Разработка финансовой модели полезна и для нового бизнеса, и для уже действующего предприятия. Она — один из главных инструментов анализа нынешнего положения компании и перспектив ее дальнейшего роста.
Основные ее задачи:
- Оценка доходности и устойчивости нового направления, обоснование запуска бизнеса.
- Привлечение дополнительных средств от инвесторов путем предоставления прогнозного баланса и подробного бизнес-плана на основе модели.
- Составление бюджета предприятия.
- Избежание банкротства.
Что такое финансовая модель компании
Финансовая модель — это документ, учитывающий все ресурсы компании и содержащий расчеты финансовых показателей на определенный срок. Начальная смета составляется на период окупаемости бизнеса — до момента, когда прибыль перекроет вложенные средства. Поскольку финмодель — это еще и основа бюджета, для уже действующих предприятий рекомендуется срок от 1 года.
Что такое финансовая модель? Финансовая модель для стартапа
За основу построения финансовых моделей берут данные о затратах на ведение бизнеса и план продаж. Товары, люди, расходы, активы — все это переводится в цифры и представляет собой денежные потоки, что формирует полную картину движения финансов в компании. Для разработки финансовой модели используют специальные шаблоны, но можно обойтись и таблицами Excel.
Разработка финансовой модели для новых предпринимателей — это проверка рентабельности компании еще до ее открытия. Правильно составленный документ позволит оценить будущее фирмы в целом и отдельно рассмотреть каждое направление ее деятельности. На бумаге можно смоделировать ситуации, составить разные сценарии развития.
С чего начать построение финансовой модели
Построение финансовой модели стоит начинать с оценки предполагаемой выручки. Нужно создать две формы в Excel — БДР (начисления) и БДДС (по оплате). Если уже есть договоренности о заключении контрактов в будущем, необходимо взять их за основу расчетов. При заполнении обеих форм учитывают условия контрактов: время поступления авансов, возможные отсрочки по платежам.
Для бизнеса, не предполагающего заключение долгосрочных контрактов, например, торговли в розницу, разработка финансовой модели выглядит иначе. Основой для расчетов становятся маркетинговые исследования, показатели конкурентов.
Структура финансовой модели
Построение финансовой модели требует оценить доходы и расходы предприятия. Из этих параметров получают прогноз развития бизнеса, срок окупаемости, формируют бюджет, размер прибыли.
Рассмотрим каждый пункт подробнее:
- Пассивы:
- затраты на закупку (материал, топливо, товары);
- зарплата, страховые взносы;
- коммунальные услуги;
- прочие услуги (техобслуживание, комиссии банка, охрана);
- аренда;
- налоги;
- платежи по кредиту;
- амортизация.
- основные средства (недвижимость, машины, техника);
- запасы (запчасти, материалы, готовая продукция, топливо);
- деньги (инвесторов, учредителей, прибыль, дебиторская задолженность).
Финансовая модель бизнеса 2023 | Финансовая грамотность | Создание финмодели компании | #MPSELLERS
Как контролировать исполнение
Контроль над исполнением поставленных задач лучше всего осуществлять в цифрах. Для определения соответствия нынешнего положения компании ее модели, достаточно сравнить показатели за нужный период.
Следует учитывать, что построение финансовой модели проводится на основе данных, известных в момент их составления. Часто в ходе работы требуются корректировки, связанные с подорожанием сырья, увеличением или снижением спроса.
Необходимо проводить периодический контроль и вовремя вносить нужные изменения в параметры, чтобы бизнес-план оставался актуальным.
Отчет
Разработка финансовой модели заканчивается составлением отчетов в Excel о прибылях и убытках (Phttps://xn—-7sbfktb7a0a5a2b.xn--p1ai/zachem-nuzhno-postroenie-finansovyh-modeley/» target=»_blank»]xn—-7sbfktb7a0a5a2b.xn--p1ai[/mask_link]
Зачем нужна финансовая модель: 7 причин
Вначале определимся, что такое финансовая модель. Как правило, она представляет собой файл в формате MS Excel. В нём на основе допущений и предпосылок как по самой компании, так и по внешним факторам формируется прогноз по отчёту о прибылях и убытках, балансу и отчёту о движении денежных средств.
Модель может использоваться как внешними сторонами (инвесторами, покупателями, банками), так и самой компанией (её менеджерами, собственниками). Несмотря на разные цели заинтересованных лиц, причины использования финансовой модели, как правило, очень похожи. Мы видим их следующим образом:
1. Объяснение бизнес-модели компании. Финансовая модель, оперируя цифрами, служит хорошим инструментом для быстрого понимания источников дохода, ключевых затрат и прочих важных аспектов работы компании. Наш опыт показывает, что потенциальные инвесторы часто начинают изучение проекта не с прочтения бизнес-плана или информационного меморандума, а именно с финансовой модели. Собственникам и топ-менеджменту компании финансовая модель позволяет получить целостную картину функционирования их бизнеса и определить возможные пути его оптимизации.
