Презентация на тему: » Деловые игры 1.Организация бизнеса, выбор организационно-правовой формы 2. SWOT-анализ деятельности предприятияSWOT-анализ деятельности предприятия 3.»Техника.» — Транскрипт:
1 Деловые игры 1.Организация бизнеса, выбор организационно-правовой формы 2. SWOT-анализ деятельности предприятияSWOT-анализ деятельности предприятия 3.»Техника продаж»»Техника продаж» 4.Управление персоналом предприятияУправление персоналом предприятия 5.ЛизингЛизинг 6.Франчайзинг в бизнесеФранчайзинг в бизнесе
2 Деловая игра 1 Организация бизнеса, выбор организационно-правовой формы Задание. Для данной игры необходимо задействовать три группы участвующих: эксперты, участники (предприниматели, партнеры), слушатели (аудитория). Каждая группа участников должна определить индивидуальные цели, задачи, которые им необходимо будет решить.
Цель данной игры выбрать тот бизнес (выбор партнеров, клиентов, посредников), который наиболее перспективный, и обосновать его. Задачи, поставленные перед участниками: — предложить товар, пользующийся высоким уровнем конкурентоспособности; — определить тип и выбор поставщиков, посредников (оптово-посреднических структур), покупателей-клиентов; — предусмотреть технику деловых переговоров.
Бизнес-курс Максимум
Участники должны также составить учредительные документы (устав предприятия, положение), выбрав одну из приведенных организационно-правовых форм: полное (коммандитное) товарищество; общество с ограниченной ответственностью; акционерное общество; производственный кооператив; унитарное предприятие. В подготовленном сообщении участника необходимо осветить: общую характеристику бизнеса; особенности рынка, профиль потребителя; основных конкурентов, преимущества по сравнению с ними; сравнительные преимущества и недостатки выбранной организационно-правовой формы с точки зрения менеджмента.
Для участников данной игры необходимо заполнить анкету по оценке текущей деятельности. В анкете необходимо указать, какой сферой деятельности будет заниматься каждый из участников. Данная анкета заполняется в начале игры, когда распределяются роли между участниками. Участников должно быть задействовано не менее трех человек.
После выступления участников эксперты принимают решение и выбирают команду победителя. Для выбора победителя эксперты заполняют следующий аттестационный лист. Для определения участника-победителя экспертами производится суммирование баллов каждой команды.
3 Организация бизнеса, выбор организационно-правовой формы Таблица 1 Анкета по оценке текущей деятельности Таблица 2 Аттестационный лист эксперта 1ФИО 2Должность 3Требование к работе 4Функции, задачи работы 5 Дополнительные требования 6 Дата реализации проекта 1ФИО 2Стаж работы по специальности 3Должность 4Оценка в баллах участников (баллы 1-5) 5Комментарий руководителя
4 Деловая игра 2 SWOT-анализ деятельности предприятия Задание. Рабочая группа должна: сформулировать миссию своей организации, характеризующую основной вид деятельности; определить отношение к внешней среде и пути формирования корпоративного климата; провести анализ сильных и слабых сторон своей организации, возможностей и рисков; определить стратегическую позицию предприятия.
Бизнес-курс Корпорация + Демо (Наилучший рейтинг)
Подготовка, защита и обсуждение группового решения. В подготовленном сообщении необходимо обосновать предлагаемую формулировку миссии организации, представить результаты SWOT-анализа деятельности предприятия. Каждая группа участников должна оформить SWOT-анализ в виде таблицы. Экспертная группа должна оценить, насколько грамотно и обоснованно составлен SWOT-анализ предприятия. Система оценки экспертов балльная (от 1 до 5 высшая оценка).
5 SWOT-анализ деятельности предприятия Таблица 3 Пример составления SWOT-анализа Сильные стороны Конкуренты Собственное предприятие 12 Удобное расположение Наличие финансовых ресурсов Современное оборудование, качество предоставляемых товаров Широкий ассортимент Индивидуальный подход к каждому клиенту Слабые стороны Высокие цены Отсутствие квалифицированных кадров Недостаточный управленческий опыт Неэффективная реклама Высокие цены Низкая конкурентная позиция Неэффективная реклама Недостаточно рекламных коммуникаций Возможности Улучшение качества услуг Расширение ассортимента Привлечение инвесторов, поставщиков, покупателей Замена оборудования Открытие нового филиала Применение дополнительных услуг Угрозы Появление успешных конкурентов Снижение уровня покупательской способности Неблагоприятные демографические изменения
6 Деловая игра 3 «Техника продаж» Техника продаж это одно из главных направлений развития бизнеса. Умение правильно преподнести и представить товар (услугу) покупателю требует владения искусством проведения деловых переговоров, сделок. Основные группы участвующих участники, слушатели, экспертная группа. Ведущий игры выбирает 2-3 участников для проведения продаж.
Если выбрано 2 участника, то схема продажи выглядит следующим образом: «производительпокупатель»; 3 участника продаж: «Производительпосредникпокупатель». Основные задачи, которые необходимо выполнить участникам: — знакомство с личностью; — установление контакта с личностью (предприниматель, менеджер, бизнесмен) вне зависимости от опыта работы, квалификации; — общение на тему общих интересов; — предложение некоторых вариантов сотрудничества; — приемы стимулирования заинтересованности вашего собеседника в покупке товара, услуги; — установление договорных отношений. На проведение переговоров отводится минут, чтобы установить контакт с собеседником и привлечь его к взаимовыгодным отношениям. Более продолжительная беседа может привести к тому, что техника продаж не даст положительного результата, так как любой собеседник (клиент) заинтересован быстро, своевременно (так считают в теории и практике управления) осуществить покупку товаров, услуг или осуществить иной выбор.
7 Деловая игра 4 Управление персоналом предприятия Организатор игры информирует участников о порядке ее проведения, распределяет роли, выделяет группу экспертов. Основные участники выступают в качестве руководителей предприятий, отделов и занимаются поддержкой и стимулированием персонала.
Они должны объяснить каждому работнику значимость его роли на закрепленном за ним рабочем месте. С учетом специфики работы персонала может быть рассмотрено до 4 направлений работы с персоналом, а именно: — мотивация персонала; — социальная поддержка персонала; — карьерное продвижение персонала; — обучение персонала.
Каждый участник по поручению ведущего игры занимается определенным направлением работы. Для подготовки обоснованных предложений предоставляется 15 минут. Далее участники докладывают о результатах работы своих групп. Сообщение должно быть публичным с привлечением внимания всех участников, экспертов!, ведущего.
После выступления руководителей со своими предложениями слово предоставляется экспертам и всем желающим из числа участников игры с возможностью вступить в дискуссию. По итогам игры эксперты дают оценку уровню квалификации каждого руководителя, а также активности и подготовленности всех участвовавших в дискуссии. Оценка участников производится экспертами с помощью балльной системы. Балльная оценка: 3 балла наивысший уровень; 2 балла средний уровень; 1 балл ниже среднего.
8 Деловая игра 5 Лизинг По правилам игры все участники должны быть разделены на несколько команд, каждая из которых представляет собой одну из возможных сторон лизинговых правоотношений: лизинговую компанию, поставщика оборудования и предприятие потенциального лизингополучателя. В ходе игры команды проводят серию двух- и трехсторонних переговоров друг с другом, сравнивая предлагаемые на рынке условия взаимодействия и принимая наиболее выгодный для себя вариант.
Цель игры заключение лизинговой сделки. При этом каждая из команд выполняет в игре поставленную перед ней задачу: — задача предприятий (потенциальных лизингополучателей) приобрести требуемое оборудование (технику) наиболее оптимальным путем; — задача поставщиков заключить сделки по реализации оборудования на выгодных условиях; — задача лизинговых компаний заключить лизинговые сделки на выгодных условиях.
По итогам деловой игры команды, успешно согласовавшие условия и «заключившие» сделку, будут награждены памятными призами. Разбивка участников на группы должна проводиться таким образом, чтобы в команде присутствовали как представители лизинговых компаний, так и представители в лице поставщиков. Это позволит оптимальным образом объединить усилия участников.
Участникам игры придется решать возникающие в ходе игры вопросы и преодолевать сложности переговорной битвы. Команды могут на переговорах оказаться в ситуации, когда, достигнув договоренности с одной потенциальной лизинговой компанией, вдруг получают предложения с гораздо более выгодными условиями со стороны второй компании. Придется решать возникшую проблему этического характера. Проведению игры должен предшествовать семинар «Современная лизинговая деятельность», на котором слушатели усваивают основные преимущества лизинга и обсуждают принципы сравнения различных источников финансирования и оценки эффективности лизинга.
9 Лизинг Деловая игра позволит участникам обсудить основные вопросы, возникающие при взаимодействии поставщиков оборудования с лизинговыми компаниями и лизингополучателями, в интерактивном режиме закрепить полученные на семинаре знания. Игра позволяет обменяться опытом, наладить доверительные контакты со многими лизинговыми компаниями в процессе совместной работы и борьбы за клиента.
