На современном этапе обучения деловые игры получили широкое распространение в школьной практике, так как они являются педагогическим средством и активной формой обучения, интенсифицирующие учебную деятельность. Деловые игры в отличие от других традиционных методов обучения, позволяют более полно воспроизводить практическую деятельность, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем, оценивать каждый из вариантов решения проблемы, принимать решение и определять механизм его реализации.
При проведении деловых игр происходит приближение обучения к реальной действительности, требуя от школьников взаимодействия, творчества и инициативы. Игровое сопровождение изучения материала позволяет поддерживать наличие высокого интереса у обучающихся к содержанию учебного предмета, активизирует их самостоятельную деятельность, помогает формировать и закреплять практические навыки.
В последнее время деловые игры используются практически на всех занятиях по разным предметам, таким как экономика, география, история, обществознание и др.
Деловая игра. Финансовая грамотность
Деловая игра — это средство развития профессионального творческого мышления, в ходе ее человек приобретает способность анализировать специфические ситуации и решать новые для себя профессиональные задачи. Деловая игра является наилучшим из активных методов проведения занятий.
При прохождении первой педагогической практики в МУК Фрунзенского района было проведено 5 уроков и, как средство обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, деловая игра «Мой бизнес» (см. Приложение 4), которая включала все то, что было освоено ребятами на занятиях.
№ | Название темы | Кол- во часов | Сущность темы | Требования к уровню подготовки |
Фирма и ее деятельность (см. Приложение 1) | 1 ч. | Что такое фирма, функции фирмы и ее деятельность. | Знать/понимать сущность деятельности фирмы Уметь приводить примеры успешных компаний на Российском рынке. | |
Товар и товарная политика (см. Приложение 2) | 1 ч. | Что такое товар, жизненный цикл товара, компоненты товарной политики, товаропродвижение. | Знать/ понимать сущность товара и товарной политики Уметь определять роль товаропродвижения для деятельности компании | |
Упаковка и товарный знак. Важно ли это? (см. Приложение 3) | 1 ч. | Что такое товар, жизненный цикл товара. Товарный знак, упаковка и их роль в жизни товара. Товарная политика. | Знать/понимать основные сущность товара и его важнейшие свойства. Уметь определять функции упаковки и товарного знака. | |
Товаропродвижение. Реализация товаров | 1 ч. | Основные каналы сбыта продукции. Товаропродвижение. | Знать/понимать основные компоненты рыночной атрибутики товара. Уметь описывать функции упаковки и товарной марки. | |
Реклама и ее роль в жизни фирмы | 1 ч. | Что такое реклама и ее роль в жизни современной фирмы. Основные виды рекламы. | Знать/понимать виды рекламы, их преимущества и недостатки. Уметь приводить конкретные примеры видов рекламы. | |
Деловая игра «Мой бизнес» | 2 ч. | Применение знаний по теме «Комплекс маркетинга» при решении творческих заданий | Знать/понимать компоненты комплекса маркетинга Уметь решать творческие задания |
Как играть в деловые игры: рассказываю на конкретном примере со сценарием, вопросами
Данные табл.2. свидетельствует о том, что занятия проводились по 5 темам, связанные с изучением курса основ экономики и предпринимательства.
Сущность деловой игры «Мой бизнес» заключается в том, что в городе Ярославле работают три крупные компании. Первая занимается продажей канцелярских товаров классического типа, вторая фирма занимается производством шоколадной продукции, а третья фирма занимается продажей оригинальных подарков. При этом в Ярославле происходит кризисная ситуация и фирмы начинают терять своих клиентов из-за того, что товары, продаваемые первой компанией ориентированы только на одну группу потребителей, товары второй компании имеют очень некрасивую и не привлекательную упаковку, не имеют торговой марки и фирменного слогана, а товары третьей компании просто не разрекламированы. Чтобы не потерять последних покупателей и функционировать на рынке первой фирме придется дифференцировать свой товар, чтобы он был привлекателен для разных групп потребителей, второй фирме модифицировать упаковку, выработать товарный знак и придумать яркий слоган, а третьей фирме необходимо разработать рекламную кампанию.
