Диверсификация (от лат. diversus — разный и facere — делать) — термин экономический, но он приобрел довольно широкое распространение в разных сферах, в силу своей емкости. Означает он, по сути, снижение рисков либо увеличение эффективности процесса за счет распределения процесса по нескольким направлениям. «раскладывать яйца по разным корзинам, чтобы не разбить все сразу» — эта поговорка довольно красноречиво иллюстрирует суть диверсификации.
- Диверсификация производства — освоение новых технологий и расширение ассортимента товаров. Цель — привлечение новых клиентов и покупателей и снижение рисков падения спроса из-за конкуренции;
- Диверсификация бизнеса — освоение новых направлений в бизнесе. Цель — устойчивость и конкурентноспособность компании;
- Диверсификация экономики — расширение отраслевого разнообразия, с целью снижения риска получения бюджетного дефицита;
- Диверсификация деятельности — приложение усилий по нескольким направлениям — для увеличения вероятности достижения успеха;
- Диверсификация инвестиций — распределение своих инвестиций в разные активы для уменьшения риска при кризисных явлениях.
Интернет-портал о том-как найти свое дело, добиться успеха и финансовой свободы
Как диверсифицировать свой бизнес?
Источник: ya.ru
Что такое диверсификация: основные виды и стратегии
Здравствуйте, друзья! Много латинских слов обосновалось в современном экономическом языке. Если раньше их изучали студенты специализированных вузов, то сегодня это актуально для всех, кто интересуется темой финансов и инвестиций. Разберем, что такое диверсификация и зачем она может понадобиться обычному человеку.
Определение
- Снижение риска падения производства, банкротства. Спад в одном секторе можно компенсировать стабильным положением или подъемом в другом. Это поможет переждать кризис и сохранить предприятие, даже если прибыль будет отсутствовать, или размер ее минимальный.
- Повышение эффективности. При грамотном управлении расширение ассортимента, рынков сбыта приведет к росту прибыли и рентабельности.
- Снижение издержек. Часто производители конечной продукции выкупают предприятия по поставке сырья, организуют собственную транспортную систему, чтобы сократить затраты.
- Повышение конкурентоспособности. Позиции диверсифицированного предприятия более стабильные, чем у множества конкурентов, которые специализируются на монопроизводстве.
Наряду с преимуществами, существуют и риски:
- развитие новых видов деятельности сопряжено с существенными денежными затратами, поэтому предприятие должно оценить свои финансовые возможности;
- разные направления требуют грамотного юридического оформления (лицензии и пр.), что опять же может привести к 1-му пункту в этом списке рисков;
- для эффективного управления новыми видами деятельности необходима работа классных управленцев, если такие в команде есть, то риск ошибок сведен к минимуму.
Не всегда диверсификация является целесообразной и единственным вариантом развития предприятия. Если компания уверенно растет, имеет серьезное конкурентное преимущество, то концентрация на одном успешном виде деятельности может дать максимальный эффект. Здесь главное – постоянно мониторить ситуацию и не пропустить период спада или ослабления позиций. И план диверсификации все-таки лучше разработать заранее и держать в качестве спасательного круга.
Продажа бизнеса — САМЫЙ БОЛЬШОЙ СТРАХ (бизнес-брокеров). Рассказываю, как жить спокойно
Еще один яркий пример, который иллюстрирует преимущества диверсификации.
Возьму его из истории развития моего региона – Ивановской области. Его бренд – “Текстильный край” ушел в прошлое вместе с другим знаменитым брендом “Город невест”.
Ни того ни другого больше нет. Фабрики остановлены, с годами разрушены или превращены в торговые центры.
Специализация региона на текстильной промышленности в кризисные 90-е привела к тому, что мы оказались на дне и до сих пор не можем оттуда выбраться. Разрушить оказалось значительно проще, чем построить. Сегодня Ивановская область занимает стабильно низкие места в экономических рейтингах. Относимся к дотационным регионам, и перспектив развития пока мы не видим, к сожалению. Совсем другая ситуация в регионах с диверсифицированной экономикой.
Виды
Рассмотрим, какие различают виды диверсификации:
Это глобальное понятие. Последние десятилетия наше правительство пытается диверсифицировать экономику России. Зависимость от цен на основное богатство страны, нефти и газа, привела к тому, что любые колебания на сырьевом рынке способны вызвать негативные изменения в макроэкономических показателях. Поэтому так важно развивать все отрасли экономики. Чтобы спад или нестабильность в одной из них не привели к ухудшению положения в стране в целом.
Предприятия открывают новые производства, иногда никак не связанные между собой, выходят на другие рынки сбыта. Идея та же – снизить риски и защитить себя от колебаний в экономике отрасли, региона, страны.
Это расширение ассортимента выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Осваиваются новые технологии, которые позволяют выйти на рынок с более совершенными моделями, разнообразить модификации имеющихся. Это отличный метод конкурентной борьбы.
Маркетинговый прием, который позволяет охватить разные слои населения при продаже товаров, услуг. Например, скидки на опт, скидки для особых категорий покупателей (пенсионеров, студентов), повышение цен на престижные товары и пр. Это приводит к максимальному охвату населения с разным уровнем доходов и повышению объемов продаж.
Некоторые стремятся получить несколько дипломов, пытаясь себя защитить от безработицы. Вопрос эффективности такого шага спорный – к знаниям на бумаге обязательно должен быть приложен опыт.
Распределение вложений по разным отраслям экономики, странам, валютам с целью минимизации рисков. Это обязательный прием для долгосрочных инвесторов, которые хотят обезопасить свой инвестиционный портфель и защитить сбережения.
Для формирования оптимального инвестпортфеля надо в первую очередь определить приемлемый уровень риска. А потом уже распределить средства по разным активам с учетом этого уровня (консервативный, умеренный и агрессивный).
Стратегии
Стратегия 1. Связанная.
Ситуация, когда новые виды деятельности так или иначе связаны с существующим видом. Например, производитель молочной продукции покупает ферму, чтобы обеспечить себя качественным сырьем. А производитель сельхозпродукции начинает заниматься еще и производством удобрений.
Бывает вертикальная и горизонтальная связанные диверсификации. Вертикальная – когда новые направления бизнеса включаются в цепочку производства основной продукции или услуги. Примеры выше как раз иллюстрируют эту вертикаль.
Горизонтальную часто можно наблюдать в банковской сфере, когда происходит поглощение мелких региональных банков более крупным. Для развития используются имеющиеся технологии, бренд, квалифицированные кадры и пр.
Стратегия 2. Несвязанная.
Предприятие расширяет бизнес за счет развития новых, совершенно не связанных между собой производств, услуг. Например, успешная добывающая компания начинает развивать банковский или строительный бизнес.
Яркими примерами несвязанной диверсификации служат наши оборонные предприятия. Когда нет госзаказов на военную продукцию, они производят вполне мирные товары (например, с/х или бытовую технику). При этом используют имеющиеся технологии и оборудование.
Стратегия 3. Комбинированная.
Золотая середина между двумя вышеперечисленными стратегиями. Самый распространенный вариант.
Большинство из перечисленных видов и стратегий – это предмет изучения экономистов. Для нашего блога наибольший интерес представляет инвестиционная диверсификация. На ней мы хотим остановиться подробнее.
Диверсификация инвестиций
Новички-инвесторы часто допускают одну и ту же ошибку – вкладывают средства в эффективный, на их взгляд, актив или используют только один инструмент для инвестирования. В лучшем случае получают незначительную прибыль на уровне банковского процента по депозиту. В худшем – теряют деньги.
Валюта под матрасом – тоже не лучший вариант. Мы все слышали про инфляцию. Ей подвержены не только рубли, но и любые валюты мира. А всесильность доллара или евро в долгосрочной перспективе уже давно поставлена под сомнение экономистами. Хотите рискнуть?
Если до активного инвестирования вы прочитали пару книг известных и успешных инвесторов России и мира, то уже должны четко осознавать, что основа успеха в диверсифицированном портфеле.
Основы его формирования:
- Распределите инвестиции по различным странам. Покупайте ценные бумаги не только российских компаний. От мирового кризиса это, конечно, не спасет, но от странового поможет.
- Не вкладывайте деньги в одну отрасль, какой бы прибыльной и стабильной она вам ни казалась. Газпром – наше все, но и его положение на рынке зависит от мировой конъюнктуры. Зачем трепать свои нервы, наблюдая за колебаниями котировок на бирже? Купите ценные бумаги сразу нескольких отраслей и спокойно переждите падение в одной из них.
- Используйте разные валюты для своего инвестиционного портфеля. Эксперты советуют распределять средства между основными резервными валютами мира и валютой вашей страны проживания. Приводить их мнение насчет пропорций не будем, потому что оно разное. Определитесь с этим самостоятельно.
- Сейчас довольно много инструментов инвестирования. Так зачем использовать только один, как это делает большинство граждан нашей страны? Мы говорим о банковском депозите. Его и инструментом-то назвать сложно. Перекрыли инфляцию – уже хорошо. А заработать? Пусть в вашем инвестпортфеле будут акции, облигации, валюта, драгоценные металлы или даже предметы искусства.
- Определите, какой рисковой стратегии вы хотите придерживаться. Если агрессивной, то в портфеле должно быть больше акций и корпоративных облигаций. Если умеренной, то добавьте ОФЗ и муниципальные облигации. А для консервативной стратегии увеличьте долю ОФЗ в своем портфеле.
И не забывайте о ребалансировке инвестиционного портфеля.
Это значит, что периодически (1 раз в квартал, полгода или год) пересматривайте его и определяйте доли активов. Если вы отклонились от своей стратегии по рискам, то исправьте это. Например, докупив одни ценные бумаги или продав другие.
Заключение
А есть у нас бизнесмены среди читателей? Вы, наверное, намного чаще сталкиваетесь с необходимостью освоения новых рынков и видов деятельности. Поделитесь своим мнением в комментариях. Так ли уж важно диверсифицировать бизнес?
Источник: quasa.io
Что такое диверсификация, и для чего она применяется в бизнесе
Создавая бизнес, все стремятся к успеху. Всячески стараются укрепить свои позиции, а потом и развить своё дело. Но жизнь иногда вносит свои коррективы. У кого-то всё получается, а у кого-то всё идёт не так. Чтобы делать всё, что нужно для преуспевания, надо, в частности, правильно выстраивать стратегию своего бизнеса.
Это очень непростой процесс, и в нём есть достаточно много сложностей. Один из узловых вопросов — это вопрос о возможности провести диверсификацию. Для чего она нужна? Вообще, что такое диверсификация?
Бизнес-деятельность полна случайностей. Более того, они внутренне ей присущи. Даже самый тщательно продуманный бизнес может испытать трудный период. Риски, которые он может испытывать, могут иметь различную природу. Очень важно стремиться всячески их уменьшать.
Один из наиболее важных способов их снижения — вот что такое диверсификация. Существует несколько различных её видов. Расскажем о них подробнее. Рассмотрим сперва, что такое диверсификация капиталов. На том этапе, когда принимаются решения о вложении денег в тот или иной вид бизнеса, можно выбрать различные варианты действий.
Инвестировав все средства в одну фирму, можно дать тем самым ей максимальную поддержку, но при этом стать полностью зависимым от тех случайных обстоятельств, которые могут негативно отразиться на этом субъекте предпринимательства. С другой стороны, при вложении денег в два или большее число бизнесов сила такой зависимости будет существенно снижена. Вряд ли два различных направления деятельности будут сталкиваться с теми же самыми обстоятельствами.
Стараясь понять, что такое диверсификация, обратим внимание ещё на один её вид. В бизнесе ведь есть различные сферы, где её имеет смысл применять. Речь идет о том, что представляет собой диверсификация продукции. Выпуская дополнительные виды продукции, фирма в меньшей степени будет зависеть от рыночного спроса на отдельные ее наименования.
Также имеет смысл говорить о том, что такое диверсификация предприятия. Может быть выстроено несколько различных производств, занимающихся отдельной деятельностью. Тут надо заметить, что они могут быть в большей или меньшей степени связаны между собой. Чем сильнее они различаются, тем степень диверсификации будет выше.
Обычно, осваивая новые виды бизнеса, выбирают или смежные виды продукции, или осваивают вертикальную интеграцию.
Остался неупомянутым ещё один вид диверсификации — управление рисками. Они могут в бизнесе иметь различную природу. В качестве примера можно перечислить риски, связанные со сбытом, природными условиями, изменением законодательства и другие. Диверсифицировать бизнес с этой точки зрения можно таким образом, чтобы различным его подразделениям соответствовали различные типы рисков.
Стратегия бизнеса очень важна, она определяет все его основные моменты. Для максимального повышения своих шансов на успех нужно тщательно проработать всю схему своей деятельности. Детальная проработка вопросов, связанных с диверсификацией, позволят существенно снизить большую часть возможных рисков.
Источник: fb.ru