Мечта многих предпринимателей — выйти из оперативной деятельности и заняться тем, что близко их сердцу. Но давайте честно, мало кому это удаётся. В этом материале раскрою 3 секрета, которые помогают отойти от ручного управления.
Что поможет вам построить действительно большую компанию?
Секрет № 1
Если ты хочешь откуда-то выйти, то ты должен знать, куда ты хочешь прийти.
Есть большая проблема. Любой предприниматель понимает, что такое операционка, что значит стоять за прилавком своей обувной лавки и обслуживать гостей. Но из этого нельзя выйти, не понимая свою точку Б.
Деятельность в бизнесе можно сравнить с судном, которое идёт в открытом море. И у вас должен быть не только капитан корабля, находящийся в операционке, но и стратег, который решает, куда и зачем идёт судно. Часто предприниматель увлекается ролью капитана. В этом бушующем море его начинают больше беспокоить вопросы чистоты палубы и качества еды на кухне. А вопрос о том, в правильном ли направлении двигается корабль, уходит на второй план.
Как выйти из операционки? Твой план действий
Чтобы выйти из операционки, вы должны безупречно и достаточно глубоко понимать, в чём заключается роль человека, управляющего операционным директором. Это и есть обязанность владельца компании, определяющего стратегию развития. Поможет определить точку Б понимание, как делать эту работу хорошо. Не представляя её, вы не сможете выбраться из операционки. И более того, даже не поймёте, почему не удаётся выбраться.
Обязанности владельца
Возьмём пример владельца компании, которая производит металлопластиковые окна. Зачастую руководители таких компаний сами работают с клиентами и закрывают сделки. Потом согласовывают деятельность всех подразделений, решают проблемы производства и улаживают нестандартные ситуации. И ещё тысячи разных дел.
Но как владелец он должен был всё это делегировать директору. А сам заниматься вопросами развития технологий компании, продуктовой линейки, искать партнёров и инвесторов для расширения. То есть владелец должен продвигать и развивать компанию, а не строить рабочие процессы.
Секрет № 2
Из операционки выходят те, у кого есть желание инвестировать в людей.
Для большинства предпринимателей это пугающая идея. С гораздо большим энтузиазмом они инвестируют в оборудование, технологии, оборотные средства, запасы и склады, даже в рекламу! Но не в людей. И это колоссальная ошибка, ведь бизнес создаётся людьми.
Если вы не инвестируете в людей, откуда у вас появятся талантливые руководители или классные эксперты? Не инвестируя в людей, вы обречены делать всю важную работу самостоятельно. Таким образом, вы загоняете себя в ловушку. Чем больше задач вы стараетесь запихнуть в рабочее расписание, тем больше вам придётся выполнять в будущем.
Почему делегирование пугает
Владельцу нужен классный директор. И он прикидывает, что такому сотруднику придётся платить 5 тысяч долларов. Но перед окончательным решением нужно попробовать несколько кандидатов. Это стоит денег. Кандидаты будут делать ошибки, это тоже стоит денег.
По итогу получается не 5, а 35 тысяч долларов!
Кажется, что это огромные деньжищи. Но на деле это усталый лексус и полное отсутствие возможностей выхода из операционки, поэтому не бойтесь инвестировать людей.
Секрет № 3
Вам нужны руководители. И, чтобы ими управлять, вы сами должны быть умелым руководителем.
Как по мне, это ключевой момент. Но не у всех предпринимателей такая точка зрения. Чаще всего они хотят нанять умелого руководителя, который бы делал всё за них. Но если вы плохой руководитель, вы не сможете ни нанять хорошего руководителя, ни управлять им.
Если вы хороший пекарь, то вы сможете подыскать отличного специалиста в этой области. И управлять им только на основе здравого смысла, а не руководствуясь дорогостоящим обучением.
Чтобы управлять руководителем, нужно знать технологию этой работы: как правильно проводить совещания, отдавать распоряжения, планировать, работать с сотрудниками и так далее. Без этих знаний вы не сможете подыскать в команду умелого руководителя. И именно поэтому попытки нанять готовых руководителей приводят к провалу. Иногда везёт, но это скорее исключение, чем правило.
Для того чтобы вы могли управлять другими руководителями, вы сами должны изучить и понять технологию этой работы. Не для того, чтобы делать это всю жизнь, а чтобы качественно управлять. Иначе вы бесконечно будете играть в лотерею, пытаясь нанять руководителя.
Вывод
Итак, 3 секрета, которые помогут вам выйти из операционки, — понимание точки Б, инвестиции в людей, владение технологией работы руководителя. Применяйте эти советы на практике и выходите на новый уровень в вашем бизнесе!
Источник: spark.ru
Выйти из операционки: миссия невыполнима?
