Экономические методы регулирование малого бизнеса

Инструменты поддержки малого бизнеса. В настоящее время существует стандартный набор общепринятых форм и методов государственного регулирования, используемый при поддержке малого бизнеса. Инструментарий государственного регулирования меняет свой состав и структуру, а отдельные его элементы используются в различных конкретных формах в зависимости от специфических условий каждой страны, отражающих многообразие конкретно-исторических факторов: экономических, правовых, политических, социально-психологических, культурных, национальных и др.

В системе государственной поддержки малого предпринимательства можно выделить две составляющие: обеспечивающую и управленческую. Обеспечивающая составляющая направлена на обслуживание МП, доведение до них материальных, денежных, информационных ресурсов, госзаказов и услуг и т. п.

Управленческая составляющая связана с планированием, решением организационно-административных вопросов, контролем. Эта составляющая призвана быть ведущей, поскольку она придает развитию малого бизнеса устойчивый, эффективный, управляемый характер. Широко используемое понятие «поддержка малого предпринимательства» обозначает синтез управленческого и обеспечивающего аспектов рассматриваемой системы.

Государственное регулирование малого бизнеса

В целом механизм государственной поддержки малого предпринимательства включает законодательную и нормативно-правовую базу, устранение административных барьеров; кредитно-финансовую и инвестиционную поддержку МП; информационное обеспечение и содействие в организации безопасности и защиты МП от противоправных посягательств.

В области законодательства выделим:

• упрощение процедур и установление льготного регистрационного сбора при государственной регистрации физических лиц, осу-К; ществляющих предпринимательскую деятельность без образова-‘: ния юридического лица, и субъектов малого предпринимательства; г, • сокращение числа разрешительных и согласующих административных процедур и правил;

• внедрение принципов комплексности при проведении разрешительных и контролирующих действий по отношению к предприятиям малого бизнеса;

• введение норм ответственности государственной администрации за препятствование деятельности, связанной с выходом на рынок новых и развитием действующих МП[22];

• принятие нормативных документов, способствующих легализации так называемого «серого» предпринимательства («челночного» бизнеса)[23].

В области кредитно-финансовой и инвестиционной поддержки малого предпринимательства можно выделить следующие направления:

• развитие обществ взаимного страхования и взаимного кредитования малого бизнеса для расширения кредитования и страхования субъектов малого предпринимательства;

• предоставление государственных гарантий для МП на конкурсной основе за счет средств бюджета развития, упрощение процедуры прохождения конкурса;

• выделение денежных средств в форме предоставления предпринимателям на льготных условиях государственной собственности в долгосрочную аренду (лизинг)[24];

Малый бизнес — основа экономики

• установление максимального уровня налоговых изъятий у МП, например не превышающего 10% совокупного дохода, и др. Переход к единому налогу на вмененный доход, осуществляемый в соответствии с принятым Законом о вмененном налоге, не способствует сегодня развитию малого предпринимательства. К сожалению, появляются новые административные барьеры, имеет место произвол чиновников;

• формирование патентной системы, при которой единовременно уплачивается стоимость годового патента исходя не только из дохода предпринимателя, но и из сферы его деятельности и др.

Существенный аспект поддержки малого предпринимательства — информационное обеспечение. Информация используется предпринимателями при защите от риска, подготовке и принятии управленческих решений, при выборе стратегии и тактики развития, оформлении конкретных сделок, получении кредитов, освоении рынков. Информационная поддержка проводится путем содействия созданию соответствующих общественных организаций в сфере малого бизнеса. Они обеспечивают взаимодействие между предпринимателями в различных регионах по обмену опытом, помогают согласовывать действия по защите прав предпринимателей в органах законодательной и исполнительной власти, подыскивают партнеров по бизнесу.

В комплекс мер в области информационного обеспечения малого предпринимательства входят:

формирование эффективной системы статистического учета деятельности субъектов малого предпринимательства;

ведение муниципальных реестров нежилых помещений и другого имущества, предоставляемого МП на условиях конкурса;

создание в экономических центрах и крупных городах России консультационно-диспетчерских структур (консультационных бюро) по защите предпринимателей;

проведение мониторинга состояния и развития малого бизнеса и др.

Основная политика по поддержке малого предпринимательства постепенно перемещается непосредственно в регионы. Соответственно необходимо создать социально-экономический и правовой механизм, сочетающий государственное регулирование и региональное самоуправление с учетом мнения деловой общественности. Подобный трехсторонний механизм предполагает совместное использование методов экономического регулирования в интересах содействия развитию малого предпринимательства, в том числе по формированию нормативно-правовой базы, распределению льгот и субвенций, участию в бюджетном процессе, предоставлению различных гарантий инвесторам, ограничению бюрократического произвола и т. п. Например, для усиления инвестиционной активности в регионах необходимо содействовать получению МП льгот при сооружении промышленных объектов, практиковать гарантии по ссудам, оказывать помощь в приобретении земель под строительные площадки, способствовать созданию территориальных и межпроизводственных консорциумов, ассоциаций и т. п.

Предпринимательские сети. Гибкая специализация, являясь главным источником повышения эффективности современного производства, требует принципиально иной системы внешних связей, адекватных его внутренней структуре. Система внешних связей предприятия призвана обеспечить его максимальную устойчивость. В качестве таковой выступает предпринимательская сеть, являющаяся особой формой организации совместной деятельности многих фирм по распределению и использованию разнообразных ресурсов, готовой продукции (услуг) и т. п.

Существуют различные виды предпринимательских сетей. Профессиональные сети объединяют на неформальной основе специалистов, занимающихся разработкой сходных проблем. Формируются так называемые квазифирмы, отличительной чертой которых является постоянство контрактов между одними и теми же фирмами (к примеру, в строительстве). Устанавливаются стратегические альянсы и партнерства, например в сфере дорогостоящих научных разработок. Существуют сетевые формы кооперации между крупными и мелкими фирмами.

Формирование во многих сферах производства предпринимательских сетей представляется закономерным этапом эволюции системы рыночного хозяйствования, что обусловлено ускорением научно-технического прогресса, появлением новых техники и технологии, облегчающих коммуникацию между отдельными членами сети, ростом интегрированности экономической среды, доступности самых разнообразных ресурсов, глубокими изменениями в социально-психологическом климате, развитием предпринимательской культуры, повышением роли деловой этики, формированием отношений доверия и взаимных обязательств, неспособностью хозяйственных структур во многих случаях справиться с задачами оптимального распределения и использования ресурсов.

Предпринимательские сети как специфическая форма межфирменного взаимодействия независимо от их конкретного вида обладают рядом устойчивых признаков: специфической системой ценностей, складывающейся в рамках сетей; особой системой организационно-управленческих взаимодействий; комплексом преимуществ, обеспечиваемых сетями и делающих последние во многих случаях более привлекательными, чем другие формы взаимодействия.

Система ценностей — это особая атмосфера взаимного доверия, являющаяся необходимым условием существования и стабильности сети, значительно облегчающая процедуры межфирменного взаимодействия; система взаимных обязательств (как закрепленных контрактами и договорами, так и неформальная, основанная на специфических для каждой данной сети нормах и стереотипах поведения); атмосфера взаимной поддержки; взаимное согласие участников сети отказаться от преследования собственных целей в ущерб интересам всех других фирм.

В процессе взаимодействия всех структурных элементов сетевой модели выделяется руководящее звено. Выдвижение в лидеры происходит как бы единственным путем, на основе консенсуса. При этом ответственность, хотя и в неодинаковой мере, распределяется между всеми звеньями. При сетевых соглашениях границы между структурными элементами не являются столь жесткими, как при других формах взаимодействия. Ключевым элементом, объединяющим группу компаний в единую сеть, часто является совместное использование информации.

Читайте также:  Участники венчурного бизнеса это

Сети, формирование которых началось во многом спонтанно, стихийно, превращаются в инструмент целенаправленной координации усилий участников процесса воспроизводства. Предприятия «паутиной» различных отношений (производственных, сбытовых, кредитно-финансовых, инновационных).связаны между собой. Это контрактные отношения, совместные проекты, переплетающиеся директораты, субподряд, франчайзинг, венчурное финансирование, лизинг и др. В результате возрастает стабильность и предсказуемость внешней среды МП, происходит взаимовыгодное движение информационных, технологических, сырьевых, кадровых, финансовых ресурсов.

Значительная роль в становлении этих форм принадлежит мерам государственной поддержки малого предпринимательства. Это могут быть целевые кредитные программы, оказание финансовой помощи МП через частные инвестиционные компании, специальные программы управленческой подготовки и консультирования и др.

Например, в ФРГ с 1979 г. осуществляется специальная программа по стимулированию накоплений для основания собственного дела, в соответствии с которой специальный банк предоставляет займы в размере до 100 тыс. марок сроком до 20 лет. В течение 10 лет они свободны от погашения. В первые два года по ним не взимаются проценты. В течение этих двух лет федеральное правительство возмещает банку соответствующие суммы[25].

Будущее российского малого бизнеса напрямую определяется возможностями развития реального производства и формирования тесных кооперационных связей малых и крупных предприятий. Как показывает зарубежный опыт, в рыночной экономике значительная, если не доминирующая часть малых фирм так или иначе находится в сфере интересов крупных предприятий. При этом устойчивость положения, доходы, финансовые и инвестиционные возможности малых фирм непосредственно зависят от их отношений с крупными предприятиями. Очевидно, что содействие сотрудничеству малых и крупных предприятий — важное направление развития всей предпринимательской среды. Стимулирование кооперирования МП между собой и с крупными предприятиями должно стать важной составляющей как государственной, так и корпоративной политики.

В условиях крайне ограниченных финансовых ресурсов активное подключение МП к предпринимательским сетям будет способствовать созданию гарантированных рынков сбыта для малого бизнеса, повышению эффективности их деятельности, социальной стабилизации, а также развитию данной сферы экономики.

Программы поддержки малого бизнеса. Составная часть государственного регулирования сферы малого предпринимательства — разработка и принятие государственных программ поддержки малого предпринимательства (федеральных, региональных, местных). В России в соответствии с программно-целевым подходом на федеральном и региональном уровнях разрабатываются комплексные программы поддержки малого предпринимательства, рассчитанные, как правило, на два года.

Например, основной целью Федеральной программы на 1994— 1995 гг. являлось создание экономических, правовых и организационных условий для формирования инфраструктуры малого предпринимательства. В Программе была предпринята попытка создания нормативно-правовой базы для развития малого предпринимательства, финансовой, информационной и технологической поддержки, подготовки кадров. Блок так называемых пилотных проектов включал мероприятия по созданию новых и поддержке действующих бизнес-инкубаторов, бизнес-парков, лизинговых компаний, центров поддержки малого бизнеса. Наиболее приоритетными задачами инвестиционных программ являются, как правило, выявление новых деловых возможностей («окон» для проникновения на новые рынки); установление хозяйственных связей, дополняющих уже существующие виды бизнеса; оказание консультационной, маркетинговой, научно-технической помощи и т. п.

При реализации принятых программ важное значение имеет контроль за ходом их исполнения, эффективностью применяемых методов, а также поведением отдельных МП, в частности контроль за правильностью использования полученных государственных средств (ресурсов). Отсутствие подобного контроля приводит к тому, что программы реализуются не в полном объеме. Например, к концу 1995 г., по данным Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, из 42 запланированных мероприятий общефедеральной части Программы малого бизнеса по 7 направлениям лишь 20 мероприятий в целом были выполнены.

Нынешний этап социально-экономического развития страны должен рассматриваться с точки зрения создания новых предпосылок к переходу малого бизнеса на качественно новую ступень развития. Ключевым моментом здесь должна быть не только государственная законодательная и материальная поддержка МП, но и более тесная интеграция малого бизнеса и других российских предпринимательских структур. Прежде всего необходима устойчивая хозяйственная кооперация малого, среднего и крупного бизнеса. Это, в свою очередь, должно стать объектом целенаправленной политики государственной поддержки как на федеральном, так и на региональном уровне.

Источник: infopedia.su

8.3. Формы и методы государственного регулирования малого бизнеса

Инструменты поддержки малого бизнеса. В настоящее время суще­ствует стандартный набор общепринятых форм и методов государствен­ного регулирования, используемый при поддержке малого бизнеса.

Инструментарий государственного регулирования меняет свой состав и структуру, а отдельные его элементы используются в различных кон­кретных формах в зависимости от специфических условий каждой стра­ны, отражающих многообразие конкретно-исторических факторов: эко­номических, правовых, политических, социально-психологических, культурных, национальных и др. В системе государственной поддержки малого предпринимательства можно выделить две составляющие: обеспечивающую и управленческую.

Обеспечивающая составляющая направлена на обслуживание МП, до­ведение до них материальных, денежных, информационных ресурсов, госзаказов и услуг и т. п. Управленческая составляющая связана с планированием, решени­ем организационно-административных вопросов, контролем. Эта со­ставляющая призвана быть ведущей, поскольку она придает развитию малого бизнеса устойчивый, эффективный, управляемый характер.

Широко используемое понятие «поддержка малого предприниматель­ства» обозначает синтез управленческого и обеспечивающего аспектов рассматриваемой системы. В целом механизм государственной поддержки малого предприни­мательства включает законодательную и нормативно-правовую базу, устранение административных барьеров; кредитно-финансовую и ин­вестиционную поддержку МП; информационное обеспечение и содей­ствие в организации безопасности и защиты МП от противоправных посягательств.

В области законодательства выделим: • упрощение процедур и установление льготного регистрационно­го сбора при государственной регистрации физических лиц, осу-К; ществляющих предпринимательскую деятельность без образова-‘: ния юридического лица, и субъектов малого предпринимательства; г, • сокращение числа разрешительных и согласующих администра­тивных процедур и правил; • внедрение принципов комплексности при проведении разреши­тельных и контролирующих действий по отношению к предпри­ятиям малого бизнеса; • введение норм ответственности государственной администрации за препятствование деятельности, связанной с выходом на ры­нок новых и развитием действующих МП 1 ; • принятие нормативных документов, способствующих легализа­ции так называемого «серого» предпринимательства («челночно­го» бизнеса) 2 . В области кредитно-финансовой и инвестиционной поддержки малого предпринимательства можно выделить следующие направления: • развитие обществ взаимного страхования и взаимного кредито­вания малого бизнеса для расширения кредитования и страхова­ния субъектов малого предпринимательства; • предоставление государственных гарантий для МП на конкурс­ной основе за счет средств бюджета развития, упрощение проце­дуры прохождения конкурса; • выделение денежных средств в форме предоставления предпри­нимателям на льготных условиях государственной собственности в долгосрочную аренду (лизинг) 1 ; • установление максимального уровня налоговых изъятий у МП, например не превышающего 10% совокупного дохода, и др. Пе­реход к единому налогу на вмененный доход, осуществляемый в соответствии с принятым Законом о вмененном налоге, не спо­собствует сегодня развитию малого предпринимательства.

Читайте также:  Виды бизнеса в Тайланде

К со­жалению, появляются новые административные барьеры, имеет место произвол чиновников; • формирование патентной системы, при которой единовременно уплачивается стоимость годового патента исходя не только из дохода предпринимателя, но и из сферы его деятельности и др. Существенный аспект поддержки малого предпринимательства — информационное обеспечение.

Информация используется предпринима­телями при защите от риска, подготовке и принятии управленческих решений, при выборе стратегии и тактики развития, оформлении кон­кретных сделок, получении кредитов, освоении рынков. Информаци­онная поддержка проводится путем содействия созданию соответству­ющих общественных организаций в сфере малого бизнеса.

Они обеспечивают взаимодействие между предпринимателями в различных регионах по обмену опытом, помогают согласовывать действия по за­щите прав предпринимателей в органах законодательной и исполни­тельной власти, подыскивают партнеров по бизнесу. В комплекс мер в области информационного обеспечения малого предпринимательства входят: формирование эффективной системы статистического учета деятель­ности субъектов малого предпринимательства; ведение муниципальных реестров нежилых помещений и другого имущества, предоставляемого МП на условиях конкурса; создание в экономических центрах и крупных городах России кон­сультационно-диспетчерских структур (консультационных бюро) по защите предпринимателей; проведение мониторинга состояния и развития малого бизнеса и др.

Основная политика по поддержке малого предпринимательства по­степенно перемещается непосредственно в регионы. Соответственно необходимо создать социально-экономический и правовой механизм, сочетающий государственное регулирование и региональное самоуп­равление с учетом мнения деловой общественности.