Игра позволяет приобрести знания в области лизинговой деятельности и умения устанавливать полезные деловые контакты с лизинговыми компаниями и поставщиками оборудования для возможного будущего сотрудничества. Данный тренинг уникальная возможность посмотреть на процедуру лизинговой сделки глазами различных участников лизинговой деятельности, в том числе в роли лизингополучателя. Это позволяет лучше понять потребности лизингополучателя и представлять на рынок более конкурентоспособные условия предоставления лизинга. В результате подведения итогов деловой игры эксперты, учитывая сильные и слабые стороны участников лизинговой сделки, определяют положительные и отрицательные качества команд и выявляют победителя.
10 Деловая игра 6 Франчайзинг в бизнесе Представьте себе, что Ваша эксклюзивная бизнес-идея успешно реализована и в результате стабильно работает одно или несколько предприятий. От посетителей поступают хорошие отзывы о качестве продукции (товара). Все более широкую известность приобретает Ваша торговая марка и новый бренд.
У Вашего предприятия в глазах потребителей благоприятный имидж. Все чаще начинающие предприниматели обращаются к Вам с просьбой помочь им с открытием аналогичного заведения. У каждого предпринимателя, бизнесмена неизбежно наступает момент осмысления на какой точке развития сегодня находится его бизнес. Как развиваться дальше?
Можно пойти по пути разветвления, создания собственной филиальной сети. А можно стать во главе франчайзинг-партнерства, т. е. стать франчайзером. В то же время перед начинающими предпринимателями или инвесторами, готовыми к инвестициям в бизнес, тоже стоит дилемма: изобретать ли собственный бизнес формат со многими неизвестными, а главное, с неведомым результатом.
Или войти во франчайзинговое партнерство, предполагающее игру по понятным и оправданным правилам, т. е. стать франчайзи. Цель деловой игры: дать участникам возможность подготовить информацию о своей собственной интерпретации форм и методов организации франчайзинговой деятельности. Участники должны разделиться на две группы франчайзеры и франчайзи.
В процессе представления алгоритма создания франчайзинга участники должны выделить преимущества и недостатки франчайзинга как способа ведения бизнеса и ответить на вопросы: 1. Каковы особенности франчайзинга в бизнесе? 2. Как подготовить свой бизнес к успешным продажам по франчайзингу? 3. Как создать собственный франшизный пакет, чтобы тиражировать свой успешный бизнес?
4. Как создать партнерскую сеть предприятий? 5. Как продавать и покупать франшизу? Участники игры при представлении франчайзинга должны учесть следующие составляющие: 1. Как продавать свою франшизу? 2. Каков процесс организации самостоятельных продаж? 3. Каковы достоинства и недостатки франчайзинговой деятельности?
После выступления участников эксперты проводят оценку на основе балльной системы. Балльная оценка 5 баллов наивысший результат; 3 балла средний результат; 1 балл результат ниже среднего.
Источник: www.myshared.ru
Деловые игры — это совсем не игрушки
Проблема обучения основам экономики и управления в нашей стране существует до сих пор, несмотря на возросшее число экономических факультетов и множество разнообразных курсов по менеджменту и учету (кстати сказать, весьма недешевых).
А между тем есть прекрасная возможность получить эти знания и практические навыки. Речь идет о таком прогрессивном и действенном методе обучения, как деловые игры (ДИ).
На западе ДИ уже давно стали непременным элементом университетских учебных программ в сфере экономики и управления. Однако мало кому известно, что родились они в нашей стране.
В 1930 г. в Ленинградском инженерно-экономическом институте была организована “группа пуска новостроек”. В результате исследований, проведенных этой группой, было установлено, что одной из важнейших причин неудач и задержек в запусках крупных заводов являлась нехватка опыта у руководящих кадров. Мария Мироновна Бирштейн предложила обучать руководителей на примере условных ситуаций, моделирующих реальные, еще до пуска объекта (подобные методы использовались ранее в военных играх). Первая такая игра была успешно проведена в июне 1932 г. Впоследствии автор первой ДИ М. М. Бирштейн писала об их значении: “Аналогично тому, как проекты технических новшеств обязательно проходят испытания в лабораторных условиях до их запуска в производство, так и проекты новшеств организационного характера в социально-экономической сфере могут и должны до их внедрения испытываться методом ДИ на качество и прочность, на пригодность их в данных конкретных условиях”. Здесь, кстати, отмечено значение ДИ не только для процесса обучения, но и для организационно-исследовательских целей — например, испытания новых методов управления и организации производства.
“Бизнес-курс” поможет руководителю освоить основы бухгалтерского учета и
координировать различные аспекты хозяйственной деятельности
За несколько следующих лет было разработано около 40 ДИ (для тренировки диспетчеров и проектирования диспетчерских служб; по отработке аварийных ситуаций в энергетике и других отраслях промышленности и т. п.). К сожалению, в конце 30-х годов деловые игры в нашей стране были запрещены и преданы забвению вслед за такими науками, как кибернетика, генетика и ряд других. Это продолжалось почти 20 лет.
В середине 50-х годов за развитие ДИ взялась Американская ассоциация менеджмента. Одна из наиболее актуальных для США того времени проблем — развитие крупной производственной компании — стала темой первой игры, получившей широкую известность. Она позволяла быстро и эффективно обучить менеджеров практическим навыкам управления предприятием. По данным некоторых исследователей, к 1980 г. в США насчитывалось около 100 деловых игр.
В нашей стране создание и применение ДИ возобновилось в 70-х годах, а к 1980 г. их число достигло 300.
Деловая игра — что это?
Вообще говоря, ДИ — это моделирование реальных ситуаций по определенным правилам, с помощью которого отрабатываются навыки принятия решений. Основным элементом игры является механизм имитации, т. е. моделирование ситуации, близкой к реальности. Математические методы (например, имитационное моделирование), позволяют заменить реальный процесс экспериментом с математической моделью. Создание имитационной модели, как правило, включает в себя ряд таких этапов, как формулировка проблемы, выявление наиболее существенных элементов системы и анализ их взаимодействия, формулировка математической модели системы, программирование имитационной модели, оценка ее пригодности.
Первоначально деловая игра предполагала участие в ней опытного эксперта, способного задать исходные условия для имитационной модели и затем оценить результаты действий участников. Однако понятно, что людей, обладающих знаниями на уровне эксперта, немного, поэтому на начальном этапе распространение деловых игр в массовом обучении тормозилось именно этим фактором.
С появлением вычислительной техники ситуация изменилась — стало возможным роль эксперта доверить компьютеру. На начальном этапе, в пору больших ЭВМ, решения игроков, записанные на перфокартах, вводились в машину специалистами-операторами, по запрограммированной модели производился расчет и его результаты (оценка решений) распечатывались. В эпоху персональных компьютеров процесс введения информации и получения результатов упростился, стал доступным обычному пользователю.
Поиграем с компьютером?
Первая компьютерная деловая игра (КДИ) была создана в США в 1956 г. и моделировала деятельность фирм-производителей и их конкуренцию на рынке готовой продукции. В нашей стране также предпринимались попытки создания такого рода программных продуктов, однако КДИ, разработанные до 90-х годов, базировались на принципах плановой экономики и были рассчитаны на устаревшую сегодня вычислительную технику.
Сегодня стало общепринятым делить КДИ на два типа — коллективные и индивидуальные.
Собственно говоря, изначально ДИ являла собой именно коллективное мероприятие: взаимодействие нескольких игроков, принимающих решения, моделирует конкретную экономическую ситуацию, а эксперт, направляющий игру, анализирует и оценивает их действия. С появлением ЭВМ и дисплейных классов коллективный вариант игры легко переносился в вычислительную среду, моделирующую внешние условия, роль эксперта (анализ и оценка действий участников) также частично переходила к ЭВМ (роль руководителя игры, обладающего правом подведения итогов и комментирования окончательных результатов все же до сих пор остается за человеком). В коллективных КДИ предусматривается обмен ролями, появляется возможность изучить проблему с разных сторон. При этом процесс обучения идет очень эффективно — каждый участник наблюдает развитие проблемы в динамике, сам принимает решения (правильные и неправильные) и может быстро увидеть их результаты, обретая таким образом свой собственный опыт.
Индивидуальные КДИ появились недавно, их развитие в целом совпало с распространением персональных компьютеров. В этой разновидности КДИ моделируется не только внешняя среда, но и действия всех участников игры (помимо самого играющего). Но и в индивидуальном варианте КДИ все равно остается коллективной по существу, просто все остальные роли в ней имитируются программными средствами.
Сегодня с помощью современных средств разработки и математических методов моделирования стало возможным создавать игры, хорошо адаптированные для не очень опытных в компьютерном отношении участников. Благодаря высокой скорости обработки данных за 2-3 часа можно пройти гораздо больше циклов игры, чем прежде, — например, “прожить” несколько лет в роли директора предприятия. К тому же индивидуальные КДИ позволяют проводить игру без партнеров и часто даже без преподавателя, выполняя тем самым роль неких тренажеров, которые можно использовать для самосовершенствования.
Существует еще одна классификация ДИ — по назначению: они подразделяются на учебные, производственные и исследовательские.
Учебные КДИ используются для обучения студентов средних и высших учебных заведений, а также для переподготовки кадров.
Производственные игры применяются для повышения квалификации персонала непосредственно на предприятиях, часто с использованием реального информационного материала.
Исследовательские КДИ предназначены для экспериментирования в области управления и экономики.
Разумеется, такое деление весьма условно, так как многие игры несут в себе элементы двух или трех разновидностей. Сегодня на российском рынке уже представлены разные типы ДИ.
