Инкубаторы малого бизнеса помогают молодому бизнесу вырасти и выжить в стартовый период, т.е. в период наибольшей уязвимости с финансовой точки зрения. Предприятия, расположенные вне инкубатора, также могут пользоваться всеми его услугами.
Опыт развития мировой экономики показывает, что в условиях экономического кризиса политика, ориентированная на оказание помощи и содействие развитию малого предпринимательства, дает ощутимые результаты в достижении сбалансированного экономического роста. В этой связи выявления проблем становления малого бизнеса в России и поиск наиболее эффективных путей его поддержки имеет чрезвычайное значение.
Стремительное развитие и бурный рост числа БИ во многих странах мира доказывает эффективность использования этой модели для решения целого ряда задач, среди которых можно выделить следующие:
– оздоровление экономической активности регионов, развитие внутренних рынков, диверсификация регионов;
– рост числа малых предприятий, повышение их жизнеспособности и, следовательно, расширение налогооблагаемой базы регионов и государств;
В Азербайджане создаются бизнес-инкубаторы для поддержки агробизнеса
– наиболее полное использование ресурсов регионов, включая трудовые, производственные, технологические, природные и пр.;
– повышение инновационной активности бизнеса в целом, внедрение новых технологий и «ноу-хау»;
– создание и укрепление связей между малым бизнесом и другими сторонами экономики (крупным бизнесом, государственным, финансовым сектором и пр.), а также межрегиональных и международных связей, способствующих укреплению экономических систем;
– рост занятости уровня жизни населения.
Инкубаторы малого бизнеса, являющиеся частью инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, могут выступать как самостоятельно, так и как часть единой системы развития малых предприятий наряду с техническими и научными парками, инновационными и бизнес-центрами и пр., в которой бизнес-инкубатору отводится одна из ранних фаз развития малого предпринимательства.
В мире не существует одинаковых бизнес-инкубаторов, но в целом набор услуг, оказываемых ими малым предприятиям, довольно стандартен. Ниже приведен наиболее полный перечень, причем все услуги БИ разбиты на 4 категории:
– сдача в аренду помещений и офисное обслуживание;
– продвижение проектов к инвестициям.
Все эти услуги оказываются на льготных условиях.
1. Сдача в аренду помещений и офисное обслуживание
1) Сдача в аренду помещений под офисы
В США существует норматив, согласно которому требуемая офисная площадь рассчитывается исходя из 14 кв. м на сотрудника. На практике все определяется возможностями бизнес-инкубатора и МП-арендатора и решается при их обоюдном согласии. При этом стоимость арендной платы изменяется в зависимости от качества офисного помещения.
Обычно арендная плата дифференцируется также в зависимости от времени пребывания малого предприятия в бизнес-инкубаторе. Она, как правило, ниже рыночной на начальном этапе (иначе теряется смысл инкубирования) и увеличивается до среднерыночной, а иногда и превышает ее к моменту завершения пребывания малого предприятия в БИ. И, конечно, арендная плата рассчитывается с учетом надбавок за долевое использование мест общего пользования (лестницы, холлы и т.п.).
Что нужно современному предпринимателю? Чем помогут государственные бизнес-инкубаторы?
2) Пользование коммунальными услугами
3) Охрана и уборка помещений (как правило, осуществляется централизованно)
4) Мебель. Возможны самые разнообразные варианты:
– БИ сдает в аренду обставленные мебель офисы;
– БИ помогает малому предприятию взять на прокат или дешево купить необходимую мебель;
– если учредителем БИ является крупная организация, имеющая избыток мебели (университет), то вполне реально организовать бесплатное пользование мебелью.
5) Телефонная сеть и оборудование
С самого начала следует предусмотреть вариант, когда на все звонки в бизнес-инкубатор будет отвечать секретарь. Это предполагает наличие в БИ собственной телефонной сети или подключение его абонентов в уже действующую телефонную сеть. В этом случае все арендаторы должны использовать совместимые телефонные аппараты, которые обеспечивает БИ.
Кроме обычной городской необходимо обеспечить МП-арендаторам возможность пользования междугородней и международной связью, а также факсами.
