Развитие бизнеса приводит к росту налоговых платежей. И каждый руководитель фирмы рано или поздно задумывается о том, насколько оптимальна сложившаяся налоговая нагрузка на бизнес.
При эффективном налоговом планировании в казну будет поступать лишь сумма налогов, исчисленная по закону. При неэффективном планировании – фирма начнет переплачивать налоги и государство, по сути дела, станет основным бенефициаром бизнеса.
Рассмотрим доводы в пользу минимизации налогов и финансовые риски, которые возникают при творческом подходе к исчислению и уплате налогов.
Преимущества налоговой оптимизации
Начнем с анализа доводов за выбор стратегии на минимизацию обязательных платежей. Прежде всего, оптимальная налоговая нагрузка на бизнес стимулирует деловую активность, производство продукции, инвестирование в новые проекты, развитие наукоемких производств. Продукция предприятия становится более конкурентно-способной на рынке за счет сокращения издержек производства. Производитель получает возможность продавать продукцию по более низкой цене.
КАК СНИЗИТЬ НАЛОГ В 6 раз? УСН. НАЛОГИ. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ. Бизнес. Бухгалтер. Эдуард Бугров
От снижения цены выигрывает конечный потребитель. И не только в том, что повышается его покупательская способность, но и в том, что он, как фактический плательщик косвенных налогов, сокращает свои расходы.
В работе коммерческих организаций возникают самые разнообразные расходы. В бухгалтерском учете они учитываются в полном объеме. Однако для того чтобы уменьшить налогооблагаемую прибыль организации нужно выполнить массу условий: доказать, что расходы являются экономически обоснованными; документально подтвердить расходы; продемонстрировать прямую связь расходов с приносящей доход деятельностью.
Выполнить эти условия удается далеко не каждой компании. Как показывает практика, одной из любимых претензий налоговиков является упрек в экономической необоснованности тех или иных расходов фирмы. В итоге часть затрат бизнес несет за счет чистой прибыли.
Такая ситуация экономически не выгодна для бизнеса, поскольку приводит к тому, что прибыль для целей бухгалтерского учета становится меньше, чем прибыль для целей налогового учета. Акционеры получают дивиденды из расчета бухгалтерской прибыли, а государство получает налог на прибыль исходя из налоговой прибыли. Выходит, что база для исчисления платежей в пользу казны превышает базу для расчета дивидендов собственникам бизнеса.
С учетом изложенного включение в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, реальных затрат бизнеса позволит сбалансировать показатели чистой прибыли для целей выплаты дивидендов и налогов.
Недостатки налоговой оптимизации
По итогам проверки налоговые органы могут не согласиться с правомерностью применения налоговых преференций и начислить организации сумму налогов, пеней и штрафов. Как следствие, после ревизии у компании возникнет крупная сумма непредвиденных расходов. Если компания своевременно не исполнит требование об уплате налогов, инспекция заблокирует ее банковские счета.
КАК ПЛАТИТЬ ФИКСИРОВАННЫЕ ВЗНОСЫ ИП В 2023 ГОДУ
В том случае если организация не рассчитается с бюджетом по налоговым платежам, инспекторы передадут информацию следователям. В отношении руководства компании будет возбуждено уголовное дело по статье 199 Уголовного кодекса, которая предусматривает ответственность за уклонение от уплаты налогов.
Кроме того, директор фирмы рискует стать ответчиком по гражданскому иску, который вправе предъявить налоговый орган в рамках уголовного процесса. По одному из дел суд установил, что генеральный директор организации совершал противоправные действия, направленные на уклонение от уплаты налогов, в результате чего причинен ущерб бюджету. Суд решил, что ущерб казне в виде неуплаченных налогов причинен по вине руководителя организации, который и должен отвечать за возмещение причиненного ущерба (Апелляционное определение Московского городского суда от 16.06.2020 по делу № 33-21214/2020).
Когда налогоплательщик использует не противоречащие закону механизмы уменьшения налоговых платежей или допускает неуплату налога по неосторожности об уголовной ответственности не может быть и речи. Закон предусматривает уголовную ответственность лишь за такие деяния, которые совершаются умышленно и направлены непосредственно на избежание уплаты налога в нарушение правовых правил (Постановление Конституционного Суда РФ от 27.05.2003 № 9-П).
Руководители и акционеры принимают на себя риски персональной финансовой ответственности в случае признания предприятия банкротом. Такое развитие событий вполне вероятно при крупной сумме налоговых начислений по итогам мероприятий налогового контроля. Например, суд привлек контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, поскольку они в целях минимизации налоговых платежей создали фиктивный документооборот и привели предприятие к банкротству (Определение Верховного Суда РФ от 01.09.2020 № 304-ЭС20-10986 по делу № А03-4188/2018).
Схемы дробления бизнеса применяют лица, которые стараются минимизировать налоговые платежи за счет работы на специальных режимах. Подобные схемы распространены, в частности, в розничной торговле, при оказании бытовых услуг и услуг общественного питания.
Налоговые преимущества в форме специальных режимов предусмотрены только для малого бизнеса и призваны создать равные конкурентные условия для всех участников рынка. Злоупотребление ими нивелирует налоговую поддержку малого бизнеса. Налоговые органы выработали методику выявления искусственных реорганизаций бизнеса и привлечения к ответственности налогоплательщиков за создание подобных налоговых схем.
В обычаях делового оборота широко укоренилась практика регистрации бизнеса в офшорах юрисдикциях. Многие годы офшоры привлекали зарубежных инвесторов низкими налоговыми ставками, простотой регистрации компаний и возможностью оставить в тени реальных бенефициаров.
Однако сегодня международное сообщество объединило усилия в борьбе с размыванием налоговой базы и смещением доходов в низконалоговые юрисдикции. Происходит обмен информацией между налоговыми службами различных государств. Повышаются налоговые ставки в международных налоговых договорах. Поэтому в современных условиях прежние схемы налоговой минимизации выглядят устаревшими и неэффективными.
Источник: zakon.ru
План Мишустина: повысить налоги, а потом — девальвация
Правительству Михаила Мишустина, возможно, придется повысить налоговую нагрузку на бизнес и граждан. Такое мнение высказал ряд ведущих экспертов РФ. Причина — тренд на сокращение доходов бюджета, который наметился по итогам 2019 года. Аналитики отталкиваются от данных Федеральной таможенной службы по внешнеторговому обороту.
В 2019 году он составил $ 672 млрд.- на 3% меньше по сравнению с показателем 2018 года. Что принципиально, экспорт за 2019 год уменьшился на 6% — до $ 424,6 млрд., а импорт вырос на 2,7% — до $ 247,4 млрд. В результате, положительное внешнеторговое сальдо РФ в 2019 году составило $ 177,2 млрд. — на 16% (на $ 33,7 млрд.) меньше, чем в 2018 году. Все это ведет к сокращению доходов бюджета.
Так, одно только уменьшение таможенных платежей по итогам 2019 года составило 5,5%. Вроде бы, не критично. Однако в январе 2020 года отрицательная динамика во внешнеторговом обороте усугубилась, что привело к сокращению перечислений в госбюджет сразу на 15,2% год к году. И это, возможно, только начало. Ситуацию может осложнить распространение коронавируса в Китае.
Уже сейчас наметилось замедление поставок товаров из КНР, и во многом оно связано с внутренними проблемами в стране. Между тем, хотя в 2019 году общий товарооборот России снизился, объем торговли страны с Китаем продолжил увеличиваться и достиг рекордного уровня — $ 111 млрд. Это значит, Россия критически зависит от поставок продукции из Поднебесной.
В такой обстановке кабинет Мишустина может столкнуться с необходимостью компенсировать выпадающие доходы. Тем более, к 2023−2024 годам финансирование социальных обещаний Владимира Путина достигнет 1 трлн. рублей в год. Это значит, свести бюджет будет все труднее. Вдобавок ко всему снижаются цены на нефть и газ.
По оценкам, уже сегодня бюджет РФ де-факто балансируется при $ 50 за баррель. Падение нефтяных цен ниже этой планки поставит экономику РФ в крайне сложное положение.
В такой ситуации кабмин может повысить налоги. По мнению экспертов, правительство может вернуться к обсуждению идеи об изъятии сверхдоходов у госкомпаний.
Напомним, летом 2018 года ее озвучил тогдашний помощник президента, а ныне первый вице-премьер Андрей Белоусов. Он предложил изъять 513,66 млрд. рублей у 14 крупных компаний из трех секторов экономики (черная металлургия, горнодобыча и нефтехимия), выигравших от ослабления национальной валюты. В 2018-м олигархическое лобби атаку отбило, но этот сценарий может повториться.
Если так произойдет, налоги будут повышать на граждан — путем легализации находящихся в тени доходов. Не исключен и третий вариант. Сейчас, когда Кремль затеял конституционную реформу, он постарается минимизировать и колебания курса рубля, и удары по социально-незащищенным слоям. Но если кризис в экономике грянет уже после транзита — у Кремля будут развязаны руки.
Возможно, власть тогда объявит форс-мажор по всем социальным обязательствам, а не только по пенсионным. И тогда от кабмина Мишустина можно ждать чего угодно.
В том числе, самых радикальных решений, в духе шоковой терапии. — Предложение Белоусова о налогообложении компаний экспортной ориентации было логичным, — считает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. — Фактически, Белоусов предлагал распространить на металлургию и нефтехимию такой же режим налогообложения, как на нефтегазовую отрасль — учитывать при налогообложении факторы внешней конъюнктуры. Чтобы, если цена на сырье выросла, а правительство ослабило курс рубля, эти компании не получали двойную выгоду — от увеличения валютной выручки, и от снижения внутренних издержек.
В результате, экспортно-ориентированные отрасли стали бы платить больше налогов — но только в случае, если конъюнктура благоприятная. Это разумное предложение, которое правительству действительно стоит обсудить. Такой шаг унифицирует налогообложение экспортных отраслей, тогда как сейчас ряд из них поставлен в привилегированное положение.
Другое дело, что в нынешней мировой экономической ситуации «налог Белоусова» едва ли ощутимо пополнит бюджет РФ. Из-за надвигающегося глобального кризиса рассчитывать на хорошую мировую конъюнктуру не приходится. Это значит, в ближайшие несколько лет сверхдоходов у экспортных отраслей точно не будет.
И бюджет ничего не получит, даже если правительство «налог Белоусова» введет. — Может ли кабмин повысить налоги для населения? — Все действия в этом направлении я считаю нелепостью. Налоговая нагрузка на физлиц и сегодня чрезмерная. Замечу, она чрезмерная и на бизнес — за исключением как раз экспортно-ориентированных компаний из списка Белоусова.
Но на граждан, с учетом обязательных платежей, косвенных налогов и таможенных пошлин — нагрузка просто запредельная. Я не вижу, куда еще увеличивать налоги на физлиц. Да, речь может идти об ужесточении сбора налогов с тех, кто работает в теневой экономике и не получают «белую» зарплату. Но, на мой взгляд, вывод этих лиц из тени — работа во многом бессмысленная.
— Почему вы так считаете? — Получая «серые» доходы, включая подработки и случайные приработки, люди не обращаются в социальные службы, и официально не числятся бедными. Если всерьез начать выводить их из тени, эти граждане стремительно обеднеют — будут создавать дополнительную нагрузку на социальные службы.
Замечу, миллионы рублей никто в конвертах, а качестве «серой» зарплаты, не передает. Речь идет, напротив, об очень маленьких платежах. Такого рода расчеты существуют в любой, даже самой продвинутой экономике — швейцарской или американской. Всегда существуют платежи, которые граждане осуществляют между собой, и которые неподотчетны налоговым службам.
Но на Западе никому в голову не придет бегать и ловить каждого, кто с соседом рассчитался за какую-то услугу. Можно, конечно, сидеть и высчитывать: сколько денег бюджет получит, если всех участников этих мелких экономических отношений обложить налогом.
Но мне это напоминает монолог Аркадия Райкина «Мысли рационализатора»: «Футбол — двадцать два бугая один мяч перекатывают! А вы выдайте каждому ну это. каток! Они все поле заасфальтируют!». На деле, мелкие экономические отношения трудно формализовать, и еще труднее отслеживать. Грубо говоря, налоговики потратят больше на армию проверяющих и контролеров.
На мой взгляд, проблему надо решить иначе, как это сделано в США и Китае — принять закон о необлагаемом налогами минимуме доходов. Замечу, в декабре 2019 года председатель Совета федерации Валентина Матвиенко заявила, что выступает за отмену налога на доходы физических лиц для россиян, получающих «маленькую зарплату».
Идею отменить НДФЛ с минимальной заработной платы поддержал и глава Минэкономразвития Максим Орешкин. Однако пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что в Кремле по этому вопросу «никакой позиции нет» — и вопрос был закрыт. — Почему правительство против необлагаемого минимума?
— Кабмину почему-то хочется, чтобы десятки тысяч налоговых инспекторов занимались поиском копеек по всей стране, вместо того, чтобы выявлять богатые жульнические схемы. Только и всего. — Где тогда брать деньги для пополнения бюджета? — Реальные деньги содержатся в нескольких областях.
Прежде всего, в сфере тайного и незаконного управления госимуществом, которое исправно приносит доход частным лицам, но не приносит дохода государству. Уверен, если провести проверку в масштабах страны, выявятся гигантские суммы. Другое направление — получить деньги с помощью снижения зарплат в госсекторе, свыше определенного уровня.
С6егодня зарплаты менеджеров в госсекторе и госкомпаниях зачастую просто запредельные — если ввести лимиты, денег в бюджете сразу станет больше. Третье направление — контроль госзаказов и госзакупок.
Плюс, конечно, правительству нужно заниматься так называемой офшорной экономикой — нужно разработать законодательство, которое позволяет получать с офшорных компаний значительно больше, чем сейчас. Вот где, я считаю, должны быть новации в налогообложении. Идеи же с выводом физлиц из тени, на мой взгляд, только отвлекают внимание от истинного положения дел.
— Как в реальности поступит с налогами кабмин Мишустина? — Большинство членов правительства — в том числе, по идеологическим причинам — предпочитают чистить карманы бедных, чтобы сделать их нищими. Однако попытки повысить налоги, уверен, с треском провалятся. Значит, выход останется один — постепенная девальвация.
Вопрос только в одном: до какого уровня будет работать этот «механизм спасения»? Я считаю, если цена нефти будет держаться в пределах $ 50 за баррель, решить проблемы бюджета с помощью девальвации вполне реально. Но если нефть просядет до $ 30, потребуется настолько значительная девальвация, при проведении которой возникнут уже политические риски.
Вот тут и начнется форс-мажор. — Правительство должно определиться с налогами, тарифами, пенсионной системой, — уверен ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. — Должно быть понятно, как будут меняться налоги (или не будут) в течение ближайших пяти-шести лет. Как будут выстраиваться тарифы естественных монополий, хотя бы до 2024 года.
Как будет меняться ситуация с пенсионной системой — какие взносы, что станет с накопительной системой. Все это важно работодателю, чтобы рассчитать объем собственных издержек на перспективу и понять, стоит ему инвестировать куда-то, или вообще надо уходить с рынка. Но определенности с налогами нет. И высокая неформальная занятость — оборотная сторона такой неопределенности.
- повышение налогов
- правительство РФ
- налоговая нагрузка
Источник: www.klerk.ru
Бизнес склоняют к инвестициям
Минфин предложил увеличить ставку налога на прибыль для некоторых компаний до 25-30%, сообщает РБК. Изменение может затронуть те организации, которые за прошедшие пять лет вместо инвестирования в российскую экономику выплачивали повышенные дивиденды. Для этого ведомство планирует ввести специальный коэффициент, по которому будет рассчитываться размер платежа.