2. Демонстрация текущей стоимости бизнеса. При продаже бизнеса или привлечении инвестора финансовая модель используется для оценки компании методом дисконтированных денежных потоков (Discounted Cash Flow – DCF). С ее помощью продавец демонстрирует инвестору перспективы развития бизнеса и заявляет стоимость своей компании.
3. Выявление факторов стоимости. Финансовая модель позволяет выявить факторы, которые вносят максимальный вклад в рост стоимости компании. Это достигается за счет изучения начальных предпосылок и допущений и анализа их влияния на финансовые показатели. Полученная информация имеет ценность как для менеджеров, так и для инвесторов.
4. Составление инвестиционного плана. Одним из разделов финансовой модели является план инвестиций, которые необходимо осуществить для достижения поставленных задач. В этом плане учитываются вложения в основные средства, оборотный капитал, приобретение других компаний. Важно, чтобы суммы инвестиций были распределены по времени и состыкованы с денежными потоками компании – тогда картина необходимого финансирования будет четкой и понятной.
Источник: lotvel.com
Зачем нужны финансовые модели?
В нашем блоге мы частенько говорим о финансовых моделях. Рассказываем о пользе и мощи этого инструмента управления финансами бизнеса.
Но, я думаю, Вы все еще не до конца понимаете, насколько полезным может быть построение финмодели именно для Вашего бизнеса.
Построив финансовую модель бизнеса, Вы сможете трезво взглянуть на положение дел своей фирмы, увидеть слабые места и понять, что можно сделать лучше. Но ФЭМ используются не только для оценки текущей ситуации, возможность их применения очень широка:
1. Оценка стоимости бизнеса или его доли.
Кстати, этот метод называется в оценке «доходным», т.е. стоимость бизнеса оценивается, исходя из того, какой доход он принесет своему владельцу в будущем. Это можно использовать как при продаже бизнеса или доли в нем, так и при покупке чужой фирмы.
2. Сценарный анализ для принятия решений и оценка рисков.
Правильно построенная модель позволяет проанализировать влияние тех или иных факторов на конечный результат – доход владельца бизнеса. Можно также заложить различные сценарии и варианты развития и оценить их эффективность.
3. Построение долгосрочных бюджетов и планов, в том числе для постановки целей своим сотрудникам.
Построив финансовую модель развития бизнеса и выбрав наиболее оптимальный сценарий его развития, можно строить дальше конкретные планы по достижению запланированных показателей. Если Вы не самозанятый предприниматель, а руководитель фирмы или бизнесмен с некоторым числом нанятых сотрудников, можно использовать финмодель для постановки задачи для работников – они тоже должны знать, куда плывет лодка, чтобы грести в правильном направлении.
4. Оценка эффективности бизнеса и сравнение его с конкурентами, возможность улучшить свои показатели.
Вычислив различные показатели на основе разработанной ФЭМ, Вы можете сравнить их с аналогичными показателями других игроков в своей отрасли и понять, насколько эффективно Вы ведете свой бизнес. Можно, кстати, сравнить и со средними показателями другой отрасли – может, пришло время продать свой бизнес и выйти на другие, более рентабельные рынки?
5. Привлечение финансирования в свой бизнес или отдельный проект.
Имея на руках обоснование эффективности и окупаемости своего проекта, гораздо проще заинтересовать инвестора и вызвать у него жгучее желание «отслюнявить» Вам нужную сумму денег на развитие.
Главное преимущество финмоделирования – это универсальность. Ведь каждый предприниматель и руководитель привык считать, что его фирма уникальна, и таких в мире больше нигде нет. Поэтому именно в его деле невозможно спрогнозировать деятельность, нельзя вовремя проводить платежи и платить зарплату работникам и т.д.
Такое мнение очень похоже на поведение учителей в школе, каждый из которых считает именно свой предмет важнее всех остальных вместе взятых, из-за чего именно на этот предмет нужно тратить больше всего времени, задавать больше домашних заданий и т.д.
А в то же время финансовая модель представляет из себя абстрактную математическую модель, «оцифровку» бизнеса, которая помогает принимать взвешенные решения, вне зависимости от специфики и уникальности бизнеса.
Вообще говоря, предприниматели и руководители, принимающие решения на основе финансовых моделей, имеют огромные преимущества:
1. Можно заранее оценить успешность нового бизнеса или проекта.
Зачем вкладывать деньги с высоким риском их потерять, если можно заранее узнать, возможно ли получение прибыли? Если все просчитать еще перед началом инвестирования, то можно снизить риск разорения до минимума и сэкономить не только деньги, но и время.
2. Решения становятся логическими, а не интуитивными.
Согласитесь, принимать решения на основе цифр гораздо удобнее, чем по методу «бабка надвое сказала». Более того, это не только удобнее, но и выгоднее: заранее знать, что именно этот вариант наиболее выгодный.
