Инструменты поддержки малого бизнеса. В настоящее время существует стандартный набор общепринятых форм и методов государственного регулирования, используемый при поддержке малого бизнеса. Инструментарий государственного регулирования меняет свой состав и структуру, а отдельные его элементы используются в различных конкретных формах в зависимости от специфических условий каждой страны, отражающих многообразие конкретно-исторических факторов: экономических, правовых, политических, социально-психологических, культурных, национальных и др.
В системе государственной поддержки малого предпринимательства можно выделить две составляющие: обеспечивающую и управленческую. Обеспечивающая составляющая направлена на обслуживание МП, доведение до них материальных, денежных, информационных ресурсов, госзаказов и услуг и т. п.
Управленческая составляющая связана с планированием, решением организационно-административных вопросов, контролем. Эта составляющая призвана быть ведущей, поскольку она придает развитию малого бизнеса устойчивый, эффективный, управляемый характер. Широко используемое понятие «поддержка малого предпринимательства» обозначает синтез управленческого и обеспечивающего аспектов рассматриваемой системы.
Государственное регулирование малого бизнеса
В целом механизм государственной поддержки малого предпринимательства включает законодательную и нормативно-правовую базу, устранение административных барьеров; кредитно-финансовую и инвестиционную поддержку МП; информационное обеспечение и содействие в организации безопасности и защиты МП от противоправных посягательств.
В области законодательства выделим:
• упрощение процедур и установление льготного регистрационного сбора при государственной регистрации физических лиц, осу-К; ществляющих предпринимательскую деятельность без образова-‘: ния юридического лица, и субъектов малого предпринимательства; г, • сокращение числа разрешительных и согласующих административных процедур и правил;
• внедрение принципов комплексности при проведении разрешительных и контролирующих действий по отношению к предприятиям малого бизнеса;
• введение норм ответственности государственной администрации за препятствование деятельности, связанной с выходом на рынок новых и развитием действующих МП[22];
• принятие нормативных документов, способствующих легализации так называемого «серого» предпринимательства («челночного» бизнеса)[23].
В области кредитно-финансовой и инвестиционной поддержки малого предпринимательства можно выделить следующие направления:
• развитие обществ взаимного страхования и взаимного кредитования малого бизнеса для расширения кредитования и страхования субъектов малого предпринимательства;
• предоставление государственных гарантий для МП на конкурсной основе за счет средств бюджета развития, упрощение процедуры прохождения конкурса;
• выделение денежных средств в форме предоставления предпринимателям на льготных условиях государственной собственности в долгосрочную аренду (лизинг)[24];
Малый бизнес — основа экономики
• установление максимального уровня налоговых изъятий у МП, например не превышающего 10% совокупного дохода, и др. Переход к единому налогу на вмененный доход, осуществляемый в соответствии с принятым Законом о вмененном налоге, не способствует сегодня развитию малого предпринимательства. К сожалению, появляются новые административные барьеры, имеет место произвол чиновников;
• формирование патентной системы, при которой единовременно уплачивается стоимость годового патента исходя не только из дохода предпринимателя, но и из сферы его деятельности и др.
Существенный аспект поддержки малого предпринимательства — информационное обеспечение. Информация используется предпринимателями при защите от риска, подготовке и принятии управленческих решений, при выборе стратегии и тактики развития, оформлении конкретных сделок, получении кредитов, освоении рынков. Информационная поддержка проводится путем содействия созданию соответствующих общественных организаций в сфере малого бизнеса. Они обеспечивают взаимодействие между предпринимателями в различных регионах по обмену опытом, помогают согласовывать действия по защите прав предпринимателей в органах законодательной и исполнительной власти, подыскивают партнеров по бизнесу.
В комплекс мер в области информационного обеспечения малого предпринимательства входят:
формирование эффективной системы статистического учета деятельности субъектов малого предпринимательства;
ведение муниципальных реестров нежилых помещений и другого имущества, предоставляемого МП на условиях конкурса;
создание в экономических центрах и крупных городах России консультационно-диспетчерских структур (консультационных бюро) по защите предпринимателей;
проведение мониторинга состояния и развития малого бизнеса и др.
Основная политика по поддержке малого предпринимательства постепенно перемещается непосредственно в регионы. Соответственно необходимо создать социально-экономический и правовой механизм, сочетающий государственное регулирование и региональное самоуправление с учетом мнения деловой общественности. Подобный трехсторонний механизм предполагает совместное использование методов экономического регулирования в интересах содействия развитию малого предпринимательства, в том числе по формированию нормативно-правовой базы, распределению льгот и субвенций, участию в бюджетном процессе, предоставлению различных гарантий инвесторам, ограничению бюрократического произвола и т. п. Например, для усиления инвестиционной активности в регионах необходимо содействовать получению МП льгот при сооружении промышленных объектов, практиковать гарантии по ссудам, оказывать помощь в приобретении земель под строительные площадки, способствовать созданию территориальных и межпроизводственных консорциумов, ассоциаций и т. п.
Предпринимательские сети. Гибкая специализация, являясь главным источником повышения эффективности современного производства, требует принципиально иной системы внешних связей, адекватных его внутренней структуре. Система внешних связей предприятия призвана обеспечить его максимальную устойчивость. В качестве таковой выступает предпринимательская сеть, являющаяся особой формой организации совместной деятельности многих фирм по распределению и использованию разнообразных ресурсов, готовой продукции (услуг) и т. п.
Существуют различные виды предпринимательских сетей. Профессиональные сети объединяют на неформальной основе специалистов, занимающихся разработкой сходных проблем. Формируются так называемые квазифирмы, отличительной чертой которых является постоянство контрактов между одними и теми же фирмами (к примеру, в строительстве). Устанавливаются стратегические альянсы и партнерства, например в сфере дорогостоящих научных разработок. Существуют сетевые формы кооперации между крупными и мелкими фирмами.
Формирование во многих сферах производства предпринимательских сетей представляется закономерным этапом эволюции системы рыночного хозяйствования, что обусловлено ускорением научно-технического прогресса, появлением новых техники и технологии, облегчающих коммуникацию между отдельными членами сети, ростом интегрированности экономической среды, доступности самых разнообразных ресурсов, глубокими изменениями в социально-психологическом климате, развитием предпринимательской культуры, повышением роли деловой этики, формированием отношений доверия и взаимных обязательств, неспособностью хозяйственных структур во многих случаях справиться с задачами оптимального распределения и использования ресурсов.
Предпринимательские сети как специфическая форма межфирменного взаимодействия независимо от их конкретного вида обладают рядом устойчивых признаков: специфической системой ценностей, складывающейся в рамках сетей; особой системой организационно-управленческих взаимодействий; комплексом преимуществ, обеспечиваемых сетями и делающих последние во многих случаях более привлекательными, чем другие формы взаимодействия.
Система ценностей — это особая атмосфера взаимного доверия, являющаяся необходимым условием существования и стабильности сети, значительно облегчающая процедуры межфирменного взаимодействия; система взаимных обязательств (как закрепленных контрактами и договорами, так и неформальная, основанная на специфических для каждой данной сети нормах и стереотипах поведения); атмосфера взаимной поддержки; взаимное согласие участников сети отказаться от преследования собственных целей в ущерб интересам всех других фирм.
В процессе взаимодействия всех структурных элементов сетевой модели выделяется руководящее звено. Выдвижение в лидеры происходит как бы единственным путем, на основе консенсуса. При этом ответственность, хотя и в неодинаковой мере, распределяется между всеми звеньями. При сетевых соглашениях границы между структурными элементами не являются столь жесткими, как при других формах взаимодействия. Ключевым элементом, объединяющим группу компаний в единую сеть, часто является совместное использование информации.
Сети, формирование которых началось во многом спонтанно, стихийно, превращаются в инструмент целенаправленной координации усилий участников процесса воспроизводства. Предприятия «паутиной» различных отношений (производственных, сбытовых, кредитно-финансовых, инновационных).связаны между собой. Это контрактные отношения, совместные проекты, переплетающиеся директораты, субподряд, франчайзинг, венчурное финансирование, лизинг и др. В результате возрастает стабильность и предсказуемость внешней среды МП, происходит взаимовыгодное движение информационных, технологических, сырьевых, кадровых, финансовых ресурсов.
Значительная роль в становлении этих форм принадлежит мерам государственной поддержки малого предпринимательства. Это могут быть целевые кредитные программы, оказание финансовой помощи МП через частные инвестиционные компании, специальные программы управленческой подготовки и консультирования и др.
Например, в ФРГ с 1979 г. осуществляется специальная программа по стимулированию накоплений для основания собственного дела, в соответствии с которой специальный банк предоставляет займы в размере до 100 тыс. марок сроком до 20 лет. В течение 10 лет они свободны от погашения. В первые два года по ним не взимаются проценты. В течение этих двух лет федеральное правительство возмещает банку соответствующие суммы[25].
Будущее российского малого бизнеса напрямую определяется возможностями развития реального производства и формирования тесных кооперационных связей малых и крупных предприятий. Как показывает зарубежный опыт, в рыночной экономике значительная, если не доминирующая часть малых фирм так или иначе находится в сфере интересов крупных предприятий. При этом устойчивость положения, доходы, финансовые и инвестиционные возможности малых фирм непосредственно зависят от их отношений с крупными предприятиями. Очевидно, что содействие сотрудничеству малых и крупных предприятий — важное направление развития всей предпринимательской среды. Стимулирование кооперирования МП между собой и с крупными предприятиями должно стать важной составляющей как государственной, так и корпоративной политики.
В условиях крайне ограниченных финансовых ресурсов активное подключение МП к предпринимательским сетям будет способствовать созданию гарантированных рынков сбыта для малого бизнеса, повышению эффективности их деятельности, социальной стабилизации, а также развитию данной сферы экономики.
Программы поддержки малого бизнеса. Составная часть государственного регулирования сферы малого предпринимательства — разработка и принятие государственных программ поддержки малого предпринимательства (федеральных, региональных, местных). В России в соответствии с программно-целевым подходом на федеральном и региональном уровнях разрабатываются комплексные программы поддержки малого предпринимательства, рассчитанные, как правило, на два года.
Например, основной целью Федеральной программы на 1994— 1995 гг. являлось создание экономических, правовых и организационных условий для формирования инфраструктуры малого предпринимательства. В Программе была предпринята попытка создания нормативно-правовой базы для развития малого предпринимательства, финансовой, информационной и технологической поддержки, подготовки кадров. Блок так называемых пилотных проектов включал мероприятия по созданию новых и поддержке действующих бизнес-инкубаторов, бизнес-парков, лизинговых компаний, центров поддержки малого бизнеса. Наиболее приоритетными задачами инвестиционных программ являются, как правило, выявление новых деловых возможностей («окон» для проникновения на новые рынки); установление хозяйственных связей, дополняющих уже существующие виды бизнеса; оказание консультационной, маркетинговой, научно-технической помощи и т. п.
При реализации принятых программ важное значение имеет контроль за ходом их исполнения, эффективностью применяемых методов, а также поведением отдельных МП, в частности контроль за правильностью использования полученных государственных средств (ресурсов). Отсутствие подобного контроля приводит к тому, что программы реализуются не в полном объеме. Например, к концу 1995 г., по данным Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, из 42 запланированных мероприятий общефедеральной части Программы малого бизнеса по 7 направлениям лишь 20 мероприятий в целом были выполнены.
Нынешний этап социально-экономического развития страны должен рассматриваться с точки зрения создания новых предпосылок к переходу малого бизнеса на качественно новую ступень развития. Ключевым моментом здесь должна быть не только государственная законодательная и материальная поддержка МП, но и более тесная интеграция малого бизнеса и других российских предпринимательских структур. Прежде всего необходима устойчивая хозяйственная кооперация малого, среднего и крупного бизнеса. Это, в свою очередь, должно стать объектом целенаправленной политики государственной поддержки как на федеральном, так и на региональном уровне.
Источник: infopedia.su
8.3. Формы и методы государственного регулирования малого бизнеса
Инструменты поддержки малого бизнеса. В настоящее время существует стандартный набор общепринятых форм и методов государственного регулирования, используемый при поддержке малого бизнеса.
Инструментарий государственного регулирования меняет свой состав и структуру, а отдельные его элементы используются в различных конкретных формах в зависимости от специфических условий каждой страны, отражающих многообразие конкретно-исторических факторов: экономических, правовых, политических, социально-психологических, культурных, национальных и др. В системе государственной поддержки малого предпринимательства можно выделить две составляющие: обеспечивающую и управленческую.
Обеспечивающая составляющая направлена на обслуживание МП, доведение до них материальных, денежных, информационных ресурсов, госзаказов и услуг и т. п. Управленческая составляющая связана с планированием, решением организационно-административных вопросов, контролем. Эта составляющая призвана быть ведущей, поскольку она придает развитию малого бизнеса устойчивый, эффективный, управляемый характер.
Широко используемое понятие «поддержка малого предпринимательства» обозначает синтез управленческого и обеспечивающего аспектов рассматриваемой системы. В целом механизм государственной поддержки малого предпринимательства включает законодательную и нормативно-правовую базу, устранение административных барьеров; кредитно-финансовую и инвестиционную поддержку МП; информационное обеспечение и содействие в организации безопасности и защиты МП от противоправных посягательств.
В области законодательства выделим: • упрощение процедур и установление льготного регистрационного сбора при государственной регистрации физических лиц, осу-К; ществляющих предпринимательскую деятельность без образова-‘: ния юридического лица, и субъектов малого предпринимательства; г, • сокращение числа разрешительных и согласующих административных процедур и правил; • внедрение принципов комплексности при проведении разрешительных и контролирующих действий по отношению к предприятиям малого бизнеса; • введение норм ответственности государственной администрации за препятствование деятельности, связанной с выходом на рынок новых и развитием действующих МП 1 ; • принятие нормативных документов, способствующих легализации так называемого «серого» предпринимательства («челночного» бизнеса) 2 . В области кредитно-финансовой и инвестиционной поддержки малого предпринимательства можно выделить следующие направления: • развитие обществ взаимного страхования и взаимного кредитования малого бизнеса для расширения кредитования и страхования субъектов малого предпринимательства; • предоставление государственных гарантий для МП на конкурсной основе за счет средств бюджета развития, упрощение процедуры прохождения конкурса; • выделение денежных средств в форме предоставления предпринимателям на льготных условиях государственной собственности в долгосрочную аренду (лизинг) 1 ; • установление максимального уровня налоговых изъятий у МП, например не превышающего 10% совокупного дохода, и др. Переход к единому налогу на вмененный доход, осуществляемый в соответствии с принятым Законом о вмененном налоге, не способствует сегодня развитию малого предпринимательства.
К сожалению, появляются новые административные барьеры, имеет место произвол чиновников; • формирование патентной системы, при которой единовременно уплачивается стоимость годового патента исходя не только из дохода предпринимателя, но и из сферы его деятельности и др. Существенный аспект поддержки малого предпринимательства — информационное обеспечение.
Информация используется предпринимателями при защите от риска, подготовке и принятии управленческих решений, при выборе стратегии и тактики развития, оформлении конкретных сделок, получении кредитов, освоении рынков. Информационная поддержка проводится путем содействия созданию соответствующих общественных организаций в сфере малого бизнеса.
Они обеспечивают взаимодействие между предпринимателями в различных регионах по обмену опытом, помогают согласовывать действия по защите прав предпринимателей в органах законодательной и исполнительной власти, подыскивают партнеров по бизнесу. В комплекс мер в области информационного обеспечения малого предпринимательства входят: формирование эффективной системы статистического учета деятельности субъектов малого предпринимательства; ведение муниципальных реестров нежилых помещений и другого имущества, предоставляемого МП на условиях конкурса; создание в экономических центрах и крупных городах России консультационно-диспетчерских структур (консультационных бюро) по защите предпринимателей; проведение мониторинга состояния и развития малого бизнеса и др.
Основная политика по поддержке малого предпринимательства постепенно перемещается непосредственно в регионы. Соответственно необходимо создать социально-экономический и правовой механизм, сочетающий государственное регулирование и региональное самоуправление с учетом мнения деловой общественности.
Подобный трехсторонний механизм предполагает совместное использование методов экономического регулирования в интересах содействия развитию малого предпринимательства, в том числе по формированию нормативно-правовой базы, распределению льгот и субвенций, участию в бюджетном процессе, предоставлению различных гарантий инвесторам, ограничению бюрократического произвола и т. п. Например, для усиления инвестиционной активности в регионах необходимо содействовать получению МП льгот при сооружении промышленных объектов, практиковать гарантии по ссудам, оказывать помощь в приобретении земель под строительные площадки, способствовать созданию территориальных и межпроизводственных консорциумов, ассоциаций и т. п. Предпринимательские сети. Гибкая специализация, являясь главным источником повышения эффективности современного производства, требует принципиально иной системы внешних связей, адекватных его внутренней структуре.
Система внешних связей предприятия призвана обеспечить его максимальную устойчивость. В качестве таковой выступает предпринимательская сеть, являющаяся особой формой организации совместной деятельности многих фирм по распределению и использованию разнообразных ресурсов, готовой продукции (услуг) и т. п. Существуют различные виды предпринимательских сетей.
Профессиональные сети объединяют на неформальной основе специалистов, занимающихся разработкой сходных проблем. Формируются так называемые квазифирмы, отличительной чертой которых является постоянство контрактов между одними и теми же фирмами (к примеру, в строительстве).
Устанавливаются стратегические альянсы и партнерства, например в сфере дорогостоящих научных разработок. Существуют сетевые формы кооперации между крупными и мелкими фирмами.
Формирование во многих сферах производства предпринимательских сетей представляется закономерным этапом эволюции системы рыночного хозяйствования, что обусловлено ускорением научно-технического прогресса, появлением новых техники и технологии, облегчающих коммуникацию между отдельными членами сети, ростом интегрированности экономической среды, доступности самых разнообразных ресурсов, глубокими изменениями в социально-психологическом климате, развитием предпринимательской культуры, повышением роли деловой этики, формированием отношений доверия и взаимных обязательств, неспособностью хозяйственных структур во многих случаях справиться с задачами оптимального распределения и использования ресурсов. Предпринимательские сети как специфическая форма межфирменного взаимодействия независимо от их конкретного вида обладают рядом устойчивых признаков: специфической системой ценностей, складывающейся в рамках сетей; особой системой организационно-управленческих взаимодействий; комплексом преимуществ, обеспечиваемых сетями и делающих последние во многих случаях более привлекательными, чем другие формы взаимодействия.
Система ценностей — это особая атмосфера взаимного доверия, являющаяся необходимым условием существования и стабильности сети, значительно облегчающая процедуры межфирменного взаимодействия; система взаимных обязательств (как закрепленных контрактами и договорами, так и неформальная, основанная на специфических для каждой данной сети нормах и стереотипах поведения); атмосфера взаимной поддержки; взаимное согласие участников сети отказаться от преследования собственных целей в ущерб интересам всех других фирм. В процессе взаимодействия всех структурных элементов сетевой модели выделяется руководящее звено.
Выдвижение в лидеры происходит как бы единственным путем, на основе консенсуса. При этом ответственность, хотя и в неодинаковой мере, распределяется между всеми звеньями. При сетевых соглашениях границы между структурными элементами не являются столь жесткими, как при других формах взаимодействия.
Ключевым элементом, объединяющим группу компаний в единую сеть, часто является совместное использование информации. Сети, формирование которых началось во многом спонтанно, стихийно, превращаются в инструмент целенаправленной координации усилий участников процесса воспроизводства.
Предприятия «паутиной» различных отношений (производственных, сбытовых, кредитно-финансовых, инновационных) .связаны между собой. Это контрактные отношения, совместные проекты, переплетающиеся директораты, субподряд, франчайзинг, венчурное финансирование, лизинг и др.
В результате возрастает стабильность и предсказуемость внешней среды МП, происходит взаимовыгодное движение информационных, технологических, сырьевых, кадровых, финансовых ресурсов. Значительная роль в становлении этих форм принадлежит мерам государственной поддержки малого предпринимательства.
Это могут быть целевые кредитные программы, оказание финансовой помощи МП через частные инвестиционные компании, специальные программы управленческой подготовки и консультирования и др. Например, в ФРГ с 1979 г. осуществляется специальная программа по стимулированию накоплений для основания собственного дела, в соответствии с которой специальный банк предоставляет займы в размере до 100 тыс. марок сроком до 20 лет.
В течение 10 лет они свободны от погашения. В первые два года по ним не взимаются проценты. В течение этих двух лет федеральное правительство возмещает банку соответствующие суммы 1 . Будущее российского малого бизнеса напрямую определяется возможностями развития реального производства и формирования тесных кооперационных связей малых и крупных предприятий.
Как показывает зарубежный опыт, в рыночной экономике значительная, если не доминирующая часть малых фирм так или иначе находится в сфере интересов крупных предприятий. При этом устойчивость положения, доходы, финансовые и инвестиционные возможности малых фирм непосредственно зависят от их отношений с крупными предприятиями.
Очевидно, что содействие сотрудничеству малых и крупных предприятий — важное направление развития всей предпринимательской среды. Стимулирование кооперирования МП между собой и с крупными предприятиями должно стать важной составляющей как государственной, так и корпоративной политики.
В условиях крайне ограниченных финансовых ресурсов активное подключение МП к предпринимательским сетям будет способствовать созданию гарантированных рынков сбыта для малого бизнеса, повышению эффективности их деятельности, социальной стабилизации, а также развитию данной сферы экономики. Программы поддержки малого бизнеса.
Составная часть государственного регулирования сферы малого предпринимательства — разработка и принятие государственных программ поддержки малого предпринимательства (федеральных, региональных, местных). В России в соответствии с программно-целевым подходом на федеральном и региональном уровнях разрабатываются комплексные программы поддержки малого предпринимательства, рассчитанные, как правило, на два года.
Например, основной целью Федеральной программы на 1994— 1995 гг. являлось создание экономических, правовых и организационных условий для формирования инфраструктуры малого предпринимательства. В Программе была предпринята попытка создания нормативно-правовой базы для развития малого предпринимательства, финансовой, информационной и технологической поддержки, подготовки кадров.
Блок так называемых пилотных проектов включал мероприятия по созданию новых и поддержке действующих бизнес-инкубаторов, бизнес-парков, лизинговых компаний, центров поддержки малого бизнеса. Наиболее приоритетными задачами инвестиционных программ являются, как правило, выявление новых деловых возможностей («окон» для проникновения на новые рынки); установление хозяйственных связей, дополняющих уже существующие виды бизнеса; оказание консультационной, маркетинговой, научно-технической помощи и т. п. При реализации принятых программ важное значение имеет контроль за ходом их исполнения, эффективностью применяемых методов, а также поведением отдельных МП, в частности контроль за правильностью использования полученных государственных средств (ресурсов).
Отсутствие подобного контроля приводит к тому, что программы реализуются не в полном объеме. Например, к концу 1995 г., по данным Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, из 42 запланированных мероприятий общефедеральной части Программы малого бизнеса по 7 направлениям лишь 20 мероприятий в целом были выполнены.
Нынешний этап социально-экономического развития страны должен рассматриваться с точки зрения создания новых предпосылок к переходу малого бизнеса на качественно новую ступень развития. Ключевым моментом здесь должна быть не только государственная законодательная и материальная поддержка МП, но и более тесная интеграция малого бизнеса и других российских предпринимательских структур. Прежде всего необходима устойчивая хозяйственная кооперация малого, среднего и крупного бизнеса. Это, в свою очередь, должно стать объектом целенаправленной политики государственной поддержки как на федеральном, так и на региональном уровне.
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net
Государственное регулирование развития малого и среднего предпринимательства
Малое и среднее предпринимательство – это форма производственной и коммерческой деятельности, которая отличается относительно небольшими объемами производства, товарооборота, выручки, привлеченных ресурсов и т.д.
Сущность малого и среднего предпринимательства и необходимость его развития
Особое место в экономической системе современных развитых стран мира занимает малое и среднее предпринимательство. Во многих странах доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет около 50-60%.
Малое и среднее предпринимательство осуществляется самостоятельно в форме изготовления и продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг с целью систематического получения прибыли. Идентифицирующими характеристиками малого и среднего бизнеса обычно являются средняя численность персонала (для малых предприятий – не более 100 человек, для средних предприятий – не более 250 человек) и размер доходов от продажи продукции.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Необходимость развития малого и среднего предпринимательства обусловлена теми положительными результатами, которые, как правило, приносит экономике осуществление данного процесса:
- Увеличение численности собственников и формирование, тем самым, среднего класса, который выступает в качестве основы социально-экономической и политической стабильности в обществе;
- Создание дополнительных рабочих мест, благодаря чему повышается занятость населения, его уровень жизни, а также снижается дифференциация его денежных доходов;
- Личностная самореализация большого числа людей, что значительно улучшит социально-психологический климат в обществе;
- Разработка и реализация новых предпринимательских идей, технологий производства, способов обслуживания клиентов, т.е. поддержка научно-технического развития;
- Повышение устойчивости экономического развития через рост уровня конкуренции в экономике (формирование конкурентной среды);
- Обеспечение (снабжение) крупных предприятий в небольших деталях, полуфабрикатах и т.д.
«Государственное регулирование развития малого и среднего предпринимательства»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Перечисленное выше можно назвать функциями малого и среднего бизнеса, выполнение которых проявляет сущность и значение этой формы экономической деятельности.
Потребность в государственном регулировании малого и среднего бизнеса
Отмеченное большое значение малого и среднего предпринимательство для экономического развития общества обуславливает необходимость государственного регулирования данного вида деятельности. В данном случае речь пойдет про частный случай, одно из направлений государственного регулирования экономики как таковой.
Дополнительная потребность в государственном регулировании развития малого и среднего предпринимательства заключается в том, что предприятия этой категории в большей степени, чем крупные компании и корпорации, ощущают на себе негативное влияние цикличного развития экономики.
В силу небольшого масштаба деятельности малые и средние предприятия в большинстве своем не имеют возможности сформировать резервы в достаточном объеме. А поскольку они непосредственно ориентированы на обслуживание потребителей, на них первыми сказывается снижение доходов населения, которое происходит во время практически любого кризиса.
Содержание государственного регулирования малого и среднего бизнеса
Развитие малого и среднего предпринимательства регулируется государством путем применения специальных методов, которые могут быть административными и экономическими.
Административные методы государственного регулирования экономики заключаются в принуждении экономических субъектов к определенному поведению, в фактическом принятии решений государственными органами вместо них.
Среди административных методов государством в большинстве случаев используются процедуры государственной регистрации и лицензирования. Для того чтобы в национальной экономике быстрее увеличилось количество малых и средних предприятий, государство проводит для них эти процедуры в упрощенном порядке, когда требуется минимум документов, и они занимают мало времени.
Также государственные органы могут воспользоваться таким инструментом, как квотирование, т. е. в некоторых секторах экономики могут выделяться квоты для малых и средних предприятий, которые обеспечат их присутствие на рынке хотя на определенном минимальном уровне.
Экономические методы государственного регулирования экономики заключаются в создании таких условий, которые бы способствовали тому, что экономические субъекты, самостоятельно принимая решения, придерживалась желаемой модели поведения.
Наибольший эффект для развития малого и среднего предпринимательства может оказать реализация налоговой политики. Снижение налоговых ставок, введение налоговых льгот и особых режимов налогообложения, объявление налоговой амнистии значительным образом сокращает издержки малых и средних предприятий, которые благодаря этому могут дальше функционировать и развиваться.
В рамках бюджетной политики государства малые и средние предприятия вправе рассчитывать на получение из бюджета субсидий и дотаций, которые выполняют роль дополнительного источника финансирования. Кроме того, малым и средним предприятиям могут предоставляться особые (привилегированные) условия участия в государственных закупках товаров, работ, услуг.
В денежно-кредитной сфере развитие малого и среднего предпринимательства осуществляется через реализацию государственных программ льготного кредитования (т.е. по сниженным процентным ставкам). Помимо этого, свою роль играют программы государственных гарантий по кредитам малых и средних предприятий.
Таким образом, в настоящее время органы государственной власти используют широкий инструментарий регулирования национальной экономики, который позволяет обеспечить развитие в стране малого и среднего предпринимательства.
Источник: spravochnick.ru