Обучение — на современном уровне
Наиболее известным примером КДИ для экономического образования являются разработки московской компании КОББИ. В программный комплекс входит девять игр (“Рынок ценных бумаг”, “Конкуренция”, “Спрос”, “Менеджер”, “Рыночное равновесие”, “Аукцион”, “Инвестор”, “Бухучет” и “Предприниматель”), посвященных определенным темам. Так, в игре “Инвестор” изучаются задачи, связанные с определением оптимального вида, срока и суммы вклада, величины дохода и доходности, а также валютный рынок и рынок ссудных капиталов; в игре “Бухучет”, помимо модуля ведения бухгалтерского учета, имеется модуль принятия хозяйственных решений, с помощью которого можно научиться решать задачи производственного менеджмента и финансового анализа; в игре “Рыночное равновесие” также два модуля — “Управление предприятием” (отрабатываются навыки принятия решений, связанных с объемом производства и сбыта, ценой продажи) и “Прогнозирование рыночного равновесия” (данная проблема изучается на основе построения кривых спроса и предложения). Игра “Предприниматель” представляет собой универсальный продукт. С его помощью можно изучать и темы, содержащиеся в других играх (производственный менеджмент, конкуренция, операции с банком и пр.), и такие экономические реалии, как инфляция, налогообложение прибыли и т. п.
Развитые графические средства пакета “Бизнес-курс” помогают сделать обучение более наглядным
Каждая из девяти игр имеет типовую структуру, каждая снабжена тематическими тестами, учебными заданиями и методическими материалами. Такие программные продукты можно использовать для самообразования, повышения квалификации, дистанционного обучения, однако наиболее эффективны они тогда, когда применяются как практикум в составе учебного процесса, обеспечивая и его увлекательность, и автоматизированный контроль знаний. Игры существуют в двух вариантах — для работы под DOS и под Windows. В первом случае можно использовать IBM-совместимые компьютеры даже с небольшими ресурсами; версии под Windows требуют более мощных устройств, но зато имеют и гораздо больше интересных возможностей.
На сегодняшний день пользователями КДИ фирмы КОББИ являются более 200 организаций (среди них вузы составляют 45%, средние учебные заведения — 35%) и свыше 1000 индивидуальных пользователей.
КДИ для руководителей
В настоящее время требования к руководителю предприятия таковы, что помимо предметной области он должен в достаточном объеме знать бухгалтерский и производственный учет, планирование, управление сбытом, а также уметь координировать различные аспекты хозяйственной деятельности своей компании. Именно для тренинга руководящего состава предприятий, для пополнения навыков в работе с отчетными и аналитическими данными и предназначена КДИ “Бизнес-курс” (разработка фирмы ВККБ, Москва).
Игра создана на основе серьезной математической модели, описывающей финансово-хозяйственную деятельность предприятия, и включает в себя все ее базовые компоненты: капитальные вложения, снабжение, управление персоналом, производство и реализацию продукции, бухгалтерский учет, выпуск акций, налогообложение и, наконец, управление финансами и финансовый анализ. Играющий исполняет роль директора производственного предприятия, действующего в жесткой рыночной среде таким образом, чтобы не стать банкротом. Количество параметров, которые он должен принимать во внимание и анализировать, весьма велико — как в жизни. Это, например, покупка и списание оборудования, покупка сырья, производство продукции разных видов, оплата труда, контроль качества, реализация продукции, открытие депозитов, выплата дивидендов, выпуск акций и пр.
Особого внимания потребуют проблемы финансового менеджмента: выбор направления долгосрочных инвестиций и источников их финансирования, согласование дивидендной и эмиссионной политики и так далее.
В новой версии игры, вышедшей в начале текущего года, реализованы возможности многономенклатурного производства, свободного регулирования его объема (путем изменения рабочего времени и количества смен), финансовых вложений, а также наличие свободного выбора дивидендной и эмиссионной политики (отсюда — возможность регулирования рыночной цены) и ряд других моментов.
Игра выпущена в двух вариантах — индивидуальном и коллективном. В первом варианте играющий “сражается” с компьютером, который моделирует конкурентное окружение, цены на сырье, готовую продукцию, рабочую силу и другие параметры рыночной ситуации. Во втором — коллективном — участники игры конкурируют друг с другом, создавая эту самую рыночную ситуацию своими собственными силами. Именно в коллективном варианте “Бизнес-курс” используется при проведении семинаров по повышению квалификации высшего руководства крупных предприятий. Популярен этот вариант и в вузах, где он применяется при обучении различным специальностям (от бухгалтерского учета до общего менеджмента).
Кроме того, существуют две версии этой игры — “Бизнес-курс: Корпорация” и “Бизнес-курс: Предприятие”, различающиеся масштабом и набором параметров, которыми должен управлять играющий.
В настоящее время КДИ “Бизнес-курс” выпускается для работы под Windows; игра снабжена обстоятельным руководством (оно служит также методическим пособием, освещающим данную предметную область).
Управлять — значит анализировать
Деловой игрой, сочетающей в себе элементы производственной и исследовательской, является вышедший в прошлом году пакет “Управление супермаркетом”. Данная КДИ создана специалистами Владимирского университета и фирмы “Инрэко-Лан” на основе программного комплекса “Триумф-Аналитика” (разработчики — корпорация “Парус” и Национальный альянс управляющих и консультантов). “Триумф-Аналитика” представляет собой комплекс аналитических программ для реального управления предприятием розничной и оптовой торговли, супермаркетом, сбытовой сетью. Его назначение — дать руководителю полную и точную картину его бизнеса, помочь выявить скрытые резервы и в конечном итоге увеличить прибыль и снизить издержки. С помощью “Триумф-Аналитики” можно анализировать динамику продаж различных групп товаров и строить оптимальную стратегию закупок; анализировать динамику складских запасов по каждой товарной группе, подгруппе или отдельному товару за определенный период (квартал, год и т. д.); анализировать динамику выручки и прибыли по каждой товарной группе, подгруппе и товару, выделяя наиболее и наименее доходные товары в каждой группе; анализировать и прогнозировать сбыт на несколько недель вперед и подбирать оптимальные варианты закупок; удерживать заданный уровень прибыли при уменьшении оборотных средств.
Играющий выступает в качестве директора супермаркета, в котором три отдела — винный, кондитерский и молочный. Перед началом игры можно просмотреть данные по продажам, складским запасам и спросу по каждому товару за последние три месяца, а также информацию о потоке наличности, динамике курса доллара и текущим розничным ценам по каждому товару. В процессе игры необходимо так организовать работу в этих отделах, чтобы за игровой период получить максимальную прибыль.
Современные технологии анализа и прогнозирования, использованные в этой КДИ (равно как и в комплексе “Триумф-Аналитика”), позволяют проигрывать разнообразные ситуации, исследуя зависимость конечных результатов (доходности, прибыльности торгового предприятия) от различных факторов — инфляции, спроса, величины торговой наценки и т. д. Графические средства дают возможность показать эти результаты в виде диаграмм и графиков.
КДИ “Управление супермаркетом” создана для работы под Windows; она полезна как для практиков (работников торговли, руководителей сбытовых служб), так и для использования в учебном процессе (в вузах и техникумах), где молодежь постигает основы профессии.
А эффективны ли ДИ?
Да, весьма эффективны. Исследования, проведенные еще в середине 60-х годов, показали, что при сравнении ДИ и соответствующей ей по содержанию традиционной лабораторной работы уровень усвоения знаний существенно различается. Так, в “игровой группе” он составил 79,3%, а в группе, выполнявшей лабораторную работу, — 54%; через две недели соответственно 64,9% и 11,8%, через четыре недели — 49% и 8,5%, через шесть недель и позже — 32% и 5%. К сожалению, пока практически нет более новых отечественных данных в этой области, однако, по отзывам участников коллективной КДИ “Бизнес-курс”, такая активная форма повышения “управленческой грамотности” очень эффективна и позволяет даже за один цикл обучения длительностью два-три дня охватить многие вопросы практического менеджмента.
Более подробный обзор отечественных КДИ можно найти в книге В. Д. Сапунцова “Компьютер в экономическом образовании” (М., Издательский дом “Новый век”, 1999. — 232 с.).
Источник: www.itweek.ru
Управление предприятием
Время, в которое мы живем, характеризуется нарастающими темпами изменений во всех сферах жизни общества. Стремительно меняется экономическая и культурная среда, идут быстрые изменения в системе образования. Информационные технологии, сместив понятия о времени, об источниках информации и скорости ее получения, в принципе изменили подходы к обучению, в том числе и в области высшего образования.
Специалисты говорят, что дальнейший рост учебной нагрузки и невозможен, и неэффективен. Действительно, нереально в современных условиях лавинообразного накопления информации сообщить человеку в ВУЗе такой запас знаний, из которого он впоследствии сможет постоянно черпать что-то нужное в конкретных условиях.
Введение 4
Глава 1. СИСТЕМА МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ 5
Принципы активизации учебно-познавательной деятельности 5
Разновидности и классификация методов активного обучения 9
Глава 2. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ «БИЗНЕС-КУРС» 12
Компьютерные деловые игры как инструмент подготовки экономистов-менеджеров 12
Правила игры и управленческие решения в среде КДИ «БИЗНЕС-КУРС»1 6
Методические рекомендации по знакомству с интерфейсом КДИ «БИЗНЕС-КУРС» 17
Особенности принятия решений в игре 25
Глава 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «БИЗНЕС-КУРСА» ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ» 32
Обобщение опыта проведения практических занятий 32
Практическое занятие по теме «Управление предприятием на основе программно-целевое управление предприятием» 36
Практическое занятие по теме «Управление издержками предприятия» 39
Практическое занятие по теме «Организация и управление производственным процессом» 42
Практическое занятие по теме «Управление материально-техническим снабжением производства» 46
Практическое занятие по теме «Управление сбытом на предприятии» 48
Самостоятельная работа по теме «Управление издержками предприятия» 51
Тест по изученным темам 58
Литература 64
Содержимое работы — 1 файл
Значение деловых игр в подготовке специалистов в области менеджмента трудно переоценить, так как возможности отрабатывать управленческие навыки в реальных условиях у студентов весьма ограничены. Если, например, на производственной практике будущий специалист-технолог может осваивать какие-то профессиональные приемы, то практиканту – менеджеру вряд ли кто-то даст возможность принимать реальные экономические решения, рискуя благополучием предприятия ради его обучения. Поэтому очень часто во время практики студенты экономического факультета выполняют техническую работу, делают расчеты, в лучшем случае готовят материалы для обоснования какого-то управленческого решения.
С этой точки зрения деловые игры, даже при всех ограничениях имитационного подхода, позволяют достичь очень важных результатов в области профессиональной подготовки: применить и проверить теоретические знания на практике, отработать управленческие навыки.
Метод деловых игр в преподавании менеджмента, маркетинга и ряда других экономических дисциплин применяется в настоящее время достаточно широко. Но обычно каждая деловая игра посвящена отдельной теме: проведению переговоров, выбору структуры управления, ценообразованию и т.д.
Однако одной из наиболее важных целей применения деловых игр в профессиональной подготовке управленцев является развитие способности системного видения экономического объекта, понимания взаимосвязи производственных факторов и основных элементов предпринимательской деятельности для обоснования принимаемых решений. Такую возможность могут дать только компьютерные деловые игры (КДИ), имитирующие не отдельную ситуацию, а целый их сложный комплекс.
Появление вычислительной техники качественно изменило процесс имитации. Компьютеризация деловых игр позволяет заменить реальный процесс экспериментом с математической моделью, что дает возможность существенно сократить учебное время, увеличить число имитаций управленческих циклов и непосредственно почувствовать динамику процесса взаимодействия основных субъектов рынка.
Очень важным преимуществом КДИ является также возможность не только разрабатывать и обосновывать управленческие решения, касающиеся деятельности предприятия в целом, но и проверять их последствия на практике. Можно согласиться с мнением, что «…отработка навыков с помощью виртуальных тренажеров, к которым относятся компьютерные деловые игры, позволяет формировать принципиально новый уровень аналитических способностей и создавать структурированную базу для накопления конкретных знаний в различных областях управленческой деятельности.» (33)
Справедливости ради следует отметить, что метод компьютерных деловых игр имеет свои недостатки и ограничения. В первую очередь, деловые игры в целом отличаются высокой трудоемкостью, требуют много времени и усилий на фазе подготовки к занятиям, что в полной мере относится и к КДИ. На занятиях в значительной мере изменяется роль преподавателя, от которого требуется больший объем знаний, выходящих за рамки одной дисциплины, умение управлять работой команд и т.д.
Компьютерные деловые игры, кроме того, требуют больших затрат денежных ресурсов, наличия дорогостоящих технических средств. В работе техники иногда происходят неожиданные сбои, устранением которых должен заниматься специалист. Тем не менее, эффективность их использования в учебном процессе достаточно высока, что делает КДИ необходимым элементом подготовки специалистов в области экономики и менеджмента на уровне современных требований.
Учитывая, что первая компьютерная деловая игра появилась в США в 1956 году, в настоящее время на рынке КДИ представлены многие типы игр. Наиболее известными в настоящий момент являются два зарубежных программных продукта, продвигаемых на наш рынок при финансовой поддержке специальных фондов. Это – американская система «Junior Achievement» с компьютерной деловой игрой «МЭМ», а также игры «Дельта» и «Карл», разработанные и распространяемые немецким фондом Хайнца Никсдорфа. Среди отечественных разработок наиболее известен программный комплекс КОББИ, объединяющий группу мини-игр по отдельным направлениям предпринимательской деятельности.
Каждая из названных, а также и менее известные КДИ обладают своими преимуществами и недостатками, которые достаточно подробно проанализированы в литературе (14,15,19,21,33,35).