При разработке деловой игры необходимо было учитывать методические рекомендации, а именно разрабатывать игру «Мой бизнес», учитывая следующие этапы:
1) Выбор темы, постановка цели и задач игры:
Постановка целей и задач – это один из важнейших этапов разработки деловой игры, который определяет специфику игры и эффективность ее применения.
При разработке деловой игры важно правильно поставить цель и задачи.
Деловая игра имеет следующую цель:
Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки обучающихся при изучении курса основ экономики и предпринимательства.
При этом участники должны решить следующие задачи:
1) Образовательные:
˗ уметь применять теоретические знания на практике;
˗ определять свою личную точку зрения;
˗ формирование коммуникативных навыков.
2) Воспитательные:
˗ воспитание интереса к экономике;
˗ формирование основы экономических знаний;
˗ понимание необходимости товарной и рекламной политики в жизни современной фирмы.
3) Развивающие:
˗ способствовать развитию познавательных способностей;
˗ развивать умения принимать решения при возникновении экономической ситуации;
˗ Развитие умения работать в группе.
2) Разработка сценария деловой игры:
При разработке и проведении деловой игры, большое место отводиться роли педагога. В данном случае педагог, как основной руководитель игры, должен активизировать, мотивировать, направлять и контролировать их работу. То есть, выполнять роль ведущего игры. При этом присутствует и другой педагог – жюри, задача которого объективно оценивать результат деятельности ребят по определенным критериям. Нужно учитывать то, чтобы игра прошла как можно эффективнее, жюри должно быть как минимум три человека, так как это самое оптимальное число человек для объективного оценивания деятельности участников деловой игры.
Сначала педагог озвучивает ребятам следующее задание: в городе Ярославль работают три фирмы:
˗ Первая фирма занимается продажей канцелярских товаров классического типа;
˗ Вторая фирма занимается производством шоколадной продукции;
˗ Третья фирма занимается продажей оригинальных подарков.
При этом в городе происходит кризисная ситуация и фирмы начинают терять своих клиентов. Чтобы не потерять последних покупателей и функционировать на рынке первой фирме придется дифференцировать свой товар, второй фирме разработать привлекательную упаковку, товарный знак и фирменный слоган, третьей фирме разрабатывает рекламную кампанию.
Следующим этапом является выполнение ребятами задания. Они рассаживаются на свои места и приступают к исполнению своих ролевых функций. При этом для принятия рационального решения, они могут использовать различные методы, такие как мозговой штурм и др. Методы обговариваются педагогом на подготовительном этапе подготовки игры.
После выполнения задания участники приступают к оглашению результатов своей деятельности. Для этого каждой команде отводится 10 минут на выступление и 5 минут на вопросы. После выступления команд жюри подводит итог прошедшей игры.
Сценарий должен обговариваться на предварительном этапе проведения игры, чтобы учащиеся не только понимали суть игры, но и знали, что от них требуется.
3) Формирование структуры деловой игры:
Деловая игра включает в себя несколько этапов. Чтобы она имела хороший результат, игра должна включать в себя предварительный этап, на котором в деловой игре «Мой бизнес» педагог делит ребят на три команды, рассказывает о том, что на следующем занятии будет проводиться деловая игра, поясняет, с чем она связана и дает задание придумать название своим командам – фирмам. Так же педагог распределяет командные роли, а именно роли директора, секретаря и отела маркетинга.
За предварительным этапом следуют первая игровая фаза и фаза деловой игры. Их структура выглядит следующим образом:
Организационный момент |
Работа в группах |
Подведение итогов работы в группах |
Подведение итогов игры |
Рефлексия |
Рис.3. Структура протекания игровой фазы
Как видно на рис.3. структура протекания игровой фазы имеет 4 этапа, за которыми следует заключительная фаза – фаза рефлексии.
Во время организационного момента педагог (ведущий) приветствует команды, которые должны озвучить названия своих команд. После чего ведущий сообщает участникам игры их командное задание.