6) Компьютерное оборудование
Здесь политика БИ определяется исключительно его финансовыми возможностями. Если они ограничены, то несколько персональных компьютеров (ПК) с принтерами и, возможно, сканер располагаются в отдельной комнате. Комната открыта для всех арендаторов бизнес-инкубатора в течение определенного времени каждый рабочий день.
Если ресурсы бизнес-инкубатора достаточно велики, то он может обеспечивать МП-арендаторов компьютерным оборудованием на определенных условиях по их заявкам.
Сейчас достаточно распространена электронная почта. Бизнес-инкубатор должен обязательно иметь свой электронный адрес, а по возможности – наделить персональными адресами и предприятия-арендаторы.
Конечно, бизнес-инкубатору целесообразно иметь свою компьютерную сеть, к которой могут подключаться все малые предприятия-арендаторы. Кроме того, следует учесть, что за рубежом все большее число МП-арендаторов бизнес-инкубаторов проявляют заинтересованность в подключении к сети «Интернет». Выход в «Интернет» позволит войти во многие базы данных, в том числе, в базы данных Морозовского проекта, которые содержат немало полезной для малых предприятий информации.
7) Пользование множительной техникой
Возможность коллективного использования множительной техники позволяет, как это уже отмечалось выше, существенно снизить издержки малого предприятия на копирование документов и регулярно обновлять это оборудование.
Речь не идет о традиционной библиотеке. Однако бизнес-инкубатору необходимо выписывать несколько центральных и наиболее влиятельную региональную газеты. Правилом должно стать и для штатных сотрудников бизнес-инкубатора и для предпринимателей регулярно пополнять библиотечку БИ новыми брошюрами по предпринимательству, материалами семинаров, круглых столов, конференций, стажировок.
Информация о работе «Разработка стратегии развития бизнес-инкубаторов (на примере Новошахтинского зонального бизнес-инкубатора)»
Раздел: Менеджмент
Количество знаков с пробелами: 119495
Количество таблиц: 7
Количество изображений: 3
Источник: kazedu.com
Для чего создаются бизнес инкубаторы
Реализация региональных интересов связана прежде всего с развитием в регионах системы предпринимательства. Эта сфера должна рассматриваться как средство обеспечения эффективного социально-экономического развития регионально-территориальных образований. В качестве причин, вызывающих необходимость сосредоточения экономических реформ и их основы — развития предпринимательства — на региональном уровне, можно выделить следующие:
— необходимость учета специфики регионов в осуществлении общероссийской структурной, финансовой и т. п. политики;
— возможность эффективной реализации конкурентных преимуществ отдельных регионов;
— эффективное развитие предпринимательства с учетом местных условий, рынка и ресурсов.
Бизнес-инкубаторы — это общее название для организаций, развивающих предпринимательство путем создания условий, оказания комплекса услуг и предоставления ресурсов для ускорения роста предприятий на ранней инкубационной стадии их развития. Как правило, это специально создаваемые структуры для поддержки предпринимателей и малых предприятий на начальном этапе деятельности.
Бизнес-инкубаторы создаются для поддержки отобранных на определенных (как правило, конкурсных) условиях малых предприятий. Предоставляются оборудованные площади под офисы и производства, информационная и консалтинговая поддержка по всем аспектам предпринимательства, доступ к сети реализации продукции и предоставление широкого спектра других сервисных услуг.
Они способствуют в решении таких задач, как:
— оздоровление экономической активности регионов,
— развитие внутренних рынков,
— диверсификация экономики регионов,
— полное использование ресурсов регионов,
— повышение инновационной активности бизнеса в целом,
— внедрение новых технологий и ноу-хау,
— создание и укрепление связей между малым бизнесом и другими секторами экономики, а также межрегиональных и международных связей,
— рост занятости и уровня жизни населения и пр.