Собственники бизнеса нередко жалуются друг другу на кофе-брейках отраслевых конференций, что «никак не могут выйти из операционки». Кажется, что без тебя все вмиг рухнет, — при этом постоянное участие во всех рутинных делах предприятия не оставляет времени для раздумий о росте и развитии, для личной жизни, да даже для отдыха. Как выйти из замкнутого круга.
Психология и бизнес
Я сам выходил из операционки неоднократно. Делал это и через частичное делегирование, и через смену направления деятельности, и через уход в длительный отпуск, — это все работает, но по-разному, в зависимости от исходных данных. Поэтому, прежде чем уходить из операционного менеджмента, стоит разобраться — а в чем, собственно, проблема?
И начать следует с определения: а что вообще является «операционкой» в вашем конкретном бизнесе? Кто-то думает, что подписание бумаг, продажи и поиск инвестиций — это операционка, а вот стратегия и работа над продуктом — нет, проводя водораздел в степени «творчества» той или иной деятельности. Я же предлагаю другой подход к определению.
Операционная деятельность — это синоним регулярного менеджмента. Поэтому все, что делается постоянно и повторяющимися итерациями, можно отнести к операционке. Даже стратегию. Если у вас, допустим, есть 10 направлений развития продукта и по каждому из них нужно проводить стратегические сессии каждую неделю/месяц, то эти сессии тоже будут частью операционки.
Далее, усталость от операционной деятельности. Это про что? На этот вопрос можно посмотреть с двух сторон: управленческой и психологической. Первая часть — это все про менеджмент, потому что операционная деятельность и есть, собственно, менеджмент. И любые ошибки, недоработки в нем могут приводить к переработкам, кризису, выгоранию — и, соответственно, желанию от этой части деятельности избавиться.
Шаг первый: проверить менеджмент
Итак, для начала, осознав желание избавиться от операционки, стоит понять, из чего вообще состоит ваша повседневная деятельность. Я предлагаю для этого два способа:
- открыть календарь с делами за прошедший месяц;
- написать план задач на следующую неделю.
Далее, нужно проанализировать, что из перечисленного вам нравится, а что — нет. Какие задачи — это «пружины», мотивирующие вас вставать по утрам, развиваться и двигаться в бизнесе дальше? А какие — «лягушки», которые хочется «съесть» поскорее с утра, чтобы так же скоро о них забыть.
На данном этапе хватит такого бинарного деления на «пружины» и «лягушки»: первый тип дел стоит пестовать и наращивать их присутствие в вашем расписании, от второго типа задач имеет смысл избавляться. Позднее, когда вы разберетесь с самой раздражающей частью операционки, можно будет и оставшиеся дела оценить по шкале, например, от одного до 10 — и постепенно делегировать те из них, что приносят наименьшее удовольствие и драйв.
Возникает резонный вопрос: если значительная часть операционной деятельности приносит вам, такому эффективному менеджеру, столько дискомфорта — так почему же вы не избавились от нее раньше? Дело тут может крыться либо в психологических моментах, либо в ваших недостатках как управленца. О психологии мы еще поговорим, но на этом этапе стоит спросить себя, есть ли какие-то менеджерские компетенции, которые у вас «проседают».
Напомню, что менеджмент заключается в управлении шестью основными сферами:
- планирование;
- делегирование;
- мотивация;
- контроль;
- процессы;
- проекты.
Если что-то из этих процессов у вас не выстроено, то неудивительно, что операционка занимает всю вашу жизнь. Возможно, вы не умеете делегировать и приходится делать все самим. Или делегировать-то вы делегируете, но недостаточно мотивируете сотрудников — и они попросту не делают того, что им поручено. Либо у вас сложности с контролем и вы стремитесь переделывать все за подчиненными.
Выявив свою проблемную зону, начните с того, чтобы ее прокачать. Кому-то тут пригодятся сессии с коучем или ментором, кому-то — курсы. Можно также найти другого собственника бизнеса, который лучше вас справляется с этой компетенцией, и попросить о помощи.
Возможно, когда вы устраните свои менеджерские трудности, желание уходить из операционки вовсе пропадет. Приятные задачи вы оставите себе, а остальные можно:
- естественно, делегировать, — теперь вы это хорошо умеете;
- просто вычеркнуть, — может, это не что-то критически важное. Можно, например, перестать искать инвесторов, а сосредоточиться на продажах;
- подвергнуть рефреймингу — то есть перепридумать. Может, вам не надо искать инвесторов, а нужно, чтобы они сами вас нашли? Тогда есть варианты альтернативных задач, которые выглядят интереснее поездок по «Кофеманиям» морозным январем: к примеру, организовать конференцию, создать тематический телеграм-канал, и т. д.
После того как вы проделаете все описанные упражнения, в идеале все неприятные дела начнут делаться за вас. И у не очень осознанного собственника это может вызвать «пустоту» в жизни и расписании: а чем теперь-то вообще заниматься? Осознанный же, как было сказано выше, уже на этапе деления на «пружины» и «лягушки» начал расчищать место под первых — и теперь они могут свободно занять собой все пространство. Кстати, занимать пустоту можно не только рабочими делами — есть вероятность, что за время погружения в операционку вы разучились отдыхать и нужно теперь ставить развлечения в свой список дел.
Если же все вышеперечисленное не помогло и операционка вам все еще не мила, можно попробовать разобраться со своей головой.
Шаг второй: сделать чекап психики
Мне нравится такая поговорка: «Утомление рождается в сознании, лишенном мечты». Когда я чувствую, что в моей работе пропала мечта — мой двигатель и мотиватор, — это верный путь к усталости и выгоранию. А там уж и до депрессии недалеко.
Когда ваша мечта — не просто избавиться от операционки, а избавиться от всего и всех, лежать в тишине и «чтобы никто не трогал», это тревожный звоночек. Такое состояние может говорить о клинической депрессии и требовать вмешательства специалистов — психотерапевта или даже психиатра. Возможно, несколько недель таблеток или сессий с психологом, и вы снова полюбите всю эту операционную деятельность — и проблема решена!
Но не всегда все решается так легко. Я периодически замечаю за собой, что дефицит удовольствия от работы и желание ее бросить, перепоручить кому-то еще — это следствие гедонистической адаптации. Есть такое понятие в психологии: когда человек получает слишком много какого-то приятного вещества, дела, каких-то впечатлений, то это приедается — и уже перестает быть таким приятным. Может даже стать скучным и вовсе не притягательным. Прививка от гедонистической адаптации, на самом деле, простая — это аскеза.
Чтобы продолжать ценить то, что мы делаем, нам всем стоит иногда от этого воздерживаться. И заодно — получать контрастные впечатления, умеренный позитивный стресс, который «подсветит» привычное с новой стороны. Для меня пример аскезы — это недельный поход на Эльбрус, переживание горной болезни, отсутствие какой-либо связи с миром. Мозги после этого здорово прочищаются. В повседневной же жизни таким полезным стрессом я считаю общение с умными людьми, сложную учебу — после такого особенно хорошо работается.
Так что еще один способ противостоять тому, что вам надоела операционка, — устроить себе длительную аскезу или серию небольших стрессов, чтобы вернуть себе возможность наслаждаться привычными рабочими задачами.
Наконец, может быть и такое: депрессии у вас нет, да и задачи вроде не надоели, удовольствие все еще приносят… И все же кажется, что операционка занимает слишком много времени в жизни. Значит, от нее надо избавляться. Но надо ли?
Операционная деятельность в бизнесе, как и любая другая деятельность в жизни человека, может стать привычкой и зависимостью. И в этом плане она ничем не отличается от, например, игромании или алкоголизма. Тогда операционка будет нести все плюсы и минусы зависимости: давать вам краткосрочное удовлетворение, но также вытеснять из жизни все остальное, иногда вызывать тревожность — особенно когда что-то не получается, — или даже ломку, если вдруг что-то мешает поработать. Не все готовы смириться с таким положением вещей даже ради моментов эйфории.
Тут я вижу только такой выход: лучший способ борьбы с зависимостью — новая зависимость. Конечно, я имею в виду здоровые альтернативы трудоголизму. Новое хобби, спорт, романтические отношения — все это будет тоже давать всплески дофамина, «гормона радости», и оттягивать на себя внимание. А когда операционка начнет занимать не 99% вашего времени бодрствования, а, допустим, 15%, ваша жизнь может стать гораздо гармоничнее.
Шаг последний: принятие
Как говорят философы и анонимные алкоголики: дайте мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, мужество изменить то, что я могу изменить, и мудрость отличить одно от другого. Так вот, если все перечисленные способы отойти от операционной деятельности для вас не сработали, остается признать: вы пока не можете этого сделать.
Возможно, не хватает компетенций, денег, людей для того, чтобы эффективно делегировать. Это нормально — всему свое время. Развивайтесь, растите вместе с бизнесом — и, скорее всего, однажды у вас получится выйти из операционки хотя бы частично.
И есть еще один вариант — вам на самом деле все это нравится. Ну и что, что вы жалуетесь всем родным и друзьям, — может, вы просто хотите пожаловаться? А в реальности вас устраивает, что у вас есть власть, подчиненные, эмоции, ежедневная движуха и накал страстей. А к выходу из операционки вас толкает ваша девушка или муж, которые считают, что вы уделяете им мало внимания.
Не слушайте их — слушайте только себя. Вы счастливы? Если да, оставьте все как есть.
Источник: incrussia.ru