Японская компания-производитель видеоигр Sega заключила сделку на $776 млн по покупке финской компании Rovio.
Так Sega надеется упрочить позиции на рынке и выпустить модернизированные игры для смартфонов на основе своих франшиз, в том числе Sonic, Yakuza и Persona.
18 апреля, 15:15
Что произошло
Производитель видеоигр Sega договорился о покупке Rovio. Разработчик Angry Birds обошелся Sega в $776 млн. Это вложение может разочаровать инвесторов японской компании, поскольку бренд Angry Birds «уже пережил свой пик», считают эксперты.
Что говорят
Sega покупает Rovio, чтобы закрепиться на западном рынке мобильных игр и заполучить большую аудиторию геймеров, пишет Axios. Кроме того, проекты Rovio по-прежнему приносят прибыль: в 2022-м финансовом году выручка компании составила $347 млн.
Досье
Sega Sammy Holdings образовалась в 2004 году в результате слияния Sega Enterprises и Sammy Corporation. Сегодня компании принадлежат сразу несколько франшиз, в том числе Sonic The Hedgehog, Total War и Yakuza (также известна как Like a Dragon).
Gefalsht — Что за хрюшки с@%а
За чем следить
На начало 2024 года разработчики запланировали релиз Like a Dragon 8 — самой масштабной игры в серии «о мире якудза и его необходимом зле». А уже в апреле 2023-го ожидается релиз аниме-игры 404 Game Re:Set: по сюжету антиутопии, власть над миром захватила компания Sega.
Что произошло
- Японская компания-производитель видеоигр Sega заключила сделку на $776 млн по покупке Rovio — разработчика Angry Birds.
- Ожидается, что компании закроют сделку в период с июля по сентябрь 2023-го — после одобрения регулирующих органов.
- Глава Sega Харуки Сатоми заявил, что на быстрорастущем мировом игровом рынке мобильные игры «обладают особенно высоким потенциалом», поэтому «долгосрочной целью Sega было ускорение своей экспансии в этой области».
- Совет директоров Rovio поддержал предложение Sega о «дружественном поглощении», пишет Reuters. По словам главы Rovio Александра Пеллетье-Нормана, объединение Rovio и Sega «открывает невероятно захватывающее будущее».
- На новостях о покупке компании акции Rovio выросли в цене на 18,8%. При этом акции Sega подешевели на 4,2%. Падение началось еще до сделки — в момент, когда японская компания объявила, что рассматривает возможность приобретения Rovio. Эксперты связывают это с тем, что бренд Angry Birds «уже пережил свой пик» и инвесторы Sega могут быть разочарованы таким вложением средств.
Что говорят
- Большую часть своих доходов от игр — почти 90% — Sega получает от пользователей из Японии, а на Северную Америку, Европу и другие части Азии приходится менее 10%. Поэтому японская компания и приобретает Rovio, специализирующуюся на мобильных играх, — она приносит хорошую прибыль, пишет обозреватель TweakTown.
- Для игрового гиганта недостаточно сотен миллионов игроков на ПК и консолях, в то время как существует еще одна неохваченная аудитория — миллиарды геймеров, которые увлекаются мобильными играми, отмечает Axios. Покупка Rovio — часть пятилетней стратегии Sega по инвестированию до $1,9 млрд на развитие собственного бизнеса мобильных игр.
- Кроме того, у Sega недостаточно опыта в рекламе для западной аудитории, поэтому помощь Rovio, успешно заключающей сделки с рекламодателями, будет «чрезвычайно полезной» для Sega на пути к расширению присутствия в Северной Америке и Европе. К тому же игры Rovio по-прежнему приносят прибыль: например, в 2022-м финансовом году выручка Rovio составила $347 млн. При сохранении таких показателей траты Sega на покупку компании окупятся всего за 3 года, даже если разработчики совместно не выпустят никаких новых мобильных игр, отмечает TweakTown.
- Журналисты Axios пишут, что еще одна цель сделки — использование опыта Rovio в области мобильной инфраструктуры. Речь о платформе Beacon, которая предоставляет набор инструментов и сервисов, упрощающих настройку, разработку и запуск проекта игры. Beacon предоставит Sega возможности для создания и развития мобильных игр с использованием проверенной инфраструктуры, а также поможет монетизировать новые разработки компании.
- Sega стремится использовать возможности и опыт Rovio в создании мобильных игр, чтобы ускорить работу над «мультиплатформенностью». У Sega есть несколько популярных франшиз, включая Sonic, Yakuza и Persona, которые ранее только переиздавались для мобильных устройств. Теперь Sega сможет выпустить новые модернизированные игры для смартфонов на основе существующих франшиз.
Досье
- Sega основали в Японии в 1960 году — ее первое название Service Games. В Стране восходящего солнца компания распространяла игровые автоматы. В 1960-х Service Games переименовали в Sega Enterprises Ltd. Первым продуктом переименованного бизнеса стала аркадная игра Periscope.
- В 1988 году в Японии Sega Enterprises выпустила игровую приставку Mega Drive, а в 1989 году ее начали продавать и в США, однако под другим названием — Genesis. Эта разработка укрепила Sega Enterprises на рынке консолей.
- Однако прямой конкурент Genesis — приставка Nintendo Entertainment System — побеждал в консольных войнах благодаря своему хиту Super Mario. Тогда Sega Enterprises решилась на создание собственного персонажа: в 1991 году компания выпустила игру Sonic the Hedgehog и продала 15 млн ее копий. Так Sonic стал флагманской франшизой Sega Enterprises, а синий ежик — фактически лицом компании.
- В 2004 году в результате слияния Sega Enterprises и японской Sammy Corporation, которая занималась производством игровых автоматов, образовалась Sega Sammy Holdings. Слияние произошло из-за того, что обе компании столкнулись с финансовыми трудностями: Sega Enterprises на протяжении 10 лет уходила в минус, положение Sammy Corporation также было непростым.
- На данный момент Sega развивает нескольких франшиз, ключевая из которых — Sonic The Hedgehog. Sega отчиталась о продажах физических носителей и игр в цифре за период с марта 2021-го по март 2022-го. Оказалось, что компания продала 1,51 млрд копий Sonic The Hedgehog. Эта серия игр остается главным источником доходов для Sega. В бренд также входят аниме, журналы, сериалы и фильмы. Например, в 2020 году вышел фильм «Соник в кино», который получил продолжение — «Соник в кино 2» (2022). Картина 2022-го имела огромный успех: лента заработала $375 млн в мировом прокате.
- Согласно отчету Sega, второй по популярности серией игр Sega стала Total War: в период с марта 2021-го по март 2022-го компания продала 40,4 млн копий игры. Сегодня в серию входит 10 самостоятельных игр в жанре стратегии и 7 дополнений к ним.
- Еще одна франшиза, созданная и издаваемая Sega, — Yakuza (также известна как Like a Dragon). Это серия приключенческих видеоигр в жанре боевика. В основе сюжета, как правило, криминальная драма, вдохновленная историями о якудза — японской мафии. Главный герой серии — якудза Кадзума Кирю. Еще один популярный персонаж — отвязный одноглазый бандит Горо Маджима, которого полюбили фанаты сразу же после его появления в игре.
- Франшиза Persona, которую издает Sega, состоит из компьютерных игр, аниме, манг и книг. Чаще всего сюжет игр Persona фокусируется на группе подростков, которые способны вызывать своих духов, их и называют Персонами. Релиз Persona 5 в Японии состоялся в 2016 году, а в Европе в продажу игра поступила в 2017-м. С марта 2021-го по март 2022-го Sega продала 15,5 млн копий игры Persona.
За чем следить
- В этом году Sega выпустит новую игру в линейке Yakuza о жизни Кадзумы Кирю — Like a Dragon Gaiden: The Man Who Erased His Name. В первую очередь игра будет предназначена для тех, кто следил за историей персонажа с самой первой игры Yakuza, однако разработчики отмечают, что в Like a Dragon Gaiden рассказывается вполне самостоятельная история, которую поймут и новички. События экшена развернутся между Yakuza 6 и Yakuza 7.
- Сюжетную линию Кадзумы Кирю продолжат в Like a Dragon 8 — релиз игры запланирован на начало 2024 года. В Like a Dragon 8 будет два главных героя — Итибан Касуга и Кирю Казума. По словам разработчиков, Like a Dragon 8 станет самой масштабной игрой в серии «о мире якудза и его необходимом зле». Геймеры увидят, как криминальный мир теряет свою силу, а бывшие преступники пытаются очистить свое имя.
- В апреле 2023-го ожидается релиз аниме-игры 404 Game Re:Set, действие которой разворачивается в альтернативной реальности, где компания Sega захватила власть над миром, став доминирующей корпорацией на рынке. Игроку предстоит вернуть миру стабильность и равновесие. Персонажами в антиутопии станут классические игры Sega, которые восстанут против «повелителя», планируя уничтожение компании. Именно от «лица» этих игр геймеры смогут выполнять задания в 404 Game Re:Set.
- Sega также продолжает развивать ключевую франшизу: летом 2023-го компания выпустит переизданный сборник игр Sonic Origins. Коллекция пополнится 12 новыми играми, которые выходили на портативной консоли Game Gear. Также в сборник войдут все вышедшие дополнения для Sonic Origins.
- Кроме того, киностудия Paramount Pictures совместно с Sega выпустят третью часть серии фильмов «Соник в кино». Paramount также начал работу над спин-оффом этой серии картин — сериалом про ехидну Наклза, премьера которого запланирована на 2023 год. Шоу выйдет в онлайн-кинотеатре Paramount+. Действие будет происходить между второй и третьей частями «Соника».
Фото обложки: IMAGO / Markku Ulander / Globallookpress
Источник: www.mn.ru
Как Rovio зарабатывала на IP Angry Birds в последние 10 лет
Сейчас главный драйвер дохода финской Rovio — это игры. Но было время, когда половину выручки Rovio приносило лицензирование. О том, как менялся игровой и лицензионный бизнес компании, рассказал ее маркетинговый директор Стивен Портер (Stephen Porter).
С этим докладом Портер выступил на Casual Connect Europe, как сообщает Pocket Gamer.
- В 2010 году игры Rovio скачали 50 млн раз. Ее главным хитом была Angry Birds, вышедшая годом ранее. По лицензии было выпущено 40 тысяч продуктов, основанных на этом IP. Тогда в компании работало всего 28 человек.
- В 2011 году общий годовой доход Rovio составил $114 млн. 70% выручки поступило от игр, чьи суммарные загрузки достигли 500 млн. 30% принесло брэнд-лицензирование. Число товаров, проданных по лицензии Angry Birds за год, достигло 30 млн.
- В 2012 году у компании было уже 200 партнеров по лицензированию. В их числе были NASA и Star Wars. Rovio удалось реализовать 416 млн товаров по лицензии, что принесло 45%-ную долю выручки. По словам Портера, именно в то время Angry Birds были на пике популярности. Тогда же загрузки игр студии превысили миллиард.
- Прежде чем интерес к Angry Birds стал постепенно снижаться, лицензионное подразделение Rovio оказалось едва ли не главным источником ее дохода. В 2013 году компания получила 47% от продаж товаров по лицензии. И, по словам Портера, «слегка утратила фокус».
- В 2014 году бизнес Rovio, насчитывавшей уже 800 сотрудников, пошел на спад. Компания активно продавала права на производство любых продуктов по устаревающему бренду Angry Birds: кабелей HDMI, клейкой ленты, даже блесен. Несмотря на это, реализовать удалось 295 млн лицензионных товаров за год — меньше, чем раньше. Вместе с этим упала до 26% и доля лицензирования. Всего компания заработала за год $175 млн.
- «Черным годом» для Rovio стал 2015-ый. Доходы начали падать: компания заработала $158 млн, а лицензирование стало отвечать всего за 20% выручки. Rovio пришлось сократить штат до 470 человек. Теперь компания была всерьез обеспокоена тем, что мобильная аудитория теряет к ней интерес.
«Angry Birds в кино»
- В том же году Rovio выпустила на рынок Angry Birds 2. Ей было суждено стать новым хитом, пусть и не сразу. Через год на ее популярности положительно сказался выход на экраны «Angry Birds в кино». Пополнение фритуплейной библиотеки Rovio и фильм по IP Angry Birds привели компанию к новой фазе роста. Студия постепенно смещала фокус обратно к разработке игр, а брэнд-лицензирование отходило на второй план.
- К 2019 году суммарный заработок Angry Birds 2 достиг $281 млн. Общие загрузки всех игр студии преодолели рубеж в 4,5 млрд. Доход Rovio в 2018 году составил $312 млн — чуть меньше, чем в 2017 году. В то же время годовая выручка от лицензирования составляла $34 млн. Это всего 11% от общего дохода Rovio.
- Теперь компания уверенно называет себя в первую очередь разработчиком игр. И, по словам Портера, она делает ставку на качество выпускаемых игр, а не на их количество.
Также по теме:
- Квартальная выручка Rovio с игр подскочила на 16%. Основной драйвер роста — Dream Blast
- Rovio продаст контрольный пакет акций «игрового Netflix»
Источник: app2top.ru
Бизнес на «злых птичках»
Как построить бизнес, который уже на момент запуска будет популярным?
Можно взять за основу известный бренд, например, Angry Birds, который сегодня ассоциируется не только с мобильной игрой, но и с полнометражным мультфильмом, мягкими игрушками и даже сладостями для детей, и не задумываться о «раскрутке» собственного имени — до вас уже все сделано. Можно не беспокоиться о значительных расходах на рекламу, популяризации и узнаваемости товара или услуги — ваш бренд уже нравится целевой аудитории.
Однако в данном случае встает вопрос о законности использования лицензированного бренда.
В этом случае предприниматель может воспользоваться франшизой компании, которой удалось использовать популярное явление и урегулировать вопросы использования товарного знака.
К ним можно отнести компанию Angry Birds LIVE, которая запустила торгово-развлекательные точки для детей в формате «островка» с известными персонажами. Первая подобная точка начала работать 3 года назад.
Angry Birds LIVE — «живой» аналог популярной виртуальной игры, с которой знаком без преувеличения каждый ребенок. Поэтому маленькая аудитория с радостью играет в «злых птичек» на настоящей инсталляции. Сегодня аттракцион работает в торгово-развлекательных центрах Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода, Тольятти, Екатеринбурга — всего более 40 точек в 23 городах России, а сеть представляет собой сообщество из 30 партнеров-франчайзи.
По словам владельцев сети, аттракционы в правовом отношении попадают под понятие «торговой точки» с нестандартным торговым оборудованием и не вызывают никаких сомнений со стороны российских обладателей товарного знака и соответствующих органов.
Несмотря на то, что в самом начале пути при открытии собственных точек в нескольких городах основатели делали большие ошибки и потеряли более миллиона рублей, этот опыт позволил оптимизировать весь инструментарий и теперь помогает франчайзи запускать автоматизированный бизнес в сфере развлечений.
Самый простой способ убедиться в эффективности бизнес-модели, по словам владельцев, — это своими глазами увидеть, как работает точка. Для этого нужно приехать в любой торгово-развлекательный центр любого города, в котором уже представлен аттракцион и провести рабочий день на месте, где происходит основная деятельность. Такая стажировка — большой шаг навстречу потенциальным партнёрам компании, ведь франчайзи не только видит, что из себя представляет и как работает бизнес, но и понимает, хочет ли он работать в таком формате и насколько подходит данная франшиза именно для него.
Стоимость франшизы, которая к слову увеличилась от первоначальной цены, теперь составляет 390 тыс. рублей для регионов и 490 тыс. рублей для франчайзи из Москвы и Санкт-Петербурга.
Однако, это не все затраты, которые понесет франчайзи: нужно также оплатить доставку оборудования до места назначения, распределить бюджет предприятия с учетом аренды площади торгового центра, и ежемесячного роялти, который составляет не менее 7% от общего оборота точки.
Но даже после этого сумма инвестиций остается относительно небольшой для рынка франшиз. Вложив необходимые средства, франчайзи получает бизнес-модель, юридическую и бухгалтерскую помощь в оформлении торговой точки, а франчайзор обеспечивает своего партнёра поддержкой на всех этапах сотрудничества. За несколько лет работы компания на своем опыте убедилась, как нанимать, обучать, контролировать персонал, как вести электронную отчётность и мотивировать клиентов на повторное посещение. А предпринимателям, начинающим бизнес с Angry Birds, не нужно делать это заново — всему необходимому для эффективного введения бизнеса научит франчайзор. К тому же, вступив в сеть, франчайзи получает онлайн платформу, благодаря которой можно контролировать работу сотрудников и проверять выручку, и доступ к партнерским чатам, в которых обсуждаются ежедневные рабочие вопросы.
Франчайзор уверяет, что полностью автоматизировать бизнес можно за 1 месяц и в будущем уделять ему не более 4-х часов в неделю. А значит бизнес на аттракционе Angry Birds отлично подойдет предпринимателям в качестве основного или дополнительного заработка, а также для тех, кто просто хочет доставлять радость детям.
Ежемесячная выручка одного аттракциона в 10 кв. м. составляет от 60 до 140 тыс. рублей. Прибыльность дела доказывают не только цифры, но и франчайзи, покупающие франшизу повторно и открывая новые точки в своем городе. Пик продаж, как правило, приходится на предновогодний период, праздничные и выходные дни.
Зачастую открытие малого бизнеса кажется привлекательнее, чем попытка «потеснить» крупных игроков рынка. Разумеется, все зависит от возможностей и масштабов желания бизнесмена. Речь только о том, что стоит присмотреться к таким франшизам, как франшиза Angry Birds, ведь с ними можно построить пусть небольшое, но все-таки собственное дело, приносящее прибыль и удовольствие.
И все же прежде чем начать аттракционный бизнес по франчайзингу, стоит продумать все внутренние и внешние факторы, которые так или иначе влияют на развитие малого и среднего бизнеса. Оцените потенциал рынка вашего региона, продумайте сезонность, например, летний период, когда торгово-развлекательные центры пустуют, а бизнес — «проседает», и принимайте взвешенное решение.
Источник: www.beboss.ru