Неликвидность относится к состоянию акций, облигаций или других активов, которые нельзя легко и легко продать или обменять на наличные без существенной потери стоимости. Неликвидные активы может быть трудно продать быстро из-за низкой торговой активности или интереса к выпуску, на что указывает отсутствие готовых и желающих купить или продать актив инвесторов или спекулянтов. В результате неликвидные активы, как правило, имеют более низкий объем торгов, более широкие спреды между покупателями и покупателями и большую волатильность цен.
Неликвидность — это противоположность ликвидности .
Краткая справка
- Неликвидность возникает, когда ценная бумага или другой актив нельзя легко и быстро продать или обменять на наличные без существенной потери стоимости.
- Неликвидные активы может быть трудно продать быстро из-за отсутствия инвесторов или спекулянтов, готовых и желающих приобрести актив, тогда как активно торгуемые ценные бумаги, как правило, будут более ликвидными.
- Неликвидные активы, как правило, имеют более широкие спреды между покупателями и покупателями, большую волатильность и, как следствие, более высокий риск для инвесторов.
Объяснение неликвидности
Что касается неликвидных активов, отсутствие готовых покупателей также приводит к большим расхождениям между ценой предложения, установленной продавцом, и ценой предложения, заявленной покупателем. Эта разница приводит к гораздо большим спредам спроса и предложения, чем на обычном рынке с ежедневной торговой активностью. Отсутствие глубины рынка (DOM) или готовых покупателей может привести к убыткам владельцев неликвидных активов, особенно когда инвестор хочет быстро продать.
Что Такое НЕЛИКВИД в Оптовом Бизнесе? Как Анализировать РЫНОК Оптовику? Оптовый бизнес
Неликвидность в контексте бизнеса относится к компании, у которой нет денежных потоков, необходимых для выплаты необходимых долгов, хотя это не означает, что у компании нет активов. Основные активы , включая недвижимость и производственное оборудование, часто имеют стоимость, но их нелегко продать, когда требуются наличные. Продажа неликвидов не является основным видом деятельности компании. Как правило, они включают любую собственность, принадлежащую компании, которая не относится к продуктам, производимым для продажи. Во время кризиса компании может потребоваться ликвидировать эти активы, чтобы избежать банкротства , и, если это произойдет быстро, она может продать активы по ценам, намного ниже справедливой рыночной цены, иногда известной как распродажа.
Кроме того, компания может стать неликвидной, если она не сможет получить денежные средства, необходимые для погашения долговых обязательств.
Примеры неликвидных и ликвидных активов
Некоторые примеры изначально неликвидных активов включают дома и другую недвижимость, автомобили, антиквариат, интересы частных компаний и некоторые виды долговых инструментов . Некоторые предметы коллекционирования и произведения искусства также часто являются неликвидными активами.
Какой товар считать неликвидным?
Акции, торгующиеся на внебиржевых (OTC) рынках, также часто менее ликвидны, чем акции, котирующиеся на надежных биржах. Хотя эти активы могут иметь внутреннюю ценность, на рынке, на котором они продаются, часто мало покупателей по сравнению с теми, кто заинтересован в покупке более ликвидных активов.
С другой стороны, большинство листинговых ценных бумаг, торгуемых на основных биржах, таких как акции, ETF, паевые инвестиционные фонды , облигации и котируемые на бирже сырьевые товары, очень ликвидны и могут быть проданы практически мгновенно в обычные часы работы рынка по справедливой рыночной цене. Кроме того, драгоценные металлы, такие как золото и серебро, часто довольно ликвидны. Торговля в нерабочее время также может привести к неликвидности, поскольку многие участники рынка в это время не проявляют активности.
Ликвидность актива может со временем меняться в зависимости от влияния внешнего рынка. Это изменение цены особенно актуально для предметов коллекционирования, поскольку популярность предмета на потребительском рынке может сильно колебаться, что приводит к очень нестабильным ценам.
Неликвидность и повышенный риск
Неликвидные ценные бумаги несут более высокий риск, чем ликвидные, известный как риск ликвидности , который становится особенно актуальным во времена рыночных потрясений, когда соотношение покупателей и продавцов нарушается. В это время держатели неликвидных ценных бумаг могут оказаться не в состоянии выгрузить их вообще или не в состоянии сделать это без потери денег.
Неликвидные ценные бумаги также могут требовать надбавки за ликвидность, добавленную к их цене, чтобы компенсировать тот факт, что впоследствии от них может быть трудно избавиться. Во время финансовой паники рынки и кредитные учреждения могут заклинивать, вызывая кризис ликвидности, когда продавцам даже обращающихся на рынке ценных бумаг сложно найти активных покупателей по справедливым ценам.
Пример из реального мира
Неликвидность может привести к тому, что ни компании, ни частные лица не смогут накопить достаточно денег для оплаты своих долгов.Например,The Economic Times сообщила, что Jet Airways в четвертый раз отсрочила погашение внешнего долга «за последние месяцы» из-за корпоративного кризиса неликвидности, из-за которого компания испытывала трудности с доступом к ликвидным средствам.В результате Jet Airways не только пришлось заземлить более 80 самолетов, но и составить план урегулирования, который призывал к отставке ее председателя Нареша Гояла и голосованию совета директоров, чтобы позволить кредиторам взять под свой контроль авиакомпанию.1
Похожие статьи
- Жидкий актив
- Боковой карман
- Премия за ликвидность
- Определение текущих активов
- Какие инвестиции считаются ликвидными активами?
- Определение неликвидного опциона
- Активы, которые трудно продать
- Чем различаются материальные и нематериальные активы?
- Финансовый актив
- Текущие активы
Источник: nesrakonk.ru
Неликвиды предприятия и их реализация
Ликвидность – это возможность реализовать актив в сжатые сроки по стоимости, близкой к рыночной. 100-процентная ликвидность характерна только для денег. Соответственно, по отношению к другим активам ликвидность может быть только относительной. Ликвидность активов – один из показателей успешности деятельности компании. Однако существует и обратное понятие – неликвиды.
Вопрос: Организация, основным видом деятельности которой является оптово-розничная торговля запасными частями к автомобилям, в результате инвентаризации выявила неликвидный товар. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете его списание и затраты на утилизацию?
По результатам инвентаризации выявлены неликвидные запасные части балансовой стоимостью 150 000 руб. Комиссией организации составлен акт, в котором вышеуказанные товары признаны неликвидными в связи с длительным хранением и потерей товарного вида. Затраты на утилизацию (вывоз на свалку), оказанные сторонней организацией, составили 12 000 руб. (в том числе НДС 2 000 руб.).
Посмотреть ответ
Что собой представляют неликвиды?
- бракованные товары;
- просроченная или некондиционная продукция;
- товары, которые не получается реализовать по иным причинам.
ВАЖНО! Многие придерживаются мнения о том, что неликвид – это именно бракованные товары. Однако такой подход очень неэффективен, потому что проблема с неликвидом – это проблема неправильного планирования закупок и продаж.
Вопрос: Как учитывать в целях налога на прибыль получение от потенциальных поставщиков пробных образцов невозвратных материалов? Часть материалов проходит испытание в производстве. В случае если материалы не отвечают требованиям технологии, то они остаются на складе как неликвид.
Посмотреть ответ
По каким причинам появляются неликвиды?
Существует множество причин появления неликвидов. Рассмотрим самые распространенные из них:
- Заказ продукции в избыточном объеме. Происходит это по ряду причин: ошибки сотрудников, применение неправильных данных при реализации товаров, низкий уровень автоматизации.
- Утрата качества продукции. Часть продукции обладает установленным сроком годности. Если товар утрачивает свои качества, единственный выход – его списание.
- Игнорирование имеющихся запасов. Иногда сотрудники просто забывают о продукции. В итоге, она продолжает пылиться на складе.
- Неверный учет продукции. Неликвид в документах может фигурировать из-за таких причин, как задвоение позиции, пересортица, неправильные коды.
- Появление адекватного аналога продукту. Если на прилавках появится аналог с лучшими качествами, товар может утратить свою востребованность.
- Реализация сложносоставной продукции. К примеру, магазин реализует комплект инструментов. Однако у потребителей он спросом не пользуется. Успешнее будут реализовываться инструменты по отдельности.
- Нет сопутствующей продукции. Некоторые товары, напротив, продаются только в комплекте.
- Уменьшение спроса. Колебания спроса – это довольно частое явление. К примеру, на некоторую продукцию внезапно возникает необъяснимый ажиотаж. Компании закупают этот товар в увеличенном объеме, однако спрос резко падает.
- Сезонность продукции. Некоторые товары востребованы только в определенные сезоны. Если их не получится реализовать в актуальный сезон, товар будет залеживаться.
Знание причин возникновения неликвида позволяет предотвратить или уменьшить их появление.
Бухгалтерский учет неликвида
В бухучете неликвид может списываться в перечень прочих расходов. Решение о списании принимается руководителем компании. Сведения, на основании которых принимается решение, собираются специальной комиссией. В ее состав входят материально-ответственные лица. Комиссия созывается приказом руководителя. Обязанности комиссии:
- Осмотр объектов, которые будут списываться.
- Определение причин, которые вызвали неликвидность (брак, падение спроса).
- Установление возможности направления объектов на прочие нужды.
- Оценка рыночной стоимости продукции.
Нужно составить акт на списание МПЗ. В нем содержатся следующие данные:
- Название списываемой продукции и ее характеристики.
- Количество.
- Реальная себестоимость.
- Продолжительность хранения.
- Время поступления продукции.
- Причина, по которой списывается товар.
Акт должен быть утвержден руководителем компании. Если комиссией установлена невозможность использования объектов в дальнейшем, они утилизируются. В бухучете утилизированные запасы учитываются в составе прочих расходов. Указываются они на счете 91, субсчете 2. Проводка будет выглядеть следующим образом:
ДТ91-2 КТ10. Списание запасов
Компания при нахождении неликвидов формирует резерв под уменьшение материальных ценностей. Резерв должен быть создан под каждую единицу неликвида. Возможно формирование резервов под уменьшение стоимости объектов по отдельным группам. К примеру, «оборудование», «ПК», «мебель». Уменьшение стоимости запасов возможно только с выполнением следующих условий:
- Уменьшение производится только до рыночной стоимости.
- Снижение выполняется с целью формирования резерва.
- Создание резерва под завершение отчетного года.
Резерв формируется на сумму разности между реальной себестоимостью и рыночной стоимостью. Разность нужно зафиксировать в бухучете следующей проводкой:
ДТ91, субсчет 91-2 КТ14. Резерв под снижение стоимости
Резерв не нужно фиксировать в целях начисления налогов. По этой причине нужно отразить начисление налогового обязательства:
ДТ99 КТ68. Налог на прибыль
Бухгалтер должен вести учет неликвида. Для этого или создается аналитическая таблица, или формируется отдельный субсчет. Если неликвид получится продать, создаются следующие проводки:
- ДТ62 (76) КТ91. Прочие расходы. Начисление средств от продажи неликвида.
- ДТ91 КТ10. Списание себестоимости.
- ДТ91 КТ68. Начисление НДС.
- ДТ14 КТ91. Восстановление резерва, сформированного ранее.
- ДТ68 КТ99. Фиксация постоянного налогового актива.
При продаже неликвида полученные средства будут отражаться в стандартном порядке.
Как реализовать неликвид?
Перед реализацией продукции следует пройти следующие этапы:
- Опись всей продукции, которая относится к неликвиду. Можно выделить отдельные категории товара.
- Примерное определение стоимости, по которой можно продать товар. На этом этапе выделяется продукция, которую стоит отремонтировать для реализации. Формируется список товаров, которые не имеет смысла ремонтировать.
- Определение размера уценки на неликвид. При установлении скидки целью является продажа товара по максимально возможной цене.
Куда деть неликвид с максимальной выгодой для предприятия? Существуют следующие варианты:
- Правильная презентация продукции. Грамотная презентация товара – гарант успеха продаж. Имеет смысл заняться оформлением прикассовой зоны. Неликвид можно поставить на самое видное место, установить привлекательный ценник.
- Возврат продукции поставщику. Это наиболее выгодный вариант. По сути, компания ничего не теряет. Не нужно тратить средства даже на привлечение покупателей. Однако возможность возврата продукции следует обговаривать с поставщиком заранее.
- Продажа неликвида другим компаниям. Продукцию можно продать или своим партнерам, или своим конкурентам. Можно также направить товар в другой филиал компании. Есть возможность, что в другом месте продукция перестанет быть неликвидом.
- Проведение распродаж. Скидки и акции – самый распространенный способ реализации неликвида. Имеет смысл выделить под товар отдельную зону.
- Формирование подарочных наборов. Это еще один вариант, доказавший свою успешность. Особенно он актуален в преддверии праздников.
- Объединение ликвидных и неликвидных товаров. К примеру, компания не может продать мороженное, а также сироп. В этом случае можно попробовать продавать мороженное на развес, добавляя в него сироп.
- Продажа неликвида в определенные сезоны. К примеру, распродажу лопат для уборки снега следует приурочить к концу осени.
- Организация рекламной кампании. Можно развесить плакаты с призывом приобрести товар со скидкой, раздать флаеры. Однако нужно учитывать, что на организацию кампании потребуются средства. Если ожидаемый доход меньше трат, этот вариант не подходит.
Постоянное появление неликвида в большом объеме – следствие серьезной системной ошибкой. В этом случае нужно провести полноценный анализ деятельности компании и выявить недочеты.
Источник: assistentus.ru