Подобный трех­сторонний механизм предполагает совместное использование методов экономического регулирования в интересах содействия развитию ма­лого предпринимательства, в том числе по формированию норматив­но-правовой базы, распределению льгот и субвенций, участию в бюд­жетном процессе, предоставлению различных гарантий инвесторам, ограничению бюрократического произвола и т. п. Например, для усиле­ния инвестиционной активности в регионах необходимо содействовать получению МП льгот при сооружении промышленных объектов, прак­тиковать гарантии по ссудам, оказывать помощь в приобретении зе­мель под строительные площадки, способствовать созданию террито­риальных и межпроизводственных консорциумов, ассоциаций и т. п. Предпринимательские сети. Гибкая специализация, являясь главным источником повышения эффективности современного производства, требует принципиально иной системы внешних связей, адекватных его внутренней структуре.

Система внешних связей предприятия призвана обеспечить его максимальную устойчивость. В качестве таковой выступает предпринимательская сеть, являющаяся особой формой организации совместной деятельности многих фирм по распределению и использова­нию разнообразных ресурсов, готовой продукции (услуг) и т. п. Существуют различные виды предпринимательских сетей.

Профес­сиональные сети объединяют на неформальной основе специалистов, занимающихся разработкой сходных проблем. Формируются так назы­ваемые квазифирмы, отличительной чертой которых является постоян­ство контрактов между одними и теми же фирмами (к примеру, в стро­ительстве).

Устанавливаются стратегические альянсы и партнерства, например в сфере дорогостоящих научных разработок. Существуют се­тевые формы кооперации между крупными и мелкими фирмами.

Формирование во многих сферах производства предпринимательских сетей представляется закономерным этапом эволюции системы рыноч­ного хозяйствования, что обусловлено ускорением научно-технического прогресса, появлением новых техники и технологии, облегчающих ком­муникацию между отдельными членами сети, ростом интегрированности экономической среды, доступности самых разнообразных ресурсов, глубокими изменениями в социально-психологическом климате, разви­тием предпринимательской культуры, повышением роли деловой эти­ки, формированием отношений доверия и взаимных обязательств, не­способностью хозяйственных структур во многих случаях справиться с задачами оптимального распределения и использования ресурсов. Предпринимательские сети как специфическая форма межфир­менного взаимодействия независимо от их конкретного вида обладают рядом устойчивых признаков: специфической системой ценностей, складывающейся в рамках сетей; особой системой организационно-управленческих взаимодействий; комплексом преимуществ, обеспечи­ваемых сетями и делающих последние во многих случаях более привле­кательными, чем другие формы взаимодействия.

Система ценностей — это особая атмосфера взаимного доверия, являющаяся необходимым условием существования и стабильности сети, значительно облегчающая процедуры межфирменного взаимодействия; система взаимных обязательств (как закрепленных контрактами и до­говорами, так и неформальная, основанная на специфических для каж­дой данной сети нормах и стереотипах поведения); атмосфера взаим­ной поддержки; взаимное согласие участников сети отказаться от преследования собственных целей в ущерб интересам всех других фирм. В процессе взаимодействия всех структурных элементов сетевой мо­дели выделяется руководящее звено.

Выдвижение в лидеры происхо­дит как бы единственным путем, на основе консенсуса. При этом от­ветственность, хотя и в неодинаковой мере, распределяется между всеми звеньями. При сетевых соглашениях границы между струк­турными элементами не являются столь жесткими, как при других формах взаимодействия.

Ключевым элементом, объединяющим группу компаний в единую сеть, часто является совместное использова­ние информации. Сети, формирование которых началось во многом спонтанно, сти­хийно, превращаются в инструмент целенаправленной координации усилий участников процесса воспроизводства.

Предприятия «паутиной» различных отношений (производственных, сбытовых, кредитно-финан­совых, инновационных) .связаны между собой. Это контрактные отно­шения, совместные проекты, переплетающиеся директораты, субпод­ряд, франчайзинг, венчурное финансирование, лизинг и др.

В результате возрастает стабильность и предсказуемость внешней среды МП, проис­ходит взаимовыгодное движение информационных, технологических, сырьевых, кадровых, финансовых ресурсов. Значительная роль в становлении этих форм принадлежит мерам государственной поддержки малого предпринимательства.

Это могут быть целевые кредитные программы, оказание финансовой помощи МП через частные инвестиционные компании, специальные программы управ­ленческой подготовки и консультирования и др. Например, в ФРГ с 1979 г. осуществляется специальная программа по стимулированию на­коплений для основания собственного дела, в соответствии с которой специальный банк предоставляет займы в размере до 100 тыс. марок сроком до 20 лет.

В течение 10 лет они свободны от погашения. В первые два года по ним не взимаются проценты. В течение этих двух лет феде­ральное правительство возмещает банку соответствующие суммы 1 . Будущее российского малого бизнеса напрямую определяется воз­можностями развития реального производства и формирования тесных кооперационных связей малых и крупных предприятий.

Как показыва­ет зарубежный опыт, в рыночной экономике значительная, если не доминирующая часть малых фирм так или иначе находится в сфере интересов крупных предприятий. При этом устойчивость положения, доходы, финансовые и инвестиционные возможности малых фирм не­посредственно зависят от их отношений с крупными предприятиями.

Очевидно, что содействие сотрудничеству малых и крупных предприя­тий — важное направление развития всей предпринимательской среды. Стимулирование кооперирования МП между собой и с крупными пред­приятиями должно стать важной составляющей как государственной, так и корпоративной политики.

В условиях крайне ограниченных финансовых ресурсов активное подключение МП к предпринимательским сетям будет способствовать созданию гарантированных рынков сбыта для малого бизнеса, повы­шению эффективности их деятельности, социальной стабилизации, а также развитию данной сферы экономики. Программы поддержки малого бизнеса.

Составная часть государствен­ного регулирования сферы малого предпринимательства — разработка и принятие государственных программ поддержки малого предприни­мательства (федеральных, региональных, местных). В России в соответ­ствии с программно-целевым подходом на федеральном и региональ­ном уровнях разрабатываются комплексные программы поддержки малого предпринимательства, рассчитанные, как правило, на два года.

Читайте также:  Бизнес циклы в макроэкономике это

Например, основной целью Федеральной программы на 1994— 1995 гг. являлось создание экономических, правовых и организацион­ных условий для формирования инфраструктуры малого предпринима­тельства. В Программе была предпринята попытка создания нор­мативно-правовой базы для развития малого предпринимательства, финансовой, информационной и технологической поддержки, под­готовки кадров.

Блок так называемых пилотных проектов включал мероприятия по созданию новых и поддержке действующих бизнес-инкубаторов, бизнес-парков, лизинговых компаний, центров поддер­жки малого бизнеса. Наиболее приоритетными задачами инвестици­онных программ являются, как правило, выявление новых деловых возможностей («окон» для проникновения на новые рынки); уста­новление хозяйственных связей, дополняющих уже существующие виды бизнеса; оказание консультационной, маркетинговой, научно-технической помощи и т. п. При реализации принятых программ важное значение имеет контроль за ходом их исполнения, эффективностью применяемых методов, а также поведением отдельных МП, в частности контроль за правильностью ис­пользования полученных государственных средств (ресурсов).

Отсутствие подобного контроля приводит к тому, что программы реализуются не в полном объеме. Например, к концу 1995 г., по данным Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, из 42 запланированных мероприятий общефедеральной части Программы малого бизнеса по 7 направлениям лишь 20 мероприятий в целом были выполнены.

Нынешний этап социально-экономического развития страны дол­жен рассматриваться с точки зрения создания новых предпосылок к переходу малого бизнеса на качественно новую ступень развития. Клю­чевым моментом здесь должна быть не только государственная законо­дательная и материальная поддержка МП, но и более тесная интегра­ция малого бизнеса и других российских предпринимательских структур. Прежде всего необходима устойчивая хозяйственная кооперация мало­го, среднего и крупного бизнеса. Это, в свою очередь, должно стать объектом целенаправленной политики государственной поддержки как на федеральном, так и на региональном уровне.

Ограничение

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Источник: studfile.net

Государственное регулирование развития малого и среднего предпринимательства

Малое и среднее предпринимательство – это форма производственной и коммерческой деятельности, которая отличается относительно небольшими объемами производства, товарооборота, выручки, привлеченных ресурсов и т.д.

Сущность малого и среднего предпринимательства и необходимость его развития

Особое место в экономической системе современных развитых стран мира занимает малое и среднее предпринимательство. Во многих странах доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет около 50-60%.

Малое и среднее предпринимательство осуществляется самостоятельно в форме изготовления и продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг с целью систематического получения прибыли. Идентифицирующими характеристиками малого и среднего бизнеса обычно являются средняя численность персонала (для малых предприятий – не более 100 человек, для средних предприятий – не более 250 человек) и размер доходов от продажи продукции.

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Необходимость развития малого и среднего предпринимательства обусловлена теми положительными результатами, которые, как правило, приносит экономике осуществление данного процесса:

  • Увеличение численности собственников и формирование, тем самым, среднего класса, который выступает в качестве основы социально-экономической и политической стабильности в обществе;
  • Создание дополнительных рабочих мест, благодаря чему повышается занятость населения, его уровень жизни, а также снижается дифференциация его денежных доходов;
  • Личностная самореализация большого числа людей, что значительно улучшит социально-психологический климат в обществе;
  • Разработка и реализация новых предпринимательских идей, технологий производства, способов обслуживания клиентов, т.е. поддержка научно-технического развития;
  • Повышение устойчивости экономического развития через рост уровня конкуренции в экономике (формирование конкурентной среды);
  • Обеспечение (снабжение) крупных предприятий в небольших деталях, полуфабрикатах и т.д.

«Государственное регулирование развития малого и среднего предпринимательства»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Перечисленное выше можно назвать функциями малого и среднего бизнеса, выполнение которых проявляет сущность и значение этой формы экономической деятельности.

Потребность в государственном регулировании малого и среднего бизнеса

Отмеченное большое значение малого и среднего предпринимательство для экономического развития общества обуславливает необходимость государственного регулирования данного вида деятельности. В данном случае речь пойдет про частный случай, одно из направлений государственного регулирования экономики как таковой.

Дополнительная потребность в государственном регулировании развития малого и среднего предпринимательства заключается в том, что предприятия этой категории в большей степени, чем крупные компании и корпорации, ощущают на себе негативное влияние цикличного развития экономики.

В силу небольшого масштаба деятельности малые и средние предприятия в большинстве своем не имеют возможности сформировать резервы в достаточном объеме. А поскольку они непосредственно ориентированы на обслуживание потребителей, на них первыми сказывается снижение доходов населения, которое происходит во время практически любого кризиса.

Содержание государственного регулирования малого и среднего бизнеса

Развитие малого и среднего предпринимательства регулируется государством путем применения специальных методов, которые могут быть административными и экономическими.

Административные методы государственного регулирования экономики заключаются в принуждении экономических субъектов к определенному поведению, в фактическом принятии решений государственными органами вместо них.

Среди административных методов государством в большинстве случаев используются процедуры государственной регистрации и лицензирования. Для того чтобы в национальной экономике быстрее увеличилось количество малых и средних предприятий, государство проводит для них эти процедуры в упрощенном порядке, когда требуется минимум документов, и они занимают мало времени.

Также государственные органы могут воспользоваться таким инструментом, как квотирование, т. е. в некоторых секторах экономики могут выделяться квоты для малых и средних предприятий, которые обеспечат их присутствие на рынке хотя на определенном минимальном уровне.

Экономические методы государственного регулирования экономики заключаются в создании таких условий, которые бы способствовали тому, что экономические субъекты, самостоятельно принимая решения, придерживалась желаемой модели поведения.

Наибольший эффект для развития малого и среднего предпринимательства может оказать реализация налоговой политики. Снижение налоговых ставок, введение налоговых льгот и особых режимов налогообложения, объявление налоговой амнистии значительным образом сокращает издержки малых и средних предприятий, которые благодаря этому могут дальше функционировать и развиваться.

В рамках бюджетной политики государства малые и средние предприятия вправе рассчитывать на получение из бюджета субсидий и дотаций, которые выполняют роль дополнительного источника финансирования. Кроме того, малым и средним предприятиям могут предоставляться особые (привилегированные) условия участия в государственных закупках товаров, работ, услуг.

В денежно-кредитной сфере развитие малого и среднего предпринимательства осуществляется через реализацию государственных программ льготного кредитования (т.е. по сниженным процентным ставкам). Помимо этого, свою роль играют программы государственных гарантий по кредитам малых и средних предприятий.

Таким образом, в настоящее время органы государственной власти используют широкий инструментарий регулирования национальной экономики, который позволяет обеспечить развитие в стране малого и среднего предпринимательства.

Источник: spravochnick.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин