Корпоративная социальная ответственность (в английском варианте — corporate social responsibility, CSR) – это способ организации деятельности, при котором компании придерживаются принципов деловой этики и делают социально-, экологически- и экономические значимые вещи сверх того, чего от них требуют действующие нормы регулирования.
В западных странах в инвесторской среде давно стали нормой ожидания, что компании, в которые инвесторы осуществляют капиталовложения, ведут себя ответственно и имеют у себя интегрированные стратегии “CSR”, являющиеся неотъемлемой частью их бизнес-моделей. Внедрение стратегий в ситуации, когда конкуренты по отрасли только начинают задумываться о таких вещах, является очень эффективным способом выделить себя на фоне других, привлечь инвесторов, клиентов и одаренный персонал. Те, кто откладывает это до последнего момента, рискуют остаться далеко позади.
С чего же начинать в практическом плане? Корпоративная социальная ответственность – явление далеко не новое и за прошедшие годы успела эволюционировать. Раньше компании ограничивались участием в благотворительной деятельности на благо общества и считали это достаточным. Сегодня понимание этого значительно более широкое.
Самый лучший способ начать – это четко определить, кто является ключевыми стейкхолдерами для организации (иначе говоря, сторонами, заинтересованными в результатах ее деятельности – это могут быть клиенты, сотрудники, акционеры, поставщики, владельцы бизнеса, местное сообщество), а затем подумать над их основными потребностями. С учетом расположения, что является самым важным для вашего бизнеса (помимо, разумеется, прибыли), и в чем заключается его уникальность?
Неважно, идет ли речь о предприятии категории малого и среднего бизнеса, или о крупной компании – всегда можно начать что-то делать, и способов этого много. Взять, для примера, отношение к сотрудникам. Прежде всего, можно способствовать улучшению здоровья и благополучия работающих у вас людей, обеспечивая их гибкими условиями работы и более привлекательным распределением рабочего времени и личной жизни. Согласно результатам исследования, проведенного в прошлом году Международной федерацией бухгалтеров (IFAC), представители самого молодого “Поколения Z” при выборе места работы превыше всего ставят отнюдь не уровень заработной платы, а стабильное карьерное развитие. На втором месте у них идет зарплата и бонусы, но сразу следом, в тройке решающих факторов – оптимальное соотношение рабочего времени и личной жизни.
Помимо этого, есть множество других вариантов улучшения рабочих условий в компании: предоставление разных возможностей людям с разными видами потребностей, обучение или стажировка для базовых позиций в случае тех, кто только начинает свою карьеру, предотвращение гендерной дискриминации или дискриминации по национальному признаку в определении уровня вознаграждения и продвижении по карьерной лестнице, собственно, повышение осведомленности персонала о такой вещи как корпоративная социальная ответственность и проведение опросов по поводу того, как ее представляют себе сами сотрудники.
На уровне сообщества можно принимать участие в местных общественных проектах (например, субботниках), предоставлять под общественные нужды свои помещения, если они в данный момент не используются, участвовать в благотворительной деятельности и стимулировать сотрудников к тому же.
Наконец, еще одной очень важной областью является защита окружающей среды, что особенно актуально для производственных предприятий. Компании могут придерживаться стратегий, направленных на снижение загрязнения, предусматривающих переработку мусора, не использовать в своем производстве пластиковые составляющие, избирательно подходить к своим поставщикам, активнее пользоваться общественным транспортом либо прибегать к совместному использованию корпоративного автопарка, если условия это позволяют, регулярно проводить уборку мусора на прилегающих территориях или участвовать в проектах озеленения.
Каковые коммерческие преимущества такого подхода? В 1994 году американский экономист и предприниматель Джон Элкингтон (John Elkington) вывел Концепцию тройного критерия (Triple bottom line, TBL), в соответствии с которой при выстраивании бизнес-модели менеджеры компаний и индивидуальные предприниматели должны принимать в расчет не только финансовую сторону дела, но также социальные и экологические факторы. Любой бизнес, по Элкингтону, строится на “трех китах”, а точнее “столпах устойчивого развития”: прибыли, людях и окружающей среде.
Критики, впрочем, отмечают практические сложности с ее внедрением, особенно если заходит речь об интеграции концепции в систему бухгалтерского учета: экологические издержки трудно поддаются измерению. Например, последствия от сброса токсичных отходов в количественном плане проявляют себя только в долгосрочной перспективе, а раз так, в краткосрочной перспективе менеджеры отрицательно воспринимают саму идею включения их в расчет. Осложняет ситуацию и отсутствие единых обязательных стандартов, хотя международными организациями (например, группой GRI) разработано уже множество руководств, которые могут применяться на добровольных началах.
Эмпирические данные свидетельствуют, что смысл в этом очень даже есть, причем именно коммерческий. Вот какая тут может быть логика:
- Ответственное отношение к окружающей среде снижает коммунальные платежи и штрафы за выбросы; происходит экономия на офисных запасах (например, той же бумаги в случае перехода на электронный документооборот)
- Гибкие рабочие условия и стратегии, способствующие повышению удовлетворения сотрудников, повышают производительность труда
- Положительно влияя на местное сообщество, ваша компания также получает от него положительную отдачу взамен
- Очень большое значение имеет репутация, то есть стратегии “CSR” – еще и неплохой инструмент маркетинга. Заниматься этим только ради публичности, разумеется, не стоит, но этот фактор стоит того, чтобы его учитывать
- Внедрение стратегий “CSR” расширяет деловые связи, что открывает доступ к новым клиентам, рынкам сбыта и будущим членам вашей команды
Сложный для начинающих момент – мониторинг. Здесь необходимо будет подумать, на основе каких показателей отслеживать эффективность реализации стратегий корпоративной социальной ответственности.
Сегодня уже всем очевидно, что менее требовательными инвесторы, сотрудники и клиенты со временем не станут, все как раз наоборот. Стратегия корпоративной социальной ответственности должна насаждаться “сверху”, исходить из совета директоров и распространяться на все корпоративные уровни, а не сводиться только лишь к голословному утверждению на корпоративном сайте. Обмануть людей вряд ли получится, а негативный эффект от осознания ими, что все утверждения были не более чем фикцией, бывает очень разрушительным.
Источник: gaap.ru
CSR как требование к компаниям: где грань между пожеланием и обязанностью?
Согласно глобальному исследованию корпоративной социальной ответственности, подавляющее большинство потребителей во всем мире ожидают, что компании будут делать больше, чем просто получать прибыль. В частности, внимательно относиться к решению социальных и экологических проблем. Но есть тонкая грань между искренним желанием компании улучшить жизнь общества благодаря внедрению инициатив в области CSR, и непременным использованием их, в том числе — только для поддержания имиджа компании. Так должны ли современные компании в обязательном порядке запускать инициативы в области CSR ?
Что такое корпоративная социальная ответственность (КСО)?
Корпоративная социальная ответственность (Corporate Social Responsibility, CSR) — это международный термин, используемый для обозначения добровольных инициатив компании в части минимизации негативного воздействия на окружающую среду, улучшения отношений с сотрудниками, конкурентами, экономикой и многими другими сферами жизни, на которые оказывает влияние компания.
Важность CSR для роста современных компаний
В связи с повышающимся вниманием к защите окружающей среды и этическим вопросам в мире корпоративная социальная ответственность приобретает все более решающий вес. Каждое подобное начинание, правильно преподнесенное публике при помощи грамотной PR-стратегии, существенно улучшает имидж компании и укрепляет ее позиции на рынке. А недостаточная сосредоточенность на ESG-повестке (Environmental — экология, Social — социальные вопросы, Governance — корпоративное управление) может значительно ухудшить позицию компании.
К примеру, совсем недавно одно из крупнейших в мире репутационных агентств Edelman заявило о пересмотре списка своих клиентов с целью исключения тех, чья деятельность связана с выбросами вредных веществ в атмосферу. Речь идет о таких гигантах индустрии как ExxonMobil, Shell, которые, по мнению агентства и активистов, недостаточно привержены “зеленым принципам”. При этом специалисты Edelman уточнили, что отказу от сотрудничества будут предшествовать переговоры, направленные на поиск компромисса. В частности, среди набора принципов, соблюдения которых Edelman будет требовать от клиентов, теперь числятся
- Сотрудничество с “зелеными” организациями.
- Следование Парижскому соглашению по климату.
- Внедрение актуальных практик и стандартов в коммуникации, касаемые климатических вопросов.
Все эти действия призваны повысить доверие как внутри компании, так и за ее пределами. Таким образом, корпоративная социальная ответственность уверенно смещается из области пожеланий и рекомендаций в сферу важной составляющей работы для любой крупной компании. Иными словами, это еще не требование, но уже настойчивая рекомендация, а не просто пожелание.
Но вправе ли репутационное агентство, выступая в качестве консультанта и посредника между брендом и потребителем, выдвигать ультимативное требование внедрения CSR-инициатив? Или это, все-таки, перебор?
Взаимосвязь между репутацией и CSR
Уже очевидно, что в настоящее время PR-стратегии, включающие акцент на CSR как на одном из преимуществ организации, приносят несравненно лучшие результаты. А социально ответственные организации быстрее и проще добиваются лояльности и доверия клиентов.
Соответственно сегодня крупные компании не могут позволить себе не относиться серьезно к корпоративной социальной ответственности. А роль репутационных агентств в этом процессе заключается в информировании клиентов и всех заинтересованных сторон об обязательствах и усилиях организации в области CSR, грамотной трансляции положительного образа на всех значимых площадках. Ведь согласитесь, без пиара вряд ли кто-нибудь услышал бы об инициативе сети магазинов Intermarché «Бесславные овощи», направленной на сокращение пищевых отходов. А успешное взаимодействие с агентством Marcel Worldwide помогло поднять продажи сети и привлекло внимание общественности к важной проблеме.
Согласно масштабному социологическому опросу, 90% респондентов бойкотировали бы компанию, если бы узнали о безответственной или вводящей в заблуждение деловой практике и пренебрежением к глобальным проблемам человечества. Поэтому неудивительно, что бренды переключают свое внимание, в том числе, на экологические проблемы. Помимо социальных преимуществ, методы CSR дают им возможность увеличить прибыль, одновременно укрепляя свой положительный имидж на рынке. В этом компании могут помочь опытные репутационные агентства.
Источник: adves.com