Должен ли ИП проходить предрейсовый медосмотр

Вопрос: Обязан ли предприниматель проходить предрейсовый и послерейсовый медосмотр?

Ответ: Лица, выполняющие функции водителя транспортного средства, кроме водителей, выезжающих по вызову экстренных оперативных служб, должны проходить обязательные предрейсовые медицинские осмотры. Водители, которые перевозят пассажиров или опасные грузы, также должны проходить послерейсовые медосмотры.

Распространяется ли это требование на индивидуальных предпринимателей, которые выполняют функции водителя при осуществлении своей деятельности?

Индивидуальным предпринимателям, управляющим транспортными средствами при осуществлении перевозок, следует проходить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры в общем порядке.

Обосновывается это следующим.

В нормативных актах есть положения, которые прямо указывают на обязанность предпринимателей проходить предрейсовые и послерейсовые медосмотры. В частности, это необходимо в случае самостоятельного управления транспортными средствами, осуществляющими перевозки. Каких-либо исключений из этого правила для предпринимателей не предусмотрено.

Предрейсовый медицинский осмотр дистанционно. Законность таких медосмотров.

Судебная практика подтверждает эту точку зрения: неисполнение предпринимателем обязанности по прохождению медосмотра нередко становится причиной для привлечения к административной ответственности.

Напоминаем, что административная ответственность за осуществление перевозок без прохождения предрейсового или послерейсового медицинского осмотра установлена ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ, которая предусматривает наказание в виде штрафа:

3 000 рублей – для граждан;
5 000 рублей – для должностных лиц;
30 000 рублей – для организаций и ИП.

Источник: www.yarosoft.ru

Нужно ли работнику, использующему служебный автомобиль, проходить предрейсовые медосмотры?

Некоторые компании выделяют ключевым сотрудникам автомобили для «ускорения» их работы. За рулем, естественно, сам сотрудник. Нужно ли ему ежедневно проходить предрейсовый медосмотр? Нужно ли ему доплачивать за работу водителя?

Вопрос вовсе не безобидный, как показываю результаты проверок ГИТ за последние два года. Давайте разберемся вместе.

предрейсовые медосмотры водителей позиция ГИТ

Позиция инспекции труда

Последние два года ГИТ проверяла компании, которые используют в своей работе служебные машины. Основные нарушения, по мнению инспекторов, были следующие:

Кто обязан проходить предрейсовый медицинский осмотр?

  • работники, использующие автомобили, не проходят все предусмотренные для водителей медосмотры (периодические, предрейсовые и послерейсовые),
  • такие работники не прошли психиатрическое освидетельствование,
  • этим работникам не оплачивалась работа водителя.

Чиновники ГИТ посчитали, что если работник ездит сам за рулем служебного автомобиля, то должен быть оформлен как водитель. Для этого нужно включить должность водителя в штатное расписание организации, с работником заключить дополнительное соглашение к трудовому договору о работе по совмещению водителем, в котором прописать доплату за такое совмещение.

Оправдание работодателей, что машина — это вспомогательное средство, эдакий социальный бонус к некоторым должностям, инспекторы принимали как отговорку, чтобы не организовывать медосмотры (прямо скажем, удовольствие не из дешевых).

Читайте также:  Какие виды услуг могут оказывать самозанятые граждане

Надо сказать, что практически все работодатели, которых коснулись проверки, были оштрафованы, поскольку знать не знали, что принимают на работу не просто начальника (руководителя) какого-либо отдела, а начальника-водителя. Кроме того, их обязали заключить с работниками соответствующие допсоглашения к трудовым договорам и организовать медосмотры. Конечно, все были возмущены, но не каждый работодатель осмелился оспорить решение ГИТ.

Каковы же были результаты оспаривания в суде? Суды повели себя по-разному, то есть некоторые поддержали госинспецию труда, но большинство судов все-таки не согласились с мнением контролеров. Я приведу по одному примеру, но на самом деле судебных решений было много.

Позиция судов, поддержавших решение ГИТ

Московский областной суд (решение от 26.06.2014 г. по делу №21-5962014) объяснил, что не имеет значения, куда и зачем ездит работник. Главное, что он эксплуатирует транспортное средство, важен сам факт управления транспортным средством. Значит, работник должен проходить предрейсовые и послерейсовые медосмотры, задача которых — предупредить ДТП.

Кроме того, такие работники-водители сязаны с движением транспортных средств, а это источник повышенной опасности. Значит, не реже 1 раза в 5 лет нужно проходить еще и психиатрическое освидетельствование.

Позиция судов, защитивших работодателя

Нагатинский районный суд Москвы (решение от 12.09.2014 г. по делу № 2–7982/2014) встал на сторону работодателей, признав предписание ГИТ необоснованными. Суд исходил из того, что в Постановлении Правительства РФ №16 от 19.01.2008 г., которое утвердило перечень работ и профессий, непосредственно связанных с движением транспортных средств, не указаны работники, которые пользуются автомобилями в качестве бонусов.

Суд сделал акцент на том, что торговые представители, например, пользуются служебными машинами не для перевозки грузов, а только для своего передвижения, причем и в личных целях тоже (едут с работы и на работу). Поскольку эти должности (представители, руководители департаментов) не указаны в Перечне, утвержденном Постановлением №16, то нет оснований считать их водителями. А значит, предрейсовые осмотры и освидетельствования им не нужны.

На что сделать акцент при выделении автомобиля работнику:

  1. Автомобиль — это вспомогательное средство для выполнения трудовых обязанностей, которым можно пользоваться и в личных целях тоже.
  2. Автомобиль – это форма улучшения условий труда, работник по своим функциям не связан с повышенными источниками опасности.
  3. Компания не осуществляет перевозку грузов и пассажиров.
  4. Поездки работника на служебном автомобиле носят эпизодический характер, поэтому рейсами не являются.

Конечно, инспекция труда может не согласиться с вами. Не теряйтесь, смело обжалуйте постановления инспекторов ГИТ в суд — решений в пользу работодателя гораздо больше.

Читайте также:  Может ли ИП быть платежным агентом

Об авторе: Анна Славинская

Анна Славинская, кадровик-практик. Личный сайт www.slavianna.ru с бесплатными материалами. Группа ВК https://vk.com/kadrydoc отвечаю на вопросы в реальном времени.

Продление срочного трудового договора с беременной сотрудницей

« Предыдущая запись

Продление срочного трудового договора с беременной сотрудницей

Ошибки при расчете отпускных (часть 1)

Следующая запись »

Источник: slob-expert.ru

Должен ли ип проходить предрейсовый медосмотр

Добро пожаловать!
Зарегистрируйтесь или войдите в кабинет

Главная / Статьи / Нужна ли транспортному предприятию для проведения предрейсовых осмотров, лицензия на медицинскую деятельность?

Обязательно ли проводить предрейсовые осмотры, если перевозки осуществляются только для себя?

В Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 N 196-ФЗ написано:

«Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей…».

Проведение предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств согласно данному закону является медицинским обеспечением безопасности дорожного движения.

В октябре 2008 года вступил в силу Приказ Министерства Транспорта РФ N 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» от 18.09.2008. Данный приказ должны исполнять юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Согласно данному приказу дата и время проведения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров являются одним из основных реквизитов путевого листа. Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.

Важно отметить, что в 152 Приказе нет указания о применении данного документа только к автотранспортным предприятиям.

Необходима ли лицензия на медицинскую деятельность, если такая деятельность осуществляется для собственных нужд?

Закон «О безопасности дорожного движения» не дает четкого ответа о необходимости лицензии в случае проведения предрейсового осмотра на территории предприятия. Обратимся к другим законодательным актам.

Согласно Постановлению Правительства РФ «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности» N 30 от 22.01.2007, предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры относятся к услугам медицинской деятельности (см. Приложение), подлежащим лицензированию.

Так же в приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 10 мая 2007 г. N 323 медицинские осмотры (предрейсовые, послерейсовые) отнесены к перечню работ медицинской деятельности выполняемых на основании лицензии.

Обязательность лицензирования медицинской деятельности утверждена Федеральным Законом N 128-ФЗ от 8 августа 2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» (подпункт 96, пункт 1, статья 17 «Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии»).

Читайте также:  Как убрать из интернета информацию об ИП

Ни Закон N 128-ФЗ, ни Положение о лицензировании отдельных видов медицинской деятельности не выделяет мед. деятельность, осуществляемую для собственных нужд организации, как не требующую лицензии.

Таким образом, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны при проведении предрейсовых осмотров, получать лицензию на медицинскую деятельность независимо от того, связана она с выполнением работ и оказанием услуг третьим лицам (основной вид деятельности организации) либо работникам собственной организации.

Противники данной позиции приводят в качестве примеров, решения судов об отказе в привлечении автотранспортной организации к ответственности за отсутствие лицензии на медицинскую деятельность, основанные на пунктах 1.2, 1.4 Методических рекомендациях «Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств» (Письмо Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 21 августа 2003 г. N 2510/9468-03-32).

Вызывает сомнение легитимность такого решения т.к. данное письмо не зарегистрировано в Минюсте, соответственно носит рекомендательный характер и создано в первую очередь, для подготовки специалистов по проведению предрейсовых осмотров. Документ регламентирует порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров и должен помогать работодателю правильно сформировать и организовать этот участок работы, как один из важных для обеспечения безопасности дорожного движения.

А в первом параграфе Письма N 2510 указано: «Министерством здравоохранения Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и с целью реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. N 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2002 г. N 499 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» издан Приказ от 26.07.2002 N 238 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности», в котором определен вид медицинской деятельности — работы и услуги по предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств.

В соответствии с указанными документами Минздравом России совместно с Минтрансом России утверждены методические рекомендации «Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств» .

Какие варианты организации предрейсовых осмотров на предприятии существуют на данный момент?

В связи с вышеперечисленными доводами и законодательными актами, на данный момент существует два, соответствующих законодательству РФ, способа проводить предрейсовые осмотры:

  • Организация создает медицинский кабинет согласно требований (Письмо N 2510), получает лицензию, содержит в штате медицинских работников.
  • Организация заключает гражданско-правовой договор с учреждением здравоохранения, сокращает медработников, работает без лицензии.

Источник: www.stopca.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин