Рынки состоят из людей, поэтому демографические изменения непосредственно влияют на маркетинговые возможности.
В этом контексте мы отметим несколько важных демографических изменений:
- все увеличивающееся население земного шара
- замедление роста населения в России
- изменение структуры населения
- изменяющееся общество
- изменения в уровне образования населения
Все увеличивающееся население земного шара.
Каждые 33 года население земного шара удваивается по численности. По существу, это означает, что рынки тоже удваиваются в течение этого периода. Следовательно, маркетинговые возможности увеличиваются.
Однако, поскольку покупательная способность очень многих людей в мире остается очень невысокой, то наряду с новыми возможностями, имеются и определенные опасности: общественные беспорядки, войны и т.д.
Замедление роста населения в России.
Подсчитано, что население России составляет более 145 миллионов человек. Три четверти населения живет в городах. Темпы прироста населения составляют менее одного процента. Очень скоро численность населения будет сокращаться.
Мастер-класс Зои Стрелковой Внешняя среда на приборной панели бизнеса
Это неизбежно приведет к уменьшению количества потребителей, а, следовательно, к сокращению рынка. В этих условиях возможностью для роста является создание новых товаров и поиск новых рынков.
Изменение структуры населения.
Достижения в области медицины и низкий уровень рождаемости привели к тому, что население России стало стареть. Это будет иметь ощутимые последствия для маркетинга, так как рынок для молодежи/подростков будет сокращаться, в то время как рынок для пожилых людей будет стремительно расти.
Это создаст новые возможности для определенных отраслей, так как характер совершения покупок пожилыми людьми значительно отличается от того, как это делают молодые.
Изменяющееся общество.
Семья, традиционно состоявшая из мужа, жены и двоих детей, значительно изменилась. При общем росте числа семей меняется их структура:
- люди женятся и заводят детей в более позднем возрасте,
- семьи имеют меньше детей или не имеют их совсем,
- количество разводов увеличивается.
В результате влияния названных выше причин появляются новые по составу семьи, состоящие из одного человека, из двух человек, неполные семьи (с одним родителем) и «бумеранговые» семьи (где дети возвращаются в семью после развода).
Все это, конечно, будет иметь определенные последствия для маркетинга. Например, изменятся количество продукта в упаковке, сама упаковка, а также обеспечение жильем, автомобилями, стиральными машинами и т.д.
Изменения в уровне образования населения и, следовательно, изменения в структуре работающей части населения.
Россия занимает одно из первых мест в мире по количеству людей с высшим образованием. Фактически одна пятая всех научных кадров мира работает в России.
Это оказывает специфическое воздействие на развитие определенных рынков (профессиональные услуги, обучение, путешествия и т.д.), а также имеет и общее значение: например,
Михаил Зеленков: Вопрос 11 Анализ внешней среды организационной системы
- растет спрос на газеты,
- на высокое качество продуктов,
- увеличивается требовательность со стороны потребителей.
Вся необходимая информация о факторах макросреды может собираться и систематизироваться в специальных формах. Для демографической среды форма такой таблицы может иметь следующий вид (рис. 3.6).
Рис. 3.6 Влияние демографической среды на развитие компании
Источник: marketing-tut.ru
Демографические факторы
Суть управления маркетингом выражается не только в том, чтобы уделять необходимое внимание потребителям, но также и в том, чтобы учитывать при осуществлении деятельности факторы внешней среды. Предприятие должно приспосабливать свои внутренние, подконтрольные ему факторы, к внешним, неподконтрольным факторам, которые находятся в постоянном движении.
Рисунок – Маркетинговая среда предприятия.
Среда, в которой функционирует организация, распадается на следующие элементы:
1. Внешняя среда: это факторы, находящиеся вне организации. К ней относят:
- макросреда: факторы, с которыми организация непосредственно не сталкивается, но которые косвенно влияют на ее деятельность;
- микросреда: субъекты, с которыми организация постоянно и непосредственно взаимодействует.
2. Внутренняя среда: это факторы, находящиеся внутри организации;
Любая организация является открытой системой, связана с внешней средой, то есть получает ресурсы из внешней среды и поставляет в нее результаты своей деятельности. Поэтому важно, установить факторы, угрожающие или способствующие развитию организации; определить степень их влияния, изучить тенденцию их изменения.
Рисунок – Макросреда организации.