3. Решение об инвестировании в бизнес друзей или родственников можно принять не на основе уговоров и «взятия на понт», а на основе цифр.
У всех есть родственники, страдающие «идеей фикс» своего бизнеса – обычно они пытаются организовать свое дело на чужие деньги. Иногда эти идеи бывают просто абсурдными, но доказать инициатору нереальность его планов – задача непростая. Если в качестве аргументов привести сухие цифры, то можно и знакомому помочь и свои деньги сэкономить.
4. Достигается взаимопонимание с инвесторами и банками.
Вам нужны деньги и не нужен чужой контроль. Инвестору нужна возвратность вложенных средств и получение прибыли. Объяснить общими словами, что проект «выгорит» невозможно, особенно человеку, ничего не сведущему в данном конкретном бизнесе. Финансовая модель – идеальный инструмент для общения с источниками денег.
5. Можно оказывать услуги знакомым, которые хотят начать свой бизнес.
Все-таки все больше людей начинают выбирать «правильный» путь старта бизнеса, поэтому не начинают двигаться без предварительных расчетов. Но своих знаний обычно не хватает для построения финмодели, а обращаться в консалтинговые компании – дорого. Здесь Вы можете прийти на помощь: Вашему знакомому – экономия, Вам – дополнительный заработок. Прекрасно!
6. Есть возможность понять, когда нужно «выйти из бизнеса» — закрыть его или продать.
Не секрет, что бизнес развивается волнообразно – рано или поздно происходит спад активности и снижение прибыли. Имея под рукой финансовую модель, можно понять, в какой момент нужно продать свою фирму, чтобы извлечь максимально возможный доход.
7. Можно выгодно купить чужой или продать свой бизнес.
Наличие секретарши и просторного офиса не является показателем успешности компании. Насколько хорошо идут дела, можно узнать, только судя по цифрам. Основываясь на финансовой модели, можно преподнести свою фирму при продаже инвестору в наиболее выгодном свете. Покупать чужой бизнес лучше, оценив все цифры его деятельности.
8. Упрощается сам процесс руководства бизнесом.
Когда бизнес достаточно вырос, чтобы в нем появились работники, способные отвечать за различные направления работы, руководство фирмой перестает быть таким, каким оно было на старте. Теперь достаточно иметь под рукой актуальную финансовую модель, назначить ответственного за каждый финансовый показатель и просто контролировать достижение плановых значений. Больше от руководителя ничего не нужно!
Кстати, на основе финансовой модели своего бизнеса можно выстроить много систем в своей компании:
1. Система бюджетирования.
Классика декомпозиции (разбиения на более мелкие кусочки) системы бюджетирования: долгосрочная (на десятки лет) финансовая модель, на основе которой строится долгосрочный бюджет (на 1-3 года), на основе долгосрочного бюджета – месячный план и на основе месячного плана строятся ежедневные/еженедельные планы платежей. Таким образом, достигается целостность финансовой системы, краткосрочные планы не противоречат долгосрочным и в целом система становится понятной и прозрачной. Именно такой подход обеспечивает спокойствие владельцам бизнеса и дает уверенность в будущем.
2. Система мотивации персонала и KPI.
Долгосрочные и краткосрочные цели поставлены – можно их «спускать» до уровня конкретных лиц и исполнителей, которые будут ответственны за достижение всех этих целей.
3. Система найма персонала.
Если известны цели, то становится проще понять, какие именно люди под какую задачу нужны. Нет путаницы и раздутого штата бездельников, которые сами не знают, что делают и за что отвечают. Наоборот, каждый человек нанимается на определенный участок работы, знает, какие цели должен достигнуть и какие бонусы за это получит.
4. Система маркетинга и продаж.
В финансовой модели обязательно планируются выручка, продажи, затраты на рекламу. Значит, у нас есть целевые показатели, на которые ориентируемся сами и на которые можно сориентировать своего маркетолога, директолога, рекламщика и т.д.
5. Система закупок и логистики.
Аналогично продажам – так как в финмодели уже заложены целевые показатели по объему закупок, ценам и условиям оплаты и доставки, на эти цели можно ориентироваться в своей деятельности. Если достигнуты все цели по расходам и доходам, это значит, что достигнуты показатели, заложенные в финансовой модели.
Вообще, просто нужно помнить, что финансовая модель – это отличный, мощный инструмент, который нужно использовать не «для красоты» и «чтобы было», а чтобы он работал.
Если ФЭМ положить в основу всей деятельности предприятия, то Вы сами удивитесь, насколько легко и просто становится управлять фирмой, объяснять сотрудникам, почему от них требуется достижение тех или иных целей и выполнение поставленных задач.
Больше того, если правильно выстроить систему бонусов за перевыполнение показателей, то сотрудники сами будут замотивированы в росте и развитии Вашего бизнеса.
Источник: ifindir.ru