При построении окружения бизнес-процесса были описаны входы и выходы. Вход и выход каждого бизнес-процесса соответственно является выходом и входом для другого бизнес-процесса или внешнего субъекта, с которыми взаимодействует организация. Взаимодействия между бизнес- процессами, составляющими дерево показываются с помощью сети процессов (рисунок 13).
Иерархические связи и классификация бизнес-процессов на сети процессов не показывается для того, что бы не загромождать модель. В отличие от дерева бизнес-процессов сеть процесса дает более полное системное представление о деятельности организации, так как позволяет показать не только элементы организации, но и взаимодействия между ними.
Помимо этого сеть процессов обеспечивает проверку разработанной модели деятельности организации на целостность, правильность выделения бизнес-процессов и описания их окружения. Если выход одного из бизнес-процессов, например документ, нигде далее не используется, то есть не является входом для другого бизнес-процесса или внешнего субъекта, то это означает следующее. Первое — описанный выход бизнес- процесса является либо ошибочным, либо лишним. В противном случае нужно найти бизнес-процесс для которого данный выход является входом и доработать схему окружения этого бизнес-процесса.
Рисунок 13 — Разработка сети бизнес-процессов
На практике сеть процессов часто называют сетью или схемой взаимодействия бизнес-процессов. Отличие сети процессов состоит в том, что на сети нужно показать внешние субъекты, с которым взаимодействуют бизнес-процессы компании — клиенты, поставщики, банки и др. На рисунке 14 приведено пример сети бизнес-процессов для производственной компании.
Рисунок 14 — Пример сети бизнес-процессов
Семь «золотых» правил описания бизнес-процессов
Сама по себе методология описания бизнес-процессов довольно проста, но ее эффективное применение на практике не является простой задачей. Подводные камни, появляющиеся при описании бизнес-процессов компании могут свести эффективность этой работы на нет. Возникновение подводных камней связано с человеческим фактором, так как большинство сотрудников компании не заинтересованы в проведение подобных работ в их организации.
Что бы уменьшить сопротивления незаинтересованных сторон описанию бизнес-процессов нужно использовать «золотые» правила, которые были выведены из практического опыта проведения подобных работ.
Правило 1. Составляйте, уточняйте, подтверждайте схемы вместе с «владельцами»/»участниками» бизнес-процессов.
Правило 2. Используйте визуальные подходы описания бизнес- процессов, способствующие повышению эффективности работы в группе.
Правило 3. Используйте язык, понятный «владельцам’У’участникам» бизнес-процесса.
Правило 4. Создавайте схемы деятельности, а не организационных структур.
Правило 5. Избегайте излишней детализации бизнес-процессов, особенно на схеме «как есть».
Правило 6. Избегайте составления схемы бизнес-процесса ради схемы, не ведущей к дальнейшему анализу и действиям.
Правило 7. Не смешивайте понятия «как есть», » как должно быть», «как будет».
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1. Привести примеры:
- 1. Основных бизнес-процессов
- 2. Обеспечивающих бизнес-процессов
- 3. Бизнес-процессов управления
- 4. Бизнес-процессов развития
Задание 2. Придумать и описать бизнес-процесс. Составить его горизонтальное и вертикальное описание.
- 1. Бизнес-процессы на предприятии характеризуются:
- а) Четко определенными во времени началом и концом;
- б) Внешними интерфейсами;
- в) Затратами времени;
- г) Затратами труда;
- д) Затратами материалов.
- а) Сократить время и затраты на выполнение функций, добавляющих стоимость;
- б) Максимально сократить функции, не добавляющие стоимость;
- в) Выбрать функции с низкой стоимостью из возможных альтернатив.
- а) По вероятности пути процесса;
- б) По типу объекта;
- в) Произвольно;
- г) По значению пользовательских атрибутов;
- а) Информационно-аналитические системы;
- б) Системы имитационного моделирования;
- в) Управление знаниями;
- а) Производительности бизнес-процессов;
- б) Использования ресурсов в бизнес-процессе;
- в) Непроизводительных затрат.