В настоящее время на рынок компьютерных обучающих технологий активно продвигаются компьютерные деловые игры серии «БИЗНЕС-КУРС», разработанные коллективом сотрудников Научно-исследовательского вычислительного центра МГУ им. М. В. Ломоносова и ООО «Высшие компьютерные курсы бизнеса». Суть игры – управление предприятием в условиях олигополистического рынка.
Проект был задуман в 1994 году и имел целью создание КДИ, отвечающих мировым стандартам и в то же время учитывающих российское законодательство. Первая версия игры «БИЗНЕС-КУРС: Предприятие» вышла в свет в 1995 г., вторая версия «БИЗНЕС-КУРС: Корпорация» заняла первое место на Первом Всероссийском конкурсе образовательных программ (1996 г.). В настоящее время наибольшей популярностью пользуется версия 3 «БИЗНЕС-КУРС: Корпорация Плюс», которая позволяет принимать решения не только в области производственного, но и финансового менеджмента. Программа имеет гриф Министерства Образования РФ «Рекомендовано в качестве учебного пособия для высших учебных заведений экономического профиля».
Среди пользователей КДИ «БИЗНЕС-КУРС», число которых к концу 2007 года достигло более 118 учебных заведений и организаций – МГУ им. М. В. Ломоносова, Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, Финансовая академия при Правительстве РФ, Московский государственный технический университет им.
Н. Баумана, Государственный университет управления, Всероссийская академия внешней торговли, Саратовский государственный социально-экономический университет и т.д. Такая популярность не случайна, так как, по мнению многих специалистов «БИЗНЕС-КУРС» не имеет аналогов среди отечественных программных продуктов по глубине и охвату материала. Деловые игры серии «БИЗНЕС-КУРС» – это уникальный программный продукт, который используется для развития навыков управления предприятием в условиях рыночной экономики, дает конкретные экономические знания, вырабатывает экономический образ мышления. Его можно назвать своеобразным интерактивным учебником по управлению и финансам с огромным количеством примеров, порождаемых действиями самих обучающихся.
К отличительным особенностям игры «БИЗНЕС-КУРС» относятся:
обширная справочная система, которая позволяет в процессе игры восстановить и пополнить знания, полученные ранее при изучении различных экономических дисциплин;
автоматическое ведение учета, составление финансовой, налоговой и управленческой отчетности, в результате чего студент реально может увидеть, как отражаются его действия в документах;
широчайшие возможности для анализа, без чего менеджеру невозможно обосновать свои решения;
ведение всех операций в полном соответствии с реальным российским законодательством (в отличие от зарубежных игр).
Для проведения занятий по дисциплинам, где использовался «БИЗНЕС-КУРС», были разработаны методические указания. По каждой теме , кроме непосредственного описания игровой ситуации и заданий для студентов, представлена информация и по теории вопроса. Такой подход позволяет студентам вспомнить материал, рассматривавшийся по этой теме в лекционном курсе, или же познакомиться с ним, если по каким-либо причинам эти вопросы еще не рассматривались.
Для контроля результатов обучения с помощью КДИ были разработаны тесты по каждой дисциплине, куда вошли три блока: теоретические вопросы, вопросы непосредственно по «БИЗНЕС-КУРСУ», задачи.
Результаты работы показали, что возможности управления виртуальной фирмой, которые дает компьютерная имитационная модель «БИЗНЕС-КУРС», помогают выпускникам обобщать, систематизировать и пополнять знания о механизмах функционирования предприятия в рыночных условиях, получать целостное представление о профессиональной деятельности и ее крупных фрагментах.
Накопленный опыт позволяет сделать заключение, что такой «виртуальный тренажер для менеджеров» позволяет вырабатывать следующие необходимые для будущей профессиональной деятельности ключевые навыки:
выявления проблем экономического характера;
системного видения деятельности предприятия;
работы с различными финансовыми документами, экономической информацией;
анализа деятельности предприятия с целью выработки управленческих решений;
профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций;
принятия решений в условиях ограниченного времени;
коллективной мыслительной и практической работы;
прогнозирования и стратегического планирования;
самостоятельного поиска необходимой информации.
2.2. Правила игры и управленческие решения в среде КДИ «БИЗНЕС-КУРС»
В чем же заключается смысл самой игры? Ее участник должен управлять предприятием с момента его основания на протяжении шести игровых лет. Как в любой игре, в КДИ «БИЗНЕС-КУРС» есть своя цель-оценка. Это рейтинг, который в комплексе позволяет оценить правильность и сбалансированность управленческих решений.
Цель достигается решением ряда задач, среди которых главными являются:
развернуть и наращивать производство продукции;
добиться завоевания максимально возможной доли рынка;
выбрать правильную инвестиционную политику для развития предприятия;
эффективно использовать собственные и заемные средства;
Источник: www.turboreferat.ru