Логика в том, чтобы стимулировать бизнес вкладывать в Россию. Однако собеседники “Ъ FM” считают, что такой подход может оказаться губительным для целых отраслей. Подробнее об этом — Владислав Викторов.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ / купить фото
В марте президент Владимир Путин призывал российских предпринимателей инвестировать в Россию. Здесь спокойнее и надежнее, говорил он. Вместо этого, по его словам, бизнес просто выплачивает дивиденды и размещает их в «тихих гаванях». Тогда перед правительством стояла задача создать комфортные условия для инвестирования в страну. И, кажется, сейчас кабмин их представил.
Тем, кто предпочитал платить акционерам, а не вкладываться в страну, повысят налог максимум до 30%. И если Минфину удастся воплотить в жизнь свой план, это коснется компаний из самых разных отраслей, отмечает независимый эксперт Дмитрий Лютягин:
Какой способ нашли металлурги и химики, чтобы избежать резкого роста НДПИ
«Это относится не только к металлургии или горной промышленности. На самом деле многие добывающие и перерабатывающие сырье компании, да и в принципе организации акционерного профиля, в том числе из IT-индустрии, имеют тенденцию, что выплачивают дивиденды, из которых в дальнейшем уже сами собственники начинают доинвестировать в свои предприятия. Поэтому, наверное, относительно широкий круг попадет под это требование, если Минфин сможет его протащить».
Финансовое ведомство предлагает подойти к начислению дополнительного налога прогрессивно и рассчитывать его с помощью специального коэффициента. В идеальном сценарии те, кто больше инвестируют, а не выплачивают дивиденды, будут, как и сейчас, отчислять 20%. Если выплаты акционерам превышают инвестиции не более чем в два раза — уже 25%, если больше — 30%. Такая прогрессивная шкала в целом смягчит удар от увеличенной фискальной нагрузки. Однако такой способ заставить бизнес вкладываться в экономику приведет лишь к убыткам, считает директор института стратегического анализа компании «ФБК Грант Торнтон» Игорь Николаев:
«Следует учитывать, что компании вкладывают в инвестиции, когда это действительно необходимо. Если организация, допустим, провела модернизацию, и в нее не загружены новые мощности, куда она будет вкладывать? Если есть проблемы со спросом, то зачем ей расширять производства? Кроме этого, в таком случае дивиденды будут небольшие. А тем, кто их не платит, очень трудно станет привлекать деньги на развитие».
Повышение налога на прибыль стало второй за эту неделю фискальной инициативой Минфина. Как сообщал “Ъ”, ведомство предложило повысить налог на добычу полезных ископаемых для металлургов. Речь шла о росте платежей до 5% от выручки. Сами предприниматели просили вместо этого повысить им налог на прибыль. Но, по данным РБК, Минфин рассматривает идею с НДПИ как новую. Впрочем, по мнению аналитика компании «Финам» Алексея Калачева, другого подхода ожидать и не стоило:
Почему в России сократилось количество компаний с иностранным участием
«Тут ведь государство ставит себе определенные задачи. Мы видим, что доля инвестиций в основной капитал в России невелика. Для развивающейся страны это просто ничто. Нам надо развиваться, много вкладывать. Естественно, руководство ставит соответствующую задачу. Аппарат решает ее так, как умеет.
Смысл не в том, чтобы улучшать инвестиционный климат, привлекать частный и зарубежный капитал, а в том, чтобы заставить компании больше вкладывать и тем самым повысить показатели».
В конечном итоге все это, может, и пополнит казну, но еще и заметно навредит организациям, которые только начинают выплачивать дивиденды и пока не могут выделять отдельные средства для инвестиций в экономику, говорят эксперты. Впрочем, они не исключают, что в качестве компромисса правительство может просто снизить максимальные ставки налога для бизнеса. Однако делиться с государством ему, очевидно, придется.
- Владислав Викторов подписаться отписаться
- Налоговая политика России и деятельность ФНС подписаться отписаться
Источник: www.kommersant.ru