- а) Сроков реализации потребностей клиентов;
- б) Использования различных ресурсов;
- в) Сложности процесса управления;
- г) Издержек.
- а) Стандартизации бизнес-процессов;
- б) Определения требований к информационной системе;
- в) Проведения улучшений в организации бизнес-процессов.
- 10. Установите соответствие типов клиентов и видов бизнес-процессов:
- а) Потенциальный клиент — инновационный процесс;
- б) Внешний клиент — основной процесс;
- в) Внутренний клиент — вспомогательный процесс.
Источник: bstudy.net
Подходы к выделению и описанию бизнес-процессов. Сеть бизнес-процессов организации
Выделение бизнес-процессов и определение их границ является важной составляющей моделирования процессов. Следует отметить, что часто определение границ процессов, отделение одного процесса от другого неоднозначно, и это разграничение или объединение носит ситуационный характер. В общем случае, принято применять один из следующих подходов для выделения конкретных бизнес-процессов:
По функциям. В данном случае выделение процесса происходит по выполнению в его рамках последовательности действий в пределах функциональных сфер ответственности. В частности, при выделении бизнес-процессов на первом этапе можно исходить из функциональных подразделений компании, поскольку их задачи — преобразование некоторых входов в выходы — и является сутью понятия бизнес-процесса. Вместе с тем, бизнес-процесс часто может выходить за рамки деятельности одного подразделения компании. Обычно данный подход признается наименее удачным, однако в некоторых случаях он может быть жизнеспособен. Выделение бизнес-процессов по функциям может применяться, например, в рамках автоматизации бизнес-процессов компании, когда строятся AS-IS и TO-BE модели
По результату. Границы бизнес-процесса устанавливаются в соответствии с результатом, часто — продуктом. Процессы выделяются относительно их работы на заданный результат и, в основном, носят межфункциональный характер. Данный подход к выделению бизнес-процессов является достаточно сложным как в разработке, так и для внедрения, однако при умелом применении эти недостатки компенсируются
По добавленной ценности. Данный подход реализует идею того, что потребителю важен не сам продукт, а та ценность, которую он несет. В данном случае границы процесса устанавливаются там, где процесс вносит добавленную ценность в конечный продукт. При этом, как правило, происходит выделение основных бизнес-процессов предприятия, а также вспомогательных (поддерживающих), которые обеспечивают функционирование бизнес-системы. Вместе все эти процессы образуют так называемую цепочку создания ценности
Выделение процессов может происходить и по каким-либо другим, менее распространенным, критериям, но, в любом случае, для каждой компании выбор того или иного подхода носит индивидуальный характер, исходя из целей моделирования и стратегии предприятия в целом.
Вслед за выделением бизнес-процессов в компании, как правило, имеет место их регламентация. На данном этапе происходит документирование и описание бизнес-процессов, а именно, фиксируются взаимоотношения между бизнес-процессами, строятся модели бизнес-процессов. Однако для корректной работы на данном этапе описываемые бизнес-процессы, прежде всего, должны быть правильно выделены. Для этого нужно иметь представление о цели, ради которой проводится выделение бизнес-процессов. В качестве такой цели может выступать, например, оптимизация бизнес-процессов.
Сеть бизнес-процессов организации – совокупность взаимосвязанных между собой бизнес-процессов, включающих все основные операции (функции), которые выполняются в подразделениях данной организации.
Сеть бизнес-процессов является способом представления бизнес-процессов организации и напоминает DFD-диаграмму. Построение подобной структуры становится возможным благодаря тому, что бизнес-процессы имеют входы и выходы, с помощью которым и происходит их объединение в сеть.
Однако, строго говоря, сеть бизнес-процессов не является DFD-схемой, так как содержит также внешние субъекты, которые взаимодействуют с организацией (это могут быть, например, покупатели и поставщики).
