«Зеленое» предпринимательство, экологичный бизнес, экопредприятие — все эти термины не кажутся новыми. Во многих странах такой бизнес стал уже нормой, а вот в России он только начал развиваться. Как концепцию экологичного бизнеса можно использовать в торговой сети? Что она подразумевает?
Может ли концепция экологичного бизнеса способствовать успеху предприятия на российском рынке? Рассказывает Валерий Разгуляев, управляющий информацией в компании «ВкусВилл-Избенка».
Здесь же: «Экологичный бизнес как фактор устойчивости экономики» (автор Софья Маликова, редактор отдела экономики предприятий и бизнес-технологий «ЭЖ», к.э.н. )
- Валерий Разгуляев , управляющий информацией, компания «ВкусВилл — Избенка» ;
- Софья Маликова ,
Опубликовано: «Экономика и жизнь» №24 (9740) 2018
Материал для подписчиков издания «Экономика и жизнь». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.
Расчетная не эффективность экологически чистых источников энергии
Экономика и Жизнь
Универсальное деловое издание для ведения бизнеса, издается с 1918 года. Газета включает в себя основной выпуск и постоянные тематические приложения: «ЭЖ-Бухгалтер» и «ЭЖ-Юрист».
Источник: www.eg-online.ru
Экологичный бизнес
Личная миссия Маргулана Калиевича звучит так: “Прожить счастливую жизнь с пользой для общества и окружающей среды”. Социальная ответственность исходит из понимания того, что любой труд коллективен, а все блага, которыми мы довольствуемся — результат чьей-то работы. В конечном счёте, всем, что мы потребляем, мы обязаны обществу, а посему должны отдавать людям лучшее. Бизнес — это не только о личной выгоде. Скорее, она является побочным продуктом служения обществу.
Экологическая ответственность сродни социальной. Человек — это живое существо, которое обитает в общем доме — на планете Земля. В отличие от других живых существ, человек обладает разумом, который позволяет создавать инструменты и орудия труда. Однако осознание влияния деятельности на природу пришло не сразу, поэтому сегодня мы оказались в сложной ситуации, которая грозит нашим детям.
Влияние отдельного человека на экологию ничтожно мало, но владельцы предприятий, бизнесмены совершают действия, которые влекут гораздо большие последствия для природы. Именно поэтому для них особенно важна экологическая культура.
Вызовы экологии
Молодая шведская экологическая активистка Грета Тунберг привлекает внимание общественности к проблемам окружающей среды. Она не стесняется открыто заявлять мировым лидерам о том, что они ведут себя безответственно по отношению к будущему планеты. И если зачастую люди думают: “после нас — хоть потоп”, то Грета — это лицо того самого поколения “после нас”, которое кричит о том, как мы лишаем их будущего.
ТОП 7 Источников энергии будущего
Сегодня человечество столкнулось со следующими экологическими проблемами:
- Изменение климата: рост выброса парниковых газов в атмосфере приводит к глобальному потеплению, увеличению количества катастроф и стихийных бедствий;
- Отсутствие устойчивых источников энергии: ограниченность ресурсов нефти и природного газа, а также высокая степень загрязнения окружающей среды при их использовании;
- Загрязнение воды: проблемы с очисткой воды, выброс отходов и загрязнение источников;
- Отходы: крупные скопления мусора и проблемы с его утилизацией, а также проблемы с переработкой и повторным их использованием.
Не стоит терять надежды. Хотя мы оказались в сложной ситуации, каждый может стать эко-дружественным. В каком-то смысле это моральный выбор: личная сознательность и ответственность — это качества духовной чистоты. И даже если людей, открывших глаза на проблемы, будет меньше, мы хотя бы затормозим глобальные тенденции и выиграем немного времени.
Дружить с природой
Мотивация отличается от стимула тем, что стимул — это бегство от чего-то, а мотивация — к чему-то. Наверняка, описанные выше проблемы напугали вас, но не стоит бросаться в эко-дружественный бизнес только из страха. Есть ещё, как минимум, два аспекта: сообщество и прямая выгода.
Быть экологически осведомлённым — это сильная тенденция в общественном сознании, которая собирает вокруг себя самых прогрессивных людей. Заниматься экологически устойчивой деятельностью — значит быть в тренде. Когда вы вступаете на этот путь, то попадаете в сообщество интересных, проактивных, дающих людей. Ваше человеколюбие и любовь ко всему живому растёт, а это делает счастливым.
Кроме того, присутствует и прямая выгода. Экологически эффективное производство, устойчивое использование ресурсов и переход к возобновляемым источникам энергии позволяют компаниям сократить расходы на энергию, снизить риски экологических штрафов, а также повысить привлекательность для инвесторов, клиентов и потенциальных сотрудников.
Милтон Фридман, американский экономист, в 1970 году определил цель бизнеса как заработок денег (”the business of business is business” — “дело бизнеса — делать бизнес”). Однако общество не стоит на месте, и сегодня владельцы капитала понимают, что его сохранение и приумножение в долгосрочной перспективе невозможно без учёта интересов всех групп, подверженных его влиянию. Это и потребители, и сотрудники, и, в конце концов, все жители планеты Земля. Поэтому разговоры о корпоративной социальной ответственности стали общим местом цивилизованного общества.
Примеры крупных eco-friendly компаний
Существует множество компаний, которые успешно ведут экологически устойчивый бизнес и добиваются успеха в своих отраслях.
- Tesla — производитель электромобилей и солнечных батарей. Она стремится к снижению выбросов углекислого газа в атмосферу и увеличению использования возобновляемых источников энергии. Это позволяет компании привлекать потребителей, которые обращают внимание на вопросы экологии.
- Patagonia, производитель одежды и снаряжения для активного отдыха. Она поддерживает экологические инициативы, снижает выбросы углекислого газа. Компания спонсирует охрану биоразнообразия.
- Interface — производитель ковровых покрытий. Она добилась значительных результатов в снижении вредных выбросов и повышении использования возобновляемых источников энергии. Компания также активно занимается повышением устойчивости своих продуктов и использованием экологически чистых материалов.
- Алель Агро — крупнейший производитель курицы в Казахстане. Вместо синтетических антибиотиков в корм добавляют куркуму. Это позитивно влияет на здоровье птиц, что непосредственно влияет на здоровье населения.
Компании, которые принимают на себя ответственность за экологию, получают дополнительные преимущества в своей отрасли и доверие потребителей.
Это может каждый
Любой бизнес, независимо от сферы и масштаба, может внедрить следующие инструменты и практики:
- Меньше бумаги. Переходите на электронные документы и сокращение распечатки на бумаге уменьшают объём отходов и воздействие на окружающую среду.
- Перерабатываемые и биоразлагаемые упаковки.
- Энергоэффективность. Используйте энергосберегающее освещение, солнечные батареи.
- Переработка отходов. Раздельный сбор мусора, сортировка особых отходов (батареек, ламп) снижает воздействие на природу.
- Экологически чистые товары и услуги. Сотрудничайте с эко-бизнесами. Если вы используете эко-дружественную продукцию или сырьё, то умножаете позитивное влияние на планету.
- Управление потреблением ресурсов. Один из принципов Кайдзен — бережливость. Сокращение расходов — это не только требование эффективности, но также и польза для природы.
Заметьте, всё вышеперечисленное сокращает ваши расходы, то есть повышает личную выгоду, выгоду предприятия, и выгоду природы. Быть экологичным — полезно всем!
Вывод
Экологически эффективный бизнес это
Маркетинговые исследования показывают, что потребители готовы платить больше за товары компаний, которые заботятся об окружающей среде. Экология становится новым конкурентным преимуществом
Глобальный тренд на экологичность
Сегодня экологические проблемы заботят не только активистов и ученых: обычные люди тоже начали серьезнее относиться к проблеме отходов, истощению ресурсов и изменениям климата.
Тренд на экологичность меняет покупательские привычки и формирует спрос на новые товары и услуги. Поэтому бизнесу тоже важно меняться: экологичность и устойчивость становятся новыми конкурентными преимуществами, а построение зеленого бренда помогает повысить лояльность аудитории.
Доля населения разных поколений, для которых очень важно, чтобы бизнес предпринимал шаги для улучшения состояния окружающей среды
Источник: The Conference Board® Global Consumer Confidence Survey, conducted in collaboration with Nielsen Q2 2017
Согласно исследованию Nielsen 2018 года, 81% потребителей по всему миру считают, что бизнес обязан заботиться об окружающей среде. Интересно, что это мнение разделяют не только миллениалы и поколение Z, но и их родители: респонденты старше 65 лет тоже ждут от компаний ответственных действий.
Бизнесу выгодно становиться экологичным.
Кто делает это сегодня, завтра выйдет в победители.
Константин Рзаев
Председатель совета директоров Группы Компаний «EcoPartners»
Растущий тренд в России
В 2015 году Nielsen провели опрос среди российских потребителей. Выяснилось, что 61% россиян готовы платить больше за продукцию компаний, ответственно относящихся к обществу и окружающей среде.
По сравнению с 2014 годом этот показатель вырос на 23 процентных пункта.
Российские потребители ищут экологичные продукты, бытовую химию и косметику
Источник: исследование «Как покупатели выбирают экотовары?» среди потребителей, заинтересованных в покупке экотоваров.
Авторы: НП «Экологический союз» и Экобюро GREENS при поддержке Совета министров Северных стран.
В 2018 году НП «Экологический союз» и Экобюро GREENS провели онлайн-опрос среди россиян, заинтересованных в экологичных товарах. В опросе приняли участие жители Москвы и Санкт-Петербурга.
Согласно исследованию, особенно высок спрос на экологичные продукты питания (83,6%), бытовую химию (74,1%) и косметику (63,8%). Тренд на экологичность пришел на волне интереса к здоровому образу жизни, так как в других категориях товаров спрос на экологичность пока не так высок: одежда и обувь (26,6%), детские товары (24,9%), товары для строительства и ремонта (15,7%).
Источник: ecotechnologies.ru