Малый бизнес является одним из основных факторов развития для экономики многих зарубежных стран, но, к сожалению, в Российской Федерации малый бизнес развивается медленно. Несмотря на то, что многие малые предприятия в России не могут просуществовать и двух лет, перспективы малого бизнеса в России выглядят весьма оптимистично.
Перспективы лучше видны в крупных городах. Сфера услуг остается тем рынком, на котором достаточно свободных ниш. Также стоит отметить, что многие люди, потерявшие работу в кризис, часто стараются найти возможность открыть собственное дело. Многие предприятия, которые не смогли выдержать натиска финансового кризиса, вынуждены были очень дешево сдавать свои помещения и распродавать оборудование, что позволило начинающим бизнесменам довольно быстро открыть собственное дело.
Перспективы малого бизнеса в России могут открыться в самых неожиданных областях, например, известны случаи, когда люди открывали ателье по пошиву одежды для домашних животных, которые приносили довольно приличную прибыль, хотя, казалось бы, данное предприятие больше напоминало авантюру.
В Муравленко обсудили перспективы развития малого бизнеса
Развитие малого бизнеса довольно часто упирается в невозможность сбыта своей продукции, поэтому, рассматривая перспективы малого бизнеса, связанного с производством продукции, необходимо рассматривать, прежде всего, рынки сбыта. Продукция многих производителей не может попасть на полки супермаркетов не из-за низкого качества, а из-за довольно высоких аппетитов ритейлеров, которые хотят извлечь как можно больше прибыли. Для того чтобы поддержать малый бизнес, многие региональные власти открывают специализированные ярмарки или магазины, где частные предприниматели могут реализовать свою продукцию.
Так же перспективы малого бизнеса в России в большей степени зависят от законопроектов, которые принимаются органами государственной и муниципальной власти. Некоторые малые предприятия вынуждены значительно повышать цены на свои товары и услуги или закрывать собственный бизнес из-за введения новых налогов, или требований лицензирования, благодаря которым частное предпринимательство становится нерентабельным.
Правительство Российской Федерации рассматривает малый бизнес как одно из основных направлений развития экономики.
По статистике, в большинстве развитых стран предприятия малого бизнеса составляют более половины экономики страны, в России же их процент очень мал. Правительство Российской Федерации принимает различные меры для помощи частными предпринимателям, которые хотят начать собственное дело. В настоящее время существует множество региональных программ, которые также могут помочь начинающим предпринимателям развивать предприятия малого бизнеса.
Одним из наиболее перспективных направлений развития малого бизнеса является сфера обслуживания.
Перспективы в области инновационных технологий также довольно высоки. Несмотря на то, что в России до сих пор существует «утечка умов» на Запад, в нашей стране появляются небольшие компании, которые работают в области высоких технологий. Разработки подобных компаний пользуются огромной популярностью на зарубежных рынках, многие крупные компании предпочитают размещать свои заказы на российских малых предприятиях.
Источник: studwood.net
XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020
Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в регионах России
Сурнина П.С. 1
1 Среднерусский институт управления- филиал РАНХиГС
Работа в формате PDF
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Как показывает мировой опыт, чем больше возможностей для расширения своей деятельности у класса предпринимателей, тем более высокими являются темпы развития национальной экономики. В этих условиях весьма значимым фактором является обеспечение благоприятных условий развития предпринимательской деятельности в стране [2].
Малый бизнес занимает особое место в экономической системе страны, не только обеспечивая рост занятости и снижение социальной напряженности, но и являясь важнейшим фактором обеспечения устойчивости и инновационного характера экономического роста. Развитие малого бизнеса повышает гибкость и адаптивность экономики, обеспечивает основу для формирования массового среднего класса.
Роль малого бизнеса в формировании конкурентных отношений является крайне важной. Такие свойства малого предпринимательства, как гибкость и способность к быстрому обновлению, позволяют ему в целом составлять конкуренцию крупным компаниям, стимулировать их эффективность [3].
Развитию малого бизнеса в Российской Федерации придаётся огромное значение, так как оно способствует [2]:
— изменению отраслевой структуры экономики;
— переориентации экономических отношений и формированию рынка;
— созданию новых рабочих мест;
— расширению потребительского рынка;
— повышению экспортного потенциала страны;
— лучшему использованию местных сырьевых ресурсов;
— повышению культурно-технического уровня, условий активности и ответственности работников;
— формированию новых ценностей и идеалов;
— развитию благотворительной деятельности.
Активность в сегменте малого и среднего предпринимательства (МСП) в 2019 году стабилизировалась после существенного роста в 2018-м. Количество активных компаний в сегменте МСП в России в августе 2018 г. – марте 2019 г., увеличилась на 0,3% г/г [1] .
Количество активных компаний МСП в России, составило 27,6 единиц на 1000 человек трудоспособного населения (рисунок 1).
Рисунок 1 — Количество предприятий МСП на 1000 чел. в России и других регионах
В 11 регионах России плотность проникновения МСП все же оказалась выше среднемирового уровня. В лидерах Санкт-Петербург с показателем в 39,1, а также Москва и Московская область с 37,4. Крупный город в субъекте положительно влиял на уровень создания малых и средних бизнесов. Регионы с наименьшим уровнем активности населения в малом бизнесе находились преимущественно на юге страны [1] .
Количество компаний на 1000 человек недооценивало проникновение МСП в России и было использовано в целях сопоставления с аналогичным показателем в других странах. Более корректной оценкой проникновения представляется число предпринимателей, которое показало, что в среднем по стране собственный бизнес ведет 2,9% населения (рисунок 2).
Рисунок 2 — Субъекты РФ с наибольшим уровнем МСП на 1000 человек
Настроения среди российского малого и среднего бизнеса ухудшились в третьем квартале 2019 года, поскольку усилилось давление со стороны зажатых потребителей и конкуренция со стороны более крупных фирм.
Индекс деловой активности, снизился до 50,9 балла по шкале, где баллы ниже 50 указывают на снижение активности, а те, кто выше 50, указывают на расширение. Показатель снизился с 52 баллов, зафиксированных в первом полугодии 2019г.
Одна треть компаний заявила, что их выручка упала за последние три месяца, и доля фирм, которые сообщили, что нуждаются в кредите, выросла. В качестве основных причин стагнации малых и средних предприятий респонденты назвали стагнацию расходов российских потребителей и сокращение издержек крупными фирмами.
Резкое снижение ставок со стороны Банка России также принесло определенную пользу российскому малому и среднему бизнесу в течение 2019 года. В то время как все больше предприятий нуждаются в поиске внешнего финансирования, процентная ставка Центрального банка упала с 7,75% в январе до 6,25% в декабре 2019г. Аналитики прогнозируют, что снижение ставок продолжится и в начале следующего года, направляя рыночную ставку по бизнес-кредитам и овердрафтам еще ниже.
Таким образом, для формирования конкурентоспособной экономики региона, основными направлениями совершенствования малого и среднего предпринимательства должны стать:
— обеспечение доступности государственного имущества для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства;
— увеличение числа помещений, выкупаемых субъектами малого и среднего предпринимательства, прежде всего, за счет сокращения перечней государственного и муниципального имущества и совершенствования условий выкупа;
— упрощение и удешевление доступа к объектам коммунальной инфраструктуры;
— формирование системы статистического учета, адекватной задачам государственного управления и снижению издержек субъектов малого и среднего предпринимательства на статистический учет;
— упрощение требований к субъектам малого и среднего предпринимательства по ведению бухгалтерского учета;
— снижение финансовых расходов субъектов малого предпринимательства на ведение бухгалтерского учета;
— снижение финансовых расходов субъектов предпринимательства за счет увеличения ответственности предпринимателей за безопасность использования продукции;
— снижение уровня финансовой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства от избыточных административных барьеров;
— повышение доступности банковского кредитования для субъектов малого и среднего предпринимательства;
— совершенствование трудового законодательства регулирующего отношения в сфере малого и среднего предпринимательства.
Список использованных источников
1. Малое и среднее предпринимательство в России 2019 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.gks.ru/folder/210/document/13223?print (дата обращения: 29.01.2020).
2. Мигунова Г.С. Малый бизнес в регионах Центрального федерального округа// Регион: Экономика и Социология.- 2013.- №1(77). – С. 287-293.
3. Мигунова Г.С. Внедрение инноваций в малом бизнесе // СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ: РИСКИ И СТРАТЕГИИ Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 82-86.
Источник: scienceforum.ru