Здесь речь должна идти об экономической эффективности. Под эффектом понимается результат чего-то. При этом результат сравнивается в затратами, которые израсходованы на получение эффекта. В данном случае измеряются затраты капитала.
Эффективность разных форм бизнеса может быть подсчитана в абсолютных и относительных показателях.
1. Абсолютные показатели эффективности. Они могут быть определены величиной прибыли (дохода), полученной в расчете на единицу разных форм бизнеса.
Так, по данным США, небольшой местный специализированный магазин или семейная лавка (принадлежащая одному собственнику), ежедневный объем продаж (торговая выручка) составляет 200-300 долларов (за год от 72 тыс. до 108 тыс. долл.).
Совершенно иные доходы в долларовом исчислении получили в 2009 г. 10 самых крупных корпораций мира:
Wol-Mort (США) – 247 млрд. долл.;
General Motors (США) – 187 млрд. долл.;
Exscon Mobil (США) – 182 млрд. долл.;
Shell (Великобритания/Голландия) – 176 млрд. долл.;
Эффективно о бизнесе. Что такое «эффективность» и как ее добиться?
Ford Motor (США) – 164 млрд. долл.;
Daimler Chryster (Германия) – 141 млрд. долл.;
Toyota (Япония) – 132 млрд. долл.;
General Electic (США) – 132 млрд. долл.;
Mitsubishi (Япония) – 109 млрд. долл.
Такой доход корпораций превышает сумму национального дохода ряда стран, вместе взятых.
2. Относительные показатели эффективности. Наиболее распространенный показатель эффективности бизнеса – норма прибыли.
Норма прибыли характеризует степень возрастания капитала, который авансирован на производство товаров и услуг. При этом авансированные средства Да складываются из стоимости средств производства К и расходов на заработную плату Зп. В таком случает норма прибыли Нп предстает как отношение прибыли Пв к первоначально затраченным средствам, выраженное в процентах:
Как видно, норма прибыли прямо характеризует эффективность деятельности предприятия.
На Западе обычная норма прибыли в промышленности и других отраслях в 70-90-х гг. XX в. составляла 12-15%. В этом случае бизнесмены проявляют активность и строго соблюдают правовые нормы хозяйствования. Более агрессивно ведут себя крупные монополии, получающие вдвое большую норму прибыли; при первой же возможности они пытаются обходить невыгодные им юридические предписания. Криминальные же элементы, например дельцы наркобизнеса, получают норму прибыли, достигающую 300%, чем объясняется очень сильная заинтересованность наркобизнесменов в их преступной деятельности.
В 1990-х гг. в России сложилась весьма противоречивая и в целом очень неблагоприятная динамика эффективности бизнеса. С одной стороны, многие промышленные монополии в 1992-1999 гг. подняли норму прибыли до 50-70% и более. В криминальной экономике, например в наркобизнесе, норма прибыли достигла 1000%. Но, с другой стороны, эффективность деятельности предприятий в национальном хозяйстве резко упала. В 2002 г. этот показатель в промышленности составил 11,1%.
В последнее время в статистике на шей страны эффективность деятельности организаций характеризуется их рентабельностью в разных видах экономической деятельности. Так, публикуются статистические данные о рентабельности проданных товаров (работ, услуг), которая рассчитывается как соотношение между величиной сальдированных финансовых результатов (прибыль минус убыток) от продажи товаров, продукции (работ, услуг) и себестоимостью (затратами на производство) проданных товаров, продукции (работ, услуг). В том случае, если получен убыток от продажи товаров, продукции (работ, услуг), имеет место убыточность (со знаком минус).
Прибыль или рентабельность? Какой показатель выбрать для оценки эффективности бизнеса? I Добрынин
О такой рентабельности проданных товаров организаций по ряду видов экономической деятельности можно судить по данным таблицы 13.
Сальдированный финансовый результат деятельности организации по ряду видов экономической деятельности (млн. руб.)
2003 г. | 2008 г. |
Всего | |
в том числе: | |
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | -347 |
рыбоводство, рыболовство | -7194 |
добыча полезных ископаемых | |
обрабатывающие производства | |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды | |
строительство | |
оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного потребления |
Источник: studopedia.su
Задачи, цели и факторы рентабельности предприятия
Любой хозяйствующий субъект, осуществляющий свою коммерческую деятельность, преследует главную цель – получение максимально возможной прибыли. При постоянно меняющихся факторах, оказывающих влияние на хозяйствующий субъект добиться этой цели достаточно сложно. Для того чтобы эффективно действовать, предпринимателям необходимо проводить постоянный ситуационный анализ, знать и просчитывать все возможные риски и их факторы.
Замечание 1
Необходимо определить показатели эффективности хозяйствующего субъекта. Выделяют два основных: прибыль и рентабельность.
Первый и есть цель хозяйственной деятельности субъекта. Второй показывает степень способности коммерческой организации максимально эффективно извлекать прибыль.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Определение 1
Рентабельность – это индикатор целесообразности использования активов предприятия в ходе производства и реализации экономических благ, позволяющих максимизировать прибыль.
Рентабельность обобщает хозяйственную деятельность, показывая ее доходность.
Определение 2
Доходность – это мера, определяющая эффективность вложения в определенные хозяйственные активы.
Прибыльность рассчитывается как отношение прибыли к затратам. Измеряется в процентах.
Как показатель эффективности, рентабельность позволяет рассчитать многие параметры хозяйственной деятельности. В зависимости от назначения расчета можно выделить основные виды прибыльности, которые применяют в экономическом планировании предприятия:
- общая;
- собственного капитала;
- производственных средств;
- основных средств и внеоборотных активов;
- активов;
- продаж;
- продукции;
- единицы продукции.
«Задачи, цели и факторы рентабельности предприятия»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Рентабельность позволяет не только увидеть слабые места в хозяйствовании субъекта в целом, но также определить убыточные участки производства путем расчета.
Задачи и цели рентабельности
Прибыльность или рентабельность показывает целесообразность использования ресурсов предприятия. То есть, расчет данного показателя позволяет оценить эффективность в процессе производства на различных участках предприятия, а также относительно определенных сфер деятельности.
Например, при оценке рентабельности единицы продукции, предприниматель может оценить какая из групп выпускаемых экономических благ не приносит дохода. Также этот показатель позволяет определить причины возникновения низкого качества производства определенного вида товаров и устранить их.
Кроме того, стараясь максимизировать прибыль руководство хозяйствующих субъектов всегда стремится к оптимизации использования ресурсов, таких как:
- расходы в ходе товарного обращения, или обращения услуг;
- производственные расходы постоянные и переменные;
- издержки обращения;
- использование труда;
- применение заемного и собственного капитала.
Замечание 2
То есть, анализ деятельности предприятия в ходе расчета его рентабельности позволяет разработать и применить план по повышению уровня производства продукции и качества продукции, либо оказываемых услуг. Также дает возможность спрогнозировать на несколько периодов или лет вперед расчетные показатели хозяйствующего субъекта, что в свою очередь позволяет ставить и решать определенные производственные задачи, разрабатывать и внедрять тактические и стратегические решения управленческого аппарата.
Цели применения расчета рентабельности позволяют определить и его задачи:
- анализ выполнения определенных параметров в ходе деятельности хозяйствующего субъекта;
- контроль динамики показателя;
- поиск возможностей увеличения показателя;
- математическое обоснование планирования деятельности хозяйствующего субъекта;
- определение и измерение факторов, влияющих на работу субъекта.
Данные для расчетов берутся в отчетных документах по финансовой деятельности хозяйствующего субъекта, которые показывают полученную прибыль, затраты в ходе ее получения, а также данные о ресурсах, используемых в производстве.
Факторы рентабельности
Вся деятельность по управлению предприятием сводится к получению максимально возможной прибыли. Анализ рентабельности позволяет определить факторы внешней и внутренней среды, оказывающие влияние на формирование прибыли хозяйствующего субъекта.
К внутренним относят те факторы, которые происходят внутри компании и зависят от самого предпринимателя.
К внешним относятся объективные, не контролируемые факторы.
Обычно внутренние факторы определяются расходами в ходе производства, а также объем проданной продукции и уровень ее качества. Так возрастающий объем валовой продукции показывает увеличение итоговой выручки. Качество продукции также показывается через выручку от реализации, так как более высокое качество позволяет установить цены выше.
При этом на доход от реализации влияет системы сбыта, а именно, сроки, которые позволяют поставить продукцию, структура самого сбытового канала и рынок сбыта, представленный в регионе, где осуществляет свою деятельность хозяйствующий субъект.
Замечание 3
Себестоимость или величина производственных издержек также напрямую влияет на прибыль. При оптимизации процессов создания экономических благ предприниматель получает возможность получения дополнительного дохода.
Внешние факторы в основном представлены динамикой спроса, уровнем конкуренции.
Чем выше спрос, тем больший объем продукции можно реализовать. В зависимости от количества действующих на рынке предприятий конкурентов хозяйствующий субъект может реализовывать определенные объемы товаров или услуг. При этом, спрос и конкурентная среда влияют и на возможности предпринимателя в формировании собственной ценовой политики.
Помимо основных факторов, в зависимости от специфики деятельности экономического субъекта, могут учитываться факторы, характерные для данного производства. В любом случае эффективность управленческих решений основывается на максимально объективно сформированной информации о внешних изменениях и внутренних факторах, определяющих итоги хозяйственной деятельности субъекта. Расчет рентабельности относительно определенных сфер работы компании позволяет проанализировать степень влияния факторов на финансовый результат.
Источник: spravochnick.ru
9.6 Цели и эффективность деятельности предприятия
Каждое предприятие стремится предложить на рынке продукцию или услуги, удовлетворяющие спрос потребителя (население, предприятия, учреждения и пр.) наилучшим образом. Стремление к возможно полному удовлетворению потребностей – это практически единственная его возможность максимизировать прибыль, выиграть в конкурентной борьбе у других производителей, завладеть большим сегментом рынка.
Следовательно, любое предприятие имеет конечную, главную цель – получить максимально возможную прибыль. Но оно может получить ее, если лучше, нежели другие производители, удовлетворяет спрос потребителя. Поведение предприятия можно описать с помощью производственной функции, которая определяет нацеленность предприятия на максимальную прибыль.
Однако существует мнение, что возможны ситуации на рынке, которые определяют различные цели функционирования отдельных предприятий. Это может быть: желание выжить при определенном конкретном условии, предполагающем получение минимума прибыли; увеличение доли участия на рынке или захват нового рынка, приводящие к потери части прибыли; повышение качества продукции, требующее повышения издержек и т.п.
Конкретно сформулированная цель деятельности предприятия может включать разнообразные аспекты. Но это справедливо лишь на краткосрочном временном интервале. В долгосрочном же периоде основным остается получение и максимизация прибыли. В конечном счете, все локальные цели ставятся и решаются для того, чтобы достигнуть основную цель.
Конечной целью деятельности предприятия является упрочение его позиций на рынке, прежде всего, за счет максимизации прибыли. Максимизация прибыли является определяющей целью предприятия и условием стать процветающим предприятием. Процветающее предприятие – это предприятие, занимающее прочные позиции на рынке и получающее устойчивую прибыль от своей деятельности.
Эта задача – максимум может быть реализована на стабильной основе только через создание системы ценностей для трех общественных групп: 1) владельцев предприятия; 2) потребителей его продукции; 3) персонала и поставщиков предприятия. Владельцы предприятия заинтересованы в возрастающем постоянном потоке доходов и увеличении ценности принадлежащей им собственности.
Для потребителей наивысшую ценность представляют товары и услуги, удовлетворяющие их по качеству и цене. Персонал и поставщики заинтересованы в стабильности предприятия, развитии с ним долгосрочных отношений, благоприятной рабочей атмосфере. Об эффективности функционирования предприятия судят по различным показателям.
Выбор показателей эффективности работы предприятия зависит от целей анализа. Таковыми могут быть: 1. Стратегические цели. Необходимо сравнить результаты деятельности данного предприятия с результатами деятельности его конкурентов или связанных с ним предприятий. Для этого выбираются обобщающие показатели и показатели каких-либо видов деятельности. 2. Тактические цели.
Руководство контролирует деятельность предприятия. Рассчитываются показатели эффективности функционирования отдельных подразделений или производства какой-либо определенной продукции. 3. Прочие цели руководства.
Необходимо сопоставить выгодность использования различных ресурсов или различных сочетаний данных ресурсов за какой-либо период для определения возможных изменений в будущем, переговоры с профсоюзами о заключении коллективного договора, оценка влияния ожидаемых государственных ограничений и т.д. Деятельность предприятия может быть представлена в виде потоков финансовых ресурсов кредиторов и инвесторов, превращающихся в физические факторы производства, которые трансформируются в готовую физическую продукцию.
Произведенные товары и услуги через сделки превращаются в выходящие потоки финансовых ресурсов, распределяемых среди кредиторов и инвесторов и затем вновь вводимых в производство. На этапах инвестирования производства и реализации продукции участников предпринимательской деятельности интересуют различные аспекты использования факторов производства.
Однако система показателей эффективности их использования достаточно сложна и многообразна. Обобщающие показатели эффективности работы предприятия в целом определяются сопоставлением объема всех средств предприятия и совокупного результата его деятельности.
К этим показателям относятся: 1. Рентабельность всего капитала (активов) предприятия RА = П / А, где RА – рентабельность капитала; П – прибыль; А – капитал (активы) предприятия, т.е. совокупность всех средств. 2. Оборачиваемость всего капитала (активов) предприятия OA = Q / А, где OA– оборачиваемость капитала; Q – объем реализованной продукции; А – капитал.
3. Издержки на единицу реализованной продукции S = C / Q, где S – издержки на единицу реализованной продукции; C – общие издержки; Q – объем реализованной продукции. 4. Рентабельность производства Rпр = П / Ф, где Rпр – рентабельность производства; П – прибыль; Ф – среднегодовая стоимость основных и оборотных средств. Наиболее обобщающим показателем является рентабельность всего капитала, которая отражает прибыль предприятия на один рубль средств (всех видов ресурсов предприятия в денежном выражении независимо от их источника). Этот показатель называют также показателем окупаемости средств.
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net