Этика деловых отношений — система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в профессиональной деятельности. Этика деловых отношений включает:
— этическую оценку внутренней и внешней политики организации;
— моральные принципы членов организации;
— моральный климат в организации;
— нормы делового этикета
От отношений, которые установлены внутри организации, во многом зависит ее дальнейшая деятельность и успешность развития. Для того, чтобы осуществлять эту деятельность на должном уровне каждый сотрудник вне зависимости от того какую должность он занимает, обязан соблюдать основные принципы этики деловых отношений. Этичным считается такое поведение менеджера или всей компании, когда оно способствует развитию, не нарушая каких-либо этических норм. Иными словами, поведение каждого сотрудника это образ всей организации в целом, и от его умения строить общение будет зависеть отношение к организации деловых партнеров, клиентов и окружающих.
RBEN — Ассоциация этики бизнеса и КСО (Russian Business Ethics Network)
Этика деловых отношений в организации строится на ряде принципов:
менеджер обязан терпимо относиться к моральным устоям, существующим в других странах и регионах;
в работе менеджера при принятии решений должны разумно сочетаться индивидуальное и коллективное начала;
поскольку соблюдение этических норм базируется на социально-психологических методах, то для получения нужного результата необходимо их длительное применение.
Также этика деловых отношений предусматривает наличие принципов личности и профессионализма. К первому виду принципов относятся положения о том, что честь дороже прибыли, насилие и угрозы не являются способами достижения деловых целей, а основа отношений – это уважение участников общего дела и самоуважение. К принципам профессионализма относятся ведение дела сообразно средствам, оправдание доверия клиентов и партнеров, стремление завоевать надежную репутацию и достойная конкуренция.
Этика бизнеса и деловых отношений, как и любая часть культуры, предполагает наличие определенных норм и правил. В бизнесе эти правила выглядят следующим образом:
Будьте пунктуальны. Любое опоздание сотрудника мешает работе всей организации и характеризует его как личность, на которую нельзя положиться. Рассчитывать время на выполнение определенной задачи, а также выделять запас времени на случай возникновения проблем, крайне важно для делового человека.
Не стоит говорить лишнего. У каждой организации есть свои секреты. Многие сотрудники при приеме на работу подписывают договор о неразглашении тайн компании. Этого же правила стоит придерживаться в вопросах личной жизни коллег по работе.
Учитывайте интересы третьих лиц. Успех ведения дел заключается в учете мнения партнеров, клиентов и коллег. В работе нельзя зацикливаться лишь на своих интересах и необходимо терпимо относится к тем, кто мыслит иначе.
Одежда должна соответствовать дресс-коду компании. В любой организации необходимо выделяться не одеждой, а трудоспособностью. Речь должна быть грамотной. Умение говорить влияет на его образ в глазах окружающих. Деловые люди обязаны владеть искусством риторики и уметь убеждать своих собеседников.
5.1. Понятие профессиональной этики и ее структура
Этика деловых отношений должна соблюдаться всеми сотрудниками организаций. Для успешной и плодотворной деятельности компании, руководители должны установить позитивные отношения с подчиненными и внедрить правила этики, основанные на истинных человеческих ценностях, которые будут соблюдаться внутри организации. В конечном итоге организация должна стать единым организмом, идущем к общей цели, а соблюдение этики бизнеса и деловых отношений будет прекрасной помощью в формировании команды единомышленников и профессионалов своего дела.
8.Расскажите о формировании этики деловых отношений как научной дисциплины, ее особенности и структуре.
Глава 1. Предмет и специфика деловой этики 24 Деловая этика Деловая этика как область знаний сформировалась в 1970-х гг. в Соединенных Штатах (однако особое внимание этичному поведению в бизнесе стало уделяться в 1960-е гг. во время различных социальных потрясений). Между научным сообществом и деловым миром в это время возникало все большее согласие по вопросу необходимости повышения «этического сознания» профессиональных бизнесменов при проведении ими деловых операций.
Некоторые специалисты указывали на необходимость повышения «ответственности корпораций перед обществом». Другие обращали особое внимание на участившиеся случаи коррупции как среди правительственной бюрократии, так и среди ответственных лиц различных корпораций.
Знаменитое «Уотергейтское дело», в которое были вовлечены виднейшие представители администрации президента Никсона, включая самого президента, значительно подорвало доверие многих американцев к своим правительственным институтам. Множество людей связывают этот процесс с упадком значения религиозных ценностей и традиционной морали в Соединенных Штатах.
Американские исследователи указывают на устой- чивое падение результативности, энергии и гордости за всю работу у работающих по сравнению с предыдущим периодом. Это явление иногда связывают с упадком и даже исчезновением «протестантской этики труда».
Развенчание этих традиционных трудовых ценностей часто приводится как объяснение постоянного падения производительности груда в американской промышленности. Противовесом этим процессам и решением различных ценностно-ориентирующих проблем является, по мнению многих наблюдателей, смещение позиции моральных ценностей и ответственности перед обществом в сфере бизнеса.
К началу 1980-х гг. такая область знаний, как деловая этика, стала важнейшим предметом изучения для специалистов. По деловой этике было издано множество книг, и большинство школ бизнеса в США включило деловую этику в свою учебную программу. Несмотря на все это, остается пока еще очень затрудни- тельным определить границы данной области знаний.
Это происходит в значительной степени благодаря отсутствию общей методологии в этой области, а также широко распространенному скептицизму и убежденности в том, что большинство деловых людей будут игнорировать любые этические нормы, если они будут хотя бы в малейшей степени противоречить так называемым мотивам к получению прибыли в бизнесе. Хотя скептицизм по поводу самой возможности существования деловой этики был распространен достаточно долго (а в нашей стране широко распространен и до сих пор), профессионалы бизнеса и широкие слои общественности всегда разделяли так- же глубокое убеждение в том, что существование высоких этических стандартов в деловой сфере приведет к получению всеобщей выгоды.
Каждый раз, когда в США разражался более или менее крупный скандал в правительственных или деловых кругах, достоянием широкой публики становились многочисленные речи и передовые статьи в печати, призывающие к более высоким этическим стандартам в поведении при выполнении профессиональных обязанностей и в бизнесе, и на государственной службе. При этом имелись в виду личные этические обязанности, помимо простого подчинения закону, хотя при определении сущности этих обязанностей и возникали различия во мнениях. Для стран, производящих ломку и изменение своей экономической системы, таких как Россия и другие республики СНГ, из- учение деловой этики особенно необходимо. Как пишет американский ученый В. Вейгль, в этом отношении особенно важны два обстоятельства: 1) необходимость этичных отношений в децентрализованных структурах, ответственных за принятие решений; 2) необходимость вписать экономику переходного периода и ее институты в несоответствующие им исторические и культурные условия.
Так называемый переход к рынку в российской экономике требует эволюции децентрализованных структур, ответственных за принятие решений. Для работы в таких структурах от каждого человека требуется уверенность в себе и умение непредвзято судить о происходящем, будь то руководитель всего предприятия, начальник среднего звена, банковский управляющий или конкретный потребитель продукции.
Децентрализация такого рода требует обязательного чувства доверия и всеобщего уважения к честности в поступках. И при этом конечно же честность и доверие остаются в первую очередь этическими категориями в отличие от законодательных и экономических ограничений, которые должны вести к полноценности деловой жизни.
В условиях рыночной экономики честность и доверие являются наиболее важными этическими качествами. Например, не- смотря на то, что контракты с обязательными законодательными ограничениями являются основой деятельности любого пред- приятия, значительная часть экономической деятельности пред- приятий выходит за рамки их контрактных обязательств, отмечает В. Вейгль.
Такого рода деятельность регулируется и подчиняется в отличие от законодательного регулирования уровнем доверия, который зависит от репутации делового человека или компании. Довольно большое число наблюдателей отмечают, что спад производительности в экономике и общей эффективности производства в Соединенных Штатах связан в значительной степени с упадком таких моральных ценностей, как честность и доверие внутри американского общества.
В условиях централизованной экономики также часто имеет смысл следовать «правилам бюрократической игры», что также может приводить к проявлению нечестности, безответственности и отсутствию взаимного доверия в суждениях о людях. Та- кие качества, как нечестность и недоверие, в условиях централи- зованной системы принятия ответственных решений фактически становятся результатом «приспособленческого поведения» людей.
Эти особенности считаются у многих «рациональными» качествами в условиях централизованной системы. Однако наличие этих качеств должно считаться нерациональным в условиях экономики, основанной на рыночных отношениях. Следовательно, любая экономика переходного типа должна формировать так- же и «этическую инфраструктуру» для экономических институтов, которые ею создаются.
Необходимость создания этической инфраструктуры для экономики переходного периода является второй важнейшей причиной, по которой изучение деловой этики становится крайне важным в процессе трансформации экономики. Эта причина связана также и со взаимосвязью между этическими ценностями и работой экономических институтов.
Невозможно четко противопоставлять этические аспекты экономическим. Этика и экономика имеют очень много связывающих их между собой особенностей.
Если лидеры в деловой сфере и крупные политические деятели проявляют невежество, игнорируют взаимосвязь между этическими ценностями и работой экономических институтов, то ока- зывается невозможным вписать экономику переходного периода и ее экономические институты рыночного типа в несоответствующие им исторические и культурные условия и традиции конкретных стран и народов. Например, для России недостаточно и неразумно просто заимствовать и скопировать экономические институты Запада.
Возникает необходимость вписать и внедрить такие экономические институты в совершенно отличные от западных исторические и культурные условия и окружение России и других стран СНГ. Можно предположить, что изучение деловой этики сможет облегчить этот труднейший процесс внедрения. Обобщая, необходимо сказать, что важность изучения деловой этики при подготовке профессиональных специалистов трудно переоценить. Изучение деловой этики не только помогает сформулировать нужные этические ценности для каждого человека и дает возможность профессиональным специалистам свободнее Глава 1. Предмет и специфика деловой этики 28 Деловая этика ориентироваться в сложных проблемах, возникающих при принятии решений, но также способствует созданию «этической инфраструктуры», которая должна сделать возможной введение и работу рыночной экономики и рыночных отношений. Более того, освещение взаимосвязи между этическими ценностями и деятельностью экономических институтов при изучении курса деловой этики может помочь построить более жизнеспособные экономические институты в условиях экономики переходного типа.
Источник: mydocx.ru
Этика бизнеса
Этика бизнеса является одной из разновидностей профессиональной этики. Одни исследователи и практики считают, что это понятие определяет поведение и практическую деятельность профессионалов бизнеса, для других это совокупность моральных стандартов, о которых многие говорят, но мало кто придерживается. Но есть и те, кто вообще отрицает само существование этики бизнеса.
Работа содержит 1 файл
- понятие этики бизнеса.
Этика бизнеса является одной из разновидностей профессиональной этики. Одни исследователи и практики считают, что это понятие определяет поведение и практическую деятельность профессионалов бизнеса, для других это совокупность моральных стандартов, о которых многие говорят, но мало кто придерживается. Но есть и те, кто вообще отрицает само существование этики бизнеса.
Этика бизнеса представляет собой изучение соответствия моральных норм человека деятельности и целям деловой организации. Она не является простым набором определенных моральных стандартов, а представляет собой инструмент анализа и решения проблем, которые встают перед нравственным человеком, занимающимся бизнесом.
Этика бизнеса — это, научная дисциплина, которая изучает применение этических принципов в процессе делового общения с целью выявления соответствия целей организации моральным нормам. Это одна из разновидностей профессиональной этики.
В сфере этики бизнеса разрабатываются следующие направления: • соотношение корпоративной и универсальной этики; • социальная ответственность; • исследование этических принципов в рамках ситуационного подхода; • способы повышения этического уровня организации; • изучение влияния культурных ценностей на экономическое поведение организации; • изучение влияния религиозных представлений на экономическое поведение организации и др. Структура этики бизнеса предполагает два уровня: • макроэтика; • микроэтика.
Макроэтика — это часть этики бизнеса, посвященная проблемам моральных взаимоотношений между макросубъектами социальной и экономической структуры общества. С точки зрения макроэтики можно отметить основные виды отношений: • между корпорациями; • корпорациями и государством; • корпорациями и потребителями; • корпорациями и инвесторами; • корпорациями и локальными сообществами; • корпорациями и окружающей средой.
В рамках макроэтического уровня выделяют еще два подуровня: • вертикальный; • горизонтальный. Вертикальный подуровень подразумевает моральные отношения между макросубъектами, различными по своей природе, например моральные отношения между организациями и государством. Горизонтальный подуровень подразумевает моральные отношения между макросубъектами, сходными по своей природе. Примером таких отношений являются моральные отношения между организациями: клиентами, партнерами, конкурентами и т д. Микроэтика — это часть этики бизнеса, занимающаяся исследованием проблем моральных взаимоотношений между организацией и ее внутренней средой, включающей наемных работников, акционеров организации.
- принципы этики бизнеса.
Этот уровень принципа справедл ивости проявляется также в создании равенства стартовых возможностей каждому получить образование. Система непрерывного образования это есть также забота государства, и то, что сегодня в системе высшего образования появилась система платного обучения, это тоже влияния государства на развитие образования.
С одной стороны, мы можем сказать, что эта система появилась в связи с тем, что у государства отсутствовали средства на развитие бюджетной сферы, но тем не менее, приняв закон об образовании, государство определило границы развития платной системы образования в стране. Таким образом, через систему образования государство принимает участие в создании стартовых возможностей каждому гражданину общества. Раньше государство обеспечивало возможность каждому работнику в течение своей жизни пройти через так называемую систему повышения квалификации. Такая система повышения квалификации способствовала определенному развитию уровня производства. Сегодня созданы различные школы бизнеса, большая курсовая сеть, которая позволяет получить первичные навыки по организации и ведению своего бизнеса, получить основы маркетинга, рекламы, public relations, в сфере туризма, в правовой грамотности и так далее.
Второй уровень нравственного принципа справедливости связан с признанием неравенства стартовых возможностей. Нужно сказать, что именно к этому уровню мы были не очень подготовлены, потому что очень долго в нашей стране был лозунг всеобщего равенства. Но мы все разные, у нас у всех разные способности по разному складываются жизненные обстоятельства, поэтому психологически нам очень
трудно было и остается признать этот уровень справедливости, но к сожалению такова диалектика жизни, что мы по разному достигаем своего жизненного успеха. И это сегодня аксиома жизни и, особенно, аксиома рыночных отношений.
Принцип честности тоже будем рассматривать на двух уровнях. Первый уровень — быть честными со своими коллегами. Наверное, первое, в чем проявляется этот принцип — это принцип делегирования, на котором построена система управления в менеджменте. Плох тот руководитель, который боится или в недостаточной степени осуществляет делегирование своих полномочий. Искусство руководителя и состоит в том, чтоб таким образом построить систему управления в своей организации, чтобы каждый четко знал, за что он отвечает, какие самостоятельные решения, а главное, как он может их принять.
Принцип честности в конкретном коллективе проявляется через ту организационную культуру, которая существует в этой фирме, те традиции, которые существуют в этой фирме. Далее это, конечно же, системы стимулирования труда. Насколько процесс стимулирования труда затрагивает интересы каждого, кто работает в этой фирме?
Это тоже есть процесс реализации принципа честности со своими коллегами внутри фирмы. Это те привилегии, которые существуют в данном коллективе. Сегодня во многих фирмах разрабатываются кодексы чести фирм. Заглянув в такой кодекс, можно четко оценить: насколько реализован принципчестности данного предприятия и, в том числе, честности с коллегами именно в своем коллективе.
Принцип честности с коллегами и партнерами проявляется в подходах к решению этических проблем: с точки зрения пользы; с точки зрения прав; с точки зрения справедливости; с точки зрения общественного блага; с точки зрения добродетелей (черт или свойств характера, которые побуждают к совершенству).
Второй уровень принципа честности — это быть честными со своими клиентами, партнерами, конкурентами. И сегодня уже очень многие предприниматели, менеджеры поняли, что быть честным сегодня выгодно. Этому аспекту принципа честности в бизнесе в нашей стране крупно не повезло, потому что мы очень долгие годы думали одно, делали другое, говорили третье.
Принцип прайвеси (privacy) — признание за личностью права на ограждение себя от ненужных контактов. Первый уровень принципа прайвеси — это психологическое прайвеси. Для менеджеров очень важно знать проблемы своих подчиненных не только производственные, но и личные. Но как же сделать так, чтобы мои подчиненные мне могли доверить свои личные проблемы.
Конечно, менеджер должен пользоваться авторитетом у своих подчиненных и доверием, потому что для моего подчиненного очень важно, чтобы проблема, возможно, сугубо личная, с которой он пришел ко мне, навсегда осталась только между нами. Если менеджер нарушил это правило, то очень скоро весь коллектив будет знать, что этому руководителю не следует доверять свои проблемы сугубо личного характера.
Следующий уровень прайвеси — это физическое прайвеси. С физическим прайвеси нам также очень не повезло. Оно нарушается у нас очень часто — от поведения на улице и в транспорте до бандитского рэкета вбизнесе.
В целом, можно говорить о социальном прайвеси, т. е. соотнесении своих возможностей с возможностями общества, осознании своего собственного прайвеси и прайвеси своих подчиненных, прайвеси своих клиентов, партнеров и конкурентов.
Принципдерн гендерного взаимодействия. Проблема отношения полов очень актуальна в современном менеджменте. Сегодня в бизнесе очень серьезно обсуждается проблема деловой женщины. По некоторым опросам более 84% деловых мужчин мира сказали, что они не хотели бы работать под руководством деловых женщин.
Деловые мужчины отметили, что женщина не склонна к поиску и инициативе, что деловая женщина через три-четыре года становится неинтересной как руководитель по принятию своих решений: начинают срабатывать стереотипы в принятии решений. Кроме того, деловые мужчины отметили, что им очень часто кажется, что многие руководители — женщины заняли свое кресло, свое место благодаря определенным сексуальным посягательствам на мужчин. Женщинам (не без оснований) кажется, что в жизни ситуация сказывается диаметрально противоположно, но оказывается, что и мужчины думают подобным образом.
- основные концепции в этике биз неса
Основные концепции в этике бизнеса. 1. Религиозный подход. 2. Теория утилитаризма. 3. Деонтическая этика. 4. Этика справедливости.
I. Религиозный подход строится в основном на истинах и заповедях христианского учения: «Не лги», «Не укради», «Не лжесвидетельствуй» и т. д. Предприниматель при решении любых моральных проблем обязан руководствоваться некоторыми абсолютными нравственными ценностями. Тем не менее использование исключительно религиозного подхода в современных условиях оказывается неприемлемым.
Причинами такого ограничения становятся: • глобализация; • несовместимость некоторых религиозных канонов и догм целям бизнеса. Процессы глобализации усиливают связи между людьми, исповедующими христианство, иудаизм, ислам, буддизм, конфуцианство.
Несовместимость некоторых религиозных канонов и догм целям бизнеса проявляется наиболее ярко в ситуациях нравственного выбора, а также при толковании различных понятий. Например, вопрос долгов (кредитов): по религиозным трактовкам долги надлежит прощать, поскольку деятельность ростовщиков — пример недобросовестной наживы, а денежные средства — «презренный металл».
Но в этом случае платежеспособность и кредитоспособность организации становятся абстрактными характеристиками, а существование банков и других кредитных учреждений можно и вовсе поставить под сомнение. В России на становление предпринимательства оказало значительное влияние православие.
Один из первых литературных источников — «Домострой», автор которого протопоп московского Благовещенского собора Сильвестр. Книга регулирует поведение купцов в соответствии с нормами православия; затрагивает вопросы репутации, бережливости, мести, возврата денег при неудовлетворительных характеристиках проданного товара.
В России также существовала (и существует по сей день) особая оценка эффективности работы. Например, наиболее эффективной считалась та, которая могла продавать свои товары по ценам ниже своих конкурентов, иногда за счет недоплаты собственному персоналу.
Тогда как за рубежом, например во Франции, товар должен быть продан по максимально высокой цене, пусть даже в меньших количествах. Еще одну особенность русской организационной культуры представляет отношение к конкурентам. Как правило, деловых отношений в обычном понимании в этом вопросе не было. Тогда как в западных культурах конкурент — это враг номер один.
В России не принято также было наводить справки о кредитоспособности покупателя или других деловых сведениях, выказывая таким образом недоверие, и даже заходить в чужой амбар, чтобы случайно не раскрыть какую-нибудь коммерческую тайну. Соблюдение таких правил в современных условиях сыграло негативную роль, поскольку российские бизнесмены в силу своей доверчивости оказались не готовыми к жестким выпадам, принятым в западной культуре в отношении конкурентов, промышленному шпионажу и т. д. Характерной чертой российского предпринимательства, «связанной с соборным мироощущением русского человека, с верой в предпочтительность достижения любых целей через единение, с неприятием буржуазного эгоизма», является «широкое распространение артельных форм в разных областях народного хозяйства.
Особый интерес с точки зрения рассматриваемой темы представляют артели, организованные в сфере обслуживания предпринимательской деятельности: кассиры, исполнители денежных поручений, хранители товарных складов, биржевые маклеры. Артель не только давала таким людям определенные гарантии на случай непредвиденных обстоятельств, но и ручалась за своих членов перед клиентами, а значит, должна была заботиться о поддержании определенного уровня предоставляемых услуг».
2. Основоположник теории традиционного утилитаризма Иеремий Бентам (1748-1832) в своих трудах разрабатывал методику поиска объективных критериев, с помощью которых можно оценить соответствие целей социальной политики и общественного законодательства. Бентам выделял следующие критерии: • степень соответствия образа действия и существующих законов; • степень полезности и вредности действия.
Таким образом, Бентам считает возможным количественное измерение благ, возможность их суммирования и вычисления разности между количеством благ и количеством отрицательных результатов, а значит, — определения действия с максимальной чистой прибылью или с минимальными расходами. Характерной особенностью данного подхода является ориентация на последствия и результаты действия.
Сторонники теории утилитаризма приводят ряд доводов в защиту своих идей: • теория утилитаризма согласуется с природой человека, склонного руководствоваться соображениями о пользе и вреде своего поступка в отношении себя и других людей; • имеет много общего с экономическими взглядами на хозяйственную деятельность, основанную на стремлении человека к максимизации своего благосостояния. Критики теории обращают внимание на следующие недостатки этой теории: • трудность количественного измерения полезности, а также учет только полезности эффекта в отношении общества в целом без увязки результата с результатами распределения полученных благ между отдельными лицами; • невозможность количественного измерения доходов и расходов в некоторых ситуациях (например, при страховании жизни или здоровья не употребляется термин «страховое возмещение», поскольку жизнь нельзя возместить, а используется оценка утраты человеком трудоспособности); • невозможность прогнозирования размеров некоторых расходов и доходов (например, фундаментальных научных исследований); • несовместимость моральных категорий: права и справедливости.
Ответом на эти недостатки стала теория норм-утилитаризма — скрытой формы традиционного утилитаризма, основная мысль которой заключается в требовании ограничения сферы действия законов утилитаризма некоторыми нормами морали, а не сводится только к определению максимальной полезности, например договоренности о цене с конкурентами. 3. Деонтическая этика (этика долга) оказывается наиболее эффективной в ситуациях, требующих анализа с позиций права.
В рамках этого подхода речь идет о моральных правах (правах человека), особенностью которых являются: • неразрывная связь с обязанностями; • возможность самостоятельного и равноправного выбора цели; • возможность оправдания и защиты. Основой для данного подхода послужила рациональная этика И. Канта (1724-1804), а именно его категорический императив, который формулируется так: «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом ‘*.
В современной трактовке согласно деонтическому подходу этически правомерный поступок — это поступок, исполнитель которого желает, чтобы все прочие лица в аналогичной ситуации действовали подобным образом. Это, в свою очередь, требует универсальности личных мотивов (распространения на всех прочих лиц) и обратимости (проекции последствий на себя) любого действия.
Таким образом, деонтический подход ориентирован на внутренние мотивы поведения. Развитие идей этики долга послужило основанием для разработки концепции прав человека и демократических основ. 4. Концепция этики справедливости связана исключительно с отношениями бизнеса и общества в целом. Основанием для справедливости служат моральные права индивида.
Суть концепции состоит в том, что человек — это общественное существо, живущее и развивающееся в обществе и поэтому обязанное обеспечивать его функционирование. Основной принцип — равенство и, как его выражение, справедливость. Следовательно, моральный долг — это подчинение закону, который одинаков для всех, отрицает привилегии и дискриминацию, то есть справедлив.
Тем не менее положения концепции могут быть истолкованы по-разному, так как существует, по крайней мере, четыре трактовки понятия «справедливость»: • эгалитаристический; • капиталистический; • коммунистический; • Д. Ролза. Эгалитаристичесщй подход (эгалитаризм — от фр. равенство) отрицает какие-либо различия между людьми, которые могут служить причиной для неравного к ним отношения.
Поэтому распределение благ общественного достояния должно быть равномерным. Капиталистический подход — справедливость в этом случае подразумевает разделение благ в соответствии с размером вклада группы, организации, общества в общее дело, предприятие. Коммунистический подход — справедливость в рамках уравнивания всех членов общества (независимо от способностей). Подход американского ученого Д. Ролза, предложенный им в книге «Теория справедливости» (1971), основан на двух принципах: • равной свободы, который требует защиты прав граждан от посягательств других лиц и равенства этих прав; • неравенства по социально-экономическим показателям, в рамках которого должны соблюдаться условия доступности обращения каждого к властным структурам и обеспечение возможности извлечения максимальной прибыли наименее привилегированными лицами. Сложность и многообразие моральных проблем бизнеса и особенности современных культур вынуждают использовать различные этические системы, принципы и ценности, что предполагает различную этическую оценку одних и тех же явлений в сфере бизнеса.
Источник: www.stud24.ru
Базовые понятия этики бизнеса. Управленческая этика
3. Формирование этических норм и культуры предпринимательства в организациях.
Этика предпринимательства служила объектом изучения издавна. Бизнес трактовался как одна из сфер человеческой деятельности. Во все времена особое внимание уделялось ключевому элементу предпринимательства – бизнесмену, тем этическим устоям, на которых он строит свое дело.
Достаточно сказать, что современные этические стандарты развитых рыночных отношений:
· равенство условий для всех участников хозяйственного процесса;
· не нарушающая требования справедливости конкуренция;
· зависимость экономического успеха исключительно от таланта, предприимчивости, прозорливости, знаний, а не от обмана, насилия, хитрости, уходят своими корнями в традиции римского права.
Цель бизнеса в Украине сегодня – не только получение прибыли и рост хозяйственных оборотов, но и способность выжить в условиях перманентного (лат. permanents – постоянный и непрерывный) кризиса.
Этика бизнеса – деловая этика, базирующаяся на честности, открытости, верности данному слову, способности эффективно функционировать на рынке в соответствии с действующим законодательством, установленными правилами и традициями.
Кроме того, соблюдение этики бизнеса делает его более эффективным и прибыльным, она помогает сохранить преданность клиентов. По подсчетам специалистов, удержать старых партнеров в 5 раз дешевле, чем завоевать благосклонность новых. В бизнесе существует правило: постоянно заботься о своих клиентах и сотрудниках, а рынок позаботится о тебе. Поэтому большинство деловых людей не жалеют денег, времени и сил на формирование этики и культуры фирмы, соответствующую подготовку ее работников.
Очень важна профессиональная репутация предпринимателя. Такую репутацию трудно приобрести. Утратить же ее можно мгновенно, зачастую из-за пустяка: не ответить вовремя на звонок или письмо, не послать факс, которого ждут, проявить невоспитанность. Для репутации важны и культура речи, и манеры, и одежда, и интерьер офиса, и многое другое.
Бизнесмены, как известно, в первую очередь – руководители. То обстоятельство, что результаты предпринимательской деятельности в условиях рынка зависят, прежде всего, от качества работы бизнесмена с человеческим материалом, находящимся в его распоряжении, предопределяет особую значимость этических факторов.
Сегодня наиболее эффективно такое управление, которое направлено на повышение роли трудового коллектива и отдельного работника. Оно считается нравственным, поскольку базируется на нравственных основах, на совокупности интересов, ориентировано на развитие человеческих отношений, в фундаменте которых заложены культура, свобода и инициатива.
В каждой компании формируется своя «философия» управления, отражающая уровень управленческой этики и культуры. Если сегодня в центре внимания находится человек, его личное достоинство, признание заслуг, максимальное использование его потенциала, то такое управление – самое современное, нравственное, этически корректное.
В сложившихся рыночных условиях бизнесмен, стремящийся эффективно управлять людьми, должен соблюдать этические требования, основываясь на следующих 10 факторах:
1) способность управлять собой;
2) четкие личные цели;
3) упор на постоянный личный рост;
4) умение решать проблемы;
5) изобретательность и способность к инновациям;
Источник: studopedia.su