Эффективность туристского бизнеса это

13. Эффективность функционирования туристских организаций245

Организационная эффективность туристского бизнеса — это факт достижения организационных целей за меньшее время и (или) ñ меньшими затратами, нежели предполагалось. Организационные цели реализуют потребности сотрудников в оптимальной организации труда, позволяющей производить услуги надлежащего качества.

Экономическая эффективность туристского бизнеса требует конкретизации понятий «экономическая эффективность» и «экономи- ческий эффект». Экономический эффект — абсолютный результат туристского бизнеса. Один и тот же эффект может быть получен разными способами, с разными затратами. И наоборот, одинаковые затраты могут дать разные результаты.

Поэтому необходимо сравнение результатов с затратами. Соизмерение эффекта и затрат на его достижение является основой экономической эффективности. Таким образом, экономическая эффективность — это относительная величина, получаемая как соотношение одной абсолютной величины (эффекта) с другой (затратами).

Организация международного туризма. Лекция 1. Индустрия мирового туристического бизнеса

Социальная эффективность туристского бизнеса — это факт достижения поставленных социальных целей за меньшее время и (или) ñ меньшими финансовыми затратами, нежели предполагалось. Социальные цели реализуют потребности сотрудников туристской организации в информации, знаниях, творческом труде, самовыражении, общении, отдыхе.

Технологическая эффективность туристского бизнеса означает достижение определенных результатов (отраслевого, национального или мирового технологического уровня производства), запланированных в бизнес-плане, за более короткое время или с меньшими финансовыми затратами, нежели планировалось. Правовая эффективность туристского бизнеса оценивается степенью достижения правовых целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами, чем предполагалось. Правовые цели реализуют потребности сотрудников в безопасности и порядке. Экологическая è этическая эффективность туристского бизнеса возможна тогда, когда экологические и этические цели организации и персонала достигаются за сокращенное по сравнению с планируемым время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами. Экологические и этические цели реализуют потребности и интересы человека в соблюдении нравственных норм поведения людьми в отношении окружающей среды и между собой и находят свое выражение в корпоративной культуре. Â зависимости от пользователей различают внутреннюю и внешнюю экономическую эффективность туристского бизнеса.

246V. Оценка эффективности и направления развития туристского бизнеса

Внутренняя эффективность — это оценка эффективности бизнеса с позиции туристской организации, она определяется системой показателей, которые будут представлены ниже. Внешняя эффективность учитывает уровень удовлетворенности результатами деятельности туристской организации со стороны внешних пользователей (государства, инвесторов, потребителей) и может оцениваться различ- ными показателями.

Бизнес на авторских турах — это выгодно? // 16+

Так, эффективность бизнеса для государства в первую очередь определяется размером налоговых поступлений в бюджет. Необходимо отметить важность сбалансированности внутренней и внешней эффективности в контексте конкурентоспособности туристской организации.

Современный подход к эффективности означает сочетание эффективного использования ресурсов с расширением масштабов деятельности и требует выделения в структуре эффективности статистического и динамического аспектов. Статическая эффективность характеризует степень приспособления организации к сложившейся экономической ситуации, без учета дополнительного роста, динамическая — тенденцию к развитию.

Необходимо оптимальное сочетание статического и динамического аспектов эффективности. Злоупотребление статическим подходом к оценке эффективности может отрицательно сказаться на перспективах развития предприятия.

В то же время чрезмерное увлечение динами- ческим аспектом, связанным с большим риском, может привести к неоправданным расходам, потере темпов перехода его в новое качество эффективности. Кроме того, эффективность может оцениваться с позиций количества и качества туристского бизнеса.

Читайте также:  Как заменить задние колодки на газели бизнес

Количественная эффективность показывает размеры эффекта и темпы роста (прироста) показателей эффективности, качественная — комбинацию ресурсов, обеспечившую конечный результат. Масштабность также представляется важным подходом к оценке эффективности. Так, экономическая эффективность может быть отраслевой, внутрифирменной, групповой (подразделения, службы и др.), индивидуальной. Оценка эффективности с позиций масштабности позволяет говорить о частных и общих показателях эффективности туристского бизнеса, а также сравнивать эффективность работы отдельных туристских организаций. В зависимости от способа соотношения результатов и затрат эффективность определяется следующими показателями: результат / затраты характеризует результат, получаемый с единицы затрат;

13. Эффективность функционирования туристских организаций247

затраты / результат означает удельные затраты, приходящиеся на единицу достигнутого результата; результат — затраты характеризует абсолютную величину превышения результатами затрат; ( результат — затраты ) / затраты дает оптимальный эффект; ( результат — затраты ) / результат отражает удельный эффект, приходящийся на единицу получаемого результата. Учет представленных видов эффективности обеспечивает комплексный подход к оценке эффективности туристского бизнеса в целом с позиций целеполагания (способности формировать цели в соответствии с потребностями), рациональности (средства достижения цели должны быть оправданны), экономичности (минимизации затрат) и адаптивности (соответствия системе потребительских оценок и конкуренции). Это позволяет выбрать наиболее действенные инструменты управления туристским бизнесом в условиях конкуренции.

13.2. Система показателей экономической эффективности туристского бизнеса

При всем многообразии целей туристского бизнеса доминирующим является достижение наилучших экономических результатов, стремление к извлечению наибольшей прибыли с учетом долговременной перспективы развития. Поэтому исходным показателем туристского бизнеса служит экономическая эффективность как инструмент управления экономикой организации в условиях конкуренции и повышенного риска.

Именно экономическая эффективность позволяет оценить уровень использования отдельных видов затрат и ресурсов, т.е. экономическую (рыночную) результативность туристского бизнеса. В зависимости от решаемых задач экономическая эффективность бывает двух видов: общая , предназначенная для выявления и оценки уровня использования отдельных видов ресурсов, и сравнительная , позволяющая определить эффективность на основе сравнения результатов с данными предшествующих периодов или данными других туристских организаций. На уровне туристской организации используются общие и частные показатели общей экономической эффективности (рис. 13.1).

248V. Оценка эффективности и направления развития туристского бизнеса

Рис. 13.1. Показатели общей экономической эффективности туристского бизнеса Обе группы показателей статичны и показывают уровень абсолютного эффекта, достигнутого в определенный момент времени, или уровень использования того или иного вида ресурсов (затрат) также в определенный момент времени. Общие показатели делятся на абсолютные и относительные.

В составе абсолютных показателей традиционно рассматривают показатели прибыли (в денежном эквиваленте), в составе относительных показателей — показатели рентабельности (исчисляются в процентах). На практике важно знать эффективность использования отдельных видов ресурсов и мощностей.

С этой целью используются частные показатели, которые, как правило, являются относительными. В целом все общие показатели отражают экономический эффект и эффективность туристского бизнеса. Расчетные формулы этих показателей представлены в соответствующих главах настоящего учебника. Существенным недостатком данных показателей

Читайте также:  Бизнес на визах самостоятельно

13. Эффективность функционирования туристских организаций249

является их статичность. Они демонстрируют эффективность деятельности туристской организации в отдельный момент времени, на отдельном предприятии, позволяют оценить, эффективно или неэффективно работает организация, но не дают возможности понять, насколько хорошо (или плохо) она работает. Эту проблему решают показатели сравнительной экономиче- ской эффективности (рис. 13.2).

Рис. 13.2. Показатели сравнительной экономической эффективности туристского бизнеса Показатели сравнительной экономической эффективности туристского бизнеса позволяют определить место и роль предприятия в отрасли, регионе, стране. Это достигается посредством расчета внешних показателей и их сравнения с результатами работы аналогичных организаций. Кроме того, в качестве базы сравнения могут

250V. Оценка эффективности и направления развития туристского бизнеса

быть использованы статистические данные, нормы, нормативы и др. Сравнение внешних показателей позволяет определить рейтинг туристской организации в отрасли (регионе, мире). Внешние показатели могут быть абсолютными и относительными.

Внешние абсолютные показатели определяются разницей результатов деятельности туристских организаций, исчисляются в денежном или натуральном выражении и могут быть определены по формуле I а внеш = I о – I б , ãäå I а внеш — внешний абсолютный эффект (в денежном или натураль- ном выражении), означающий наличие конкурентных преимуществ (или угроз) туристской организации перед другими участниками рынка; I о , I б — эффективность соответственно туристской организации и базовая. Внешние относительные показатели позволяют определить, во сколько раз эффективнее (или хуже) работает туристская организация по сравнению с конкурентами, по формуле I внеш = I о , о I б ãäå I о внеш — внешний относительный эффект туристской организации.

Наряду с внешними показателями существуют внутренние показатели сравнительной экономической эффективности, которые дают представление о динамике результатов туристского бизнеса. Эти показатели также могут быть абсолютными и относительными. Абсолютные показатели характеризуют изменение результатов деятельности туристской организации за определенный период времени. Это изменение выражается в виде положительного экономиче- ского эффекта: роста результатов (прибыли и т.д.) или экономии ресурсов (затрат). Показатели определяются в натуральных показателях (например, количество услуг) или в денежном выражении по формуле I а внутр = I 2 – I 1 , ãäå I а внутр — внутрифирменный эффект (в денежном или натуральном выражении), означающий рост общих абсолютных

Источник: studfile.net

Сущность и виды эффективности в социально-культурном сервисе и туризме

Экономические основы туристской деятельности выражаются преимущественно в конкретном эффекте. Термин “эффект” означа­ет впечатление, производимое кем-либо на кого-либо. Это впечат­ление может иметь организационную, экономическую, психологическую, правовую, этическую и социальную окраску. Эффект может наблюдаться или формироваться.

Один вид эффекта может изменяться за счет другого. Так, уменьшая экономический эффект, можно увеличить социальный. Если на первое место поставить экономический эффект и не уде­лять внимания организационному, то все информационные процес­сы могут замедлиться и это отразится на самом экономическом эффекте.

Эффективность туристской организации в общем виде опреде­ляют как отношение результатов ее деятельности к затратам, на­правленным на их качественное достижение. Эффективность отра­жает уровень достижения преследуемых целей, поэтому все турист­ские организации в условиях рынка стремятся к максимизации эф­фекта.

Проблема повышения эффективности турбизнеса состоит в уве­личении экономических результатов на каждую единицу затрат в процессе использования имеющихся ресурсов. Это обусловливают важность разработки единых подходов к измерению затрат и ре­зультатов для отбора и реализации подлинно эффективных реше­ний на всех уровнях управления туристским бизнесом, которые превращают расчет экономической эффективности из формальной хозяйственной процедуры в жизненную необходимость.

Читайте также:  Арт техники как бизнес

Главные критерии экономической эффективности туризма

Понятие эффективности и классификация критериев эффективности

Определение 1

Экономическая эффективность в туризме – это деятельность по производству турпродукта, итогом которой является получение определенной выгоды в денежном эквиваленте с учетом издержек на производство и продвижение товара.

Экономическая эффективность подразумевает достижение определенного положительного результата от формирования туристской отрасли государством, предоставления туруслуг предприятиями, производственных процессов внутри компаний.

Экономическая эффективность определяется экономическими критериями и показателями.

Под общим критерием эффективности понимается максимальный уровень дохода при незначительных издержках. Частные критерии эффективности подразумевают вовлечение рабочих ресурсов , материально-технической базы , уровня прибыли (рентабельность производства и продукции).

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Экономический эффект от туристской отрасли на территории отражается на показателях количества рабочих мест в туриндустрии, в повышения экономического развития туристских территорий и в формировании дополнительного дохода в сопутствующих отраслях.

Экономическая эффективность означает, что развитие туризма происходит одновременно с другими экономическими отраслями.

Экономические показатели эффективности

  1. Производительность труда представляет собой определенное число турпродукции, созданной в расчете на одного сотрудника за единицу рабочего времени. Она бывает как годовой, квартальной, месячной, сменной, часовой. Рассчитывается производительность труда в как стоимостном показателе, так и в натуральном выражении, а также в виде комплексного показателя динамики результативности труда. Для турфирм, отрасли туризма, туристической территории годовая производительность труда в стоимостной оценке рассчитывается как делением выручки от продажи турпродукта к среднесписочной численности сотрудников. Производительность труда в натуральном выражении рассчитывает, скольким клиентам предоставляет услуги один среднесписочный служащий туриндустрии , предприятия или туристской территории. Комплексный показатель динамики эффективности труда вычисляется как среднегеометрическая величина произведения дпроизводительности труда в стоимостном выражении на производительность труда в натуральном выражении.
  2. Трудоемкость – экономический показатель, обратный производительности. Рассчитывается делением фонда затраченного рабочего времени (в человеко-часах) к объему разработанной продукции в натуральном выражении.
  3. Фондоотдача показывает результативность вовлечения основных фондов и вычисляется делением выручки от продаж к среднегодовой балансовой стоимости основных фондов.

Замечание 1

Следует отметить,что для туроператоров это значение не играет решающую роль, потому что их издержки на основные фонды относительно малы. Но для транспортного, гостиничного обслуживания и прочих компаний, задействованных в сфере, он важен.

Факторы уровня экономической эффективности

На уровень экономической эффективности туристского производства влияет множество факторов.

Различают факторы, зависящие и не зависящие от работы турпредпрития.

К факторам, зависящим от производителя, относятся:

  • материально-техническая база;
  • устранение непроизводительных потерь рабочего времени и материальных ресурсов;
  • обучение персонала, повышение квалификации, совершенствование условий труда;
  • повышение уровня качества сервиса;
  • нормирование и мотивирование труда;

Замечание 2

Следует отметить, что от работы турпредприятия не зависит колебание среднерыночных цен, повышение уровня турпотока клиентов, использующих льготные путевки.

Источник: spravochnick.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин