса России перспективы развития и каковы они, попробуем разобраться далее.
Источник: studwood.net
С какими налоговыми проблемами чаще всего сталкивается бизнес?
Любой бизнес рано или поздно сталкивается с проблемами с налоговой . Для этого не обязательно быть нарушителем, систематически не платить налоги или не вести бухгалтерский учет – иногда сложности возникают не по вине предпринимателя, а по независящим от него причинам. Если же проблема уже возникла, нужно знать, как можно ее эффективно урегулировать.
В данной статье мы поговорим о том, какие могут быть проблемы с налоговой , чем они угрожают бизнесу, а также как наиболее эффективно проблемы могут быть решены.
С какими налоговыми проблемами чаще всего сталкивается бизнес?
Предприниматели могут сталкиваться с различными проблемами с налоговой инспекцией, но есть среди них те, которые встречаются чаще остальных. Вот наиболее распространённые конфликтные ситуации:
- необоснованные претензии со стороны ФНС – требования об уплате доначисленных налогов, наложенные на компанию штрафы, истребование документов вне налоговой проверки, вызовы должностных лиц компании на допросы могут не иметь под собой законных оснований, но, тем не менее, бизнесу необходимо на них как-то реагировать, ведь в противном случае последствия будут еще более неприятными. Статистика показывает, что именно неправомерные требования налоговиков чаще всего являются проблемой для бизнеса и требуют эффективного и оперативного решения;
- нарушения во время налоговых проверок – проверки, особенно выездные, сами по себе являются проблемой для бизнеса, ведь помимо последствий в виде штрафов и доначислений, почти наверняка проверка приведет к приостановке деятельности компании до ее окончания. Но иногда ситуация развивается и по худшему сценарию: во время проведения проверки сотрудники налоговой превышают свои полномочия, умышленно блокируют деятельность бизнеса, затягивают сроки проведения проверки, находят несуществующие нарушения законодательства и т. д. Безусловно, это серьезная проблема для бизнеса, которая требует адекватного решения;
- отказы в возвращении НДС – по законодательству некоторые компании имеют право на возврат части уплаченного налога на добавленную стоимость при соблюдении определенных требований. Но на практике оказывается, что даже если компания в точности соблюла все требования законодательства, налоги ей могут и не вернуть, или слишком сильно затянуть процедуру, сделав возврат НДС неактуальным. Жалобы на сложности с возвратом НДС регулярно входят в перечень наиболее распространённых, и каждая компания, которая является плательщиком данного налога, может с ней столкнуться, что говорит о необходимости найти механизм урегулирования подобных ситуаций;
- арест расчетных счетов – еще одна проблема, с которой могут столкнуться предприниматели – это блокировка счетов компании по запросу налоговиков. Обычно это практикуется, чтобы заставить налогоплательщика выполнить требования ФНС, например, заплатить штраф погасить задолженность по налогам. Но даже после выполнения требований счета могут долго оставаться заблокированными, а кроме того, иногда блокировки происходят без реальных оснований. Поскольку без рабочих счетов невозможна нормальная деятельность любого бизнеса, это приводит к проблемам и конфликтам с налоговыми органами, и требуется оперативное разрешение такой ситуации;
- сложности с регистрацией, реорганизацией, ликвидацией бизнеса – сложности у предпринимателей могут возникать и по организационным моментам, например, при регистрации компании может быть противодействие со стороны налоговиков, дополнительные проверки при реорганизации, сложности с закрытием юридического лица, особенно если оно идет по пути банкротства. Для решения этих проблем необходимо прилагать достаточно серьезные усилия, поскольку они сильно мешают нормальному ведению предпринимательской деятельности.
Как видно, проблемы с налоговой инспекцией бывают разнообразные, но все они очень негативно влияют на бизнес, а значит, нужно уметь их оперативно урегулировать. Ниже мы расскажем, как это можно сделать.
Эффективные пути решения налоговых проблем
Что же делать, если возникли проблемы с налоговой ? Конечно, самым лучшим вариантом является недопущение возникновения проблем, ведь упредить намного проще, чем урегулировать активный конфликт. Но, к сожалению, это удаётся не всегда – даже если вы соблюдаете все требования налоговиков, это не обезопасит вас от неправомерных действий с их стороны. Потому вот несколько советов относительно того, как эффективно решать налоговые проблемы:
- поддерживайте постоянный контакт с налоговым инспектором – даже если у вас возникла конфликтная ситуация, не теряйте связь с вашим налоговым инспектором. Скорее всего, он тоже не заинтересован в развитии конфликта, а значит, можно достичь взаимовыгодных результатов, если активно сотрудничать с представителями ФНС. При возникновении спорной ситуации обратитесь в налоговую и попробуйте выяснить, как можно уладить проблему наиболее эффективно и быстро. Если не затягивать и обращаться сразу, многие проблемные ситуации можно уладить на стадии их зарождения;
- обеспечьте юридическую поддержку – большинство проблем с налоговиками невозможно уладить без помощи юриста по налоговым вопросам . Только квалифицированный специалист, который знает, как уладить тот или иной конфликт, что следует сделать, чтобы урегулировать спор в пользу своего клиента и как не допустить развития подобной ситуации в будущем, сможет помочь в эффективном урегулировании спорной ситуации. Потому при возникновении конфликтов с ФНС сразу же обращайтесь к адвокату по налогам – это наиболее эффективный вариант разрешения спорных ситуаций.
Следуя этим советам и имея опытного юриста, вы всегда сможете урегулировать даже самые сложные конфликты, связанные с налогообложением, и при этом с минимальными потерями для бизнеса.
Споры с налоговиками неизменно возникают у всех, кто занимается активной хозяйственной деятельностью. Характер таких споров может быть разным, но решение проблем с налоговой обычно сводится к выполнению их требований, если они обоснованы, или же оспариванию в случае неправомерных требований. В любом случае, юридическая помощь будет очень полезной на любом этапе урегулирования спора.
Источник: dzen.ru
С какими чаще всего проблемами сталкивается бизнес?
Всем хорошего дня! Есть опыт работы в топ-3 IT компаний России, сейчас работаю в банке, занимаюсь развитием совместных проектов в группе компаний банка. Решил дополнительно сам заняться консалтингом + IT разработкой, начать в Питере. Хочу сосредоточиться на малом бизнесе, так сказать брать лучшие решения и идеи крупных компаний, после чего адаптировать их для малого бизнеса.
Это позволит сэкономить первичные вложения на старте, а каждому клиенту предоставить максимально эффективное решение для его бизнеса за сравнительно не большую стоимость. В связи с чем возникли вопросы к целевой аудитории: 1) С какими проблемами/потребностями чаще всего сталкивается Ваш бизнес? 2) Есть ли у Вашей компании проблемы с подбором и обучением сотрудников? Считаете ли вы эту проблему критически важной для своего бизнеса? Можно не анонимно
Есть отыт работы в топ-3 IT. Компании такого уровня состоят из огромной кучи мелочей, где система делегирована на кучу разный узких специалистов. Ты взял их модель. Но это не совсем правильно. Тебе нужно взять возможности Онлайн IT области, но что то попроще.
То что входит на рынок легче, а доходы стабильнее. Так наработаешь команду, финансовый оборот и только потом ещё раз вернись к мысли комплексного консалтинга. Тем более что клиентская база у тебя будет из 50-100 клиентов на входе которые уже тебе доверяют и могут проявить лояльность в переговорах о новом продукте
5 лет занимаюсь своим небольшим бизнесом по консалтингу и внедрению IT систем. Работал с разными компаниями: и мелкими и средними и крупными. Могу сказать следующее: подходы для малого и крупного бизнеса не совместимы, если цель не просто освоить бюджет, а именно повысить эффективность компании.
Для малого бизнеса не эффективно делать индивидуальные решения: они слишком дорогие и даже если они решают задачу лучше чем коробка, из-за малого масштаба, они будут окупаться слишком долго. Крупному бизнесу наоборот больше подходят глубоко адаптированные или же с нуля разработанные под них решения. Окупается это чуть дольше, но не критично и потом приносят больше прибыли. По крайней мере мой опыт и опыт моих коллег об этом говорит.
Источник: f.partnerkin.com