Основные элементы макросреды представлены на рисунке:
Демографические волны существенно влияют на колебания спроса в таких отраслях, как производство детской одежды, мебели, игрушек, продуктов питания, подгузников, ювелирных украшений, видеопродукции, книг и журналов, и т.д. и т. п. Они определяют спрос на услуги детских садов, школ, вузов, других образовательных учреждений.
Работники, уходящие на пенсию, оставляют вакантные рабочие места, на которые помимо безработных, претендуют молодые люди, начинающие трудовую жизнь. С другой стороны, расширяются рынки товаров и услуг для пожилых людей.
Во-вторых, к началу 90-х гг. XX в. в России окончательно сформировался урбанизированный тип населения. В середине 50-х численность городского населения в России превысила численность сельского. Но большинство молодых горожан того периода были горожанами в первом-втором поколении.
И многие из них сохраняли крестьянские традиции, включая ориентацию на большую семью, состоящую из представителей трех поколений, с 3—5 детьми. К началу 90-х большая часть молодежи страны — это горожане в третьем поколении, с устойчивой ориентацией на 1-2-детную семью.
В начале 90-х довольно резко возросла смертность, особенно среди мужчин среднего возраста. Средняя ожидаемая продолжительность жизни снизилась с 74-75 до 70-72 лет у женщин и с 64-65 до 58-60 лет у мужчин. Соответственно, возрос спрос на услуги ритуальных служб.
Миграционные потоки можно разделить на четыре основных вида:
- граждане страны, мигрирующие между различными городами и сельскими населенными пунктами;
- граждане других стран, прибывающие на заработки (гастарбайтеры) без намерения переселиться в страну;
- граждане других стран, прибывающие в России временно, намеренные продолжить свое переселенческое движение (чаще всего — в Западную Европу);
- иммигранты, прибывающие в страну с намерением остаться на постоянное место жительства и со временем получить российское гражданство.
К концу 2005 г. в России было официально зарегистрировано около 1,5 млн иммигрантов. Экспертные оценки (в том числе Министерства внутренних дел) увеличивают эту цифру до 7-14 млн человек. Таким образом, иммигранты (и гастарбайтеры) составляют от 5 до 10 % наличного населения страны. Однако такая миграция чревата возникновением целого ряда этнических и политических проблем.
В «трудонедостаточных» регионах, например в крупных городах Центрального округа, в северных областях страны и на Дальнем Востоке; а также «трудонедостаточных» отраслях, например строительстве, торговле, сфере обслуживания, сельском хозяйстве) мигранты существенно смягчают дефицит трудовых ресурсов.
Мигранты и гастарбайтеры ежегодно отправляют на родину от 7 до 15 млрд долл. из заработанных в России денег. Это приблизительно треть того, что они совокупно зарабатывают в течение года. После 2000 г. стала стремительно расти доля средств, отправляемых банковскими и почтовыми переводами.
Пока положительное миграционное сальдо компенсировало (на 80-90 %) превышение ежегодной смертности над рождаемостью, именно оно позволяло удерживать численность населения России выше 147 млн человек. Но в последние 5 лет миграция компенсирует всего 10-20 % естественной убыли населения, и численность последнего стала снижаться с темпом в 600-750 тыс. человек в год.
Общеизвестно, что в России проживают представители более чем 100 наций и народностей. Однако около 85 % населения составляют представители славянских народов, прежде всего русского (около 80 %). В их число включаются потомки смешанных браков — около трети от общего числа семей, — считающие себя русскими.
Вторую по численности позицию занимают представители тюркских народов — около 7 %, прежде всего татары — около 4 % населения. Третья позиция за народами Кавказа— 3,5%, в том числе: чеченцы— 0,7%, аварцы — 0,5 %, армяне — 0,45 %. Этнические немцы составляют 0,6 % населения России. Евреи — менее 0,4 %
Чего уже нельзя не учитывать производителям товаров, имеющих этническую специфику потребления. Речь прежде всего идет о пищевых и культовых пристрастиях и ограничениях.
За последнее десятилетие XX в. в России существенно — почти в два раза — сократилась брачность. В такой же, если не большей, пропорции сократился рынок брачно-свадебных товаров и услуг (свадебных платьев, банкетов, путешествий и т. п.).
Ухудшение здоровья населения.Каждый десятый ребенок уже при рождении становится носителем серьезных заболеваний. Более половины школьников имеют дефекты зрения. 35 % молодых людей призывного возраста не могут быть признаны годными к службе по причинам физиологического характера, еше 20 % — психического, а 10 % страдают обыкновенным недостатком веса.