Так же он приветствует жюри и говорит о критериях оценки результатов деятельности участников деловой игры, по которым компетентное жюри выставляет соответствующие баллы в градации от 1 до 10, при это 1 – самый низкий балл и соответственно 10 – самый высокий.
После чего команды приступают к выполнению задания, то есть идет работа в группах, на которую отводится 30 минут. При этом они могут использовать различные методы выработки и принятия командного решения, о которых говорилось командам на предварительном этапе.
Далее капитаны команд (директора) подводят итоги работы в группах и озвучивают жюри и остальным участникам результаты своей деятельности. По желанию, другие команды или жюри могут задавать вопросы.
После оглашения результатов жюри совещается и расставляет баллы. Затем идет награждение команд и подводится итог игры. По результатам любой игровой деятельности, участников команды необходимо поощрять памятными призами, чтобы улучшить эмоциональный эффект после проведения мероприятия.
После подведения итогов наступает фаза рефлексии – каждый участник высказывает свое мнение о проведенной игре, проводится небольшой анализ деятельности игроков и педагога в целом. Фаза рефлексии обязательна не только для деловых игр, но и для любых уроков, так как педагог может понять настрой учащихся и их личное мнение о проведенном занятии, что окажется полезным опытом при разработке других игр и уроков.
Источник: cyberpedia.su
Урок-деловая игра для 10 класса «Создание малого предприятия»
Цель урока: сформировать представление о предпринимательстве и знакомство с профессией предпринимателя.
Задачи:
- получение представлений о предпринимательстве, как особой форме экономической активности, понимание значения понятия «предприниматель», знание определений «Предприниматель»;
- определить сущность предпринимательской деятельности людей;
- совместно найти ответы на проблемные вопросы: кто такие предприниматели, какие качества личности необходимы предпринимателю.
Форма проведения: урок — деловая игра.
Подготовка: класс разбит на 4 группы – отделы: «Строительный», «Бухгалтерский», «Производственный», «Отдел маркетинга». Все «сотрудники» отделов (члены команд) подчиняются непосредственно «начальнику» своего отдела, а также «руководителю фирмы» — учителю математики и обществознания.
Ход урока
Организационный этап
Дж. Уотсон когда-то сказал: «Бизнес – это игра, величайшая игра в мире – если вы знаете, как в нее играть».
— А кто же участники этой игры? Бесспорно, главная роль здесь отводится предпринимателям.
— Предпринимательская деятельность была и остается привлекательной для молодежи, поскольку ассоциируется с экономической свободой, возможностью самостоятельно принимать деловые решения, достичь личностного успеха и материального благосостояния. Однако на предпринимателя нельзя выучиться в вузе, и нет такой специальности – «успешный бизнесмен».
— Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока… (формулировка темы)
— Какие цели мы поставим перед собой? (формулировка целей)
— Как можно стать предпринимателем, любой ли человек может достичь успеха в предпринимательской деятельности?
— Предприниматель – это профессия или призвание?
— Давайте все вместе попробуем дать ответы на эти вопросы. Тем более что это цель нашего урока.
— Предприниматель должен знать правила этой игры. Сегодня мы будем создавать спортивный клуб для оздоровления населения и для извлечения прибыли.
— Давайте представим, что мы все являемся предпринимателями и у нас имеется стартовый капитал 400 тыс рублей. Нам нужно понять, как лучше распорядиться этими средствами и сможем ли мы открыть свое дело.
— Нам нужно подсчитать общие затраты на открытие «спортивного клуба». Как вы думаете, что нам необходимо сделать и на что потратить имеющиеся средства? (Ученики отвечают)
- найти подходящее помещение и отремонтировать его;
- подключить средства связи;
- подсчитать затраты на покупку спортивного инвентаря;
- рассчитать зарплату работников.
— Значит у нас сегодня будут работать 4 отдела:
- строительный;
- маркетинговый;
- отдел закупок;
- бухгалтерский.
— Каждая группа учащихся представляет отдел созданной нами фирмы. Руководитель отдела получает задание, организует работу группы по поиску решения. Решение записывается в тетрадь. (Обсуждают, делают, вывод)
1. Строительный отдел
(Рассчитывает стоимость ремонта арендуемого помещения)
Какую сумму придется заплатить бригаде строителей за ремонт офиса, длина которого 8 м, ширина 6 м, высота 2,5 м, если ремонт квадратного метра стен стоит 450 рублей, пола – 600 рублей, потолка – 400 рублей, при этом офис имеет одну дверь и одно окно. Ширина двери – 1 м, высота – 2 м. Ширина окна — 2 м, высота – 1,5 м, ремонт которых не предусмотрен?
Решение:
- (6 + 8) * 2*2,5 – 1 * 2 – 2*1,5 = 70 — 2 – 3 = 65 м2 – площадь стен без окна и двери.
- 65 * 450 = 29250 рублей стоит ремонт стен.
- 8*6*600 = 28800 рублей стоит ремонт пола.
- 8*6*400 = 19200 рублей стоит ремонт потолка.
- 77250 рублей стоит ремонт офиса.
Ответ: 77250 рублей.
2. Отдел маркетинга
(Рассчитывает стоимость подключения средств связи и расходы на повышение квалификации сотрудников)
Для осуществления маркетинговых мероприятий необходимы средства связи: телефон и Интернет. Телефонная компания предоставляет на выбор три тарифных плана.
Тарифы телефонной компании
Фирма выбирает наиболее дешевый тарифный план, исходя из предположения, что общая длительность телефонных разговоров составит 650 минут в месяц. Какую сумму она должна будет заплатить за месяц, если общая длительность разговоров за месяц будет равна 650 минут? Ответ дайте в рублях.
Решение:
- 135 + 650 * 0,3 = 330 рублей при тарифе «Повременный».
- 255 + 200 * 0,28 = 311 рублей при тарифе «Комбинированный».
- 380 – тариф «Безлимитный».
Ответ: 311 рублей.
Интернет-провайдер (компания, оказывающая услуги по подключению к сети Интернет) предлагает три тарифных плана.
Тарифный план
Абонентская плата
Плата за трафик
План «0»
План «500»
525 руб. за 500 Мб трафика в месяц
1 руб. за 1 Мб сверх 500 Мб
План «900»
738 руб. за 900 Мб трафика в месяц
0,4 руб. за 1 Мб сверх 900 Мб
Пользователь предполагает, что его трафик составит 800 Мб в месяц и, исходя из этого, выбирает наиболее дешевый тарифный план. Сколько рублей заплатит пользователь за месяц, если его трафик действительно будет равен 800 Мб?
- По Плану «0» пользователь потратит 2 800 = 1600 руб. в месяц за 800 Мб трафика.
- По плану «500» он потратит 525 руб. абонентской платы за 500 Мб и 1 300 = 300 руб. сверх того. Поэтому полная плата в месяц составит 525 + 300 = 825 руб.
- По плану «900» пользователь потратит в месяц за 800 Мб трафика 738 руб.
Наиболее выгодный вариант составляет 738 руб.
3. Отдел закупок
(Рассчитывают стоимость тренажеров для спортивного клуба)
Решить задачу и внести данные в таблицу.
Задача. Спортклубу необходимо купить 6 тренажеров у одной из трех фирм. В таблице приведены цены и условия доставки. Во сколько рублей обойдется самая дешевая покупка с учетом доставки?
Фирма
Стоимость одного тренажера ( в рублях)
Стоимость доставки
от всей покупки
Цена всей покупки
с учетом доставки
Источник: koncpekt.ru
Деловая игра « Я и бизнес»
Урок обществознания проходит в 11 классе в рамках раздела «Экономика». Проведение урока по теме «Я и бизнес» актуальна, т.к. неблагоприятная ситуация на рынке труда создает сложные условия для выпускников. Урок ориентирован на формирование ключевых компетенций:
- готовность к разрешению проблем;
- готовность к использованию информационных ресурсов;
- готовность к взаимодействию в команде, сотрудничеству и т.д.
- Бухарев Н. «История и обществознание. Технология гражданского образования». Волгоград, Изд. «Учитель», 2009 год.
- Интернет – ресурсы:
- Сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РК.
- Сайт ГУП Центр занятости населения г.Сыктывкара.
- Сайт «Фестиваль педагогических идей» открытый урок.
- Формировать активную жизненную позицию в условиях рыночной экономики;
- Изучить и практически применить знания при составлении бизнес-плана;
- Учить умению исследовать выбранную проблему;
- Научить технологии составления бизнес-планов;
- Воспитывать ответственность за экономические решения, уважение к труду, предпринимательской деятельности;
- формировать готовность использовать полученные знания в конкретных ситуациях.
- Приказ экономического развития Республики Коми «Об утверждении порядка конкурсного отбора субъектов малого предпринимательства, претендующих на получение в аренду государственного имущества Республики Коми включенного в перечень Государственного имущества Республики Коми, свободного от прав третьих лиц от 03.03.2010 г. №58.
- Концепция развития малого и среднего предпринимательства в Республике Коми на период до 2020 года от 16.02. 2011 г. №34 – р.
- Целевая республиканская программа «Дополнительные меры, направленные на снижение напряженности на рынке труда Республики Коми » от 1 марта 2011 г. №35.
Сообщениевторогоученика с использованием Интернет – ресурса: В Республике Коми утверждена концепция развития малого и среднего предпринимательства до 2020 года. Главная цель, обозначенная в документе, — увеличить вклад «малого» и «среднего» предпринимательства в экономику республики. Не обошлось в концепции и без инновационного вопроса: ожидается, что господдержку преимущественно будут получать предприятия, внедряющие инновации, и создаваемые при вузах и научных учреждениях Поддержку из бюджета будет получать и отрасль народно-художественного промысла и ремесленничества, которой отводится роль «визитной карточки». Разработчики документа обозначили проблемы, серьезно сдерживающие развитие малого бизнеса в Коми. Это недостаток собственных средств, высокая стоимость кредитов, большая затратность, высокие цены и тарифы, дорогие сырье, услуги, топливо, энергия, недостаток квалифицированных кадров, конкуренция со стороны монополий и ограниченность спроса на товары за счет низкой плотности населения. К этому можно добавить конкуренцию с предпринимателями из других регионов. По состоянию на 1 июля 2010 года в Коми насчитывается 14699 юридических лиц, относящихся к малым и средним предприятиям. Количество индивидуальных предпринимателей составило 23 479 человека. Численность занятых в малом и среднем бизнесе составляла 157 тысяч человек, это треть всех занятых в экономике РК. Учитель:Вызов 2: В программе развития малого и среднего предпринимательства в Республике Коми на период до 2020 года устойчивый рост бизнеса назначен на 2016 –й и последующие годы. К этому времени почти все из вас станут квалифицированными специалистами. Кто – то будет работать в государственном секторе экономики, часть из вас, несомненно, будет реализовывать свой личный бизнес – проект. Сегодня на уроке вы попытаетесь моделировать собственный бизнес в игровой форме с использованием экономических ресурсов на основе полученных знаний.IIэтап. Повторение пройденного материала. Цель – обобщение знаний по теме: «Предпринимательская деятельность». Заполнить кроссворд.По горизонтали:
- Человек, который на свои и заемные средства и под свой риск создает фирму. (Предприниматель.)
- Расходы на приобретение всего объема ресурсов, которые фирма использовала для организации производства определенного объема продукции. (Затраты.)
- ТR. (Выручка.)
- Все, что ценится людьми как средство удовлетворения своих нужд. (Блага.)
По вертикали:
- Превышение выручки от продажи товара над суммарными затратами на его изготовление. (Прибыль.)
- Владелец акций. (Акционер.)
- Общее название нескольких форм хозяйственных организаций, предполагающих объединение собственных средств нескольких участников ради совместного ведения дел. (Товарищество.)
- Коммерческая организация. (Фирма.)
- Выручка продаж минус внешние затраты. (Бухгалтерская.)
Сделайте вывод (письменно) о предпринимательской деятельности, признаки предпринимательской деятельности. Например: предприниматель – это человек, который на свои и заемные средства и под свой риск создает фирму. Основная цель предпринимателя – это создание товаров и услуг с целью получения прибыли. В условиях рыночной экономики наиболее распространенные виды фирм – это индивидуальное предпринимательство, товарищество с ограниченной ответственностью, акционерные общества (ЗАО, ОАО). IIIэтап. Деловая игра. Формирование групп учащихся для создания проектов по организации малого и среднего бизнеса Управление компанией осуществляется следующими специалистами: президент, вице – президенты: по маркетингу, по производству, по финансам, по персоналу, по ИКТ. Учащиеся распределяют роли в компании, придумывают название кампании, выбирают форму кампании, определяют источник финансирования, выбирают вид деятельности (сфера услуг, торговля, изготовление хлебобулочной продукции и т.д.). Учащиеся просчитывают, какова стоимость аренды помещения, процент по кредиту, на какой слой населения рассчитывается продукция, реализация и какова годовая прибыль. В группах учащиеся заполняют таблицу №1. Таблица 1.
1. | Название фирмы | ………………………… | Указать выбранный вами вариант | ||||||
2. | Правовая форма организации деятельности | Акционерная компания, товарищество, индивидуальный предприниматель | |||||||
4. | Формирование начального капитала | Акционерный капитал, кредит для развития бизнеса, личный капитал | Кредит в инвестиционном банке | Акционерный капитал | Личный капитал (совместный капитал)(сумма денег) | ||||
% ставка 18% | Сумма кредита | Срок кредита | Стоимость одной акции | Количество проданных акций | 1 участник | ||||
2 участника | |||||||||
Итого: | Итого: | Итого: | |||||||
5. | Экономические ресурсы, которые используются вами | Природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитальные ресурсы, предпринимательская способность. |
После проведенной работы заполняется таблица №2. Идёт подготовка к презентации на листах А3. IV. Бизнес – план для производства товаров (услуг) компании (указать название)____________________________________Таблица 2.
- Описание фирмы. Организационный план.
- Описание продукции (услуг).
- Маркетинг и сбыт продукции (услуг).
- Производственный план.
- Организационный план.
- Финансовый план.
- Направленность и эффективность проекта.
- Какие трудности были при составлении бизнес-планов?
- Какими качествами должны обладать сотрудники одной кампании?
- Какой проект, с вашей точки зрения, наиболее результативный?
- Определите, насколько Вы решительны
а) быстро и четко выполняйте;
б) все делаете осторожно и осмотрительно;
в) быстро принимаете решения, но порой допускаете ошибки;
г) вы всегда чего-то боитесь. - Являетесь ли вы лидером
а) вы сильный, уверенный;
б) вы правильно отдаете распоряжения;
в) вы – ведущий;
г) вы ведомый. - Насколько вы ответственны
а) вы ко всему относитесь ответственно;
б) вы стараетесь выполнять все поручения, хотя и иногда протестуете;
в) Вы не любите указания и поручения;
г) вы стараетесь всегда уклониться от поручения. - Ваше отношение к людям
а) вы ко всем относитесь с уважением и добротой;
б) вы достаточны вежливы;
в) вам иногда бывает трудно общаться с людьми;
г) вы постоянно ругаетесь. - Определите Ваши организаторские способности
а) вы можете убеждать людей;
б) вы способный организатор;
в) ваши организаторские способности оставляют желать лучшего
г) вы плохой организатор - Насколько вы упорны
а) вы всегда добиваетесь своих целей;
б) вы стараетесь по мере возможности;
вы упорны и решительны;
г) вы не любите упираться. - Насколько Вы инициативны
а) вы стараетесь взять дополнительную работу
б) вы четко и своевременно выполняете свою работу, проявляете смекалку и находчивость.
в) вы стараетесь все делаете самостоятельно без указаний и напоминаний;
г) вы ничего не делаете без указаний.
Источник: videouroki.net