Наибольшее распространение бизнес-инкубаторы получили в США, где они входят в состав большинства научно-технологических парков. Всего же на сегодняшний день в США действует более 160 бизнес-инкубаторов. По данным исследований, опубликованных в 2003 году экспертами Международной Ассоциации Научных Парков, 88% научно-технологических парков различных стран мира действительно занимаются инкубацией бизнеса [1]:
В США действуют бизнес-инкубаторы различных направлений. Существуют, например, инкубаторы искусств (сдающие в аренду площади и оказывающие помощь молодым художникам и артистам), сельскохозяйственные инкубаторы (в которых малые фирмы перерабатывают продукцию земледелия и животноводства), инкубаторы для женщин, национальных меньшинств, инвалидов (преследующие цель вовлечения этих категорий граждан в активную предпринимательскую деятельность), промышленные инкубаторы (производящие несложную продукцию), и, наконец, инкубаторы фирм высоких технологий.
Чаще всего инкубаторы создаются по смешанной схеме, затем переходят к специализации (например, инкубаторы в области программного обеспечения или инкубаторы для фирм, работающих в области биотехнологии).
Бизнес-инкубаторы оказались настолько удачной формой поддержки нового предпринимательства, что за последние годы их число продолжает увеличиваться не только в США, где они объединяются в Национальную ассоциацию инкубаторов бизнеса, но и в других странах мира. Всего в мире насчитывается уже более 2000 самостоятельно действующих бизнес-инкубаторов. После США, наибольшее распространение они получили в Западной Европе. Практически во всех странах мира инкубаторы пользуются поддержкой государства, которое выполняет финансирование программ по развитию малых форм предпринимательства, особенно в научно-технической сфере.
В мировой практике бизнес-инкубаторам финансовая поддержка предоставляется исключительно в виде субсидий на выплату арендных ставок и покупку оборудования. Средняя площадь бизнес-инкубаторов варьирует от 6-10 тыс. кв.м в Китае до 1,5 тыс. кв.м в Австралии, в ЕС средняя площадь бизнес-инкубаторов составляет 3-4 тыс.кв.м. Как правило, в бизнес-инкубаторе работает 20-30 компаний, получающих консалтинговую и финансовую поддержку, помощь в обучении специалистов и в проведении исследований.
В настоящее время в Москве осуществляется несколько серьезных проектов по поддержке малого и среднего бизнеса. На территории автозавода им. Лихачева (ЗИЛ) будут созданы так называемые бизнес-инкубаторы, где на площади более миллиона квадратных метров в условиях льготной аренды, правовых и экономических консультаций будут выращиваться бизнес-структуры.
Разработана и принята областная целевая программа «Развитие и поддержка малого предпринимательства в Воронежской области на 2006-2009 годы». Цель программы — создание в ближайшие четыре года благоприятных условий для развития малого предпринимательства, способствующих активизации предпринимательской деятельности, росту числа предпринимателей и малых предприятий, наращиванию их конкурентоспособности и на этой основе укреплению экономики и социальной стабильности в регионе.
Малый бизнес занимает значительный сегмент в экономике области. В нем заняты 120,3 тысячи человек. На 1 января 2005 года зарегистрировано 83,7 тысячи субъектов малого предпринимательства. Наиболее весомо они представлены в трех отраслях: промышленности (16 процентов), строительстве (13процентов), торговле (50 процентов).
В 2004 году малые предприятия выпустили товаров и услуг на сумму свыше полутора миллиардов рублей. В консолидированный бюджет области было перечислено 700,6 миллиона рублей налоговых доходов, удельный вес налоговых поступлений от малого бизнеса в общей сумме доходов области составил 5,58 процента.
Развитие малого бизнеса в регионе обеспечивается системным характером государственной поддержки предпринимателей через реализацию областных целевых программ. В частности, четырехкратное поэтапное увеличение бюджетных вложений — с 950 тысяч рублей в 2001 году до 3 миллионов 783 тысяч рублей в 2004 — обеспечило 32-кратный прирост вложений в программу со стороны частных и зарубежных инвесторов. В прошлом году к выполнению программы впервые были привлечены муниципальные бюджеты (администрация Россошанского района, к примеру, инвестировала 300 тысяч рублей в районный фонд поддержки малого предпринимательства). Общий же объем финансирования программы на четырехлетний период из бюджетных и внебюджетных источников составит 2 миллиарда 563 миллиона 527 тысяч рублей.
В рамках областной программы микрокредитования с января по октябрь 2005 года выдано 1269 займов на общую сумму 42,9 миллиона рублей, что обеспечило создание дополнительно 144 рабочих мест на 887 малых предприятиях. Программные цели предусматривают активное привлечение средств регионального и муниципальных бюджетов, формирование различных каналов поддержки.
Программой предусмотрено создать десять бизнес-инкубаторов, а к 2009 году обеспечить полноценную работу регионального бизнес-инкубатора, генерируя ежегодно не менее 40 экономически устойчивых малых предприятий. Запланировано обеспечить за четырехлетие от этих предприятий поступлений в консолидированный бюджет от 200тысяч до 600 миллионов рублей. На новых малых предприятиях дополнительно будет создано от 20 до 200 новых рабочих мест. А услугами инфраструктурных организаций будут к 2009 году охвачены все районы области.
Развитие сети муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства предусматривает выдачу микрозаймов муниципальными фондами в сельских районах области: от двухсот в нынешнем году до тысячи к 2009 году. Это позволит создать новые рабочие места, что особенно актуально для сельских поселений, и пополнить консолидированный бюджет области 6т 400 тысяч в нынешнем году до 5 миллионов рублей к моменту завершения сроков программы.
Улучшение инвестиционного климата должно привести к росту предпринимательской активности. В 2006 году предусмотрен прирост 3,4 тысячи субъектов малого бизнеса, в 2007 году — 3,1 тысячи, в 2008-2009 годах — по три тысячи. Вклад предприятий малого бизнеса в валовой региональный продукт в 2006-2009 годах должен составить не менее 12 процентов [4].
Белгородский областной центр развития предпринимательства образован в 1999 году в соответствии с постановлением Главы администрации Белгородской области №632 от 04.11.1999г. «О создании областного государственного учреждения «Белгородский областной центр развития предпринимательства».
Центр занимается многопрофильной деятельностью, направленной на поддержку малого и среднего бизнеса Белгородчины, которая заключается в субсидировании процентной ставки по кредитам, предоставлении помещений на льготных условиях аренды, бесплатных консалтинговых услугах и т.д.
На начало 2005 года в сфере малого бизнеса области функционировало 35,2 тысячи субъектов , из них 8,2 тысячи малых предприятий — юридических лиц, 27 тысяч предпринимателей без образования юридического лица. Численность занятых в малом бизнесе возросла за прошедший год почти на 12 тысяч человек, в основном за счет увеличения числа наемных работников, привлекаемых в сферу малого бизнеса предпринимателями без образования юридического лица. Таким образом, из 650 тысяч занятых в экономике области, в секторе малого бизнеса трудятся почти 124 тысячи человек, то есть 19%, или каждый пятый трудоспособный житель области. Это на 2,2 процента больше, чем в 2003 году.
В сфере малого бизнеса в истекшем году произведено продукции, товаров и услуг, с учетом предпринимателей без образования юридического лица, на сумму более 27 млрд. рублей, что в действующих ценах на 32% больше, чем за 2003 год. Более 60% выпущенной продукции, товаров и услуг приходилось на производственные отрасли — промышленность, строительство, сельское хозяйство.
Доля малого бизнеса в структуре товарной продукции составила 15%, что соответствует среднероссийскому уровню, но значительно уступает уровню развитых европейских стран, где участие малого бизнеса в экономике достигает 50-60%. Поступление налогов от малого предпринимательства по специальным режимам налогообложения за 2004 год составило 564 млн. рублей (против 213 млн. рублей в 2003 году).
Одним из важнейших приоритетов является развитие инфраструктуры информационного обеспечения предпринимательства. Для этого разработана специальная программа оказания информационно — образовательных услуг субъектам малого и среднего бизнеса Белгородской области, основными задачами которой являются:
* обеспечение консультационной и информационной поддержки
* содействие созданию рабочих мест.
* привлечение инвестиций в местный бизнес.
* содействие предприятиям малого бизнеса в повышении их конкурентоспособности.
* осуществление консультирования в вопросах малого предпринимательства органов государственной власти, местного самоуправления, организаций, граждан.
* содействие финансовой поддержке для развития бизнеса.
Основным механизмом реализации программы является создание представительств ОГУ «Белгородский областной центр развития предпринимательства (БОЦРП)» в районах Белгородской области. Открыты представительства в Шебекинском, Яковлевском, Старооскольском и Валуйском районах.
В функции представительств входит:
1) обучение жителей Белгородской области по программе Международной Организации Труда (МОТ) «Начни и совершенствуй свой бизнес» (НССБ).
2) обучение руководителей действующих компаний. Проведение на базе ОГУ «БОЦРП» семинаров по управленческим и бизнес — технологиям.
3) консультационная поддержка предпринимателей по вопросам ведения бизнеса.
4) создание положительного имиджа современного предпринимателя.
Белгородская область единственная в России работает по уникальным программам МОТ «Начни и совершенствуй свой бизнес» и «Знакомство с бизнесом», только здесь данные курсы получили столь широкую государственную поддержку.
Школа бизнеса в г. Белгороде действует вот уже 5 лет по программе НССБ. В 2003 году ОГУ «Белгородский областной центр развития предпринимательства» был проведен семинар по обучению преподавателей из 7 районов Белгородской области для продвижения программы «Начни и совершенствуй свой бизнес», в феврале 2005 года прошел семинар для преподавателей программы «НССБ», полностью профинансированный Международной организацией труда.
Еще одним эффективным направлением работы Центра по активизации предпринимательской деятельности в области является открытие студенческого Бизнес — инкубатора. Согласно постановлению губернатора Белгородской области №145 от 22 июня 2004 года было создано специализированное структурное подразделение ОГУ «БОЦРП» «Бизнес-инкубатор Белгородского государственного университета». Основной целью его создания является расширение поддержки предпринимательства, повышение уровня предпринимательской культуры и подготовка квалифицированных кадров в сфере малого и среднего бизнеса.
Одновременно с учебой студенты университета смогут попробовать свои силы в реальном бизнесе в смягченных условиях инкубатора, пользуясь поддержкой ведущих специалистов в области организации бизнеса. На данный момент в бизнес — инкубаторе действует 4 студенческих предприятия. Среди них рекламное агентство, 2 предприятия, занимающиеся программным обеспечением и обслуживанием компьютеров, а также консалтинговая фирма.
В концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства подготовка кадров для бизнеса выделена в одно из приоритетных направлений. Снижение налогов в инкубаторах для малого бизнеса также сыграет положительную роль в формировании социального партнерства между бизнесом и наукой. Вовлечение в этот процесс органов местного самоуправления ускоряет их реформирование, дает инструменты для самостоятельных действий в сфере поддержки малого и среднего бизнеса. Развитие предпринимательства неразрывно связано с ростом налогового потенциала области и обеспечением социальной стабильности, а это позволяет территориям проявлять большую финансовую независимость и свободу в принятии решений [3]
В Тверской области при участии партнера Cisco — компании «Андреев Софт» и местной Администрации реализован проект по созданию IT-бизнес-инкубатора. Его основная задача — оказание поддержки субъектам малого предпринимательства в области информационных технологий на начальной стадии их развития путем предоставления на льготных условиях необходимого комплекса услуг: помещений, оборудования, рабочих мест, консультационной и информационной поддержки и т.д.
Мощность Тверского бизнес-инкубатора — 250 рабочих мест для предпринимателей в сфере информационных технологий. За 10 лет, на которые рассчитана деятельность бизнес-инкубатора, планируется выпустить несколько десятков успешных, стабильно работающих в рыночных условиях малых предприятий с общим числом созданных за это время 1000 рабочих мест [2].
Таким образом, система бизнес-инкубаторов в стране создается как на федеральном, так и на региональном уровне, что непременно будет способствовать развитию малого предпринимательства.
- Интернет-ресурс: Сайт «Технопарки, экономика, бизнес».- http://technopark.al.ru/tpark/tpark.htm
- На базе технологий Cisco в Тверской области построен уникальный IT-бизнес-инкубатор http://www.cisco.com/global/RU/news/releases/1123.shtml
- Сухоруков И.А. Развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса муниципальных образований Белгородской области. [Электронный ресурс]. http://www.rambler.ru/
- Областная Дума» — спецвыпуск Воронежской облдумы и «Коммуны», N1 http://www.smile.vrn.ru/inform/news/2006/33988505.html
Источник: top-technologies.ru
Бизнес-инкубатор и его роль в реализации инновационных проектов
В современных условиях лишь переход к инновационному развитию обеспечивает экономическое процветание региона. В этой связи инновационная политика любого региона должна быть направлена на организацию и стимулирование инновационной деятельности, превращение ее в устойчивый источник экономического роста.
Одним из главных направлений развития и стимулирования инновационной деятельности на региональном уровне является создание инновационной инфраструктуры как совокупности субъектов и объектов инновационной деятельности, функционирование которых способствует реализации инновационной деятельности. Исходя из этого наиболее инвестиционно эффективными являются не регионы – производители товаров, а те регионы, которые способы грамотно управлять товарными и финансовыми потоками на территории региона.
Как правило, повышение инвестиционной привлекательности территории обеспечивается путем развития предпринимательства и привлечения инвесторов. Однако при поиске решения данной проблемы практически каждый регион сталкивается с перечнем трудностей. С одной стороны, в России представлены все возможные элементы финансовой системы, такие как банки, страховые компании, пенсионные фонды и лизинговые организации. С другой стороны, доступ к инвестиционным ресурсам ограничен для малых предприятий по причине неустойчивых позиций на рынке. У вновь создаваемых субъектов хозяйствования нет возможности привлечь финансовые ресурсы для реализации своих проектов на выгодных условиях, в результате чего они вынуждены искать дополнительные источники финансирования.
В такой ситуации действенным инструментом повышения эффективности региональной политики как в сфере поддержки малого предпринимательства, так и в сфере социально-экономического развития региона может стать создание и функционирование бизнес-инкубаторов. Что обуславливает актуальность выбранной темы.
Целью данной работы является исследование основ функционирования бизнес-инкубаторов и их роли в реализации инновационных проектов.
Исходя из поставленной цели, в рамках данной работы предполагается решение следующих задач:
— рассмотрение бизнес-инкубатора как элемента инновационной инфраструктуры, видов бизнес-инкубаторов;
— определение роли бизнес-инкубаторов в продвижении инновационных проектов;
— исследование опыта организации бизнес-инкубаторов в России;
— анализ деятельности городского бизнес-инкубатора «Кристалл».
Объектом исследования в работе выступает бизнес-инкубатор «Кристалл».
Предметом исследования в работе является деятельность бизнес-инкубатора.
Исследование проблем функционирования бизнес-инкубатора нашло свое отражение в трудах многих отечественных экономистов: Антоненко И.С., Аткинса Д., Лапуста М.Г., Минеевой Т.В., Нуруллина И. Г., Стукача В.Ф., Шепелева Г. В. и др.
К методам исследования, используемым в данной работе, относятся методы анализа и синтеза, построения гипотезы, логической оценки событий, графический и другой метод сбора и обработки информации. Исследование базируется так же на общенаучной методологии, предусматривающей использование системного и институционального подходов.
Информационной базой исследования послужили научная литература, освещающая вопросы стратегического развития бизнес-инкубаторов; отчетность бизнес-инкубатора «Кристалл».
Практическая значимость работы состоит в том, что реализация проекта, разработанного в данной работе, позволит бизнес-инкубатору выйти на новый уровень развития, повысит конкурентоспособность предлагаемых услуг, улучшит экономические показатели ее деятельности.
Структура работы представлена введением, тремя разделами, заключением и списком литературы. Первый раздел содержит теоретические положения функционирования бизнес-инкубаторов.
Второй раздел представлен исследованием опыта организации бизнес-инкубаторов в России, а так же анализом деятельности городского бизнес-инкубатора «Кристалл».
Третий раздел посвящен экономическому обоснованию разработанного проекта и оценка его эффективности.
Бизнес-инкубатор, как элемент инновационной инфраструктуры
В настоящее время успешное развитие малого и среднего предпринимательства значится, как наиболее важное направление деятельности на всех уровнях органов власти в пределах урегулирования возникающих вопросов связанных с социально-экономическим развитием территорий и решением проблем возникших в социальной сфере.
Огромную роль и важность в успешном развитии, и поддержки малого бизнеса занимают бизнес-инкубаторы. Бизнес-инкубатор это особый инструмент экономического развития, необходимый для ускорения роста и успешной самореализации предпринимателей, предприятий, компаний посредствами предоставления им комплекса ресурсов и услуг по поддержке и развитию их активности.
Согласно российскому законодательству, «бизнес-инкубатор — это организация, решающая задачи поддержки малых, вновь созданных предприятий и начинающих предпринимателей, которые хотят, но не имеют возможности начать свое дело, связанные с оказанием им помощи в создании жизнеспособных коммерчески выгодных продуктов и эффективных производств на базе их идей»[1].
Комплекс ресурсов и услуг включает в себя: обеспечение предприятий и компаний площадями на льготных условиях; обучение персонала; консалтинг; грамотно подобранный комплекс программ деловой поддержки, постоянная помощь в управление компанией, и специальные программы обучения; доступ к информационной базе.
Отдельным видом бизнес-инкубаторов являются коворкинг-центры. В 2005 году молодой американский программист Бред Ньюберг положил начало первому коворкингу, который объединил под своей крышей нескольких фрилансеров-единомышленников. Идея заключалась в том, чтобы создать рабочее пространство, находящееся между обычным офисом и домом.
Единой классификации подобных рабочих пространств пока не существует. Однако условно их можно распределить на следующие группы.т
Наиболее распространены сегодня коворкинги, предназначенные для осуществления офисной и производственной деятельности. Однако эти пространства отличаются размерами, уровнем технической оснащенности и предоставлением сопутствующих услуг, поэтому их подразделяют на:
— Созданные фрилансерами, которые объединяются для реализации совместного проекта. Они арендуют небольшое помещение, плату за которое делят между всеми участниками. Необходимую технику приносят из дома.
— Рабочее место, организованное конкретным предпринимателем. Все затраты по обслуживанию помещения он берет на себя, клиенту остается оплатить только пребывание в офисе.
— Центры, оформленные определенной компанией для организации работы внештатных сотрудников. Все расходы в этом случае берет на себя работодатель.
Все более популярными становятся коворкинг-центры творческого направления, объединяющие людей искусства.
Законодательное закрепление и, как следствие, регулирование, институт бизнес-инкубаторства получил сравнительно недавно, хотя они функционирует с начала 90-х годов прошлого века[1].
Как отмечают исследователи данной отрасли, основная проблема в деятельности бизнес-инкубаторов заключается в коммерциализации их деятельности, в частности, зарабатывании денег на сдачи площадей в аренду молодым предпринимателям. Слабая проработанность законодательства, низкий уровень юридической техники также имеют свою влияние на функционирование бизнес-инкубирования.
Приведем пример с дефиницией понятия «бизнес-инкубатор», имеющее правовое закрепление в нескольких правовых актах. Так, впервые российское законодательство упоминает такой термин, как бизнес-инкубатор в Постановлении Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. № 249 «Об условиях и порядке предоставления в 2005 году средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства»[2]. В данном постановлении, в частности, указывается на необходимость оказания помощи субъектам малого предпринимательства посредством субсидирования и финансирования по созданию такой инфраструктуры, которая будет посредством своей деятельности осуществлять поддержку субъектов малого предпринимательства. В свою очередь, этой инфраструктурой и будет являться бизнес-инкубаторы. В п.14 данного постановления закреплена дефиниция бизнес-инкубаторов, под которыми следует понимать «организации, созданные для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг».
Двумя годами позднее, Минэкономразвитие опубликовало приказ, в котором детально регламентировало деятельность бизнес-инкубаторов, были установлены основные требования к их функционированию. Данный приказ также определил термин рассматриваемого института, под которым понимается объект инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющий поддержку предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду нежилых помещений и оказания консультационных, бухгалтерских, юридических и прочих услуг. По сути, дефиниция мало чем отличается от той, которая была указана в вышеназванном постановлении Правительства РФ.
Росстат также попытался определить в своем постановлении понятие бизнес-инкубаторов, под которыми все также понимается организация, решающая задачи, ограниченные проблемами поддержки малых, вновь созданных предприятий и начинающих предпринимателей, которые хотят, но не имеют возможности начать свое дело, связанные с оказанием им помощи в создании жизнеспособных коммерчески выгодных продуктов и эффективных производств на базе их идей.
Все дефиниции бизнес-инкубаторов имеют характерные отличия друг от друга, но тем не менее определяют данный объект инфраструктуры как «организацию», при чем более детально статус этой организации нигде не регламентирован. При этом вопрос, в какой организационно-правовой форме и на какой основе будут функционировать бизнес-инкубаторы, с точки зрения нормативно-правового регулирования остается открытым.
На наш взгляд, правовое разночтение понятия бизнес-инкубаторов, широкая «разбросанность» данного института по различным подзаконным актам явно сказывается и будет сказываться на функционировании данного института. Поэтому, учитывая эти факты, неосведомленному человеку довольно-таки трудно ориентироваться в законодательстве о бизнес-инкубировании.
Исходя из вышесказанного, мы считаем, что необходимо принять такой подзаконный акт, который бы объединил в себе единое понятие бизнес-инкубаторов, область их применения, порядок функционирования, его права и обязанности, а равно детально закрепил бы правовой статус данной динамично развивающейся инфраструктуры. В свою очередь это поспособствует более эффективному функционированию бизнес-инкубаторов, во многом устранит злоупотребления, которые на данный момент происходят в данной инфраструктуре[3]. Как уже было отмечено выше, к сожалению, на данный момент работа некоторых бизнес-инкубаторов во многом обусловлена лишь коммерциализацией, а именно сдачей в аренду помещений, что в свою очередь, является основной прибылью в деятельности данных инфраструктур. Поэтому более детальная законодательная регламентация деятельности бизнес-инкубаторов как никогда необходима.
Опыт говорит о том, что из многих предприятий, кто свою деятельность начал самостоятельно выживают примерно 14-30 %, а тем временем, как в бизнес – инкубаторе 85-90 %. России существуют сложные моменты в плане функционирования бизнес- инкубаторов, к которым есть ряд вопросов, требующих ответов:
— на международном уровне: реализация программ технической помощи, организация в передачи зарубежного управленческого опыта, осуществление международных конференций и выставок;
— на уровне федеральных организаций: управление собственностью государства, льготное кредитование, таможенные льготы, налогообложение;
— на муниципальном и региональном уровне: кредитование в части налогов, выдача площадей;
— на уровне Национального Содружества бизнес — инкубаторов: создание и приведение к единому документообороту, разработка единого консалтингового центра для потребности аккредитованных бизнес-инкубаторов;
— на уровне руководства бизнес-инкубаторов: переход к региональной системе бизнес-инкубаторов, создание новых филиалов и переход по принципу сетевой деятельности бизнес-инкубаторов, развитие горизонтальных связей с использованием общих производственных мощностей, тем самым увеличивают уровень занятости населения, сохраняют ценность научно – технического потенциала, повышают объем продукции[4].
Таким образом, основное назначение бизнес-инкубаторов — поддержка малых предприятий на первом этапе деятельности. В основном, это помощь организационного и информационно-консультационного характера, которая способствует тому, что субъекты малого предпринимательства, после инкубационного периода пребывания в бизнес-инкубаторе могли самостоятельно и успешно осуществлять свою деятельность, без глобальных последствий для начатого дела.
Литература
[1] Аткинс Д. Практика бизнес-инкубирования: международный опыт. // Доклад на Международной конференции «Взаимодействие малого и крупного бизнеса», 2014. – С. 87.
[2] Постановлении Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. № 249 «Об условиях и порядке предоставления в 2005 году средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» // Российская газета. № 98.2005.
[3] Шепелев Г. В. Проблемы развития инновационной инфраструктуры // Инновации, 2015. — №2. — С. 6-15.
[4] Минеева Т.В. Бизнес-инкубатор как один из наиболее эффективных инструментов поддержки и развития предпринимательства // Вестник АГТУ. – 2014. — №2(37). – С.230-236.
или напишите нам прямо сейчас
Источник: xn--d1aux.xn--p1ai