Как развивать бизнес, когда со всех сторон окружают конкуренты? Как выделиться из серой массы однообразных предложений и создать что-то действительно классное? Ответ на этот вопрос нашёл американский учёный Джон Арнольд в 1959 году и назвал его design thinking, что переводится на русский как «дизайн-мышление».
В нашем бесплатном курсе вы узнаете, что это такое, как его правильно применять в бизнесе, образовании и менеджменте, а также разберетесь во многих других его деталях.
Содержание:
- Что такое дизайн-мышление
- Принципы дизайн-мышления
- Этапы дизайн-мышления
- Краткая история дизайн-мышления
- Где используется дизайн-мышление
- Как этому можно научиться?
- Уроки по дизайн-мышлению
- Как проходить курс
- Книги и видео о дизайн-мышлении
- Цитаты известных людей о дизайне
Что такое дизайн-мышление
Дизайн-мышление за 3 минуты от SAMSONOWA & Partners
Первое, что приходит на ум при слове «дизайн» – это творческий человек, который сидит за столом, что-то рисует, проектирует, чертит, а потом воплощает нарисованное в виде красивых зданий, комнат, автомобилей и т.д. На самом же деле, дизайн – это не просто рисование и проектирование. Дизайн – это преобразование существующего в желаемое.
Дизайн-мышление – это метод разработки продуктов и услуг, направленных на решение существующих проблем потенциальных клиентов.
В отличие от аналитического мышления, дизайн-мышление – творческий процесс генерации и реализации идей. Главная задача design thinking заключается в том, чтобы выйти за пределы стереотипов (think outside box) и создать что-то по-настоящему ценное.
Принципы дизайн-мышления
В основе дизайн-мышления лежат следующие принципы:
Кроме того, дизайн-мышление – процесс, предполагающий прохождение нескольких этапов.
Этапы дизайн-мышления
По Герберту Саймону, дизайн-мышление состоит из семи этапов:
Герберт Александер Саймон — американский учёный в области социальных, политических и экономических наук, один из разработчиков гипотезы Ньюэлла — Саймона. Ученый изучал принципы и процессы принятия решений в различных областях человеческой деятельности и получил фундаментальные результаты во многих точных и гуманитарных науках – от математики и экономики, где его вклад был в 1978 году оценен Нобелевской премией, до психологии и искусственного интеллекта.
Именно эти 7 этапов мы и взяли за основу нашего курса. Но прежде чем мы расскажем о том, что вам предстоит узнать, ненадолго обратимся к истории.
История дизайн-мышления
Впервые идея о том, что дизайн может быть способом мышления, была озвучена американским профессором и инженером Джоном Арнольдом в 1959 году. Часто можно встретить информацию, что первым, кто заговорил о дизайн-мышлении, был американский ученый Герберт Саймон (в книге «Мысли об искусственном» 1969 года), но это не совсем так. Однако Саймон внес в концепцию дизайн-мышления огромнейший вклад, и его по праву можно считать, так скажем, одним из отцов-основателей этого направления. Но продолжим.
В 1975 году Уильям Ханнон основал Институт управления дизайном, цель которого заключалась в том, чтобы соединить дизайн с бизнесом, клиентами и культурой.
В 1987 году он же написал книгу «Дизайн-мышление», где описал методы, которые применяют в своей работе дизайнеры и архитекторы. В 1991 году Дэвид Келли основал организацию IDEO и с тех пор помогал многим компаниям (в том числе и Apple) создавать новые, прорывные продукты, услуги и сервисы.
В 1995 году Роджер Мартин (декан Школы менеджмента при Университете города Торонто) выпустил книгу «Дизайн бизнеса», в которой написал о том, как дизайн-мышление позволяет достигать небывалых конкурентных преимуществ.
В 2004 году Дэвид Келли и его партнёр Хассо Платтнер открыли дизайн-школу Hasso Plattner Institute Design и стали обучать людей своему подходу ведения бизнеса. В 2015 году Тим Огилви (главный директор компании Peer Insight) с Жанной Лидткой (профессором менеджмента при Виргинском университете) издали бестселлер «Думай как дизайнер».
На сегодняшний день дизайн-мышление является очень актуальным и востребованным в деловом и творческом мире направлением. Также оно прочно вошло во многие сферы жизни.
Где используется дизайн-мышление
Дизайн-мышление используется в самых разных областях бизнеса и маркетинга. Чтобы не быть голословными, давайте разберём несколько примеров:
General Electric
General Electric – американская компания-производитель локомотивов, газовых турбин, медицинского оборудования, бытовой техники и оружия с более чем 100-летней историей.
Как ей помогло дизайн-мышление:
- Компания определила проблему: «МРТ-сканер – это очень неудобное замкнутое пространство, которое издаёт много громких и неожиданных звуков, а ещё заставляет лежать неподвижно. Страшно не только детям (пациентам клиники), но и взрослым».
- Провела исследование. Опросила детей. Подсчитала, во сколько может обойтись замена оборудования.
- Начала генерировать идеи.
- Выбрала лучшую идею – сделать каждый кабинет и МРТ-сканер клиники частью какой-то истории.
- Протестировала её на небольшой группе детей.
- Приступила к процессу внедрения. Перекрасила кабинеты. Один – в пиратском стиле (обои с морской водой и облаками). Другой – в стиле трансформеров. В первый кабинет дети стали заходить в шляпе пирата и ложиться в МРТ-сканер, который с виду напоминал руль на пиратском корабле.
- Оценила результаты. Маленькие пациенты перестали бояться ходить в клинику и начали даже просить вернуться туда во второй раз. Количество используемых успокоительных снизилось на 18%.
Решение удалось. И на эту тему предлагаем посмотреть небольшое видео:
Банк ВТБ
В России дизайн-мышление оказалось не менее эффективным, чем заграницей, и прямое тому доказательство – Банк ВТБ:
- Банк выявил проблему своих клиентов – высокие ежедневные расходы.
- Провёл исследование проблемы. Постарался понять, насколько она актуальна.
- Провёл мозговой штурм
- Решил, что лучшая идея – создать дебетовую мультикарту со встроенной картой «Тройка», позволяющую получать до 5% кэшбэка с оплаты транспортных услуг.
- Создал прототип карты.
- Выпустил её.
В итоге ВТБ победил в номинации «Банковская карта 2017 года» премии «Банк года», ежегодно организуемой интернет-порталом «Банки.ру».
Правительство Москвы
Мэрия города Москва, исходя из результатов опроса на портале «Активный гражданин», решила создать кабины виртуального обслуживания в местных парках, чтобы люди могли во время прогулок подавать заявления на оформление загранпаспортов, узнавать о своих штрафах и т.д.
Если захотеть, можно найти не один десяток примеров успешного применения дизайн-мышления в самых разных областях. Но суть нашего урока не в этом, а в том, чтобы показать вам, что дизайн-мышление – это не только нужно каждому из нас, но и под силу любому человеку.
Как этому можно научиться?
Научиться дизайн-мышлению можно самостоятельно или с помощью нашего бесплатного курса. Преимущества, как мы полагаем, находятся на стороне второго способа, потому что мы уже собрали всю нужную информацию в одном месте и вам не придётся тратить десятки часов своего времени на её поиски. Всё, что нужно делать – это проходить курс и применять полученные знания на практике. И как раз самое время рассказать о том, что же за знания вас ждут.
Уроки по дизайн-мышлению
Курс состоит из 7 уроков, каждый из которых соответствуют определённому этапу дизайн-мышления (в соответствии с этапами, предложенными Гербертом Саймоном):
Урок 1. Обнаружение и определение проблемы
В уроке вы познакомитесь с основами обнаружения и определения проблем и узнаете о следующих важных вещах:
- Что такое «проблема».
- Что нужно знать, чтобы выявлять проблемы.
- Почему в основе любой проблемы лежат противоречия.
- Как использовать для обнаружения проблем эмпатию.
- Какие бывают проблемы.
- 7 лучших техник выявления проблем.
Урок 2. Исследование проблем
В уроке вы познакомитесь с основами исследования проблем и узнаете о следующих важных вещах:
- 9 наиболее эффективных методов исследования проблем.
- Что такое Customer Development и чем он может пригодиться.
- Что такое бенчмаркинг и как его применять.
- Как применять в исследовании проблем ТРИЗ (теорию решения изобретательских задач).
Урок 3. Творчество: методы генерации и поиска новых идей
В уроке вы познакомитесь с основами генерации и поиска новых идей и узнаете о следующих важных вещах:
- Что такое креативность.
- Как развивать креативность.
- Что говорят о процессе поиска идей такие люди как Джони Айв (бывший главный дизайнер компании Apple) и Пол Арден (легендарный рекламист и бизнесмен).
- 5 индивидуальных (самостоятельных) методов генерации идей.
- 3 командных метода поиска идей.
- Как использовать для придумывания идей бенчмаркинг.
- 10 советов для творчества от автора книги «Кради как художник».
Урок 4. Прототипирование
В уроке вы познакомитесь с основами прототипирования и узнаете о следующих важных вещах:
- Что такое Product Evolution Canvas.
- Как создавать прототипы материальных продуктов, сайтов, программ и приложений.
- Как прототипировать пользовательский опыт.
Урок 5. Выбор лучшего решения
В уроке вы познакомитесь с основами выбора лучшего решения и узнаете о следующих важных вещах:
- Какие типы мышления существуют (быстрое и медленное мышление). Почему с первым нужно бороться, а второй нужно приветствовать и активно применять.
- Как шаг за шагом выбирать решение.
- 4 метода оценки идей.
- 7 врагов правильных решений.
- 11 ментальных ловушек.
- 7 когнитивных искажений.
Урок 6. Внедрение решения и преодоление сопротивления
В уроке вы познакомитесь с основами внедрения решений и преодоления сопротивления и узнаете о следующих важных вещах:
- 8 этапов внедрения любого решения.
- 4 проблемы, которые могут возникнуть при реализации решения.
- Что такое синдром утёнка у покупателей и как с ним бороться.
- Зачем нужно взаимодействовать с потенциальными клиентами.
- 9 способов взаимодействия с пользователями.
Урок 7. Оценка результатов
В уроке вы познакомитесь с основами оценки результатов и узнаете о следующих важных вещах:
- Как оценить эффект от внедрённого решения.
- Что такое юзабилити.
- 10 способов повысить юзабилити.
- 15 способов измерить пользовательский опыт.
- Как определить успех решения.
- Как измерить качество продукта по модели Дэвида Гарвина.
- Как оценить сервис по модели RATER.
- Как исследовать лояльность клиентов по модели ANA и SERVQUAL.
- Когда можно остановить внедрение решения.
- Как постоянно улучшать свой продукт или услугу с помощью HADI-циклов.
Но, естественно, чтобы получить от прохождения курса максимальную пользу, проходить его нужно определенным образом. Далее мы расскажем, как это следует делать.
Как проходить курс
Обучение дизайн-мышлению – не такой лёгкий процесс, как кажется. Но если уж вы решили им заняться, то наш бесплатный тренинг станет вашим надёжным помощником. Курс имеет теоретическую и практическую направленность.
С теорией всё просто: вы читаете, проходите уроки и тесты, обдумываете и осознаёте прочитанное. С практикой чуть сложнее: полученные знания надо применять. Однако если вы будете следовать нашим советам и рекомендациям, то обучение будет намного проще и интереснее.
Уроки проходить лучше в том порядке, в котором они идут в курсе. Если вы будете проходить по-другому, вы рискуете ничего не понять и остаться «с кашей в голове». Поэтому рекомендуем придерживаться установленной последовательности.Пройти все уроки можно и за один день, и за месяц. Длительность обучения зависит от того, что вы хотите получить в конце. Если вам нужна информация, которая так и останется лежать мёртвым грузом в голове, можете прочитать всё за один день и вернуться к обычным делам.
Если же ваша цель – создать полезный и инновационный продукт (или хотя бы понять, как это делается), то один день отводите конспектированию прочитанного и ещё два-три дня (а, возможно, и больше) уделяйте практике.
По сути, это все, о чем мы хотели сказать во вводном уроке к курсу по дизайн-мышлению. Придерживайтесь наших рекомендаций – и результат не заставит себя долго ждать. А еще мы настоятельно рекомендуем вам взять на заметку несколько тематических книг – их не обязательно читать прямо сейчас, но они в любом случае пригодятся вам в дальнейшем.
Книги о дизайн-мышлении
В предлагаемых ниже произведениях собрана важнейшая информация о дизайн-мышлении, а их авторами являются признанные профессионалы своего дела:
- «Дизайн-мышление в бизнесе. От разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей». Тим Браун
- «Думай как дизайнер. Дизайн-мышление для менеджеров». Тим Огилви, Жанна Лидтка
- «Инфографика. Самые интересные данные в графическом представлении». Дэвид Маккэндлесс
- «Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора». Александр Остервальдер
- «Науки об искусственном». Герберт Саймон
- «Дизайн-мышление». Уильям Ханнон
- «Дизайн бизнеса». Роджер Мартин
- «Дизайн привычных вещей. Основополагающие принципы дизайна». Дон Норман
- «Придумай. Сделай. Сломай. Повтори. Дизайн-мышление в проектном менеджменте». Мартин Томич
- «Привычка достигать. Как применять инструменты дизайн-мышления для достижения целей». Бернард Рос
- «Запускаем инновации. Иллюстрированный путеводитель по методике FORTH». Гийс Ван Вульфен
Поверьте: к тому времени, когда вы осилите этот список, вы и сами уже будете иметь за плечами впечатляющие результаты.
Видео о дизайн-мышлении
Чтобы получить дополнительный заряд мотивации, а также устранить некоторые пробелы в знаниях, рекомендуем посмотреть несколько интересных видеороликов о дизайн-мышлении:
- Дизайн-мышление. Мария Сташенко
- Что общего между дизайнером и дизайн-мышлением
- Что такое дизайн-мышление
- Дизайн-мышление: как это работает
- Дизайн-мышление ПостНаука
Будет замечательно, если вы познакомитесь с этими материалами в самое ближайшее время.
Цитаты известных людей о дизайне
И в заключение – несколько интересных мыслей о том, что думают о дизайн-мышлении выдающиеся личности:
Дизайн-мыслящие фирмы стоят особняком в своей готовности участвовать в решении задач, непрерывно перепроектируя свой бизнес. создавать достижения и в области инноваций, и в области эффективности – комбинация, которая порождает самые мощные конкурентные преимущества.
Роджер Мартин
Дизайн-мышление – это способ мышления, который стимулирует творческий подход и инновации в продуктах и сервисах, а также новые подходы к построению бизнеса.
Эй Джи Лафли
Дизайн-мышление – это системный подход к решению проблем. Оно начинается с пользователей и вашей способности создать для них лучшее будущее.
Тим Огилви
Быстро, дешево и хорошо – из этих трех вещей нужно всегда выбирать две. Если быстро и дешево, это никогда не будет хорошо. Если это дешево и хорошо, никогда не получится быстро. А если это хорошо и быстро, никогда не выйдет дешево. Но помни: из трех все равно придется всегда выбирать две.
Том Уэйтс
Упаковка важна так же, как и продукт. Иногда даже важнее.
Джек Траут
Мы не обсуждаем дизайн. Мы обсуждаем: решена задача, которая перед нами была поставлена, или не решена.
Артемий Лебедев
Красиво оформленное глупое предложение пойдет намного дальше, чем неудачно оформленная замечательная идея.
Скотт Адамс
Хороший дизайн – инновационный. Хороший дизайн делает продукт полезным. Хороший дизайн – эстетичен. Хороший дизайн помогает продукту быть понятным. Хороший дизайн – ненавязчив. Хороший дизайн – честен. Хороший дизайн – надёжен.
Хороший дизайн продуман до мельчайших деталей. Хороший дизайн беспокоится об окружающей среде. Хороший дизайн – это как можно меньше дизайна.
Дитер Рамс
Общество знакомо с плохим дизайном лучше, чем с хорошим. Именно из-за этого люди предпочитают плохой дизайн хорошему. Они слишком сильно сжились с тем, что есть. Всё новое начинает пугать, а старое их утешает.
Пол Рэнд
Желаем удачи в освоении дизайн-мышления и предлагаем перейти к первому уроку нашего курса.
Источник: 4brain.ru
Концепция Дизайн-мышления: что это такое, основные принципы, идеи и методики
Как создавать продукты, которые будут востребованными потребителями и легко реализуемыми? Как понять, что действительно нужно пользователям, и почему они используют тот или иной продукт? Если вас волнуют эти вопросы, тогда вам может помочь данная статья, в которой мы расскажем про принципы, этапы и особенности Дизайн-мышления (ДМ) — концепции, которая помогает создавать прорывные продукты.
Также в этой статье вы найдете успешные кейсы компаний, которые использовали данную концепцию.
Что такое Дизайн-мышление?
Design thinking (перевод Дизайн-мышление, ДМ) — это итеративный процесс, в котором мы стремимся понять пользователей, определить их возможные проблемы, чтобы разработать решения, которые могут быть не очевидны при нашем первоначальном уровне понимания, и в результате разработать прототип продукта / сервиса. ДМ обеспечивает подход, основанный на решениях (solution-based). Концепция Дизайн-мышления включает уникальные способы мышления и работы, а также набор практических методов.
ДМ помогает нам развивать эмпатию к пользователям и задавать правильные вопросы: ставить под сомнение проблему, предположения и последствия. Именно поэтому команды используют данную концепцию для решения неопределенных / запутанных задач, чтобы переосмыслять их с учетом интересов человека и сосредоточиться на том, что наиболее важно для пользователей. С его помощью команды могут лучше проводить UX-исследования, прототипирование и юзабилити-тестирование, чтобы найти новые способы удовлетворения потребностей пользователей. Поэтому Дизайн-мышление — это образ мысли будущего.
Основные принципы Дизайн-мышления
Ориентация на пользователя.
Главный принцип Дизайн-мышления — клиентоориентированность. Люди, а не технологии, являются движущими силами инноваций, поэтому важная часть процесса заключается в том, чтобы встать на место пользователя и почувствовать его потребности.
Сотрудничество.
Чтобы прийти к инновациям, нужно объединять самые разные точки зрения и идеи. ДМ поощряет сотрудничество между разнородными, многопрофильными командами, которые обычно не работают вместе.
Генерация идей.
Метод дизайн-мышления основывается на решениях, поэтому основное внимание уделяется придумыванию как можно большего количества идей и потенциальных решений. Генерация идей — это одновременно основной принцип и один из этапов в процессе Дизайн-мышления.
Эксперименты и тестирование.
Дело не только в придумывании идей, речь идет о превращении их в прототипы, тестировании и внесении изменений на основе отзывов пользователей. Также следует помнить, что Design Thinking — это итеративный процесс, поэтому будьте готовы повторять определенные шаги, обнаруживая недостатки в ранних версиях предлагаемого вами решения.
Действия против предположений.
Сущность Дизайн-мышления заключается в практическом подходе к решению проблем, в котором действия важнее обсуждения. Вместо того чтобы говорить о потенциальных решениях, вы превращаете их в осязаемые прототипы и тестируете в реальных условиях.
Этапы Дизайн-мышления:
Есть разные методологические ветви Design Thinking, самые известные из них: Двойной Бриллиант (Double Diamond) от British Design Council, антропометрическая дизайн-идеология от IDEO и процесс дизайн-мышления от d.school. В целом они все похожи, но есть и отличия. Мы рассмотрим дизайн-мышление через призму модели Двойного Бриллианта (Double Diamond).
Согласно данной модели Дизайн-мышление описывается как четырехэтапный процесс. Эти этапы не всегда последовательны, и команды часто выполняют их параллельно, а не по порядку, и повторяют их итеративно. Можно сказать, что они представляют собой ключевые направления концепции Дизайн-мышления.
Главная особенность модели заключается в том, что она делит этапы Дизайн-мышления на этапы дивергенции и конвергенции, визуализируя их в виде граней двух бриллиантов. Грани расширения — это дивергенция, грани сужения — конвергенция. На этапах дивергенции мы генерируем множество проблем, идей и решений, а на конвергенции мы фокусируемся на выборе приоритетных и наиболее жизнеспособных.
Итак, Double Diamond выделяет 4 следующих этапа:
- Исследование (дивергенция)
- Анализ и синтез (конвергенция)
- Разработка решений (дивергенция)
- Прототипирование (конвергенция).
Теперь давайте более подробно разберем, как работают данные этапы по модели Двойного бриллианта и Дизайн-мышление в целом.
Как работает Дизайн-мышление
Как мы уже сказали, два бриллианта представляют собой процесс использования 2 типов мышления:
- для более широкого и глубокого изучения проблемы — дивергентное мышление
- для последующего целенаправленного действия — конвергентное мышление.
Давайте рассмотрим каждый из 4 этапов данного подхода.
1. Исследование
Первый этап процесса Дизайн-мышления — это эмпатическое понимание проблемы, которую вы пытаетесь решить. Он включает в себя консультации с экспертами, чтобы узнать больше о проблемной области, путем наблюдения, взаимодействия и сочувствия к людям. Это позволяет понять их опыт и мотивацию, а также погрузиться в физическую среду, чтобы получить более глубокое личное понимание затронутых вопросов. Данный этап имеет решающее значение для процесса проектирования, ориентированного на человека, потому что он позволяет отказаться от собственных предположений и получить реальное представление о пользователях и их потребностях.
Компания собирает всю возможную информацию о пользователях: где, как и почему они используют ваш продукт. На основе этой информации можно составить карту эмпатии (empathy map) и карту пути клиента (customer journey map) — это наиболее используемые методы для концепции Дизайн-мышления.
Карта эмпатии поможет зафиксировать полученную от пользователей информацию по 4 вопросам:
- Что пользователи видят?
- Что они слышат?
- О чем думают и что чувствуют?
- Что они говорят и делают?
С помощью customer journey map вы сможете отследить полный путь клиента и его поведение до, во время и после покупки. Это даст понимание о мотивациях и проблемах клиентов, а также о сложностях, с которыми пользователи сталкиваются на пути.
2. Анализ и синтез
Когда вы составили карту эмпатии и карту пути клиента, можно приступить к исследованию болей ваших клиентов. Изучите полученную информацию, сформулируйте и выявите наиболее острые проблемы, которые требуют решений. Подумайте, какое решение вы можете предложить своим клиентам, и может ли ваш продукт удовлетворить потребности пользователей.
3. Разработка решений
После того, как вы собрали информацию и сформулировали проблемы и потребности клиентов, можно начать генерацию идей. На данном этапе нужно создать как можно больше идей, чтобы рассмотреть все возможные пути решения проблем.
4. Прототипирование
Последний шаг — нужно отсеять наименее жизнеспособные и реализуемые идеи, которые вы получили на предыдущем этапе, и приступить к их реализации. На данном этапе происходит прототипирование, тестирование и доработка предыдущих решений. Ваша команда должна создать несколько недорогих, уменьшенных версий продукта (или определенных функций, имеющихся в продукте), чтобы исследовать идеи, которые вы сгенерировали. Можно использовать простое бумажное прототипирование.
История Дизайн-мышления
Впервые данная концепция была упомянута в 1969 году ученым-когнитивистом и лауреатом Нобелевской премии Гербертом А. Саймоном в книге «Наука об искусственном». Но основоположником методологии Дизайн-мышления является Дэвид Келли (профессор инженерного факультета, сооснователь компании IDEO).
“Эволюция от дизайна к дизайн-мышлению — это эволюция от создания продуктов к анализу отношений между людьми и продуктами и отношений между людьми и людьми” — Дэвид Келли.
Дизайн-мышление привело компанию IDEO к следующим результатам:
- Компания стала одной из первых дизайнерских компаний, которая перенесла опыт из сферы создания продуктов в сферу услуг, начав помогать другим компаниям применять эмпатический подход к созданию лучших предложений для своих клиентов.
- Разработала для Apple первую компьютерную мышь в тесном сотрудничестве со Стивом Джобсом.
- В 2005 г. Дэвид Келли создал школу Hasso-Plattner Institute of Design, которую в Стэнфорде назвали d.school.
Где используется Дизайн-мышление
Не все знают, но мы повсеместно встречаем плоды Дизайн-мышления: в жизни, бизнесе, обучении, медицине и т.д. Чтобы убедиться в этом и проникнуться идеями Дизайн-мышления, предлагаем посмотреть на примеры компаний, которые с помощью ДМ сделали переворот в своей сфере и создали по-настоящему клиентоориентированные продукты.
General Electric
Ситуация:
Компания General Electric (GE) Healthcare производила медицинское диагностическое оборудование, разрабатывала технологии для медицинской диагностики, систем мониторинга пациентов, исследования заболеваний, открытия лекарств и производства биофармацевтических препаратов.
Дуг Дитц — промышленный дизайнер в General Electric (GE) Healthcare завершив проект по созданию нового аппарата МРТ, увидел маленькую девочку, которая плакала, направляясь к сканеру, разработанному им. Дуг увидел ситуацию глазами пользователя: «В самой комнате темно и мерцают флуоресцентные лампы».
Решение:
Дуг Дитц начал изучать алгоритмы Дизайн-мышления, обратился за помощью к коллегам, включая небольшую команду добровольцев из GE, экспертов из местного детского музея, а также врачей и сотрудников двух больниц. Затем он создал первый прототип сканера «Серии приключений» и смог установить его в качестве пилотной программы в детской больнице Медицинского центра Университета Питтсбурга.
Также отделение неотложной помощи превратилось в приключение в Коралловом городе, где дети будто бы погружаются в подводный мир. В нем есть диско-шар, который светится, как пузыри, по комнате; дети садятся в желтую подводную лодку и во время процедуры слушают звук арф. Уютная игровая атмосфера дает детям возможность пройти сканирование в специальном спальном мешке под звездным небом во впечатляющей обстановке.
После этого уровень удовлетворенности после обследования вырос до 90%. Более того, Дуг Дитц случайно услышал, как маленькая девочка пройдя обследование спросила маму: “А мы вернемся сюда завтра?” — это и стало главной наградой для General Electric Healthcare.
Банк ВТБ
Ситуация:
Банк ВТБ провел глубинные исследование среди пользователей, изучил их рутинную жизнь и составил customer journey maps (карты пути клиентов), чтобы выявить проблемы потребителей.
На основе этого компания сформулировала две основные потребности:
- снизить ежедневные расходы на дорогу от работы до дома, на покупки, переводы и платежи;
- проводить платежи без лишних действий и барьеров.
Правительство Москвы
Ситуация:
Получение каких-либо государственных услуг вызывало много негативных эмоций у жителей города:
- долгое ожидание в очереди,
- для получения разных услуг нужно обращаться в разные учреждения,
- не все центры находятся в пешей доступности к дому.
- Любую услугу от государства можно получить в одном месте: подать заявление, зарегистрировать брак, получить паспорт, водительское удостоверение и пр;
- Расположение «Моих документов» учитывает маршруты жителей города, поэтому каждый может получить услугу МФЦ недалеко от дома.
Транспорт
Ситуация:
Консалтинговая компания McKinsey Company разработали задачу по снижению количества потраченного времени на покупку билетов до 2 минут. Для выполнения данной задачи Правительство Москвы:
- выпустило универсальную карту «Тройка» с возможностью ее пополнения сразу на 20 / 40 / 60 поездок,
- повысило срок действия карты,
- увеличило количество автоматов продажи и пополнения,
- округлило стоимости проезда до целых чисел.
Страхование
Ситуация:
Для нового поколения планирование финансов чаще всего — это бесполезное и скучное занятие, поэтому страховая компания MassMutual хотела создать более современный и менее пугающий ответ на вопрос о финансовом планировании для молодых людей. По замыслу страховой компании, это должно было помочь потребителям в определении планов накопления средств на колледж, составлении бюджета на продукты и способах погашения долгов.
Решение:
От идеи до ее воплощения прошло несколько важных этапов дизайнерского мышления. Компания провела исследования и выяснила, что непопулярность финансового планирования среди молодежи заключалась не в скуке и бессмысленности, а в том, что люди не обладали достаточным уровнем финансовой грамотности. Тогда MassMutual совместно с IDEO разработали «Общество взрослых» — организацию, цель которой обучить миллениалов основам личных финансов и финансового благополучия.
«Общество взрослых» напоминало скорее клуб для ужинов — теплое, гостеприимное место, где молодые люди могли хорошо провести время, полакомиться вкусной едой, поучаствовать в беседах, узнать о таких вещах, как ограниченный бюджет и о том, как выбрать хорошее и дешевое вино.
Медицина
Ситуация:
Более 50 миллионов человек во всем мире страдают шизофренией, но только половина из них получает психиатрическое лечение. Обычно используются лекарства и терапия для лечения наиболее видимых симптомов. Но болезнь также может вызывать симптомы, которые не улучшаются с помощью лекарств, такие как социальная тревога, изоляция, отсутствие мотивации и дефицит памяти.
Для решения этих проблем исследовательская группа в области цифрового здравоохранения Калифорнийского университета в Сан-Франциско (UCSF) обратилась к IDEO с идеей дополнить давнюю модель лечения и терапии инструментом для облегчения трудноизлечимых симптомов.
Решение:
Благодаря идеям концепции Дизайн-мышления они разработали “Prime” — приложение, предназначенное для помощи людям, страдающим шизофренией. Простое в использовании мобильное приложение помогает пациентам сохранять мотивацию и поддерживать образ жизни, который улучшит их здоровье, производительность и социальные связи с другими пациентами.
Как этому можно научиться
Если вы хотите понять, что представляет собой Дизайн-мышление, и научиться применять его на практике, тогда можете оставить заявку на наш корпоративный тренинг.
Как применять Дизайн-мышление в дизайне
Не каждого дизайнера можно назвать практикующим специалистом по Дизайн-мышлению, ведь есть приверженцы “старой школы”, которые нацелены на красивую картинку, а не на клиентоориентированный продукт. Хотя отделять одно от другого — не лучшее решение.
Чтобы применять Дизайн-мышление в дизайне, нужно следовать принципам ДМ и создавать понятные и удобные продукты для пользователей, которые будут решать их проблемы.
3 ошибки в Дизайн-мышлении
При внедрении чего-то нового в компанию, вы можете допустить ошибки, которые либо разочаруют вас в новой концепции / методологии, либо сделают внедрение бесполезным. Чтобы этого не случилось, расскажем вам о трех наиболее распространенных ошибках при внедрении и использовании Дизайн-мышления:
1. Подавление эмпатии
Как мы уже сказали, первым этапом ДМ является эмпирическое понимание проблемы пользователя, от которого зависят следующие этапы и их качество. Однако автоматические реакции, стереотипы и убеждения могут помешать вам проявлять эмпатию. При исследовании и понимании пользователей, нужно смотреть на их проблемы под разным углом, пытаться представить себя на их месте и постоянно спрашивать: “Так ли я понимаю проблему?”, “Точно ли именно это беспокоит моих клиентов?”.
2. Некорректные интервью.
При проведении интервью нельзя разубеждать пользователей в их мнении, навязывать свое или обобщать их проблемы в одну.
Вместо этого нужно нужно использовать открытые вопросы, просить рассказать историю и т.д. Перепроверяйте всю информацию, задавайте уточняющие вопросы, чтобы не упустить ничего важного.
3. Неправильное понимание Design Thinking
В основе Дизайн-мышления лежат не количественные или маркетинговые исследования. Речь идет не о сборе огромного количества данных для получения статистически подтвержденных ответов. Речь идет о развитии тонкой проницательности и понимания посредством прямого взаимодействия и наблюдений с людьми. И как результат — создание новых прорывных идей.
Исследование потребителей и генерация множества идей — вот чем Дизайн-мышление отличается от других типов мышления
Итак, закрепим, дизайн-мышление — что же это такое?
- создание решений, ориентированных на человека;
- это стиль мышления;
- это инструмент, позволяющий работать в условиях неопределенности;
- это итерационный процесс для создания продуктов, сервисов и процессов;
- это клиентоориентированность в процессах и управлении;
- это развитие кроссфункционального взаимодействия.
Больше по теме:
- На чем фокусируется методология дизайн мышления или 5 главных уроков ДМ
- Customer Journey vs Customer Experience Maps: в чем разница?
- Мышление в экспериментах — образ мышления победителя
Источник: productlab.ru
Что такое дизайн-мышление и как его применять в бизнесе — Глава 1
Дизайн-мышление — метод разработки продуктов, сервисов и услуг, ориентированных на человека. Дизайн-мышление ставит в центр потребность пользователя, а уже затем ищет пути технической реализации и экономические возможности. Дизайн-мышление побуждает искать наилучший из возможных способов в условиях ограничений.
Дизайнер интерфейсов. Практик дизайн-мышления. Публикует материалы об UX/UI-дизайне. Активно осваивает HCD (Human-centered design). Работал с международными диджитал-агентствами (Omega-R, tech-стартапами (WEKIT ECS) и ФинТех-компаниями (ВТБ, Альфа-Банк).
Янв 30, 2021 · 5 мин читать
(Перед вами бесплатный курс от InVision Studio «Дизайн-мышление». В курсе 6 глав, в которых доходчиво и на наглядных примерах, опираясь на истоки Stanford d.school, раскрывают ценность дизайн-мышления для поиска точек роста, создания продуктов и услуг в условиях ограничений. Теория и практика дизайн-мышления для разных отраслей в экспресс-формате.
Содержание:
- Что такое дизайн-мышление и как его применять в бизнесе
- Эмпатия в дизайн-мышлении и погружения в опыт пользователей
- Как найти хорошую идею с помощью дизайн мышления: переосмысление задачи
- Методы и инструменты генерации идей: как провести мозговой штурм и другие техники
- Практика быстрого прототипирования и тестирования: использование прототипов в дизайне
- Тестированиепрототипов при разработке программного продукта
В 1958 году США запустили спутник и президент Эйзенхауэр решил создать НАСА. А спустя всего 4 месяца после этого профессор инженерии из Стэнфорда Джон Арнольд уже вовсю предлагал идею, что проектирование непременно должно стать человеко-центричным (human-centered).
Интересуетесь свежими статьями по продуктовому дизайну (UX/UI)?
То, что Джон Арнольд предлагал внедрить нечто человеко-центричное было довольно необычно. Во времена холодной войны инженеры в основном работали по двум направлениям: космическая гонка и создание водородной бомбы.
Но тем не менее, необычное предложение вдохновило к действиям профессора инженерии Боба Маккима, и он при поддержке профессора искусств Мэтта Кана разработал инженерную программу «Продуктовый дизайн»(Product Design). По сути, МакКим с коллегами сформировал процесс дизайн-мышления. Позже на этих принципах была построена деятельность Стэнфордского института дизайна и целого ряда компаний работающих, как и IDEO по принципам design-driven.
В своё время, космическая гонка подтолкнула ученых к изобретению застёжки-липучки (Velcro) и спутниковой связи. Дизайн-мышление сыграло огромную роль в том, как мы сейчас пользуемся компьютерами (мышками и ноутами). Более того, дизайн-мышление повлияло (и будет влиять) на такие сферы как оказание медицинской помощи и банковские операции.
Дизайн-мышление это человеко-центричный подход к инновациям. Этот подход берет инструменты дизайнера и объединяет в одну картину потребности людей, возможности технологий и требования с целью достижения ценных результатов для бизнеса.
Tim Brown IDEO
Почему дизайн-мышление зашло не только передовым креативщикам IDEO, но и гигантам наподобие IBM? Да потому, что здесь в процесс разработки вовлечены не только дизайнеры, а абсолютно все сотрудники компании. Данный способ проектирования помогает компаниям находить свежий взгляд на решение серьёзных задач.
Дизайн-мышление хорошо помогает масштабировать процесс проектирования в крупных организациях. Руководители, которые смогли перейти на язык дизайн-мышления и научились пользоваться набором необходимых инструментов, обрели возможность уверенно создавать крутые передовые продукты.
Причем именно за счёт обращения к пользовательскому опыту в центре которого находится сам человек.
Дизайн-мышление фокусирует нас на пользователях и их потребностях и именно благодаря такому подходу команда может стремительнее добиваться значимых результатов.
Дизайн-мышление это нелинейный процесс без жёстких правил применения. Это череда итераций с возможностью сменить вектор развития. Ребята из d.school (Стэнфордский институт дизайна) однажды даже оцифровали этот подход в формате схемы и проверили на практике, что методика подходит для решения практически любой задачи.
В этом курсе мы разберем все 5 этапов концепции дизайн-мышления. В результате вы научитесь находить решения, которые помогут брать разные по сложности высоты, преодолевать барьеры разного уровня.
В сердце дизайн-мышления — эмпатия (сопереживание) или применение техники “мышление новичка”, такая методика помогает нырнуть в глубины пользовательского опыта раскрывая глубинные потребности и идеи.
Определить проблему и посмотреть на ситуацию под правильным углом (POV) — это ключевая часть всего процесса. Такой подход требует ответа на следующие вопросы: кто наш пользователь? (максимально подробно); какая у него глубокая неудовлетворенная потребность? почему это действительно важно? (что вам удалось обнаружить с помощью механизма эмпатии?). Довольно часто смена точки зрения помогает переосмыслить проблему и приводит к инновационному решению.
Процесс дизайн-мышления проходит циклы генерации идей и фокусировки/отбора. На этапе зарождения идей вы как бы взрываетесь создаете огромное количество идей. А на этапе выбора подбираете подходящий объект для изучения и концентрируете на нем своё внимание под определенным углом (Point of View).
Для большинства дизайнеров всё самое интересное начинается с создания прототипа. Хотите получить от пользователей мощный поток обратной связи? Попробуйте дать им в руки прототип, или даже привлеките их к разработке! Вот это будет действительно хороший способ добиться сопереживания. Создание прототипа это хорошая школа для дизайнера.
Прототипирование помогает устранить разногласия в команде. На этом этапе очень удобно проверить боем все гипотезы с хорошей скоростью и минимальными рисками.
Тестируйте прототипы на реальных пользователях и обязательно собирайте с них обратную связь. Это даст возможность скорректировать вашу точку зрения (POV), еще ближе узнать свою аудиторию и сделать следующую итерацию еще лучше. В Стэнфордском институте дизайна (d.school) говорят так: «Создавайте прототип с верой что всё делаете правильно, а тестируйте с верой что прототип напичкан ошибками».
Эти шаги можно рассматривать как старт в дизайн-мышлении. Со временем вы адаптируете их под свой стиль работы и привыкните к ним. Ваш новый набор инструментов станет гибче и поможет взяться за абсолютно любой проект. Хоть мобильное приложение, хоть лунные снимки для НАСА — не вопрос!
Выражаю благодарность Bill Burnett, исполнительному директору программы дизайна в Стэнфорде за лекцию, которая вдохновила на это вступление.
Это первая глава | Продолжение (Глава 2) →
Источник: ux-journal.ru