Сети бизнес-процессов, наряду с деревьями бизнес-процессов, используются, для описания деятельности компании на верхнем уровне детализации, однако, в отличие от последних, рассматривают не иерархические структуры, а взаимодействия бизнес-процессов. Сети бизнес-процессов удобны, поскольку не перегружены лишней информацией и в то же время дают возможность получить достаточно полное представление о деятельности предприятия.
Кроме того, построив сеть бизнес-процессов организации, можно оценить модель ее деятельности в целом и понять, правильно ли были выделены бизнес-процессы. Исходя из логики построения сети, можно также проверить, насколько корректно были описаны окружения бизнес-процессов, а именно — входные и выходные данные и ресурсы.
Дата добавления: 2018-05-09 ; просмотров: 1497 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
Сети процессов
Сеть процессов – объединение взаимосвязанных и взаимосогласованных процессов организации в единую систему.
Каждый процесс может быть разбит на некоторое количество составляющих его процессов (работ, процедур, операций), выполнение которых приводит на выходе к получению продукции с заданными параметрами.
Пример. Рассмотрим бизнес- процесс приема абитуриента на первый курс Университета (факультет Х, специальностьУ)
На входе процесса абитуриент, обладающий определенными знаниями. Поставщиками являются средние образовательные учреждения и, возможно, родители. Потребителями – преподаватели и сотрудники факультета и университета. Управляющие воздействия – приказы, положения, правила приема и т.д. Ресурсы – люди (персонал), время, деньги, аудитории, оборудование и пр.
Данный бизнес-процесс может быть разбит на ряд составляющих процессов, связанных общей целью – произвести набор на 1-й курс. Одна из возможных декомпозиций основного процесса показана на рис.7.6.
Рис. 7.6. Сеть процессов
Составляющие «Главного процесса»:
БП-1 – Бизнес-процесс 1. Разработка условий приема – разработка предложений кафедрами и деканатом, утверждение предложений, подбор распорядительных документов, передача документов потребителю: приемной комиссии, кафедрам, деканату и др. Участники – зам декана, зав. кафедрами, преподаватели, служащие, секретари и др.
БП-2 – Организация работы приемной комиссии факультета.
БП-2.1 – организация приема заявлений (документов).
БП-2.2 – подбор и комплектование преподавательского состава для проведения собеседования и/или экзаменов.
БП-3 – Организация работ по зачислению.
БП-4 – Анализ результатов приема и разработка корректирующих воздействий.
За выполнение и результаты каждого бизнес-процесса должен быть назначен ответственный (владелец составляющих бизнес-процессов). Это может быть любой сотрудник, кому руководитель делегирует полномочия. Распределение и закрепление ответственности может быть оформлено в виде матрицы ответственности (рис. 7.7).
Рис. 7.7. Матрица ответственности
Д – декан факультета – владелец «Главного процесса»;
Зам. – заместитель декана;
З.К.-1, З.К.-2… – заведующие кафедрами;
С – сотрудник (лаборант, секретарь и др.).
О – ответственный (владелец) процесса;
У – участник процесса, выполняющий определенные действия;
И – получающий информацию о ходе и/или результатах процесса и использующий ее для управления или отчета.
При формировании сети процессов следует соблюдать следующие правила:
Правило – 1:
«За выявление и выполнение требований потребителя несет ответственность владелец процесса, и только он один. Или лицо его замещающее».
Правило – 2:
«За результат процесса (выход) и его своевременную доставку потребителю несет ответственность владелец процесса, и только он один. Или лицо его замещающее».
Правило – 3:
«За эффективность процесса несет ответственность владелец процесса, и только он один. Или лицо его замещающее».
Требуется соблюдение следующих условий:
«Основных процессов должно быть не более, чем 7 — + 2 .
«Вспомогательных процессов не должно быть больше,чем 5 — +2 .
«Процесс должен иметь только одного владельца, т.е. в каждой строчке матрицы может быть только один символ-О».
7.2. Реинжиниринг бизнес-процессов: методология и методы
инновационного проектирования
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru