Свои регулирующие функции государство выполняет посредством административных и экономических методов.
· Для командной экономики характерно преобладание административных методов регулирования.
· Система государственного регулирования рыночной экономики, напротив, базируется на использовании экономических методов.
Административные, или прямые, методы регулирования ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта.
Например, директивные плановые задания по объему и ассортименту производимой продукции или централизованно устанавливаемые цены на товары и услуги — типичные методы административного регулирования в плановой экономике — лишают предприятие возможности альтернативного использования ресурсов. Оно обязано произвести продукцию в заданном ассортименте и объеме и реализовать ее по заданной цене.
Административные методы регулирования диаметрально противоположны природе рынка, они блокируют действие соответствующих рыночных регуляторов.
Если предприятию, например, директивно определены объем производимой продукции и размеры поставок сырья, оно не может отреагировать на изменение рыночной конъюнктуры путем увеличения или сокращения выпуска продукции. Чем шире сфера действия административных методов регулирования, тем уже сфера распространения и ниже эффективность реальных рыночных отношений.
8.4 Методы и инструменты государственного регулирования экономики.
Административное регулирование активно используется с целью защиты прав потребителей и охраны окружающей среды. Многочисленные стандарты, ограничивающие выбросы вредных отходов производства, прямые запреты на использование опасных технологий, производство, реализацию или рекламу вредной для здоровья людей продукции и т. п. ограничивают свободу предпринимательства и относятся к административным методам регулирования. Нередко используется метод регулирования внешнеэкономической деятельности, например импортные квоты, и т. д.
Экономические и косвенные методы государственного регулирования не ограничивают свободы предпринимательского выбора.
Например, снижение налогов на бизнес или, скажем, понижение учетной ставки процента являются типичными методами экономического регулирования, направленного на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Последние увеличивают капиталовложения и объем производства не потому, что у них нет иного выхода. Они полностью свободны в выборе производственной программы и инвестиционной политики. Просто снижение налогов и учетной ставки процента делают рост производства и инвестиций более выгодным, чем прежде.
Экономические методы регулирования, напротив, адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее, косвенно, на производителей и потребителей товаров и услуг. Например, увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров, увеличивает спрос, что, в свою очередь, способствует повышению цен и заставляет товаропроизводителей увеличивать объем предложения. Экономические методы управления действуют, таким образом, через рынок посредством рыночных механизмов.
Способы государственного регулирования экономики.
Разграничение между административными и экономическими методами государственного регулирования до некоторой степени условно. Для того чтобы задействовать любой косвенный регулятор, необходимо предварительное административное решение соответствующих государственных органов, например решение об изменении налоговых ставок, о предоставлении налоговых льгот или продаже Центральным банком государственных облигаций, в этом смысле любые экономические регуляторы несут на себе печать администрирования. В то же время любой административный регулятор, прямо принуждая хозяйствующих субъектов выполнять те или иные действия, одновременно оказывает вторичное косвенное воздействие на целый ряд сопряженных экономических процессов. Любые административные методы регулирования несут в себе черты, характерные для экономических, косвенных регуляторов.
Переход от командной экономики к рыночной сопровождается кардинальными изменениями в системе методов государственного регулирования, разрушением прежней системы административных методов и созданием новой системы экономических регуляторов.
· Разрушение системы административно-командных методов управления, блокирующих рыночные механизмы, — необходимое условие формирования и саморазвития рынка.
· Демонтаж системы административных регуляторов, т. е. предоставление хозяйствующим субъектам свободы в формировании цен, определении объема и ассортимента выпускаемой продукции, установлении хозяйственных связей с поставщиками и потребителями, знаменует собой начало реальных преобразований на пути к рыночной экономике. Это не означает, однако, полного отказа от использования административных методов в переходной экономике.
Даже на завершающих стадиях перехода к рынку и в условиях сложившейся рыночной экономики административные методы регулирования имеют немаловажное значение. Они используются, в частности, как средство антимонопольной политики. Государственные органы директивно определяют цены, объем и ассортимент продукции или предоставляемых услуг для так называемых естественных монополий, устанавливают систему административных ограничений, препятствующих усилению монополизации рынка.
Важнейшей задачей государства на переходном этапе является создание целостной системы экономических методов регулирования. С этой целью все страны, осуществляющие переход к рыночной экономике, проводят радикальные реформы кредитной и налоговой систем.
Создается традиционная для стран с рыночной экономикой двухуровневая банковская система, в рамках которой Центральный банк посредством экономических нормативов осуществляет регулирование деятельности широкой сети коммерческих банков. Манипулируя учетной ставкой процента, изменяя нормы обязательных резервов и другие нормативы, установленные для коммерческих банков, осуществляя операции с ценными бумагами, Центральный банк получает возможность проводить активную кредитно-денежную политику.
Административные методы основываются на силе власти и предусматривают: законодательные ограничения (лицензирование экспорта и введение экспортных квот, замораживание цен, введение лицензирования определенных видов предпринимательской деятельности и др.); обязательные требования к экономическим субъектам по достижению ими однозначно определенных параметров хозяйственной деятельности (минимального размера уставного капитала, заработной платы и пр.); порядок организации, ведения и ликвидации бизнеса (правила государственной регистрации предпринимателей, совершения ими сделок, состав, размеры и сроки вносимых ими налогов и т.д.). Такие методы являются формализованными, преимущественно предписывающими, влияют на выбор хозяйствующими субъектами вариантов действий.
Экономические методы призваны учесть многообразие интересов и мотивов деятельности разных экономических субъектов, создать условия, способствующие выбору ими экономического поведения, позволяющего балансировать общественные и частные интересы. С помощью этих методов осуществляются, например, государственное финансирование и кредитование, льготное налогообложение и др. Эти методы могут быть как формализованными, так и неформализованными. Они влияют не только на выбор хозяйствующими субъектами вариантов действий, но и на процессы формирования ими целей экономической деятельности, являются средообразующими.
Источник: infopedia.su
Государственное регулирование предпринимательской деятельности
Государственное регулирование — это комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, осуществляемых на основе нормативных правовых актов, в целях стабилизации существующей социально-экономической системы.
- Создание условий цивилизованного функционирования рынка:
- определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления
- создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров
- защита интересов и прав потребителей
- установление стандартов и мер
- предупреждение споров между предпринимателями
- Стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса
- Решение макроэкономических проблем:
- пропорциональность развития экономики
- темпы экономического роста
- объем национального производства
- внешнеэкономические связи страны
- уровень занятости и социальная защита населения
Контроль и последующее гос.регулирование в предпринимательской сфере подразделяются на прямой и косвенный.
Косвенный контроль включает в себя систему льгот и налогов, особую ценовую политику, регулирование занятости населения, профессиональной подготовки и переподготовки, информационное обеспечение и создание развиной инфраструктуры.
К прямому государственному контролю и регулированию относят: финансовый, экологический, санитарный и пожарный контроль, а также контроль за качеством и сертификацией продукции.
Вмешательство государства в сферу предпринимательской деятельности обусловлено:
- Предупреждением экологических катастроф и решением экологических проблем
- Борьбой с криминализацией предпринимательской деятельности
- Предотвращением экономических кризисов и социальных потрясений
- Контролем за использованием общенациональных ресурсов
- Социальной защитой наименее обеспеченных слоев населения
- Прогнозирование экономически нежелательных ситуаций и их предотвращение
- Информационное обеспечение и конроль за выполнением нормативов и ограничений
- Материально-техническое и финансовое обеспечение общенациональных проектов
Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности
Методы государственного регулирования подразделяются на: административные, экономические и морально-политические. К административным относятся: запрет, юридическая ответственность, принуждение, в том числе с помощью уголовной и административной ответственность. Экономические методы в отличии от прямых административных методов проявляют себя в косвенном регулировании предпринимательской сферы деятельностью с помощью: цен, тарифов, квот, налогов и лицензий. Морально-политические методы реализуются с помощью средств массвой информации.
Экономика предприятия. Предмет и задачи курса экономики организации
Источник: www.grandars.ru
Тема 14. Государственное регулирование предпринимательской деятельности
14.1. Сущность и методы государственного регулирования
Закрепленный в Конституции РФ принцип свободы предпринимательства может быть ограничен законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты окружающей среды, охраны культурных ценностей, недопущения злоупотребления доминирующим положением на рынке и недобросовестной конкуренции. К числу таких ограничений относятся различные меры государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Под государственным регулированием предпринимательской деятельности следует понимать деятельность государства в лице его органов, направленную на реализацию государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
Государственное регулирование предпринимательства необходимо как в целях обеспечения реализации публичных интересов общества и государства, так и для создания наилучших условий для развития предпринимательства.
Задачи государственного регулирования предпринимательства можно разделить на группы:
— охрана окружающей среды;
— выравнивание экономического цикла;
— обеспечение нормального уровня занятости населения;
— защита жизни и здоровья граждан;
— поддержка конкуренции на рынке;
— поддержка и развитие малого предпринимательства;
— специальные меры защиты прав предпринимателей и др.
Представленный перечень задач государственного регулирования предпринимательства свидетельствует о том, что государственное регулирование необходимо не только государству, но и самим предпринимателям.
Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности можно разделить на две группы.
1. Прямые (административные) методы — средства непосредственного властного воздействия на поведение субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. К их числу относятся:
— государственный контроль (надзор) за деятельностью предпринимателей;
— государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
— лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности;
— выдача предписаний антимонопольным органом и т.д.
2. Косвенные методы — экономические средства воздействия на предпринимательские отношения с помощью создания условий, влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов. К ним относятся:
— прогнозирование и планирование;
— предоставление налоговых льгот;
— государственный (муниципальный) заказ и др.
Источник: www.aup.ru