Прямая поддержка небольшого бизнеса включает в себя бюджетные субсидии небольшому бизнесу в приоритетных сферах и обслуживающим его организациям. В странах Евро Союза эти средства из местного бюджета и специальных фондов выдаются на возвратной (длительный низкопроцентный кредит) либо невозвратной базе для формирования стартового капитала, вложений в главные и обратные средства, даже на основе долевого участия в капитале молодых бизнесменов. Субвенции выдаются для участия в ярмарках и выставках, интернациональной торговле, также для проведения исследовательских работ и исследований, изучения кадров, оплаты консультационных, рекламных и информационных услуг.
Помимо всего этого, прямая поддержка небольшого бизнеса содержит в себе субсидирование ставки рефинансирования и гарантии по кредитам небольшому бизнесу для обновления оборудования, приобретения и аренды недвижимости, учреждения отделений, расширения производства, обновления перечня продукции, увеличения квалификации кадров и становления экспорта. С 2004 года в странах Евро Союза возможно взять кредит на деятельность, связанную с наименьшим риском при наличии у небольшой компании собственных средств, который выдается всего под 1,5 % годовых.
Государственная поддержка малого и среднего бизнеса
Для оценки платёжеспособности заёмщика предусматривается сфера деятельности и направленности её становления, конкурентноспособная позиция компании и её доля на рынке, качество маркетинга и репутация обладателя, рентабельность, прибыльность, состояние банковского счета, характеристики равновесия и амортизации капитала. При сомнительной платёжеспособности заёмщика ссудный процент увеличивается и план, как минимум, наполовину обязан финансироваться из собственных средств.
Кредитование небольшого бизнеса осуществляют особые банковские и прочие финансовые организации. Согласно особой программе, кредитование стартового денег на 10 лет ведется в отсутствии залога под маленький процент на основании бизнес-плана. В последствии заключения независящих экспертов заёмщик, владеющий нужной не только профессиональной, да и экономической квалификацией и собственным состоянием в объеме 15 % потребности по бизнес-плану, имеет возможность обрести в виде кредита до 75 % инвестиций без залога. По другой программе кредиты выдаются на срок до 8 лет. Микрокредиты с гарантиями либо поручительствами на 20 % займа не требуют присутствия личного капитала.
В России банки не выдают долгосрочные кредиты малому бизнесу в основном из-за того, что субъекты малого предпринимательства чаще всего оставляют свои активы в тени и не имеют на своем балансе основных фондов для залога.
Значительную роль в развитии русского малого бизнеса с 2003 года начали играть налоговые льготы. Благодаря расширению сферы внедрения и упорядоченному взиманию вмененного налога, который разрешает обойтись без детального контроля заработков торговых центров, кафе и компаний сферы услуг, заинтересовывает их в лучшем использовании торговой площади.
Косвенная поддержка малого бизнеса стала в развитых зарубежных странах основой создания благоприятной внешней среды для его развития.
Эта поддержка содержит в себе непременное резервирование части государственного и муниципального заказа для небольшого бизнеса. По данным Министерства экономического развития и торговли, заявки на данные заказы подает ежегодно наиболее Сто тысяч бизнесменов (52 % — на муниципальном уровне), но только 9 % заказов достается небольшому бизнесу, причём на конкурсной базе. Крупные фирмы не кооперируются с ними при исполнении госзаказа. Необходимо устроить аутсорсинг основным направлением экономии затрат государственных и муниципальных учреждений и крупного бизнеса на вспомогательные и обслуживающие функции.
На долю лизинга в Рф приходится только 4-5 % единой суммы вложений. В то же время региональные и отраслевые лизинговые фирмы, созданные при участии страны и большого бизнеса, успешнее всего решают ключевую проблему конкурентоспособности малого бизнеса — быстрое обновление оборудования при очень ограниченных финансовых ресурсах.
Венчурное финансирование в развитых зарубежных странах покрывает до 85 % издержек небольшого бизнеса на разработку и освоение инноваций. Совместно со страхованием платных рисков и залогом интеллектуальной собственности (прав на итоги исследовательских работ и разработок) оно открывает дорогу для развития небольших инновационных компаний, может помочь сдержать эмиграцию специалистов. Правовая база в этой сфере крайне несовершенна, в ней можно использовать опыт не только лишь больших стран, но и Финляндии, Норвегии, Израиля.
Главное значение для поддержки небольшого бизнеса имеет административная и муниципальная изменение, развитие региональной рыночной и инновационной инфраструктуры. Определённый опыт в этом отношении накоплен в Москве, Петербурге, Новосибирске, Томске и прочих городах. В 2003 году в первый раз стало сокращаться количество административных проверок и разрешений. Но до сих пор затраты небольшого бизнеса на оплату ненужных и незаконных «услуг» государственных организаций и криминала, на поиск и проверку информации о возможных партнерах, сертификацию и так далее превышают налоговую нагрузку.
Источник: studwood.net