Курит (табак) половина мужчин от 14 до 70 лет и около четверти женщин этого возраста. Несколько десятков миллионов россиян имеют проблемы с избыточным весом. У нескольких миллионов эта проблема перешла в стадию ожирения. От 1 до 4 млн россиян имеют зависимость от азартных игр (это тоже болезнь), прежде всего — от залов игровых автоматов, но также и от казино, лотерей и тому подобных развлечений.
Источник: studopedia.su
Анализ внешней среды Шесть основных факторов макросреды: -демографические; -Экономические; -Природные; -Технологические; -Политические(законодательные); — презентация
Презентация на тему: » Анализ внешней среды Шесть основных факторов макросреды: -демографические; -Экономические; -Природные; -Технологические; -Политические(законодательные);» — Транскрипт:
1 Анализ внешней среды Шесть основных факторов макросреды: -демографические; -Экономические; -Природные; -Технологические; -Политические(законодательные); -Социальные ( культурные).
2 Анализ микросреды После анализа макроокружения необходимо перейти к оценке микросреды фирмы (рыночное окружение). Следующим этапом является анализ внутренней среды фирмы (внутренний аудит)
3 Анализ внутренней среды Анализ внутренней среды организации включает выделение её сильных и слабых сторон. К сильным сторонам организации относят: Хорошее знание рынка Лидирующие позиции на рынке Наличие инновационных разработок Преимущества в области издержек Адекватные финансовые ресурсы Доступ к дешевым ресурсам Высокий уровень техники и технологии Высокая квалификация, компетентность кадров Хорошая репутация фирмы Конкурентные преимущества
4 Анализ внутренней среды К слабым сторонам организации относят: Неразвитость маркетингового обеспечения Слабое знание рынка Отставание в области исследований и разработок Устаревшая техника и технология Недостаточные финансовые ресурсы Отсутствие квалифицированных кадров по ряду направлений деятельности
5 Анализ внутренней среды SWOT-анализ – наиболее простой и доступный метод, позволяющий проанализировать ситуацию вокруг компании с учетом влияния внешних и внутренних факторов. SWOT-анализ представляет собой матрицу из 4 квадрантов, в которых размещены показатели
6 Построение матрицы SWOT Показатели названы по первым буквам английских слов: Strengths – сильные стороны (потенциал) Weakness – слабые стороны (недостатки) Opportunities — возможности Threats – угрозы, опасности
7 PEST-анализ PEST-анализ (иногда обозначают как STEP) это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании.маркетинговый
8 PEST-анализ ПолитикаПолитика изучается, потому что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия.экономики
9 PEST-анализ Важные потребительские предпочтения определяются с помощью социального компонента PEST-анализа. Последним фактором является технологический компонент. Целью его исследования – это выявление тенденций в технологическом развитии, которые являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.
10 PEST-анализ Анализ выполняется по схеме «фактор предприятие». Результаты анализа оформляются в виде матрицы, подлежащим которой являются факторы макросреды, сказуемым сила их влияния, оцениваемая в баллах, рангах и других единицах измерения. Результаты PEST-анализа позволяют оценить внешнюю экономическую ситуацию, складывающуюся в сфере производства и коммерческой деятельности.матрицы
11 Примеры политических факторов Выборы Президента РФПрезидента РФ Выборы Государственной думы РФГосударственной думы РФ Изменение законодательства РФзаконодательства Международные группы Вступление в ВТОВТО Государственное регулирование в отраслиотрасли Государственное регулирование конкуренцииконкуренции
12 Примеры экономических факторов Динамика ВВПВВП Инфляция Динамика курса рублярубля Динамика ставки рефинансирования ЦБ РФДинамика ставки рефинансированияЦБ РФ Динамика занятости Платежеспособный спрос Рынок и торговые циклы Затраты на энергетику предприятияЗатраты Затраты на сырье предприятияЗатраты Затраты на коммуникацииЗатраты Повышение цен поставщиков Снижение покупательной способности потребителейпокупательной способности
13 Примеры социальных факторов Изменения в базовых ценностях Изменения в стиле и уровне жизниуровне жизни Отношение к труду и отдыхутрудуотдыху Демографические изменения Религиозные факторы Влияние СМИСМИ
14 Примеры технологических факторов Тенденции НИОКРНИОКР Новые патентыпатенты Новые продукты Развитие технологийтехнологий
Источник: www.myshared.ru